Наступило 28 июля, память Прохора и Никанора – праздник в Новодевичьем монастыре. Божественную службу совершал митрополит; сюда прибыл и царь со своими, опричниками. После литургии совершался крестный ход вокруг обители. Вместе с народом шёл и царь. Когда пред чтением, Евангелия святитель обратился к народу, чтобы преподать «мир всем», то увидел опричника, стоящего позади царя в татарской тафье. Святитель, увидевши это, смутился и тотчас сказал Иоанну: «Государь, не подобает допускать такой обычай агарянский – во время чтения Евангелия, стоять с покрытой головой» Как так? Спросил Иоанн в недоумении, потому что не замечал, что делалось позади его. Когда святитель указывал на виновного, опричник в это время успел снять тафью. Приближенные царя не смели выдать виновного, чтобы не оскорбить царя и сказали, что святитель ищет случая ругаться над ним. Тогда царь закипел мщением, и с этого времени начал искать случая погубить святителя. Он первоначально нарядил суд над Филиппом относительно прежней его жизни. Тогда посланы были в Соловецкий монастырь, где жил прежде святитель, епископ Пафнутий и некоторые другие недоброжелатели Филиппа. Они уполномочены были на всякие средства для изысканий ложных обвинений. Когда посланные возвратились к царю, то и между прочим, обвиняли святителя в волшебстве. Этого было достаточно, чтобы осудить святителя. Тогда назначено было епископам и боярам явиться на собор для открытого суда над Филиппом. На суд прибыл и сам царь. Когда читали ложные обвинения на святителя, он слушал молча, и потом сказал Царю: «Государь, ты напрасно думаешь, что я боюсь тебя, или смерти; я лучше желаю умереть и принять венец мученический, нежели оставаясь митрополитом, терпеть неправосудие и нечестие». При этих словах он начал слагать с себя святительские одежды, убеждал пастырей соблюдать свой долг, и страшиться более Царя Небесного, нежели земного. Царь остановил святителя и принудил взять опять одежды и ещё раз служить литургию. 8 ноября, на праздник святого Архистратига Михаила, назначено было Святителю служить в Успенском соборе. Когда он прибыл в храм и начал Божественную литургию, вдруг растворились церковные двери, и боярин Басманов вошёл в церковь ; за ним хлынула толпа опричников. Он приказал читать грамоту от царя. Богослужение было прервано, народ с ужасом слушал и узнал, что митрополит лишается сана. Когда кончили читать грамоту, опричники приступили к святителю, и начали снимать с него священные одежды, надели на него простую рясу, и вывели из собора. Святитель в это время был как кроткий агнец пред стригущим, и лице его сияло светом праведника. Его вывели из собора, и повезли в Богоявленский монастырь. Народ устремился за святителем. На пути он всех благословлял и утешал: «дети, говорил он, – прискорбно души моей, но успокойтесь, ибо я терплю за Церковь Божию». Народ в печальном безмолвии провожал святителя; многие плакали при виде сего печального зрелища.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

I. Святыня и священные достопамятности в Кремле Успенский собор 1 Главным святилищем Москвы и сокровищницей отечественных святынь и древностей почитается Успенский собор. Он первоначально основан был в 1326 году святым Петром, митрополитом Московским , при великом князе Иоанне Даниловиче Калите. Святой Пётр родился в земле Волынской от благочестивых родителей. Пришедши в отроческие лета, он почувствовал в себе призвание к духовной жизни. Поэтому он пришёл в один из близких к месту его рождения монастырей. Игумен монастыря скоро полюбил юного инока Петра и удостоил его священной степени пресвитера. После этого он ещё более начал упражняться в духовной жизни. К этому он присоединил ещё другое благочестивое занятие – начал писать иконы. Спустя немного времени, Пётр нашёл себе одно безмолвное место на реке Рате, где начал провождать самую строгую жизнь. Окрестные жители, узнавши подвижническую жизнь Петра, начали приходить к нему для духовного наставления. Духовный подвижник никому ни в чем не отказывал; если у него нечего было дать нуждающемуся, то отдавал и последнюю свою власяницу. Дивясь равноангельскому житию Петра, сам великий князь с любовью приходил слушать его наставления. В то время скончался Владимирский святитель Максим, известный своей добродетельной