Прп. Амфилохий стал сподвижником и помощником прп. Дионисия. А кротость его и смирение просияли повсюду. Пред кончиной прп. Дионисия прп. Амфилохий сказал ему со слезами: «Помолись обо мне, отче, да и меня возьмешь с собой из сей жизни». Но прп. Дионисий отвечал ему, что он много молился об этом, но что Господу угодно, чтобы он еще потрудился в этой жизни. Ему он поручил пред кончиной стадо свое.  Преставился прп. Дионисий в 1437 г., а его ученик и преемник — в 1452 г. Оба преподобных почивают в Сосновецком монастыре, который существовал до наших дней.   Прп. Тарасий  был игуменом и проповедником слова Божия в Великой Перми, где еще было много язычников. Но, придя к прп. Дионисию, он вручил ему свое небольшое имение и себя самого в послушание, смиренно говоря: «Прежде всего подобает от плода вкусить труждающемуся делателю, то есть самому делать, а потом уже учить народ!»  В Глушицкой лавре он проходил суровое постническое житие и стяжал дар слез. Так он прожил 10 лет при жизни преподобного, а по кончине его был помощником преемника его, прп. Амфилохия.  Погребен прп. Тарасий в Глушицком монастыре, давно уже упраздненном. •  См. коммент. к житию прп. Дионисия Глушицкого — 1 июня. Преподобный Иаков Брылеевский (XV в.) Память его празднуется 11 апр. в день тезоименитства с прп, Иаковом Железноборовским, в день Сошествия Святого Духа на апостолов, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Иаков Брылеевский (из рода дворян Брылеевых) был учеником прп. Иакова Железноборовского (память его 11 апр.) и трудником Железноборовского Предтеченского монастыря (слово «трудник» имеет два значения: труженик и послушник), Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского монастыря, по направлению к городу Бую. Прп. Иаков скончался в XV в. и был погребен в Введенской церкви в пустыне. Преподобный Иоанн Галичский (XV в.) Подвижник Паисиева и Николаевского монастырей. Преподобный Игнатий, Игумен Спасо-Елеазаровский (XV в.) Память его празднуется 15 мая тесте с прп. Евфросином Псковским и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Игнатий был постриженником начальника псковских пустынножителей св. Евфросина, в схиме Елеазара (память его 15 мая). Он был рукоположен в сан пресвитера и стал первым игуменом Спасо-Елеазаровой обители еще при жизни преподобного основателя ее. Св. Игнатий был любимым учеником прп. Евфросина, и ему одному тот поведал о видении трех святителей. Вскоре после Игнатия в обитель к Евфросину пришли и другие два брата, прпп. Харалампий и Памфил. Эти три подвижника были как бы три духовных столпа обители и настоятельствовали впоследствии один за другим. Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские (XV в.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Каллистрата, мч. Маманта, мучеников Космы и Дамиана (по надписи мч. Космы), сщмч. диак. Авива, сщмч. диак. Евпла, мч. Лукиана, мч. Неофита, мч. Домна (по надписи мч. Дамиана), мч. Авксентия, вмц. Варвары, прп. Антония Великого, прп. Евфимия Великого, прп. Евфимия Суздальского (в наст. время вмц. Евфимии Всехвальной), прп. Иоанна Дамаскина, прп. Ефрема Сирина, прмч. Стефана Нового, прп. Григория Декаполита, прп. Пимена, прп. Феодосия (по надписи прп. Феодора Сикеота), прп. Кира, прп. Георгия Хозевита, прп. Михаила Малеина, прп. Никиты, исп., мч. Космы Аравийского, прп. Сергия Радонежского, далее 2 надписи закрыты (в наст. время свт. Иоанна Новгородского, прп. Антония Римлянина), прав. Иакова Боровичского, прп. Саввы Сторожевского, прп. Евфимии (в наст. время прп. Евфимия Суздальского), блгв. кн. Александра Невского, блгв. кн. Романа Угличского, вмц. Марины, мц. Ирины, мц. Анастасии Римской, блгв. кн. Владимира Новгородского, блгв. кн. Георгия Владимирского, св. Анны, прмц. Евдокии, прмц. Феодосии девы (в наст. время утрачены); неск. св. мощей без надписи. На образах равноапостольных царей Константина и Елены по сторонам К. к.