Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин «Во всяком деле определи себе меру и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно – и дух уныния бежит от тебя». Преподобный Нил Синайский В этой покаянной молитве приводится целый список грехов, которыми мы грешим ежедневно; чтобы это ежедневное покаяние было искренним, следует вникнуть в суть исповедуемых здесь грехов, в их связь и различие. О некоторых из них стоит сказать особо. …Аще именем Твоим кляхся… Вот слова Самого Господа Иисуса Христа: Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф.5:33-37 ). Несомненно, слова вечернего исповедания грехов говорят не только о непосредственной клятве, но и о всяком нарушении 3й заповеди Закона Божия – о божбе и поминании имени Божия всуе (заметьте, что к нарушению этой же заповеди относит катихизис и невнимательность в молитве – как произнесение имени Божия с нарушением благоговения и лживое). …Или похулих е в помышлении моем… Этими словами исповедаются хульные помыслы – отвратительные, грязные мысли и представления, возникающие прежде всего во время молитвы и за богослужением. «Кого дух хулы беспокоит и кто хочет избавиться от него, тот пусть знает несомненно, что не душа его виновна в таких помыслах, но нечистый бес… Посему и мы, презирая его и вменяя за ничто влагаемые им помыслы, скажем ему: Отойди от Меня, сатана: Господу Богу Моему поклонюся и Ему одному послужу (ср.: Мф.4:10 ); слова твои да обратятся на главу твою!» Преподобный Иоанн Лествичник Преподобный Иоанн указывает и таинственную внутреннюю причину хульных помыслов: это – гордость. «Кто одержал победу над сею страстью, тот отринул гордость». «Перестанем судить и осуждать ближнего, и мы не будем бояться хульных помыслов: ибо причина и корень второго есть первое». К этим же, внутренне связанным с хулой, грехам против ближнего обращает наше внимание и молитва-исповедь:

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

Святоотеческий человек, несмотря на все свои добродетели и духовные победы, считает мерзостью все совершаемые им благие дела 156 Имея такой образ мыслей, он избегает опасности попасть в ловушку гордости и превозношения. Самоукорение, как крайнее смирение, является непоколебимым основанием нетщеславной добродетели. Поношение, уничижение, бесчестие. Святоотеческий человек подвизается, чтобы приобрести крайнее смирение, этот источник духовной нищеты. Он охотно пьет из него поношение, уничижение и бесчестие, чтобы усвоить себе эти предельные проявление смирения. И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, (что) Он был поражаем, наказуем Богом 157 . Это великое пророчество Исаии очень созвучно духу святоотеческого человека, который все своей жизнью стремится участвовать в страстях и крестной смерти Христа. Поношение. Преподобный Иоанн синайский отмечает: «Поношение есть омовение душевных страстей» 158 . И преподобный Марк Подвижник утверждает, что «поношение от людей доставляет сердцу скорбь, но становится причиной чистоту у того, кто его терпит» 159 . А преподобный Макарий Египетский замечает, что поношения происходят от врага рода человеческого, лукавого духа, который старается закрыть врата Царствия Небесного для духовного подвижника. Уничижение. Когда люди уничижают человека Божия, это не вызывает у него негодования и порыва от стоять свою правоту. Апостолы Христовы, терпя поношения и уничижения от иудеев и язычников,сталикак сор для мира и как прах, всеми попираемый 160 . Они терпели это ради награды на Небесах. Так и человек Божий принимает всякое уничижение и осмеяние, зная, что они доставляют ему небесные венцы. Поэтому преподобный Иоанн Лествичник советует каждому духовному подвижнику: «Пей на всякий час поругания, как воду живую» 161 . И повторяется: «Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством, очищающим от блудной похоти; ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей и свет Божий не оскудеет в сердце твоем» 162 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как победить страх? Боящийся Господа ничего не устрашится и не убоится, ибо Он – надежда его. ( Сир. 34:14 ). И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. ( Мф. 10:28 ). Кто зла отлучится, тот никого не боится. Смелым Бог владеет. Русские пословицы. Если человек любит Бога всем сердцем, всем умом и всею силою своею, то приобретает страх Господень; от страха рождаются слезы, а от слез – мужество. Преподобный Антоний Великий (251–355). В ком любовь, тот ничего не боится, потому что истинная любовь изгоняет страх. Кто боится Господа, тот выше всякого страха, устранил от себя и далеко оставил за собой все ужасы века сего. Далек он от всякой боязни, и никакой трепет не приблизится к нему, если боится он Бога и соблюдает все заповеди Его. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Надежда на Бога и мужество сердца рождаются от свидетельства совести. Преподобный Исаак Сирин (VII век). Христос со мною, и кого мне бояться? Хотя бы волны поднимались на меня, хотя бы моря, хотя бы ярость правителей, всё это для меня ничтожнее паутины. Ибо всегда говорю: Господи! да будет воля Твоя. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится. Плачущие и болезнущие о грехах своих не имеют страхований. Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состарится с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Прежде всего нужно вам позаботиться о том, чтобы избавиться от отягощающей вас тоски и страха. А этого можете достигнуть, во-первых, если найдете в вашей стороне для себя такого духовника, пред которым бы вы могли с полной верою и с совершенной искренностью смиренно исповедывать все тяготящее совесть вашу, начиная с шести лет и до сего дня, а во-вторых, если твердо решитесь не возвращаться к таким поступкам, которые причиняют страх и тоску, как Сам Господь сказал в Евангелии грешнице: иди и впредь не греши ( Ин. 8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как победить уныние? Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня. Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его. ( Мих. 7:8–9 ). Дай боли волю, уморит. Век живи, век надейся. Тот не унывает, кто на Бога уповает. Русские пословицы. Бесовское коварство и дело – внушать нам отчаяние после того, как они вовлекут нас в грех, чтобы отчаянием погубить нас окончательно. Авва Стратигий. Крепость желающих стяжать добродетели заключается в следующем: если они падут, то не должны предаваться малодушию; они должны восставать и снова подвизаться. Преподобный Исаия Отшельник († 370). Уныние есть расслабление души, изнеможение ума... оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив. Свяжем теперь и этого мучителя памятью о наших согрешениях; станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих благах. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Человек, имеющий смерть пред очами, постоянно побеждает уныние. Неизвестный старец, из «Отечника». Предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Когда найдет хандра, не забудь укорять себя: вспомни, сколько ты виновата пред Господом и пред собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Не говорите – не могу. Это слово не христианское. Христианское слово: Всё могу. Но не сам по себе, а в укрепляющем меня Иисусе Христе, как уверяет апостол ( Флп. 4:13 ). Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Когда настанет страшная брань от духа уныния, тогда надобно крепко оградить себя и против духа неблагодарности, опасаясь, чтобы не впасть в хуление: ибо враг, во время уныния, сим оружием, т. е. оружием хулы и неблагодарности, силится сразить душу. Тяжкое состояние духа не долго бывает; вскоре следует за ним изменение непременное, посещение милости Божией и утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Итак, первая функция благоразумия состоит в различении добра, зла и того, что не является ни тем ни другим 3099 . На высшем уровне оно является способностью четко различать, в особенности среди проявлений внутренней жизни, то, что исходит от Бога и Его ангелов, и то, что исходит от диавола и бесов 3100 . В этом случае оно очень точно соответствует «различению духов», о котором говорит апостол Павел 3101 . В более общем смысле роль благоразумия заключается в распознавании воли Божией во всех обстоятельствах. Во всех проявлениях своей первой функции благоразумие уподобляется добродетели рассудительности (δικρισις; discretio) и часто именно так обозначается святыми отцами 3102 . Как напоминает преподобный Иоанн Кассиан 3103 , именно эту добродетель Христос называет «оком и светильником тела», когда учит: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно ( Мф. 6:22–23 ). «Действительно, рассудительность исследует все мысли и дела человека, обозревает и видит во свете, что нам подобает делать» 3104 . Преподобный Иоанн Лествичник пишет в том же ключе: «Рассудительность – это светильник во тьме... свет для тех, у кого слабое зрение... Если мы захотим в целом определить рассудительность, то можно сказать, что это внутренний свет, который дает нам с уверенностью познавать волю Божию во всякое время, во всяком месте и во всех действиях» 3105 . Это та добродетель, замечает он также, о которой напоминает Псалмопевец, когда просит у Бога: Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой ( Пс. 142:10 ), а также: Покажи мне, Господи, путь, по коему мне идти, ибо к Тебе вознесся я душою моею ( Пс. 142:8 ) 3106 . Итак, она – путеводитель, который позволяет восходящему по духовному пути не уклоняться от него и избегать падений. «О ней также написано, что она есть кормило нашей жизни», – замечает преподобный Иоанн Кассиан , вспоминая слова из Книги Притч: Для кого недостает попечения 3107 , те падают как трава (Притч, 11:14) 3108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Мшелоимство — корыстолюбие, взимание мшела — корысти. Сюда относятся все виды вымогательства и взяточничество. И, раз уж этот грех внесен в молитву-покаяние для всех