Как учит Слово Божие о таинстве миропомазания? Святой ап. Павел пишет: «Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший есть Бог , Который и запечатлел нас и дал залог духа в сердца наши» ( 2Кор. 1, 21–22 ). Необходимо ли миропомазание для спасения человека? Весьма необходимо, потому что в нем верующие получают благодать св. Духа, наставляющую их в добродетельной жизни. «Вы имеете помазание от Святого и знаете все» писал христианам св. Иоанн Богослов ( 1Ин. 2, 20 ) «помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте» (1, Ин. 2, 27 ). Кто имеет власть совершать таинство миропомазания? Таинство миропомазания имеют власть совершать только Богопоставленные епископы и пресвитеры. Последнее открывается из того, что диакон Филипп, крестив многих жителей Самарии, не преподал им благодатных даров миропомазания, почему «находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышавши, что Самаряне приняли, Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые пришедши помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» ( Деян. 8, 14–16 ). Если у сектантов нет Богопоставленных пастырей, то может ли быть у них таинство миропомазания? Конечно, нет; а если так, то сектанты, не получившие миропомазания, не имеют на себе всей потребной для христиан полноты благодатных даров св. Духа, а без них они никогда не одолеют греха и, следовательно, не спасутся. V. Таинство покаяния. Как учит Слово Божие о таинстве покаяния? Св. Апостол Петр заповедует: «все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него (Христа) получит прощение грехов именем Его» ( Деян. 10, 43 ). Кто же имеет власть именем Божиим прощать и разрешать грехи верующим? Власть прощать и разрешать грехи верующим сначала принадлежала только апостолам, а от них перешла к апостольским преемникам, Богопоставленпым пастырям Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Календарь Материалы 28 марта 2013 г. [Интернет-журнал/Культура] Людмила Ларкина Иконы, писанные Арсением Иосифовичем Савицким, есть во многих русских храмах Австралии, но его имя до сегодняшнего дня многим неизвестно. [Интернет-журнал/Культура] Марина Вологжанина После Рахманинова были великие, замечательные композиторы, но такой мощной фигуры, личности такого масштаба больше нет. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Ольга Рожнёва Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними бороться. [Документы истории] Анна Кропоткина Прежде всего общества трезвости стремились занять воскресный день трезвенников. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Один из воинов схватил упавший меч и ударил им Мануила, однако не смог отрубить ему головы [Встреча с Православием/Православная библиотека] 14 марта (по ст. ст.) 1613 г. в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение. Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков) Пожалуй, каждому христианину приходилось слышать от людей малоцерковных или вовсе незнакомых с Православием: «Подумаешь, это же не такой страшный грех. Вот если бы я кого убил или украл миллион!». Что ответить на такое утверждение? Может ли грех вообще быть нестрашным? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием. Диакон Илья Маслов Так ли сильно разнятся выводы «правдолюбовской» и Синодальной богословской комиссий между собой? Игумен Даниил (Гридченко) Священное Писание парадоксально, полно антиномий. Вот и первый Богослов - святой Иоанн – апостол любви призывает… к нелюбви, - не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1Ин.2:15-17). English Edition

http://pravoslavie.ru/archive/130328