жизнью, великий князь, знавший духовную жизнь Петра, возымел желание поставить его на святительскую кафедру. Для сего он отправил его в Константинополь к патриарху. Когда Пётр явился в Церковь Святой Софии, патриарх пророчески; сказал: «повелением Божиим пришёл к нам дивный муж, который благодатию Божиею упасёт вверенное ему стадо». Итак, Пётр был рукоположен в сан святителя на кафедру митрополии всей России. Получив сан, святитель святой Пётр прибыл в Киев. Здесь открылась для него самая обширная деятельность пастырского служения: он начал ревностно заботиться о своей пастве, неутомимо объезжал епархии, словом и примером наставлял всех в вере и благочестии. Святитель Пётр, просвещённый благодатию Божией, провидел будущую славу Москвы, вознамерился перенести кафедру митрополии в Москву и сам решился остаться здесь навсегда. Тогдашний великий князь Иоанн Данилович Калита полюбил избранника Божия; равно также и святитель Пётр, узнавши благочестие великого князя, возымел к нему особенную любовь. Он предложил великому князю построить в Москве каменный храм в честь Успения Богоматери. «Если послушаешь меня, сын мой, говорил святитель Пётр великому князю, то и сам прославишься с родом твоим более других князей, и твой град будет славен между другими городами. Святители будут жить в нём, и Бог прославится в нём».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

С южной стороны Успенского собора возвышается, не менее замечательный своею святынею и древностью, собор Архангельский. Он устроен был в 1333 году, великим князем Иоанном Даниловичем Калитою. Ещё прежде сего собора на этом месте стояла деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, которого издревле русские князья признавали своим заступником. Когда обветшала эта церковь , великий князь соорудил на этом месте каменную. Подражая греческому царю Константину Великому , воздвигшему особую церковь для погребения греческих императоров, великий князь с тою же целью соорудил и эту церковь и назначил её местом для погребения себя и своих преемников. Храм этот в начале XVI века оказался ветхим и тесным. Великий князь Иоанн III заложил новый по образцу Успенского собора, обширнее прежнего. В 1509 году, в день храмового праздника, новый собор был освящён Всероссийским митрополитом Симоном в присутствии самого великого князя Василия Иоанновича. Впоследствии, Архангельский собор, вместе с прочими зданиями Кремля, не раз подвергался разрушением. Так в 1610 году, повествует летописец, в Архангельском соборе «бысть шум и гласи и плач пред самым разорением царства Московского». Во время 19 месячной осады поляками Кремля, Архангельский собор подвергся опустошению. В 1737 году во время московских пожаров, Архангельский собор снова подвергся печальной участи. Внутренним украшением и живописью собор Архангела Михаила обязан был императрице Екатерине II. Её повелением живопись в нём была возобновлена с удержанием прежнего характера. В 1775 году, в храмовый праздник Архангела Михаила, митрополит Платон в проповеди своей говорил: «не мы только, но и самые стены храма сего проповедуют усердие благочестивейшей государыни к святым местам». В 1812 году Архангельский собор снова потерпел опустошение от неприятелей. Французы, заняв Москву, опустошали все соборы Кремля, между которыми потерпел и Архангельский. При Архангельском соборе находятся приделы: Покрова Божьей Матери, Зачатия святого Иоанна Предтечи и мученика Уара.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В то время случилось, что кафедра Московской Митрополии сделалась праздною. Царь Иоанн Васильевич Грозный возымел намерение сделать митрополитом Соловецкого игумена Филиппа. Он чрезвычайно милостиво писал Филиппу, и звал его к себе в Москву, ради духовной беседы. Филипп исполнил волю царя. Совершивши Божественную Литургию, и простившись с братией, он отправился в Москву. Царь встретил Филиппа чрезвычайно милостиво; он дружески беседовал с ним, угощал его трапезой, и изъявлял живейшую радость о прибытии его. В дружеской беседе с ним он объявил ему, что желает его сделать митрополитом Московским. Филипп согласился и был рукоположен в сан митрополита. В то время Россия находилась под тяжким бременем. Небесному правосудию угодно было послать ей испытание в лице самого царя. Опричники