Читаем у апостола Павла в Послании к евреям: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6). Ну как же можно веровать в Того, Кого не представляешь себе; как можно любить Того, в Кого не веруешь? А без веры и без любви нет возможности угодить Богу. Это запомните. От нас требуется непоколебимая вера, вера, не смущаемая ничем. Если когда-нибудь поколеблетесь в вере, то не оставайтесь в колебании, но смотрите, чтобы не понести за него тяжкое наказание. Наказанный Богом священник Захария был помилован Им, и не только помилован, но получил великий дар пророчества, ибо слышали вы, что говорил он, когда родился его сын Иоанн Предтеча. Он сказал: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас…» (Лк. 1, 68–71) Что это? Разве не пророчество о Господе Иисусе Христе? Разве не пророчество о Спасителе мира, Мессии? Конечно, да, конечно, совершенно явное пророчество о пришествии Спасителя. Вот видите, Господь не оставляет без наказания тех, кто колеблется в вере, но Господь, наказав Захарию, простил, и не только простил, но и дал прощеному великий дар Своей благодати — дар пророчества. Поэтому, если случится вам когда-нибудь пошатнуться в вере своей, не падайте духом. Падения неизбежны в нашей христианской жизни. Вспомните, как был Богом прощен священник Захария, отец Предтечи, и уповайте, что и вас, если покаетесь, восставит Он в вашем христианском достоинстве и подаст вам дары Своей благодати, чтобы могли вы идти дальше за Ним. Господь поможет. А вы верьте этому, а вы знайте, что Господь не оставит вас даже после падения вашего. 7 июля 1951 г. Слово в день памяти св. князя Владимира Тропарь великого Божьего угодника равноапостольного князя Владимира начинается такими словами: «Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Таковы отношения, существовавшие между Иисусом и Иоанном, по словам св. Матфея. Иоанн узнал в Иисусе Мессию в момент крещения вследствие откровения Божия. Услышав о чудесах, творимых Иисусом, он послал к Нему спросить, Он ли это Тот Мессия, Которого он крестил? Повествование св. Марка более краткое, чем повествование св. Матфея, согласуется с ним вполне, как в сообщении фактов, так и в порядке, в каком они происходили: Крещение Иисуса; удаление в пустыню; взятие под стражу Иоанна вскоре после этого удаления, и возвращение Иисуса в Галилею ( Мк.1:1–14 ). Вот повествование св. Луки: «Когда же … Иисус, крестившись, молился, отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» ( Лк.3:21–22 ). Св. Лука также, как и свв. Матфей и Марк, рассказывает об удалении Иисуса в пустыню после крещения, затем возвращение Его в Галилею; далее он упоминает о миссии двух учеников Иоанна, посланных им из темницы с целью узнать, был ли Иисус Тот Мессия, существование Которого было ему открыто ( Лк.7:19 и след.). Евангелист Иоанн передает это же, но одною подробностью больше, чем первые три евангелиста. Он рассказывает, что когда Иисус крестился, то Иоанн узнал Его потому, что Бог еще раньше ему сказал: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» ( Ин.1:33 ). Поэтому-то и узнал Его Иоанн. До удаления Иисуса, «Иоанн видит идущего к нему Иисуса и говорит: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Далее рассказывается о том, как он узнал Иисуса, благодаря бывшему ему откровению. В III главе своего Евангелия Иоанн дает еще другую подробность и передает, что после Своей миссии в Галилее, Иисус пришел в Иудею, где и проповедовал; что в это время Иоанн Креститель, еще не заключенный в тюрьму, вновь свидетельствовал Божество Иисуса, повторив еще раз то, что говорил раньше ( Ин.3:25 и след.). Таким образом, по словам всех четырех Евангелистов: 1) Иисус только один раз ходил к Иоанну, чтобы креститься у него; 2) в то время Он еще не проповедовал и не имел учеников; наконец, 3) никаких прямых отношений между ними не существовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Верующие, к которым писал св. Иоанн, Пребывали до того времени верными помазанию, ими полуденному, то есть Святому Духу, сообщенному им посредством помазания; 725 вот почему он говорит им, что для них не нужны новые учители, приходившие возвещать им учения, отличные от слышанных ими с самого начала и с которыми пребыли верные. 726 За тем св. Иоанн сообщает верующим способ, как узнавать истинных христиан и отличать их от лже-братии, – это упражнение в добродетелях, а особенно во взаимной любви. 