Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК Прп. Иоанн Молчальник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 230) Прп. Иоанн Молчальник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 230) (Безмолвник, Исихаст, Постник, Савваит) [греч. Ιωννης συχαστς] (8.01.454 - 8.01.559), прп. (пам. 3 дек., 30 марта; пам. греч. 3 дек.). Источником сведений об этом святом служит его Житие, написанное при жизни И. М. Кириллом Скифопольским (557), его духовным сыном, а также Жития прп. Саввы Освященного и прп. Евфимия Великого , написанные тем же автором. И. М.- Кирилл Скифопольский точно указывает дату его рождения - происходил из богатой и влиятельной семьи, живущей в г. Никополь Армянский, члены к-рой на протяжении неск. поколений занимали высокие посты в гражданской и военной администрации империи и при дворе. После смерти родителей И. М. раздал имущество и на 18-м году жизни основал небольшую киновию, в к-рой вместе с ним подвизалось 10 иноков. Среди проч. аскетических подвигов И. М. практиковал отказ от омовений, не желая видеть своего обнаженного тела. Через 10 лет митрополит Севастийский рукоположил его во епископа г. Колония. На 9-м году его епископства муж его сестры, назначенный правителем провинции, стал вмешиваться в дела вверенной И. М. епархии, а также нарушать право убежища в церквах, особенно усугубились нестроения после смерти сестры И. М. Преподобный был вынужден отправиться в К-поль (490-491), где нашел защиту от притязаний своего родственника у свт. Евфимия I , патриарха К-польского. Устроив дела епархии, И. М. решил оставить мирскую суету и, дав распоряжения сопровождавшим его священникам, тайно отплыл в Иерусалим, откуда, ведомый небесным знамением в виде креста, отправился в лавру прп. Саввы Освященного. Он скрыл свой епископский сан и нес все обычные для новоначальных иноков послушания: носил воду, помогал на кухне, на строительстве странноприимного дома, затем стал заведовать лаврской гостиницей.

http://pravenc.ru/text/471384.html

Кирилл Скифопольский (около 514–557 гг.) О жизни Кирилла Скифопольского не сохранилось никаких сведений, кроме тех, которые можно извлечь из составленных им нескольких жизнеописаний святых. Из этих сочинений мы узнаем о том, что родился он в галилейском городе Скифополисе и, едва ему минуло тридцать лет, удалился в монастырь святого Евфимия (Палестина), где провел около одиннадцати лет; затем он переселился в монастырь святого Саввы (Палестина), где жил до конца своих дней. Еще во время пребывания в монастыре св. Евфимия Кирилл заинтересовался историей возникновения монастыря, личностью его основателя и стал собирать сведения с тем, чтобы описать жизнь Евфимия – одного из столпов палестинского монашества V в. Свой второй труд Кирилл посвятил основателю другого монастыря, Савве, жившему на рубеже V–VI вв. Возможно, что Кирилл поставил себе целью написать серию таких произведений, посвященных жизни видных представителей палестинского монашества, но ранняя смерть помешала ему осуществить свой замысел. Под его именем нам известны, кроме жизнеописаний Евфимия и Саввы, жизнеописания Иоанна Молчальника, бывшего некоторое время епископом монастыря св. Саввы, Кириака, Феодосия и Феогния. Все эти жития имеют немалое значение для ознакомления с историей церкви и распространения монашества в Палестине V–VI вв. Жития написаны простым языком, хотя и несколько однообразным, безо всякого нарочитого риторического украшательства; композиция всех жизнеописаний очень проста и почти одинакова; постоянные эпитеты, даваемые автором святым, не оригинальны; к этому времени они становятся уже штампом, но они не нарушают общий доверительный тон рассказчика, с большим уважением и почтением относящегося к описываемым им лицам. ЖИТИЕ СВЯТОГО ИОАННА, ЕПИСКОПА И МОЛЧАЛЬНИКА ЛАВРЫ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ 288 Первым я опишу преподобного Иоанна, молчальника лавры блаженного Саввы, потому что долгой и светлой жизнью превзо­шел он всех других