Армянская Церковь не знает канонов Тимофея . В Грузинской Церкви Арсений Икальтойский перевел Номоканон в 14 частях на грузинский в конце XI века. К переводу впоследствии были добавлены различные тексты, часть из которых была написана до XI века, а часть после. Эта коллекция получила название «Великий Номоканон» ( Didi sjuliskanoni ). Это единственный канонический сборник, принятый Грузинской Церковью. В нем содержится 15 канонов Тимофея. Иоанну предполагает, что Тимофей еще при жизни был известен как знаменитый канонист, а потому епископы на соборе 381 года просили его объяснить неясные места в церковном праве . Как отмечает архиепископ Пьер, псевдоэпиграфические компиляции были распространены в первом тысячелетии истории Церкви: «Во множестве случаев авторы трактатов, посвященных церковному устройству, были призваны отражать то, что они в действительности считали относившимся (to represent) к учению первоначального христианства» . Опубликованные Иоанну вопросы 21-29 находятся в «Питра II». Иоанну объясняет, что решил опубликовать их, поскольку они, по-видимому, отражают проблематику времен Тимофея, хотя и не являются его собственными ответами. Итак, по мнению Иоанну, замечание архиепископа Пьера вполне соответствует истине . Не могу согласиться с мнением Иоанну, но поскольку оценка содержания других опубликованных им ответов находится за пределами нашего исследования, ограничусь замечанием, что изученный материал не подтверждает точку зрения, что 19-й ответ отражает сакраментальное сознание церкви IV века. Напротив, можно предположить, что он отражает поздневизантийского теологическое мышление. Как бы там ни было, 15 канонов Тимофея Александрийского содержат дискуссию о различных альтернативных применениях практики крещения, а потому для Псевдо-Тимофея было бы логичным быть присоединенным к 19-му ответу именно здесь. Развитие в поздневизантийский период и в период Туркократии Как мы увидели, самые ранние следы теории сакраментальной икономии датируются VIII-IX вв. По моим сведениям, следующим греческим источником, содержащим элементы теории сакраментальной икономии, является датируемая 1335 годом «Алфавитная синтагма салоникского монаха Матфея Властаря» , в которой содержится 15 канонов Тимофея. Отметим, что Властарь воспринимает отказ Василия следовать практике Киприана Карфагенского в крещении раскольников как пример икономии, поскольку обстоятельства во времена Василия весьма отличались от имевших место при Киприане .

http://bogoslov.ru/article/5998343

В 1476 г. Иоанн отказался платить Ахмату дань, и в 1480 г. последний вновь напал на Русь, но у р. Угры был остановлен войском великого князя. Сам Иоанн и теперь еще долго колебался, и лишь настойчивые требования духовенства, особенно ростовского епископа Вассиана , побудили его лично отправиться к войску и прервать переговоры с Ахматом. Всю осень русское и татарское войско простояли одно против другого на разных сторонах р. Угры; когда стала уже зима, и сильные морозы начали беспокоить плохо одетых татар Ахмата, он, не дождавшись помощи от Казимира, отступил 11 ноября; в следующем году он был убит ногайским князем Иваком, и власть Золотой Орды над Русью рухнула окончательно. Вслед затем Иоанн предпринял наступательные действия по отношению к другому татарскому царству - Казани. Смуты, начавшиеся в Казани по смерти хана Ибрагима между его сыновьями, Али-ханом и Мухаммед-Аминем, дали Иоанну случай подчинить Казань своему влиянию. В 1487 г. изгнанный братом Мухаммед-Амин явился к Иоанну, прося помощи, и вслед затем войско великого князя осадило Казань и принудило Али-хана к сдаче; на его место был посажен Мухаммед-Амин, фактически ставшийся в вассальные отношения к Иоанну. В 1496 г. Мухаммед-Амин был свергнут казанцами, признавшими ногайского князя Мамука; не ужившись с ним, казанцы опять обратились за царем к Иоанну прося только не присылать к ним Мухаммед-Амина, и Иоанн послал к ним незадолго перед тем пришедшего к нему на службу крымского царевича Абдыл-Летифа. Последний, однако, уже в 1502 г. был низложен Иоанном и заточен на Белоозеро за непослушание, а Казань получила опять Мухаммед-Амин, который в 1505 г. отложился от Москвы и начал войну с ней нападением на Нижний Новгород. Смерть не позволила Иоанну восстановить утраченную власть над Казанью. С Крымом и Турцией Иоанн поддерживал мирные отношения. Крымский хан Менгли-Гирей , сам угрожаемый Золотой Ордой, был верным союзником Иоанна как против нее, так и против Литвы; с Турцией не только производилась выгодная для русских торговля на Кафинском рынке, но с 1492 г.

