Последнее, находя предел в любви, отдает любящего Любимому, познающего Познаваемому. И возможно, такой уже здесь достигает достоинства равного ангельскому ( σγγελος)»; пс.– Дионисий, Послание X: «уже здесь некоторые пребывают с Богом, будучи любовниками ( ραστα) истины, отойдя от пристрастий к материальному и, совершенно свободные от всех зол, в божественном вожделении ( ρωτι) всего благого любят примирение и освящение и из настоящей жизни отходят к будущей, – ангелоподобно жительствуя среди людей, с полным бесстрастием, богоименованием, святостью и иными благами». БИ VIII, 8: «люди приближаются по добродетелям к ангелам, когда в стремлении к божественному... отходят от пристрастия к материальному»; схолия 365 1 А к 480 БИ VIII, 8 (отсутствует в сирийском переводе): «Можно и применительно к ангелам, равно как и применительно к Богу, говорить о добродетели, поскольку сказано: «Покрыла небеса добродетель Его» ( Авв 3:3 )». 481 Схолия 365 2 АВ к БИ VIII, 8 (отсутствует в сирийском переводе): «Он говорит, что отсутствие пристрастия к материальным вещам свидетельствует о большой мужественности или доблести, ибо являющиеся рабами мирских и телесных страстей по справедливости называются женоподобными; и что божественная справедливость поэтому, не желая, чтобы мы прельщались сладостями и погибали, подвигает нас пренебрегать таковыми...» 483 Максим Исповедник , Послание к Иоанну Кувикуларию о любви, 54–56 (с. 146): «подлинно нет ничего более богообразного... более возвышающего людей до обожения, чем Божественная любовь... таинство любви, делающее нас из людей богами ( θεος ποιον)... Любовь ... приводит живущих в ней к Богу... Любовь есть исполнение [веры и надежды]: всею собой охватывая весь предельный предмет желания и даруя покой их движению к нему, она вместо веры в его бытие и надежды на его будущее осуществление дарует собою вкушение его в настоящем...». Ср.: Диадох Фотики йский , Сто гностических глав I (с. 8): «любовь самую душу чрез добродетели сочетает с Богом, умным чувством постигая Невидимого».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

196 «Et numerus VItalis est. In ipso enim VIta, si credamus in passione in nomine Domini Jesu». В данном месте св. Амвросий имеет в виду толкование числа 318 св. ап. Варнавою. Апостол этот приурочивает число 318 к тем рабам, которые были избраны Авраамом и говорит, что буквальное изображение итого числа (τιη) указывает на страдание Спасителя. Полную выдержку из послания Варнавы см. на стр. 212. В кн. И твор. «De Abraham» Св. Амвросий высказывает эту мысль определеннее «Авраам призвал тех только рабов, которых считал достойными быть в числе верных, верующих в страдание Господа нашего Иисуса Христа. Триста обозначает гречес. буква τ», 18 изображается буквами ιη. Итак, Авраам победил верою, а не войском народным. 206 Слову «остаюсь» в греческой Библии соответствует πολομαι отпускаюсь. Смысл греческого слова дает право св. Иоанну Златоусту сказать следующее: «смотри, как еще вдревле любомудрствовал праведник, называя исход из здешней жизни «отпущением» πλυσιν. Ибо со тщанием подвизавшиеся в добродетели, когда переселяются из здешней жизни, то, по истине, как бы отпускаются на свободу от злостраданий и от уз; для живущих добродетельно смерть есть именно переход от худшего к лучшему, от жизни временной к неперестающей, бессмертной и нескончаемой» Бес. на кн. Быт. ч. II, стр. 314 Бес. 36. 