подвижников 289 . Этот осиянный отец наш Иоанн происходит из армянского Никополя 290 ; он рожден от мужа и жены по имени Эвкратий и Евфимия, прославленных богатством и знатностью рода, отличившихся и на государственном поприще; в начальстве над войском, в умении повести народ за собою, в распоряжении верховной властью при царском дворе. Немало сказаний и подвигов связано с ними у сынов византийских и армянских, но чтобы вступление к моему повествованию не вызвало чувства пресыщения, я добровольно умолчу об этом и расскажу об Иоанне лишь то, что, быть может, хорошо известно всем, знавшим его.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жития Это собрание житий иногда называют «историей палестинского монашества», т. к. они описывают жизнь самых выдающихся палестинских отшельников V-VI вв.: Иоанна Молчальника, Евфимия Великого, Саввы Освященного, Герасима, Кириака Отшельника, Феодосия Киновиарха. Ценность этих житий, в том, что Кирилл Скифопольский подвизался в тех местах, где жили его герои, разговаривал с очевидцами их жизни, не говоря уже о том, что некоторых палестинских подвижников, чьи жития он написал, Кирилл Скифопольский видел лично (Саввву, Кириака; житие Иоанна Молчальника он начал писать ещё при жизни святого). Читти пишет о житиях Кирилла Скифопольского: «[Кирилл Скифопольский]судя по текстам Житий, никогда не приукрашивает увиденное и не дополняет от себя услышанное им. Повеетвование его напрочь лишено избыточных или не относящихся к делу деталей; при этом мы не только видим замечательных подвижников — перед нами проходит полтора века истории этой незабываемой страны». Жития Житие св. Иоанна, епископа и молчальника Лавры аввы Саввы 1. Первым я предлагаю для повествования авву Иоанна, молчальника Лавры блаженного Саввы, как первенствующего перед всеми другими и временем и светлостью жизни. Сей просвещенный отец наш Иоанн происходил из армянского Никополя и имел родителями Енкратия и Евфимию; они гордились богатством и знатностью рода и выдавались во многих государственных начальствах, в воинских чинах, в городских старейшинствах, в вельможестве при царском дворе. Об них поведают многие рассказы и деяния Византийцы и Армяне. Но для того, чтобы сначала не доставить пресыщения моему повествованию, я охотно это опускаю, предполагая рассказать об нём только то, что известно почти всем, знающим его. Родился он, как сам рассказывал мне, в восьмой день января месяца, седьмого индиктиона, в четвертый год царствования боголюбивого Маркиана, и так как родители его были христиане, то он и воспитывался по–христиански со своими братьями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

Скачать epub pdf Кончина праведника См. также: Болезни . 105; Вера . 127; Кротость . 368; Подвижник . 758; Прозорливость . 914. 330. Отшельник, предвидя свою кончину, пригласил поселянина, попросил вырыть могилу, лег в нее и мирно скончался Двое отшельников жили близ обители аввы Феодосия в Скопеле. Старец скончался, и ученик его, совершив молитву, похоронил его в горе. Прошло несколько дней. Ученик отшельника спустился с горы и, проходя мимо селения, встретил человека, трудившегося на своем поле. “Почтенный старец, – обратился он, – сделай милость, возьми свой заступ и пойдем со мной.” Земледелец пошел за ним. Взошли на гору. Отшельник указал мирянину на могилу своего старца и сказал: “Копай здесь!” Когда тот вырыл могилу, отшельник встал на молитву и, окончив ее, спустился, лег над своим старцем и отдал душу Богу. Мирянин, зарыв могилу, вознес благодарение Господу. Сойдя с горы на такое расстояние, как может упасть брошенный камень, сказал сам себе: “Я должен был бы принять благословение от святых!” Подвернувшись, он уже не мог найти их могилу, (Луг духовный. С. 110). 