Глава VI. Богослужение I Давно уже Москва как стольный город великого князя и особенно как местопребывание первосвятителя всей России считалась главным в ряду городов русских. Но по своим храмам она все еще уступала некоторым из этих городов, более древним, каковы Новгород и Псков: почти все храмы в Москве были деревянные, за исключением пяти-шести каменных. В настоящий период, когда с окончательным падением у нас системы уделов московские князья сделались государями всей России и, вступив в сношения с более просвещенными странами Европы, начали вызывать оттуда разных художников и украшать свою столицу, она прежде всего украсилась новыми храмами, так что и в этом отношении, если не по числу, то по благолепию их, заняла в нашем отечестве первое место. Великий князь Иоанн III вновь соорудил почти все важнейшие храмы Кремля. Успенский собор, заложенный еще святителем Петром и оконченный Иоанном Даниловичем Калитою (1327), пришел в крайнюю ветхость: своды его треснули и поддерживались деревянными подпорами, а один из приделов после пожара 1471 г. совсем разрушился. Митрополит Филипп I, задумав перестроить этот храм, собрал много серебра с монастырей и церквей, которые обложил для того тяжкою данью, а также от бояр и торговых людей, принесших добровольные пожертвования. Работы поручил (1472) двум русским мастерам, Кривцову и Мышкину, с тем чтобы они построили новый собор по образцу собора владимирского, только шире, и длиннее, и выше на полторы сажени. Но через год сам святитель скончался, а еще через год (21 мая) и храм, складенный уже до сводов, обрушился. Тогда великий князь Иоанн вызвал из Венеции славного зодчего Фиоравенти, которого «хитрости ради Аристотелем зваху». Этот Аристотель Фрязин, разрушив павший храм до основания, заложил новый, и спустя пять лет в Москве явилась церковь соборная, «чудная вельми величеством, и высотою, и светлостию, и пространством», какой «прежде того не бывало в Руси, опричь владимирския церкви». Торжественное освящение нового Успенского собора совершено 12 августа 1479 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Дональд Карсон (баптист) Второе и Третье Послания Иоанна Введение Эти короткие послания (самые короткие книги в Новом Завете) не часто цитировались, и на них не ссылались в ранние времена, что очень затрудняет выяснение датировки, авторства и других подобных вопросов. В этих двух посланиях утверждается, что они написаны «старцем», но дальнейших разъяснений нет. Иногда возникает спор, что «старец Иоанн», упомянутый здесь, не был апостолом и что именно он и написал эти два послания. Но достоверных доказательств, что когда–либо существовал некий «старец Иоанн», нет. Более того, в античности, насколько нам известно, споров относительно авторства апостола Иоанна не возникало. Язык этих посланий напоминает Первое послание и четвертое Евангелие. В настоящее время будет верным принять традиционное мнение и автором считать апостола Иоанна. 2 Ин. обращено «избранной госпоже и детям ее». До сих пор спорят, имеется ли здесь в виду какая–то конкретная женщина или это некий символ, относящийся к церкви. Если верно последнее, то «дети» относилось бы к членам общины. Основные аргументы в пользу первого – в том, что это наиболее естественный способ понимания слов и по содержанию этот вариант гораздо проще, чем если рассматривать его как обращение к общине, и «дом» (10) скорее относится к жилищу определенной семьи. В поддержку же того мнения, что послание предназначалось церкви, выдвигаются следующие аргументы: основная мысль его более приемлема для церкви, чем для отдельного человека, и в послании нет личностных характеристик (в отличие от 3 Ин.). Большинство современных ученых рассматривают данное послание как обращение к церкви. Проблема остается неразрешенной из–за недостатка информации по этому поводу, хотя, возможно, более вероятным кажется, что это личное послание, но это объяснение проще, нежели послание для общины. В этом послании в основе размышлений лежит то же лжеучение, которое упоминалось в 1 Ин. Оно было написано, чтобы предостеречь читателей. Очевидно, существовала опасность, что это лжеучение будет одобрено и, таким образом, эта доктрина распространится.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей. 1921–2007/Сост. Д.П. Анашкин. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012 ЖМП 2 февраль 2013 /  25 марта 2013 г. 01:00 Церковное нормотворчество: новый сборник правовых актов Русской Православной Церкви Заграницей В минувшем году Русская Православная Церковь отмечала пятилетие со дня объединения с Русской Православной Церковью Заграницей. Сейчас можно уверенно сказать, что воссоединение не стало формальным. Успешное объединение и последующее углубление отношений стало прямым следствием внутреннего единства между двумя частями русского православия, того единства, о котором говорил еще святитель Иоанн (Максимович): «Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с нею» (Святитель Иоанн (Максимович) и Русская Зарубежная Церковь. Нью-Йорк; Джорданвилль: Свято-Троицкий мон-рь, 1996. С. 36). Слова архиепископа Иоанна стали пророческими: спустя 40 лет после его кончины разделение было преодолено. Важной задачей, стоящей в настоящее время перед исследователями, является осмысление пути русской церковной эмиграции как части истории единой Русской Церкви. Однако понимание исторического пути любой социальной группы невозможно без четкого представления о ее законодательной базе. Так, например, известный сборник документов и материалов «Акты Святейшего Патриарха Тихона» открыл дорогу к исследованиям довоенной церковной истории, а сборник «Следственное дело Пат­риарха Тихона» позволил подробно изучить гонения на Церковь первой половины 1920-х годов. Исследования по истории русской церковной эмиграции в ХХ веке до сего времени встречали препятствия прежде всего из-за недоступности многих правовых актов, принятых Русской Зарубежной Церковью. Чтобы получить представление о взглядах зарубежного церковного центра на ту или иную проблему, исследователям приходилось подолгу просматривать подшивки старых эмигрантских журналов в зарубежных библиотеках. Нет необходимости говорить, что в России найти эти периодические издания почти невозможно. В результате о многих решениях, принятых РПЦЗ, в России было смутное представление. Иногда оно было и вовсе неверным, что создавало почву для различных фальсификаций. Более того, даже в самой Русской Зарубежной Церкви память о принятых некогда решениях постепенно стиралась. Таким образом, необходимость составления единого свода законодательства Русской Православной Церкви Заграницей назрела давно. Весьма радует, что такой труд все-таки появился.

