У нас, возлюбленнейший, здесь насильственной смерти нет. И я понял все в этом чудном благовесте и в этом свободном крике свободных птиц, на жизнь и волю которых не посягает никто. Здесь Бог , и здесь нет смерти беззащитным! – сам собою шептал мне язык, и в то же время в моей памяти восстали слова Соломона: «праведный печется и о жизни скота своего» 31 . Этот лес выводит вас на поразительно красивую дорогу к источнику преподобного Пафнутия. Не хочется уходить. Изумительное единение всей природы и чудно настроенной души, с этой, утопающей в благотворной тишине, неземною красотою, приковывает, очаровывает всякого, попавшего в сферу ее чудодейственного влияния... Но вот вы спускаетесь вниз, и перед вами колодец, выкопанный, по преданию, преподобным Пафнутием, игуменом Боровским. Около колодца находится небольшой резервуар, аршин шести длины и аршин трех ширины, в котором вмещается проточная вода из источника, и сюда некоторые из ревностных богомольцев приходят купаться. Вода здесь в самые жаркие дни не поднимается выше 8–10° С. Только, к крайнему сожалению, почему-то этот колодец и источник находятся в крайне запущенном виде, в особенности сарайчик для раздевальни. Это, конечно, в значительной степени сокращает число желающих воспользоваться благотворными водами, освященными великим подвижником. А уж отсюда прямая дорога: прямо к ограде пустыни. И та же красота, то же беспредельно высокое настроение. Именно настроение. И настроение чрезвычайно глубокое, которое не исчезает, мне кажется, и годами... Теперь перейдем к знакомству с самым центральным пунктом Оптиной пустыни – с Иоанно-Предтеченским скитом. Прежде, чем приступать к подробному описанию Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни, необходимо сказать несколько слов о самом главном в этой обители: о, так называемом «старчестве». Вне всякого сомнения, первоначальное старчество явилось необходимой насущной потребностью только лишь среди иноков. И создалось оно вот благодаря каким условиям: отошел человек от мирской жизни, оторвался от родной семьи, очень часто от дорогих, близких людей, и вступил на новый путь; на путь созерцательной, уединенной молитвы; на путь полного одиночества, в среду людей совершенно иного уклада, иных взглядов, иного воззрения. И вот, когда он остается один, сам с собою; когда понемногу начинают остывать свежие впечатления новой обстановки жизни; когда привычки только что покинутого мира начинают назойливо стучать в окна и двери души, – поднимается мучительная тоска, которая, как беспощадными клещами, схватывает голову, потом сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Такими они кажутся несчастными, бедными, слепыми, недоразвитыми, когда они, с изумительным апломбом, говорят громкие, заученные, но ничего не выражающие собой фразы: «Это не доказано... это ненаучно», и т.д., и т.д. А, между тем, стоит только всмотреться в ту великую науку и правду жизни, которая называется историей; стоит только вдуматься в то, о чем свидетельствует эта история, и тогда все эти отрицательные теории, все эти жалкие парадоксы псевдоученых людей рушатся сами собой. Начиная с самых отдаленных времен и до последних дней, мы видим одно закономерное явление: по мере того, как тот или другой народ, признавший себя детьми Бога Живого, начинает впадать или в безумие неверия, отрицания, или в глубину какой-нибудь трудно переживаемой скорби, несчастья, – что почти всегда бывает прямым последствием первого; и когда начинают понемногу просыпаться в отдельных душах искренние порывы раскаяния, обращения к Божеству, – то тут, то там начинают появляться великие светильники Божественной правды, и личным примером, жизнью, а иногда словами обличения, вразумления, пробуждать человеческие сердца и всколыхивать застоявшееся болото жизни. Я не нахожу возможным за недостатком места перечислить здесь такие исторические моменты, а посылаю интересующихся этим к библейской истории народов, как к беспристрастному, правдивому источнику, который говорит все, что этим народом переживалось доброго, хорошего, точно так же, как и гнусного, позорного. Старец Амвросий появился в Оптиной пустыни и приковал к себе внимание исключительно интеллигентных кругов в тот момент, когда эта интеллигенция была охвачена проникшею в нее Западноевропейской философствующей мыслью отрицательного направления, и когда это направление все более и более покоряло себе сердца расшатывающейся, увлекающейся молодежи, и когда на горизонте русской мысли вырастал ужас толстовского движения. Ни сам старец Амвросий, ни Оптина пустынь, ни Иоанно-Предтеченский скит, ни посещавшая в то время толпа приходивших к старцу, как к источнику живой воды, – никто из них не знал той великой задачи, того великого дела, того великого здания, которое руками старца закладывал Великий Промыслитель всего живущего в мире – Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

