Разделы портала «Азбука веры» У меня иногда в храме текут слезы. Мне стыдно,что я  в жизни сделала много плохих поступков, я очень о них сожалею, но ни чего уже не исправить. Даже сейчас слезы наворачиваюися на глаза, в жизни я не  позволяю себе, что бы видели мои слабости.ассоциирую себя с “железной леди”, ” бабой кремень” На исповеди  меня “душат“слезы и батюшка, заканчивает ее, хотя мне было, в чем покаиться. Но сегодня матушка сказала, что слезы могут быть от беса. Я вообще расстроилась, значит сатана меня даже в храме не отпускает? Что же мне делать? Дома при чтении молитв, иногда глаза на мокром месте, но я держусь, что бы семья не спросила: что случилось?” Я не знаю, что ответить, я просто читаю молитвы или общаюсь с Господом. Буду благодарна любому ответу. 5 Ответов Наталья, никаких бесов в таких слезах нет. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Мф. 5:4 Настолько “кремень” замучил душу, что она скулит навзрыд от боли. Не сдерживайте себя в слезах, особенно когда одни, в храме, или дома. Это очень хорошо и нормально. Помню, как-то от результатов моих “бизнес проектов” я непрестанно скулил минут 40, сидел в машине и остановиться не мог. Обязательно продолжайте молитвенную практику, участвуйте в покаянии и причастии. Ищите мир с людьми, следите за тем, чтоб не огорчать их, не обманывать. Со временем, слезы подсохнут, раны на душе уврачуются. Появится лёгкость и тихая радость. Бог Вам в помощь! Наталья, прп. Иоанн Лествичник пишет , что 32. Многие из отцов говорят, что значение слез, особенно у новоначальных, темно и неудобопостижимо, и что они происходят от многих и различных причин: от естества, от Бога, от неправильной скорби и от скорби истинной, от тщеславия, от блудной страсти, от любви, от памяти смерти и от многих других побуждений. 29. Если мы в тех, которые думают, что плачут по Богу, видим гнев и гордость: то слезы таковых должны считать неправильными: «кое бо общение свету ко тме?»( 2Кор.6:14 ). 34. Не удивительно начинать плач слезами добрыми, а оканчивать неправильными; но достойно похвалы от неправильных или естественных слез переходить к духовному плачу. Смысл сказанного ясен для тех, которые склонны к тщеславию.

http://azbyka.ru/vopros/plach-v-cerkvi-c...

Чтение канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. 20 марта 2013 г. Фото: Патриархия.ru 21 марта 2013 г. 16:36 Патриарх Кирилл: Человек может и верить формально, и даже в Церковь ходить, но если в душе злоба, то не может быть спасения Проповедь Предстоятеля после вечернего богослужения в Богоявленском кафедральном соборе Москвы в среду первой седмицы Великого поста, была посвящена тому, как подобает бороться с одной из самых сильных греховных страстей – гневом. Напомнив, что «более же всего природа греха являет себя в гордыне » и «из нее, как из злого корня, произрастают различные проявления человеческой греховности», Святейший Патриарх назвал одним из таких проявлений гнев. «Гнев — это та человеческая эмоция, которая приносит страдание и самому гневающемуся, и тем более тем, кто является свидетелем или объектом гнева. Иоанн Лествичник называет гнев болезнью, и он прав: гнев — это болезнь и в духовном, и в физическом смысле», - подчеркнул Патриарх Кирилл. «Если гнев есть проявление гордости, то он связан с такими качествами, как себялюбие, властолюбие, самомнение. Гнев проистекает из того, что человек позволил гордыне войти в свое сердце, допустил к себе этот грех, который развиваясь, порождает тяжелейшие последствия», - сказал Святейший Патрарх. - Собственно говоря, гнев — это крайняя степень несогласия человека с другими, которая выражается вовне в самых отвратительных формах. В гневе мы словно видим лицо греха, его безобразие, его ненормальность, ведь нормой является исполнение Божиего закона, слушание Божиих заповедей, жизнь согласно этим заповедям». «Если гнев удерживается на протяжении долгого времени, то он перерастает в другой, еще более страшный порок — в злобу. А злоба — не просто один из пороков. По-русски слово «злоба» имеет тот же корень, что и зло, а зло — это ведь и есть дьявол. Как и в гордыне, в злобе проявляется сама природа греха, и человек злой спастись не может. Он не может быть вместе с Богом, потому что там, где зло, там нет Бога. Человек через зло связывается с дьяволом и помимо своей воли становится игрушкой в его руках, подобно тому, как через любовь человек входит в общение с Богом», - сказал он.