http://e-vestnik.ru/reviews/tserkovnoe_n...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Латвийской Православной Церкви совершена самочинная архиерейская хиротония 14.08.2023 659 В воскресенье, 13 августа, Высокопреосвященнейший Митрополит Александр в сослужении архиепископа Александра и преосвященнейшего епископа Иоанна за Божественной Литургией рукоположил архимандрита Иоанна (Липшанса) во епископа Валмиерского, сообщает пресс-служба Латвийской Православной Церкви. По окончании Божественной Литургии митрополит Александр обратился с поучением к новопоставленному епископу и вручил ему архиерейский жезл. Новый архипастырь преподал благословение многочисленным верующим, собравшимся в соборе. «80 лет Рига не знала таких событий, - отмечает пресс-служба Латвийской Православной Церкви, - несколько поколений верующих не видели такого торжества. Последний раз архиерейская хиротония в Риге была совершенна в 1943 году, когда был рукоположен Преосвященный Епископ Иоанн (Гарклавс), будущий хранитель Тихвинской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Что важно для всех нас, новый архипастырь Иоанн (Липшанс) стал первым в новейшее время Архипастырем латышом. Искренне желаем Владыке Иоанну помощи Божией в предстоящем ему высоком, многотрудном и ответственном служении, которые ему предстоит совершать на своей родной земле, среди родного ему народа. Просим всех наших прихожан молиться о новом епископе Латвийской Православной Церкви, иерархия которой пополнилась сегодня новым архиереем, что да послужит к дальнейшему укреплению нашей Святой Латвийской Церкви». «Все люди, искренне верующие и живущие в Церкви, любящие Бога и пребывающие в постоянной молитве, с большой радостью встретили это важное, доброе и необходимое событие нашей духовной церковной жизни», - отмечается в сообщении Латвийской Православной Церкви. Как справедливо напоминает в тлг-канале Центр «Хризма», Латвийская Церковь является самоуправляемой в составе Московского Патриархата. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, архиереи самоуправляемой Церкви избираются Синодом из кандидатов, утвержденных Патриархом Московским и Священным Синодом.

