Помните ли, что святой апостол приписывает христианам: Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, и прочее (1 Петр 2:9)? О, какое любезное, вожделенное имя: христианин! О, какое высокое и великолепное достоинство! Оно все титулы мира сего превосходит. Но блаженны вы, если разумеете и храните это сокровище внутри себя. Если же нет, то поищите его покаянием, пока время благоприятное, и день спасения (2 Кор 6:2). Помните ли, что приобщаетесь таинственно Телу и Крови Христовым, и потому Самого Святейшего святых и Источника святыни – Христа? О, какое великое и умом непостижимое дело! Но слушайте и внимайте, что иерей возглашает на Литургии: «Святая святым», – то есть Святые Тайны преподаются святым. И прежде причащения, и после причащения – всегда берегитесь всякого греха, как скверны, которая и душу и тело оскверняет, и со страхом и верою приступайте, как иерей или диакон зовет всегда. Великие светильники мира – Василий Великий и Иоанн Златоуст, и прочие – трепетали, приступая к такому Таинству, как молитвы их показывают; как же нам не трепетать, которые ничто пред ними? Если столпы трепещут и трясутся, то что будет с тростью сокрушенной? Худо отлучаться, но худо и неисправному приступать. Худо и то, и другое. А из этого следует, что непременно должно христианину исправиться и по-христиански жить, как вера наша требует. О, Боже Сил, Боже наш, Бог спасающий! Обрати нас, и просвети лице Твое, и спасемся (Пс 79:8)! Помните ли также, что в Писании говорится: Блажен, кто вкусит хлеба в царствии БожиемР. Но там же написано: Много званых, но мало избранных. Почему? Потому что многие от того великого звания отреклись, и прилепились к суете мира сего (Лк 14:15-24). Постараемся, возлюбленные, не только между званными, но и между избранными быть. Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф 7:14), и спасается только тот, кто Христов (1 Тим 2:5; Мк 16:16). Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал 5:24). Христос говорит: Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет (Ин 12:26). Христос смиренным и крестным путем шел, – надо и христианам Ему последовать, дабы с Ним быть и во царствии Его, ибо раб не больше господина своего (Ин 13:16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Примирившись с нами, Господь принес мир и в души человеческие: мир с небом обязывает сохранять и мир между нами, людьми. Божественный мир в душах – какое это великое благо! Сей благословенный мир, говорит отец Иоанн Кронштадтский , есть подлинное здравие души. Как же нам, возлюбленные, не радоваться всему этому? Как бывает радуются своему примирению враждующие между собою два человека, а тут весь мир оказывается способен примириться – и не с каким-либо человеком, а с Самим Господом Богом! Примирив же нас с Богом, Господь наш Иисус Христос соделал нас сынами Божиими. И в сегодняшнем апостольском чтении как раз об этом и говорится – о том, что когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных ( Гал 4, 4–5 ), то есть всех, находящихся в рабстве греху, а отсюда и внешнему закону, дабы нам получить усыновление ( Гал 4,5 ), соделав из рабов сынами. Делая же всех нас, верующих в Господа Иисуса Христа, Своими сынами, Бог посылает в наши сердца Духа Святаго, благодатью Которого и становимся мы истинными наследниками Божиими – через Иисуса Христа ( Гал 4,7 ). Святой апостол Павел тем самым говорит каждому из нас: какое высокое положение твое, христианин! Ты – уже не раб, но сын Божий, ты – наследник Божий, и отец твой – Бог! Вот как с рождением Богочеловека Христа высоко оказался поставлен Церковью Христовой и каждый человек – только бы сам он не отказался от христианского своего сыновства... И как же, возлюбленные, не радоваться нам такому спасительному нашему усыновлению? Но все эти дары Божии мы получаем от Него только в ответ на непременную нашу веру. Первейшее благо – вера наша! Это – наша Вифлеемская звезда, ибо, как говорит апостол Павел, без веры невозможно угодити (Богу) ( Евр 11, 6 ). Веровать же во Христа означает прежде всего – следовать за Ним. И верующий в Него, желающий унаследовать принесенные Спасителем духовные дары, поступает в высшей мере разумно, усвояя себе разум Христов, обретаемый нами с Его Рождеством. Об этом именно и говорит Церковь , воспевая ныне в праздничном тропаре: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Проповедь