http://pravicon.com/info-2446

Чтобы не быть голословными, приведем запись увещевательной беседы епархиального начальства с В. Кодратовым, 751 считавшим Иоанна Кронштадского Богом: При собеседовании оказалось, что Кодратов года полтора тому назад 752 ездил в Кронштадт к о. Иоанну, слушал его наставления, говел у него, запасся несколькими книжками и пришел к сознанию: «Я великий грешник». «В чем же твои грехи?» – спросил священник. «Первое, – отвечал Кодратов, – у нас на деревне везде редко в церковь ходят, а кто три обедни подряд пропустил, тот погибнет. Второе, мы редко приобщаемся, а следует, по обычаю древних христиан, ежепразднично». Об исповеди Кодратов высказался непонятно. «Как Бог велит, так и каемся», – сказал он. «Третье. О. Иоанн крепко учил табак и водку не употреблять; чувствую по себе, что я, хотя давно бросил эту пакость, еще не очистился от нее вещественно, а употребление табаку и водки грех смертный у меня есть и книжка, что водка – кровь сатаны, а курение – каждение дьяволу 753 ». «А правда ли, – спросил священник, – что ты учишь, будто о. Иоанн – Бог». «Да, – отвечал Кодратов, – это верно. Он Господь наш Иисус Христос , пришедший на землю вторично судить мир». 754 Под первыми тремя утверждениями В. Кодратова охотно подписались бы многие православные, однако четвертое – признание Иоанна Кронштадского пришедшим на землю Богом, не только обесценивало, но и компрометировало учение Кодратова. Поэтому церковные власти видели в подобных выступлениях большую опасность. Для увещевания Кодратова, у которого появилось немало последователей, был командирован в Гдовский уезд сам протоиерей Иоанн Сергиев. И хотя в личной беседе отцу Иоанну удалось переубедить Кодратова, после отъезда Кронштадского пастыря созданное Кодратовым движение не исчезло, хотя масштаб его несколько уменьшился. Подобный случай, когда Иоанну Кронштадтском не удавалось переубедить своих чрезмерно активных почитателей, был не единственным. Весной 1902 года крестьянин Солигаличского уезда И.А. Пономарев 755 соорудил около своего дома пристройку с восьмиконечным деревянным крестом. Вскоре после этого местный священник представил епархиальному архиерею составленный Пономаревым акафист «Великочудному Сподвижнику Иоанну Ильичу Сергиеву, в Троице славимому». Священник считал, что Пономарев является или сознательным обманщиком, или сектантом, или психически больным. Он отмечал, что среди односельчан Пономарев пользуется большим авторитетом и ходят слухи об исцелениях по молитвам Пономарева. 756 Епископ Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев) 757 сообщил об этом Иоанну Кронштадскому и попросил повлиять на своего чрезмерно активного почитателя. Реакция отца Иоанна была очень резкой:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