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_kirill...

Разделы портала «Азбука веры» Плач – внутреннее состояние христианского подвижника, выражающееся в глубоком сердечном сокрушении о своих грехах и грехах других людей пред Божественным милосердием . Блаженны плачущие, ибо они утешатся ( Мф.5:4 ) – говорит Священное Писание, подразумевая покаянное сокрушение и духовное утешение  благодатью Святого Духа кающегося христианина. Христиане имеют у себя утешение Святого Духа, поэтому плач и воздыхание составляют для них наслаждение. По слову Свв. Отцов, в плаче таинственно живет благодатное утешение и радость. « Кто пребывает в постоянном плаче по Боге, тот не перестает ежедневно праздновать духом », – говорит прп. Иоанн Лествичник . Возвеличивая плач, христианские подвижники считают, что одни физические слезы без духовного смирения не приносят пользы душе. Плач – внутреннее состояние души, а слезы – лишь его внешнее проявление. По учению Свв. Отцов, существуют и греховные слезы – слезы, проливаемые по греховным побуждениям. Истинный же плач есть проявление печали ради Бога, печали, которая производит неизменное покаяние ко спасению ( 2Кор.7:10 ). « Плач есть укоренившаяся скорбь кающейся души », – учит прп. Иоанн Лествичник. « Где печаль ради Бога, там будет и вечная радость », – говорит прп. Нил Синайский . Свв. Отцы дают такой совет: «Не вынуждать течения слез и не слишком домогаться внешнего плача. Эти слезы не будут спасительны: развлекая дух молящегося, они ослабляют его… Истинный дар слез – плод свободного внутреннего, благодатного движения духа…». Могут ли на молитве приходить слезы от диавола? – Очень обильные! От диавола, но и от естества тоже. Сильная боль, которая случается у нас в повседневной жизни, утоляется плачем, слезами. Есть еще разряд слез истерических. Есть, однако, и слезы радости о земном успехе. И еще есть слезы духовные, которые труднее всего вызываются у нас, – это слезы раскаяния. Они очень благоугодны Богу, когда мы сожалеем о каких-нибудь наших делах, совершённых в жизни, когда каемся всем сердцем; это слезы нашей покаянной молитвы. Эти слезы угодны Богу. Прочие слезы, человеческие, как-то снимают с души тяготу, приносят сиюминутную пользу, но не помогают в молитве.

http://azbyka.ru/plach

Решимость всегда жить с Богом – основа духовной жизни Слово в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника Иеромонах Иоанн (Лудищев) Лествица прп. Иоанна, игумена Синайского      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 8:17 мин. Размер 6 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры, сегодня день памяти великого святого – преподобного Иоанна Лествичника, игумена горы Синайской. Его книга, которая называется «Лествица», несомненно, является одним из важнейших руководств в духовной жизни. Сегодня, в день его памяти, хотелось бы остановиться на одном его удивительном изречении, которое находится в слове о «Попечительном и действительном покаянии»: «Не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно; и, без сомнения, Ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение». В этих словах открываются путь и законы течения нашей духовной жизни. «Не ужасайся, если и каждый день падаешь» – в словах святых отцов и подвижников благочестия мы слышим их предупреждение: «Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или легкие: гневаться, хвастаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего. Милость Божия и снисхождение к немощам человеческим так велики, что на всякий грех, как бы велик и чудовищен он ни был, есть покаяние. Согрешил – покайся; опять согрешил – опять покайся, и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться и придешь в мирное устроение». Всю жизнь – падения и восстания, спотыкания и выравнивание. «Очень часто долгие и долгие годы люди несут свои немощи, смиряясь если и не перед Богом, то перед своим бессилием и слабостью». Борьба со страстями – дело всей жизни. В этой борьбе мы учимся видеть свою крайнюю немощь и великую силу Божию Отец Иоанн (Крестьянкин) в своих письмах также призывает: «От падений, если они случатся, не унывайте, Господь попускает их для научения, для познания нашей немощи, чтобы мы живее обращались к Могущему восполнить нашу немощь Своей силой. Борьба со страстями – это ведь дело всей нашей жизни, в этой борьбе мы учимся видеть свою крайнюю немощь и несостоятельность – и великую силу Божию, одним мановением могущую освобождать нас от тенет греха и страстей. Многое попускает Господь потерпеть нам и от самих себя, и от других ради обретения богоподобной добродетели – смирения».

