Блаженный Иоанн родился в конце XV века в Вологодском крае. В юности он оставил родительский дом и стал безмездно работать «водоносцем» на солеварнях. С тяжелым трудом святой соединил строгий пост и молитву. Затем он перешел в Ростов, где и принял на себя трудный подвиг юродства Христа ради: он ходил полунагой, носил на себе вериги в виде тяжелых железных крестов и на голове большой железный колпак, за что прозван был «Иоанн — Большой колпак». Питался святой подвижник хлебом и водой один раз в день. Часто бывало так, что блаженный Иоанн выходил на улицу на народ, полагал на землю колпак и, стоя на нем, подолгу смотрел на солнце и молился. Прохожие смеялись над ним и оскорбляли его, но святой с кротостью и терпением переносил насмешки. В Ростове он был знаком с преподобным Иринархом, затворником Ростовским († 1616; память 13/26 января). Из Ростова блаженный Иоанн переселился в Москву, где продолжил подвиг юродства. Зимой и летом он ходил в рубище, претерпевая в непогоду холод и сырость. Блаженный Иоанн получил от Бога дары прозорливости и чудотворений. Так, он предсказал большие беды России, Смутное время и нашествие поляков, говоря, что «в Москве будет много видимых и невидимых бесов». Он безбоязненно говорил правду всякому, какое бы положение тот не занимал. Даже самому царю Борису Годунову часто говорил слова: «Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно бьет». Однажды святой встретил хромого человека по имени Григорий. Он расспросил его о болезни и узнал, что Григорий два года назад вывихнул ногу и с тех пор нога не заживает. Во время разговора блаженный Иоанн как бы нечаянно наступил на больную ногу, и она тотчас стала здоровой. Перед смертью святой Иоанн указал себе могилу у храма Покрова на Рву, впоследствии названного собором Василия Блаженного. Готовя себя к погребению, ибо ему был открыт день кончины, он снял вериги и трижды облился водой. Святой заповедал совершить погребение не ранее третьего дня. Блаженный Иоанн скончался в 1589 (или 1590) году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Это совпадение позволяет видеть в приведенном тексте одну из самых древних и достоверных характеристик внешности И. Вероятно, к нему восходит редкое описание, акцентирующее седину юродивого и серый цвет его колпака: «Безбрад, власы на главе надседы, ряса багор збели изчерна, в руце четки да колпак сер под пазухой» (Там же. С. 493). Дальнейшее развитие иконографии И. выразилось в нек-рой стандартизации его черт и в сближении с обликом юных святых (вероятно, из-за данных об отсутствии бороды); в подлинниках при сохранении проч. важных черт и атрибутов появились указания на молодость И.: «...млад, плешив, власы велики, на одном плече столстились, ряска дика, клюка в руках и четки велики, колпак над (правильно: под.- Авт.) пазухою велик зело, на ногах сандалии, сиречь ступени» (известны близкие варианты, согласно к-рым у И. «волосы свились до самых плеч», четки он держит в правой руке, на ногах нет обуви). Этот иконографический вариант появился не позднее нач. XVII в., его распространению, возможно, способствовали данные, содержащиеся в Милютинских Четьих-Минеях, согласно к-рым И. «бе… человек млад», живший в Ростове «во дни» блж. Иоанна Власатого († 1580) и «прорицавший» Ростовскому архиеп. Евфимию (1583-1585) (Там же. С. 411; Каган М. Д. Житие Иоанна, Московского юродивого, по прозвищу Большой Колпак//СККДР. 1992. Вып. 3. Ч. 1. С. 358); указание на молодость И., очевидно, относится гл. обр. ко времени жизни блж. Иоанна Власатого, а не правления архиеп. Евфимия. В поздних произведениях И. обычно имеет облик пожилого безбородого человека с короткими седыми волосами (известны изображения длинноволосым юношей); учащаются случаи его изображения без обуви, сближающие И. с проч. юродивыми. В «Руководстве...» В. Д. Фартусова внешность И. не описана, поскольку составитель присвоил прозвище московского юродивого его ростовскому современнику блж. Иоанну Власатому ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 73). Несмотря на отличия иконографии этих святых (блж. Иоанн Власатый изображается с большой бородой и густыми волосами, к-рые спускаются на плечи неск.