У нас в здравнице оказался один неграмотный пензенский мужичок из запасных, георгиевский кавалер, без ноги. Как его ни убеждали воспользоваться свободным временем поучиться грамоте, он упорно отказывался, говоря, что ему это трудно, что у него голова не работает и что грамота ему не вернет ноги. Мужичок вообще придурковатый, и над ним потешались другие, более развитые солдаты и дразнили его. Я указал на него отцу Иоанну и передал, что вот он не желает учиться читать, а времени свободного много. Мужичок посмотрел на отца Иоанна и сказал: «Где же мне учиться, у меня от войны голова еще кругом идет». – «Правда – сказал отец Иоанн, – где ему учиться, ведь он еще весь болен, ведь сколько мучений и страданий он претерпел, – легко ли? Ноги лишился». При этом отец Иоанн перекрестился и поцеловал его Георгиевский крест, а солдатик также перекрестился и поцеловал наперсный крест отца Иоанна, и они обнялись, а солдат заплакал. Этим и кончилось мое желание уговорить его учиться грамоте. Посредине библиотеки был накрыт стол, и подали чай. Полукругом перед столом стали монашенки и пели антифоны, а к отцу Иоанну вереницей подходили раненые на костылях с кружками чая в руках; дрожали бедные усталые руки, держащие кружки, но каждому хотелось подойти к Батюшке, который в каждую кружку опускал сахар, при этом порывисто брал целую горсть сахара и бросал ее в кружку, как бы желая символически подсластить их жалкую, беспомощную жизнь. Батюшка при этом со свойственной ему добротой и лаской трепал их по голове, обнимал, и они умильно и радостно целовали его пастырскую руку. Пропев антифоны, хор радостно запел дорогому бесценному отцу Иоанну многая лета, подхватили солдатики и долго пели и кланялись отцу Иоанну от всей души и от всего сердца, желая ему долгие, долгие лета на радость и утешение всем страждущим, больным и обездоленным. Когда мы возвращались и проезжали по лесу, я выразил отцу Иоанну всю скорбь его почитателей на злостные и клеветнические нападки на него жидовствующих газет. Отец Иоанн обнажил голову, осенил себя крестом и сказал: «А я благодарю Господа, что меня поносят! Слава Богу! Наконец! A то все прославляли, к святым причисляли, а в Евангелии сказано: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить вас и лгать на вас, Меня ради ( Мф.5:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вполне вероятно, что в той церковно-исторической ситуации, в которой прп. Максим подвергался критике со стороны жестких диофелитов и диоэнергистов за свои прежние «моноэнергистские» выражения, равно как и за свое более чем благожелательное письмо к одному из главных еретиков-монофелитов Пирру ( Ep 19, датируемое 633/4 гг ), прп. Максим или с его одобрения кто-то близкий ему, вполне мог «присоединить» к содержащим «моноэнергисткое» выражение Трудностям к Иоанну , Трудности к Фоме , в которых недвусмысленно толкуется «новое Богомужнее действие» из Ареопагитик в духе диоэнергизма. Причем понятно, что именно, поставив это толкование впереди трудности из Трудностей к Иоанну (в объединенном корпусе она оказывалась седьмой), прп. Максим упреждал всякие обвинения себя в моноэнергизме, как и неверное толкование его мысли. То есть наиболее вероятно, нам кажется, что объединение Трудностей произошло, когда прп. Максим захотел засвидетельствовать свое твердое православие, как оно понималось у жестких диоэнергистов, и снять с себя обвинение в приверженности моноэнергизму, вписав «моноэнергистскую» формулу ранних Трудностей в диоэнергистский контекст более поздних, предпослав вторые — первым и тем самым подтвердив то понимание своей более ранней мысли, которое он отстаивал в TP 1 . В любом случае, следует помнить, что изначально обе серии Трудностей представляли собой отдельные сочинения, и, хотя прп. Максим и объединил их в одно, каждое из них имеет свои особенности, связанные, в частности, со временем и обстоятельствами их написания; и в рукописной традиции зафиксировано не только их объединенное, но и самостоятельное существование. Как замечает Йансенс , Трудности к Фоме и к Иоанну рассматривались как два разных сочинения, направленные разным адресатам и написанные в разные периоды жизни прп. Максима издателями его сочинений в 17 веке — Томасом Гейлом и Франсуа Комбефисом. Однако, Франц Олер, издавший Трудности в 1857 г. в Галле (по иной рукописи, нежели Гейл), считал уже, что эти два сочинения — две части одного большого труда. После переиздания труда Олера аббатом Минем в PG 91, название Ambiguorum liber — стало общепринятым для объединенного сочинения из Трудностей к Фоме и Иоанну .

http://bogoslov.ru/article/728787

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button Закрыть Всенародно любимый старец Священник Аркадий Петровцев о настоятеле храма во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ протоиерее Иоанне Миронове, которому исполняется 92 года Протоиерей Аркадий Петровцев   08:57 24.11.2018 4542 Время на чтение 4 минуты 25 ноября исполняется 92 года именитому батюшке, старейшему клирику Санкт-Петербургской епархии, настоятелю петербургского храма во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ митрофорному протоиерею Иоанну Миронову. С днем Ангела (Святителя Иоанна Милостивого, память 25 ноября) и с днем рождения дорогого батюшку поздравляет в интервью «Русской народной линии» настоятель храма св. первоверховных апостолов Петра и Павла пос. Ропша священник Аркадий Петровцев : В воскресенье, 25 ноября, батюшке Иоанну Миронову исполнится 92 года. Это серьезная дата и для батюшки, и для всех нас. Батюшка Иоанн — выходец из простых людей. Не из священнической, а из простой крестьянской семьи. Веру простого народа отцу Иоанну передала его семья, что для нас сейчас ценно, потому что это показывает прошедшую страницу того благочестия, которое было перед революцией. Недавно мы ездили на родину батюшки в поселок Шабаны Псковской области. Его деревенька сохранилась. Правда, сейчас там дачное место, многие петербуржцы покупают там дома. Слава Богу, деревенька не вымерла, не пропала, как многие населенные пункты на Псковщине. У меня есть очень ценная духовная фотография. Дело в том, что на прошлой неделе я был у архимандрита Власия, духовника Пафнутьево-Боровского монастыря. Он очень почитает батюшку Иоанна. Когда я уезжал от него после беседы, то он сказал очень добрые слова: «Что же мне подарить отцу Иоанну на день его рождения? Подарю-ка я ему свое сердце!». И он с улыбкой достал подарок — икону и фотографию, на которой сам архимандрит Власий стоит в поздравительной позе с подарком и с посохом. Это адресовано батюшке Иоанну.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/24/vs...

