...Сам Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы только насыщались бедные, но чтобы и подающие получали благодеяние, и – даже больше для последних, чем для первых (свт. Иоанн Златоуст , 46, 270). Источник. Ведь то и милостыня, когда подаешь ее с радостью и думаешь, что сам больше получаешь, чем сколько даешь (свт. Иоанн Златоуст , 46, 271). Источник. ...Оставив... неуместную пытливость, подавайте (милостыню) всем нуждающимся, и делайте это с великой щедростъю, чтобы и нам самим удостоиться в тот день (будущего Суда) великой милости и снисхождения от Бога... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 276). Источник. ...Девственник и постник полезен только себе самому, а милостивый есть общая пристань обуреваемых, избавляет ближних от бедности и удовлетворяет нуждам других (свт. Иоанн Златоуст , 46, 282). ...Милостыня без девства привела питомцев своих с великою славою в Царство, уготованное прежде сложения мира (ср.: Мф. 25, 34 ) (свт. Иоанн Златоуст , 46, 282). ...Мы, желая избавиться милостынею от болезни душевной и от тяжких ран греховных, должны оказывать ее со всем усердием (свт. Иоанн Златоуст , 46, 284). Источник. ...В милостыне не так, ... Ты бросаешь серебро, а собираешь дерзновение к Богу, даешь деньги, и берешь грехов разрешение, доставляешь хлеб и одежду, и за это тебе приготовляется Царство Небесное и бесчисленные блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша ( 1Кор. 2, 9 ); а главное из всех благ – то, что ты делаешься подобным Богу, по силе человеческой (свт. Иоанн Златоуст , 46, 293). Хотя бы мы и не сознавали за собою никакого великого греха, однако будем очищать свою совесть милостынею (свт. Иоанн Златоуст , 46, 308). Источник. Для того отцы наши и поставили бедных пред дверьми молитвенных домов, чтобы один вид бедных мог даже в самом нерадивом и бесчеловечном пробудить воспоминание о милостыне (свт. Иоанн Златоуст , 46, 308). Источник. Подлинно, не так вода по природе своей омывает нечистоты тела, как милостыня силою своею обтирает нечистоту души (свт. Иоанн Златоуст , 46, 308).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иоанн Богослов , апостол из 12-ти, евангелист (8/21 мая; 30 июня/13 июля ап.]; 26 сентября/9 октября) Иоанн Бранкович , Сербский, блж. (10/23 декабря) Иоанн Виленский (Литовский), мч. (14/27 апреля) Иоанн – Владимир , Сербский, кн., мч. (22 мая/4 июня) Иоанн Власатый , Милостивый, Ростовский чудотворец, Христа ради юродивый, (23 мая/5 июня [Ростов.]; 3/16 сентября; 12/25 ноября) Иоанн Воин , мч. (30 июля/12 августа) Иоанн Дамаскин , прп., песнописец (4/17 декабря) Иоанн Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Иоанн Златоуст , Константинопольский, патр., Вселенский учитель (27 января/9 февраля; 30 января/12 февраля свт.]; 14/27 сентября; 13/26 ноября) Иоанн Казанский , мч. (24 января/6 февраля) Иоанн Константинопольский , Палестинский, прп. (26 января/8 февраля) Иоанн Кронштадтский , прав., прот. (20 декабря/2 января) Иоанн Кущник , прп. (15/28 января) Иоанн Лествичник , Синайский, игумен (30 марта/12 апреля; в Неделю 4-ю Великого поста) Иоанн Менюжский , Новгородский, отрок, прав. (24 июня/7 июля) Иоанн Милостивый , Александрийский, патр. (12/25 ноября) Иоанн – Моавий , Персидский, Багдатский, царь (9/22 июля) Иоанн Московский , Большой колпак, Христа ради юродивый (3/16 июля; 13/26 июня) Иоанн Новгородский , архиеп. (7/20 сентября) Иоанн Новый , Сочавский, вмч. (2/15 июня) Иоанн Палеолаврит , Ветхопещерник, иеромонах (19 апреля/2 мая) Иоанн Палестинский , прп., спостник прп. Симеона юродивого (21 июля/3 августа) Иоанн Пещерник , Вавилонский, прп. (9/22 июля) Иоанн Персидский , еп., сщмч. (1/14 ноября) Иоанн Петроградский , мч. (в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]; 31 июля/13 августа) Иоанн Печерский , Киевский, отрок, первомученик Российский, в Ближних (Антониевых) пещерах (12/25 июля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Иоанн Печерский , Многострадальный, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (18/31 июля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Иоанн Постник , Константинопольский, патр. (30 августа/12 сентября; 2/15 сентября) Иоанн Пророк , Предтеча и Креститель Господень (7/20 января; 24 февраля/9 марта; 25 мая/7 июня; 24 июня/7 июля; 29 августа/11 сентября; 23 сентября/6 октября; 12/25 октября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В поствизант. искусстве иконография И. М. сохранялась без изменений. Как седовласый святитель с удлиненной бородой он представлен на кипрской иконе из с. Куцовендис (нач. XVI в.); в соборе свт. Николая в мон-ре Анапавса в Метеорах, Греция (1527, мастер Феофан Критский); в кафоликоне Великой Лавры во имя прп. Афанасия на Афоне (1535). В т. н. Афонской книге образцов И. М. изображен с небольшой заостренной бородой (РНБ. 0. I. 58. Л. 86 об., 175 об., XV в.). На иконе «Свт. Иоанн Милостивый и ап. Филипп» (2-я пол. XVI в., Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос) он представлен седовласым, с залысинами, с немного вьющейся бородой средней длины. На Руси образ И. М. впервые встречается в росписи киевского собора Св. Софии, на склоне одной из арок юж. галереи (40-е гг. XI в.): седовласый старец с остроконечной бородой и в темно-вишневой фелони, напротив сщмч. Игнатия Богоносца. Особо почитался И. М. в Вел. Новгороде и Пскове. Его изображения сохранились: в апсиде ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (80-90-е гг. XII в.); в ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199); в апсиде собора Рождества Пресв. Богородицы в Снетогорском мон-ре (1313); предположительно в алтарной композиции «Служба святых отцов» ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода (ок. 1363, не сохр.). В новгородской иконописи образ И. М. нередко помещали как на отдельных иконах, так и среди избранных святых: «Избранные святые - Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью «Знамение»» (2-я пол. XV в., ГРМ); «Богоматерь «Знамение», с избранными святыми, свт. Николаем, прп. Симеоном Столпником, свт. Иоанном Милостивым» (кон. XV в., ГТГ); на двусторонней иконе-таблетке «Святители Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый, Василий Исповедник» (кон. XV - нач. XVI в., НГХМ). В состав клейм уникальной житийной иконы «Свт. Иоанн Милостивый, с житием в 12 клеймах» (сер.- 2-я пол. XVI в., ГРМ) входят такие сюжеты: явление отроку И. М. Милосердия в образе девицы (клейма 1 и 2); поставление И. М. в епископы (3); поучение народа (4); И. М. обличает еретиков (5); к И. М., сидящему при церковных дверях, приходят люди (6); странник просит милостыню у И. М. и получает ее (7); странник обращается к И. М. за милостыней во 2-й раз (8); странник просит и получает милостыню в 3-й раз (9); явление И. М. купцу на корабле во время бури (10); «памяти смертный образ» (11); И. М., восставший из гроба, возвращает грешнице хартию с прощением ее греха (12). Изображения И. М. встречаются в новгородском медном литье.