331. Святой Иоанн Молчальник видел, что душу странника приняли Ангелы и вознесли ее на Небо с псалмопением См. также: Ангелы . Святой Иоанн Молчальник возымел желание видеть, как разлучается душа с телом, и, когда просил об этом Бога, был восхищен умом во святой Вифлеем и увидел на паперти церкви умирающего странника. После кончины странника Ангелы приняли его душу и с песнопениями и благоуханием вознесли на Небо. Тогда святой Иоанн захотел наяву своими глазами увидеть, что это действительно так. Он пришел в святой Вифлеем и убедился, что в тот самый час действительно преставился этот человек. Облобызав его святые останки, он положил их в честной гроб и возвратился в свою келию. (Палестинский патерик. С. 17). 332. Умирая, авва Иосиф увидел диавола и повелел ученику подать жезл; видя это, диавол исчез См. также: Демонские козни ; Ревность . Поведали: “Когда авва Иосиф Панефосский кончался, сидели у него старцы. Посмотрев на дверь, он увидел диавола, сидевшего у двери. Тогда, подозвав своего ученика, авва сказал ему: “Подай жезл. Он думает, что я состарился и не могу с ним справиться.” Ученик исполнил просьбу. Авва взял жезл, и старцы увидели, что диавол, в образе собаки, протиснулся в дверь и исчез.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 304. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Когда Иоанну минуло двадцать восемь лет, скончался епископ города Колонийского 7982 . Граждане отправились к митрополиту Севастийскому 7983 и просили его о поставлении нового епископа. Во время избрания лица, которое было бы достойно этого сана, у всех на устах было имя Иоанна, игумена Никопольского монастыря, как достойного занять престол Колонийской церкви. Знавшие великое его смирение полагали, что он не пожелает принять епископский сан; поэтому митрополит послал за ним под предлогом некоего церковного дела, и когда святой пришел, то убедил его быть епископом. Тогда его посвятили и возвели на престол Колонийской церкви. Приняв церковное правление, Иоанн не изменил своего иноческого правила и подвигов. Так, он никогда не входил в баню, и даже не омывал тела своего, из опасения, чтобы не только кто из посторонних не видал наготы тела его, но даже чтобы и самому не видеть себя когда-либо нагим: он помнил наготу Адамову 7984 . Благоугождать Богу постом, молитвами, чистотой телесной и душевной, очищать все свои помышления, смирять в себе всякую гордость, противящуюся разуму Божию, и отдавать разум в послушание Христу ( 2Кор.10:5 ), – вот в чем заключались все попечения Иоанна. Так добродетельно живя, он был и для других примером доброго жития; взирая на него, и прочие исправлялись и начинали жить добродетельно. В числе таких был Пергамий, брат его по плоти, муж славный и находившийся в большом почете у царя Зенона, также и у Анастасия, царствовавшего после Зенона 7985 . Видя, что брат его, блаженный Иоанн, живет свято, Пергамий умилялся душою и прилагал великое старание, чтобы угодить Богу. Также и племяннику Иоанна Феодору, который впоследствии был в великом почете у благочестивого царя Юстиниана 7986 , послужило на пользу Ангелоподобное житие дяди его. Феодор со всеми домашними своими жил Богоугодно и был так добродетелен, что и сам царь и бояре дивились честному житию его и разуму, правой вере и милосердию. Во всем этом Феодор успел, имея пример непорочного жития в блаженном дяде своем Иоанне.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

" Первые дни по смерти тирана, - говорил один из римских историков, - бывают счастливейшими для народов " , так как " конец страдания есть живейшее из человеческих удовольствий " , - добавляет к этому Н.М.