208 «De Abraham» lib. 1, cap. III, 21. срав. lib. II, cap. VIII, 43. Большинство св. отцов слова Спасителя об Аврааме (Иоан. 8:56) ставят в связь с принесением Авраамом Исаака в жертву, о чем будет сказано ниже. 210 Тв. св. Кир. Ал. т. IV, стр. 116; ср. бл. Августина «О граде Божием» кн. XVI, гл. 23; св. Иоан. Злат. Бес. на посл. к Римл. гл. IV. Бес. 8, стр. 155 и далее. Толков, на посл. к Галат. гл. III, стр. 95–121, Москва. 1842 г. 213 Бл. Август. «0 Граде Бож.». кн. XVI, гл. 24. ср. св. Амврос. «De Abraham», lib. II, cap. VIII, 49. 214 Твор. св. Ефр. Сир. ч. VIII, стр. 332. Толк, на кн. Быт. гл. XV. ср. Твор. бл. Феодорита т. I, стр. 65, Толк. на кн. Быт. вопр. 66. 229 «О граде Бож.» кн. XVI г л. 24. В приложении ко второму пришествию Господа и страшному суду толкует некоторые обстоятельства клятвенного завета Бога с Авраамом и св. Амвросий. De Abraham, Lib. II, cap. IX, 66, 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Флодоард в «Истории Реймсской Церкви» сообщает о нек-рых действиях М. в отношении Церкви Западно-Франкского королевства. В частности, М. направил Реймсскому архиеп. Фулькону паллий . Фулькон также просил о посредничестве папы в вопросе о мон-ре, находившемся в диоцезе Санса, но принадлежавшем Реймсской кафедре; мон-рь был захвачен неким Эрменфридом. Папа написал архиепископам Эврарду Сансскому и Иоанну I Руанскому, к-рому подчинялся Эрменфрид, о возвращении мон-ря законному владельцу - Реймсскому архиепископу. Чем окончился этот имущественный спор, неизвестно. В «Жизни короля Альфреда», составленной мон. Ассером, и в Англосаксонской хронике упоминается о связях М. с англосаксами. Папа освободил от всех податей и поборов рим. «школу англов», основанную еще в VIII в. кор. Ине . Он послал кор. Альфреду Великому дары, среди которых была частица Св. Креста. В Англосаксонской хронике под 883 г. (рукописи D и E) или под 884 г. (рукописи B и C) сообщается о прибытии в Рим Сигхельма и Этельстана, послов кор. Альфреда, с дарами для папы. Каноник Петр Маллий в «Описании Ватиканской базилики» (2-я пол. XII в.) сообщает, что гробница М. (ошибочно приписанная им папе Иоанну) находилась в портике храма между Серебряными и Римскими вратами. Над ней была помещена стихотворная эпитафия, в к-рой М. прославлялся как усердный пастырь, одержавший победу над «схизмой греков» и присоединивший некоторых из них к Церкви (Codice topografico della città di Roma/Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1946. Vol. 3. P. 415). Соч.: Epistulae//PL. 126. Col. 967-969. Ист.: Jaff é . RPR, N 2614-2622; LP. T. 2. P. 224; Flodoardus Remensis. Historiae Remensis Ecclesiae. VI 1//PL. 135. Col. 261-267; Annales Fuldenses//MGH. SS. T. 1. P. 397-398; Eugenius Volgaris. De causa Formosi//PL. 129. Col. 1111; Auxilius. De ordinationibus a Formoso papa factis//PL. 129. Col. 1101-1102; Asser " s Life of King Alfred/Ed. W. H. Stevenson. Oxf., 1904. P. 53-54, 286-293. Лит.: Duchesne L. The Beginnings of the Temporal Sovereignty of the Popes, A. D. 754-1073. L., 1908. P. 187-188; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1910. Vol. 4. P. 354-360; Dvornik F. Le second schisme de Photius: Une mystification historique//Byz. 1933. T. 8. P. 425-474; Kelly J. N. D. Marinus I//The Oxford Dictionary of Popes. Oxf.; N. Y., 1986. P. 111-112; Bonaccorsi I. Marino I//Enciclopedia dei papi. R., 2007. Vol. 2. P. 34-37.

