иеромонах Ириней (Пиковский) Скачать epub pdf Святителем Феофаном Затворником были подготовлены толкования на все 14 посланий апостола Павла. Толкования 13 Посланий были при жизни Феофаном завершены и содержат как частные введения, так и толкования текста, а 14-е (на послание к Евреям) содержит только вводную часть, это толкование было опубликовано уже после смерти святителя. Поскольку главным делом жизни каждого христианина, как и собственной литературной деятельности, святитель считал дело спасения человека, он пользовался Словом Божиим как опорой и высшим авторитетом при решении этого вопроса. Выясняя смысл отдельных фрагментов Библии , автор толкований по преимуществу желал, чтобы живое и действенное Слово Божие проникало до сердца читателя. Как замечает сам святитель Феофан, руководством при толковании для него служили исключительно древние толковники: свт. Иоанн Златоуст , блаж. Феодорит, Августин, Амвросиаст , прп. Иоанн Дамаскин , Экумений, Феофилакт Болгарский . Мнения этих толковников приводятся в виде цитат, но без ссылок на источники печатного текста или рукописи. Цитаты подаются в порядке исторической последовательности жизни святых: Экумений всегда цитируется после Златоуста или Августина. Нередко толкование того или иного отрывка Послания ап. Павла полностью составляется из пространных цитат святых. В некоторых случаях после цитирования одного святого, например Исаака Сирина , свт. Феофан ограничивается лишь кратким замечанием: «то же и блаженный Феодорит », «такого же мнения придерживался Феофилакт» и т.д. Наиболее широко цитируется свт. Иоанн Златоуст . Свт. Феофан перенимает не только его основные экзегетические идеи, но и сам план ведения толкования. Так, в одном из комментариев Златоуст пишет: апостол Павел в послании к Римлянам «часто переходит к нравоучительному слову не так, как в остальных посланиях, которые он разделяет на две части и первую назначает для догматического учения, а вторую попечению о нравах; но здесь не так, а попеременно делает это на протяжении всего послания, чтобы слово его было хорошо принято» (Беседа 11 на Рим. 6:5 ) 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Скачать epub pdf Май 13 Гликерия праведная, Новгородская Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София – Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные – Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский ; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Э.Л. Меженная Приложения Хронология жизни митрополита Иоанна (1909–1989) 1909, 1 (14) января . В Петербурге в семье юриста Николая Антоновича и Нины Петровны Вендланд родился сын Константин. 1917. Семья Вендланд переезжает в Крым. 1919, 11 (24) июня . Смерть отца, Н. А. Вендланда. 1921. Возвращение семьи в Петроград. 1925 . Окончание школы. 1925–1930 . Учеба в Ленинградском горном институте, посещение лекций на Богословско-пастырских курсах. Студентом Горного института начал работать в Геологическом комитете. Получение диплома инженера геолога. 1928, лето . Первая встреча с будущим духовным отцом архимандритом Гурием (Егоровым). 1930–1932 . Работа геологом на Ключевском хромитовом руднике на Урале. 1933 . После возвращения архимандрита Гурия (Егорова) с Беломорканала Константин Вендланд сообщил ему о своем тайном желании стать священником и монахом. Переезд в Бийск с архимандритом Гурием, работа в краеведческом музее. Приглашение на кафедру петрографии Среднеазиатского индустриального института. 1933–1945 . Преподавание в высших учебных заведениях Ташкента. 1934, 2 сентября . В день пророка Самуила архимандрит Гурий тайно совершил постриг Константина Вендланда в мантию с именем Иоанн в честь святителя Иоанна Златоуста . 1935 . Посвящение в иподьякона. 1936, 14 сентября . Рукоположен епископом Иннокентием (Тихоновым) во иеродиакона (Старая Русса Новгородской области). 1936, 15 сентября . Рукоположен епископом Иннокентием (Тихоновым) в иеромонаха. 1937. Участие в работе XVII Международного геологического конгресса. 1941–1946. Во время Великой Отечественной войны К. Н. Вендланд (иеромонах Иоанн) занимался поисками месторождений редких металлов для военной промышленности. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». 1942. Защита в Среднеазиатском государственном университете диссертации на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук (тема исследования: «Петрология вулканогенных толщ Приташкентского региона»). За сравнительно короткий период создал в Ташкенте свою школу геологов-петрографов. Автор значимых научных обобщений о строении и происхождении массивов изверженных пород Западного Тянь-Шаня, которые нашли отражение в коллективных монографиях. Предвидел неизбежность возникновения нового раздела геологических наук – геосомалогии (учения о геологических телах).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Рождество Иоанна Предтечи Родители святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - св. прав. пророк Захария и св. прав. Елисавета жили в одном из городов Иудеи «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк 1. 5). Благочестивые (Лк 1. 6) супруги преклонного возраста не имели детей, поскольку Елисавета. «была неплодна» (Лк 1. 7, 36). Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме Захария сподобился явления арх. Гавриила, который сказал ему: «...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). Хотя Захария , судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва Захарии о том, чтобы Бог простил народу грехи. «Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу». Вместе с тем в Ветхом Завете приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., напр.: Быт 25. 21; 30. 22; 1 Цар 1. 10-13, 17), поэтому Захария мог также молиться и о рождении сына. По обетованию архангела Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк 1. 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев 10. 9; Суд 13. 14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого... еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1. 15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1. 17). Захария выразил сомнение в возможности рождения сына, т. к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем (Лк 1.