В настоящее время Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни, как мы говорили выше, представляет собою центральный пункт для оптинских богомольцев. И, действительно; и по внешнему виду, и по внутреннему укладу эта святыня является поистине красотой всей России. Достаточно выйти из пустыни на ту очаровательную дорожку, которая идет к скиту, чтобы вашу душу охватило какое-то исключительное, по своему настроению, чувство. Перед вами развертывается с обеих сторон чудная, густая сосновая аллея, и вы сразу чувствуете, что переходите в какой-то совершенно иной мир. Обыкновенно поразительная тишина. Святая тишина в самом точном смысле этого слова. Такой тишины, я уверен, многие не наблюдали нигде. По обеим сторонам, в начале аллеи, стройно стоят фруктовые деревья. Если вы приехали во второй половине июля, то ваш взгляд падает на необычайное изобилие яблок и других фруктов. Если же вы приехали ранней весной, вы идете под сенью какого-то неземного сада, покрытого белым цветом фруктовых деревьев. Наконец, как-то незаметно, эта аллея соединяется с просеком обыкновенного леса, обильного стройно вытянувшими свои вершины богатырями-деревьями, которые, как стражи-исполины доброго, старого времени, мирно пропускают вас к скиту. То тут, то там, в глубоком безмолвии, с каким-то, очевидно, исключительным благоговением, тянутся длинные вереницы богомольцев, направляющихся к старцам. Сто семьдесят саженей, расстояние между пустынью и скитом, пройти, само собою разумеется, очень скоро. И вы сожалеете, что эта чудная дорога не выросла в 170 верст. Перед вами, направо, сначала показывается колодезь во имя Амвросия Медиоланского , куда два раза в день выходят с небольшими глиняными кувшинами, из скитских ворот, скитонасельники, очевидно, за водой для утреннего и вечернего чая. Еще несколько шагов, и перед вашими глазами развертываются святые ворота Предтечева скита, по обеим сторонам которых вы видите два домика, с выходящими наружу маленькими крыльцами, в отворенные двери которых, почти беспрерывно, то входят, то выходят пришедшие богомольцы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Жизнь ее отличалась простотой и умеренностью, но особенное прилежание у нее было к молитве. Тимофей сподобился свидания со старицей Досифеей и духовного наставления. Впоследствии он писал ей письма, на которые даже получал ответы. Целиком сохранилось довольно большое письмо, написанное образным, тонким стилем, в котором старица поддерживает молодого подвижника в его намерении посвятить жизнь Богу и уговаривает придерживаться выбранного духовного наставника. В период отшельничества Тимофею, будущему игумену Моисею, пришлось выдержать сильнейшие испытания, достойные тех, которые выпадали на долю отцов-пустынни-ков времен Антония Великого , но только в более суровом и холодном климате, на более скудной земле. Подвизался Тимофей под руководством старца Дорофея, средства к существованию добывал рукоделием или переписыванием богослужебных книг. Летом собирал грибы, ягоды и огородные овощи: возле кельи было несколько грядок, там сажали капусту и репу. Келью, в несколько комнат, подвижники выстроили сами, и Тимофей показал при этом отличные способности плотника. Подвижникам пришлось перетерпеть и разного рода лишения, и болезни, и даже нападение разбойников, едва не лишивших старца Дорофея жизни. Разбойники пришли в келью под видом странников, во время чтения Псалтыри. Напали они внезапно и жестоко — были хорошо вооружены. Но Тимофей смог защитить своего духовного наставника — сердце его не оставляло молитву. Пребывание в Рославльских лесах пришлось на довольно трудное для страны время: Отечественная война и послевоенные годы. В начале 20х от архиерея пришло указание рославльским пустынникам переселиться в скит при Оптиной пустыни. Период пребывания в Оптиной для Моисея начался так же, как и период пустынножительства. Вместе с помощниками он рубил деревья, выкорчевывал пни, расчищал место для будущего строительства. Вскоре был составлен план скита, а в июне 1821 года утвержден Козельским владыкой. Строительство Иоанно-Предтеченского скита при Свято-Введенской Оптиной пустыни приобрело нечеловеческий размах и порой даже причудливые формы. Игумен Моисей благословил строительство, и даже сам принял участие в посадке кедров возле братских келий. Удивительно, но прихотливые растения прижились. Недоставало пищи и строительных материалов, а игумен заботился о цветнике, в котором росли бы французские розы. Но Господь так щедро наделил это место Своей Благодатью, что все недостатки восполнялись, а пожертвования приходили одно за другим. Обитель росла и хорошела. Ни церковное, ни епархиальное начальство особенного участия в судьбе обители не принимали. Игумен раздавал деньги направо и налево, часто переплачивая или как будто не замечая обмана торговцев, но плата работникам всегда выплачивалась вовремя.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

