Не ради Страшного суда Мы столько говорим о запретах, но так ли их у нас много? 1 ноября, 2016 Мы столько говорим о запретах, но так ли их у нас много? «Скажите, пожалуйста, что именно из того, что нам нельзя, можно другим?» — задается вопросом протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское (Московская область), размышляя о том, есть ли все-таки в православии «сплошные запреты». Зарабатываем очки? Протоиерей Игорь Гагарин Многие думают, что наша вера — это некая сумма запретов и предписаний. Да и не только наша. Любая религия погружает человека в океан «надо» и «нельзя», «обязан» и «не имеешь права». При этом, как правило, запретов гораздо больше, чем прав. Характер этих требований в различных религиях иногда совпадает, иногда расходится. Став христианином, я принимаю эти условия и стараюсь изо всех сил делать то, что нужно, и не делать того, чего нельзя. И в той мере, в какой это у меня получается, я преуспеваю и получаю награду или наказание частично в этой жизни и уже в полной мере в той, которая будет после смерти. То есть человек как бы зарабатывает очки или, наоборот, их теряет. Сделал что-то хорошее — прекрасно, заработал себе плюсы, заслуги или еще что-то. Сделал плохое — скверно, конечно, но тоже не особо страшно, потому что можешь покаяться. Покаялся — значит, стер все эти записи нехорошие в своем списке добрых и злых дел. И по новой начинаешь. И так вся жизнь — постоянное стремление избежать того, что запрещено, и наоборот, понуждение к тому, чего не хотелось бы делать, да надо, потому что так положено. А на Страшном суде подведут итоги, чего больше — плюсов или минусов… На мой взгляд, это очень унылое и очень скучное, абсолютно не вдохновляющее понимание христианства. Мне думается, христианин — это тот, кто всеми силами стремится к совершенству. Конечно, стремиться к этому может не только христианин. Каждому нормальному человеку должно быть присуще желание быть как можно лучше, достигать совершенства во всем, тянуться к истине, к совершенной красоте, к абсолютному добру. И если любое дело надо стараться делать как можно лучше, тем более усилия надо приложить к такому важнейшему делу, как жизнь!

http://pravmir.ru/ne-radi-strashnogo-sud...

«Следующий!» – как избавиться от грехов по очереди Осудил – запиши имя, разозлился – поставь свечу 14 июня, 2016 Осудил – запиши имя, разозлился – поставь свечу Как быть с грехами, которые постоянный прихожанин называет от исповеди к исповеди? Бороться со всеми сразу? Или по очереди? Как не превратить исповедь в бухгалтерский отчет? Отвечает протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское (Московская область). Протоиерей Игорь Гагарин Главное – стремление к чистоте Всё очень по-разному. Сколько людей, столько ситуаций. Есть такие люди, которые могут каждый день исповедаться и всегда по существу, глубоко и искренне. А есть, кто приходит раз в год и нечего сказать… Вопрос, зачем человек исповедуется. Помните, как у Галича: «Просто потому, что так положено, я прошу прощенья у людей…» Вот и не у людей, а у Бога кто-то просит прощенья «просто потому, что так положено». Тогда действительно никакой духовной жизни и тоска. И помочь непросто. Но такие, как правило, еженедельно и не приходят. Духовная жизнь предполагает стремление к чистоте, жажду быть лучше. Чем сильнее это стремление, тем острее совесть реагирует на любые отклонения от правды. И тогда проблемы нет. Разбираем грехи по одному Если человек приходит каждую неделю, то общение с ним не ограничивается исповедью. Я знаю о нем гораздо больше, чем о других людях, знаю его семью, обстоятельства его жизни, чем он занимается, где работает, и много других вещей. И я вижу, что нужно решить с этим человеком в данный момент, над чем мы будем работать особенно внимательно. У каждого из нас есть своя слабость, порок, недостаток, от которого надо избавиться. Например, для человека особенно актуально раздражение на данном этапе его жизни. Может быть, я другие вопросы и не буду задавать, вместо этого разберем внимательно самую «больную» личную проблему. У кого-то это лживость, у кого-то – хвастливость. Причем я спрашиваю подробно: «Расскажи, в чем ты похвастался, как это было». Так, постепенно, человек начинает преодолевать этот свой недостаток. Потом появится что-то другое. Решаем задачу

http://pravmir.ru/sleduyushhiy-kak-izbav...