http://pravoslavie.ru/35999.html

I. Преподобный Иоанн Кассиан Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже ( Псал. 138, 17 ). Предлагаем подробный очерк жизни преподобного отца Иоанна Кассиана Римлянина . Главным пособием в этом труде служили его писания, изданные в переводе с латинского (М. 1877, стр. 1–641), кроме 7 книг о воплощении Христа, оставленных без перевода. Прочие источники будут указаны под строками порознь. Преп. Иоанн, по прозванию Кассиан (Кассиев, Кассий – римское имя), по языку, на котором писал сочинения, Римлянин, родился (в последней половине IV века), вероятно, в Галльской области, там, где Марсель, 1 в стране приятной и богатой произведениями земли (собеседование 24, гл. 1). Родители его, набожные и благочестивые, принадлежали к сословию благородных, а может быть знатных людей и, владея наследственным от предков участком земли, жили в полном внешнем довольстве (гл. 1 и 10). Нет сомнения, что они воспитали своего сына в христианском благочестии, а судя по сочинениям Кассиана, отличающимся, по многим местам, красотой изложения и языка, он получил хорошее научное образование и, кроме латинского – природного, знал греческий язык (напр. он сличал иногда греческий текст Нового Завета с латинским переводом) и мог легко понимать разговор на этом языке (-16, 1). Надобно думать, что, находясь еще на родине, он подружился с Германом, 2 принадлежавшим к благородной семье и образованным, подобно Кассиану, но старшим его летами. 3 Для беспрепятственного служения Господу и ради царства небесного, оба они в молодых летах (соб. 14, 9) оставив свое отечество, родителей и братьев (- 1, 2–3. 24, 9), поселились (одновременно. Соб. 19, 2) не вдалеке от той пещеры, в которой родился Спаситель (О постановлениях киновий кн. 4, гл. 31), именно в Вифлеемском монастыре, и здесь же облеклись в одеяние иноческое. Они жили в одной келлье, подчиняясь власти старца (-19, 2), любимые за свое благочестие, смирение (- 20, 4) и редкое дружество; все говорили, что в двух телах находятся один ум и одно сердце (- 1, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Первое послание Иоанново начинается довольно ясным указанием на Евангелие того же писателя ( 1Ин.1 : 1–3; сн. Ин.1 : 1–14) и по содержанию своему составляет как бы второе оружие против умножавшихся ересей (см. выше § 42), так как в Евангелии Апостол учил познанию Сына Божия, а в послании показывает необходимую связь познания с исполнением заповедей Божиих и обличает тех, которые довольствуются одним умственным познанием и не имеют любви к ближним, составляющей отличительный признак христианина: поэтому, вероятно, и написано сие послание вследствие той же просьбы малоазийских церквей, вследствие коей написано Евангелие. Ибо тогда равномерная опасность угрожала как истине догматов, так и чистоте нравов. В последней половине первого христианского века явилось много лжеучителей тем более опасных, что невоздержанная и роскошная жизнь их обильна по чувственным наслаждениям и по наружности привлекательна для людей простых, и неопытных. Христиане могли удержать чистоту вероисповедания неприкосновенной против грубых и нелепых вымыслов лжеименного знания. Но, увлекаясь худыми примерами лжебратии, могли подумать, что для спасения достаточно одного теоретического познания истин веры (чему пример представляют поучаемые Апостолом Иаковом) и посему вознерадеть о добродетели или даже увлечься срамными нравами николаитов и других детей проклятия ( 2Петр. 2 : 12–15). Поэтому-то Апостол Иоанн, после изложения догматов в своем Евангелии, счел нужным прояснить качества христианского Боговедения и показать основные начала поведения и отличительные свойства истинных христиан или детей Божиих. Желая предохранить верующих от обмана и сделать искусными в отличении проповедников истинного учения от проповедников лести, Апостол Иоанн показывает существенный признак лжеучителей первого века ; всяк дух, иже не исповесть Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов ( 1Ин. 4:3 ). Предостережения же от лжеучителей и все вообще наставления, изложенные в первом послании, Апостол Иоанн пишет с той целью, чтобы верующие имели общение с апостолами, как