Внимание к философии Пселла в русской науке, конечно, прямо пропорционально такому вниманию в науке западной, а оно, в свою очередь, обусловлено наличием изданных текстов. Если учесть, что большая часть их появилась только в последние двадцать лет, историю изучения философии Пселла нельзя считать совсем скудной 925 . Первой работой, посвященной философии Пселла 926 , была монография Шарля Зервоса «Византийский неоплатоник Михаил Пселл » 927 , в которой французский исследователь определил круг чтения Пселла, его источники, перечислил некоторых его оппонентов – в частности, богомилов, – и даже попытался проследить дальнейшую судьбу сочинений Пселла в истории византийской и западноевропейской мысли вплоть до Гемиста Плефона и флорентийского платонического кружка. Зервос почти не использует рукописи в качестве источника и потому плохо знает Пселла как богослова; в конечном итоге Пселл в книге Зервоса предстает простым пересказчиком неоплатонических текстов. Следующим этапом в изучении философии Пселла стала монография Периклеса Иоанну «Христианская метафизика в Византии: учение об озарении у Михаила Пселла и Иоанна Итала» 928 . Автор, основываясь на тех же материалах, что и Зервос, приходит к противоположным выводам. Пселл для Иоанну – православный автор, виртуозно использующий неоплатонический материал для построения христианской философии. Правда, Иоанну сосредотачивается почти исключительно на учении о творении и на космологии Пселла. Важным результатом его груда является вывод о том, что как для Пселла, так и для Итала отношение между Божеством и миром есть отношение абсолютной интеллектуальной природы, выступающей в качестве парадигмы, и тварных сущностей как ее отображений. Собственно догматику, в частности христологию Пселла, Иоанну не исследует. Куда более всеохватной и по использованным сочинениям Пселла (произведена работа с рукописями, и в частности, с главной – Parisi-nus gr. 1182), и по затронутым темам является работа ученика Иоанну Георгиоса Карахалиоса «Философская трилогия Михаила Пселла : Бог-мир-человек» 929 , которая и до сих пор остается лучшей в своем роде.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

МаксимИсповедник, прп. Quaestiones ad Thalassium. 61. 61-63.=Вопросоответы к Фалассию//Богословские труды. Сборник тридцать восьмой.  – С. 77. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1280В=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 254. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1037A=О недоумениях к Фоме//О различных недоумениях… – С. 18 Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1044С=О недоумениях к Фоме//О различных недоумениях… – С. 23. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1280B=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 254. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1053В=О недоумениях к Фоме//О различных недоумениях… – С. 31 Thunberg L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 133; Tollefsen, T. T.The Christocentric Cosmology of St Maximus the Confessor.P. 103. «Христос не обусловлен человеческой историей. Воплощение Слова Божия – не результат победы диавола над человеком, и Христос – не следствие действий сатаны. Соединение Божественной природы с человеческой произошло потому, что таким образом исполнилась превечная Божия воля» ( Неллас П. Обожение: Основы и перспективы православной антропологии. С. 40). См. также Thunberg L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 64. МаксимИсповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1320B=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 290-291. Ibid. 1084CD=Там же. С. 70. См. также Thunberg, L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 75. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1048С=О недоумениях к Фоме//О различных недоумениях… – С. 27 Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1333С=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 303 Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1348D=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 316. Система богословской мысли прп. Максима во многом пересекается с богословием сщмч. Иринея Лионского, и поэтому их взгляды на спасение и искупление близки друг к другу. См.: Meyendorff, J.Christ in Eastern Christian Thought. P. 101.