http://pravenc.ru/text/2562052.html

Феодор Метохит , наиболее выдающийся ученый и государственный деятель эпохи Андроника II, сменивший Хумна на посту месадзона, наряду с философскими и научными сочинениями написал также ряд риторических трактатов и поэм, которые содержат важные во многих отношениях исторические сведения. Далее, особого внимания заслуживает донесение Метохита о его посольстве к сербскому двору, целью которого было заключение мирного договора и брака между королем Милутином и дочерью императора Симонидой 1091 . Некоторой ценностью для истории первых Палеологов также обладают стихи Мануила Оловола 1092 и его панегирик Михаилу VIII 1093 . Кроме того, важны также стихи Мануила Филау в частности его описание путешествия с посольством на Русь, а также стихи по разным случаям к членам правящего дома и высшим чиновникам государства и Церкви; достойны внимания также его эпиграммы, которые содержат описания предметов искусства 1094 . К важнейшим историческим источникам эпохи Палеологов принадлежат сочинения выходца из Фессалоники Димитрия Кидониса , одного из наиболее плодовитых и интересных писателей XIV в., который на протяжении своей долгой жизни занимал высокие посты на государственной службе при нескольких императорах, в качестве неоплатоника играл значительную роль в развитии философии, в качестве сторонника унии и противника исихастов – в богословии, а в качестве переводчика ряда латинских сочинений, среди которых была «Сумма теологии» Фомы Аквинского, внес свой вклад в культурное сближение Византии и часто посещавшегося им Запада. Наибольшее значение с исторической точки зрения имеют его обширная переписка 1095 и риторические сочинения, прежде всего две речи к Иоанну VI Кантакузину, речь к Иоанну V Палеологу 1096 , «Монодия на павших в Фессалонике» ( Μονωδα π τοις ν Θεσσαλονκη πεσοσιν, весьма мрачное описание владычества зилотов в Фессалонике) и две наставительные речи ( συμβουλευτικο), которые призывают византийский народ к объединению с латинянами и сопротивлению туркам, давая при этом наглядную и с исторической точки зрения точную картину неутешительного положения Византийской империи около 1370 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1433 . Prochorov G. M. A codicological analysis of the illuminated «Akathistos» to the Virgin (Moscow, State Historical Museum, Synodal. Gr. 429)//DOP 1972. 26. 239–252. [О тропарях Филофея Коккина в слав. пер.]. Молитвы под именем Каллиста I u др. См. о них: 1434 . Ткаченко А. А. Бедствия стихийные//Правосл. Энциклопедия. 4. М. 2002. 438–439. Молитва на рукоположение митроп. Гераклеи: Сырку П. 11 .61). I/2. LXXXVI. [Вместе со слав. пер. Евфимия Тырновского]. Молитва к народу Гераклеи: Там же. LXXXI1I. Молитва при нашествии врагов: Там же. LXXXV. Последование иже во св. о. н. Григорию архиеп. Фессалоникийскому чудотворцу: 1435 . κολουθα το ν γοις πατρς μν Γρηγορου ρχνεπνσκπου Θεσσαλονκης θαυματουργο το Παλαμ... π... Φιλοθου το Κοκκνου Ed. Boloudakis В. Ε. Θεσσαλονκη 1932. 2 Πειραιες, Αθναι 1979. 170. [Библ. 19–21]. Meyendorff J.//SVTQ 1979. 27. 228–229. Канон на поганыя, в др.-рус. пер. митроп. Киприана://Мансветов И. Д. Митрополит Киприан в его литургической деятельности 11 .41). Приложения. VIII. XXIII-XXIV. Другие соч. Неизданные Канон просительный ко Господу нашему Царю Иисусу Христу (неизд.) (Athous Dionys. 264, 26); канон св. Иоанну Златоусту ; Стихиры хвалебные на чудеса Богоматери; Последование в память отцов 4 и 6 Вселенского собора; Последование св. Иоанну Дамаскину ; Каноны св. муч. Георгию и Шлидуху, трем иерархам, св. Николаю. Собрание молитв Филофея (к Богородице, трем иерархам, при засухе и др.) в ркп: Athous Laur. Е 122, 119–142v. Др. неизд. произведения (молитвы, тропари): Особое знач. имеет ркп Mosq. 349, f. 12–67. Грамоты и документы Все документы, относящиеся к патриаршеству Филофея, см.://Regestes 3 .123). 1. 1310–1376. 286–307 2347–2372). 386–564 2461–2681). 1436 . Φιλοθου πατριρχου πμνημα// ρχεον κκλησιαστικς στορας. 1911. 1. 175–185. 1437 . Грамоты Филофея, относящиеся к делам Русской Церкви: РИБ. 6. СПб. 1880. 2 1908. [Без изм. пагинации, с доп.]. 