Вот задача для всякого художника – указать на незнаемое сокровище народу. Эта же задача встала во весь рост перед теми художниками-живописцами, которые всерьез задумались над религиозными проблемами бытия народа. Идеи Гоголя сильно воздействовали на творчество художника Александра Андреевича Иванова (1806–1858), имя которого в истории русской живописи XIX столетия стоит в ряду первейших. Иванов был не только идейным последователем Гоголя, но и близким знакомцем его. Главное творение Иванова, грандиозное полотно «Явление Христа народу» (размеры: пять с половиной метров на семь с половиною) создавалось в значительной мере при свидетельском участии Гоголя, подолгу жившего в Риме, где писал свою картину Иванов. Правда, завершения работы Г оголю не суждено было увидеть, ибо это свершилось уже через пять лет после смерти писателя. Всего период создания картины охватывает 20 лет – с 1837 по 1857 год. Разумеется, эти даты отмечают лишь начало и конец сложного творческого периода, а не беспрерывного процесса живописания: в работе случались и значительные перерывы, объясняемые обращением к другим замыслам, болезнью глаз художника, его странствиями в собирании материала и т.д. Одновременно был выполнен и малый вариант картины, а также бессчетное количество эскизов к ней, которые, если собрать их вместе, могли бы составить экспозицию небольшой картинной галереи. Сюжетом для себя Иванов выбрал тот эпизод, когда после долгого пребывания в пустыне Спаситель мира явился народу на берегах Иордана, где проповедовал и крестил людей святой пророк Иоанн Предтеча. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его, но для того пришел крестить в воде, чтобы Он был явлен Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». ( Uh I, 29–34 ). О том же поется в праздничном церковном песнопении: «Предтеча рукою показует Его и глаголет людям: Сей избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн... В честь него Русская Православная Церковь учредила семь праздников на году, но мы поведем речь лишь о Рождестве Иоанна Крестителя (7 июля) ; и сей праздничный день по обрядовой насыщенности превосходит иные народно-православные праздники, о чем можно судить и по именам сего дня: Иванов день, Иван Купала, Купальник, Иван Травник, Иван Цветной, Праздник росы. Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - величавый праздник, напоминающий всякой христианской душе, что крестилась душа в Божией купели, как и Господь Бог в безгрешном земном житие от Иоанна Крестителя. «...Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф. 3: 16-17) Русские крестьяне уже давно запамятовали о древнеславянском идоле Купале, а посему и купальские обряды уже напрямую связывали со святым Иоанном Крестителем; и даже когда в обрядовом действе, в купальских песнях и поминался Иван Купала, то уже в сознании православного крестьянина за этим именем подразумевался опять же Иоанн Креститель. Да великорусы, в отличие от белорусов и малорусов, редко поминали Купалу; обряды же купания, обливания водой жили лишь в напоминание о том, что Иоанн Предтеча крестил и самого Господа нашего Иисуса Христа в вольных водах. И воду в сей праздник крестьяне почитали за святую воду... Хотя в христианской религиозной этике вода обретает очистительную силу лишь после ее освящения крестом и молитвой; а посему Иоанн Креститель, вытеснивший из русского мистицизма языческого идола Купалу, погружал крещаемых иудеев в освященные воды Иордана. Иванову дню в крестьянском календаре обрядово созвучно предшествовал день Аграфены-купальницы (Агриппины-мученицы); и день почитался за бабий: мужние жены и девицы не стирали белья - грех великий; обливались, купались, умывались утренней росой, катаясь нагими по росным травам во красу и здравие. За Аграфеной зорево являлся Иванов день...

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/28/...