- венцы «с короною и цатою сребрянные, чеканеные позлащенные» и убрус «низан жемчугом, у коего в средине сребропозлащенная запана с хрустальными вставками»; «пред Крестом завеса белаго ситца с разноцветными травами, разделяющаяся на две половины, в круге по краям обложена китайкой алой». Фрагмент Кийского креста. 1656 г. Фрагмент Кийского креста. 1656 г. Во 2-й пол. XIX в. настоятели Крестного мон-ря сообщали в донесениях о частичной утрате мощей. Так, архим. Нектарий в 1876 г. указывал на отсутствие мощей вмч. Прокопия и прор. Даниила: «Оные единственно могли быть затеряны при переносе св. Креста из монастыря по неудобному пути во время нашествия неприятеля… когда в 1854 году подходил англичанин к Соловецкому монастырю и был также и в Крестной обители и что в это время св. Крест был увозим из обители» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 508. Л. 148-151 об.).

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

Прп. Нектарий вестник. Радонежский (29 ноября; 6 июля – Собор Радонежских святых). Прп. Варфоломей Радонежский (11 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). Прп. Наум Радонежский (1 декабря; 6 июля – Собор Радонежских святых). Прп. Иоанникий Радонежский (4 ноября; 6 июля – Собор Радонежских святых). Прп. Димитрий Цилибинский (26 октября). Прав. Иулиания дева, мученица, Сольвычегодская (21 декабря). Прп. Григорий Голутвинский (25 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). XIV-XV вв. Прп. Григорий Голутвинский (25 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). XIV-XV вв. Прп. Макарий Писемский, Костромской (10 января). XIV-XV вв. Прп. Ферапонт Боровенский, Калужский (27 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1401 г. Прп. Афанасий Высоцкий, Серпуховской, старший (12 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1402, 6 мая Свт. Михаил, еп. Смоленский (28 ноября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1404, 1 апреля Прп. Евфимий Суздальский (4 июля). † 1406, 14 июля Прп. Стефан Махрищский. † 1406, 16 сентября Свт. Киприан, митр. Киевский и всея Руси, Московский (27 мая). † 1406, 21 декабря Св. блгв. кн. вяземский Симеон, мученик (в неделю пред 28 июля – Собор Смоленских святых). † 1406, 21 декабря Св. блгв. кнг. вяземская и новоторжская Иулиания, мученица (2 июня). † 1407, 7 июля Св. блгв. вел. кнг. московская Евдокия (в иночестве Евфро-синия) (17 мая). † 1407, 3 декабря Прп. Савва Сторожевский, Звенигородский (19 декабря). † 1409, 2 марта Свт. Арсений, еп. Тверской. † 1409, 22 октября Прп. Феодор Ростовский (6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1409 г. Прп. Павел Ростовский (22 октября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок.1410–1420 гг. Прп. Савва, игумен спасский. Московский (13 июня). † 1410, 3 июля Св. сщмч. Патрикий иерей. Владимирский (23 июня – Собор Владимирских святых). Нач. XV в. Прп. Петр Каменский (10 сентября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). Нач. XV в. Прп. Пахомий Каменский, Святолучский (10 сентября; 1 июня; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9.1 (рус. пер.: Указ. изд. С. 114). Ср. также: Свт. Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику. 1.1. Свт. Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику. III. 13 (рус. пер.: он же. Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 243). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9. 11. S. Gregorius I Papa (Magnus). Expositio in librum Iob sive Moralia. XXXI. 45. Ibid. Ibid. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 5. 16; S. Gregorius I Papa (Magnus). Expositio in librum Iob sive Moralia. XXXI. 45. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9. 11. См.: Там же. 9. 4. Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 26. 204. См.: Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 12. Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 45. Ср.: S. Gregorius I Papa (Magnus). Expositio in librum Iob sive Moralia. XXXI. 45. См.: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9. 11. Там же. Евагрий Понтийский. Зерцало иноков и инокинь. I. 56 (рус. пер.: Указ. изд. С. 132). Ср.: он же. О восьми духах лукавства. 11. См.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 5. 29. См.: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 10. 1. См.: S. Gregorius I Papa (Magnus). Expositio in librum Iob sive Moralia. XXXI. 85//PL. 76. Col. 821. Помимо Евагрия и прп. Иоанна Кассиана Римлянина см.: Свт. Афанасий Великий. Житие преподобного Антония. 36; Pallade. Dialogue sur la vie de S. Jean Chrysostome/Ed. Collman-Norton. P. 133; Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 1. 67; Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 13. Ср.: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 5.16. См.: Ерм. Пастырь. Кн. 1. Вид. 3. XI. Прп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические. 1. 66. См.: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 5.16. См.: S. Arsene. Lettre. 19; Прп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические. 1. 66, 71; Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 13. 8. См.: Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 45.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

1 Тамара, св. царица единой Грузии, +1213 Зосим II Кумурдоели (Кумурдойский), свт., архиеп. Кумурдойский, гимнограф, + 1528 3 Мамай, свт., католикос Картли, + 744 Арсений и Михаил Улумбоели (Улумбойские), прпп., IX в. 7 Иоанн Зедазнели (Зедазнийский), основатель монашества в Грузии, и его ученик Илия Диакон, прпп., VI-VII вв. Собор Сирийских отцов (VI-VII вв.), основателей монашества в Грузии, последователей прп. Иоанна Зедазнели (Зедазнийского): Авив Некресели (Некресский) (прп.), Антоний Марткопский (прп.), Давид Гареджели (прп.) и его ученик Лукиан Гареджели (прп.), Зенон Икалтоели (Икалтойский) (прп.), Иессей (Иесе) Цилкнели (еп. Цилканский) (свт.), Иосиф Алавердели (еп. Алавердский) (свт.), Исидор Самтавнели (Самтависский) (прп.), Михаил Улумбоели (Улумбойский) (прп.), Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), Стефан Хирсели (Хирсский) (прп.), Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцминдели (Самебели) (Степанацминдский, Самебский) (прп.), Шио Мгвимели (Мгвимский) (прп.). 9 Шио Мгвимели (Мгвимский), один из 12 Сирийских отцов, и его ученик Евагрий Шиомгвимский (Цихедидский), прпп., VI в. 10 Христофор Призванный (Цодебули), блж., + 1771 13 Евфимий Святогорец (Мтацмидели, Ивер, Афонский, Новый), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне,переводчик богослужебных и святоотеческих книг, + 1028 Георгий Святогорец (Мтацмидели; Ивер; Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, дух. писатель, филолог, + 1065 Иверские преподобномученики, пострадавшие на Афоне от латинян, + 1275/76 или 1280 15 Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), один из Сирийских отцов, сонователей монашества в Грузии, VI в. 18 Давид и Тиричан, отроки-мчч., и мать их Тагинесия (Фагинесия), + 693 19 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии (день прихода ее в Грузию), + 335 20 Завулон и Сосанна, прпп., Каппадокийские, родители св. равноап. Нины, просветительницы Грузии, III - нач. IV в. Празднование Манглисского Креста 22 Василиск, мч., пострадавший в Команах в Абхазии, + 308 23 Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Дамиан-Димитрий, прп., царь объединенной Грузии Димитрий I, гимнограф (в монашестве Дамиан), +1157 27 Михаил Парехели, прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. Василий Багратисдзе, сын царя Грузии Баграта III, прп., церк. писатель, XI

http://pravoslavie.ru/41585.html

По Трисвятом – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны прп. Евфросинии (по дважды). Полиелей. Величание прп. Евфросинии и избранный псалом. Седален прп. Евфросинии по полиелее, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен прп. Евфросинии, глас 4-й: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»; стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Евангелие прп. Евфросинии. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобныя матере нашея Евфросинии…». Стихира прп. Евфросинии. Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и прп. Евфросинии на 8. Примечание. Согласно указаниям, содержащимся в службе прп. Евфросинии в Минее, канон Богородицы заимствуется из Октоиха, из службы повечерия в четверг вечера 6-го гласа: «Приими, Дево...». Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – седален прп. Евфросинии, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос прп. Евфросинии, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен прп. Евфросинии (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры прп. Евфросинии, глас 2-й – 4 (каждая стихира – дважды). «Слава» – прп. Евфросинии, глас 8-й: «О, блаженнаго изволения!..», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Архангела Гавриила...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради...». На часах – тропарь и кондак прп. Евфросинии. На Литургии блаженны прп. Евфросинии, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки:

http://patriarchia.ru/bu/2022-07-20/

Основан в 1414 г. прп. Павлом Обнорским. Постриженик Прилукского Христорождественского мон-ря близ Углича, прп. Павел по благословению игумена перешел к прп. Сергию Радонежскому и 15 лет жил в «отходной келии» близ его обители. Затем по благословению прп. Сергия он ушел в безлюдные заволжские леса. На прощание прп. Сергий дал прп. Павлу медный крест, который тот хранил всю жизнь. В поисках места для уединения он посещал различные пустыни. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, в 1393 г. прп. Павел поселился на Глушице, вскоре отправился в Комельский лес, где 3 года прожил в дупле липы на берегу р. Грязовицы, а затем на р. Нурме построил келью и выкопал колодец. Любимым собеседником и духовником прп. Павла был прп. Сергий Нуромский, основавший свою обитель ок. 1389 г. Место жительства преподобного стало известно, к нему потянулись желающие быть его учениками. Собравшееся братство сначала не имело своей церкви. Как следует из Жития прп. Сергия Нуромского († 1412), перед самой смертью прп. Сергия прп. Павел рассказал ему, что слышал колокольный звон. Прп. Сергий указал, что на том месте должен быть устроен мон-рь во имя Св. Троицы. Пасхальной ночью 1414 г. прп. Павел увидел «свет ярче солнечного» на месте буд. монастырского собора. Он отправился в Москву к митр. свт. Фотию просить благословение основать на этом месте ц. во имя Св. Троицы. Вместе с прп. Павлом в Москву пошел его ученик Алексий, постриженик прп. Сергия Нуромского, 1-й игумен Обнорского мон-ря. Митрополит принял его недоверчиво, но в ту же ночь получил откровение, что напрасно оскорбил «человека святого и избранника Божия». Святитель повелел отыскать его, испросил у него прощение и отпустил с благословенной грамотой и богатой милостыней (АИ. Т. 1. 