http://pravenc.ru/text/469402.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Блаженный Иоанн, по прозванию Большой Колпак, Христа ради Юродивый, Московский чудотворец (+ 1589) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 3 июля в день преставления, 12 июня в день обретения мощей и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, родился в Вологде. Жил он в Москве, на улице, без крыши, полуодетый зимой и летом. Он носил длинные волосы до плеч и тяжелые вериги (цепи) с медными крестами, а на пальцах медные кольца. Посты его были суровы и молитва непрестанна. Он был в дружбе с разными подвижниками, как, например, с прп. Иринархом Ростовским (память его 13 янв.), которому он указал его духовный путь, и с прп. Ферапонтом Монзенским (память его 12 дек.), который до поступления своего в монастырь подвизался некоторое время в Москве. Часто он бывал у царя Руси — Бориса Годунова — и всегда говорил ему горькие истины. И Годунов всегда выслушивал его молча. Однажды блаженный Иоанн пришел в Калугу. В течение целого дня он бегал по улицам и кричал: «Железные ворота, железные ворота!» Горожане поняли, что это предупреждение, и снесли все свое имущество в амбары с железными воротами. На другой день вспыхнул пожар. Весь город сгорел, но никто разорен не был. Скончался блаженный Иоанн в Москве. Накануне он снял с себя вериги. Погребли его в соборе Покрова Пресвятой Богородицы, называемом храмом Василия Блаженного. • До прихода в Москву, где св. Иоанн провел последние годы своей жизни, он жил в Ростове. Там блаженный принял на себя подвиг юродства. На голове он стал носить железный колпак,. • Торжественное погребение его состоялось по указу царя Феодора Иоанновича в Покровском соборе (называемом также храмом Василия Блаженного), в месте, испрошенном святым еще при жизни для своего упокоения. Мощи его были обретены в 1612 г., в 1916 г. придел храма, где почивают мощи, был переименован во имя блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437426/

Не раз блаженный представляется обличителем – хотя и кротким – Грозного-царя. Так, он укоряет царя за то, что, стоя в церкви, мыслями был на Воробьевых горах, где строились царские палаты. Скончавшийся в 50-х гг. XVI века, св. Василий не был свидетелем опричного террора Грозного. Но легенда заставляет его перенестись в Новгород во время казней и погрома города (1570). Оказавшись под мостом у Волхова в какой-то пещерке, Василий зазывает к себе Иоанна и угощает его сырой кровью и мясом. В ответ на отказы царя он, обнимая его одной рукою, другой показывает на небесах возносящиеся души невинных мучеников. Царь в ужасе машет платком, приказывая остановить казни, и страшные яства превращаются в вино и сладкий арбуз. О почитании св. Василия, канонизованного в 1588 г., говорит посвящение ему храмов еще в XVI столетии и самое переименование народом Покровского (и Троицкого) собора, в котором он был погребен, в собор Василия Блаженного. При царе Феодоре Ивановиче в Москве подвизался другой юродивый, по прозвищу Большой Колпак. В Москве он был пришельцем. Родом из вологодских краев, он работал на северных солеварнях в качестве водоноши. Переселившись в Ростов (он собственно ростовский святой), Иоанн построил себе келью у церкви и в ней спасался, увешав свое тело веригами и тяжелыми кольцами. Выходя на улицу, он надевал свой колпак, то есть одежду с капюшоном, как ясно объяснено в житии и изображается на старинных иконах. Едва ли не Пушкин первый назвал этот колпак железным в " Борисе Годунове " . Как об особом подвиге Иоанна рассказывается, что он любил подолгу смотреть на солнце, помышляя о " праведном солнце " . Дети и безумные люди смеялись над ним (слабые отголоски действительного юродства), но он не наказывал их, как наказывал Василий Блаженный, и с улыбкой предрекал будущее. Перед смертью блаженный переселился в Москву, но мы ничего не знаем о его здешней жизни. Умер в мовнице (в бане), и во время его погребения в том же Покровском соборе, где схоронен Василий, произошло " знамение " : страшная гроза, от которой многие пострадали. У англичанина Флетчера читаем, что в его время " ходил по улицам нагой юродивый и восстановлял всех против Годуновых, которых почитают правителями государства " . Обыкновенно отождествляют этого юродивого с Иоанном, хотя нагота его как будто противоречит одежде Колпака.