Итак, знайте, что когда сектанты нападают на вас из-за Святого Креста, то они признают только второй крест, крест страданий, а не вещественный тоже. Мы же принимаем и первый, ибо так нес его Христос. Он нес крест деревянный на спине Своей и крест страданий в душе даже до смерти, и смерти крестной. Крест — это победа, Крест — это знамя Христово, Крест — это оружие, которым Христос низложил силы ада и смерти. Поэтому окаянен и проклят и треклят тот, кто не поклоняется честному и животворящему Кресту Христову! Двояк человек, и двоякий крест он должен нести, как указывают святой Ефрем Сирин и святой Кирилл Иерусалимский , который говорит: «О христианин, никакого дела не начинай, пока не осенишь себя знамением святого креста. Когда отправляешься в путь, когда начинаешь работу, когда идешь учиться грамоте, когда ты один и когда с людьми — запечатлей святым крестом чело твое, тело твое, грудь твою, сердце твое, уста твои, глаза твои, уши твои, и все твое да будет запечатлено знамением победы Христа над адом. И ты больше не будешь бояться тогда чародеяний, порчи и колдовства. Ибо они тают от силы креста, как воск от огня и как прах пред лицом ветра» . Итак, сначала мы напомнили о значениях креста, а затем сказали о двояком кресте — вещественном и духовном. Смерть есть жизнь Ни в чем так не может быть уверен человек на земле, как в смерти. Поживешь ли еще, этого ты не знаешь; станешь ли богаче, не знаешь; станешь ли здоровее, чем сейчас, тоже не знаешь, а о том, что умрешь, знаешь. И никто не может оспорить эту истину.Слышишь, что сказал Бог в начале мира: «смертью умрешь» ( Быт.2:17 )? А Божественное Писание у Иисуса, сына Сирахова, говорит: «все мы умрем» ( Сир.8:8 ). Знай одно: смерть есть жизнь для тех, кто не забывает о ней. Пока предки наши, прародители Адам и Ева, не забывали о смерти, они жили в раю. А когда забыли о смерти — умерли душой, а через девятьсот с лишним лет умерли и телом. Итак, смерть, как говорит святой Иоанн Дамаскин , есть жизнь для тех, кто не забывает о ней. Смерть, если мы не забываем о ней, дает нам жизнь вечную.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Когда сам царь и все окружавшие его удивлялись этому, Иерусалимский Епископ Захария сказал: смотри, государь, в этом великолепном убранстве тебе невозможно принести на место древо креста, которое нес Христос в убогом виде; а потому, если желаешь нести древо креста, то подражай Христовым смирению и нищете. Тогда Ираклий, сняв с себя драгоценные одежды, облекся в простые и худые, и босыми ногами беспрепятственно совершил остальной путь, и внес крест на место, где он всегда стоял. Господь желает, чтобы и ты несла крест, подражая Его смирению, и всячески уклоняясь от того, чтобы делать это на показ людям. Глава 5. Под крестом не должно рваться вперед, а должно идти во след Христа ( «И торопливый ногами оступится» (Притч. 19, 2)) Как сбившиеся с прямого пути обыкновенно долго блуждают по окольным тропинкам: так и тот, кто поверхностно только и как бы раздвоенною волею взыскует Бога, никак не может удержаться на правом пути, но впадает из одной погрешности в другую. Так было и с Ставрофилой. Уклоняясь, по наставлению Ангела, от одной неправильности, она впала в другую. Вразумленная столькими наставлениями, она решилась мужественно вступить на крестный путь, не устрашаясь никаких трудностей, почему с ревностью возложивши крест на рамена свои, поспешно пошла вперед, не дожидаясь наставления Ангела Божия. Невинная голубица, она ничего не ужасалась, и утверждаясь на своем только разумении, без вождя хотела идти этим трудным путем. Удерживая ее, Ангел сказал ей: «заблуждаешься опять, Ставрофила, и согрешаешь безрассудною ревностью. Ты забыла наставления, которые я недавно тебе предал. «Снова нужно учить первым началам слова Божия» ( Евр.5, 12 ). СТАВРОФИЛА. Какие же это наставления? АНГЕЛ. Разве ты не знаешь? Не сказал ли Господь Иисус Христос в Евангелии: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Лук.9, 23 ). Я не раз припоминал тебе эти слова, а ты все таки не вразумилась ими вполне. Ставрофила все еще не познавала своей погрешности и, желая