царские, вследствие необузданного характера царя, в угоду ему, производили жестокие тиранства. Москва и соседние города видели у себя множество несчастных жертв. Митрополит Филипп знал всю печальную участь России. Как ближайший друг и собеседник царя, он решился выступить, на защиту народа. Сначала он, то в дружественной беседе советовал царю укрощать свой гнев, указывая на пример его предков, то в тишине и уединении молил Бога, дабы Он укротил сердце царёво. Между тем опричники продолжали делать жестокости, безвинно наказывать людей, производить пытки и проливать кровь христианскую. Святой Филипп, не видя никакой перемены, решился всенародно обличить царя. Однажды, в Средокрестную неделю Великого поста, митрополит совершал в Успенском соборе Божественную литургию; сюда, по обычаю, прибыл и Царь со своими опричниками. Все они были в чёрных одеждах и остроконечных шлыках; Царь подошёл к святителю, дабы принять его благословение; митрополит, устремивши взор свой на икону Спасителя, как бы не замечал подошедшего к нему царя. Один из свиты царской, желая обратить его внимание на царя, сказал: «Владыко! Государь просит твоего благословения»; но святитель, увидевши его, начал во всеуслышание говорить: «не узнаю царя, пришедшего во храм Божий; в храме приносится бескровная Жертва, а за алтарём льётся кровь неповинных». Услышавши такие слова, царь закипел гневом и поспешил выйти из храма. После этого Филипп, при всякой встрече с царём, обличал его в жестокостях, которые с особенною силою разражались тогда в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Во время княжения Uoahha III , при сооружении новых зданий в Кремле, Спасская обитель сделалась неудобною для иноческой жизни. Великий князь Иоанн Васильевич построил для братии новый монастырь за городом, известный под именем Ново-Спасского, а прежнюю Спасо-Преображенскую обитель переименовал в собор. Спасо-Преображенский собор более сохранил свою первобытную простоту, чем другие соборы Кремля. В Спасо-Преображенском соборе находятся приделы: во имя святых мучеников Гурия, Самона и Авива, святых мучеников Прокопия и святого Стефана, епископа Пермского. В этом соборе замечательны иконы: а) храмовая, в честь Преображения Господня; б) Боголюбская икона Богоматери, принесённая, как полагают, из Боголюбова; в) Собор Архангелов Михаила и Гавриила; г) Похвалы Богородицы; д) Сретения Господня. Здесь почивают под спудом мощи святого Стефана, епископа Пермского. Святой Стефан епископ Пермский, родился в Великом Устюге, происходил из духовного звания. С ранних лет он начал подвизаться в духовной жизни и изучать священное писание. Когда он достиг совершеннолетия, то пострижен был в монашество в ростовском Григории-Богословском монастыре. Имея случай выучиться пермскому языку, святой Стефан возымел намерение отправиться в Пермь для просвещения тамошних народов, известных под именем зырян, светом христианского учения. Воодушевлённый Благодатию Божией, он преуспевал в проповеди христианского учения пермским народам, поклонявшимся в то время кумирам. Проповедь Божественного учения, подкреплённого кротостью и смирением святого Стефана, явила самую благотворную силу. Язычники сначала со вниманием слушали проповедь христианского учения и с любопытством смотрели на обряд христианского Богослужения, потом пленённые силою учения Христова и убеждённые в истине христианской веры, они целыми толпами стекались к святому Стефану для принятия святого Крещения. Видя успехи своей проповеди, святой Стефан начал строить церкви, заводить школы, переводить Богослужебные книги на пермский язык и на нём отправлять богослужение православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

† Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Сегодня в заседании Св. Синода слушалось дело священника Порф. Левицкого и согласно Вашему желанию предоставлено Вам оказать ему милость... Сегодня же: 1) поручено Владыке Митрополиту написать письмо Пр. Ярославскому, чтобы вошёл с прошением об увольнении на покой. 2) По представлению Экзарха и кн. Голицына 273 архиер. кафедра будет перенесена из Поти в Батум и Пр. Александр 274 увольняется на покой по прошению (конечно, не подавал) и с награждением орд. Александра Невского. На его место – Пр. Димитрий, а викарием будет прот, кафедр. Елиев 275 (по пострижении в монашество) 3) Пр. Мемнон 276 увольняется на покой, а в Одессу викарием Ваш О. Феодосии 277 . Я говорил о Вашем желании иметь в Киевск. сем. Ректора Витебского; так и сделают, но вероятно уже по Вашем приезде. 4) Саратовским викарием с жительством в г. Вольске назначается Ризничий архим. Палладий. 5) Пр. Нестор Балахнинский и Исидор Новгород-Северский 278 перемещаются один на место другого ввиду инцидентов Исидора, неудобных отношений Пр. Нестора к своему Епарх. Архиерею. Конечно, всё это пойдет ещё на утверждение и мы пока ещё протоколов не подписывали (пишу Вам прямо по приезде из Синода). В субботу собирается у меня быть Влад. Карл, для взаимных восклицаний: «доколе вземлеши души наши? Рцы нам не обинуяся»... Владыка Митрополит готов изыскивать средства на викар. в Аляску. Когда Вы пожалуете? Пр. Экзарх сообщил мне, что после 14 Ноября.       Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением и преданностью есмь Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон 29 Окт 1903 Спб. РГИА, ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 111–112об. Письмо Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 6 Ноября 1903 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Вероятно, Ваш вызов состоится на днях вместе с увольнением «летне-осенних». Пр. Иоанн Пермский уезжает 25 Ноября (хотя не прочь и его уволить на покой по болезни). Меня упрашивают возвратиться в землю, от неяже взят, хотя бы на два (?) года, пока «созреют всходы» и придут в возраст намеченные в кандидаты князья-архимандриты. Согласны дать и викария и изыскать на него средства. Я, впрочем, сказал, что желал бы видеть решение этого вопроса при себе (чтобы не остаться после с носом), и посему ещё пробуду в Спб. и буду иметь утешение видеть Вас здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Степаненко, настоятель Подольской Андреевской общины свящ. Г. Жевченко (2 последние общины делили храмы с приходами РПЦ). Еще одна киевская община, «Лыбедская Украинская парафия при Ильинской Безаковской церкви», своего делегата не прислала, т. к. ее регистрация была отменена и оспаривалась летом 1921 г. Ликвидотделом НКЮ УССР. В 1-м докладе председатель ВПЦР Мороз раскрыл цель своего движения, к-рая заключалась в преобразовании церковного устройства укр. правосл. приходов на почве автокефалии, соборноправности и украинизации. Одной из важнейших задач собора он назвал образование собственного епископата. Собор принял резолюцию «Про киевский епископат», в которой объявил викарных епископов К. е. Назария (Блинова), Димитрия (Вербицкого) и Василия (Богдашевского) «самочинными руководителями», запретил приходам подчиняться им, допускать к богослужениям как самих епископов, так и подчиняющихся им священников, а также поминать «каких-либо патриархов и епископов, которые не принадлежат к украинской церкви». В постановлении собора Киевщины ВПЦР признаётся как «единственный высокий правомочный, временный орган руководства делами» Украинской автокефальной Православной Церкви. Собор утвердил, что основами церковного устройства для Украины следует считать автокефалию церкви, ее отделение от гос-ва, соборноправность в церковном управлении и использование в богослужениях укр. языка, народных обрядов и обычаев. Он избрал для коллегиального управления «украинизированными» приходами Киевщины т. н. Киевскую губернскую церковную раду, в состав которой вошли 9 священников: Михаил Маляревский, Иоаким Калишевский, Конон Бей, Иаков Чулаевский, Марк Грушевский, Петр Тарнавский, Владимир Бржосновский, Жевченко, Иоанн Павловский (все они впосл. стали «уездными епископами» УАПЦ). Собор единогласно избрал митрополитом Киевским заштатного архиеп. РПЦ Парфения (Левицкого), а его заместителем - перешедшего в обновленчество еп. РПЦ Антонина (Грановского), обоих - в заочном порядке, без их согласия и желания. Кандидатами на должность «губернского епископа Киевщины» участники собора избрали 10 лиц: протоиереев Липковского, Евфимия Сецинского, Шараевского, священников Стефана Орлика, Кирилла Бережницкого, Марка Грушевского, Константина Кротевича, Андроника Руденко и П. Погорилко, а также мирянина Г. Д. Стороженко. Выборы «епископа Киевщины» планировалось провести в ходе намеченного на 14 окт. 1921 г. «Всеукраинского собора».