http://pravenc.ru/text/469614.html

...Старание оскорблять есть болезнь мышления и несчастие души, в которой искажен здравый смысл (свт. Григорий Нисский , 23, 507). Источник. Подлинно великую награду Он назначил за перенесение не только гонений, ран, уз, убийства и смерти, но и одного лишь оскорбления и поносительных слов (см.: Лк. 6, 22–23 ) (свт. Иоанн Златоуст , 44, 50). Как же ты просишь Бога, чтобы Он был милостив (к тебе), когда сам ты немилостив к оскорбившим тебя? (свт. Иоанн Златоуст , 44, 139). Человек оскорбил тебя? Неужели... из-за этого ты станешь оскорблять Бога? Не примиряться с оскорбившим значит не столько мстить ему, сколько оскорблять Бога, заповедавшего примирение (свт. Иоанн Златоуст , 44, 555). Источник. ...Тебе стыдно прийти и поцеловаться с оскорбителем? Нет, это – хвала, это – венец, это – слава, это – польза и сокровище, исполненное бесчисленных благ... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 596–597). Источник. ...Оскорбил тебя кто – перенеси благодушно; а перенесешь благодушно, когда будешь думать не об обиде только, но и о достоинстве Повелевшего переносить – и перенесешь с кротостию (свт. Иоанн Златоуст , 45, 179). Источник. Хотя бы ты потерпел тысячу оскорблений, но еще не побит камнями, как Стефан (свт. Иоанн Златоуст , 46, 129). Источник. Кто неразумен и бесчувствен по отношению к Богу, тот гораздо более может оскорбить своего родителя и собственную свою душу (свт. Иоанн Златоуст , 46, 337). ...Когда увидишь, что враг огорчает (тебя), не говори ни одного оскорбительного слова, и не желай ему зла за то, что он враждует против тебя; но, вошедши (в церковь ), преклонив колена и проливая слезы, моли Бога прекратить скорбь, потушить печаль (свт. Иоанн Златоуст , 47, 787). Источник. Как тяжкие раны не сносят легкого прикосновения руки и делаются от того хуже, так и возмущенная душа раздражительна, негодует на все и оскорбляется незначительным словом (свт. Иоанн Златоуст , 47, 794). Источник. ...Неодинаково действуют на нас оскорбления, когда мы наслаждаемся благополучием, и когда находимся в несчастии: когда постигнет нас неудача, тогда они трогают нас более и поражают сильнее (свт. Иоанн Златоуст , 47, 795). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН МИЛОСТИВЫЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский Свт. Иоанн Милостивый. Ближневосточная икона Свт. Иоанн Милостивый, патр. Александрийский. Фреска Искоренив её, Иоанн всецело посвятил себя ревностному исполнению заповедей Божиих и делам благотворения. В начале своего патриаршего служения он приказал учесть нищих и убогих в Александрии , которых он называл своими господами, так как они, как он говорил, " могут... ввести меня в вечные обители " . Их оказалось семь с половиной тысяч человек. Всем этим несчастным святитель давал ежедневное бесплатное пропитание. Дважды в неделю, в среду и пятницу, он выходил к дверям патриаршего собора и, сидя на паперти, принимал всех нуждающихся: разбирал распри, помогал обиженным, раздавал милостыню. Два или три раза в неделю он посещал больницы, оказывая помощь страдальцам, сам прислуживал и напутствовал умирающих своими молитвами, помогая им при их кончине. Кроме того, он часто совершал заупокойную Божественную литургию и говорил, что литургия, совершаемая за умерших, приносит им великую пользу. Святитель никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему шесть сребреников. Нищий, переменив одежду, обогнал патриарха и снова стал просить милостыню. Иоанн дал ему другие шесть сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяния и слуги стали гнать назойливого просителя, патриарх приказал дать ему 12 сребреников, сказав: " Не Христос ли искушает меня? " Дважды святитель давал деньги взаймы купцу, но оба раза тот терпел кораблекрушение. Как святитель указал, первое произошло оттого, что купец смешал церковное золото с неправедно приобретенным, а второе - потому что сам его корабль был неправедной наживой. В третий раз святитель дал ему принадлежавший Патриархии корабль, наполненный пшеницей, на котором купец совершил благополучное путешествие, нежданно обогатился и возвратил долг.