оправдаться, ответствовала: «но я всегда слышала, что ленивые и нерадивые неугодны Богу, и что Он более благоволит к тем, которые «духом горяще работают Господеви " ( Римл.12, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Лк.9:23 . «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной». Объясн. Если бы крест подлежал презрению, то Господь не стал бы означать именем креста благодетельные для нас скорби и страдания. Апостол Павел ничем другим не желал хвалиться, как только Крестом: Гал.6:14 ; слово крест не везде обозначается в переносном смысле, но и в собственном: Мк.15:21 ; Евр.13:13 ; Ин.3:14–15 . 1Пет.2:24 ; ср. Кол.2:14 . «Он грехи наши Сам вознёс Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его мы исцелились». Объясн. Грехи наши на древо Сам Господь вознёс «Телом Своим», бывшее о нас рукописание Он истребил как «учением» Своим, так и «пригвождением ко Кресту»: Кол.2:14 ; Еф.2:16 . Если принятием на Себя людских грехов пречистый Господь не осквернился: 1Ин.3:5 , и если истреблением рукописания не осквернено учение Христово, или Евангелие, то не осквернился и Крест Христов, которым уничтожено греховное рукописание и убита вражда. Поскольку на Крест Господь вознёс грехи и рукописание Телом Своим, то Святость Тела Христова превозмогла всё нечистое, уничтожила на Кресте грехи и рукописание: Срав. Еф.2:16 , а самый Крест честной Кровью Господа освятился: Кол.1:19–20 . Крестом Христовым апостол даже хвалится: Гал.6:14 , и только погибающие смущаются: 1Кор.1:18 . Гал.6:14 . «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят, и я для мира». Объясн. Здесь вразумление для хулителей креста. Если бы кто сказал, что апостол хвалится не крестом, а Господом, который был на нём распят, тому ответим: в том-то и заключается слава креста, что он называется у апостола вместо Самого Христа или служит знамением Самого Распятого и кто поклоняется кресту, тот чрез сие поклоняется Христу. Подобна сему слава имени Христова, о Котором сказано, что пред Ним преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних: Флп.2:10 , что только Им одним надлежит спастись нам: Деян.4:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Одновременно это и знак нового царства, нового порядка, где «Господь воцарился». Однако это эсхатологическое завтра обеспечивает миропорядок и законность в этом мире также образом креста, который следует рассмотреть. Передача Закона Осмысление Креста и распятия в Древней Церкви неотделимо связано с темой нового миропорядка. Закон, в котором жил Ветхий Завет, по словам апостола Павла, «изнемог», потому что «делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2, 16) и что «законом никто не оправдается перед Богом, это ясно» (Гал. 3, 11). По словам апостола, в Ветхом Завете «мы заключены были под стражею закона до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3, 23-24). Христос (Ветхий Деньми) передает Закон Моисею. Мозаика мавзолея св. Констанции (Рим), около 345 г. Вопрос закона — один из центральных, который обсуждает Иустин Философ с Трифоном Иудеем. «Закон, — говорит он, — данный на Хориве, есть уже ветхий закон и только для вас, иудеев, а тот, о котором я говорю, — для всех людей вообще; новый закон, положенный над законом, отменяет древнейший, и завет последующий подобным образом уничтожает прежний. Нам дарованы закон вечный и совершенный и завет верный, это — Христос, после которого нет более ни закона, ни постановления или заповеди» . И далее мученик в качестве правоты своих слов приводит слова пророчества: «Не читал ли ты того, что говорит Исаия: “Послушайте Меня, послушайте, люди Мои, и внемлите Мне, цари: от Меня выйдет закон и суд Мой во свет народов; приближается скоро правда Моя, и явится спасение Мое, и на мышцу Мою будут уповать народы” (Ис. 51, 4-5)». Апостол Павел, также говоря о проповеди среди обрезанных и необрезанных, отличает последователей Ветхого закона от не знавших его новообращенных язычников: «Бог не взирает на лицо человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, и узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им — к обрезанным» (Гал. II, 6-9).

