В связи с этим Апостол напоминает и библейское основание для такой любви к жене: " Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть " (Быт. 2:24). Этими словами Апостол желает расположить христианских супругов к крепкому супружескому союзу и показать, как противоестественны и богопротивны супружеские несогласия, а тем паче разводы. " Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви " (ст. 32) — лучше всего объясняет эти слова святой Иоанн Златоуст: " Подлинно это таинство, что человек, оставив произведшего его, родившего, воспитавшего, и ту, которая зачала его, болела им, в болезнях родила, оставивши тех, которые столько благодетельствовали, к которым он привык — сочетавается с тою, которой прежде не видал, которая ничего не имеет с ним общего, и предпочитает ее всему... Поистине это таинство великое, заключающее в себе какую-то сокровенную мудрость " . " Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви " — сим прибавлением святой Апостол желает внушить, что близость мужа к жене и взаимное их единение в благословенном христианском браке так велики и такую в себе содержат тайну, что могут быть наилучшим и нагляднейшим подобием таинственного единения Христа с Церковью, в котором они и имеют свой наивысший первообраз. " Немало таинственного и в естественном браке между мужем и женою, как бы так говорит Апостол, но я говорю о христианском браке, заключаемом во образ союза Христа с Церковью. Таковой брак есть уже величайшая тайна, есть уже таинство церковное " . Каков союз Христа с Церковью? Он есть союз теснейший, любовью проникнутый, святой и нерасторжимый. Таково же должно быть и супружеское единение в христианском браке. В заключение Апостол говорит: " так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа " — у супругов все должно быть взаимно. В начале Апостол сказал: " повинуйтесь друг другу в страхе Божием " , но тем не менее, муж — глава, а потому жена обязана ему особенным повиновением. Так как жены склонны тяготиться властью над ними мужей, а мужья склонны злоупотреблять своим первенствующим положением, то Апостол в заключение и заповедует то, что по преимуществу может быть нарушаемо в браке: мужьям заповедует любовь, а женам повиновение. Выражение: " а жена да боится своего мужа " есть, конечно, только образное выражение, а отнюдь не означает рабского страха жены перед мужем, которому нет и не может быть места в христианстве. Этот " страх " есть ничто иное, как уважение к мужу с опасением как бы не оскорбить его и не уменьшить любовь его к себе. Блаженный Иероним переводит это выражение: " жена да чтит своего мужа " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

– Посмотрим, правда ли это? В послании к Галатам мы читаем следующие слова апостола Павла: «Узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» ( Гал.2:9 ), ибо, говорит выше апостол, они увидели, «что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» ( Гал.2:7 ). Иначе говоря, апостолу Петру было вверено от Бога проповедовать преимущественно «обрезанным», т. е. Иудеям. Каким же образом, спросим мы у католических богословов, апостол Петр мог занимать в Римской Церкви епископскую кафедру и жить в языч. Риме, если ему от Самого Господа было указано быть проповедником Евангелия среди Иудеев? И не выходит ли, если согласиться с католиками, что апостол Петр не остался верным своему назначению и вместо благовестия среди Иудеев проживал безвыходно в Риме? Что апостол Петр по основании Римской Церкви не жил безвыходно в Риме, открывается также из того, что апостол Павел находил нужным писать послание к христианам Римской Церкви. В самом деле, неужели счел бы нужным апостол наставлять в вере паству, которая имела в это время своим наставником и епископом самого апостола Петра? И не походило бы последнее на так несвойственный апостолам обычай вмешиваться в область друг друга? ( Рим.15:20 ). Между тем апостол пишет Римским христианам: «Я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему» ( Рим.1:11 ). Можно ли поэтому допустить, чтобы Римские христиане нуждались в «утверждении» апостола Павла, имея своим епископом того, кого сам Павел в послании к Галатам называет апостолом-столпом (см.: Гал.2:9 )? Очевидно, в таком случае, что апостол Петр, хотя и положил основание Римской Церкви 1 , однако епископом в собственном смысле, т. е. управителем в ней быть не мог, так как призван был к проповеди среди «обрезанных». Вот почему Павел и счел своею обязанностью «утверждать» римских христиан, как он сам о том пишет, " по данной (ему) от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия» ( Рим.15:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