Ничего такого, конечно, и нельзя было доказать, чтобы приписать измену Родине. Обвинение было предъявлено по статье 58.10 «Хранение и распространение антисоветской литературы и клевета на советскую действительность», причем по второй части 25 лет можно было дать… Суд рассмотрел дело, а в нем было нарушено два пункта, некоторые вопросы адвокат вообще не затронула, так как считала, что достаточно моих показаний, чтобы их не включили в дело, а их все-таки включили. Но то, что она опровергла, уже не смогли включить в обвинение. В общем, суд переквалифицировал обвинение со второй части на первую, и дали мне 10 лет лишения свободы. После объявления приговора на меня надели наручники, хотя и не положено было — я же не был опасным уголовником! Адвокат предположила, что наручники на меня надевали для того, чтобы я не смог людей благословлять! Народу на суд пришло много, но в зал пускали только свидетелей. Следствие шло почти четыре месяца — в феврале меня арестовали, а в мае осудили. — Как складывалась Ваша жизнь после лагерей? — После освобождения я вернулся в Эстонию, где жила моя семья — жена с дочерьми. Сразу включился в церковную жизнь, стал настоятелем Иоанно-Предтеченского храма в Таллине. Там я и прослужил 30 лет. За эти годы было пережито много: тяжелая болезнь и смерть жены, мужественно делившей со мною все жизненные трудности, четыре пожара в храме, которые происходили по злонамеренным поджогам. Приходскую жизнь надо было налаживать, приноравливаясь к сформировавшейся советской ­атмосфере. Было трудно, но, с Божией помощью, преодолимо. Кстати, все свои жизненные перипетии я описал в книге «О моем пути», которая вышла в 2009 году. В ней много интересных подробностей о жизни в Эстонии в 1920-1930-х годах, о моем школьном детстве и юности, об учителях и духовных наставниках, об аресте и годах лагерного заключения, о моей пастырской службе и, наконец, о нелегком кресте архиерейства. — 1990 год, когда скончался Святейший Пат­риарх Пимен , а на его место был избран митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий , много лет управлявший Эстонией, который внес в вашу жизнь большие изменения...

http://patriarchia.ru/db/text/5183239.ht...

В честь праздника атаман Оренбургского казачьего войска В. Романов вручил губернатору Свердловской области от лица всего уральского казачества памятный подарок — казачью шашку. В завершение дня председатель Синодального комитета провел встречу с казачьим активом ОВКО на Патриаршем подворье г. Екатеринбурга. В ней приняли участие атаман ОВКО В. Романов, атаманы и представители отделов казачьего общества. Участники встречи обсудили широкий круг тем: участие казаков в приходской жизни, роль института заместителя атамана по взаимодействию с Русской Православной Церковью, вопросы борьбы с неоязычеством, оказания казаками социальной помощи нуждающимся, повышения квалификации наставников в воспитании подрастающей казачьей смены, перспектив российского казачества в жизни современного общества. «Сегодня надо обращать большее внимание на молодежь, уделять личное пристальное внимание ее занятиям, интересам, моральному настрою; учить усердию, прилежанию, стремлению к знаниям, трудолюбию, целеустремленности, — напутствовал участников встречи митрополит Кирилл. — Труд в контексте казачьей культуры — это прежде всего деятельность, осуществляемая на основе традиционной морали и ценностей: патриотизма, служения Отечеству, приверженности идеалам Православия. Работать, созидая себя, и украшая жизнь вокруг, — вот что должно стать главной нравственной потребностью молодежи. И сами атаманы обязаны сами показывать молодым казакам пример благочестивого поведения в храме, в быту, обществе». 7 мая митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл возглавил служение Литургии в Иоанно-Предтеченском соборе Екатеринбурга. За богослужением молились атаман Оренбургского казачьего войска В. Романов, представители казачества, прихожане храма. По окончании Литургии митрополит Кирилл обратился к верующим с архипастырским словом, в котором рассказал, в частности, о том, как тесно связана биография его близких родственников и его лично с Екатеринбургом. В этом городе были рукоположены в священный сан отец владыки Кирилла протоиерей Николай Покровский, а также два его брата. В разные годы приезжал и служил в Екатеринбурге и сам митрополит Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/4888548.ht...