727 Предающийся греху истинным христианином быть не может, потому что Иисус Христос пришел избавить нас от греха. Можно предположить, что в этой части послания своего св. Иоанн имел ввиду Николаитов, считавших за безразличие грехи, даже самые гнусные. Постоянно возвращаясь к взаимной любви, как основанию нравственности христианской, Иоанн продолжает послание, всё поучая о ней и, отступает только для того, чтобы сказать возлюбленным чадам своим: «Не всякому духу верьте, 728 но испытывайте духов – от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия. (и духа заблуждения), узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога.» Керинф различал Христа от Иисуса, полагая Его существом отдельным и духовным только временно нисшедшим на Иисуса, Ереси этой Иоанн противопоставлял действительность воплощения Христа, так что Иисус был истинно Сам Христос, и добавляет: «А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа пришедшего во плоти, не есть от Бога; но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и вот теперь он уже есть в мире. В первоначальной Церкви много занималась этим Антихристом, Многие из верующих неправильно объясняли себе слова Иисуса Христа о конце обоих Заветов, отнесся к последнему, то, есть к кончине мира, то что сказано было об окончании Ветхого Завета. Они выводили из него, что вскоре последует конец мира и что последние времена наступили. Св. Петр уже старался вывести верующих из этого заблуждения, объясняя им, что не следует принимать буквально некоторых выражений, по которым можно предполагать о близком окончании мира, потому что тысяча лет для Бога как один день. Св. Иоанн в словах Иисуса Христа видит последние времена Ветхого Завета, падению которого должны были предшествовать явления антихристов» Хотя это и не мешает думать, что, то же будет и в последние дни Нового Завета, то есть при конце настоящего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

«Покажите, пишет верующим Иоанн, что вы истинные ученики Христовы, искупленные Его кровью, подражая Учителю, и любя друг друга». Взаимная любовь служит основанием нравственности христианской. Между философами одни отрицали нравственность, не зная на котором из высших воззрений основать понятие о добре, а потому и считали, его только следствием совести, которая не действительнее силы зла; другие же искали оснований добра в природе и принимали за основание нравственности – свободу. Но она служит основанием только нравственности отрицательной, потому что, если уважение к свободе других и препятствует нам делать зло своему ближнему, то нисколько не возлагает еще обязанности делать ему добро. Нравственность, основанная на свободе, логическим последствием своим, имеет только равнодушие и эгоизм. Нравственность же христианская основана на взаимной любви, и ведет к тому, чтобы ближнему своему делать то добро, которое желает самому себе. Иисус Христос научил мир возвышенной истине этой, но мир по сию пору еще не хочет её понять; святой же Иоанн исключительно старался проповедовать взаимную любовь эту, как отличительное свойство истинно христианской нравственности. Христианин познается по двум отличительным качествам; по вероучению своему, тем, что верует только в истины откровенные, без примеси систем человеческих, а по нравственности тем, что любит своего ближнего. Св. Иоанн развивает обе истины эти в своем первом послании. Изложивши основание взаимной любви, он доходит до истины откровенной. «Я написал вам, говорит он, 724 не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос?» Этому-то заблуждению и учил Керинф. «Это антихрист, продолжает Иоанн, отвергающий Отца и Сына; всякий отвергающий Сына, не имеет и Отца. И так, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас. Святой Иоанн, как видим, основанием вероучения полагает устное учение Апостолов, которое следует тщательно хранить таковым, как его слышали. Во всех писаниях апостольских, которые только сохранились, находим положительное наставление это. Верность учению, принятому посредством проповеди апостольской, есть единственный способ предохранить себя от всякого лжеучения; Св. Иоанн добавляет: «Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то вы пребудете в Сыне и Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это написал я вам об обольщающих вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Апостол поселился там после того, когда, подобно прочим, пронес он свет евангельский различным народам, 718 преимущественно же пребывал он в Ефесе, где также жил в Керинфе. Однажды вошел Иоанн в этом городе, в баню, 719 но увидав там Керинфа немедленно вышел сказать: «Боюсь, чтобы не разрушился дом, потому что в нем находится Керинф, враг истины». Ефес имел своего епископа Тимофея, ученика св. Пасла; 720 не менее того Апостол пребывал в этом городе, управляя всеми Церквами Малой Азии, 721 потому что ни один из апостолов епископом, то есть надзирателем какой – либо местной Церкви, не был, но высшая