(12) И ещё спросил: Господи, как же в мире том узнают друг друга брат брата, любящий любимого, отец детей своих и дети своих родителей? И услышал голос, говорящий мне: слушай, Иоанн, праведники узнают родных, грешники же никоим образом, и в воскресении силы не узнают друг друга. И ещё спросил я, Иоанн: Господи, будут ли вспоминать там о виноградниках и прочем, [оставленном] здесь? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, как сказал пророк Давид: помните, что [вы] персть; дни человека как трава, как цвет полевой, так он цветёт. Подует над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его (Пс 102/103:14-16). И ещё он сказал: выйдет дух его и возвратится в землю его. В тот день исчезнут все помышления его (Пс 145/146:4). (13) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда пошлю ангелов Моих на лице всей земли, и они возьмут от земли все славное и все честное, и святое, и чтимые и святые иконы, и славные и честные кресты, и церковные святыни, и божественные и священные книги, и все чтимое и святое вознесётся на облаке в воздух. И тогда повелю принести великий и священный скипетр, и протяну его в руке Моей к ним , и поклонятся ему все Мои чины ангельские. Тогда вознесётся вся природа человеческая на облака, как пророчествовал апостол Павел: вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе (1 Фес 4:17). Тогда изыдут все духи лукавые, которые на земле, которые в бездне или где ещё есть на лице всей земли от восхода солнца до заката, которые, прилепились со служителями [своими] к диаволу или к Антихристу, и [также] восхищены будут на облака. (14) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда пошлю ангелов Моих на лице всей земли, и зажгут землю на восемь тысяч пятьсот пядей, и сгорят горы великие, и все камни расплавятся и станут как пыль, и сгорят все деревья, и всякий скот, и все гады, ползающие на земле, и всякий, находящийся на лице земли, и всякая птица, парящая в воздухе, и потом не останется на лице всей земли ничего колеблющегося, и станет земля недвижима.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

А к любви влекла и самая молодость наша, когда нам всем хотелось «служить ближним», даже преувеличивая свои силы. Короче скажу: благодать Божия, обитавшая в чистом сердце дитяти и юноши, учила его все время. «Вы, – говорит апостол Иоанн, – имеете помазание от Святого и знаете все». «И вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин.2:20 и 27). Вот это «помазание» «Духа истины», Которого послал Христос Господь всем верующим ( Ин.16:13 ) и Который живет и действует в Церкви Христовой – и есть истинное и «просвещение», и учение, и «образование» по образу Христа. Особенно это должно сказать о тех, кто сохранил благодать крещения чистою, неповрежденною; а будущий о.Иоанн был таковым, – как он сам скажет дерзновенно впоследствии. И так именно учил о.Иоанн: «Первый учитель наш молитве есть Церковь , которая научена молиться прекрасно Самим Духом Святым». «Дух Святый всех оживотворяет и питает духовно. Дух Святый есть Дух Истины и всякой святыни. Всякая истина есть дыхание Духа Божия: Слово Божие, творения св. отцов и учителей Церкви, слова и творения, дела всякого благочестивого и любящего истину человека», – все от Духа. «Что такое благодать? Благая сила Божия, даруемая человеку верующему и крестившемуся во имя Иисуса Христа или Святой Троицы, – очищающая, освящающая, просвещающая, вспомоществующая в делании добра и удалении от зла, утешающая и ободряющая в напастях, скорбях и болезнях... Кто стал горяч к Богу и богослужению, к молитве, благоговеен к таинствам – он стал таким по действию спасающей благодати Божией. Отсюда видно, что многие живут вне благодати, не сознавая ее важности и необходимости для себя и не ища ее – по слову Господа: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его» ( Мф.6:33 ). А без этого бесценного сокровища христианского христианин не может быть истинным христианином». Все эти слова о.Иоанна были найдены мною в его Дневнике уже после того как я написал выше свои размышления об источниках духовной жизни в его молодости.