http://pravoslavie.ru/102185.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 20 марта 2013 г. 23:06 Вечером 20 марта 2013 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Святоотеческая традиция свидетельствует о том, что грех, начало которому было положено в ангельском мире и который через грехопадение прародителей вошел в жизнь людей, многообразно проявляет себя в различных пороках. Более же всего природа греха являет себя в гордыне. Гордость, по словам многих святых отцов, — это мать пороков. Из нее, как из злого корня, произрастают различные проявления человеческой греховности. Одним из таких проявлений является гнев. Святой Иоанн Лествичник прямо связывает гнев с гордостью. Гнев — это та человеческая эмоция, которая приносит страдание и самому гневающемуся, и тем более тем, кто является свидетелем или объектом гнева. Иоанн Лествичник называет гнев болезнью, и он прав: гнев — это болезнь и в духовном, и в физическом смысле. Иногда причина гнева — это расстройство нервной системы. Это некий непорядок в физическом теле человека, и такие проявления греха нужно лечить, обращаясь к врачам, употребляя лекарства и иные способы исцеления от этой болезненной эмоции. Но нас с вами более всего беспокоит иное. А если это душевная болезнь? Если это проявление греха, то как бороться с этой болезнью? Если гнев есть проявление гордости, то он связан с такими качествами, как себялюбие, властолюбие, самомнение. Гнев проистекает из того, что человек позволил гордыне войти в свое сердце, допустил к себе этот грех, который развиваясь, порождает тяжелейшие последствия. Гордый человек как бы повторяет грех Денницы — того ангела, который стал сатаной. Тот не захотел быть рядом с Богом, он захотел быть на месте Бога. Так и гордый человек изгоняет Бога из центрального места в своей жизни, и это место занимает его собственное «я», которому он поклоняется, которое он превозносит и одновременно подвергает огромным испытаниям. Ведь если человек себялюбив, эгоистичен, то всякая попытка других людей сказать то, что не соответствует его мыслям, или предпринять действия, которые хоть как-то ущемляют его «я», приводит к тяжелейшим последствиям, и нередко такие люди, будто бы обиженные другими, проявляют гнев.

http://patriarchia.ru/db/text/2860020.ht...

Источник смиренномудрия Беседа на 26-е слово «Лествицы» прп. Иоанна Синайского, «О смиренномудрии» Митрополит Лимасольский Афанасий Это беседа митрополита Афанасия с верующими Лимасольской митрополии 31 марта 2019 г., посвященная добродетели смиренномудрия, ее источнику и признакам. По смыслу это продолжение бесед «Не хватайся за якорь!» и «Смирение – это безымянная благодать» . Мы с вами остановились на 26-м слове преподобного Иоанна Лествичника, где говорится «о рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей». Итак, преподобный Иоанн говорит о душах, «бывающих во плоти совершенными по благочестию», и называет их основные характерные черты: «непленяемое сердце, совершенная любовь, источник смиренномудрия…». Первые два признака совершенных душ мы разобрали на прошлых встречах. Сегодня остановим свое внимание на источнике смиренномудрия. Совершенные люди имеют в себе источник смиренномудрия, источник, который источает множество смиренномудрых чувств и помыслов. Он не называется источником смирения, но смиренномудрия! И это очень важно! Одно дело смиренномудрие, и другое смирение. Об этом идет речь в 25-м слове святого Иоанна Лествичника. Смирение – это перманентное состояние, когда Христос живет в сердце человека, это состояние Божественного присутствия в человеке. Смиренномудрие же – это когда человек мыслит со смирением, имеет смиренные помыслы и смиренное сердце. Значит, одной из характеристик совершенного человека мы назвали источник смиренномудрия. Слово «источник» в данном сочетании производит на меня особое впечатление, потому что и Сам Господь употребляет это слово: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Получается, что в человеке образуется источник, который будет источать воду. Благодать Святого Духа дает нам не просто одно какое-то чувство или мысль, но становится источником множества мыслей и различных ощущений. Все это подобно источнику, который источает воду – прохладную, свежую и полезную, а ты смотришь на него, радуешься и пребываешь в восторженных чувствах оттого, что этот оазис оказался здесь, в таком засушливом месте. Примерно таким же образом в сердце человека начинает биться источник благодати, который уже самостоятельно источает множество святых помыслов внутри сердца. Как говорил святой старец Иосиф Исихаст:

http://pravoslavie.ru/137764.html

В Неделю прп. Иоанна Лествичника я говорил проповедь о нем, призывая всех читать его бессмертное произведение. Потом люди подходили и жаловались, что, дескать, неоднократно пробовали, но почти ничего не поняли. Даже не думал, что в «Лествице» есть что-то неудобоваримое и неудобовместимое. Мне всегда казалось, что там все просто и ясно, особенно в том, что касается описания человеческих страстей и добродетелей. Единственное, что может смутить и даже оттолкнуть читателя, это описания монашеских подвигов и чрезмерно строгого устроения некоторых обителей того времени. Оказывается, есть проблема понимания Лествичника, как и писаний других святых отцов, даже для тех, кто искренне старается их прочитать, разобраться и уразуметь. Попробую остановиться на главном, по моему мнению, содержании «Лествицы», определив систему ее духовных координат и тем самым введя ее читателей в курс аскетического дела. Две лестницы Прежде всего нужно уяснить, что в «Лествице» идет речь не об одной, но о двух противоположных и разнонаправленных лестницах, которые для ясности можно соотнести с двумя концами нижней перекошенной перекладины на Кресте Господнем. Первая лестница соответствует правому концу перекладины, направленной вверх. Ее цель – рай, Царство Небесное, вечность с Богом. Вторая лестница соответствует левому концу, направленному вниз. Ее цель – ад, преисподняя, вечность с диаволом. Вертикальный несущий перекладину и разделяющий ее надвое столп соответствует человеку, в сердце которого происходит выбор между двумя разнонаправленными путями-лестницами и их целями – между жизнью и смертью, добром и злом, спасением и погибелью, Богом и сатаной . Ступеням первой спасительной лестницы соответствуют добродетели, которые суть исполнение заповедей Божьих. Необходимо понимать, что сами по себе заповеди, данные Богом Моисею на Синае, где подвизался прп. Иоанн, и даже их знание не могут спасти верующего. Спасение достигается исключительно практическим исполнением богооткровенных заповедей. Для того, чтобы заповеди стали средством спасения, их, во-первых, нужно узнать и понять, и во-вторых, исполнить на деле. «Будьте же исполнители слова, – призывает апостол Иаков, – а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак. 1: 22).