Карамзин. Царь Федор был кротким, робким, безвольным, слабым умом, беспредельно набожным и равнодушным к мирскому величию. На престоле россияне увидели постника и молчальника, рожденного скорее для кельи и пещеры, нежели для державной власти. Примерно так же в часы искренности говорил о Федоре сам Иоанн IV Васильевич, оплакивая смерть любимого старшего сына Иоанна. Не унаследовав от отца царственного ума, Федор не имел также ни сановитого облика отца, ни мужественной красоты деда и прадеда. Он был малого роста, дрябл телом, бледен лицом, всегда улыбался, но без живости, двигался медленно, ходил неровным шагом от слабости в ногах. Одним словом, новый царь изъявлял в себе преждевременное изнеможение естественных и духовных сил. А Федору, когда он взошел на престол, было лишь 27 лет. Новая Верховная (Ближняя) дума из пяти вельмож, предложенная умирающим Иоанном Васильевичем, была предметом всеобщего внимания, надежды и страха. Князь Иоанн Федорович Мстиславский единственно отличался знатностью рода и сана, будучи старшим боярином и воеводой. Никиту Романовича Юрьева уважали как брата незабвенной Анастасии и дядю государя. Любили его также и за благодушие и благородство. В князе Иоанне Петровиче Шуйском чтили славу великого ратного подвига, отважность и бодрость духа. Вельского Богдана Яковлевича - хитрого, гибкого - ненавидели, как первого любимца Иоанна Грозного. Уже знали редкие дарования Бориса Федоровича Годунова и тем более опасались его. Он тоже смог снискать любовь тирана, а также был зятем гнусного Малюты Скуратова, свойственником и другом Вельского. Приняв власть, Верховная дума в первую же ночь после смерти царя Иоанна IV Васильевича обвинила Нагих в измене, выслала из столицы некоторых близких к покойному царю людей, других же заточила в темницу. К родственникам вдовствующей царицы, Нагим, приставили стражу, подозревая их в злых умыслах, очевидно, в намерении объявить Дмитрия наследником престола.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1925...

Саровский цветник. Наставления старцев Саровской пустыни в аудиоформате Содержание Предисловие Иеросхимонах Иоанн (1670–1737) Иеросхимонах Димитрий (1678 – 4 октября 1747) Иеромонах Ефрем (1694 – 30 мая 1778) Иеромонах Пахомий (1727 – 6 ноября 1794) Иеромонах Исаия (1741 – 4 декабря 1807) Игумен Нифонт (1761 – 8 марта 1842) Преподобный Назарий Саровский чудотворец (1735 – 23 февраля 1809) Иеромонах Илларион (1770 – 12 ноября 1841) Преподобный Марк Молчальник (1733 – 4 ноября 1817) Преподобный Серафим Саровский (19 июля/1 августа 1759 – 2/15 января 1833) Протоиерей Авраамий Некрасов (1805 – 5 апреля 1886) Иеросхимонах Василий. Последний старец Саровской пустыни (ок. 1833–1919) Использованная литература     Предисловие О Саров! Саров! Не только колыбель монашества, но ты Академия монашества! Прп. Антоний Радонежский В этом году православные верующие России вспоминают 20-летие поистине великого события – второго обретения мощей прп. Серафима Саровского . Тогда, в 1991 г., чудесное их обретение в запасниках Музея истории религии и атеизма и торжественное перенесение крестным ходом через всю страну в Дивеево имели огромное значение для только начинающей свое возрождение Русской Церкви. Все, кому довелось участвовать в том торжестве, помнят сопровождавшее его сияние пасхальной радости, обновляющей многострадальную русскую землю. Празднество это, как и прославление прп. Серафима в 1903 г., вновь утвердило в сердце каждого православного человека память о Саровском монастыре. Конечно, навеки имя этой обители связано с прп. Серафимом, но и до него и после него в Сарове были подвижники и учителя монашества, о чьих наставлениях самое время вспомнить сегодня. Что же за монастырь стал местом, в котором возрос великий светильник Русской земли прп. Серафим? В XVIII и первой половине XIX столетий среди всех русских монастырей своей строгостью выделялся Саров – Свято-Успенская Саровская пустынь. Основана она была в 1706 г. первоначальником иеросхимонахом Иоанном, составившим для обители общежительный устав, по которому она жила все время своего существования до закрытия в 1927 г. Первые настоятели монастыря, назначавшиеся на должность «строителей», соединяли в своем многотрудном подвиге множество усилий по благоустроению обители с суровой аскезой и непрестанным духовным деланием. Не только внешне красива и устроена была Саровская пустынь, но и внутренне украшена христианскими подвигами и благочестивой жизнью подвижников монашества, какими были ее первоначальник иеросхимонах Иоанн, его преемник и ученик строитель Димитрий, благочестивый старец Ефрем, благоговейный муж Пахомий, смиренный Исаия, правдивый игумен Нифонт, пустынник игумен Назарий, схимонах Марк, иеромонах Серафим, иеросхимонах Иларион. Из опытных Саровских старцев иногда избирались подвижники для устроения иных монастырей – так было с игуменом Назарием, ставшим возродителем Валаама.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