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Азбука веры Православная библиотека святитель Димитрий Ростовский (Туптало) Поучения и слова Пожертвовать Вход святитель Димитрий Ростовский (Туптало) Поучения и слова Источник Поучение 13 Поучение 15 Скачать epub pdf Оригинал: 18 Мб Поучение на усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи, месяца августа, в 29 день в 1701 г. («При окончании же поприща своего Иоанн говорил: «За кого почитаете вы меня?» (Деян. 13:25)) Возлюбленные слушатели! Честного и славного пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, коего усекновение честной главы ныне мы вспоминаем, спросили некогда: кто он? «Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?» ( Ин. 1:19 ). Ныне же сам Иоанн, кончая жизнь свою, запечатлевая свою проповедь своей кровью и преклоняя честную главу свою под меч Иродов, спрашивает о себе: как каждый о нем думает? «За кого почитаете вы меня?» Пусть всякий мыслит о нем, как хочет, я же, имея в виду нынешний пятничный день крестный, день вольного страдания Господня, и видя в этот день две смерти: смерть Христа Господа – крестную, и смерть Предтечи Его от меча, скажу, что святой Иоанн был подражатель Христу, согласно тому, что говорит нам тот, кто носил язвы Господа своего на теле своем: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ). И если о ком-либо, то о святом Иоанне Предтече прежде всего могут быть сказаны слова Послания к евреям: «Уподоблен Сыну Божию» ( Евр. 7:3 ), ибо он был первым из святых, о которых говорит апостол: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» ( Рим. 8:29 ). Посмотрим, как и в чем святой Иоанн был сообразен, подобен Сыну Божию, Христу Спасителю нашему? Толкователи Божественного Писания, рассматривая вышереченные апостольские слова: «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего», – объясняют, как можно сообразоваться Христу: «Крестом, – говорят они, – сообразуемся мы Сыну Божию, Христу распятому, и в том великая честь и польза наша. Ибо как здесь мы сообразуемся Христу в скорбях, так сообразны будем Ему в блаженной жизни. А потому кто не захочет нести крест со Христом? Чтобы быть сообразными и подобными Христу, Господу нашему, мы должны быть Его подражателями не в творении чудес, не в воскрешении мертвых, а в духовном ношении креста, то есть в терпеливом перенесении всех бед, скорбей, гонений и самой смерти ради Бога. Этим именно крестом, если мы хорошо несем его, мы сделаемся сообразными, подобными Сыну Божию и сопрославимся с Ним, по словам апостола: «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим. 8:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Апостол Иоанн, которого особенно возлюбил Иисус, был сын Зеведея и брат Иакова, обезглавленного после крестной смерти Господа Иродом. По просьбе азийских епископов, он после всех написал Евангелие против Керинфа и других еретиков, особенно же против возникшего в то время учения евиопитов, которые утверждали, что до рождения от Марии Христос не существовал. Поэтому-то он и убеждает исповедовать Его божественное рождение. Говорят и о другой причине к написанию Евангелия. Прочитав писания Матфея, Марка и Луки, Иоанн, с одной стороны, одобрил повествования их и утвердил, говорят, их истинность, а с другой – дополнил повествование одним годом, когда Иоанн (Предтеча), после заключения в темницу, скончался мученически. Поэтому-то, опустив год тот, события которого изложены тремя (первыми евангелистами), он повествует о событиях, начиная ранее, еще до заключения Иоанна в темницу, что может видеть каждый, когда внимательно будет читать четыре Евангелия. Этим объясняется и кажущееся разногласие Иоанна с прочими евангелистами. Он написал также одно послание, которое начинается так: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни» ( 1Ин.1:1 ), и которое признаваемо было всеми церковными и учеными мужами. Остальные два послания, из которых одно начинается так: «Старец-избранной госпоже и детям ее» ( 2Ин.1:1 ), а другое так: «Старец-возлюбленному Гаию, которого я люблю поистине» ( 3Ин.1:1 ), усвояют старцу Иоанну, гробница которого доселе находится в Ефесе 82 , и некоторые думают, что были две гробницы евангелиста Иоанна, о чем скажем, когда по порядку дойдем до ученика его Папия. В четырнадцатый год, во второе после Нерона гонение, воздвигнутое Домицианом, Иоанн сослан был на остров Патмос, и здесь написал Апокалипсис, на который писали объяснение Иустин мученик и Ириней. Когда Домициан был убит, и его жестокие распоряжения были отменены сенатом, Иоанн в царствование Нервы возвратился в Ефес, и, пребывая здесь до воцарения Траяна, основал и устроил в Азии целые церкви, и скончался в глубокой старости, на шестьдесят восьмом году, считая от страданий Господа. Он погребен близ Ефеса. V. Григория, епископа (+594 г.) Турского 83