http://drevo-info.ru/articles/7895.html

Мое дело – затворять двери перед людьми и не дозволять им достигать Вечной Жизни» (свт. Иоанн Златоуст , 52, 876). Подлинно безумие и явная нелепость – наполнять одеждами сундуки, а не обращать внимания на того, кто сотворен по образу и по подобию Божию, и не имеет одежды, дрожит от холода и едва держится на ногах (свт. Иоанн Златоуст , 53, 207). ...Милосердие вложено природой во всех, даже в грубых и жестоких. И что удивительного, если мы оказываем (милосердие) людям? Мы и зверей милуем. В таком избытке вложено в нас милосердие! (свт. Иоанн Златоуст , 54, 255). ...Все мы, люди, природой побуждаемся к милосердию, и нет в природе нашей другого настолько доброго свойства, как это (свт. Иоанн Златоуст , 54, 255). ...Милосердие в том и состоит, что милует не тех, которые исправны, а тех, которые согрешили (свт. Иоанн Златоуст , 55, 101). Если ты помогаешь ослу, когда видишь, что он издыхает, и не спрашиваешь, чей он, то тем более не должно спрашивать о человеке, чей он; он Божий, хотя бы он был язычник, хотя бы иудей. Если он и неверный, но нуждается в помощи (свт. Иоанн Златоуст , 55, 101). Источник. Слеп милостивый, если он несправедлив; возделывает поле, с которого не может собрать жатвы (прп. Нил Синайский , 72, 250). Источник. Как нельзя пасти вместе овец и волков, так невозможно получить милость тому, кто коварно действует в отношении к ближнему своему (прп. Марк Подвижник , 89, 531). Человек милостивый – врач своей души, потому что как бы сильным ветром из внутренности своей разгоняет он омрачение страстей (прп. Исаак Сирин , 58, 178). Источник. ...Как тень следует за телом, так и милость за смиренномудрием (прп. Исаак Сирин , 58, 220). Источник. Кто отвращает лицо свое от скорбящего, для того омрачится день его (прп. Исаак Сирин , 58, 253). Источник. ...Милостивый не только дает людям милостыню из своего собственного, но и с радостью терпит от других неправду и милует их (прп. Исаак Сирин , 58, 278). Источник. ...Кто милует нищего, тот попечителем о себе имеет Бога (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел; не завидуй никогда брату, не питай ни к кому ненависти. Ты постишься? Не предавайся тщеславию (свт. Иоанн Златоуст , 52, 917). Не принимай на себя поста относительно хорошего, вкушая чего сладко; но будь долготерпелив в ожидании более сладких учений (свт. Иоанн Златоуст , 53, 962). Источник. Ты постишься, не касаясь мяса; постись, удерживаясь и от клеветы, чтобы через нее не есть тебе мяса братьев, не отведать их тела (свт. Иоанн Златоуст , 53, 964). Источник. Какая польза тело свое удручать, а к вдовам и сирым не иметь сожаления? Если хочешь поститься, возненавидь сребролюбие: великое зло сребролюбие (свт. Иоанн Златоуст , 54, 964). Ты постишься? Оставь блуд, оставь прелюбодеяние, избегай клеветы, злословия, лжи, вражды, хуления и всякого излишества (свт. Иоанн Златоуст , 54, 964). Источник. Если постишься, возлюбленный, окажи участие бедному, одень нагого, отри слезы вдовицы, утешь плачущих сирот. Если имеешь достаток, помоги; если не имеешь, то по крайней мере не похищай чужого (свт. Иоанн