Киррил Александрийский, IV–V вв: «Какой же Господь от какого Господа послал огонь и сжег города содомлян? Очевидно, что Отец, всё совершая чрез Сына, так как Он (Сын) есть сила Его (Отца) и мышца, заставлял Его дождить огонь на содомлян. Когда таким образом Господь от Господа посылает огонь на них, то как же не другим, – насколько это относится к особому (ипостасному) существованию – должен быть Отец рядом с Сыном и также Сын– рядом с Отцем?» Толковая Библия Лопухина : По объяснению отцов и учителей Церкви ( Игнатий Богоносец , Иоанн Златоуст , Иустин Философ , Афанасий Александрийский , Киприан, Тертуллиан и др.), здесь дано раздельное указание на два лица Пресвятой Троицы: на Бога-Отца и Бога-Сына. Сын Божий, или Ангел Господень (Ангел Иеговы), Он же и Логос, являлся на землю и действовал именем Бога-Отца, Который, по слову Священного Писания , сам не судит мир, но весь этот суд отдал Сыну ( Ин.5:22–23 ; 2Фес.2:8 ; Откр.1:16, 2:16, 19:15 ) • «И он сказал Моисею: Поднимись к Иегове, ты, а также Аарон, Надав, Авиуд и семьдесят старейшин Израиля, и поклонитесь издали» ( Исх.24:1 ПНМ). Весьма интересным представляется комментарий на данный пассаж, который можно найти в Талмуде: «Мидраш рассказывает об ответе рабби Идита на вопрос одного сектанта по поводу текста Исх.24:1 , где Господь повелевает Моисею «взойти к Господу». Как может Бог повелевать взойти к Господу? Почему Он не сказал, чтобы Моисей взошел к Нему? Рабби Идит отвечает, что здесь имеется в виду Metatron, который носит с Господом одно имя» C древних времён сформировалось мнение, согласно которому Memra (по Талмуду – Метатгоп – прим.) т.е. Ангел Господень – это будущий Мессия. Такая мысль встречается в некоторых ранних иудейских писаниях и апокрифах, из чего мы можем сделать вывод, что она имела место уже в период (IV-I века до Р. Х.) Эта же мысль стала традиционной для христианского богословия • «И Господь сказал ему: … А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками» ( Ос.1:4, 7 )

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/iegova-e...

Местные епископы, которые находились в общении с Феофилом по всему Востоку, дошли до столь великой жестокости, как сказал пришедший монах, что многие из них не только не выказывали должного благоразумия, но, поднося дары, убеждали солдат префекта быстрее изгонять узников из городов. Особенно отличились епископы Тарса, Антиохии 748  и Евлогий, епископ Кесарии Палестинской 749 . Но впереди всех оказались епископ Анкирский и Аммоний, епископ Иелузы 750 . Они, с одной стороны, дарами, а с другой – угрозами еще более ожесточили против них солдат, чтобы они не соглашались допускать к ним желающих помочъ мирян, подобно тому, как и блаженный Иоанн в соборных посланиях пишет Гаию против некоего епископа, вверяя Гаию странноприимницу и умоляя его не подражать порочным епископам. Слово Иоанна содержало следующее: Возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. Возлюбленный! Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. Ибо я весьма обрадовался, когда некоторые пришли и засвидетельствовали, как ты ходишь в истине и каким образом ты упокаиваешь святых. Для меня нет большей радости. После этого он добавляет: Я писал церкви, но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Затем он советует: Возлюбленный, не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога ( 3Ин. 1–4, 9–11 ). Мы вспомнили все сказанное о злых делах прежних времен, чтобы показать намерения нынешних Диатрефов.  Однако диакон (который сопровождал епископов), похвалил и восхищался епископами Второй Каппадокии, которые со слезами весьма сострадали сосланным епископам, особенно кротчайший Феодор, епископ Тианский 751 , Боспорий Колонейский 752 , сорок восемь лет находившийся в епископском сане, и Серапион Острацинский 753 , который пребывает в епископском служении уже сорок пять лет. Потеряв дар речи на долгое время, Феодор , наконец сказал: Зачем мы спрашиваем об этом, отче? Разве не последние времена ( 1Ин. 2:18 ) и отступление, по словам Павла, входят через эти события, да, наконец, откроется сын, погибели, противящийся (2Фес, 2:3–4)? Ибо порочные благоденствуют и достигают своей цели, остаются на своих местах, обладают силой, угнетают добрых, грабят их. Меня бросает в дрожь от близости этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Надежда христианская обращается в молитве к Богу о всяком благе духовном и вещественном в уверенности, что всё от Него и ничего без Него. Всё чрез Него начало быть – всё, что