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Несколько раз блаженный представляется обличителем, хотя и кротким, Ивана Грозного. Так, он укоряет царя за то, что тот, стоя в церкви, мыслями был на Воробьевых горах, где строились царские палаты. Скончавшийся в 50-х годах XVI века, святой Василий не был свидетелем опричного террора Грозного, но легенда заставляет его перенестись в Новгород во время казней и погрома города (1570). Здесь, под мостом у Волхова, в какойто пещерке, Василий зазывает к себе Ивана и угощает его сырой кровью и мясом. В ответ на отказ царя он, обнимая его одной рукой, другой показывает на возносящиеся на небеса души невинных мучеников. Царь в ужасе машет платком, приказывая остановить казни, и страшные яства превращаются в вино и сладкий арбуз. О почитании святого Василия, канонизированного в 1588 году, говорит посвящение ему храмов еще в XVI столетии и само переименование народом Покровского (и Троицкого) собора, в котором он был погребен, в собор Василия Блаженного. При царе Федоре Иоанновиче в Москве подвизался другой юродивый, по прозвищу Большой Колпак. Он не был уроженцем Москвы. Родом из вологодских краев, он работал на северных солеварнях водоношей. Переселившись в Ростов (он, собственно, ростовский святой), Иоанн построил себе келью у церкви и в ней спасался, увешав свое тело веригами и тяжелыми кольцами. Выходя на улицу, он надевал свой колпак, то есть одежду с капюшоном, как ясно объяснено в житии и изображается на старинных иконах. Едва ли не Пушкин первый назвал этот колпак железным в «Борисе Годунове». Как об особом подвиге Иоанна рассказывается, что он любил подолгу смотреть на солнце, помышляя о «праведном солнце». Дети и безумные люди смеялись над ним (слабые отголоски действительного юродства), но он не наказывал их, как наказывал Василий Блаженный, и с улыбкой предсказывал будущее. Перед смертью блаженный переселился в Москву, но мы ничего не знаем о его здешней жизни. Умер он в бане, и во время его погребения в том же Покровском соборе, где похоронен Василий, произошло «знамение»: страшная гроза, от которой многие пострадали. У англичанина Флетчера читаем, что в его время «ходил голый (юродивый) по улицам и восстанавливал всех против правительства, особенно же против Годуновых, которых почитают притеснителями всего государства» 484 Обыкновенно отождествляют этого юродивого с Иоанном, хотя нагота его как будто противоречит одежде Колпака.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В Ростове Великом празднуют память блаженного Иоанна Власатого Ростов, 16 сентября 2004 г. Святой блаженный Иоанн Власатый, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец. Сегодня Православная Церковь празднует память святого блаженного Иоанна Власатого, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца. Основное празднество проходит в Ростове Великом, в церкви в честь Толгской иконы Божией Матери. В Ростове Великом  улицу Декабристов украшает храм в честь Толгской иконы Божией Матери. Верующий народ называет его «храм святого Иоанна Милостивого», в честь почивающего здесь угодника Божия блаженного Иоанна Власатого, называемого также Милостивым (+1580, память 3/16 сентября и 12/25 ноября). Угодник Божий появился в Ростове в 1571 году, как пишет автор жития, «в лета благочестивого государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и при его царских детях царевичах Иване и Феодоре». Никто не знает, откуда он пришел в Ростов. Был он «добророден, и благозрачен, и благолепием украшен и кротостью, и смиренномудрием преисполнен». За длинные пышные волосы и большую бороду, назвали его в народе Власатым. Подвижник непрестанно молился «греческим речением», то есть на иностранном языке. При нем была латинская Псалтирь. Это дает повод предположить, что святой был иностранцем. Он не имел пристанища, кроме церковных притворов и папертей. Духовником Иоанна Власатого был отец Петр, священник ростовского Всехсвятского храма. У своего духовника и у одной благочестивой старицы-вдовы он изредка отдыхал. Блаженный Иоанн был в общении с блаженным Иоанном Московским, по прозванию «Большой Колпак» . «Многа знамения и чюдеса сотваряет, прорицая многим», повествует автор жития блаженного Иоанна Власатого. После исполнения пророчеств Иоанн " Большой Колпак " ушел из Ростова в Москву. Живя в смирении, терпении и непрестанной молитве, блаженный Иоанн Власатый  духовно окормлял многих людей, в том числе и преподобного Иринарха, затворника Ростовского . Ростов Великий, храм в честь Толгской иконы Божией Матери. После многих трудов и подвигов он преставился ко Господу 3 сентября 1580 года. Блаженный Иоанн Власатый погребен священником Петром и благочестивой вдовицей за алтарем храма. При этом произошли многие знамения и чудеса, громы и молнии, от которых загорелись дома и церкви. Через некоторое время люди стали стекаться к могиле блаженного Иоанна и брать из нее землицу. Потом они заказывали водосвятный молебен Спасителю, Божией Матери и святому Иоанну Крестителю. В освященную воду добавляли песочек с могилы святого и давали болящим пить и прикладывать в телу. Многие по вере своей получали исцеление. Тогда и прозвали Иоанна Власатого Милостивым.    16 сентября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11098.html

крупными прядями), их облик имеет ряд сходных черт (длинные волосы, одеяние в виде длинной рубахи с застежками, «ступни», посох). Эти совпадения вряд ли случайны, если учесть, что оба святых не только принадлежали к чину юродивых и носили одно имя, но и были современниками и долгое время жили в одном городе; не исключено, что иконография блж. Иоанна Власатого, известная по сравнительно поздним памятникам (не ранее сер. XVII в.), испытала воздействие изображений И. (о соотношении почитания этих святых см. также Иоанн Власатый ; Кузнецов. 1910. С. 466; Иванов. 2005. С. 259-260). Блж. Иоанн Большой Колпак. Прорись с иконы XVII в. из Сийского лицевого подлинника. 2-я пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 147) Блж. Иоанн Большой Колпак. Прорись с иконы XVII в. из Сийского лицевого подлинника. 2-я пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 147) Сопоставление данных иконописных подлинников и сохранившихся изображений с посвященными И. текстами приводит к выводу об определенной независимости иконографической традиции от Жития святого. Так, четки, с которыми может изображаться И., упоминаются в Житии: «…и к тому повеле и численицы себе оучинити (древены) велики зело, их же в руках своих ношаше и по них молитву свою к Богу возсылаше…» ( Кузнецов. 1910. С. 414, 417, 422), однако там нет сообщений об обуви блаженного, о покрое его одежды («свитки» с многочисленными застежками) и о почти постоянном атрибуте - клюке или «жезле». Последний мотив мог быть позаимствован из иконографии др. юродивых (ср. посох Андрея Юродивого (ПЭ. 2001. Т. 2. С. 392) и 3 кочерги блж. Прокопия Устюжского); в то же время «жезл» и некие «железа», носимые в руке, фигурируют в икосе И. («в руце железа велики тяжшки ношаше»; «…указа своим жезлом в землю где свои гроб со своим честным телом погребсти…»; Кузнецов. 1910. С. 437, 483), что можно объяснить воздействием не только изображений, но и реального облика юродивого. Не зависит от текстов и такой нередко встречающийся признак иконографии И., как пропорции его фигуры с грузным, полным туловищем и крупной головой.