истинными учителями и строителями Церкви; а через них с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом ( 1Ин.1 : 3), и чтобы таким образом могли вполне пользоваться тем счастьем или блаженством, которое даруется человекам учением евангельским. § 74. Время написания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Скачать epub pdf 25 марта 2019 г. исполнилось 30 лет со дня блаженной кончины митрополита Иоанна (Вендланда) – выдающегося иерарха Русской Православной Церкви второй половины ХХ в. В 1957–58 гг. владыка Иоанн (будучи еще архимандритом) занимал должность ректора Киевской духовной семинарии. К годовщине смерти митрополита Иоанна мы публикуем нескольких его писем киевского периода. Все они были адресованы другому известному иерарху – митрополиту Гурию (Егорову). Эту публикацию необходимо предварить кратким рассказом о совершенно особом жизненном пути митрополита Иоанна 1 . Будущий владыка родился 1(14) января 1909 г. в Петербурге в семье юриста Адмиралтейства Н. А. Вендланда. В крещении он был назван Константином. В 1930 г. К. Вендланд окончил Ленинградский горный институт, получив специальность инженера-геолога. Обучаясь в институте, он также посещал лекции на Богословско-пастырских курсах, которые тогда еще действовали в Ленинграде. Уже в это время в его душе созревает желание принять священный сан и послужить Церкви. Еще будучи студентом, в 1928 г., Константин Вендланд познакомился с архимандритом (впоследствии – митрополит) Гурием (Егоровым, 1891–1965) 2 , который стал его духовным отцом. В начале 1930-х гг. К. Ведланд работал геологом на Ключевском хромитовом руднике на Урале. В 1933 г. он переехал в Ташкент, где работал на кафедре петрографии в Среднеазиатском индустриальном институте. Переезд в Ташкент был связан с тем, что именно здесь поселился после пятилетней ссылки архимандрит Гурий. До 1945 г. К. Вендланд жил в Ташкенте, работая преподавателем в высших учебных заведениях. Архимандрит Гурий создал в Ташкенте православную общину, для которой совершал богослужения на дому. К этой общине принадлежал и Константин Вендланд. 2 сентября 1934 г. архимандрит Гурий тайно постриг его в монашество с именем Иоанн в честь святителя Иоанна Златоуста . В 1936 г. по рекомендации архимандрита Гурия епископ Старорусский Иннокентий (Тихонов) рукоположил о. Иоанна в иеромонаха. С этого времени иеромонах Иоанн тайно совершал богослужения в домовом храме в Ташкенте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

О церковном учительстве I. Основания из св. Писания для православного учения о церковном учительстве Иисус Христос, с самого начала Своего общественного служения, избрал для проповеди о Нем всем народам апостолов: Мк. 3:14 . И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь . Мк. 16 : 15. И сказал им: идите по всему миру, и проповедуйте Евангелие всей твари. 16 . Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Ср. Мф. 28:19 . Но сами апостолы не могли преподать учения Христова всем народам и потому для содействия себе и вместо себя рукополагали пресвитеров и епископов в каждой церковной общине. Деян. 14:23 . Рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. Деян. 20 : 28 . Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями. 1Тимф. 4:14 . Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. 15 .О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. 16 .Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. 2 Тим. 4:2 . Проповедуй слово, настой вовремя и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. 2 Тим. 2:2 . И что слышал от Меня при многих свидетелях, то передавай верным людям, которые были бы способны и других научить. Верными людьми в вышеприведенном тексте, без сомнения, подразумеваются пресвитеры, как поставленные учители. 1 Кор. 12:28 . Иных Бог поставил в церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, В третьих учителями. Таким образом, сущность учения православной Церкви по вопросу об учительстве такова: 1) Иисус Христос преподал верующим Божественное учение Свое, необходимое для нашего спасения. 2) Для распространения и утверждения Своего учения Он благоволил избрать особых лиц – апостолов. 