было с нами, кроме греха, и всё, что есть, и без Него ничто не начало быть с нами, что начало быть [ Ин. 1, 3 ] и что бывает. Глаголи, глаголи, Владыко, в сердцах людей Твоих, якоже в моем сердце милостивно глаголеши. Священно научай люди Твоя. Торопливый, неспокойный в службе священник, или диакон, или дьячок есть орудие диавольское; ничего не остается у него на сердце, вся вера для него – мертвая буква. Надежда христианская есть постоянная, живая, на деле являемая уверенность, что жизнь наша, сила наша, покой и блаженство наше находятся только в едином Боге и ни в чем другом; что к Нему единому всем сердцем должно прилепляться и ни к чему другому, потому что всё другое – прах и суета и не имеет в себе живительной силы для нашей души, которая происходит от единого Господа животворящего. Не справедливо ли, что гостю в гостях хочется получше покушать и поесть, чем дома? Потому гостям всегда предлагают лучшее кушанье и питие, чем они имеют дома. Этого требует гостеприимство. При падениях, при неудачах крайне храни сердце свое от уныния и расслабления и ободряй и укрепляй его надеждою на восстание и благоуспешность в делах своих. Враг употребляет все меры, чтобы расслабить душу христианина унынием и повергнуть его во глубину отчаяния, да поругается чрез нас Господу, ибо мы Им живем и движемся и существуем [ Деян. 17, 28 ], Который всеблаг и всесилен и всегда может как избавить нас от грехов, так и подать нам всякую помощь в делах наших. Вот Я с тобою, – как бы так говорит Господь каждому христианину, – и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, в землю живых, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе ( Быт. 28, 15 ). Иметь истинную веру и надежду на Бога – значит, между прочим, терпеть великодушно все несправедливости, наносимые нам другими относительно нас и нашего имущества, в чаянии воздаяния за терпение в будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Надо бы побольше, ведь супруг при штурме погиб. БЕЗ СВЯЗКИ ДУХОВНОГО и мирского, православного и светского настоящей, спасающей литературы не рождается. Настоящая у нас, в России, она вся из церкви. Митрополит Иларион, преподобный Нестор - это понятно и не обсуждается. Но потом, хотя бы кратко, такая закономерность, такое движение в веках: Державин - митрополит Платон, Пушкин - митрополит Филарет, Гоголь - отец Матфей, Достоевский - старец Амвросий… В наше время: Солоухин - Патриарх Пимен, Белов - митрополит Иоанн, Распутин - Патриарх Алексий… Это явное и это совсем малое исчисление благотворного направляющего влияния духовенства на писателей. Названы крупные иерархи, а общение писательское, в основном, было с батюшками. И бывали, и бывают наши братья - современники, мастера русского слова, под епитрахилями на исповеди у наших замечательных батюшек, «им же несть числа». Не учитывая этого, понять русскую литературу невозможно, и даже глупо пытаться. ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЧТЕНИЯ Деяний святых Апостолов, текстов из Евангелия, Псалтыри очень освежают голову и питают сердце. Они же не случайно избраны и рекомендованы к прочтению именно на этот день. И как торжественно выносится Евангелие в Храме, как готовятся молящиеся к слушанию Его. «От святаго Евангелиста Иоанна чтение!» - возглашает батюшка. «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», - закрепляет хор. И, в последнюю секунду перед чтением возглас: «Вонмем!» - то есть: замрём, растворимся во внимании, будем слушать. Тихо в храме. Медленно, громко, спокойно, чётко проговаривает строки Писания батюшка или диакон. (Сегодня о запрете апостолам от членов синедриона говорить об Иисусе. Вместе с тем в Иерусалиме и окрестностях уже известны многие чудеса, свершённые Христом, уже здравы те, кого все знали неизлечимо больными. И члены синедриона «призвав их (апостолов), приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса), Но звучит великий ответ: «Но Петр и Иоаннн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали».

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/16/...