святого Иоанна в пустыне была началом оздоровления человечества. Совершенное же оздоровление ему нес Грядущий за ним Христос: грядет креплий мене вслед мене, Емуже несмь достоин преклонься разрешити ремень сапог Его: аз убо крестих вы водою: Той же крестит вы Духом Святым ( Мк 1, 7–8 ). И мы знаем, какое оздоровление человечеству принес Христос! Многие принявшие Его спаслись, вошли в Царство Небесное, унаследовали жизнь вечную. Господь основал на земле Свою Святую Церковь , постоянно подающую верующим благодатные и спасительные силы к духовному исцелению, – в частности, в Таинстве покаяния, постоянно слагающего с нас греховные узы. К сожалению, немало и таких, которым ни проповедь святого Иоанна Предтечи, ни пришествие Самого Христа в мир, ни Церковь Христова – не принесли никакого оздоровления... И это не потому, что та же Церковь не смогла этого сделать, а потому, что они сами не восхотели. Как говорил и Господь наш Христос, обращаясь к Иерусалиму: сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели ( Мф 23, 37 )! И действительно, многие так и не приняли Христа, отвергли Его. А если где-то и приняли, то потом забыли Его. Многими Христос и доныне не признается, и нет Его в их понятиях. Он не освещает путь их жизни. Многие отступили от Христа, и великое множество людей в наше время далеко отстоит от Церкви. Но «вне Церкви – нет спасения». Церковь – это врата, которые дал нам Господь, те врата, через которые мы входим в Царство Небесное. И забвение Христа, Его Церкви, естественно, не могло отступивших от Него поставить на те стези правыя, о которых вопиял святой Иоанн Предтеча. И действительно, в наше время многие храмы не уподобляются ли пустыне, а наши проповеди – гласу вопиющаго в пустыни ( Мф 3, 3 )? Но и забывшим ныне Христа, отступившим от Него, никогда не поздно вернуться к Нему, к Его Церкви, дабы вновь стать на правые пути наследования вечной жизни. И стоит только кому-либо захотеть пойти этими путями, как сразу же ему начинает подаваться помощь свыше – для следования по ним. На путях к Церкви, к вечному своему спасению человек никогда не остается один. Господь всегда содействует ему, ибо радость... на небеси бывает более об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии ( Лк 15, 7 ). Так и о возвращающемся к Церкви, к вере, ко Христу. И ныне забывшие Церковь не могут сделать более мудрого шага, как только вернуться к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Текст Библии, цитаты и толкования …никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым …» ( 2Пет 1:20–21 ). Любой критик Православия должен продумать одно очевидное обстоятельство: нам уже две тысячи лет. Две тысячи лет христиане вчитываются в свою Книгу; две тысячи лет лучшие умы человечества думали над ней. Поэтому неумно, случайно набредая в Библии на какое-то неудобовразумительное место, вопиять об обнаруженном “противоречии” или глупости. Христианские богословы наверняка еще в древности обращали внимание на это место и давали ему интерпретацию, соответствующую целостному общебиблейскому контексту. диакон Андрей Свт. Иларий Пиктавийский (†367) говорил что “Писание не в словах, а в их понимании”. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что диавол искушал Христа именно цитатами из Писания, а дабы не попадаться на эту уловку лукавого самому, нужно твёрдо усвоить ту аксиому, что «правильность понимания Писания обеспечивает Предание ». Вне Церкви Библия превращается в сборник цитат, которыми можно доказывать до бесконечности любые фантазии, что мы видим во множестве сект. Между нечистыми духами есть и такие, которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам Божественные Писания. Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных, и ещё более, в обученных внешним наукам, чтобы, обольщая их мало-помалу, ввергнуть, наконец, в ереси и хулы. Мы можем узнавать сие бесовское богословие, или, лучше сказать, богоборство, по смущению, по нестройной и нечистой радости, которая бывает в душе во время сих толкований  преп. Иоанн Лествичник «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин. 5:39 ). Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/1/tolkovanie