9–11, 15–21, 25–29. Стлб. 41–64, 91–124, 141–166. Рус. пер. Павлова А. С. с парал. греч. текстом по изд. Миклошича-Мюллера 3 .122). Две грамоты переизданы в рус. пер.:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Император, восстав ото сна, неожиданно увидел брата. Алексей некоторое время старался не шуметь и приказал то же самое остальным. Когда севастократор проснулся, он увидел своего брата-императора бодрствующим, тот также увидел его, они подошли друг к другу и обнялись. Затем император спросил Исаака, чего он хочет и какова причина его прихода. Тот ответил: «Я пришел ради тебя». На что император: «Напрасно ты тратил силы и утомлял себя». Севастократор встретил эти слова молчанием, ибо терялся в догадках, с каким известием прибудет посол, еще ранее отправленный им в Диррахий. Ведь как только до Исаака дошли слухи о сыне, он набросал ему короткое письмо, в котором приказывал Иоанну скорее явиться к самодержцу и сообщал, что сам он отправляется из Византия в Филиппополь, дабы соответствующими доводами опровергнуть доносы на Иоанна и дождаться там прибытия сына. Исаак покинул императора и удалился в предназначенную для него палатку. Немедленно вслед за этим к нему прибежал письмоносец, посланный к Иоанну, и сообщил о прибытие сына. Севастократор отбросил всякие подозрения, подбодрил себя мужественными мыслями и, исполненный гнева против тех, кто первыми донесли на его сына, в сильном волнении явился к императору. Увидев Исаака, император сразу же понял причину его гнева, но все же спросил брата, как он себя чувствует. Исаак ответил: «Плохо, по твоей вине». Он вообще не умел обуздывать свой гнев и нередко готов был взорваться по самому пустому поводу 856. К этому он добавил еще следующее: «Я не столько зол на твою царственность, сколько, – тут он указал пальцем на Адриана, – на этого лжеца». Кроткий и ласковый император ничего ему не возразил, ибо знал, как следует утихомирить кипящего гневом брата. Они уселись и вместе с кесарем Никифором Мелиссином и некоторыми своими родственниками и свойственниками стали обсуждать слухи, распространяемые об Иоанне. Когда Исаак увидел, что его брат Адриан и Мелиссин намеками стараются бросить тень на его сына, он вновь не смог сдержать бурлящего в нем гнева и, сурово взглянув на Адриана, пригрозил, что вырвет ему бороду и отучит нагло лгать и пытаться отнять у императора его близких родственников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Корпус сочинений К. А. обширен и представлен как светскими, так и религ. произведениями, многие из них остаются неопубликованными (примерный перечень: Ibid. P. 254-256; Costantino Acropolita. Epistole. 1991. P. 18-28). По словам К. А., все его лит. наследие было собрано им самим в 3 тома: первые 2 включали прозаические, 3-й - поэтические произведения (Ibid. P. 235, 251). Автографы 1-го (Hieros. Patr. 40, 1291/92 г.) и 2-го (Ambros. H. 81 sup., 1-я четв. XIV в.) томов, созданные под рук. К. А., сохранились, в то время как 3-й том утрачен. Наибольшей ценностью обладают агиографические сочинения К. А. Большая их часть (28 из 29) принадлежит к популярному в палеологовскую эпоху жанру метафраз, стилистических переработок ранних памятников (нередко относящихся к метафрастовскому минологическому собранию X в.), более не удовлетворявших эстетические запросы образованной публики (отсюда частое определение К. А. «новый Метафраст»). Эти произведения отличает высокая степень риторизации: классические аллюзии, обращения к читателю, аттические формы, усложненный синтаксис, ритмизация. В то же время, по уверениям К. А., в ряде случаев побудительным мотивом для создания метафраз были не только лит. соображения, но и личный религ. опыт. Энкомий мц. Феодосии К-польской, пострадавшей от рук иконоборцев в VIII в. (создан после 1301/02), написан после чудесного исцеления К. А. от хромоты, а энкомий мч. Варвару - после того как дочь К. А. благодаря миру святого избавилась от страшной болезни, угрожавшей ее зрению ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1891. Σ. 418-419). Похвала мц. Параскеве написана для мон-ря, освященного во имя этой святой. Обитель была основана матерью К. А. Евдокией, позже она была там похоронена ( Kotzabassi. 2004). Единственное агиографическое сочинение К. А., прославляющее святого недавнего прошлого,- Похвальное слово Иоанну Новому Милостивому (BHG, N 889n). До появления издания И. Полемиса считалось, что этот текст посвящен никейскому имп. Иоанну III Дуке Ватацу (BHG, N 934c). В действительности в энкомии речь идет о др. святом XIII в., чье почитание имело ограниченное распространение в окрестностях Никеи. Это произведение написано по просьбе неназванного учителя К. А., в детстве чудесным образом исцелившегося от болезни глаз у гроба святого.