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Весь великий и святой дух этого Апостола проявился в беззаветной, преданной до самопожертвования любви ко Христу Спасителю. Как только он услышал призвание к апостольскому служению – тотчас оставляет всё, чем до сих пор занимался, всё земное, мирское и всецело отдается своему Божественному Учителю, неотлучно всюду следует за Ним, внимает и впитывает в себя Его Божественные глаголы. Св. Апостол стал свидетелем важнейших событий в жизни Спасителя: он видел славу Его на горе Фавор во время преображения ( Мф. 17, 1–8 ), присутствовал и в Гефсимании во время Его скорбной молитвы о чаше: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф. 26, 37, 39 ). Во время Вечери, когда Господь установил таинство св. Евхаристии – Причащения, ап. Иоанн «возлежал у груди Иисуса» и спросил Его об имени предателя: «Господи! Кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту». ( Ин. 13, 23, 25–26 ). Любовь ко Христу ап. Иоанна не отпала и тогда, когда всеоблагодетельствованные Спасителем, исцеленные от болезней, насыщенные в пустыне, друзья, избранники Господа в страхе оставили Его и разбежались или с клятвой отреклись от Него: «Не знаю Человека Сего» ( Мк. 14, 71 ). Один ап. Иоанн безбоязненно следует за своим Божественным Наставником, приходит на Голгофу, душевно сострадает Ему и молится с Ним Небесному Отцу. " Я, – говорит один их русских архипастырей прошлого столетия, – когда представляю себе Иоанна, то представляю стоящим у креста. Не может быть положения единственнее и святее! Если Иоанн совершал чудеса, изгонял бесов, воскрешал мертвых, то в сем нет еще для него особенного отличия: тогда было время чудес; все почти верующие или совершали чудеса, или видели их совершёнными над собою. Подобным образом, если Иоанн проповедовал Евангелие, обращал ко Христу грады и веси, посрамлял идолов и их служителей, то над сим самым трудились и прочие Апостолы; и один из них, по собственному, неложному отзыву его, «потрудился паче всех» ( 1Кор. 15, 10 ). Самую честь быть писателем Евангелия (хотя Иоанново превосходит глубиною и высотою прочие) сын громов разделяет с другими тремя евангелистами, из коих два не принадлежали и к числу дванадесяти. Но на Голгофе Иоанн один и единственен; тут выше его, то есть ближе ко кресту одна Матерь Иисусова и его!» 168 . Именно здесь он удостоился принять от умирающего на кресте Господа последнее Его завещание: быть сыном для Божией Матери. «И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Ин. 19, 27 ). Любовь ап. Иоанна помогла ему быстрее других избранников поверить воскресению Спасителя, а затем и узнать Его при появлении на Тивериадском море. «Это Господь», – уверенно говорит он ап. Петру, увидев Воскресшего ( Ин. 21, 7 ). Не ослабела любовь Апостола ко Христу и после вознесения Господа. Вся последующая жизнь его есть не что иное, как непрерывный ряд подвигов во имя этой любви, во славу Христову и ко благостоянию св. Божией Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Все то, что с нами происходит в различные периоды нашей жизни, со всеми апостолами произошло единовременно: они сначала смирились, познав свою немощь, а уже затем в день Пятидесятницы на них сошел Святой Дух. Не только благодаря своим добродетелям, но и благодаря смирению они стали способными принять Его в себя. А мы переживаем то же самое в разное время своей жизни, с нами происходит это в зависимости от наших внутренних обстоятельств. Человек, смирившийся по-настоящему, осознавший свою немощь в высшей степени, способен выдержать любые искушения, хотя спасается он, конечно же, не самим смирением, а благодатью Божией, которую к себе через него привлекает. «И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?» ( Ин.21:19–21 ). Некоторые по неопытности считают, что Петр как бы упрекает Иоанна Богослова в следовании за ними, проявляет что-то вроде зависти, но это немыслимо. Мы видим, что апостолы Петр и Иоанн были дружны, и поэтому Петр, наоборот, желал, чтобы и Иоанн пошел вместе с ним, рядом с Господом. Но Спаситель требует беспрекословного послушания. «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною» ( Ин.21:22 ). Иными словами: «Не думай о нем, в данном случае дружба не должна препятствовать тебе в служении Господу». Действительно, мы видим, что обстоятельства разлучили апостолов Петра и Иоанна. По преданию, Иоанн пребывал с Божией Матерью вплоть до Ее Успения в Иерусалиме и на проповедь не выходил, а Петр, наоборот, много проповедовал сначала в Иерусалиме, а после изгнания из него – уже за пределами Палестины. «И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет, но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» ( Ин.21:23 ). Поскольку евангелист Иоанн пережил всех апостолов и достиг глубокой старости, он был вынужден разубеждать своих учеников в том, что никогда не умрет. Его ученикам казалось так, может быть, потому что они считали, будто вот-вот должна наступить кончина мира и апостол будет жить вплоть до второго Христова пришествия. Иоанн, лично слышавший Господа, желал их в этом отношении успокоить, хотел устранить неправильное мнение о кончине мира (будто бы она должна наступить еще при его жизни), а потому он и останавливается на этих словах отдельно, разъясняя, что же означали они на самом деле.