их власть распространялась на всю Церковь вообще. Все епископы Азии сосредоточивались около Апостола, которого Иисус Христос любил преимущественно, чтобы слышать из уст его о святом учении и обстоятельствах земной жизни Спасителя. Знаменитейшим между ними был св. Поликарп, самими апостолами поставленный епископом в Смирну. Иоанн часто оставлял Ефес и посещал смежные провинции то для поставления епископов, то для устройства Церквей или для принятия в число духовенства таких людей, на которых Дух Святой указывал ему как на достойнейших. Окружавшие его ученики просили его пополнить те три Евангелия, которые Церковь уже имела. Апостолу были они известны, он одобрил их и написал свое только для того, чтобы их пополнить: Таково предание, сохраненное Церквами азийскими. 722 Нельзя сказать определительно, в котором году обнародовал св. Иоанн свое Евангелие; достоверно лишь то, что он писал его до гонения Домициана, то есть до 96 года эры христианской. Во время гонения этого Апостол был заточен на острове Патмос, где написал Апокалипсис – последнее из его творений. После изгнания он снова возвратился в Ефес, откуда как и прежде управлял Церквами Азии. Иоанн Богослов в защиту христианства от нововводителей, лже-христов и пр. ересей. Предполагаем, что три послания, которые имеем от св. Иоанна, были написаны, также как Евангелие, до его заточения на Патнос. В первом послании он предупреждает верующих против нововводителей, что ясно из слов: 723 «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли и через то открылось, что не все наши» Св, Иоанн ясно обозначает здесь Симона и Менандра, которые принадлежали христианству. Иисус Христос предрек, что лже-христы появятся в последние дни Ветхого Завета. Последние дни эти, следовательно, уже наступили, – говорит св. Иоанн; это служит доказательством, что он писал послание свое незадолго до разрушения Иерусалима и храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Иисус пришел к Иоанну с толпой народа, стремившегося отовсюду, и просил у него крещения. 64 Иоанн знал Иисуса, 65 был его родственником по плоти и, конечно не мог не знать мудрости Его и добродетелей, приводивших всех в изумление, 66 а потому, когда увидел Его, то говорил: «Мне надобно креститься у Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Иоанну следовало узнать, что возвещаемый им Мессия пришел, а Иисусу – признать божественное, посланничество Иоанново, в то время, когда собственной Своей проповедью должен был закончить проповедь Иоанна. Таким образом, всякая правда взаимно исполнена была ими друг к другу. Когда Иисус вышел из воды, то Дух Божий в виде голубя сошел на Него и голос с неба изрек: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Иоанн узнал, таким образом, что родственник его Иисус, которого знал лишь за человека добродетельного, есть Сын Божий. Иоанну сказано было Духом: «на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым». Сперва он не знал, что Иисус есть Сын Божий, но таинство это открыто было ему во время крещения. Вскоре Иоанн имел случай провозгласить о том, когда Евреи из Иерусалима прислали к нему священников и левитов вопросить о посланничестве его. Проповедь великого пустынника обратила на него взоры всех; а как чувствовали, что время пришествия Мессии настало, то многие полагали, что это Иоанн. Что же касается до него самого, то он знал, что посланничество его состоит единственно лишь в приготовлении путей; а с тех пор, как крестился Иисус, он знал, что ожидаемый Мессия уже пришел, а потому мог ясно отвечать вопрошавшим. «Кто Ты? 67 Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос». И спросили его: «Что же? Ты Илия?» он сказал: «Нет», «Пророк?» Он отвечал: «Нет». «Кто же Ты?» сказали ему, чтобы нам дать ответ пославшим нас: «что ты скажешь о себе самом?» Я тот глас вопиющего в пустыне, отвечал Иоанн, про который сказал пророк Исаия: исправьте путь Господу. Посланные были из фарисеев, секты выдававшей себя за строгих блюстителей закона, и не могли согласиться на такой новый обряд, как крещение Иоанново. «Что же ты крещаешь, сказали они, если ты не Христос, не Илия и не пророк?»