Золотые уста архиепископа Иоанна За что святителю Иоанну оказывается особый почет? 12 февраля, 2015 За что святителю Иоанну оказывается особый почет? Среди постоянно поминаемых в Церкви трех вселенских святителей и учителей Церкви мы произносим имя Иоанна Златоуста. На третьем месте. Просто он младше святителей Василия и Григория по времени его жизни. За что святителю Иоанну оказывается особый почет? Чем он просиял? Его жизненный путь признают исповедническим. Скончался святитель в причерноморской ссылке, несправедливо низложенный с Константинопольской кафедры. Надо сказать, будучи на всеимперской кафедре, святитель жил в суровом подвижничестве и оставил по себе память как удивительный проповедник. Диакон Павел Сержантов В проповедях Златоуст прежде всего раскрывается как толкователь Священного Писания. Ничего неожиданного. До Константинополя святой Иоанн Златоуст прошел знаменитую Антиохийскую школу богословия, которой был накоплен большой опыт толкования Библии. Для этой богословской школы характерно историческое прочтение богодухновенных книг. Даже когда Писание толкуется антиохийцами не в буквальном смысле, они понимают ее типологически, а не аллегорически . Что такое типологическое толкование? Ответить легко: типологически толкуется Ветхий Завет, когда его сюжет понимается как образ ( типос – греч.) новозаветного сюжета. К примеру, ветхозаветный Адам есть образ Иисуса Христа. Возьмем эту тему, обозначенную уже у апостола Павла, и посмотрим, как святитель Иоанн ее развивает. Образ Иисуса Христа Вообще, святитель Иоанн очень любит обращаться к посланиям апостола Павла. Откроем его Беседу X на послание к Римлянам. Вот святитель вчитывается в трудное место из Писания: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, (потому что) в нем все согрешили… Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более… дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих» (Рим. 5: 12, 15).

http://pravmir.ru/zolotyie-usta-arhiepis...

Св. Ипполит, епископ Рима, в своем сочинении «Сказание о Христе и антихристе» (883) приводит полностию слова сего послания об антихристе. Ученый Ориген , по известию Епифания Кипрского , писал толкование на это послание. Но оно не сохранилось. Однако, в других сохранившихся писаниях Оригена находится множество ссылок на слова Апостола Павла из второго послания к Солунянам (2:11, 12; 2:4). В объяснении же на Евангелие Матфея Ориген говорит, что день Господень не настанет до тех пор, пока не придет сначала отступление и не откроется человек греха, сын погибели, причем прямо говорит, что об этом свидетельствует Павел во втором послании к Фессалоникийцам 50 . Св. Кирилл Иерусалимский приводит слова этого послания: «тайна беззакония уже в действии» ( 2Сол. 2:7 ), причем присовокупляет: «о, хотя и сказало это, но да не будет, чтобы это исполнилось над нами! Однако, будем осторожны». « Церковь предварительно сказывает об антихристе до его пришествия. При тебе ли оно будет, не знаем, или после тебя, тоже не знаем. Но для тебя хорошо знать это и предостерегаться». Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, дал объяснение всего послания: потому его свидетельства, как и других толковников, будут приведены далее, при изъяснении самого послания. Нельзя при этом не заметить, что великий святитель Иоанн Златоуст был вместе с тем и выразителем свидетельств многовекового предания, сохранившегося в Церкви христианской, в изъяснении Божественных писаний самом строгом, которое Иоанн Златоуст усовершенствовал глубиною своей великой души и широтою взглядов своего необыкновенно светлого ума. За церковным богослужением второе послание к Солунянам читается в таком порядке: 1 гл. ст. 1–10 в понедельник 25 недели. 10–12 и 2 гл. ст. 1–2 во вторник. 1–12 в среду. 13–17 и 3 гл. ст. 1–5 в четверток. 1–15 в пяток. Второе послание к Солунянам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел и Силуан и Тимофей – Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе 51 : 2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание 1. БЕСЕДА на псалом 131.   1 Песнь степеней. Помяни, Господи, давида и всю кротость его: 2 яко клятся Господеви, обещася Богу иаковлю: 3 аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея: 4 аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима: 5 дондеже обрящу место Господеви, селение Богу иаковлю. 6 Се, слышахом я во евфрафе, обретохом я в полях дубравы: 7 внидем в селения его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе его. 8 Воскресни, Господи, в покой твой, ты и кивот святыни твоея. 