3) Апостолы для той же цели поставляли епископов, которым предоставляли право рукополагать пресвитеров, заповедуя им проповедовать Слово Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 3. Недели по Троице 1–17 " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 10я Неделя по Троице I. Евангельское чтение. Зачало (72): от Матфея 17:14–23 14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. 17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. 18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. 19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? 20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; 21 сей же род изгоняется только молитвою и постом. 22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, 23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились. Практический очерк содержания рядового чтения В Евангелии десятой недели изображается слабая вера и указываются средства к ее укреплению. Слабость веры: 1. Обнаруживается в бессильной борьбе против зла (ст.14–16) и заслуживает справедливого обличения и негодования Иисуса Христа (ст.17); ибо мы так давно находимся в общении с Ним и, однако, не могли еще приобрести совершенной веры в Него. 2. Укрепляется Иисусом Христом, ибо Он а) может удалить все препятствия для веры — зло в нас (ст.18); б) может, посредством укрепленной веры, сделать нас способными к совершению величайших дел (ст.19, 20) в) и мы со своей стороны не должны пренебрегать употреблением необходимых средств к укреплению веры, именно: молитвой и воздержанием (ст.21).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

XLI. О праздниках Православной Церкви Самим Господом ещё в Ветхом Завете чрез Моисея точно заповедано отличать дни праздничные от непраздничных: Исх.13:3:8–10 ; Лев.23:2:5–6:24–28 . Как в Церкви ветхозаветной в память проявления особых благодеяний Божиих установлены были праздники: Пятидесятницы, в память Синайского законодательства (Исх. гл. 19), праздник Пурим (жребий) – в память избавления иудеев в Персии от Амана ( Эсф.9:20–22:24–28 ), праздник обновления храма при Иуде Маккавее, осквернённого Антиохом Епифаном ( 1Мак.4:36–59 ), и проч., – так и в Церкви новозаветной соблюдение праздников церковных имеет для себя основание в том, что и Христос в дни Своей земной жизни святил праздники участием Своим в богослужении: Лк.4:16 ; Ин.5:14 . Господь в праздники участвовал и делами милосердия, внушая при этом не отлагать в праздники вообще дел милосердия: Мф.12:11–12 ; Лк.13:15–16 . По примеру Иисуса Христа, апостолы также посвящали праздничные дни на молитвенное служение Богу; в ряду таких праздничных дней от времён апостольских ведёт своё начало день воскресный, или недельный. Этот день в новозаветной церкви получает особенное значение: Мк.16:9 ; Ин.20:19 . Так, первый день недели уже при апостолах получает особенное значение и становится истинным праздником для всех учеников Иисусовых: Деян.20:7–8 ; 1Кор.16:1–2 . В день воскресный апостол и Евангелист Иоанн Богослов удостоился слышать голос Божий: Откр.1:10 . Кроме дня воскресного, в православной Церкви празднуются также и другие дни, в которые воспоминаются те или иные события из жизни Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых апостолов и святых Угодников Божиих. Важнейший из всех праздников христианских есть праздник Святой Пасхи или Светлого Христова Воскресения, о котором апостол говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша...» ( 1Кор.15:14 ; срав. 1Кор.5:8 ). Празднование Пасхи предписывается также в Постановлениях апостольских (кн. 8-я, гл. 32). Кроме Пасхи, в новозаветной Церкви соблюдаются также праздники, называемые Господними и Богородичными ( Деян.2:1 ). Обо всех праздниках новозаветных – Господних, Богородичных и проч. должно заметить, что они в постепенном порядке раскрывают нам историю нашего искупления и освящения. Подобно тому, как в Ветхом Завете Израиль праздновал дни освобождения от рабства египетского, так и христиане должны праздновать дни событий из земной жизни нашего искупления и дни угодников Его, подражавших своей жизнью, подвигами и смертью Самому Искупителю, Господу Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010