Златоуст , 54, 964). Источник. Ты постишься? Беги корыстолюбия, грабительства, ссоры и душепагубной зависти (свт. Иоанн Златоуст , 54, 964). Источник. Если ты постишься для Бога, избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как милостивый и человеколюбивый (свт. Иоанн Златоуст , 54, 964). Ты постишься? Напитай голодных, напой жаждущих, посети болящих, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерд, кроток, добр, тих, долготерпелив, жалостлив, незлопамятен, благоговеен, неспорлив, истинен, богочестив, чтобы Бог и пост твой принял, и плоды покаяния даровал тебе получить в изобилии (свт. Иоанн Златоуст , 54, 965). Источник. ...Весьма справедливо думали отцы, что пост и воздержание состоят в умеренности, и что все вообще домогающиеся совершенной добродетели, принимая пищу, необходимую для поддержания тела, должны воздерживаться, когда еще хочется есть (прп. Иоанн Кассиан , 56, 52–53). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Патриархи Александрийские (слева направо): свт. Кирилл, свт. Афанасий Великий, свт. Иоанн Милостивый. Икона. XVI в. (?) Патриархи Александрийские (слева направо): свт. Кирилл, свт. Афанасий Великий, свт. Иоанн Милостивый. Икона. XVI в. (?) В правление свт. Кирилла при попустительстве городских властей имело место нападение иудеев на христиан (414). Патриарху пришлось улаживать конфликт, что вызвало жалобу на его самоуправство префекта Александрии Ореста; впрочем, послание свт. Кирилла к императору решило дело в его пользу. На помощь христианам Александрии пришло 500 монахов из Нитрии; один из них, Аммоний, был схвачен властями и умер в заключении под пытками. Противостояние церковных и светских властей накаляло обстановку в городе. Жертвой одной из вспышек насилия стала Ипатия, математик и философ-неоплатоник, подозревавшаяся в том, что, будучи язычницей, настраивала Ореста против Кирилла (415). Ее убийство группой фанатиков причинило немало скорби Патриарху и всей Церкви ( Сократ. Церк. ист. VII 13-15). По свидетельству Пасхального послания свт. Кирилла (ок. 420), ему приходилось выступать и против пережитков древних культов, суеверий, магии и колдовства, особенно распространенных среди сельского населения Египта. Важным делом свт. Кирилла была борьба с ересиархом, Патриархом К-польским Несторием (428-431). Когда в Египте стали известны его высказывания, в к-рых просматривалась новая ересь, они вызвали волнения прежде всего в среде монашества. Патриарх Кирилл обратился к епископам и монахам с посланием, убеждавшим их в правомерности именования Пресв. Девы Богородицей, и одновременно потребовал от Нестория объяснений. Поскольку тот не внял предупреждениям, Кирилл подготовился к борьбе. Наставив находившихся в К-поле александрийских клириков, он направил сообщение о сложившемся положении папе Целестину I, сопроводив его подборкой документов, в результате Несторий был осужден на Соборе в Риме (авг. 430). Свт. Кирилл, на к-рого папа возложил миссию по исполнению решения Римского Собора в случае упорства Нестория в ереси, созвал в Александрии Собор и по его решению направил Несторию послание с 12 «анафематизмами» (430).