http://pravoslavie.ru/159680.html

Преподобные и покаявшиеся грешники Теперь вспомним нескольких великих отцов монашества в странах Бенилюкс. Как ангелы являются светом для монахов, так и монахи в идеале являются светом для людей, объяснял преподобный Иоанн Лествичник. Преподобные мужи этих земель явили собой яркие примеры, подтверждающие эту истину. Фреска с изображением прп. Бавона (слева) и прп. Бегги (в центре) Одним из самых выдающихся деятелей монашества этого региона является преподобный Бавон Гентский (Bavo of Ghent; ему посвящен кафедральный собор в Генте). Он родился в знатной семье в Австразии (Австразия была северо-восточной частью Франкского королевства). Его семья отличалась благочестием: матерью Бавона была преподобная Итта, а сестрами – преподобные Бегга и Гертруда. Однако в молодости святой Бавон не искал святости, напротив, любил роскошь и светскую жизнь. Бавон вступил в выгодный брак, но смерть жены некоторое время спустя заставила его изменить свою жизнь. Став учеником святителя Аманда, Бавон отказался от всего мирского имущества, раздав накопленные деньги бедным. Некоторое время он сопровождал святителя Аманда в его миссионерских поездках, а затем удалился в обитель, построенную на ранее принадлежавших ему землях. Там он вел отшельническую жизнь в лесу до конца своих дней. Преставился преподобный Бавон мирно. Некоторые из святых, включенных в наш рассказ, были родом с Британских островов и Ирландии. Ирландец преподобномученик Фойлан Фосский (Foillan of Fosses) был одним из них. Он тоже имел святых сродников: его братья Ультан Фосский (Ultan; память: 2 мая) и Фурсей (Fursey, Fursa; † ок. 650; память: 16 января) прославлены во святых. Фойлан и Ультан сопровождали преподобного Фурсея во время его миссионерских трудов в Восточной Англии, где он некоторое время служил настоятелем монастыря Бург-Касл (Burgh Castle); однако позднее они были вынуждены покинуть эти земли из-за вторжения язычников. Братья отправились в Нейстрию – западную часть Королевства франков. Но вскоре были изгнаны и оттуда. Тогда они прибыли в Нивель (Nivelles) в регионе Валлония. Здесь святые братья были тепло приняты преподобными Иттой и Гертрудой, о которых подробнее поговорим ниже. Святой Фойлан подарил Нивельскому монастырю многочисленные драгоценные святыни, которые привез с собой из монастыря в Восточной Англии. Святые Итта и Гертруда помогли ему основать неподалеку новый монастырь в Фосс-ла-Виль (Fosses-la-Ville). Однажды, отправившись в Нивель отслужить литургию в день памяти святого мученика Квинтина, Фойлан и его спутники на обратном пути попали в засаду, устроенную в лесу бандитами, и были убиты. Говорили, что святой Фойлан какое-то время не переставал произносить молитвы даже после того, как ему отсекли голову. Позже преподобная Гертруда обрела и похоронила его святые мощи. В городе Фосс-ла-Виль в Бельгии действует коллегиальная церковь Святого Фойлана.

http://pravoslavie.ru/156201.html

Arhiva În Duminica a 4-a din Postul Mare Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a svârit sfinirea bisericii „Înlarea Sfintei Cruci” din Cistyi Vrajek, or. Moscova 18 martie 2018 15:41 18 марта 2018 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин великого освящения храма Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке (Центральное благочиние Центрального викариатства города Москвы) и совершил Литургию св. Василия Великого в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата  Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай ; епископ Домодедовский Иоанн ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Гуторов, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москвы; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы; протоиерей Тимофей Гонтар, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах г. Москвы; протоиерей Иоанн Холкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Орехово-Борисове Южном г. Москвы; протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы; священник Димитрий Сорокин, исполняющий обязанности настоятеля храма Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке; духовенство столицы. На богослужении присутствовали директор ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» академик РАН Ю.В. Белов, исполняющая обязанности главы управы района Хамовники О.В. Шовгеня, благотворители, строители и благоукрасители храма. Богослужебные песнопения исполнил мужской хор «Протос» (регент А.И. Волощук). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На малом входе во внимание к усердным трудам на благо Церкви Святейший Патриарх Кирилл удостоил исполняющего обязанности настоятеля храма Воздвижения Креста Господня в Чистом вражке г. Москвы иерея Димитрия Сорокина права ношения палицы.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5164031...

В Неделю 4-ю Великого поста Предстоятель Русской Церкви совершил освящение Воздвиженского храма на Чистом Вражке в Москве 18 марта 2018 г. 15:41 18 марта 2018 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин великого освящения храма Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке (Центральное благочиние Центрального викариатства города Москвы) и совершил Литургию св. Василия Великого в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата  Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай ; епископ Домодедовский Иоанн ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Гуторов, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москвы; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы; протоиерей Тимофей Гонтар, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах г. Москвы; протоиерей Иоанн Холкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Орехово-Борисове Южном г. Москвы; протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы; священник Димитрий Сорокин, исполняющий обязанности настоятеля храма Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке; духовенство столицы. На богослужении присутствовали директор ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» академик РАН Ю.В. Белов, исполняющая обязанности главы управы района Хамовники О.В. Шовгеня, благотворители, строители и благоукрасители храма. Богослужебные песнопения исполнил мужской хор «Протос» (регент А.И. Волощук). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На малом входе во внимание к усердным трудам на благо Церкви Святейший Патриарх Кирилл удостоил исполняющего обязанности настоятеля храма Воздвижения Креста Господня в Чистом вражке г. Москвы иерея Димитрия Сорокина права ношения палицы.

http://patriarchia.ru/db/text/5163896.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010