Смерть Не забывай о смерти Твердые души не бледнеют при виде своего гроба: он телом на земле, а духом на небесах… Одна императрица еще при жизни приказала изготовить для себя гроб и часто, показывая на него детям, говорила: «Можно ли нам гордиться? Вот куда чрез несколько лет перейдут повелители народов». Польза от размышления о смерти Блаженный Исихий Хоривиг, живший, сначала в небрежении и лености, после одной тяжкой болезни решился исправиться и для утверждения себя в новой жизни положил за правило помышлять о смерти постоянно. Такое помышление не только отвлекло его от грехов, но и поставило на высокую степень добродетели. Двенадцать лет он пробыл безвыходно в своей келии молчальником, вкушал только хлеб и воду, и день и ночь плакал о своих грехах. Когда наступил для него час смертный, братия вошли к нему и стали умолять, чтоб хоть пред смертью он что-нибудь сказал им в назидание. Убежденный опытом, какую пользу приносит человеку память смертная, Исихий вместо всякого поучения воскликнул: «Простите меня, братие! Кто имеет память смертную, тот никогда не может согрешать». И с этими словами предал дух свой Господу. – И подлинно, не может согрешать! «Поминай поздняя твоя, и вовеки не согрешиши», – учит премудрый сын Сирахов ( Сир.7:39 ) («Пролог», 3 окт.). Память о смерти Св. Иоанн Милостивый, патриарх александрийский, желая навсегда сохранить память о смерти, приказал устроить для себя гроб, но не отделывать его окончательно, и поставил в обязанность мастерам, чтобы они и в праздничные дни приходили к нему и в присутствии всех громогласно говорили: «Гроб твой, владыко, доселе еще не окончен, итак, прикажи докончить его, ибо смерть приближается, как тать, и ты не знаешь, в какой час она придет». Таким напоминанием блаженный Иоанн понуждаем был непрестанно хранить память смертную и всегда быть в готовности к переходу от временной жизни к вечной (журнал «Воскресное чтение»). Грустная смерть Одного священника позвали к постели умирающего богача. Священник опустился на колени у постели больного и хотел, молясь за него, взять его руку. Но, к удивлению священника, больной не хотел протянуть ему руки. Когда больной умер и подняли одеяло, то в сжатой руке нашли ключ от ящика с деньгами. Сердце и рука до последнего вздоха принадлежали земле, а между тем бедный богач ничего не мог взять с собою. Рассказы о блаженной кончине праведников

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2 . Существовал некогда на Орронте Божий град Антиохия, гремевший величием театров, красотою портиков, зданиями храмов, многочисленностью граждан и несметными богатствами и далеко превосходивший (во всем этом) почти все восточные города. Но время и рука варваров уничтожили его благосостояние: хотя и теперь еще он блистает крепкими башнями, сильными бойницами, цветущими лугами и струями разливающихся вокруг его вод; благодаря тому, что у самого города тихо течет река, опоясывает его и окружает его укрепления влажными кольцами. Кроме того он изрядно орошается водами Кастальского источника, волны когорого струятся вокруг его на подобие ключей и частыми протоками каналов омывают весь город и наполняют его струями, так как, благодаря щедрости и великодушию основателя города, воды из этого источника проведены в город чрез горы. Здесь пресловутое предместие Дафны украшается как венком богатой и разнообразной растительностью. (Тут же) и дивная гора, на которой обитал чудный Симеон. С ними граничит Чорная гора и Скопел, на которых древле многие боголюбивые человеки, искавшие Бога, обрели Его, и ныне есть такие из спасающихся, которые обитают в лесных чащах тех