http://bogoslov.ru/article/6176142

– Пил ли Иисус Христос это питье? – Нет. – Почему же? – Потому что Он хотел страдать за грехи людей с полным сознанием и чувством. – Говорил ли что И. Христос, когда распинали Его? – Говорил молитву к Своему Богу Отцу за Своих распинателей: «Отче, прости им!». – Не насмехались ли над И. Христом враги Его, начальники Иудейские, когда Он висел на кресте? – Да, они и сами насмехались, научали этому и народ. Они смеялись так: «А еще называл Себя Сыном Божиим! Если Ты в самом деле Сын Божий, то сойди со креста. Вот тогда мы поверим Тебе». – Не говорили ли чего И. Христу и распятые вместе с Ним разбойники? – Один из них тоже насмехался над И. Христом, говорил: «Если ты действительно Сын Божий, то сойди со креста и нас сведи». А другой уверовал в И. Христа; он уговаривал разбойника не насмехаться, а И. Христа просил вспомнить его в Своем царстве, когда Он воскреснет из мертвых. И. Христос обещал этому разбойнику, что он нынче же будет с Ним в раю. – Была ли у креста мать Иисуса Христа? – Была, вместе с любимым учеником Его Иоанном. – Не говорил ли Иисус Христос чего со креста Своей Матери? – Он поручил ее Своему любимому ученику Иоанну Богослову заботиться о Ней, как о своей родной матери. – Долго ли страдал на кресте Иисус Христос? – Три часа, с 12-го до 3-го. – Что сделалось, когда умер Иисус Христос? – В это время солнце затмилось, сделалось землетрясение, так что расселись каменные горы и открылись пещеры, где погребены были тела умерших, и многие из умерших святых воскресли. – Что же сделалось в это время с народом? – Народ перепугался, и одни уверовали в И. Христа и говорили: «Воистину Он был Сын Божий!», а другие, ударяя себя в грудь, говорили: «Что это мы сделали?» и расходились по домам. – Когда вспоминаются у нас страдания Христовы? – На страстной неделе перед праздником Светлого Христова воскресения. – В какой именно день на Страстной неделе вспоминается смерть Иисуса Христа? – В пятницу. – Не вспоминаются ли еще когда страдания и смерть Христовы? – Всякую пятницу, почему в пятницу и запрещается есть скоромное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

По сему справедливы и прекрасны наставления Сираха: " все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив... Взгляните древние роды и посмотрите, кто верил Господу, и остался в стыде? Или кто пребывал в страхе Его, и был оставлен? Или кто взывал к Богу, и Он презрел (не услышал) его?... Горе вам, потерявшим терпение! что будете вы делать, когда Господь посетит? Боящиеся Господа не будут недоверчивы к словам Его, и любящие Его сохраняют пути Его " (т.е. заповеди Господни; Сир. гл. вторая). Своя же воля действует во всем протнвоположно Божьей. Чего желает она и не по разуму требует с повелением без всякой отсрочки: подавай мне поскорее, чтобы сделано было сейчас, объяви и сделай без всякого замедления; подавай без дальнейших размышлений. Для избежания безрассудной нетерпеливости следует вам удерживать в себе слова Ноэмини к ее невестке: " подожди, дочь моя, пока не узнаешь, чем кончится дело; ...если и замедлится, подожди, ибо назначенное Богом непременно сбудется, не отменится " (Руфи 3:18; срав. Аввак. 2:3). Господа нашего Иисуса Христа бесчеловечно оскорбляли Его враги на кресте с намерением усугублять долготерпеливые Его страдания без конца: " Если Ты сын Божий, сойди с креста. " На это отвечает им святой Иоанн Златоуст: " Он есть Сын Божий, потому и не сойдет со креста. " Долготерпение Христово ожидало момента, когда изрекло Оно: " Совершилось! " Как поступал глава наш Христос, так следует и нам, членам тела Его, поступать: воля Отца Небесного должна совершаться в нас до последнего нашего издыхания. Истинно сказал об этом некто Людовик: " блажен тот, кто, удрученный различными гонениями и казнями, не ищет избавления от них, но претерпевает все до самого конца, не желая сойти с креста, если Богу неугодно освободить его и снять с креста. " Истинно тот блажен, кто, повергаясь в бездну благоволения Божьего, вручает себя страшным и сокровенным судьбам Божьим с такой верой, что не только одну неделю, один месяц, но и до последнего судного дня, или во веки веков, готов терпеть, не отрицаясь, все страдания (если то Богу угодно) даже до адского мучения. Такое полное самоотвержение и преданность воле Божьей превосходит всякое другое приношение. По сравнению с ним отказ от обладания тысячью миров будет ничтожен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Св. Писание пророчески еще в Ветхом Завете говорит о Кресте: «благословенно дерево, через которое бывает правда» (Прем. Сол. 14, 7). Божия правда была оскорблена преслушанием