Мы поднялись наверх, оглянулись назад. Солнце ушло за горизонт, пурпурные облака догорали, и на землю тихо спускались вечерние сумерки. Господи, Господи, думалось мне, если бы эта земная красота навсегда приковала мое сердце к созерцанию вечной, невянущей красоты! В уме проносились картины священной истории одна за другой. И долина Иорданская и гора Фавор. Не выдержала и запела: «На Фавор взошел еси… – Поят три Своя ученики, на Фавор взошел еси…» Благодарные Господу всей душой и сердцем мы повернулись, чтобы продолжать свой путь. Но он уже близился к концу, т.к. околица села началась и своими прихотливыми зигзагами ввела нас в центр селения. Околица простая – изгородь из жердей, за которыми высоко-высоко подымались верхушки душистой конопли. Раскаленный дневным солнцем воздух не успел еще остыть, а потому весь был насыщен сладко-душистым запахом конопли, которую, кстати сказать, я очень люблю. Описывая виденную красоту, я вновь переживаю и ощущаю ту радость и ту благодарность Господу, за доставленное мне великое утешение. И все это по заботе о мне дорогих моих отцов. Царствие им небесное! Два года тому назад случайно была раскопана могилка Батюшки Нектария. Белье и чулочки истлели, а тело белое. Мир праху Твоему, дорогой Батюшка! Обращение спирита Из книги В.П. Быкова, бывшего редактора одного из самых влиятельных спиритических журналов в России в начале XX века «Тихие приюты для отдыха страдающей души». Москва, 1913 г. В настоящее время Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни, как мы говорили выше, представляет собою центральный пункт для оптинских богомольцев. И, действительно, и по внешнему виду и по внутреннему укладу эта святыня является поистине красотой всей России. Достаточно выйти из пустыни на ту очаровательную дорожку, которая идет к скиту, чтобы вашу душу охватило какое-то исключительное по своему настроению чувство. Перед вами развертывается с обеих сторон чудная, густая сосновая аллея, и вы сразу чувствуете, что переходите в какой-то совершенно иной мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Вот, кажется, простые доблести, но верность им в течение долгих лет говорит о многом. Пищу он принимал только в трапезе, а в келии утром и вечером пил чай, сам себе ставя самовар. Соседа по келии, монаха, считавшегося его келейником, он для своих дел никогда не привлекал, а сам топил печь, убирал келию и приносил воду. Полы мыл сам два раза в год. Много времени отдавал саду, занимаясь прививкой и обрезанием ветвей. Служа по чреде в храме, он все равно свободное время употреблял на труды вместе с братией – убирал картофель, рубил капусту и тому подобное. Келии своей не оштукатуривал и не оклеивал обоями. Делая замечания, не возвышал голоса. Не сидел, разговаривая с подчиненными. По примеру старцев постоянно читал аскетические книги, стараясь делом исполнять прочитанное. Он смиренно считал себя последним грешником и ни с кем за свою жизнь не поссорился. 7 января 1889 года отец Флавиан во время болезни принял по совету старца Амвросия от отца Исаакия схиму. Духовная дочь отца Флавиана Наталья Петровна Киреевская (переданная ему отцом Иларионом) много позаботилась о том, чтобы духовный отец ее имел хорошее питание во время болезни, лекарства и все необходимое. Но все же от употребления рыбы Великим постом он решительно отказался. Скончался он 30 мая 1890 года и 1 июня был похоронен возле могилки старца Илариона. В некрологе, напечатанном в «Калужских губернских ведомостях», было отмечено, что, «сделавшись казначеем, отец Флавиан всего себя посвятил на самую тяжкую трудовую жизнь, день и ночь служил Господу и ради Господа на пользу обители. ...