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Крещение Господа Иисуса Христа За полгода до рождения Господа Иисуса Христа родился Предтеча Господень Иоанн. Рождение Иоанна было ознаменовано чудесами. Оно было предсказано Ангелом отцу его священнику Захарии, который наказан был немотою за то, что не поверил слову Ангела. По рождении Иоанна, уста Захарии отверзлись, и он прославил Господа благодарственною песнью, в которой пророчествовал о Господе Спасителе и о сыне своем, как Его предтече и провозвестнике. Видевшие эти чудеса с изумлением говорили о Иоанне: что будет младенец сей? Мать Иоанна Елисавета была близкою родственницею Пресвятой Девы Марии. В ранней юности Иоанн лишился родителей и удалился в пустыню. Здесь он проводил жизнь, как самый строгий подвижник: одежду носил из грубого верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным ремнем. Пищею его были акриды (род саранчи) и дикий мёд. В совершенном уединении, постом и молитвою он приготовлялся к своему служению, и долгое время жизнь этого великого человека была неизвестна Миру. Но вот, Святой Дух вызвал Иоанна из уединения и повелел ему проповедовать на берегах Иордана – более четырехсот лет не было у Иудеев пророка. Можно представить, какое впечатление должно было произвести на народ внезапное появление величайшего из пророков. Иоанн возвестил народу о близком пришествии Спасителя и требовал от него покаяния и исправления жизни, чтобы достойно встретить Господа: «покайтесь, ибо приблизилось сретение Божие!». Многие евреи из окрестных городов и Иерусалимляне приходили к Иоанну. Громовая проповедь его потрясала сердца: многие искренно каялись в своих грехах и крестились от него в реке Иордане. Вместе с другими пришел к Иоанну и Господь Иисус Христос принять от него крещение. Хотя Иоанн был сродником Господа по плоти, но до сих пор не знал Его. Однако же тотчас отличил Его от других людей и сказал Ему: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» «Не удерживай Меня, – отвечал ему Иисус Христос, – так надлежит нам исполнить всякую правду». После сего Иоанн погрузил Его в водах Иордана. Другие при этом исповедывали грехи свои, а Иисус Христос, как безгрешный, тотчас вышел из воды и молился. Вдруг разверзлись небеса: Дух Святой сошел на Него в виде голубя, и Бог Отец свидетельствовал о Нем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Крещение Господа Иисуса Христа . С картины худ. Михаила Васильевича Нестерова. Эскиз росписи Владимирского Собора г. Киева. Читать далее Источник: Спаситель мира : 50 картин из истории земной жизни Спасителя мира, известных исключительно русских художников, с объясн. к ним текстом, и карта Палестины/[П. Смирнов]. - Санкт-Петербург : П. Смирнов и Д. Дубенский, 1904. - 35 с., 51 л. ил., карт. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Е. Грачева: Владыка, как сегодня выглядит общение при Патриархе Кирилле со светской властью? Можно ли сказать, что Патриарх дружит с Президентом Путиным ? Митрополит Иларион: У Патриарха Кирилла и Президента России Владимира Путина сложились очень теплые личные отношения, но они никогда не перерастают в сращивание между Церковью и государством. Водораздел между Церковью и государством, который установлен российской Конституцией и церковным уставом, соблюдается очень четко: ни Церковь не вмешивается в дела государства, ни государство не вмешивается во внутренние дела Церкви. Не было еще случая (об этом Патриарх неоднократно говорил), чтобы Президент или кто-либо из власть имущих сказал ему, мол, продвиньте того-то или назначьте такого-то человека вон туда. И не было случая, чтобы Патриарх лоббировал интересы какого-то политика. Здесь существует очень четкая граница, которую никогда не преступают ни государство, ни Церковь. С другой стороны, еще при Патриархе Алексии была создана и при Патриархе Кирилле продолжает развиваться и совершенствоваться система взаимодействия между Церковью и государством в тех вопросах, в которых такое взаимодействие признается полезным обеими сторонами; и таких вопросов становится все больше. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил вопросы телезрителей, поступившие на  сайт  программы «Церковь и мир». Вопрос: Видел ли Иоанн Креститель голубя при Крещении Иисуса Христа? Повествование евангелиста Иоанна отличается от свидетельств других евангелистов. Митрополит Иларион: Евангелисты Матфей, Марк и Лука описывают одно и то же событие — Крещение Иисуса Христа от Иоанна Крестителя в реке Иордан. Согласно их свидетельствам, в то время, когда Господь Иисус Христос выходил из воды, Святой Дух сошел на Него в виде голубя и все услышали голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Евангелист Иоанн в своем Евангелии описывает другой эпизод, когда Иисус Христос пришел на Иордан к Иоанну, но не для того, чтобы креститься, а уже после Крещения. И Иоанн, указывая на Иисуса, говорит людям: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1:29). И затем свидетельствует: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» (Ин. 1:32). То есть, евангелист Иоанн рассказывает уже о другом событии. В этом разница между, с одной стороны, евангелистами-синоптиками, как называют Матфея, Марка и Луку, и евангелистом Иоанном.