9 Священницы твои облекутся правдою, и прпдбнии твои возрадуются. 10 Давида ради раба твоего, не отврати лице помазаннаго твоего. 11 Клятся Господь давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем. 12 Аще сохранят сынове твои завет мой и свидения моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем. 13 Яко избра Господь сиона, изволи и в жилище себе. 14 Сей покой мой во век века, зде вселюся, яко изволих и. 15 Ловитву его благсвляяй благсвлю, нищыя его насыщу хлебы: 16 священники его облеку во спасение, и прпдбнии его радостию возрадуются. 17 Тамо возращу рог давидови, уготовах светилник помазанному моему. 18 Враги его облеку студом, на нем же процветет святыня моя.  1 Песнь степеней. Помяни, Господи, Давида и всю кротость его:  2 Как он клялся Господу, обещался Богу Иакова: "  3 Не войду в жилище - дом мой, не войду на одр мой,  4 Не дам сна глазам моим и дремания векам моим и покоя вискам моим,  5 Пока не найду места Господу, жилища Богу Иакова " .  6 Вот мы слышали, что оно в Евфрафе, нашли его в полях дубравы.  7 Войдем в селения Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его.  8 Встань, Господи, на место покоя Твоего, Ты и Кивот Святыни Твоей.  9 Священники Твои облекутся правдою, и преподобные Твои возрадуются.  10 Ради Давида, раба Твоего, не отвергни лица помазанника Твоего.  11 Клялся Господь Давиду истиною и не отречется от нее: " от плода чрева твоего посажу на престоле твоем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

«Знаете ли вы, возлюбленные братья», воскликнул Святитель на кафедре в своем архиепископском храме в ночь первого изгнания, – «знаете ли вы, за что хотят погубить меня? За то, что я не приказывал стлать пред собой богатые ковры, что никогда не хотел я одеваться в золотую и шелковую одежду, что я не унизился до того, чтобы удовлетворять жадности этих людей и не держал стола, открытого для них, не угождал чревоугодию других 855 . Семя слова Святителя несомненно падало и на добрую почву и плод приносило. Но один в поле не воин. Зло победило. И когда Св. Иоанн пошел в изгнание, богатство и власть греховно остались царить в Константинополе. Спрашивается: почему такие пламенные речи праведного проповедника, исполненные столь великого, святого чувства – любви к ближнему, бедствующему человеку, остались «гласом вопиющего в пустыне?!» 856 Ведь этот призыв к милости и милостыне имеет твердое основание в слове и примере Христа Господа и Святых Апостолов Его! Его – этот призыв, – освятила жизнь и деятельность первенствующих христиан!.. Святитель Иоанн свидетельствует: «Великая благодать была на всех них, – апостольских христианах, – «не было между ними никого нуждающегося» 857 . «Это было, – продолжает он, – оттого, что никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» 858 . Почему слово Златоуста осталось без плода, не привилось к душам слушателей, не отразилось в их деятельности? В решении этого вопроса мы встречаемся с историей коммунизма вообще и древне-христианского коммунизма в особенности. И краткое исследование данного предмета, в истории и христианстве способно дать ответ на наш вопрос, – именно исторический ответ. Коммунизм стоял у колыбели человечества. Он был общественной основой большинства народов земного шара. Первобытный человек жил только в своем обществе и вместе с ним. В обществе люди добывали себе средства к существованию – сообща они охотились, сообща ловили рыбу; в обществе жили они, сообща защищали свое жилище, свою землю. Такова история начала всех наций.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 2  голоса:  5.0 из  5) Святые Отцы Церкви рассуждают о том, почему именно волхвы пришли к родившемуся Спасителю и астрологическими ли методами волхвы узнали о Рождестве Христовом? «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою». (Из II Глabы Евангелия от Матфея) Святитель Иоанн Златоуст архиепископ Константинопольский (+407 г.) так рассуждает на эту тему: «Дело звездословия, как говорят, вовсе не в том состоит, чтобы по звездам узнавать, кто родится, но чтобы по времени рождения предсказывать о том, что случится вперед. Между тем волхвы ни при родах Матери не были, ни времени, когда родила, не знали, а потому не имели и основания заключать о будущем по течению звезд. Напротив, задолго до рождения, увидевши звезду, явившуюся в их земле, они идут смотреть Родившегося… Какая же причина их побудила?

http://sueverie.net/astrologiya-i-rozhde...