гор, красотою их привлекаемые. Кастальский источник, пробивающийся посреди двух холмов из подножия одного из них, обращенного к морю, огромной массой воды как бы из пасти извергается: тут и портик (бассейн) громадный усматривается, охватывающий волны источника; из него (портика) вода, переполняясь до краев, разделяется на два русла. Одно из них, направляясь по каналам, проведенным по возвышенностям и делаясь как бы воздушною рекой, проникает в город с правой возвышенной стороны; а другое при левом источнике, протекая по низменностям, разливается лагунами и орошает весь луг Дафны и смешивается с потоками Орронта с левой стороны. Дивная гора, помещаясь между городом и морем, является чем-то особенным и приятным для глаз зрителей; ибо, гранича с одной стороны с городом, с другой – с (известным) Росо, она в свою очередь имеет у себя с обеих сторон Скопел и так называемый Кавказ. А река Орронт, струясь безчисленными извилинами у подошвы горы, изливает свои струи в море. На вершине этой горы великий оный муж, предавшись молчальничеству, и восхождения положив в сердце 1 , в теле делается как бы превыше тела и тщится с телом соделаться эфирным и занять средину между Богом и людьми. И как соделалось это диво с боголюбивым оным мужем, я разъясню. Руками каменотесов вырубивши углубление в вершине дивной горы, он устроил монолитный или односоставный монастырь, посреди которого обтесавши цельный столп, на нем положил восхождения, на камени, по писанию, утвердив стопы 2 , на восток солнца воздвигает прекрасный Богу храм: в нем собирает своих учеников; и в то время как сам он под открытым небом, а они внутри церкви, стоя целую ночь, приносили Богу подобающую святым службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главным, если не исключительным деятелем в развитии богослужебного устава стало теперь монашество. Являясь столь характерным явлением церковной жизни IV-V вв., оно теперь получает еще более сильное влияние на эту жизнь; из него гл. обр. пополняются ряды вышей иерархии, оно питает просвещение и литературу, оно влияет на решение важнейших богословских вопросов. Если иночество этого периода не представляет уже таких гигантов духа, как начальная его пора, то оно продолжает удивлять мир подвигами (Мария Египетская † 522 г., Симеон Дивногорец † 596 г.), изобретает новые их роды (юродство – прп. Симеон † 590 г., молчальничество – прп. Иоанн † 558 г.), являет неизвестные прежнему периоду примеры мученичества (избиения отцов в Синае и Палестине) 1491 . Все это вместе с необычайным количественным ростом монашества делает из него большую силу в церкви, главный нерв ее жизни. Но едва не наиболее влияние монашества должно было сказаться из всей церковной жизни на богослужении. Неудивительно поэтому, что все сведения, дошедшие до нас из этой эпохи о богослужении, ограничиваются именно монастырским богослужение. – Если делать сравнительную оценку тогдашнему монашеству по районам его распространения, то на первом (с. 319) месте надо поставить палестинское и синайское монашество. Насколько значительнее были эти центры его в сравнении с другими (например, Константинополем), видно из того, что только они оставили по себе литературный следовательно, Тогда как о монастырях других мест мы от этой эпохи не имеем почти сведений, синайское и палестинское иночество VI-VII вв. имеет свой патерик в виде «Луга Духовного " Иоанна Моска, а палестинское и подробнейшую историю почти за весь этот период. Последнее, кроме того, привлекает к себе внимание, благосклонность и щедрые пожертвования Византийских императоров. Следовательно, если монашество этого времени взяло на себя развитие христ. богослужения, то наиболее здесь должны были сделать палестинские монастыри. В этих же последних центральной фигурой этой эпохи является преп. Савва освященный. Неудивительно, если литературное предание к нему главным образом, возводит нынешний тип богослужения. Преподобный Савва Освященный

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010