В 1895 году вследствие сильного обветшания Сретенский и Рождество-Иоанно-Предтеченский храмы были разобраны, а на их месте заложен новый трёхпрестольный храм в честь Сретения Господня с приделами: правый - в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», а левый - в честь Святителя Тихона Задонского. В 1899 году было окончено его строительство, и 25 июля того же года храм был освящён Астраханским епископом Сергием (Серафимовым). Боковые приделы были освящены не сразу, так как из-за несоблюдения некоторых технических требований они не были приняты строительной комиссией. Только 13 сентября 1909 года в день воспоминания освящения храма Воскресения в Иерусалиме был освящён правый придел Сретенского храма в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». В следующем году, 13 августа, был освящён и левый придел в честь Святителя Тихона Задонского. Вместе с разборкой двух древних храмов, Сретенского и Рождества Иоанно-Предтеченского, в 1895 году в Иоанно-Предтеченском монастыре были перестроены все деревянные братские кельи, шедшие вдоль северной стороны. Вместо них были построены каменные кельи и примыкающая к ним братская трапеза, а также и другие монастырские службы: баня (в северо-восточном углу), погреба, кладовые (тянущиеся вдоль восточной стены), дом для монастырской прислуги (у южной стены) и располагавшиеся рядом каретная с конюшней. В 1895 году старый настоятельский дом был разобран и выстроен новый каменный двухэтажный настоятельский дом. В его верхнем этаже помещались кельи для настоятеля, а в нижнем - церковно-приходская школа, содержавшаяся на средства монастыря. В начале XX века в монастыре были игумен, 8 монахов и 5 послушников. В 1919 году сам монастырь был закрыт, однако храмы продолжали действовать до 1929 года. Закрытые Иоанно-Предтеченский монастырский собор и колокольня с церковью Иона Воина тут же были снесены. Третий из монастырских храмов - в честь Сретения Господня был предоставлен местной обновленческой общине, но в начале 1930-х годов и его закрыли. В течение многих лет Сретенский храм использовался как складское помещение реализационной базой «Заготзерно». Сретенский храм был возвращен Православной Церкви в 1989 году и освящен в честь Усекновения Главы Святого Пророка Иоанна Предтечи. Сейчас он выполняет роль соборной монастырской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01043

Служили 2 священника. Старший священник Чижов Алексей Александрович 1863 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1884 года. Младший священник – Авессаломов Василий Александрович 1870 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1893 года. Строительство собора Начинала строительство монахиня Паисия, назначенная в 1899 году исполняющей должность настоятельницы монастыря.В этом году епархиальный архитектор Дружинин признал тесный Иоанно-Предтеченским храм ненадёжным. В 1900 году церковь осматривал инженер Альберти В.А. и сделал вывод, что храм нужно перепланировать и расширить его. В 1906 году игумения Паисия подала рапорт о построении нового собора на месте прежней церкви, обосновывая просьбу тем, что Иоанно-Предтеченская церковь не представляет художественной ценности. Вологодский епископ Никон не разрешил разобрать Иоанно-Предтеченскую церковь. В 1907 году решено строить новый храм на новом месте по проекту художника-архитектора Курицына Владимира Николаевича. В 1908 году проект утверждён. В 1909 году заложен храм, игумения Паисия просит выдать монахине Агнии (Алфимовой) и рясофорной послушнице Евгении Бетехтиной книгу для сбора средств в Пермской, Тобольской и Омской епархиях. Священный Синод отклонил эту просьбу. Собор строится на собственные средства монастыря. В 1912 году игумения Паисия умирает и дело её продолжает игумения Аркадия. Средств не хватает, и в 1913 году игумения Аркадия просит выдать монахине Евстолии (Шемякиной) и рясофорной послушнице Евдокии Матвеевне Поповой книгу для сбора средств. Разрешение от Священного Синода получено, но начинается война. В 1915 году никакие работы по строительству собора не проводились. После революции 1917 года В 1918 году все монастырское имущество передано Предтеченской производственной общине. В 1920 году планировалось объединить 3 производственные общины Гледенскую, Иоанно-Предтеченскую и Яиковскую (все бывшие женские монастыри) в единую коммуну Путеводная Звезда. Монахини старше 50 лет в Путеводную Звезду не допускались. Их переводили в Гледенскую общину, которой предназначалось выполнять функции богадельни. Проект объединения не осуществился. В 1921 году все монахини выселены из Иоанно-Предтеченского монастыря, в 1922 году службы в Иоанно-Предтеченской церкви прекратились.