http://patriarchia.ru/db/text/5369096.ht...

«О чаше вольней спасительныя страсти Господь помолился, якоже о невольней» (воскресная служба 5-го гласа, 8-я песнь канона), показав этим два хотения двух естеств и прося Бога Отца, чтобы человеческая воля Его не поколебалась в покорности воле Божеской (Прп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение... Кн. 3. Гл. 24). С небес Ему явился Ангел и укреплял (см.: Лк. 22:43 ) Его человеческую природу, а совершавший подвиг самопожертвования Иисус молился все прилежнее, обливаясь кровавым потом. И за Свое благоговение, за всегдашнюю покорность воле Отчей услышан был Сын Человеческий. Укрепленный и ободренный встал Иисус от молитвы (Прп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение... Кн. 3. Гл. 24). Он знал, что не поколеблется более Его человеческая природа, что вскоре снимется с Него бремя человеческих грехов и что Своим послушанием Богу Отцу Он приведет к Небу заблудшее человеческое естество. Он подошел к ученикам и сказал: Вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня; молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Мк. 14:41–42 ; Мф. 26:41 ). Выйдя навстречу пришедшим за Ним, Господь добровольно отдал Себя в руки их. А когда Петр, желая защитить Своего Учителя, ударил мечом архиерейского раба и отсек ему ухо, Господь исцелил раба, а Петру напомнил, что Он Сам добровольно предает Себя: Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? ( Ин. 18:11 ; Мф. 26:53–54 ) И, добровольно выпив до дна всю чашу душевных и телесных страданий, Христос прославил Бога на земле – совершил дело по величию не меньшее, чем само сотворение мира. Он восставил падшую природу человека, примирил Божество и человечество и сделал людей причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ). Совершив дело, которое дал Ему Отец, да сотворит (см.: Ин. 17:4 ), Христос и по человечеству Своему прославился той славой, которую, как Бог, имел, прежде мир не бысть ( Ин. 17:5 ), и сел человечеством Своим одесную Бога Отца, ожидая... доколе враги Его будут положены в подножие ног Его ( Евр. 10:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Св. Матфей говорит, что во время распятия «там были также, и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; Между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» ( Мф.27:55–56 ). Св. Марк перечисляет этих женщин и также говорит, что они смотрели издали ( Мк.15:40 ). Св. Лука говорит, что во время этого события «все, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» ( Лк.23:49 ). Греческое слово γνοστο, означающее знавшие, может также обозначать родственников и друзей 57 . Ренан это признает, но утверждает, что св. Лука, употребив это выражение, является как бы посредником между первыми двумя синоптиками и св. Иоанном. Надо заметить, что по сознанию самого Ренана, св. Лука писал свое повествование раньше св. Иоанна. Каким же образом он мог оказаться посредником между Ним и первыми двумя евангелистами? И почему он был посредником? Потому ли, что св. Иоанн упомянул многих лиц, которые не указаны свв. Матфеем и Марком при перечислении тех, которые следовали за Иисусом на Голгофу? Но Ренан легко мог заметить, что эти два евангелиста прямо говорят, что были при событии и другие, кроме ими поименованных. Св. Лука называет всех присутствовавших родственниками и друзьями. Св. же Иоанн говорит кроме того еще и о своем личном присутствии. Из этого Ренан заключает, что этот евангелист желал выделить себя. Св. Иоанн говорит, что св. Мария, Мать Иисуса, была также на Голгофе, и что Иисус перед смертью поручил Ее ему. Этот факт не нравится Ренану, и он видит в нем только желание св. Иоанна выделить себя. Какое жалкое крючкотворство! Но еще более важным кажется в глазах нашего мудрого писателя то обстоятельство, что первые евангелисты говорят, что друзья Иисуса стояли в отдалении, а св. Иоанн передает, что многие из них находились у подножия креста. Ренан, очевидно, не понимает, что многие, стоявшие в отдалении в момент распятия, могли приблизиться к подножию креста только тогда, когда варварское любопытство черни было удовлетворено, и что в это именно время они могли услышать последние слова умиравшего Иисуса. Понять это нам кажется очень нетрудным, но Ренан стремится отыскать разноречие в Евангелиях даже тогда, когда его и следа нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010