Я могу общаться и с американцами, и с русскими, и чувствовать себя на равных и с теми, и другими. Понимаю американцев, потому что с детства знакома с мультфильмами Диснея, со школьной культурой, с популярными песнями и фильмами. Понимаю русских – у нас тоже общее наследие: народные, военные песни, Достоевский, Толстой, Тургенев, Стругацкие, Крапивин. С детства полюбились фильмы «Иван Васильевич меняет профессию», «Джентльмены удачи» и «Офицеры». Неудивительно, что когда приезжала в Россию (это было почти каждый год), не испытывала трудностей в общении с ровесниками. – Мне казалось, что твоя семья почти никогда не пропускала воскресных и праздничных служб. Когда вы были маленькими, это понятно: родители взяли за руку и отвели. А как в подростковом возрасте? – У нас проблем не было, наверное, родители и здесь нашли стимул для нас. Сыграло свою роль общение с подростками в храме. С ровесниками помолились на службе, а потом – совместная трапеза, общение с друзьями, единомышленниками. День прожили не зря. Настоятель Свято-Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне отец Виктор Потапов организовал интересную жизнь для прихожан. Мы с братьями – скауты при храме. В организации не все говорят по-русски, зато поддерживается доброе отношение к России. Скауты пишут у себя в ФБ (пусть на английском): «Я за Россию», «хороший русский парень». Такой тон задает отец Виктор. Также при храме существует замечательная танцевальная группа «Матрешки». Я танцевала русские танцы в народных костюмах чуть ли не до отъезда в Москву. Конечно, это все объединяло нас. Еще мы семьей участвовали (родители продолжают и по сей день) в приготовлении обедов в трапезной храма. При храме существует танцевальная группа «Матрешки». Я танцевала русские танцы в народных костюмах Большой поддержкой, если так можно сказать, в укреплении веры стал православный лагерь «Богослово», что на берегу Волги, рядом с Калязином. У нас интересная история, связанная с лагерем. Когда моя мама пришла к православной вере в 1990-х годах, она поехала в этот лагерь, и у нее появилось с тех пор много знакомых, друзей. Конечно, остались теплые воспоминания и впечатления от отдыха, которыми она захотела с нами поделиться. Как-то перед очередной поездкой мама нам сказала: «Этим летом в России вас ждет кое-что интересное, не только путешествие к бабушкам и дедушкам: отправитесь в лагерь, в который я сама когда-то ездила».

http://pravoslavie.ru/130142.html

«Праздник трезвости — 2006» (Республика Татарстан) проходил под девизом «Возьми лучшее, приобщись к трезвой культуре!» Главной целью мероприятия стало предложение альтернативы алкогольному обычаю проведения торжеств и изменение представления о том, что «праздник без спиртного — не праздник». Горожане увидели необычную выставку, на которой была представлена экспозиция «трезвой» символики: значки, марки, а также слайды программ конца XIX — начала XX века. Всего в празднике приняли участие несколько сотен школьников, студентов, психологов, социальных работников и педагогов, а также активистов Обществ трезвости. Финальным аккордом этого дня стала раздача листовок, содержащих информацию о вреде алкогольных напитков. Впервые на этом мероприятии не было замечено ни одной сигареты, ни одного курильщика. В Казани скоро исполнится полтора десятка лет возрождённому там осеннему празднику трезвости, проводящемуся 11 сентября, весенний праздник — более молодой и более камерный — возрождён с 1999 года. Благодаря поддержке городского комитета по делам молодёжи он впервые стал подлинно массовым. 3 июня 2007 года в Каменске-Уральском официально отмечался праздник трезвости. Для России это событие неординарное. Каменск-Уральская Городская дума 4 апреля 2007 года приняла решение обратиться к депутатам Областной думы Законодательного собрания Свердловской области с законодательной инициативой об установлении Дня трезвости в первое воскресенье июня. В сам праздник раздавались материалы о трезвости на улицах города. На концерте, посвящённом Дню трезвости, где присутствовали более 200 человек, под обращением к главе города о поддержке пропаганды трезвости за несколько минут подписалась треть присутствующих. Церковный праздник трезвости в Екатеринбурге, 11 сентября 2007 года. В Иоанно-Предтеченском Кафедральном соборе Екатеринбурга прошла Божественная литургия, после чего состоялись крестный ход вокруг храма и молебен святому Иоанну Крестителю. Здесь же был совершён торжественный чин принятия обета трезвости. Богослужение возглавил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

http://azbyka.ru/zdorovie/prihodskaja-sh...