http://bogoslov.ru/article/4574482

Но в таком случае спрашивается, что же составляет содержание проповедей св. Софрония? (этих проповедей, хотя немного, всего до двенадцати (с дошедшими до нас в отрывках), но по своему объему они довольно обширны). На это ответим, что проповеди св. Софрония наполнены главным образом риторическими и панегирическими тирадами, изображением величия предметов проповедей и прославлением их, а иногда и молитвенным обращением к ним. Такой характер содержания проповедей св. Софрония объясняется их риторико-панегирическим направлением. IV. Проповеди панегирического характера К словам панегирического характера относятся: слово св. Иоанну Предтече, св. мученикам Киру и Иоанну и св. Ангелам и Архангелам. Последнее слово, впрочем, не имеет характера похвальных слов, хотя заглавие и относит его к таким словам. В нем проповедник обращается отдельно к каждому из девяти чинов ангельских и, указавши особенности каждого чина на основании его имени, просит соответственно с этими особенностями тех или других благодеяний; например, к Господствам (чину ангельскому) св. Софроний обращается с такими словами: «О почитаемыя Господства, получившия это имя потому, что выражаете вашею должностию Божественный авторитет и принимаете участие в небесных благах, – дайте мне управлять теми безпорядками души, которыя развращают мысль, и преодолевать до последняго издыхания жизни диавольския засады, так сильно смущающия мой дух». С такими же воззваниями и прошениями обращаетса проповедник и ко всем другим чинам ангельским и отдельно к Архангелу Михаилу и Гавриилу, и заканчивает свое слово молитвою к Самому Спасителю. Очевидно, это слово по своему содержанию не может быть отнесено к словам похвальнаго характера, так как в нем преобладает не похвала, а молитва. Другим характером отличается похвальное слово св. Иоанну Крестителю и св. мученикам Киру и Иоанну. Эги слова вполне панегирического характера. Слово на Иоанна Предтечу оратор начинает молитвенным обращением к св. Иоанну, в котором просит у него содействия в предпринятой ему похвале.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Поручение Иисусом Иоанну попечения о Богоматери С отшествием Христа из этого мира Пресвятая Матерь Его оставалась одна, и некому было позаботиться о Ней. Иосифа в то время уже не было в живых; так называемые братья Господни были сыновьями Марии Клеоповой, родственницы Ее, и даже не были в числе последователей или учеников Иисуса; других родных не было. Поэтому, увидев Свою Мать и стоявшего с Нею любимого ученика Своего, Иисус благоволил поручить этому ученику (Иоанну) заботу о Ней и, обращаясь к Ней, сказал: Жено! се, сын Твой (Ин. 19, 26), а взглядом Своим указал Ей на Иоанна. Потом, обращаясь к Иоанну и указывая взглядом на Свою Мать, сказал: се, Матерь твоя! (Ин. 19, 27). Об этом повествует сам Иоанн, добавляя, что с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19, 27), то есть принял Ее в свой дом и до смерти Ее заботился о Ней, как сын о Матери. Евангелисты Матфей и Марк, говоря о женщинах, присутствовавших при смерти Иисуса и смотревших на Него издали, не упоминают о Богоматери (Мф. 27, 55-56; Мк. 15, 40-41), а из этого можно вывести предположение, что Богоматерь не присутствовала при самой смерти Своего Сына. Весьма возможно, что Сам Иисус хотел избавить Свою Мать от ужасных душевных мук при виде умирающего на Кресте Сына, и взглядом дал Иоанну понять, чтобы он увел Ее к себе; но тогда надо признать, что Иоанн увел Богоматерь, а сам вернулся ко кресту опять, потому что он говорит и о том, что после этого совершилось, и сопровождает свое повествование об этом такими словами: И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину (Ин. 19, 35). Трудно же, почти невозможно предполагать, что Иоанн, отведя Богоматерь в дом свой, тотчас же и оставил Ее, оставил Одну в такую ужасную, скорбную минуту. Поэтому имеется достаточно оснований полагать, что Богоматерь оставалась до конца у самого креста или же в незначительном от него отдалении. И стоял народ и смотрел (Лк. 23, 35). Но где же остальные, кроме Иоанна, Апостолы? Где те постоянные спутники Христа, решившиеся идти за Ним, в последнее путешествие Его в Иерусалим, чтобы там и умереть с Ним? Где Петр, так самоуверенно клявшийся душу свою положить за Него? Где они в эту скорбную минуту их Учителя, Которого они так недавно еще признавали Сыном Божиим? Где они? Куда разбежались?..

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010