http://ruskline.ru/politnews/2023/08/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка Даниил: «Это единственный шанс уврачевать этот недуг» Митрополит Архангельский и Холмогорский рассказал о ситуации в Заостровском приходе 18.01.2013 2053 Время на чтение 9 минут Глава Архангельской митрополии митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил прокомментировал ситуацию, сложившуюся в Заостровском приходе, сообщает епархиальный сайт . Владыка отметил, что на протяжении многих лет приход жил нормальной церковной жизнью, в том числе несколько десятилетий после Великой Отечественной войны, пока в начале девяностых туда не был назначен новый священник, иерей Иоанн Привалов. «С его появлением начались многочисленные изменения, которые вызвали непонимание и негодование местных жителей. Они не могли смириться с тем, как стало совершаться богослужение, искажаться устав, и, в конце концов, оказались вынуждены ездить в другие храмы. Тогда же они стали обращаться к другим приходским священникам и в епархию, с вопросом, кто разрешил отцу Иоанну так служить. Священнослужители, которые присутствовали на заседании Епархиального совета от 11 января 2013 года, рассказывали о том, как трудно было отвечать этим людям. Очень переживал и негодовал настоятель Ильинского собора, протоиерей Владимир Кузив – с ним, епархиальным духовником, отец Иоанн даже не посоветовался. Священники на Совете рассказывали, как эти люди плакали, говорили, что их выгоняют с Литургии, не дают крестить и причащать детей», - отмечает владыка Даниил. Причем владыка Пантелеимон, а затем владыка Тихон не раз говорили отцу Иоанну прекратить свои новшества и самочиния. Он на какое-то время возвращался к церковному уставу, а затем все начиналось сначала. «А между тем в Церкви человек приносит присягу, как в армии; как пишет Симеон Новый Богослов и другие Святые Отцы, через Крещение мы вступаем в воинство Христово. Тем более это касается священнослужителя, который перед рукоположением подписывает специальный документ, обязуясь оказывать полное послушание Матери-Церкви и ничего не предпринимать по своей воле. " ...обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием и Животворящим Крестом в том, что… …Богослужения буду совершать с усердием и благоговением, по чиноположению церковному, ничтоже произвольно изменяя " (из текста присяги). " Клянусь перед Всемогущим Богом " – это страшные слова», - отмечает архиерей.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/18/vl...

игум. Иоанн (Рубин) «Новый век святого духа». Особенности харизматического конгломерата Воат Алексей Александрович Преподаватель кафедры теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат философских наук Современное харизматическое движение датирует свое происхождение кануном нового 1901 г., его родоначальником является методистский пастор Чарльз Пархем 5 . Данное движение невозможно обозначить как единую секту, оно многочисленно, разнородно, включает в себя множество различных сект и микросект, которые объединяются между собой в союзы, иногда действуют в одиночку. В России самое большое харизматическое движение объединено в Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ), который возглавляет «председательствующий епископ» Сергей Ряховский. Харизматическая секта главным образом состоит из самого собрания адептов и домашних групп; изнутри секта представляет собой жесткую авторитарную структуру, деятельность которой строго регулируется постоянными подробными отчетами. В харизматических организациях очень приветствуется, если сектант создает собственную домашнюю группу, а также помогает проведению собраний бывших наркоманов, которые стали харизматиками; значительное внимание уделяется курсам лидеров домашних групп. При вербовке в секты харизматики стараются не указывать свою конфессиональную принадлежность, называют себя «просто христианами», «евангелистами», иногда «протестантами», «христианами вне конфессий». Почти все неопятидесятнические секты занимаются вербовкой новых членов под масками социальной и миссионерской работы в наиболее уязвимых социальных группах (домах престарелых, колониях, детских домах, коррекционных школах-интернатах, пансионатах для детей-инвалидов), представители которых слабо осведомлены в вопросах сектантства. Среди основных рекламных вербовочных средств, активно применяемых харизматиками в сети интернет, можно выделить следующие: • основные сайты неопятидесятнических сект и их интернет-каналы;

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neopjati...