Шуя. Ансамбль церквей Шуйского погоста. Колокольня. /// Объект утрачен Колокольня.  Утрачена.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:1941 (сгорела) Адрес: Республика Карелия, Прионежский район, с.Шуя Координаты: 61.888945, 34.262602 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1900 Карта и ближайшие объекты Еще относительно недавно, в конце XIX - начале XX вв., пригородное село благодаря храмовому комплексу являлось местом паломничества архитекторов, художников и просто ценителей народного искусства. Но, к сожалению, интерес к памятнику культуры не материализовался в виде его детальных архитектурных обмеров. И случилось непоправимое: в годы Великой Отечественной войны ансамбль Шуйского погоста погиб в огне. Все, что от него осталось, — несколько фотографий и письменных документов в архивах да лаконичные литературные упоминания, в том числе в «энциклопедии народной архитектуры» — книге С. Забелло, В. Иванова и П. Максимова «Русское деревянное зодчество», в которой отмечена древность погоста, дана характеристика его главного храма — многоглавой Иоанно-Предтеченской церкви с «очень затейливым и необычным» поярусным размещением глав, а также указано: «В непосредственной близости от церкви стоит восьмигранная девятистолпная шатровая колокольня, поставленная на низком цоколе-четверике и образующая вместе с церковью удачную по силуэту и сочетанию объемов архитектурную группу, хорошо вписанную в окружающий ландшафт». Вместе с тем в книге замалчивается существенная особенность ансамбля погоста — традиционная для Российского Севера трехчастность его композиции.

http://sobory.ru/article/?object=56625

Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское: Петров пост очень мягкий: мирянам можно есть рыбу кроме среды и пятницу. Это, конечно, не совсем по уставу, но большинство придерживаются такой практики. Думаю, это максимально упрощает задачу. Протоиерей Игорь Гагарин Так что для тех, кто находится в таких условиях, что может все-таки выбирать пищу, я советую постараться, насколько возможно, все-таки соблюдать пост. Если это не создаст ни себе и никому другому вокруг проблем. А если это окажется невозможным – восполнить какой-то духовной работой. Больше читать и молиться. Для тех, кто находится на таком отдыхе, где уже предлагается определенная пища, надо есть, что дают. Но пост, как известно – не только ограничения в пище. Так что если человек не может соблюдать эти ограничения, можно, повторю,  компенсировать – чтением молитв, Евангелия, святоотеческой литературы. Мне кажется, что это вопрос во многом индивидуальный  и его хорошо бы обсуждать с духовником.   Я вот, например, предлагаю в таких случаях читать в день по лишней главе Евангелия. Или по одной кафизме.  Чтобы дать конкретный совет, я должен знать того, кому советую. Есть люди, которые так устроены, что они где угодно будут соблюдать пост, потому что просто не могут иначе. Им в пост кусок в горло не полезет, если этот кусок скоромный. А есть люди, которые не  могут находиться где-то на отдыхе и все время думать, что вот это можно, а вот это нельзя. Это просто отравит им весь отдых.  Посоветовать же им не ездить на отдых во время поста я тоже не могу. Не все от нас зависит. В том числе и график отпусков, и путевки в санаторий и многое другое. Бывает, что человек, окунувшись в заслуженную праздность на отпуске, забрасывает все, перестает даже делать то, что можно бы делать: читать, например, молитвенное правило. Но так, пустив все на самотек, можно многое потерять в себе. Наоборот, во время отпуска (даже не важно, в пост он пришелся или нет) важно не потакать своей лености и выполнять то, что положили себе за правило. Не сбиться с режима

http://pravmir.ru/kak-sovmestit-otpusk-i...