Адама. После прародительского преступления между Богом и людьми возникла как бы вражда ( Евр. 2, 15 ). Эту вражду и упразднил Христос, примирив нас с Богом посредством Креста ( Ефес. 2, 16 ). Отсюда ясно следует, что Крест был тем деревом, посредством которого явилась в мир правда Божия. Наконец, Крест есть победоносное знамя для каждого христианина. Царь Давид просил у Бога: «даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» ( Псал. 59, 6 ). Душа псалмопевца Давида жаждала торжества дела Божьего на земле и в доказательство этого торжества «боящиеся Бога», по словам царя Давида, должны были поднять знамя ради истины . И пророк Исаия говорит про Спасителя людей: «Он поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, и разсеянных Иудеев созовет от четырех концев земли» (Исаии 11, 12 ср. 62, 10). Таким образом то, о чем молил Бога царь Давид, – должно исполниться с пришествием Спасителя в мир. Значит, у «боящихся Бога», христиан должно быть видимое знамя, поднятое ради истины. И это видимое знамя, это древо, через которое бывает всякая правда, исполняется истина, есть святый крест. Знают это враги Креста Христова ( Филип. 3, 2. 18 ) и потому силятся лишить православных христиан этого важнейшего знамени, обзывая Св. Крест Христов виселицею, эшафотом и произнося на него всическия хулы и ругательства. Они забывают, что при кончине мира «явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земныя и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Матф. 24, 30 ). Тогда дадут враги Креста Христова строгий ответ за свои издевательства над знаменем Христовым, над жертвенником всемирным, благословенным древом – святым Крестом! Так как св. Крест есть величайшая святыня для христиан и покланяться святыне повелено было еще в Ветхом Завете, то понятно, почему христиане кланяются пред св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

Тесная связь Креста и Воскресения вытекает с еще большею ясностью из Евангелия от Иоанна. Мы уже отмечали, что вторая часть Евангелия символически изображается, как ночь ( Ин.13:30 ). Она начинается с омовения ног, тоже имеющего значение символического акта. В омовении ног Господь образно научает любви, о которой затем пространно говорит в Прощальной беседе и взывает к Отцу в Первосвященнической молитве: символ и его раскрытие. Первосвященническая молитва есть молитва Первосвященника и Жертвы, Приносящего и Приносимого: она предваряет Страсти. И Прощальная беседа потому прощальная, что предполагает разлуку, и ее задача объяснить ученикам значение момента: приближается соблазн Креста. Все связано в одну сплошную цепь. То, что относится к омовению ног, относится ко всей цепи. «Во время вечери, когда диавол вложил уже в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери...» ( Ин.13:2–4 ). Далее следует рассказ об омовении ног. Но эти немногие слова, которыми он вводится, имеют и большее значение: в них указана сущность наступающей ночи, как ее понимал Иоанн. – Достигает своего предела восстание мира (ср. ещё Ин.13:1 ). Иисус отходит к Отцу. Но, так как «Отец все отдал в руки Его», то восхождение Сына к Отцу предполагает и возведение Сыном к Отцу уверовавших в Сына и возлюбивших Его. С трех сторон раскрывается для Иоанна надвигающаяся ночь: восстание мира на Христа, восхождение Его к Отцу и возведение к Отцу учеников. Существенно для понимания внутренней связи Страстей и Воскресения, что у Иоанна ночь не кончается и с Воскресением. В отличие от синоптиков (ср. Мф.28:1 , Мк.16:2 ), Мария Магдалина приходит ко гробу «еще сущей тьме» ( Ин.20:1 ): σκοτ ας τιοσης. Термин σκοτ α- один из характерных Иоанновских терминов. Он употребляется и в переносном смысле для обозначения тьмы грешного мира, противостоящей свету (напр. Ин.4–5 ). Символическое значение указания ( Ин.20:1 ) не подлежит сомнению. Оно имеет своим дополнением слова Воскресшего Марии Магдалине ( Ин.20:17 ): «He прикасайся ко мне, ибо я еще не восшел к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему». Если в четвертом Евангелии ночь изображает не только восстание мира на Христа, но и Его восхождение к Отцу, то для нас сейчас уже ясно, что в символике Иоанна ночь не ограничивается соблазном Креста. Она обнимает и Воскресение. Отсюда следуют и дальнейшие выводы. Мы видели, что, по учению Иоанна, в Страстях Христовых совершается явление Славы Божией, Славы Отца и Сына. Эта формула допускает теперь уточнение. Связь Креста и Воскресения – у Иоанна особенно тесная – показывает, что прославление Божие совершается и по учению четвертого Евангелиста не только чрез Страсти, но и чрез Воскресение Христово, в таинственном единстве Страстей и Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Сегодня святая Церковь празднует память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Святой апостол Иоанн не случайно назван Богословом – ведь его Евангелие начинается с самых глубинных слов человеческой духовной культуры и цивилизации: В начале было Слово ( Ин. 1, 1 ). Но святой апостол Иоанн называется также «апостолом любви», и в сегодняшнем втором евангельском чтении мы слышали описание верного и преданного предстояния у Креста Господня жён-мироносиц и ученика, которого любил Иисус (его же любляше Иисус – в славянском варианте текста), где по-гречески стоит слово γπα его же любил Иисус ( Ин. 13, 23 ). Почему же не сказано в Священном Писании его же любил Иисус? Прошедшее время говорит о прошлом, как будто бы отношение Христа Спасителя к ученику, который преданно стоял у Креста, изменилось, как будто бы Христос Спаситель перестал любить того, кого любил ранее. Но слово любил имеет перевод, не сводимый только к прошедшему времени. Это имперфект греческого языка, который означает начало действия. У Креста стоял Иоанн Богослов, которого Христос Спаситель стал любить Своей Божественной любовью, и от которого Он никогда не отступался. В этом слове есть духовный урок для каждого из нас. Когда мы начинаем любить Бога, когда мы стоим перед Богом, когда мы исповедуем Бога, когда мы принимаем крещальные обеты, – мы получаем тот залог божественной любви, который обязаны только преумножить. Но что мы слышим в Апокалипсисе? Обличая Ефесскую Церковь , автор Апокалипсиса Иоанн Богослов пишет ефесянам о том, что они проявляют терпение, отступив при этом от первой любви (см. Апок. 2, 4 ). А в Посланиях еще одной из Малоазийских Церквей Фиатирской он говорит о том, что они хорошо соблюдают добродетели любви и терпения, но при этом их последние дела хуже первых: «Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых» ( Апок. 2, 19 ). В этом обличении малоазийских Церквей очень глубокое назидание и для всех нас. Если в идеале любовь к Богу должна возрастать в ревностном и трепетном сердце, то в реальности часто происходит, когда последние дела оказываются хуже первых, когда душа отступает от первой любви и теряет этот драгоценный дар и драгоценный залог. С одной стороны, мы призываемся к духовному восхождению и духовному возрастанию; а с другой стороны, в жизни через нерадение, через нерадушие, через потакание себе, через самообольщение, через самоуверенность, через самость, через самолюбие мы не только не достигаем большой высоты, но отступаем от божественной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

20 Господь предрек Петру скорое (т. е. еще до истечения ночи прежде, нежели трижды, или дважды, пропоют петухи) троекратное отречение от Него, вследствие какого-то рокового испуга, с которым он не мог совладеть. Напротив, Иоанн, очевидно, свободный от страха, присутствует при суде над Господом, следуя за Ним от одного места в другое (ср. характерные детали очевидца: «от Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро», Ио. 18, 28, подробности рассказа о суде Пилата, отсутствующие у синоптиков, как то: «что есть истина?», «се человек», «тогда была пятница и час третий» и т. д.) вплоть до Голгофы. Несомненно, присутствие у места казни, среди рассвирепевших иудеев и жестоких воинов, для близких и последователей казнимого было в высшей степени опасно, и недаром, кроме нескольких преданных и самоотверженных женщин – и в числе их двух матерей: Матери Господа и матери самого Иоанна («сестра Матери его»), из учеников у креста был только один Иоанн. Итак, двоица учеников, вошедших во двор первосвященника, разорвалась: один «исшед вон плакася горько», другой последовал и на Голгофу за Учителем. И, тем не менее, тема рассказа Евангелия Иоанна остается о двоице: о двух первоапостолах в часы страданий Христовых. IX D) Y Креста. «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено, се сын Твой. Потом говорит ученику: се Матерь твоя! И от того часа взял Ее ученик к себе (ες τ δια – восвояси) (Ио. 19, 26–27). Прежде чем говорить о содержании текста, устраним некоторые возможные недоразумения. Едва ли найдутся такие, которые станут рассматривать этот текст исключительно как личное обращение, завещательное распоряжение умирающего относительно своих личных дел. Помимо общих соображений, против такой возможности достаточно говорит самый текст. У креста стояли вместе с Марией несколько преданных женщин, в том числе и мать Иоанна, стало быть, было кому позаботиться о приюте для Скорбящей Богоматери, если бы он был нужен, хотя и на это нет никаких указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010