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В февр. 1920 г. Киевский епархиальный совет постановил запретить в священнослужении всех клириков - членов автокефалистской рады, поддерживающим их мирянам пригрозил отлучением от Церкви. Однако в результате переговоров, которые автокефалисты периодически вели с Киевским епархиальным советом, еп. Назарий в марте 1920 г. снял с них все прещения, ожидая от своих оппонентов прекращения смуты. Уступкой автокефалистам стало назначение временно управляющим Полтавской епархией заштатного еп. Парфения (Левицкого) , выступавшего за разрешение украиноязычных богослужений, его кандидатуру утвердил не позднее 23 февр. 1920 г. патриарх Тихон и Всероссийский церковный совет (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 26. Д. 159). Ожидания оказались тщетными, переговоры лишь показали непоследовательность того курса, к-рый проводил в отношении раскольников еп. Назарий. После попыток автокефалистов при поддержке властей вытеснить из Малой Софии общину РПЦ Киевский епархиальный совет прекратил диалог с радой и предложил возобновить прещения. 30 апр. 1920 г. указом еп. Назария были запрещены в священнослужении 5 священников автокефалистского прихода при Софийском соборе: Василий Липковский, Нестор Шараевский, Петр Тарнавский, Кирилл Стеценко, Иоанн Степаненко; 3 мая этот указ утвердил Киевский епархиальный совет. Официально данное решение мотивировалось неподчинением указанных клириков распоряжениям управляющего епархией, а также «возобновлением богослужений в храме, отнятом при поддержке советской власти у православной общины». В ответ 5 мая 1920 г. церковная рада под рук. Липковского объявила правосл. Церковь на Украине «автокефальной и соборноправной», постановила прекратить общение с епископатом РПЦ и провозгласила себя руководящим органом УАПЦ. 7 мая - 12 июня 1920 г. Киев был занят польск. войсками и воевавшими на их стороне петлюровскими отрядами. По требованию Петлюры 1 июня 1920 г. был упразднен Киевский епархиальный совет, функции которого перешли к автокефалистской Киевской губ. церковной раде, захватившей здание совета. 15 июня 1920 г., после ухода из Киева польско-украинских войск, председатель возобновившего свою деятельность Киевского епархиального совета прот. Михаил Вишневецкий добивался у большевистских властей возвращения совету его архива и др. имущества. Однако это не дало результата, 6 авг. Киевский епархиальный совет самораспустился, указом еп. Назария была учреждена заменившая совет Киевская епархиальная канцелярия (ГА Киевской обл. Ф. Р-4752. Оп. 5. Д. 634). В свою очередь автокефалисты в июле-авг. 1920 г. обращались к властям с требованиями передать в их ведение все имущество Киевского епархиального совета, запятнавшего себя «сотрудничеством с белогвардейским оккупационным режимом деникинцев» (Там же. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 196. Л. 5).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

К вопросу о церковных реформах//Русский вестник. 1905. Т. 298. Август. С. 577–594. Под псевдонимом Н. Подольский. К вопросу о реформе духовно-учебных заведений//Там же. Т. 299. Октябрь. С. 625–653. Под псевдонимом Н. Подольский. Отзыв (...) о кандидатском сочинении студента IV курса Александра Никольского (...) «Богослужение страстной недели и пасхи»//ЖЗСДА за 1898/99 уч. г. (в извлечении). СПб., 1905. С. 21–22. [Отзыв] о сочинении Клементьева Николая «Древнейшие праздники в честь Богоматери»//Там же. С. 214. [Отзыв] о сочинении Левицкого Павла «Чинопоследование таинства брака по рукописям библиотек Софийской и Кирилловской»//Там же. С. 214–215. [Отзыв] о сочинении