http://pravenc.ru/text/82070.html

...Человек порочный не только там, но и здесь несет наказание, постоянно живя в страхе, ни на кого не смея взглянуть с дерзновением, трепеща, бледнея, томясь (свт. Иоанн Златоуст , 54, 700). Источник. ...Когда сребролюбие, самолюбие и непокорность соединяются вместе, то чего еще недостает для совершенной погибели? Тогда все развращается и образуется огромное болото грехов (свт. Иоанн Златоуст , 54, 805). Источник. Оставаясь порочным в старости, он показывает, что в юности он был таким не по неведению, не по неопытности, не по (молодому) возрасту, а по нерадению... Кто и в старости бесчинствует по-прежнему, то можно ли такому человеку и называться старцем, когда он не почитает даже своего возраста? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 73). ...Кто по собственной воле предается порокам, тот достоин не слез, а рыдания... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 192). ...Будем убегать от порока, избирать добродетель, чтобы прежде всего был милостив к нам Бог, а потом, чтобы и от геенны нам освободиться и насладиться вечных благ... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 341). Источник. ...Тех, кем не овладел еще порок, увещаю не поддаваться ему, – потому что легче остерегаться от впадения в порок, нежели после впадения освободиться от него, – а тем, кто уже пленен и сокрушен, возвещаю полную надежду на спасение, если только они пожелают поспешить обратиться к покаянию (свт. Иоанн Златоуст , 55, 498). Источник. ...Никто, пребывающий в пороке, пусть не отчаивается... потому что он может превзойти и совершенных (свт. Иоанн Златоуст , 55, 501). Источник. ...Нет никого из проводящих жизнь в пороке, кто не испытывал бы безмерных мук, как в то время, когда замышляет злые дела, так и тогда, когда осуществляет свой замысел на деле (свт. Иоанн Златоуст , 55, 595). Источник. ...Если мы живем порочно, то, хотя бы никто не порицал нас, мы оказываемся всех несчастнее... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 619). ...Целый город порочный не будет в состоянии увлечь и приобщить к собственному наказанию и мучению хорошо живущего человека (свт. Иоанн Златоуст , 55, 709) Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В Диспуте с Пирром упоминается, как патриарх Александрийский свт. Иоанн Милостивый († 11.11.620 (или 619)) сумел «вырвать из рук» адресата письмо, направленное патр. Сергием Константинопольским монофизитскому епископу Георгию по прозвищу Арсан, в котором Сергий просил последнего составить флорилегий (то есть собрание выдержек из авторитетных святых отцов, почитаемых как монофизитами, так и халкидонитами), подтверждающий учение об одном действии Христа, причем в этом письме говорилось и о мотивах просьбы – плане созидания на основе этого учения единства Церкви (то есть унии с монофизитами). Там же сообщается и о реакции свт. Иоанна: «почему и вознамерился из-за него (то есть из-за этого письма – Г. Б.) произвести низложение его» 34 , чему помешало персидское вторжение в Египет (вскоре после него свт. Иоанн скончался). О чьем низложении здесь говорится, не совсем ясно, однако, как отмечает вслед за В. В. Болотовым архим. Кирилл (Говорун), Георгий как монофизит был вне церковной власти свт. Иоанна и в глазах последнего и так был отлучен, так что, вполне возможно, имеется в виду, что захваченное письмо могло служить для него причиной возбуждения дела о низложении патр. Сергия, которое, конечно, без созыва Собора было бы невозможно 35 . Данный эпизод, если он действительно имел место 36 , можно считать свидетельством того, что в глазах православного патриарха Александрии уния с монофизитами на основе моноэнергизма была абсолютно неприемлема. Упоминание в этом контексте свт. Иоанна Милостивого особенно важно, поскольку этот святитель высоко почитался св. Софронием и прп. Максимом. Св. Софроний вместе со своим учителем и другом, ярчайшим представителем палестинского монашества прп. Иоанном Мосхом 37 , как известно, одно время находились в Александрии под покровительством свт. Иоанна, будучи фактически, если верить Житию свт. Иоанна, написанному Леонтием Неапольским, его ближайшими сотрудниками и советниками в догматических вопросах 38 , они же, видимо, были первыми составителями не дошедшего до нас жития этого святителя 39 . Если свв. Софроний и Иоанн Мосх в самом деле были советниками свт. Иоанна, то не сами ли они и приняли решение о том, как следует отнестись к униональным движениям властей, осуществляемым на почве идеи моноэнергизма? Если это действительно так, то тем более не приходится удивляться реакции св. Софрония на унию Кира. Но даже если это не имело места, само активное участие св. Софрония в полемике против монофизитов в Александрии при свт. Иоанне Милостивом, конечно, сыграло свою роль в его непримиримом отношении к унии (ниже мы вернемся к этой теме).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010