http://pravenc.ru/text/469402.html

Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Фрагмент иконы «Шестоднев, с избранными святыми». 1-я треть XIX в. Палех (ГИМ) Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Фрагмент иконы «Шестоднев, с избранными святыми». 1-я треть XIX в. Палех (ГИМ) В XIX в. И. довольно часто изображался вместе с др. юродивыми. Вместе с блж. Прокопием (симметрично блаженным Василию и Максиму Московским) он представлен на нижнем поле нек-рых икон «Шестоднев», входящих в большую группу произведений на этот сюжет работы палехских мастеров (напр., икона 1-й трети XIX в. в ГИМ; см.: Москва православная. 1996. С. 528); впрочем, в таких случаях блж. Прокопий гораздо чаще изображался в паре с блаженными Иоанном Большой Колпак или Исидором Ростовским. Образы блаженных Прокопия и И. встречаются на иконах «Собор российских чудотворцев», бытовавших в старообрядческой среде (напр., икона из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл.; икона, написанная в 1814 П. Тимофеевым, обе в ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. Кат. 62, 70): устюжские святые включены в расширенную группу праведных и юродивых в верхней части композиции; их фигуры помещены среди святых сев. происхождения, причем И. изображен над соименным московским юродивым Иоанном Большой Колпак. Существуют близкие по времени примеры появления образа И. в сложных многофигурных композициях, создававшихся по заказу старообрядцев (складень с образом «О Тебе радуется», икона образов Божией Матери, праздников и избранных святых кон. XVIII в., ГРМ; см.: Там же. Кат. 176, 180). Особое место среди памятников XIX в. занимает образ московской работы 1852 г. (ВУИАХМЗ), имеющий условное название «Христос - Св. Евхаристия», где блаженные Андрей, Симеон, Василий, Максим, Прокопий и И. представлены в коленопреклоненном молении дискосу с сердцем, в к-рое вписан образ Христа с орудиями страстей ( Сорокатый. 2003. С. 148-149). Эта аллегорическая композиция прославляет юродивых Христа ради как святых, особо возлюбивших Спасителя. Фронтальное изображение И. в рост (в коричневом рубище) входит в число миниатюрных икон рус. юродивых, к-рые вставлены в резные киотцы иконостаса, выполненного в 1895 г. для придела св. Василия Блаженного московского собора Покрова на Рву (проект А. М. Павлинова, иконы написаны артелью под рук. О. С. Чирикова). Икона И. вместе с изображениями прп. Михаила Клопского и блж. Николая Кочанова находится над юж. вратами иконостаса.

http://pravenc.ru/text/469408.html

Преставление блаж. юродивого Московского, по прозванию Большой Колпак. Он родился около Вологды и в молодости работал на саловарне. Затем он перешел в Ростов, где и принял на себя трудный подвиг юродства Христа ради; он ходил полунагой, носил на себе тяжелые железные вериги и большой железный колпак. Поселившись затем в Москве, св. Иоанн продолжал свои подвиги и за свою св. жизнь был удостоен от Господа дара прозорливости и чудес. Скончался он в 1589 г. Мощи его под спудом в Московском Покровском соборе. – Препп. Иоанна и Логгина, Яренгсних чудотворцев. Иноки Соловецкой обители и ученики св. Филиппа (см. 9 янв.), они проводили жизнь в строгом посте и являли собой пример полного послушания и смирения. Отправившись по нуждам монастырским на твердую землю, они были застигнуты бурей в Белом море и утонули, в 1544–1545 гг. (по другим, в 1561 г.). Свв. тела их были найдены прибрежными жителями и погребены недалеко от села Яренги на Корельском берегу; потом (лет через 25–30), после обнаружившихся чудесных знамений, нетленные мощи свв. угодников были перенесены к Николаевской церкви с. Яренги (в 143 вер. от Архангельска), где потом устроен был монастырь (который был в 1764 г. упразднен). После представления