Этот свет приходит к нам посредством веры и, пришедши, в обилии просвещает того, кто приемлет его. И если ты представишь ему чистую жизнь, он постоянно будет обитать в тебе. Аще кто любит Мя, Слово Мое соблюдет, – говорит Спаситель, – и приидем к нему (Я и Отец мой), и обитель у него сотворим ( Ин. 14:23 ). Как никто не может пользоваться светом солнечным, не открывая глаз, так никто не может участвовать в сем (вышнем) просвещении, не отверзая вполне очей души и не изощрив их во всех отношениях. А как это можно сделать? Очищая душу от всякой страсти: ибо грех есть тьма и тьма глубокая; и это видно из того, что он совершается вне рассудка и утаенно. Всяк бо, делаяй злая, ненавидит света и не приходит к свету ( Ин. 3:20 ). А бываемая отай (тайно), срамно есть и глаголати ( Еф. 5:12 ). Как во тьме мы не распознаем ни друга, ни врага и вовсе не узнаем свойства вещей, так и во грехе. Человек любостяжательный не отличает друга от врага; завистник и на человека самого благорасположенного к нему смотрит, как на врага; наветник – одинаково вооружен против всех; словом: всяк, делающий грех , ничем не отличается от людей, упивающихся и беснующихся, в том отношении, что не распознает свойства предметов. И как ночью для наших глаз – все равно: дерево ли, или свинец, железо, серебро, или золото, или драгоценный камень, потому, что для различения этих предметов не достает света, так человек, ведущий нечистую жизнь, не постигает ни доблести целомудрия, ни красоты любомудрия. Ибо во тьме и драгоценные камни, как я сказал, не обнаруживают своей красоты, не сами по себе, а по незнанию тех, кто смотрит (во тьме). Но не эта одна беда постигает нас, когда мы живем во грехах; мы живем тогда еще и в постоянном страхе. Как находящиеся в пути в безлунную ночь чувствуют страх, хотя бы и ничего страшного не было, так и грешники не могут иметь дерзновения, хотя бы и никто не обличал их; но, чувствуя угрызения совести, они всего боятся, все подозревают, все на них наводит страх и ужас, на все озираются с боязнию, всего трепещут... Будем же убегать такой мучительной жизни: поскольку за такой мукой еще последует смерть, смерть бессмертная; тогда не будет и конца наказанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание Не молиться о вреде врагам, не падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами Радость проповедника при виде плодов сокрушения, произведенных его последней беседой. — Чтобы долж­ным образом молиться, необходимо помнить о своих грехах и забывать о своих добрых делах. — Когда Бог хочет совершить великое чудо, Он подготов­ляет к этому людей прообразами. — Так, бесплодные женщины зачинают, чтобы расположить умы к веро­ванию в девическое зачатие; так, Иона, извергнутый китом, прообразует Христа, исходящего живым из недр смерти. — Смерть поглотила камень краеугольный, она не могла его переварить, извергла его, а вместе с ним и весь род человеческий. — Сарра, как прообраз церкви. — Нравственные выводы, извлекаемые из этого учения. — Супруга должна быть терпима, не смотря на свои недостатки. Сила молитвы    1. Я много благодарен вам, что вы усердно приняли бе­седу о молитве, что сделали меня блаженным, потому что «блажен, кто приобрел мудрость и передает ее в уши слушающих» (Сир.25:12). В этом я убедился не только из рукоплесканий и похвал, но и из того, что видел вас делающими. Когда я убеждал вас не молиться о вреде врагам, и говорил, что, делая это мы оскорбляем Бога и Его законам противопоставляем другие, противные законы [потому что Сам Он сказал: «молитесь за... врагов ваших» (Мф. 5:44), а мы, молясь о вреде врагам, просим Его нарушить свой закон], когда я говорил это и тому подобное, то видел, как многие из вас ударяли себя в лицо и грудь, горько сте­нали и простирали руки к небу, прося прощения за такие мо­литвы. Тогда и я, возведши очи к небу, благодарил Бога, что так скоро слово учения принесло нам плод. Таково сеяние духовное: оно не требует ни годов, ни времен года, ни дней, но, если упадет на душу благородную, тотчас показывает цветущий и зрелый колос, как и случилось вчера с вами. Я сеял слово сокрушения, и произрасло стенание исповедания, сте­нание, заключающее в себе великое богатство благ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3319...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание И на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Рим.12:20), и о злопамятстве. Проповедник жалуется на незначительность числа слушателей его беседы; он отвергает рукоплескания собравшихся. — Приложение пословицы о том, что капля воды долбит камень. — Мы рождены не для себя толь­ко. — По примеру святых, мы не должны бояться уста­лости. — Верные должны взаимно увещевать себя к посещению церкви. — О крайней тщательности, с кото­рою иудеи соблюдают свою субботу. — В мирских делах мы преуспеваем, когда славим Бога. — Какие источники дают нам помощь в проповеди. К чте­нию Св. Писания нужно присоединять добрые дела. — Трудно и мучительно примиряться со своими врагами. — Как нужно побеждать своих врагов: Давид в вет­хом завете делает добро своему врагу. — Почему Давид пощадил Саула? — Как велика добродетель Давида. — Похвала терпению Давида.    