При одном из Своих поучений Спаситель сказал Своим ученикам: «Видех сатану яко молнию с небесе спадша» ( Лк.10:18 ); думается, что и здесь, на горе искушения, после ответа Иисуса Христа дьявол должен всецело уничижиться и мгновенно исчезнуть, яко молния, от Лица Спасителя мира. Ответ Иисуса Христа поражал самое внутреннее и сокровенное в существе дьявола, а потому конец искушения в пустыне есть вместе и поражение дьявола Иисусом Христом. «Тогда оставляет Его диавол, – говорится в Евангелии, – и се, Ангелы приступили, и служили Ему» ( Мф.4:11 ): явились, следовательно, и Ангелы небесные на служение Сыну Божию, когда благоволила этому быть воля Отца Небесного! Евангелист Лука говорит: «...окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени» ( Лк.4:13 ): до какого, спрашивается, времени? Спаситель в последней Своей беседе с учениками на Тайной вечери Сам указал это время, говоря: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда» ( Ин.14:30–31 ). Это время было – часы гефсиманских страданий Христа, время таинственного борения и ужасов, когда капли кровавого пота, выступавшие на теле Спасителя и падавшие на землю, свидетельствовали собой, что скорее может рассыпаться эта храмина – тело Христово, чем Сын Божий скажет Отцу: «да не будет, Отче, чтобы Я пил чашу сию»; когда среди «смертельной скорби» ( Мф.26:38 ), «начав ужасаться и тосковать» ( Мк.14:33 ), Иисус Христос в молении о чаше завершал Свое служение и Свое дело одним и тем же оглавлением, которым и начал его: «Отче Мой!., да будет воля Твоя!». (См. наше сочинение о «Страданиях Иисуса Христа от Гефсимании до Голгофы»); когда, призывая учеников молиться с Ним, говорил им: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Мф.26:41 ), а где искушение, там и дух-искуситель. Читать далее Источник: Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Священного Писания/Прот. Иоанн (Иванов). - Санкт-Петербург. : Общество памяти игумении Таисии, 2013. - 656 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Таковым годом мщения Божия и был всемирный потоп, истребивший грешный и преступный род человеческий. «...И раскаялся Господь, – говорит Св. Писание, свидетельствуя об истреблении допотопного мира, – что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» ( Быт.6:6–7 ). Раскаяние Божие, по смыслу Св. Писания, есть или отнятие от человека за его несоответствие своему призванию и своему назначению милости Божией, или возвращение таковой милости после суда и наказания Божия ( Пс.105:45 ): в том и другом случае раскаяние Божие есть вынаружение скорби, сожаления Божия о человеке ( 1Цар.15:11 ). «Раскаялся Бог о зле, – говорит пророк Иона, – еже глаголаше сотворити им , и не сотвори» ( Иона 3:4–10 ), т.е. раскаялся Господь о зле или о наказании ниневитян, значит, отменил свое наказание и возвратил Свое милосердие и Свое промышление о ниневитянах; так и в том свидетельстве о допотопном мире, что раскаялся Господь, что создал человека, значит, наоборот – Господь лишает человека Своего благословения: «раститесь и множитесь, наполняйте землю и обладайте ею» , значит, что «конец всякой плоти пришел пред Лице Божие» . «...И вот, Я истреблю их с земли» , – говорит Господь ( Быт.6:13 ). Скорбь Божия о человеке, при поднятом и занесенном уже мече правосудия Божия, есть выражение таинственного соприкосновения в Боге правосудия и любви, милости и истины, правды и мира ( Пс.84:11 ). «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания...» ( Исх.34:6–7 ). «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» ( Рим.12:19 ; Втор.32:35 ). Читать далее Источник: Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Священного Писания/Прот. Иоанн (Иванов). - Санкт-Петербург. : Общество памяти игумении Таисии, 2013. - 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