Сам он, по чрезмерной гордости, не благоволит сделать и этого, но до такой степени считает это дело недостойным свободного человека, что, несмотря на чрезмерную свою гордость, не дерзает сам делать этого, а поручает рабам, сопровождающим его, – впрочем, поступать так действительно свой­ственно только людям рабского, бесстыдного нрава. Потом, когда он сядет, тотчас им овладевают заботы о доме, раз­влекая его внимание во все стороны, его охватывает гордость, поработившая себе его душу. Он думает, что оказал милость и нам, и народу, и, может быть, самому Богу – тем, что вошел в храм Божий. Может ли когда-либо исцелиться столь горделивый человек? 4. Скажи мне, если бы кто вошел в лечебницу и не у врача стал бы искать милости, но подумал бы, что он сам делает ему милость, и вместо того, чтобы просить себе ле­карства от раны, стал бы заниматься своим платьем, то получил ли бы он, по выходе оттуда, какую-либо пользу? Я не думаю. Если хотите, я скажу вам причину всего этого. При­ходя сюда, они думают, что приходят к нам, думают, что от нас они слышат то, что слышат. Не обращают внимания на то, не думают о том, что они приходят к Богу, что Он сам говорит здесь с ними. В самом деле, когда чтец, восстав, говорит: " Это говорит Господь " , и когда диакон, стоя, побуждает всех к молчанию, тогда он это говорит не для того, чтобы оказать этим честь чтецу, но для того, чтобы воз­дать честь Тому, Кто через него обращает ко всем речь. Если бы они знали, что Бог говорит это через пророка, то отло­жили бы всякую гордость. Если они, когда с ними говорят властители, воздерживаются от всякой невнимательности, то тем более (должны так поступать), когда говорит с ними Бог. Возлюбленные! Мы только служители, мы говорим не свои слова, но слова Божии. Здесь читаются послания, ежедневно ниспосылаемые с неба. Скажи мне, прошу тебя: если бы те­перь, когда мы все собраны, вошел человек, украшенный золотым поясом, и грозно и горделиво объявил, что он прислан царем земным и принес на имя всего города послание по самому необходимому делу, то разве не все вы обратились бы к нему? Разве не воцарилось бы здесь совершенное молчание, даже без приглашения со стороны диакона? Я думаю, что так, – я слышал, как читаются здесь царские послания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский   Так как мы вспомнили об этой жертве, то хочу сказать немногое к вам посвященным – немногое по размерам, но обладающее великой силой и пользой, потому что говоримое – не наше, а Божественного Духа. Что же это? Многие приобщаются этой жертве однажды в год, другие дважды, иные много раз. Следовательно, всем полезно наше слово, даже и самим пребывающим в пустыне, потому что они однажды в год приобщаются, а нередко через два года. Что же? Кого мы одобряем? Ни тех, которые однажды, ни тех, которые часто, но тех, которые с чистой совестью, с чистым сердцем, с неоскверненной жизнью. Такие всегда приступают, а которые не таковы, те никогда. " Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе " (1 Кор. 11: 29), как говорит апостол. Они даются святым; это выражает и диакон, призывая святых теми страшными словами. Так как не может человек знать то, что принадлежит ближнему, если не Дух, который в нем обитает, то он произносит эти слова: " святая – святым " . Если кто не свят, не приступай. Не просто говорит: " чистый от грехов " , но – " святой " , потому что не освобождение только от грехов делает святым, но также присутствие Духа и богатство добрых дел. А что это за грех? Когда приступают не со страхом, но ударяя в грудь, поднимая шум и прочее. Часто я это говорил, и не перестану говорить. Не видите ли на Олимпийских играх, когда у ратоборца украшена голова и глашатай призывает к тишине, какой хороший бывает порядок? Как же не бессмысленно – где торжествует диавол, там великая тишина, а где Христос призывает к Себе, там великий шум? Лучше сказать – в море спокойствие, а в гавани волны. Что шумишь, скажи мне? Без сомнения, деловая нужда зовет. Значит, ты во всяком случае знаешь, что в этот час у тебя есть дела? Во всяком случае помнишь, что ты на земле? А разве же это не признак окаменелой души – думать в это время, что находишься на земле, а не участвуешь в хоре ангелов, с которыми и воссылаешь к Богу ту таинственную песнь, песнь победы: " свят, свят, свят " ? Христос для того назвал нас орлами, говоря: " где тело, там соберутся и орлы " (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1588...