1. Нисколько, кажется, мы не имели успеха, предложив вам недавно пространную речь о ревности к собраниям (церковным); церковь у нас опять остается без чад. Поэтому опять я при­нужден быть строгим и тяжелым, — укорять присутствующих, осуждать отсутствующих; последних за то, что они не оста­вляют своей лености, а вас за то, что не радеете о спасении братий. Я принужден быть тяжелым и строгим не для себя и собственного своего приобретения, но для вас и вашего спасения, которое для меня дороже всего. Кто хочет, пусть огорчается и называет меня тяжелым и бесстыдным; но я не перестану по­стоянно твердить об одном и том же, потому что для меня нет ничего лучше такого бесстыдства. Может быть, подлинно может быть, что вы, устыдившись если не другого чего, то, по крайней мере, этого, чтобы не слышать непрестанно напоминания об одном и том же, будете когда-нибудь иметь попечение о ваших братиях. Какая мне польза от похвал, если я не буду видеть вас преуспевающими в добродетели? И какой мне вред от молчания слушателей, если я буду видеть возрастающим ваше благочестие? Похвала проповеднику — не рукоплескание, но ревность слушателей о благочестии, не шум во время слушания, но усердие во всякое время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3322...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Издательство преподобного Максима Исповедника. " ( www.ispovednik.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).     При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских (1Кор. 16:1).    1. Окончив учение о догматах и намереваясь излагать учение нравственное, (Павел) оставляет все прочее и переходит к главнейшему из благ, именно говорит о милостыне. Сказав об этом одном предмете, он оканчивает (речь) между тем в других посланиях нигде не делает этого, но заключает их беседой и о милостыне, и о воздержании, и о кротости, и о долготерпении, и о всех прочих добродетелях. Почему же здесь он занимается одной только частью нравоучения? Потому, что и в прежде сказанном было весьма много нравственного, именно в том, чем он наказывал блудника, чем вразумлял судившихся у внешних (язычников), чем приводил в страх преданных пьянству и чревоугодию, чем обличал возмутителей, состязателей и властолюбцев, чем угрожал предать нестерпимому наказанию недостойно приступающих к таинствам, чем объяснял вечерю любви. Потому теперь он упоминает об одном только том, что особенно нужно было, т.е. о пособии святым. И посмотри на мудрость его: он беседует об этом уже тогда, когда убедил их в истине воскресения и возбудил ревность. Правда, он беседовал с ними об этом и прежде, когда говорил: если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?  и еще: кто, насадив виноград, не ест плодов его? (1Кор.9:11,7). Но так как он знал величие предлагаемой добродетели, то не оставляет сказать о ней и в конце послания. Милостынею он называет сбор для того, чтобы тотчас же с самого начала представить это дело легким, потому что если она должна собираться со всех, то такое установление для каждого становится легким.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2077...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский   1. Смотри, с какою силою апостолы все делают. Они ра­зорвали одежды, бросились, стали взывать громко, и все это – по расположению души, по отвращению к случившемуся и в знак своей скорби. И действительно прискорбно было, поистине неутешной было скорбью то, что их приняли за богов, как будто они вводили идолослужение, которое пришли разрушить. А подстроено это было диаволом. Они же не остаются безмолвными, но что? " И мы " , говорят, " подобные вам человеки " . Тотчас же остановили зло в самом начале. Не сказали просто: " человеки " , но: подобные вам. Потом, чтобы не подумали, что и они почитают богов, послушай, что присовокупляют: " благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них " . Смотри: они не упоминают о пророках, и не говорят, для чего (Бог), бу­дучи Создателем всего, попустил язычникам жить по своим законам. " Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями " (ст. 16). О том, что (Бог) попустил, (Павел) говорит, а для чего попустил, еще не (говорит); останавли­вается пока на самом нужном, не упоминая и о имени Хри­ста. " Хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши " (ст. 17). Смотри: он не хочет увеличивать вины их, но научает их лучше относить все к Богу. (Апо­столы) знали, что не столько должно заботиться о том, чтобы сказать что-либо достойное о Боге, сколько о том, чтобы сказать полезное слушателям. Заметь, как прикровенно он указывает и на вину их. Ведь если (Бог) столько делал для них, то они достойны наказания за то, что, наслаждаясь такими благами, не познали своего Питателя. Но он не говорит этого явственно, а только намекает, говоря: " подавая нам с неба дожди " . Так и Да­вид говорил: " обогатились от плода пшеницы, вина и елея " (Пс.4:8); и во многих других местах, когда рассуж­дает о творении, указывает на это.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1686...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010