НЕ БИЙЦА (не драчун); НЕ СВАРЛИВ (не любил ссориться, спорить); НЕ КОРЫСТОЛЮБИВ (чтобы он не пристращался к деньгам); ТИХИЙ, МИРОЛЮБИВЫЙ, НЕ СРЕБРОЛЮБИВЫЙ, хорошо управляющий своим домом, детей содержащий в послушании… ( 1Тим. 3:2–4 ). в) ДИАКОН также должен быть муж одной жены. Он должен быть: ЧЕСТЕН, НЕ ДВОЯЗЫЧЕН, НЕ ПРИСТРАСТЕН К ВИНУ, НЕКОРЫСТОЛЮБИВ, хранящий таинство веры В ЧИСТОЙ СОВЕСТИ ( 1Тим. 3:8–9 ). г) ЖЕНЫ их (матушки) должны быть: ЧЕСТНЫ, НЕ КЛЕВЕТНИЦЫ (судить, рядить: тот такой-сякой, та такая-сякая), ТРЕЗВЫ (не пили вина, не болтали сплетни, не ходили по гостям); ВЕРНЫ ВО ВСЕМ (как в брачной жизни, так и в церковной) ( 1Тим. 3:11 ). Если же священники, диаконы, их жены не отвечают этим требованиям, т.е. если они распутны, пьяницы, драчуны, трусы, болтливы, корыстолюбивы, не учительны, сплетники и пр., то лучше не принимать священства, не быть диаконом, не выходить за священнослужителя замуж. Но работать светским человеком, не оскверняя священного сана. д) Церкви Божией нужны хорошие пастыри, такие, которые могли бы стоять за Церковь до последнего своего дыхания. Тем более, что наступают тяжкие времена, многие отступят от веры, внимая духам – обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим. 4:1 ). Ты же (Тимофей), проповедуй сие и учи. Хотя ты и юн, но будь образцом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте ( 1Тим. 4:11–12 ). Тогда никто не будет пренебрегать тебя за то, что ты молод… Далее святой апостол Павел дает ученику своему Тимофею наставление, как нужно ему практически относиться к людям. е) Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших – как братьев; стариц – как матерей; молодых – как сестер, со всякой чистотой; вдовицу (или монахинь) почитай, но только истинных. Истинная вдовица (или монахиня)… пребывает в молитвах день и ночь… А сластолюбивая заживо умерла ( 1Тим. 5:1–5 ). Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь, в противность Христу желают вступить в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру (молодые инокини и монахини – расстриги).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Не знаю... Вот вы задаете вопрос, и у меня в сознании мгновенно вспыхивают начала Евангелий, потом другие эпизоды евангельской истории... Я только что вернулся из Иерусалима и там как-то особенно прочувствовал то место, когда Спаситель, глядя на Иерусалим, сокрушается: " Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказано вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне! " (Мф. 23:37-39). Андрей КУРАЕВ (исполняет функции иностранного агента), диакон, профессор богословия " Я с вами днесь и до скончания века " (Мф. 28:20). Я всегда вспоминаю эти слова, когда в очередной раз слышу разговоры о том, как все плохо в нашей церковной жизни. В такие моменты радостно сознавать, что Церковь держится не нашими добрыми делами, а верностью Христовой. Христианство - это не договор, в котором неверность одной стороны предполагает расторжение договора и освобождает от обязанностей другую сторону. Евангелие - это Завет, Завещание. А завещание - в отличие от договора - основывается не на двух, а на одной-единственной воле, воле Завещателя. Поэтому неверность человека Богу не может уничтожить верность Божию нам. Владимир Романович ЛЕГОЙДА, соредактор журнала " Фома " , доцент кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится " (1 Кор. 13:4-8). Я абсолютно убежден, что ничего правильнее, ничего глубже, ничего полнее и ярче человек о любви не говорил никогда. Эти слова служат своеобразной расшифровкой определения " Бог есть Любовь " (1 Иоанн 4:8). И если мы хотим узнать, что такое христианство, Кто такой христианский Бог, как Он нас любит - мы должны прочесть, понять и прочувствовать эти слова.