И ранним утром, и днем, и в вечернее время отца Флавиана в одежде простого послушника всегда можно было встретить при исполнении многочисленных монастырских обязанностей, зорко следящим за правильным течением хозяйственной части обители. Без преувеличения можно сказать: настоящее цветущее состояние Оптиной пустыни, и в особенности ее хозяйства, весьма многим обязано именно неусыпным 28-летним трудам почившего отца казначея» 253 . Прежде чем перейти к рассказу о старце Амвросии, чтобы уж потом не прерывать столь значительной темы, обратимся к двум своеобразным и по-своему замечательным личностям: это – схимонах Карп (слепой) и иеромонах Климент (Зедергольм) , поступивший в Иоанно-Предтеченский скит в 1862 году. Расскажем сначала о первом. Отметим, что Карп слепой и отец Климент как бы противоположны друг другу в своем образовательном состоянии: Карп – крестьянин, человек почти неграмотный и «простец», а отец Климент – разносторонне образованный, более того – ученый монах. Тем не менее – что удивительно, но в православном монашестве закономерно – их монашеское устроение одинаково в своих главных чертах. Здесь они равны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Молодой человек, хотя и без памяти, так сказать, стремился к Богу, на путь святых отцов-постников, однако, конечно, пылал еще всеми страстями, и чревоугодием в частности. Ибо пост легко уживается с гортанобесием, блуд с любовью к ближнему, молчание – с кичливостью, воздержание от порока – с чувством грусти и так далее без конца! Как это бывает, не всякий сумеет объяснить, но это бывает. И вот, когда наш постник пришел на общую трапезу, он прежде всего, как свойственно мирскому, старающемуся «опередить» монахов, осудил насельников сей славной на всю Россию пустыни за четыре блюда на столе. Монахи и – шутка сказать – четыре кушанья! Когда в деревне жили, небось «щи лаптем хлебали» и картофелина картофелину в миске не могла сыскать, а тут, на-ко, какая гастрономия! Понятно, человек, который составил себе самочинное житие по рецептам египетских подвижников четвертого века и держал себя впроголодь... иначе мыслить тогда не мог. Но когда он сел за стол – новое искушение. Не успеет он три-четыре-пять раз окунуть ложку и поднести ее ко рту, как уже звонят к перемене кушанья... Что делать постнику? Быстро хватать и давиться как будто стыдно, хотя помысл и нудит, сердце болит, что не наешься, а до ужина еще далеко, мысль все время в напряжении, вот-вот опять сейчас позвонят; наверно, и раздражение было... Со временем это прошло, как на опыте я то изведал по другим обителям (в Оптиной после не пришлось уже быть)» 80 . . Монастырский быт, в силу своего внутреннего устройства, основанного на опыте святых аскетов, и обличая самовольство строптивого новичка, и подсказывая правильное направление в духовном самовоспитании, и требовал рассудительности, осторожности в оценках, внимательности. Главное же, что привлекало в монастыре, – скромно-тихий Иоанно-Предтеченский скит, где жили старцы-подвижники (его тронул здешний обычай на исповеди становиться перед ними на колени), и особенно их знаменитый скитоначальник, игумен, не только обративший внимание на молодого паломника, но и поддержавший его настроение, благословив на духовный путь и предусмотрительно бережно приоткрыв завесу будущего (что потом, в трудную, решающую минуту помогает сделать правильный выбор).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) По образу древних. Иоанно-Предтеченский Скит Оптиной Пустыни (рассказ с прологом и эпилогом в 15 главах) Пролог Трепет объемлет, когда подумаешь, сколь священна эта земля, – вот этот малый участок русских пространств, на котором расположен Иоанно-Предтеченский Скит Свято-Введенской Оптиной Пустыни! Не оградой из камня или дерева он обнесен, сохраняя в себе, несмотря на все катастрофические повороты истории, благодатный мир Христов, – не оградой, – а живой, неумолкающей молитвой, достигающей небес: молитвами великих преподобных старцев Оптинских, многих поколений живших здесь иноков, богомольцев, собиравшихся сюда со всей Святой Руси, ибо здесь, как они полагали, к небу всего ближе, хотя и не на горах стоит знаменитый среди православных Оптинский Скит. Где-то людские толпы удивляются великолепным дворцам, построенным знаменитыми архитекторами, расписанным великими художниками, наполненным диковинными и драгоценными изделиями, но нет большего благоговения и сердечного умиления для православного человека, чем при взгляде на небольшие домики Скита, где жили преподобные старцы: это и домик скитоначальников, где жили святые отцы наши Макарий, Анатолий (старший), Варсонофий, Феодосий, и «хибарка» старца Амвросия, приютившая после него преподобного Иосифа, затем преподобного Нектария. Сколько здесь, на мужских и женских половинах (вход для женщин был вне Скита, для мужчин изнутри), перебывало жаждущих вечного спасения людей всех сословий, но более всего из простого народа! Сколько здесь было пролито слез, сколько прозвучало чистосердечных исповедных признаний, сколько разорвано было бесовских пут, сколько надежд возродилось! По вечерам шли к старцам из своих келлий иноки для откровения