http://pravenc.ru/text/2057058.html

владычества, и Самуил Каламунский , настоятель мон-ря Каламун в Файюме. Паломническим центром Египта оставался г. Абу-Мина с гробницей вмч. Мины в Мареотиде, в 45 км к юго-западу от Александрии, в византийское время привлекавший богомольцев со всего Средиземноморья. Храмовый комплекс сильно пострадал от персов в 619 г., но был восстановлен в VIII в. Патриарху Иоанну III приписывается Энкомий св. Мине, составленный, возможно, во утверждение монофизитских претензий на обладание святыней, когда правителем Мареотиды был православный, и для привлечения паломников, важного источника доходов Патриархии. Бегство в Египет. Барельеф в мон-ре св. Симеона Кожевника на Эль-Мукаттаме в окрестностях Каира. Кон. ХХ в. Бегство в Египет. Барельеф в мон-ре св. Симеона Кожевника на Эль-Мукаттаме в окрестностях Каира. Кон. ХХ в. Наряду с этим развивался итинерарий, связанный с пребыванием Св. Семейства в Египте (см. ст. «Бегство в Египет» ). Эволюция этого процесса неясна, но Гермополь (Эль-Ашмунейн) идентифицировался как местопребывание Св. Семейства уже в кон. IV в. Со временем число мест поклонения росло, примером чего может служить сохранившаяся в араб. переводе «Гомилия о пришествии Св. Семейства в Египет» Захарии, еп. г. Саха (копт. Схоу; кон. VII в.). В ней упоминается разветвленная география путешествий, включая Дельту, Вади-Хабиб, Бабальюн,- т. о. культивировался образ Египта как Св. земли. Егип. «сакральная география», сеть церквей, гробниц и мон-рей, в течение столетий была опорой копт. идентичности в условиях иноверного владычества. Столетие восстаний (нач. VIII в.- 832) На рубеже VII и VIII вв. во внутренней структуре халифата произошли важные изменения и положение христиан заметно ухудшилось. Халиф Абд аль-Малик (685-705), вышедший победителем из долгой гражданской войны, приступил к масштабным реформам по укреплению арабо-мусульм. государственности. Впервые началась чеканка монеты с ислам. символикой, была проведена новая перепись земель, установлено индивидуальное налогообложение, очень болезненно воспринятое зиммиями; власти стали более требовательны в плане взимания налогов.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

1141 Письмо монахов Палестинских приводится у Евагрия: Н. Е. III, 31 (Русск. пер., стр. 164–165); необходимые пояснения к нему Валезия и других см. в издании Миня (Patrologiae curses completes, gr. ser. 1. 86, pars 2, col. 2657 – in annotationibus). Датою этого послания Каспари (Alte und nene Quellen zur Geschichle des Taufsymbols. Christiania. 1879. S. 88) считал 496–497 г., но Loofs (Leontius von Byzanz und die gleichuamigen Schriftsteller der griechischen Kirche. Leipzig. 1887. S. 302) более справедливо относить его к 512 году. Об Антиохийском соборе, состоявшемся по приказу императора Анастасия – подписать унионный указ Зенона, дает известие и Феофан (Chronographia ad an. 501: Migne, gr. ser. t. 108, col. 356. Cnf. Mansi, VIII, 347–348). 1145 См. описание обстоятельств изгнания Флавиана Антиохийского, какое дает Евагрий (Н. Е. III, 32: Migne, gr. ser. t. 86, 2, col. 2665. Русск. пер., стр. 168–169). 1147 Mansi, IX, 364.365. Деян., V, стр. 353–355.Об этом обстоятельстве доносил отцам V всел. собора и Юстиниан (Mansi, IX, 348. D-E. 349. Деян., V, стр. 329–330), но с сильным преувеличением в сторону, неблагоприятную для поклонников Феодорита. Отри­цаемый Сергием и Евфратисийскими епископами факт чествования Нестория (по грамоте Юстина) император передает в таком виде, будто ересиарх был возведен в лик мучеников, а Киррского пастыря Сергия объявляет изверженным из сана вскоре после процессии, между тем он присутствовал на коллоквиуме 531 года, о чем речь ниже. 1149 Нужно заметит, впрочем, что уже древние (Евагрий H. Е. IV, 39: Migne, gr. ser. t. 86, 2, col. 2781. 