В Вифлееме же плач, вопли и рыдания были ужасные, и не могли утешиться несчастные матери, у которых погубили детей. Двенадцатилетний Иисус в Иерусалиме После смерти Ирода, Иосиф с Младенцем Иисусом и Матерью Его, по повелению Божию, возвратился в Галилею и поселился в Назарете. Каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник пасхи и, когда Иисус был двенадцати лет, они по обычаю взяли также и Его с собой на праздник. Когда же кончились дни праздника, они возвращались домой, а Иисус остался в Иерусалиме. Но Иосиф и Мать Его думали, что Он идет с другими; прошелши на ночлег, стали искать Его между родными и знакомыми, но не нашедши Его, возвратились в Иерусалим и там искали Его. Чрез три дня нашли Его в храме, Он сидел посреди учителей, слушал их и спрашивал, и все дивились разуму и ответам Его. Увидев Его, Матерь Его сказала: «Дитя мое, что Ты сделал с нами? Ми с великим горем искали Тебя», Он же сказал им: «зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Но они не поняли слов Его. И Он возвратился с ними в Назарет и был всегда в послушании у них. Мать Его сохраняла в сердце своем все слова Его. Иисус же возрастал в силе и в премудрости, в любви у Бога и человеков. Проповедь св. Иоанна Крестителя В пятнадцатый год царствования римского императора Тиверия, когда Понтий Пилат был начальником в Иудее, а Ирод, сын Ирода первого, в Галилее, Иоанн, сын Захарии, начал проповдывать в Иудейской пустыне. Многие из Иудеи и всех окрестностей Иордана приходили к нему. Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и кожанный пояс, ел акриды и дикий мед. Ои говорил приходящим к нему: «покайтесь в грехах ваших, ибо приближается царство Божие.» И спрашивал его народ: «что нам делать?» Он отвечал им: «у кого две одежды, тот дай не имеющему; и у кого есть пища, делай то же». Многие каялись в грехах своих и крестились в реке Иордане. Пришли и мытари, сборщики податей, к Иоанну креститься и сказали ему: «учитель, что нам делать?» Иоанн отвечал им: «но требуйте лишнего, не берите больше того, что назначено вам». Спрашивали также и воины: «а нам что делать?» И им сказал: «никого не обижайте и довольствуйтесь своим жалованием». Даже многие фарисеи, и саддукеи приходили к нему креститься. Фарисеи, это были такие люди, которые старались только наружно казаться благочестивыми; а саддукеи, кроме того, что жили неблагочестиво, еще не веровали будущему воскресению мертвых. Увидев их Иоанн сказал: «порождения ехидны! кто внушил нам бежать от будущего гнева? Принесите же истинные плоды покаяния». И многое другое говорил он народу, поучая его. Когда же народ помышлял об Иоанне: «не Христос ли он?» Иоанн всем отвечал: идет за мною сильнейший меня. Которому я не достоин развязать ремни обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». Крещение Господне

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Как мы говорили выше, «человек греха и сын погибели» сотворит брань со «святыми», и «дано будет ему победить святых»; но победа эта будет лишь прологом к дальнейшим мероприятиям против верующих и боящихся Бога ( Откр.13:6–8 ): «Второй зверь», т.е. ложный пророк «того человека», со властью первого зверя, говорит Апостол Иоанн, заставит «всю землю и живущих на ней поклониться первому зверю, и будет убиваем всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» ( Откр.13:12–15 ); плен и убийство ожидает чтителей Бога и исповедников Иисуса Христа ( Откр.13:10 ); однако адский замысел и свирепейшие меры «того человека» не увенчаются успехом и не достигнут цели разрушения Царства Божия на земле в «святых Божиих»: ни Церковь в своем видимом оказательстве, ни потаенное христианство в людях не исчезнут из мира: «Жена, облеченная в солнце , – говорит Апостол Иоанн, – убежит в пустыню, где приготовлено будет для нее место от Бога... И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» ( Откр.12:6–17 ); очевидно, в злобе против Церкви, имеющей оказательство продолжать свое существование в «пустыне», «тот человек» начнет истреблять «семя ея» везде – там, где «пустыня» не прикроет собою и не соблюдет в себе неприкосновенными чтителей Бога. «...