http://sobory.ru/article/?object=12554

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в день престольного праздника Иоанно-Предтеченского ставропигиального монастыря 7 июля 2023 г. 13:37 7 июля 2023 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы, отмечающий престольный праздник. У врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали настоятельница Иоанно-Предтеченской обители игумения Елисавета (Никишкина), председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий.  В соборном храме Иоанно-Предтеченского монастыря Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию.  Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Донского ставропигиального монастыря ; протоиерей Александр Фарковец, благочинный Донского округа Московской епархии , настоятель храма Ризоположения на Донской улице г. Москвы; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; столичное духовенство.  Среди молившихся были игумения Елисавета (Никишкина) и насельницы обители, православная молодежь, прихожане и паломники.  Богослужебные песнопения исполнил хор Иоанно-Предтеченского монастыря (регент — Л.Г. Сафонова). Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил диакона Илию Фарковца, клирика храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы, в сан пресвитера.

http://patriarchia.ru/db/text/6040875.ht...

Одной из интересных страниц истории монастыря является пребывание здесь с 1785 года монахини Досифеи, бывшей, как полагают историки, дочерью императрицы Елизаветы Петровны, которая вела в монастыре затворнический образ жизни, а высота ее духовной жизни была хорошо известна в Москве. Одним из наставленных ей на путь монашества был Тимофей Путилов, который впоследствии был пострижен в монашество с именем Моисей и ставший известным оптинским старцем и архимандритом. Расцвет монастыря приходится на вторую половину XIX века, и связан он был с именем святителя Филарета, митрополита Московского, поддержавшего восстановление монастыря по общежительному уставу. Однако в силу разных причин строительство монастырского комплекса было завершено только в 1879 году. Главные святыни монастыря — иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елизаветы Чудотворицы — святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Иоанна Предтечи с обручем уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили за ним крестным ходом. Ныне древний образ помещен на историческое место в Соборе, а точная копия с частицей святых мощей Иоанна Предтечи находится в монастырской часовне. К киоту иконы св. Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч. На нем полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Этот обруч, надеваемый с верой и молитвой ко св. Иоанну Предтече паломниками на голову, известен со второй половины XIX века. По материалам книги " Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории " . - М., 2005 Святыни Иоанно-Предтеченского  монастыря: Иоанно­-Предтеченский монастырь, выстроенный во имя проповедника покаяния, возвестившего явление Христа Спасителя в мир, находится в самом центре Москвы, вблизи от Кремля. Обитель расположена в части Москвы, называемой Белым городом; она дала название и самой местности — «Ивановская гора». Монастырь считается одним из древнейших в Москве. Иоанно­-Предтеченский монастырь первоначально был мужским и существовал с начала XV века на другом берегу Москвы­-реки — в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. Первое известие о Московском Ивановском монастыре содержится в летописях под 1415 годом при описании чуда, сопровождавшего рождение великого князя Василия II Темного. В 1530-­е годы после рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего царя Иоанна Васильевича, был перенесен на Кулишки. Здесь на новом месте, при сохранении старого посвящения, монастырь стал женским.