2784. Русск. пер., стр. 241–242) упрекали Юстиниана в аффартодокетизме, проповедником и защитником которого был Юлиан Галикарнасский. 1150 Отчет о собеседовании с Северианами сохранился в испорченном латинском переводе письма одного из членов православной партии, Иннокентия Маронийского, к пресвитеру Фоме (Thomati): Mansi, VIII, 817–834. Мы цитируем в тексте col. 829–830. 831. С; для пояснения содержании «разговора» относительно Халкидонского собора просил припомнить сказанное о нем выше (гл. VI, на стр. 285, к прим. 188. 289), а касательно сношений Киррского епископа с св. Кириллом иметь в виду epist. Theodoreti 83; Μ. 83, col. 1273. Время этого коллоквиума не определено точно: Манси и Бин (Mansi, VIII, 833–834: ad collationem additio) относит его к 533 году, другие: Пагий (ibid,, col. 834–836: observatio Pagii) и Исамбер (Histoire de Instinien. Par M. Isambert. Paris. 1856. T. II. P. 416) указывают на предшествующий год; у обоих основание одно и то же – начало письма Юстиниана к папе Иоанну. Fr. Loafs (Leontius von Byzanz. und die gleichnamigen Schriftsteller der griechischen Kirche. Leipzig. 1887. S. 283 Anm. S. 261) считает более вероятною датой 531 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Ок. 705-707 гг. монах аббатства Ярроу Беда Достопочтенный создал Житие К., написанное гекзаметром (BHL, N 2020; CPL, N 1380). Оно содержит 46 глав (без деления на книги; о возможном символизме этого числа см.: Berschin W. «Opus deliberatum ac perfectum»: Why Did the Venerable Bede Write a Second Prose Life of St. Cuthbert?//St. Cuthbert. 1989. P. 101). Изложение в целом следует Анонимному Житию, добавлены лишь 12 рассказов о чудесах К. По-видимому, Беда стремился подражать агиографической традиции св. Мартина, состоявшей из прозаических сочинений Сульпиция Севера и стихотворных Житий, составленных Павлином из Перигё (BHL, N 5617; CPL, N 1474) и Венанцием Фортунатом (BHL, N 5624; CPL, N 1037). Возможно, образцом послужили также прозаическая и стихотворная версии сочинения Альдхельма Малмсберийского «О девстве» (CPL, N 1332-1333) (см.: Godman P. The Anglo-Latin «opus geminatum»: From Aldhelm to Alcuin//Medium Aevum. Oxf., 1981. Vol. 50. P. 215-229). В поэме Беды заметно влияние Вергилия, в меньшей степени - Лукана, а также раннехрист. поэтов: Аратора, Клавдиана, Киприана Галла, Ювенка, Павлина Ноланского, Пруденция, Целия Седулия. Так, подражая «Истории апостолов» Аратора, Беда уделял основное внимание не изложению подробностей жизни К., а раскрытию морального значения деяний святого. По-видимому, стихотворное Житие было предназначено для индивидуального чтения монахами и духовной медитации. Оно сохранилось в 2 редакциях; ранняя представлена единственной рукописью, вероятно скопированной с англосакс. экземпляра (Besançon. Bibl. municip. 186; Зап. Германия, сер. IX в.). Значительно шире была распространена 2-я редакция Жития, выполненная Бедой в 20-х гг. VIII в. (скорее всего, после завершения им прозаического Жития К.) и содержащая многочисленные стилистические исправления. В нее включено прозаическое посвящение другу Беды, некоему пресв. Иоанну, который собирался отправиться в Рим. Беда выражал надежду, что поэма послужит ему утешением в трудном путешествии. Эта редакция известна более чем в 20 рукописях, как английских, так и континентальных ( Lapidge. 2006. P. 129-130, 142-162); самая ранняя, сохранившаяся во фрагментах, была выполнена во 2-й пол. VIII в., возможно в аббатстве Фульда ( Gneuss, Lapidge. 2003).

http://pravenc.ru/text/2462347.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010