Он, , – говорит Апостол Иоанн, – сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их; и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» ( Откр.13:16–17 ): действие это правительства «того человека» нельзя иначе рассматривать, как направленным исключительно к тому, чтобы извести и истребить потаенно чтущих Бога и служащих Богу во имя Иисуса Христа, Сына Божия. В это-то время и исполнится во всей ужасающей силе и потрясающей действительности пророчественное слово Иисуса Христа о том, что в последние дни люди «друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга» ( Мф.24:10 ): «Предаст же брат брата на смерть; и отец – детей; и восстанут дети на родителей, и умертвят их» ( Мк.13:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Этот мир вожделений, произволения духа и похоти должен быть изъят из общества подданных Христа-Царя, ибо он от «лукавого», и есть воплощение духа антихриста, действующего и теперь в мире. «Дети! – пишет евангелист Иоанн Богослов христианам. – Вы от Бога, и победили их ; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» ( 1Ин.4:3–4 ). Мир зла не должен смущать подданных Царя-Мессии, ибо он – этот мир – побежден и попран Основателем и Вождем Царства Божия на земле: «Да не смущается сердце ваше, – говорил Иисус Христос ученикам, – веруйте в Бога, и в Меня веруйте» ( Ин.14:1 ); «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин.12:31 ). «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин.16:33 ). «И сия есть победа, победившая мир, – говорит Апостол Иоанн, – вера наша» ( 1Ин.5:4 ) – вера в Сына Божия, пришедшего на землю, «да спасет Собою мир» ( Ин.12:47 ): «Кто побеждает мир, – говорит Апостол Иоанн, – как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий»? ( 1Ин.5:5 ). Итак, Христос призвал под Свое знамя всех людей, и христианская вера не только предназначена быть в мире, но имеет подчинить себе и победить мир, служа в исповедании ее народами и знаменем победы, и силой одержания победы. Мир побежден, и «князь мира сего осужден» ( Ин.16:11 ) и «изгнан вон» ( Ин.12:31 ); род человеческий будет приведен ко Христу: все те, которые «от Бога и от истины», услышат голос своего истинного Пастыря-Христа, узнают Его, пойдут за Ним, «и будет одно стадо, – говорит Сам Спаситель, – и один Пастырь» ( Ин.10:4–16 ). Поэтому Царство Божие призвано полонить мир под «иго Христово», оживить и возродить род человеческий в правде и истине, законе и суде, в безусловном торжестве добра над злом и в обновлении всех областей воплощения жизни человека на основе нравственного порядка по идее нравственности христианской. «Была на мне рука Господа, – говорит пророк Иезекииль, – и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей.., и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Явление Христа народу. Александр Иванов. 1837—1857 Иоанн Предтеча стал предшественником воплотившегося Бога — Господа Иисуса Христа. Он учил иудейский народ покаянию, без которого люди не могли бы узнать Спасителя, не поняли бы Его проповедь о Царствии Небесном. Иоанн, безусловно, не был Илией, но пришел в духе и силе Илии (Лк 1:17). Он выполнял ту же задачу, которую предстоит выполнить Илие в преддверии Второго пришествия Господа Иисуса Христа: напомнить людям, чьи мысли и интересы связаны только с земным, о Боге и о грядущем Страшном суде. «Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого», — говорит святой Иоанн Златоуст. Чем важно это пророчество: Явление пророка Илии — один из основных признаков Второго пришествия Господа и Страшного суда. Где еще можно встретиться с этим пророчеством: К пророчеству Малахии несколько раз обращаются участники евангельских событий. Апостолы, видевшие Преображение Господа на горе Фавор (и пророка Илию, говорившего с Господом во время Преображения), на обратном пути интересуются: Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? И Господь им разъясняет: Правда, Илия [должен] прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них (Мф 17:10–12). А позже жители Иерусалима, проходившие мимо Голгофы в день распятия Господа и слышавшие Его вопль: Илú, Илú! ламá савахфанú? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?», приостанавливались и говорили: Илию зовет Он ; посмотрим, придет ли Илия спасти Его (Мф 27:46, 47, 49). Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева . Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/samye-zagadochnye-proroch...