http://sobory.ru/article/?object=04846

В первой половине 1920-х гг. границы Казанской Епархии были приведены, в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья, в ее состав вошли Татарская, Чувашская, Марийская АССР. В 1946 году открыта новая Чебоксарская и Чувашская епархия, в 1993 году – Йошкар-Олинская и Марийская и с этого времени Казанская епархия включает только территорию Республики Татарстан. В дореволюционное время архиереи, управляющие Казанской епархией носили титул «Казанские и Свияжские», кроме митрополита Гермогена, титулованного как «Казанский и Астраханский», митрополита Иоасафа – «Казанский и Болгарский», в 1795–1831 гг. казанские архиереи носили титул «Казанские и Симбирские». В советское время до 1950 года архиереи именовались «Казанскими и Свияжскими», в 1944-58 – «Казанскими и Чистопольскими», с 1958 – «Казанскими и Марийскими», с 1993 года, в связи с образованием самостоятельной Марийской епархии, титул правящего архиерея - «Казанский и Татарстанский». Святыни [ править править код ] Свято-Введенский Кизический мужской монастырь : Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Казань) : Казанско-Богородицкий мужской монастырь : Свято-Успенский Зилантов женский монастырь : Монастыри [ править править код ] Основные монастыри Казани Казанско-Богородицкий мужской монастырь [ править править код ] История Казанского Богородицкого женского монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Среди всех богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков. До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. Адрес : Россия, Казань, ул.Большая Красная 5. Телефон : 292-29-44 Подробнее... Иоанно-Предтеченский мужской монастырь [ править править код ] Иоанно-Предтеченский мужской монастырь расположен перед Спасской башней Кремля. Он был основан святителем Германом около 1564-1568 годов, как подворье им же основанного Свияжского Богородицкого монастыря. До 1595 года монастырь был без игумена. Посвящен монастырь Ангелу царя Иоанна Грозного — Иоанну Предтече.Гробница с частицей мощей Святителя Германа Казанского.

http://azbyka.ru/palomnik/Казань

 «Необходимо сказать о часовне, находящейся у главных ворот монастыря за монастырскою стеною, около новой церкви св. Иоанна Предтечи. Эта часовня, неизвестно когда кем выстроенная, в прежнее время не раз была оспариваема у Иоанно-Предтеченского монастыря другими монастырями и окончательно утвердилась за ними лишь в 1848 году. В древнейшей монастырской описи 1763 года говорится, что указом от 19 октября 1593 года в ведомство Иоанно-Предтеченского монастыря определена деревянная часовня, находящаяся у ворот монастыря, для продажи восковых свеч. Между тем мы застаем часовню уже каменною и не имеем никаких сведений относительно и перестройки из деревянной в таковую. Из дел 1832 года известно, что построение этой часовни приписывала себе Казанская Седмиозерная Богородицкая пустынь, находившаяся тогда в заведовании у Зилантова монастыря и до 1832 года пользовавшаяся ею, как своею собственностью. В этом же 1832 году игумен Иоанно-Предтеченского монастыря Ираклий обратился к Высокопреосвященному Филарету с прошением об отдаче означенной часовни во владение вверенного ему монастыря на том основании, что как положение часовни около самого этого монастыря, так и ее доходность, были бы очень полезны бедному Иоанно-Предтеченскому монастырю. На прошение последовала резолюция « …приписать оную часовню к Иоанновскому монастырю». Несмотря на это, в 1849 году Зилантовский монастырь вновь неожиданно стал хлопотать о передаче этой часовни ему. Дело, однако, кончилось в пользу Иоанно-Предтеченского монастыря, и часовня окончательно перешла в его собственность. Расположенная на самом краю горы, при спуске на Проломную улицу, она с течением времени, вследствие осыпи земли, сильно наклонилась по направлению к спуску и угрожала падением. Поэтому при постройке нового храма, тою землею, которая вырывалась для закладки фундамента новой церкви, часовня эта была обвалена со всех сторон, отчего площадь кругом ее увеличилась, и часовня приняла надлежащее положение. В настоящее время в ней продаются от монастыря восковые свечи. » 