257. С. 485-486). Т. о., на левом берегу Нурмы самим преподобным и его учениками был построен деревянный Троицкий собор и основан общежительный мон-рь. В память о встречах преподобных между П. О. м. и Сергиевым Нуромским в честь Преображения Господня мужским монастырем была выстроена часовня и в 1905 г. учреждены крестные ходы на престольные праздники Св. Троицы (в П. О. м.) и Происхождения Честных Древ Креста Господня (в Сергиевом Нуромском приходском храме упраздненного в 1764 мон-ря; ныне восстанавливается). Тогда же был учрежден и крестный ход в Грязовец.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Иоанн Русский , исповедник, прав. (27 мая/9 июня) Иоанн Рыльский , прп. (18/31 августа; 19 октября/1 ноября; 1/14 июля) Иоанн Солунский (Фессалоникийский), прп., ученик прп. Григория Декаполита (11/24 апреля; 18 апреля/1 мая) Иоанн Суздальский и Нижегородский , еп. (15/28 октября) Иоанн Тобольский и всея Сибири, митр. (10/23 июня) Иоанн Устюжский , прп., Христа ради юродивый (29 мая/11 июня) Иоанн Царскосельский , Петроградский, прот., сщмч. (31 октября/13 ноября; в воскресенье после 25 января [новомуч.]) Иоанн Яренгский , прп. (3/16 июля) Иоанникий Великий , прп. (4/17 ноября) Иоанникий Девиченский , прп. (26 апреля/9 мая) Иоасаф Белгородский , еп., чудотворец (4/17 сентября; 10/23 декабря) Иоасаф Индийский , царевич, прп. (19 ноября/2 декабря) Иоасаф Каменский (в миру Андрей Вологодский, князь), Спасокубенский, прп. (10/23 сентября) Иоасаф Сербский , Метеорский, прп. (20 апреля/3 мая) Иов Многострадальный , прав. (6/19 мая) Иов Московский и всея Руси, патр. (5/18 апреля; 19 июня/2 июля) Иов Почаевский , прп., игумен (28 августа/10 сентября; 28 октября/10 ноября; 6/19 мая) Иоиль , пророк, из 12-ти малых пророков (19 октября/1 ноября) Иона Великопермский , Устьвымский, еп. (29 января/11 февраля; 6/19 июня) Иона Климецкий (Клименецкий), Олонецкий, прп. (6/19 июня; 27 марта/9 апреля) Иона Московский и всея России, митр., чудотворец (31 марта/13 апреля; 15/28 июня; 5/18 октября свт.]; 27 мая/9 июня) Иона Новгородский , архиеп. (5/18 ноября) Иона Пертоминский , Соловецкий, прп. (5/18 июня; 12/25 июня) Иона Псково-Печерский , прп., чудотворец, (29 марта/11 апреля) Иона , пророк, из 12-ти малых пророков (22 сентября/5 октября) Иосиф Астраханский , митр., сщмч. (11/24 мая) Иосиф Волоцкий (Волоколамский), прп., игумен, чудотворец (9/22 сентября; 18/31 октября) Иосиф Заоникиевский (Вологодский), прп., Христа ради юродивый (21 сентября/4 октября; 23 июня/4 июля) Иосиф Многоболезненный , Печерский, прп. (4/17 апреля) Иосиф Персидский , пресвитер, сщмч. (3/16 ноября) Иосиф Песнописец , пресвитер (4/17 апреля)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   2 – мч. Георгия Афонского (+ 1794)    3 – прп. Исихия Хоривита, безмолвника (+ YI в.)    5 – прп. Евдокима  Ватопедского ( Афонского) ( +XYII в.)    6 – прп. Макария Нового, Кийского, Афонского (+1590)    7 – прп. Сергия Нуромского, Обнорского, Вологодского, ученика прп. Сергия        Радонежского ( +1412)  10 – 26-ти прмчч. Зографских – игумена Фомы и с ним 21-го  инока и 4-х         мирян   (+ 1276 –1280) 15 – прп. Евфимия Нового ( Фессалоникийского), Солунского, иеродиакона (+ 889) 20 – прп. Герасима Нового, Натараса, Кефалонита, Афонского, иеромонаха (+1579) 20 – прп. Игнатия