Н.И. Большаков Богослужение о. Иоанна ПРИБЛИЖАЯСЬ к 70 годам от рождения, при неимоверных трудах, при его постоянных разъездах, при непрестанном духовном и телесном напряжении, окруженный по преимуществу людским горем и страданиями, о. Иоанн удивительно сохранил в себе юношескую свежесть и бодрость. Где источник удивительной телесной бодрости о. Иоанна, столь слабого от рождения? Конечно, в его непрестанных молитвенных подвигах, соединенных с частым приобщением св. ТаИн.Господь подкрепляет меня, с Которым я ежедневно соединяюсь через св. причащение, иначе, где бы я мог почерпнуть силы для таких постоянных усиленных трудов, которыми стараюсь служить во славу святого имени Его и для спасения ближних моих. Так свидетельствовал сам о. Иоанн. – В храме предполагается высшая школа действительной, высокой, благородной, полезной и благотворной жизни человека. Церковные наши песнопения – это восторженные, победные гимны христиан. В них воспевается не пустошь, а борьба и победа мучеников, подвижников, пастырей, мирян над царящим в мире злом. В них навертывается светлый, могучий, святой идеал христианской жизни, – идеал, который невольно влечет к себе всякую душу, отзывчивую на все доброе святое, честное, благородное и возвышенное. Эти гимны – лучшая христианская поэзия. Голос церковных чтений, песней, молитв и молений, – это голос душ наших, излившийся от сознания и чувства наших духовных нужд и потребностей. Это лучший голос всего человечества, сознающего и чувствующего свою бедность, свое окаянство, свою греховность, свою нужду в Спасителе, нужду в благодарении и славословии за бесчисленные благодеяния и бесконечные совершенства Божии. Чудны эти молитвы и песни; они – дыхание Духа Святаго! Но беда вся в том, что они часто достигают только до нашего слуха, не проникая во внутреннейшее святилище наше. Если бы мы были более внимательны в храме, какими бы чудными нам казались и все наши песнопения, постоянно, сколько бы раз мы не слушали их. Говорю – постоянно. Кто слушает внимательно церковные песнопения, тот каждый раз будет находить в них все новый и новый смысл. Не только в целом песнопении он будет открывать новые глубокие мысли, но и в каждом отдельном выражении их. Я испытал это не один раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

На днях Валаамскую обитель посетил иерарх Сербской Православной Церкви архиепископ Охридский Иоанн, который в феврале этого года был освобожден из македонской тюрьмы и прибыл на лечение в Россию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В интервью изданию «Свет Валаама» архиепископ Иоанн рассказал о своем пути к вере, а также объяснил, что самое главное в жизни человека и как можно узнать волю Божию. – Ваше Высокопреосвященство, позвольте, прежде всего, начать наш разговор с вопросов о том, как Вы пришли к христианству и когда Вы почувствовали, что монашеский путь – Ваш путь? – Я родился в семье, в которой были важны христианские ценности. По материнской линии в нашем роду было много священников. Мой дед, хотя и не был в священном сане, являлся весьма набожным человеком. В какой-то момент времени ему предложили стать начальником крупной торговой компании, но для этого нужно было вступить в союз коммунистов. Дед отверг это предложение и не вошел в этот союз. В то время ситуация для исповедования Православия была сложной. Однако сам я жил в достаточно благоприятных условиях для развития моей собственной церковности. В то же время не могу сказать, что в раннем возрасте я думал о монашестве. В 12 – 13 лет я начал читать Священное Писание. И до того, как отправился служить в армию (в 18 лет), уже был глубоко вовлечен в христианство. И сегодня, когда я советую читать Священное Писание, рекомендую начинать изучение с Нового Завета, а затем плавно переходить к Ветхому. – Разъясните, пожалуйста, этот совет. – В Новом Завете нам уже дана полная истина о бытии. В Ветхом же Завете это все в тени. Ветхий Завет сложен для понимания и для людей зрелого возраста, которые имеют познания в определенных науках: у них может возникнуть целый ряд недопониманий и недоразумений. Прп. Максим Исповедник говорил: «Ветхий Завет – это тень, а Новый Завет – это икона». Новый Завет ближе к реальности, и для того чтобы понять тени Ветхого, нужно идти от света Нового. Во время прохождения службы в армии только я и еще один молодой человек были верующими и не скрывали этого. Мне сейчас даже трудно сказать, почему я имел дерзновение показать такую храбрость тогда. Иной человек, наверное, стал бы прибегать к некоторой дипломатии, чтобы легче пройти службу и вообще проще идти по жизни. Всю мою сознательную христианскую жизнь я стремлюсь к тому, чтобы следовать Заповедям Божьим. Я был убежден тогда, что Господь хотел, чтобы мы исповедовали Его. Разумеется, я встретил сильное противодействие: появились люди, которые следили за мной, старались переубедить и т.д. И хотя уже много времени прошло с тех пор, я глубоко убежден, что никогда человек не посрамится, если исповедует Бога.