в 1624 г. патр. Филарету записи о совершавшихся чудесах от свв. мощей, они были свидетельствованы и тщательным расследованием на месте была, подтверждена действительность от них чудес и исцелений. В 1638 г. (2 июля) свв. мощи Яренгских чудотворцев были перенесены во вновь устроенную в Яренге церковь во имя свв. Зосимы и Савватия. Ныне они почивают под спудом в Яренгской приходской церкви. Память пр. Иоанна празднуется еще 24 июня, а пр. Лонгина – 16 окт. – Преставление пр. Никодима Кожеозерского (Хозьюгского). Родом из с. Ивановки, Ростовского уезда, он в молодости занимался кузнечным ремеслом в Ярославле. Затем, по особому внушению Божьему, он принял иночество и поселился в Кожеозерской обители. Здесь пр. Никодим проводил жизнь строгого подвижника, терпеливо и усердно исполняя все монастырские послушания. Добродетельная жизнь его скоро обратила на него внимание всей братии, и он чрез полтора года, избегая славы человеческой, удалился в пустынное место на берегу реки Хозьюги (в Онежском уезде, Архангельской губ.). Там пр. Никодим подвизался в течение 30 лет в строгом посте и молитвах до самой блаженной кончины своей и за свои подвиги удостоился от Господа дара чудес. Скончался он в Кожеозерской обители в 1640 г.. за 40 дней до кончины быв предуведомлен о ней явлением свв. Алексия, митрополита Московского и Дионисия, архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Мощи его под спудом в Кожеозерской обители (см. Арханг. еп.). В 1898 г. был напечатан ему акафист.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вел. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1295-1312. О. В. Чумичева, С. К. Севастьянова Иконография По преданию, 1-й образ Е. был написан анзерским иноком Макарием, которому святой явился во сне ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 106). Внешний облик преподобного описан в Житии нач. XIX в.: «...бе же явлейся преподобный Елеазар возрастом посредний, дебел составы и плотию, образом добр, браду имея довольну и окруженну, седу весма и не густу, и во иноческой одежде» (ИРЛИ (ПД). Карельское собр. 131. Л. 120; Белоброва. 2005. С. 97). У места погребения Е. находилась его икона, к-рую в 1876 г. видел Д. А. Ровинский ( Ровинский. Виды Соловецкого мон-ря. 1884. С. 4). Наиболее ранний, необычный образец иконографии преподобного известен на ростовской иконе избранных святых 2-й трети XVII в. из Борисоглебского на Устье муж. мон-ря (ГТГ, см.: 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 127, 357. Кат. 157 - ошибочно назван прп. Савватием Соловецким; Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse), 2000. P. 92-93. Cat. 27 - идентифицирован как Е.). Прп. Зосима Соловецкий и Е. представлены на 1-м плане, стоящими на острове в окружении вод, в центре композиции - вид Соловецкой обители и, возможно, Анзерского скита, за ними во 2-м ряду - блж. Иоанн Большой Колпак и прор. Илия, вверху - образ Божией Матери «Знамение». Е. обращен в молении к Богородице, правой рукой поддерживает изображение скита, облачен в синюю рясу, коричневую мантию, розового цвета схиму (куколь на голове), длинная борода к концу сужается. Иконография Е. сложилась после обретения его мощей. Она разрабатывалась в Соловецком мон-ре на основе уже имевшихся иконографических типов прославленных местных святых - преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Образы Е. созданы в иконописи, в графике, в монументальной живописи. Традиционно он представлен в мантии и схиме, с куколем на голове или на плечах, волосы и окладистая борода с проседью. Преподобные Зосима Соловецкий, Елеазар Анзерский, блж. Иоанн Большой Колпак, прор. Илия. Икона. 2-я треть XVII в. (ГТГ)

http://pravenc.ru/text/189679.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010