Священник и диакон перед престолом Три Лица Святой Троицы почитаются как имеющие равное Божественное достоинство, как единосущные (то есть имеющие одну Божественную сущность) и нераздельные (то есть не отделимые Одно от Другого). Хотя источником Божества в Троице является Отец, от Которого рождается Сын и исходит Святой Дух, это первенство Отца не делает два других Лица подчиненными Ему: все три Лица равны между Собой. У них общее Царство, которое пребывает «ныне и присно и во веки веков», то есть неподвластно времени, не имеет прошлого, настоящего или будущего, но имеет вечное бытие. Слово «Аминь», которым завершаются все заключительные славословия каждой из молитв Литургии, заимствовано из древнееврейского богослужебного культа. В греческом языке, на котором было написано Евангелие и на котором до нас дошли литургические рукописи древней Церкви, оно представляет собой транслитерацию еврейского и арамейского слова «аминь» (евр., арам. греч. μν), означающего: «истинно», «воистину так» 599 . Иисус Христос часто употреблял это слово. Когда Он хотел что-либо подчеркнуть, Он начинал фразу со слов «истинно говорю вам» (μν λγω μν): эту формулу, согласно синоптическим Евангелиям, Он употреблял очень часто. В четвертом Евангелии регулярно употребляется формула с удвоенным «аминь»: «истинно, истинно говорю вам» (μν μν λγω μν). Удвоение с целью подчеркивания – характерный прием семитской речи. Возможно, Иоанн в передаче данной формулы ближе к ее оригинальному арамейскому звучанию, чем синоптики. Кратким славословием Бога и словом «аминь» Спаситель закончил молитву «Отче наш». Впоследствии все другие молитвы, появлявшиеся в обиходе христианской общины, строились по тому же принципу: они заканчивались славословием, к которому в непременном порядке присоединялось слово «аминь». Царство Небесное в проповеди Иисуса Христа Тема царства – одна из центральных в христианском благовестии. Земное служение Христа началось словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2 ). На вопрос Пилата: «Ты Царь Иудейский?» Иисус отвечает: «Ты говоришь» ( Мф.27:11 ). Но добавляет: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» ( Ин.18:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их. Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя. Алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщы. Восприят Израиля отрока своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века. Прославляет душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем. Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут прославлять Меня все роды (т. е. племена). Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его и милость Его в роды родов к боящимся Его. Явил силу могущества Своего, рассеял надменных помышлениями сердца их. Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем. Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, Аврааму и потомкам его до века. После каждого из стихов прибавляется песнь, (последняя половина песни «Достойно есть»): Честнейшую херувим... Это – песнь в честь Пресв. Богородицы. Она и воспета Ею Самою, когда Пресв. Богородица, получив архангельское благовестие о рождении Спасителя и узнав, что и родственница ее Елисавета, жена Захария, тоже скоро имеет родить сына, предтечу Христова, пошла навестить ее. И когда Елисавета, увидев Св. Деву Марию, Духом Св. узнала, что она предназначена быть матерью Спасителя, и так назвала Ее, то Пресв. Богородица, тоже научаемая Духом Св., воспела песнь: Величит душа моя Господа – о рождении Спасителя, обещанного Богом еще Аврааму, и о Своем величии чрез рождение сего Спасителя ( Лк.1:46–56 ). Пред пением этой песни диакон, подойдя к иконе Пресв. Богородицы в иконостасе, возглашает: «Богородицу и Матерь Света (т. е. И. Христа Спасителя) в песнех возвеличим». Великое славословие Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет. Певцы: Слава в вышних (т. е. на небе) Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный, Боже Отче Вседержителю, Господи, Сыне Единородный Иисусе Христе и Святый Душе! Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас! Вземляй грехи мира, приими молитву нашу! Седяй одесную Отца, помилуй нас! Яко Ты еси Един Свят, Ты еси Един Госп o дь, Иисус Христос, в славу Бога Отца. Аминь. На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже Отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. (Трижды). Господи! прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи! помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи! к тебе прибегох: научи мя творити волю Твою. Яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота. Во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный! помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Ст. 4. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Ст. 5. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Ст. 6. Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Пламенная любовь к Богу и ближнему есть душа христианства; Христос и ученики Его непрестанно проповедовали любовь, и все их слова и дела дышали любовью. Эта святая, небесная добродетель так владычествовала между первыми христианами, что доброе сердце и ныне приходит в умиление, читая историю того времени. Но мало-помалу, когда не стало уже апостолов и когда христиане повсюду умножились, эта любовь начала остывать, и в то время как Иоанн писал это, дух Церкви находился уже в таком охлаждении, что Господь угрожает сдвинуть светильник с места его. Николаиты были люди, которые называли себя гностиками (разумными), а христиане их именовали ворворианами (болотными, тинными). Основателем николаитов был диакон Николай, пришелец Антиохийский. Они много умствовали о премудрости и добродетели, думали, что должно быть приветливым, со всеми вежливым, стараться угождать, обращаясь даже с язычниками. Для чего же в угождение им не есть и идоложертвенного? Для чего столь строгим быть в рассуждении женского пола? Сама натура, насадив в нас такие или иные склонности и побуждения, тем самым наложила на нас закон – наслаждаться и плодами их, пока силы и здоровье позволяют. Для чего, восклицают эти несчастные, ослепленные болотными огнями естественного разума, но мнящие себя великими умами, не считать сладострастия следствием возраста и простить сей порок юности, как будто есть позволительное время для страстей и беспорядков! Это лжеучение – мерзость пред Господом. Кто хочет быть истинным христианином, тот и многое позволительное не должен позволять себе, дабы покорить страсти свои и быть господином над плотью и кровью. Остается рассмотреть каждому из нас, нет ли николаитов и ныне, может и под другим именем, и не любит ли он сам еретиков этих или ненавидит, – конечно не их, а дела их. Ибо христианин чем более видит ложность их верования, тем более должен сокрушаться, более иметь любви к заблудшим братьям своим, более ревности, чтобы извлечь их из тины заблуждений более примером своей жизни, чем спорами и прениями на многочисленных конференциях.

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

Стефан же, объятый Духом Святым, возводит очи свои к небу и видит «славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога», что сейчас же и изрекает вслух, как смелый исповедник, называя Иисуса тем именем, которое Он Сам любил употреблять, – «Сыном Человеческим», в согласии с общеизвестным пророчеством Даниила (7:13–14). Это довело ярость присутствующих до последней степени. Они увидели в этом богохульство и, затыкая уши свои, чтобы не слушать его, устремились на исповедника и, выведя за город, стали побивать его камнями. Это было своеволием возмущённых фанатиков, так как мы не видим, чтобы синедрионом был произнесён формально смертный приговор, на который требовалось к тому же утверждение римских властей. Синедрион, однако, несомненно, сочувствовал этому и, наверное, даже подстрекал фанатиков. Римский гарнизон, обычно небольшой в Иерусалиме, вероятно, не мог справиться с внезапно вспыхнувшим сильным возмущением, прокураторы же обычно жили в Кесарии, и нужно было время, чтобы известить их и получить подкрепление для усмирения возмущения. «Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла» – свидетели, по закону, должны были первыми бросить камни в обвинённого ими в преступлении, а чтобы широкие восточные одежды не мешали, их снимали. Савл впоследствии стал великим «апостолом языков» – Павлом. Но злоба врагов Христа имела своим последствием ещё большее распространение веры Христовой. Рассеявшиеся христиане всюду сеяли семена Христова учения. Из 11:19 видно, что они прошли до Финикии, Кипра и Антиохии. С самого начала, таким образом, стало оправдываться замечательное изречение Тертуллиана : «Кровь мучеников – семя христиан». Дееписатель передает, прежде всего, об обращении самарян в результате проповеди диакона Филиппа. Что это был диакон, а не апостол Филипп из двенадцати, видно по тому, что после обращения самарян к ним были посланы апостолы Пётр и Иоанн для возложения на них рук и низведения Духа Святого. Кажется, Филипп имел дом и семейство в Кесарии и шёл туда, а по дороге остановился в городе Самарии, переименованном Иродом Великим в Севастию.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010