http://foma.ru/kakuyu-frazu-iz-novogo-za...

По предложению Апостолов, общество избрало для возведения в эту степень семь мужей, исполненных Св. Духа и мудрости, их поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки ( Деян.6:6 ). Общество молилось вместе с Апостолами о ниспослании благодатного дара избранным для особого служения Церкви Божией, а Апостолы потом возложили свои руки на избранных, что было видимым знаком излияния особого благодатного дара Св. Духа на рукополагаемого. О существовании в церкви апостольской диаконской, как особой иерархической степени, свидетельствует апостол Павел. Изображая нравственные качества лиц, которые должны быть избираемы во епископы, Апостол упоминает потом и о диаконах: диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим, ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса ( 1Тим.3:8–10, 12 ). Приветствуя филиппийскую церковь , апостол Павел пишет: всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами ( Флп.1:1 ). Для помощи же себе в деле проповеди и священнослужения Апостолы установили и вторую иерархическую степень, пресвитерскую. Название пресвитер, с греческого языка (πρεσβτερος), значит более старый, старец. В этом общем смысле пресвитерами назывались и апостолы Петр и Иоанн ( 1Пет.5:1 ; 2Ин.1:1 ). В этом общем смысле название пресвитер иногда приписывалось без различия лицам первой и второй иерархической степени – епископу и пресвитеру ( Деян.20:17–28 ), тем более, что во времена апостольские власть и обязанности епископов – надзирать за паствою и управлять ею – возлагались и на пресвитеров. Но в собственном, точном и определенном смысле название пресвитер означало вторую степень церковной иерархии. И в эту иерархическую степень Апостолы поставляли чрез священное руковозложение, хиротонию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Помните ли, что святой апостол приписывает христианам: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел», и прочее ( 1Петр 2:9 )? О, какое любезное, вожделенное имя: христианин! О, какое высокое и великолепное достоинство! Оно все титулы мира сего превосходит. Но блаженны вы, если разумеете и храните это сокровище внутри себя. Если же нет, то поищите его покаянием, пока «время благоприятное, и день спасения» ( 2Кор 6:2 ). Помните ли, что приобщаетесь таинственно Телу и Крови Христовым, и потому Самого Святейшего святых и Источника святыни – Христа? О, какое великое и умом непостижимое дело! Но слушайте и внимайте, что иерей возглашает на Литургии: «Святая святым», – то есть Святые Тайны преподаются святым. И прежде причащения, и после причащения – всегда берегитесь всякого греха, как скверны, которая и душу и тело оскверняет, и со страхом и верою приступайте, как иерей или диакон зовет всегда. Великие светильники мира – Василий Великий  и  Иоанн Златоуст , и прочие – трепетали, приступая к такому Таинству, как молитвы их показывают; как же нам не трепетать, которые ничто пред ними? Если столпы трепещут и трясутся, то что будет с тростью сокрушенной? Худо отлучаться, но худо и неисправному приступать. Худо и то, и другое. А из этого следует, что непременно должно христианину исправиться и по-христиански жить, как вера наша требует. О, Боже Сил, Боже наш, «Бог спасающий! Обрати нас, и просвети лице Твое, и спасемся» ( Пс 79:8 )! Помните ли также, что в Писании говорится: «Блажен, кто вкусит хлеба в царствии БожиемР». Но там же написано: «Много званых, но мало избранных». Почему? Потому что многие от того великого звания отреклись, и прилепились к суете мира сего ( Лк 14:15–24 ). Постараемся, возлюбленные, не только между званными, но и между избранными быть. «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» ( Мф 7:14 ), и спасается только тот, кто Христов ( 1Тим 2:5 ; Мк 16:16 ). «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал 5:24 ). Христос говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин 12:26 ). Христос смиренным и крестным путем шел, – надо и христианам Ему последовать, дабы с Ним быть и во царствии Его, ибо «раб не больше господина своего» ( Ин 13:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010