http://pravoslavie.ru/78657.html

Симфония на Новый и Ветхий Завет с общими и миссионерскими параллелями. С приложениями: 1) Краткого библейского указателя; 2) Алфавитного указателя собственных библейских имен и 3) Хронологической таблицы, показывающей время главнейших событий библейской истории от, сотворения мира до Рождества Христова. Цель издания этой „Симфонии» практическая: дать пособие пастырям, миссионерам и вообще всем, любящим слово Божие, чадам св. церкви, желающим, в настоящее время религиозно-нравственного распутья и шатания во все стороны преходящих человеческих авторитетов, поруководить, наставить и укрепить сынов православия колеблющихся и истинах нашей св. веры и обличить отступников от Церкви. О „Симфонии» были даны лестные отзывы во многих периодических изданиях. Составил диакон Иоанн Смолин Каталог противо-сектантских брошюр «Меч Духовный» напечатан в конце сей книги Вместо предисловия Цель, задача и способ пользования настоящей книгой объяснены ниже, во введении к ней. В настоящих же строках позволяем себе лишь поделиться с нашими отцами и братьями во Христе – ревнителями Православия, несколькими откликами, из множества полученных нами со всех концов России, о составленных нами миссионерских пособиях, как практичных и необходимых для духовной борьбы с современным сектантством. Не останавливаясь на «том, что уже сделано нами и не успокаивая себя лестными отзывами, мы душевно желаем продолжать с Божиею помощью выпуск посильных, литературно-миссионерских изданий для облегчения и упрощения способов духовной борьбы с ересями нашего времени. С этою именно целью мы и выпустили в свет настоящую книгу „Меч духовный», а вместе с ней напечатали под тем же заголовком дешевые брошюры по 60-ти различным вопросам веры, пререкаемым сектантами, которые затронуты в настоящей книге. Позволяем себе надеяться, что наши просвещенные Архипастыри, пастыри, руководители духовными органами печати, а также и прочие ревнители Православия, не откажут нам в своем содействии к более широкому распространению наших миссионерских пособий для противодействия натиску сектантской пропаганды, чтобы тем помочь нам удешевить дальнейшие миссионерские издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

13-е Святого отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Цареградского Иоанн, наставник вселенский и победитель душ силою своего истинно-божественного дара слова, на которое отозвался мир наименованием его «Златоустым, устами Христа, устами Божиими», родился в Антиохии Сирийской в 347 году. – Сын одного из начальников войск, находившихся в Сирии, по имени Секунда, Иоанн еще в колыбели, по смерти отца своего, остался сиротою, но имел счастие найти в своей матери, по имени Анфусе, такую любящую, благочестивую и умную воспитательницу, которая сумела оградить его от всех бедствий и лишений раннего сиротства, сумела восполнить одним своим христианским, и потому всеобъемлющим, влиянием незаменимую для сына утрату отца. Под этим-то влиянием своей матери, отказавшейся, не смотря на свою молодость, от вступления в новый брак и сосредоточившей всю свою душу на своих детях, сыне и дочери, Иоанн получил первые уроки в христианских истинах и благочестии, которые сказались в нем впоследствии бессмертною славою образцового подвижника, отца Церкви, вселенского учителя. Еще в нежном возрасте Иоанна мать его успела возбудить в нем ту силу и образовать постоянство, которые сделались основными свойствами его характера. Замечая его необыкновенные природные дарования, она, пользуясь пребыванием в Антиохии, столице Востока, многих лучших ученых наставников по всем отраслям наук и владея богатым состоянием, оставленным ей мужем, имела возможность доставить Иоанну лучших учителей. Подготовленный домашним воспитанием, он продолжал его в языческих школах, так как прежние, христианские школы были закрыты богоотступником Юлианом, а новых еще не успели устроить. Но это обстоятельство не повредило юноше, в сердце и уме которого уже твердо насаждены были христианские чувства и понятия. Притом же, так как он был приучен к полной откровенности с матерью, то она была в состоянии следить за всеми его впечатлениями и направлять их. В школах Иоанн занимался так успешно, особенно в красноречии, что, поражал не только товарищей, но и преподавателей. Ливаний, опытный софист, пожелал в присутствии большего собрания прочесть блистательную речь своего ученика, написанную им в похвалу императоров, и, кончив чтение, при общем рукоплескании воскликнул: «счастлив писатель, умеющий так прославлять императоров! Но также счастливы те императоры, которые царствуют в то время, когда мир владеет таким писателем!» – Этот же знаменитый ученый Ливаний через несколько лет после того, перед смертию своею, на вопрос: кого бы он желал иметь своим преемником? – отвечал, что он избрал бы Иоанна, если бы его не похитили христиане... и вообще предсказывал Иоанну блистательную будущность в свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010