Вот Иоанн, любимый ученик Его, и брат – Иоанн, и мать этих учеников просят посадить одного из них по правую сторону, а другого по левую «во Царствии Его» и «славе Его» ( Мф.20:21 ; Мк.10:37 ); чувству симпатии, дружества и человеческой любви, которые, действительно, имел по человеческому естеству Иисус Христос к личности Иоанна, было так естественно ответить если не предупредительным вполне, то по крайней мере в чем-либо отвечающем просьбе, взыскующим и находящего любимого человека словом: однако это значило бы отдаться Иисусу Христу одним человеческим, хотя и священным чувствам, и забыть на сей раз правду Божию, суд Божий и волю Божию. А потому Иисус Христос и говорит просителям: «Не знаете, чего просите... дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» ( Мф.20:22–23 ), т.е. Иисус Христос отвечает ученикам Своим и матери их, что просьба их неразумна и незаконна, ибо возносится на то, что принадлежит одному Богу – Его правосудию и Его воле. Вот Иуда, будущий предатель, находится среди избранных двенадцати учеников Иисуса Христа; Спаситель от начала знает, что Иуда предаст Его ( Ин.6:70–71 ). Человеческому чувству в Иисусе Христе так естестевенно было бы желать – по крайней мере, не видеть предателя в святом обществе Апостолов; зачем было отогревать змею на лоне Своем? Но это значило бы человеческой воле в Иисусе Христе возжелать того, что противно было воле Божией, которая определила, чтобы в числе избранных двенадцати учеников Христовых был и предатель – Иуда ( Ин.17:11–12 ); это значило бы – не нести креста Своего в том его виде, в котором Отец Небесный возложил на Сына Своего. Вот «лиси язвини имут, и птицы небесные гнезда: Сын же Человеческий не имать, где главу подклонити» ( Лк.9:58 ); и воля человеческая в Иисусе Христе покорна воле Божией, потому что так судил Отец Небесный, чтобы Сын Его «взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли... был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни» ( Ис.53:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

«Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин.12:31 ). Под «миром» в данном случае в Св. Писании разумеется не реальное видимое бытие вещей, не формы видимого бытия, природой определяемые и естественные, а то соединение лжи, та похоть, которые внес собой грех человека во все обнаружения личной и общественной жизни человека, в его мысли и волю: «...Все, что в мире, – говорит Апостол Иоанн, – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин.2:16 ); человек тлеет в «похотях прелестных» ( Еф.4:22 ); «кийждо же искушается, от своей похоти влеком и прельщаем; таже похоть заченши рождает грех, грех же содеян рождает смерть» ( Иак.1:14–15 ). Грех же от дьавола: «Творяй грех, – говорит Апостол Иоанн, – от диавола есть, яко исперва диавол согрешает» ( 1Ин.3:8 ). Вот почему Спаситель говорит иудеям, к которым Он пришел и которые, возлюбив более тьму, нежели свет, не приняли Его ( Ин.1:11 ): «Вы... не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). В этом именно отражении в себе дьавольского зла и «всяк человек», по Св. Писанию, «ложь есть» ( Рим.3:4 ) и «весь мир», созданный злом этого мира, похотью и грехом человека, «во зле лежит» ( 1Ин.5:19 ). Отказаться поэтому от лжи в самом себе, умереть для похоти и любодейства мысли в себе, «отвергнуться себе» и составляет сущность подвига человека во Христе: «Кто хочет идти за Мною, – говорит Иисус Христос, – отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк.8:34 ; Лк.9:23 ), причем нравственный образ Христа неотделим от человека-христианина: «Я дал вам пример, – говорит Спаситель, – чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин.13:15 ); «Будите во Мне, и Аз в вас... Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин.15:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010