Нового, Афонского, Константинопольского ( +1814) 21 – прп. Филофея Афонского  (+ ? ) 24 – свт. Афанасия I-ro, Патриарха Константинопольского (+1311) 26 – прмч. Иоасафа Афонского ( 1536) 28 – свт. Арсения I-ro, архиепископа Сербского ( +1266) 29 – прмч. Тимофея Есфигменского, Афонского ( +1820)     НОЯБРЬ         1 – прмчч. Иакова Костурского и двух учеников его: иеродиакона  Иакова             и Дионисия Дохиарских, монахов (+ 1520)       9 – прпп. Евфимия  и Неофита  Дохиарскх ( Афонских)  (Х в.)     12 – прп. Нила Мироточивого, Афонского, иеромонаха ( +1651)     13 – прмч. Дамаскина  Афонского, Константинопольского  ( +1681)     14 – свт. Григория Паламы, Солунского, архиепископа Фессалоникийского (+1360)     14 – мч. Константина Родосского (+1800)     17 – прп. Геннадия Ватопедского (Афонского), дохиара (+ ? )     22 – прп. Каллиста П-го, Патриарха Константинопольского (+ после 1397)       ДЕКАБРЬ   5 – прпмчч. Карейских (+1260 - 1281) 5 – прп. Нектария Карейского, Битольского, Афонского (+1500) 5 – прп. Филофея Карейского, Афонского ( + конец ХУ в.) 7 – прп. Григория Серба, Молчальника, Афонского, ктитора Григориата (+ 1406) 7 – прп. Герасима  Эвбейского (+ Х1У в.)   20 – свт. Даниила П-го,  архиепископа Сербского (+ 1338)   26 - свмч. Констанция  Русского, иеромонаха ( +1743)   28 – прп. Симона  Мироточивого, Симонопетрского ( Афонского) ( +1257)   30 – прмч. Гедеона Каракалльского, Афонского ( +1818)

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Сцена причащения прп. Марии помещена рядом с единоличным изображением прп. Иоанна Лествичника на иконе 1596 г. из мон-ря Дечаны - прп. Мария придерживает в момент причащения белого цвета плат (см.: иконописна школа од XIV-XIX в.: Кат. Београд, 1955. Табл. XII, XIII). Очевидно, выбор святых на этой иконе был обусловлен минейным принципом (пам. прп. Иоанна Лествичника - 30 марта). На миниатюрах рукописей история З. и прп. Марии стала предметом для иллюстрации Псалтири; напр., в Киевской Псалтири 1397 г. соединены 2 события, разделенные годом,- первые 2 встречи З. и прп. Марии: встреча в скалах: З. отворачивается, протягивая Марии свою верхнюю одежду; ниже - на берегу З. причащает Марию (иллюстрация псалма 118 «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем») (изд.: Киевская Псалтирь 1397 г. из ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в С.-Петербурге [ОЛДП F 6]. М., 1978. Л. 175 об.). В минейных циклах изображение З. может помещаться в композиции «Причащение прп. Марии» под 1 апр., в день памяти прп. Марии Египетской, напр.: на миниатюре в Житиях святых за февр.- июнь по Метафрасту из мессинского мон-ря Сан-Сальваторе (Mess. Salvad. 27. XI в., К-поль), в настенном минологии ц. св. Апостолов [св. Спаса] в Пече, Косово и Метохия (1561). С XVII в. на Руси получили распространение житийные иконы прп. Марии Египетской, где З. представлен в неск. сценах: на московской иконе из собрания С. П. Рябушинского «Прп. Мария Египетская, с 12 клеймами жития» (1629, ГТГ) З. изображен в 5 клеймах, иллюстрирующих встречу прп. Марии с З. (клеймо 8); беседу прп. Марии и З. (клеймо 9); молитву прп. Марии и З. (клеймо 10); причащение прп. Марии З. (клеймо 11); погребение прп. Марии (клеймо 12); на иконе сев. писем «Житие преподобных Марии Египетской и Зосимы Палестинского» (1-я пол. XVII в., ГТГ) традиц. сюжеты Жития представлены не в клеймах, а объединены в общую композицию; на иконе «Прп. Мария Египетская, со сценами жития» (XVIII в., ГМИР) З. изображен подающим одежду прп. Марии и оплакивающим ее кончину (Рус.

http://pravenc.ru/text/200017.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010