Лотоцкого Владимира «Результаты археологических исследований о церковных древностях Новгорода»//Там же. С. 215. [Отзыв] о сочинении Момота Ивана «Нерукотворенный Образ Спасителя по христианским сказаниям восточного и западного цикла (опыт разбора сказаний)»//Там же. С. 215–216. [Отзыв] о представленном на соискание денежной премии М. и В. Чубинских сочинении (...) И. И. Соколова (...) «Константинопольская церковь в XIX веке. Опыт исторического исследования», т. 1. СПб., 1904//ЖЗСДА за 1904/5 уч. г. (в извлечении). СПб., 1905. С. 145–149. Отзыв (...) о занятиях профессорского стипендиата Ивана Карабинова , командированного в Русский Археологический институт в Константинополе//Там же. С. 217–218. [Отзыв] о сочинении Балабанова Василия «Русское церковное пение в первой половине XIX века»//Там же. С. 319–320. [Отзыв] о сочинении Емельянова Владимира «Христианские памятники древнего Херсониса»//Там же. С. 320. [Отзыв] о сочинении Жекова Сгилиана «Древнейшие христианские памятники в Болгарии»//Там же. С. 321. 1906 Проект Устава Комитета по охранению церковной старины. [СПб., 1906]. 4 с. Дата в конце текста: 1 ноября 1906. Калачов Николай Васильевич//Православная богословская энциклопедия/Сост. под ред. H. Н. Глубоковского . СПб., 1906. Т. 7: Иоанн Скифопольский – Календарь. Стб. 869–870. О богослужебном языке русской православной церкви//ЦВс. 1906. 13, 20, 27 апр. 15, 16, 17. Стб. 461–464, 492–496, 529–531. 360

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако исторически она нуждается в оговорках: нельзя с исторической точки зрения изображать Нила «передовым, просвещенным пастырем», а Иосифа – только «реакционером». Нил ратовал за «старину» – за восстановление былой нравственной и мистической высоты монастырей. Иосиф же для того времени был своего рода «новатором»; он подчеркивал, говоря современным языком и применительно к тогдашним условиям, социально-политическую миссию православия, которую он видел в исправлении нравов через строгость и истовость обряда и устава и в теснейшем сотрудничестве с великокняжеской властью. Идеалы же Нила фактически проводились в жизнь на заре христианства на Руси, когда церковь не была так тесно связана с политической жизнью страны и заботилась больше о нравственном просвещении народа. Еще ярче различие между обоими лагерями сказалось в их отношении к ереси жидовствующих. Родоначальником ереси был ученый еврей Схария, и распространилась она главным образом в Новгороде. «Жидовствующие» отдавали Библии преимущество перед Новым Заветом, они отрицали таинства и сомневались в догмате о Пресвятой Троице. Словом, это была рационалистическая, как бы протестантствующая секта. Не случайно ересь эта распространилась именно в Новгороде, всегда поддерживавшем близкие сношения с Западом. Одно время «жидовствующие» имели успех – сам митрополит Новгородский был ей близок, и одно время даже великий князь Иоанн III склонялся к этой ереси. Но благодаря обличительным проповедям нового новгородского митрополита Геннадия и затем самого Иосифа Волоколамского ересь эта была разоблачена и подавлена. Однако ученики Нила Сорского на церковном Соборе предлагали бороться с новой ересью словом и убеждением, в то время как Иосиф был сторонником прямого преследования еретиков. И в этом вопросе верх взяли иосифляне, причем некоторые из заволжцев (в частности, «князь-инок» Вассиан Патрикеев) поплатились впоследствии жизнью. Мы напомнили вкратце историю этого спора. Но для нас важен прежде всего его смысл. Некоторые историки, например о.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/och...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010