помыслов. Зимой, среди синеющих в сгущающихся сумерках сугробов, мимо молчаливого храма Иоанна Предтечи, осыпанного поблескивающим от света луны или звезд снегом, мимо могучих кедров и приземистых яблонь, по дорожкам, поскрипывающим под ногой от мороза… Весной, когда весь Скит безмолвно радуется, благоухая белым цветом яблонь, множеством всюду пестреющих цветов, когда в окнах храма и на крестах начинает плавиться золотом мирный закат… Летом, когда стрекочут кузнечики в траве, наливаются яблоки, созревают вишни, а в траве и на листьях деревьев сверкают искры дождевых капель… Осенью, когда Скит особенно тих и задумчив, подобно человеку, подошедшему к зрелой поре своей души, когда всюду светится золотое увядание, – в траве, среди цветов, в окружающем Скит лесу… Так ходили будущий старец Амвросий к старцу Макарию и старец Варсонофий, седовласый послушник, к старцу Анатолию, а потом рясофорный инок Николай, будущий преподобный Никон, к старцу Варсонофию.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни 21 июля 2017 г. 11:18 Утром 21 июля 2017 года, в день празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни . В скиту Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храм в честь Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святейший Владыка также побывал в келии преподобного Амвросия Оптинского, после чего ознакомился с ходом восстановительных работ в храме святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского с нижним храмом в честь Собора Архангела Михаила и осмотрел другие монастырские постройки.  В беседе с братией скита Святейший Патриарх Кирилл отметил, что монашеский подвиг состоит прежде всего в молитве. «Желаю помощи Божией, чтобы Господь давал вам внутреннюю радость, удовлетворение от того, что вы делаете. Потому что обязательно человек должен получать отдачу или удовлетворение от всего — от рукоделия своего, от послушаний, которые несет, от молитвы», — сказал Святейший Владыка, преподав братии Патриаршее благословение. Из Иоанно-Предтеческого скита Святейший Патриарх Кирилл направился в Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь в Шамордино, где возглавил служение Божественной литургии. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4965996.ht...

Обращение Святейшего Патриарха Алексия к читателям книги «Летопись Иоанно-Предтеченского скита Свято-Введенской Оптиной пустыни» 17 июня 2008 г. 17:30 Летопись в двух томах , изданная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, освещает историю Иоанно-Предтеченского скита Свято-Введенской Оптиной пустыни с самого его основания в 1821 году и до закрытия в 1920-е годы. Читателям книги «Летопись Иоанно-Предтеченского скита Свято-Введенской Оптиной Пустыни» Дорогие братья и сестры! Козельская Введенская Оптина Пустынь — один из самых известных и почитаемых православным народом монастырей нашего Отечества. На протяжении многих столетий поток богомольцев, ищущих утешения и поддержки в ограде монастыря, был зримым воплощением дара духовной силы и мудрости, приобретенного насельниками обители, не спрятанного под спудом, но поставленного на свещнице, чтобы «ходящие видели свет» (Лк. 8:16). Пустынь оказалась запечатлена в истории православного монашества благодаря жизни и деятельности в ее стенах многих великих святых нашей Церкви, сияющих своим смиренным величием подобно звездам на небосводе и оказавшим заметное влияние на духовную и культурную историю России. Особое место в истории монастыря занимает Иоанно-Предтеченский скит, связанный с именами старцев Оптиной Пустыни, а также с исповедниками и мучениками советской атеистической эпохи. Отрадно видеть, что сегодня в период повсеместного возрождения Православия в нашем Отечестве вновь с огромной силой проявляется интерес к традициям русского иночества, свидетельством чего является выход настоящей книги. Обильно представленные фотоснимки способны зримо представить историческое становление и современное состояние скита, все периоды его создания, закрытия и благодатный и спасительный путь возрождения. Полагаю, что читатели найдут в книге много интересного и поучительного, а, кроме того, для некоторых из них данное издание вполне может стать дверью к пониманию феномена православного монашества, и продемонстрировать его поистине неоценимое влияние на общий дух и развитие нашей национальной культуры и цивилизации. Сердечно желаю всем читателям настоящей книги полезного чтения, а также помощи Божией и всяческого преуспеяния «в познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. З:18). +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/423794.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010