православных христиан, следует внимательно рассмотреть свою жизнь и обнаружить его проявления в ней. Ревнование — ревность всех родов. Зависть. «Кто завидует ближнему, тот восстает против Бога — раздаятеля даров». ( Святитель Иоанн Златоуст ) «…Зависть и соперничество — страшная отрава: от них рождается оклеветание, ненависть и убийство». ( Преподобный Ефрем Сирин ) Гнев — одна из восьми главных страстей. «От какой бы причины ни возгоралось движение гнева, оно ослепляет очи сердца и, налагая покров на остроту мысленного зрения, не дает видеть Солнца правды. Все равно, золотой ли лист, или свинцовый, или из другого какого металла наложен будет на глаза — ценность металлов не делает разницы в ослеплении». ( Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин ) Памятозлобие «есть последний предел гнева, хранение в памяти грехов против нас ближнего, отвращение образа оправдания (Богом определенного: «прости и прощено будет» — ср.: Лк. 6, 37), сгубление всех прежних добродетелей, яд душегубный, грызущий сердце червь, стыд молиться (как скажешь: «остави, якоже и мы…»?), вонзенный в душу гвоздь, непрестанный грех, неусыпное беззаконие, ежечасное зло». ( Преподобный Иоанн Лествичник ) «Если злопамятствуешь на кого, молись о нем; и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человеколюбивым, совершенно изгонишь страсть из души». ( Святой Максим Исповедник ) Ненависть. Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1 Ин. 2, 11). Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1 Ин. 3, 15). Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20).

http://pravmir.ru/obyasnenie-vechernix-m...

Воин Христов до тех пор будет победителем, безопасным и свободным от всякого нападения страсти, пока непотребный дух не посеет в его сердце начала сребролюбия ( 53, 96 ). Сребролюбцев можно считать прокаженными умом и сердцем, подобно Гиезию ( 4Цар. 5, 27 ), который, пожелав тленных денег мира сего, был поражен язвой проказы. Это служит очевидным примером того, что всякая душа, оскверненная страстью, поражается духовной проказой пороков и, нечистая перед Богом, подвергается вечному проклятию. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин ( 53, 98 ). Сребролюбие может оправдывать накопительство под предлогом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистью к бедным ( 57, 132 ). Не говори, что собираешь деньги ради нуждающихся, ибо и две лепты вдовицы купили Царство Небесное ( 57, 131 ). Вера и удаление от мира есть смерть для сребролюбия. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 210 ). Тот, кто вожделеет денег, осуждается как сребролюбец, хотя бы совершенно ничего не имел. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 61, 235 ). Страсти, порождаемые сребролюбием, делают трудно победимым неверие в Божественное Промышление. Неверующий в это Промышление опирается на богатство своею надеждой. Такой, хотя слышит слова Господа, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф. 19, 24 ), ни во что вменяя Царство Небесное и Вечное, вожделеет к земному и преходящему богатству. Даже если этого богатства еще и нет в руках, тем самым, что его вожделеют, оно приносит величайший вред. Ибо «желающие обогащаться впадают в искушение», как говорит апостол Павел ( 1Тим. 6, 9 ), и сети диавольские... Эта несчастная страсть не от бедности, а скорее сознание бедности от нее, сама же она от безумия, ибо справедливо Владыка всяческих Христос назвал безумным того, кто сказал: «сломаю житницы мои и построю большие» ( Лк. 12, 18 ). Ибо как не безумен тот, кто ради вещей, которые не могут принести никакой существенной пользы, «ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» ( Лк. 12, 15 ), – ради таких вещей предает самое полезное (Вечные блага). Святитель Григорий Палама ( 70, 288 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как меняет человека любовь к Богу? Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. ( Гал. 5:22 ). Чем кто более Бога познает, тем усерднее Его почитает и заповеди Его соблюдает. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Вот отличительные черты Бога и человека ревнующего об уподоблении Богу: скромность, незлобие, негневливость, независтливость, благотворительность, сострадательность, непамятозлобие, добротолюбие, доброта равночестие, соблюдение пользы других, общительность, попечительность, негорделивость... Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.). Если присутствие любимого человека явственно всех нас изменяет, и делает веселыми, радостными и беспечальными: то какого изменения не сделает присутствие Небесного Владыки, невидимо в чистую душу приходящего. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного. Когда Дух Божий сходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостотворит всё, к чему бы Он ни прикоснулся. Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии своем: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. В мире будете иметь скорбь, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас ( Ин. 16:21:33:22 ). Но как бы ни была утешительна радость эта, всё-таки она ничтожна в сравнении с тою, про которую Сам Господь устами своего апостола сказал, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душе, то что сказать о той радости, которая уготована там, на небесах, плачущим здесь, на земле? Преподобный Серафим Саровский († 1833). Состояние бесстрастия и благодати. Сколь благо быть с Богом, во благодати Его, и чувствовать Его пребывание в сердце! Какой покой, какая свобода духа, – какой мир, превосходящий всякий ум! О, блаженство на земле от общения с Божеством! Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Когда душа наша соприкасается с Божественною благодатью, она размягчается, как воск делается мягким от действия огня. Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси († 1925). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Убеждаются же слушатели, когда видят, что учитель совершает дела, достойные Царства. А если совершающий дела, достойные осуждения, станет мудрствовать о Царстве, то как убедить ему слушателей? Ибо он поступает подобно человеку, который убеждает возлюбить нечто тех, кого сам убедил прежде, что этого не существует. Преподобный Исидор Пелусиот ( 52, 146 ). Опасно учить ближнего преждевременно, чтобы самому не впасть в то, от чего предостерегается ближний. Впадающий в грех не может учить, как не впадать в него ( 82, 148 ). Не поступайте ни в каком случае дерзко. Самый наружный образ ваш да служит назиданием. В особенности же да служит назиданием ваше молчание – и явное, и в духе. Преподобный авва Исаия ( 82, 178 ). Никогда я не исполнял моей воли и никого не учил тому, чего сам прежде не сделал. Авва Иоанн Колов ( 82, 297 ). Преимущественно трудом, а не голыми словами постараемся научиться познанию божественных истин, ибо не слова, а дела мы должны будем показать во время исхода. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 182 ). Проповедание слова Божия без послушания – Богу неугодно и проповедующему неполезно. «Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?» ( Пс. 49, 16–17 и далее). Надо прежде исправить себя и тогда исправлять людей; себя научить, и потом учить людей, как говорит апостол: «как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» ( Рим. 2, 21 ), чтобы нельзя было отнести к тебе эту поговорку: «врач! исцели Самого Себя» ( Лк. 4, 23 ) ( 104, 1342 ). Зови, возлюбленный, зови людей, пока открыты двери; зови, но и сам иди; иди перед ними и показывай им путь в славный дом Небесного Царя. Говори им громогласно: «все готово; приходите на брачный пир!» ( Мф. 22, 4 ). И к чему других зовешь, и сам спеши, не стой, не будь столбом, стоящим на пути, который указывает путь к городу, но сам не движется с места, но будь вождем, который и другим указывает путь, и сам вперед идет. Призывы твои будут действенны, если сам будешь идти туда, куда зовешь других, иначе мало что успеешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Потому что, во-первых, Бог обещал внимать молитвам тех, кто молча и смиренно обращается к Нему, боясь Его слов: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( Ис.66:2 ). Во-вторых, молитву того, кто не считает себя грешником, Бог не принимает. Как поясняет преподобный Исаак, «одним из святых написано: кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом» (Слова подвижнические. 55). В-третьих, если во время молитвы правильно стоит, то он испытывает умиление и из его глаз текут слезы. Это происходит, когда он молится с непокрытой головой, словно подсудимый перед судьей, когда бьет себя в грудь, подобно мытарю, опустив очи долу, собрав помыслы в сердце, когда сидит в стасидии прямо, чинно убрав ноги под сиденье и опираясь руками на подлокотники. Ведь для того и были придуманы стасидии, чтобы христиане могли воздевать руки и держать их в молитве все время, пока идет служба, что они не смогли бы сделать, если бы не было стасидий, которые дают отдых рукам молящихся и те могут их держать воздетыми к Богу долгое время. Воздевать руки с молитвой было в обычае у пророков и апостолов. Подтверждением тому служит, с одной стороны, божественный Давид: «Да направится молитва моя, сказал он, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс.140:2 ). А с другой стороны, великий Павел: «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). Короче говоря, стасидии помогают христианам во время службы долго находиться в положении распятого. Такое крестообразное положение облегчает молящимся побеждать страсти и бесов, призывая на помощь распятого Спасителя. Вот так же Ор и Аарон поддерживали руки Моисея в крестообразном положении, и он побеждал амаликитян. Благодаря этому смиренному положению молящийся плачет от умиления. Как сказал преподобный Иоанн Лествичник , «душа уподобляется действиям телесным и соображается и соглашается с тем, что делает тело» (Лествица.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010