http://azbyka.ru/istina-voskreseniya

«И просветил очи сердца вашего, дабы, вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых».  Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше. Светилник телу есть око. Аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет ( Мф.6:21-22 ). «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло». Уже ветхозаветный праведник говорит о таком созерцании Бога душою в правде: Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явитимися славе Твоей ( Пс.16:15 ). «Но я в правде явлюсь пред лице Твое, насыщусь, когда явится мне слава Твоя». Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть ( Пс.15:8 ). «Всегда я видел Господа пред собою, ибо Он одесную меня ». Только чистое телесное зрение видит ясно внешние предметы, и чем чище физическое зрение, чем оно здоровее и неиспорченнее, тем яснее созерцание предметов. Так чем чище око души – сердце, тем яснее, так сказать, непосредственнее созерцание христианского Бога. Чистота духовного зрения сердца зависит от степени чистоты и высоты любви в человеке, потому что поистине только любовь очищает сердце, душу от всякой нечистоты, греха и порока. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Любовь все очищает» (Святой Иоанн Златоуст, т. XI, стр. 807). «Любовь делает непорочными, и притом воистину непорочными делает она… И нет, решительно нет ни одного греха, которого, подобно огню, не истребила сила любви. Удобнее слабому хворосту устоять против сильного огня, нежели естеству греха против силы любви» (Святой Иоанн Златоуст, т. XI, стр. 511). «Где любовь, там истребляется все злое» (Святой Иоанн Златоуст, т. XI, стр. 807), так что самая святость состоит ни в чем другом, как в высоте и чистоте любви. Бог есть не только Дух, но, Бог любы есть ( 1Ин.4:8 ) – Бог есть Любовь, по неложному слову апостола Иоанна, а потому Бог созерцается не только духовным зрением человека – чистым сердцем, но именно сердцем, возвышенным и очищенным любовью. О любви, как пути здешнего теперешнего созерцания, говорит апостол любви – святой Иоанн Богослов:

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Как я сказал, в разные периоды своей жизни, в зависимости от нашего собственного внутреннего состояния, мы переживаем то же самое. Действительно, человек, смирившийся по-настоящему, в высшей степени осознавший свою немощь, способен выдержать любые искушения, хотя спасается он, конечно же, не собственным смирением, а благодатью Божией, которую к себе через это смирение привлекает. «И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?» ( Ин.21:19-21 ). Некоторые по неопытности и невнимательности считают, что Петр как бы упрекает Иоанна Богослова в следовании за ними, проявляет что-то вроде зависти, но это немыслимо. Мы видим, что апостолы Петр и Иоанн были дружны, и поэтому Петр, наоборот, желал, чтобы и Иоанн пошел вместе с ним, рядом с Господом. Но Спаситель требует беспрекословного послушания. «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною» ( Ин.21:22 ). Иными словами: «Не думай о нем, дружба не должна препятствовать тебе в служении Господу». Действительно, мы видим, что обстоятельства разлучили апостолов Петра и Иоанна. По преданию, Иоанн пребывал с Божией Матерью вплоть до Ее Успения в Иерусалиме и на проповедь не выходил, а Петр, наоборот, много проповедовал сначала в Иерусалиме, а после изгнания из него — уже за пределами Палестины. «И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет. Но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того» ( Ин.21:23 ). Поскольку евангелист Иоанн пережил всех апостолов и достиг глубокой старости, он был вынужден разубеждать своих учеников в том, что никогда не умрет. Его ученикам так казалось, может быть, потому, что они считали, будто вот-вот должна наступить кончина мира и апостол будет жить вплоть до Второго Христова пришествия. Иоанн, лично слышавший Господа, хотел устранить это неправильное мнение, а потому он и останавливается на словах Господа, подробно разъясняя, что же означали они на самом деле.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010