http://sobory.ru/article/?object=57330

Вахитовский район. Иоанно-Предтеченский монастырь. Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченский собор, Иоанновский собор, Ивановский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Пожар в Казани в 1815 году стал поводом для нового большого строительства в Ивановском монастыре в XIX веке. Казанцы собрали огромную сумму — 53 тысячи рублей для восстановления поврежденных строений, 5 тысяч рублей пожертвовал лично император Александр I. Под руководством специально созданной комиссии были капитально отреставрированы многие здания, в т. ч. и обновлены фрески собора главного собора Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. Однако, собор из-за полученных повреждений в конце XIX века окончательно обветшал, к тому же небольшое помещение храма уже не вмещало увеличивающееся количество прихожан. Архиепископ Казанский и Свияжский Палладий (Раев) решил разобрать древний собор и построить его копию. Несмотря на то, что это решение вызвало протесты многих архитекторов, профессоров и казанской интеллигенции, требовавших сохранить памятник XVII века, архиепископ Палладий воплотил свою строительную инициативу в жизнь, и в 1887—1894 гг. был построен новый собор в честь Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи, повторяющий внешний облик и планировку храма XVII века, но в больших размерах (36х26 м вместо 30х19 м). В новом соборе было 5 престолов: наверху боковые приделы: свт. Иннокентия Иркутского и свт. Германа Казанского, на нижнем этаже два придела: во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» и во имя свв. Седми отроков, пострадавших в Эфессе. Изменилась планировка, вместо бесстолпной планировки древнего храма, в новом были установлены 4 мощных столпа, пол выложен мозаикой в византийском стиле. Сооружение храма обошлось почти 100000 рублей, только кирпичей было использовано более 2 млн. шт. Большая заслуга в сборе пожертвований на строительство всего монастыря принадлежит выдающемуся администратору игумену Экзакустодиану. Собор был освящен 18 декабря 1899 г. и простоял до 30-х годов XX в. По материалам:  книги «Описание Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в городе Казани» составитель П. Азлецкий, Типография императорского университета, Казань- 1898, и сайта Татарстанской митрополии. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=34014

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Псков) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Предтеченский монастырь (Ивановский) — православный мужской монастырь в Пскове. Находится на Завеличье, на Комсомольской пл. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан в 1243 г. княгиней Ефросиньей Рогволдовной, в иночестве св. Евпраксией, убитой своим мужем псковским князем Ярославом Владимировичем, известным в истории своим предательством города в 1240 году. В монастырском храме Иоанна Предтечи также погребены: княгиня Наталия (по преданию, приходится невесткой св. Князю Тимофею, и супругой его сыну Давиду), Марфа Псковская, инокиня Васса, Голендуха, инокиня Иулия, Анна, Иулиана, Мария, Александра, Ефросиния, София и Елена. В 1510 г., после присоединения Пскова к Москве, Василием III обители была дана жалованная грамота, освобождавшая монастырских людей (включая и крестьян из приписных деревень) от местного суда, от податей и подчиняла чинному суду самого князя. Осенью 1615 г. шведский король Густав осадил Псков, обосновавшись с войском на Снятной горе и на Завеличье, расположился и в стенах Ивановского монастыря. Три дня отсюда били вражеские пушки по крепостным стенам, выпущено было, если верить источникам, «700 огненных ядер, а чугунных — без счета». В 1764 году к обители приписали Ильинскую и Стефановскую церкви на Завеличье, и перевели насельниц из нескольких закрытых монастырей. В 1915 г. монастырь населяли 135 сестер. С приходом к власти большевиков монастырь был закрыт, храм закрыли в 1925 г. В июле 1944 г. во время боев за освобождение Пскова от немецко-фашистских захватчиков часть собора была разрушена снарядами и пожаром. В 1949—1959 гг. проходила реставрация храма по проекту П. М. Максимова. Восстановлено древнее позакомарное покрытие, шлемовидные главы, прежние оконные и дверные проемы, древние формы надкупольных деревянных крестов. В 1957—1958 гг. разобраны колокольня и ограда. В 1962 г. окончательно срыто кладбище, площадь у собора заасфальтирована.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