Средняя линия поста дана церковным уставом, написана в Типиконе. К ней нужно приближаться, на нее необходимо ориентироваться. А все детали и нюансы можно решить со своим духовным отцом. Поскольку болезнь – это уже есть воздержание, пост. Да, естественно, если есть какие-то медицинские рекомендации, нужно их услышать. Тем более врачи обращают внимание на гастрономический аспект поста. Тогда себя можно ограничить в другом плане. Допустим, не смотреть телевизор во время поста. Если человек пытается себя дисциплинировать, сделать шаги к какой-то вершине, он обязательно будет к себе относиться требовательно. Если же человек безмерно себя любит, относится к себе как к пупу земли, вокруг которого все движется, он будет себя всячески оправдывать. Найти грань, «золотую середину» – это дополнительная работа в пост, ведь для этого нужно напряжение, дисциплина. Свериться с планом! Протоиерей Игорь Гагарин Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское: Человеку всегда сложно выбрать «серединку»: проще либо поститься «по полной программе», либо – никакого поста. Великий пост легче соблюсти, чем не пропустить ни одну среду или пятницу. Так что для «серединки» нужны усилия. Будет очень хорошо, если человек, приступая к посту, определит его меру, которую он будет соблюдать, посоветовавшись с духовником. Соблюдать пост во всей полноте, по уставу, сегодня способны немногие, и далеко не каждого человека на это благословят. Так что послабление существует практически для всех. А вот степень послабления зависит от индивидуальных качеств человека, от его работы, от здоровья, от возраста. Самое важное – чтобы человек был верен принятому решению, которое было принято с учетом физических возможностей и согласованно с духовником. Если врач из-за низкого давления сказал есть в день по дольке шоколада, то надо твердо есть по дольке, не позволяя себе «еще и кусочек торта». И так далее. Человек так устроен: как только он принимает какое-то решение, и тем более если его благословляет священник, то начинается особенное влечение к запретному плоду. С логикой: «Если мне вот это можно, то почему вот этого нельзя?»

http://pravmir.ru/ot-poslableniya-k-rass...

«Грешил, кладя ногу на ногу» – что читать, готовясь к исповеди? О полезных и вредных книгах о том, в каких грехах нужно каяться 18 марта, 2016 О полезных и вредных книгах о том, в каких грехах нужно каяться О том, по каким книгам готовиться к исповеди, рассказывает протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское. Когда человек собирается прийти на исповедь , тем более – впервые, и думает, как ему подготовиться, в этом случае я не сторонник того, чтобы предлагать ему какие-то книги. Первая исповедь человека – пусть она будет даже не полной – насколько это возможно, должна быть конкретной. Протоиерей Игорь Гагарин Важно, чтобы человек говорил о том, что реально тревожит его совесть, мешает чувствовать мир в душе, мир с Богом. Уже потом, позднее, когда люди просят: «Посоветуйте, что прочитать, как подготовиться», – я советую читать Евангелие. Рекомендую перечитать, а кому-то – прочитать впервые — 5, 6, 7 главы Евангелия от Матфея , Нагорную проповедь. Потому что после прочтения совесть может подсказать что-то, что-то открыть внутри человека. Но первый этап исповеди – это просто рассказать, что болит в душе. Но при этом результат всегда бывает очень разный. Иногда видишь, что человек правильно и хорошо подошел к исповеди. А иногда бывает, что понимаешь – человеку нечего сказать, что называется, по делу. Это не значит, что у него грехов нет, он просто не умеет их в себе увидеть. Так что книги со списком грехов нужны, в первую очередь, для людей, которые совершенно не способны к самоанализу. Таких людей очень много. Они искренне приходят на исповедь и говорят: «Батюшка, знаете, я пришел, мне сказали, что надо исповедоваться , я понимаю, что надо. Но вообще-то, честно говоря, исповедоваться мне не в чем. Я особо не грешу, живу вполне нормально». Это очень частая ситуация. Когда начинаешь человеку задавать наводящие вопросы, то с большим трудом выуживаешь грех за грехом. Но надолго священника не хватит. Не может же он целый час вот так перечислять грехи, думая, попадет или не попадет?

http://pravmir.ru/greshil-kladya-nogu-na...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010