Свияжск. Иоанно-Предтеченский монастырь. Подворье Успенского Зилантова монастыря (город Казань) Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1551. Ссылки:   Адрес: Татарстан, Зеленодольский район, с. Свияжск, ул. Троицкая, дд. 1, 2, 3 Координаты: 55.7703, 48.6592 Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оста ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оставить на охраняемой стоянке перед островом. После подъема по лестнице и входа на территорию острова повернуть направо на улицу Троицкая, идти мимо Конного двора около 400 метров. Монастырь будет справа. В сезон навигации до острова можно добраться речным транспортом от речного порта г. Казань. Изменить описание Добавить фотографии Автор: Сергей и Маша Поповы Снято: 20 августа 2008 Добавлено: 29 августа 2008 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь был основан в конце XVI века и первоначально располагался в северо-западной части соборной площади Свияжска. Однако после сильных пожаров 1753 и 1759 гг. Иоанно-Предтеченский женский монастырь был переведен в помещения упраздненного в 1764 году мужского Троице-Сергиева монастыря, основанного в 1551 году. С 14 августа 2004 года образовано женское Иоанно-Предтеческое подворье Свияжского Успенского мужского монастыря. Службы совершаются ежедневно, в полном объеме. Ведутся работы по благоустройству и озеленению территории.

http://sobory.ru/article/?object=07032

товарища Синодального Обер-Прокурора, от 19 мая сего года за 2410, о том, что со стороны Министерства Внутренних Дел не встречается препятствий к учреждению женской общины при Красносельской Иоанно-Предтеченской, близ города Соликамска, церкви, на средства купцов Рязанцевых с наименованием сей общины Иоанно Предтеченскою, и 2) справку, по коей оказалось следующее: Соликамские купцы Василий и Иван Рязанцевы, в поданном Пермскому епархиальному начальству прошении, объяснили, что покойный их родитель, Соликамский купец Александр Рязанцев, еще при жизни своей, имел желание устроить женскую общину, вблизи города Соликамска, при безприходной приписной к Соликамскому Свято-Троицкому собору, Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви. Обновив и украсив означенный храм, родитель их пожелал, чтобы при этом храме был особый самостоятельный причт, и на содержание его внес капитал в 10400 руб., а на отведенной от города усадебной земле устроил приличное помещение для причта, который и состоит при Красносельской церкви с 1887 года. Вполне сочувствуя благому желанию своего родителя, они, Рязанцевы, изъявляют желание в память их отца основать при Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви женскую общину для благочестивых вдов и девиц, желающих посвятить себя на служение Богу, и для этого обязываются: 1) на отведенной от граждан города Соликамска земле, в количестве 3 десят. 1160 саж., построить помещение для 20 – 25 сестер, с необходимыми надворными строениями; 2) на содержание общины внести 10000 р., с тем, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным, а проценты поступали ежегодно на содержание общины и проживающих в ней сестер; 3) если сестры общины пожелают заниматься хлебопашеством, то они Рязанцевы, изъявляют готовность взять в аренду на 24 года от 10 до 15 десят. Близ лежащей земли от крестьян Поповского сельского общества, на что крестьяне означенного общества изъявляют свое полное согласие. Община должна состоять при Красносельской церкви и именоваться Иоанно-Предтеченскою и причт ея должен исполнять все духовные требы для общины, без обязательного вознаграждения, взамен чего сестры общины обязываются наблюдать за полною чистотою в храме, за целостию ризницы и приготовлять просфоры.

http://sobory.ru/article/?object=16250

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010