Тогда было принято решение воздвигнуть новый каменный храм. Инициатива строительства принадлежала благотворителю скита екатеринбургскому купцу Михаилу Ивановичу Иванову, впоследствии облеченному в рясофор. Работами руководил другой рясофорный монах скита — Виктор Вейденгаммер. В скитской братии были разные мнения о необходимости строительства двухэтажного каменного храма, который плохо вписывался в архитектурный ансамбль скита. Чтобы разрешить недоумения, в феврале 1901 г. рясофорный монах Иоанн (келейник скитоначальника старца Иосифа) был отправлен в Кронштадт, для того чтобы спросить благословение на постройку нового храма у почитаемого всем православным народом о. Иоанна Кронштадтского. Св. прав. Иоанн Кронштадтский дал благословение и обещал посетить скит осенью того же года, впрочем, этот приезд так и не состоялся. После этого было преподано благословение на строительство храма Преосвященного Макария, епископа Калужского и Боровского. В марте 1901 г. началось подготовительные работы, а в апреле иеромонах Нектарий (будущий старец) совершил чин освящения и закладки храма. Строительство шло быстро, и уже через год основные работы были завершены. Храм был построен двухэтажный. Верхний храм 26 октября 1902 г. освящен калужским епископом Вениамином в честь святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского. В нижнем полуподвальном помещении устроен храм в честь Собора Архангела Михаила и предполагалась братская усыпальница (по-видимому, по примеру афонских костниц; в итоге усыпальница не была устроена). Этот храм освящен 10 ноября 1902 г. настоятелем Оптиной пустыни игуменом Ксенофонтом. Выбор святых, в честь которых освящен вновь построенный храм, не случаен. Святитель Лев Катанский — небесный покровитель первого Оптинского старца Льва, а преподобный Иоанн Рыльский — тезоименит св. прав. Иоанну Кронштадтскому, благословившему строительство храма. Нижний храм освящен в честь Архангела Михаила в память о храмоздателе — рясофорном послушнике скита Михаиле (Иванове). |
Сегодня мы опять – у ног Оптинских старцев. У их благоухающих рак с мощами! В их благодатном доме – Оптиной Пустыни. Сегодня так же, как и сто, и двести лет назад сюда приходили богомольцы. Мы приходим, отряхивая пыль дороги, отряхивая пыль греха, омываясь водой покаяния и молитвы! За это время изменились внешние формы: раньше приезжали сюда на бричках и дилижансах, а сегодня – на электричках, автобусах, «мерседесах» и BMW. Прежде надевали фрак или кафтан, сегодня – джинсы и современную стильную одежду. Когда-то письмо старцу шло месяц, перевозимое на лошадях или с почтовыми голубями! Сегодня с помощью мобильного телефона через секунду мы слышим знакомый голос в трубке! Изменилось очень многое! Прогресс технический, как некая неумолимая фантастическая машина, движется вперед! Не изменились только человеческие грехи, страсти и пороки. Да! Они стали изощреннее, коварнее, тоньше... Но суть их осталась та же! Купец XIX века, приезжавший к старцам Амвросию или Иосифу, каялся в жадности, гневливости, осуждении, злопамятности... Сегодняшний состоявшийся предприниматель, бизнесмен страдает тем же и кается в тех же грехах! Молодой красивый офицер Царской Армии рассказывал старцам, что никак не может избавиться от блудной страсти и винопития... Современный молодой человек из Москвы или Брянска ищет выход из той же губительной болезни, только еще наркотики прибавились. Федор Достоевский, теряя упование на Бога, приезжал в Оптину после смерти трехлетнего сына за утешением. Сегодня тысячи людей ищут утешения, припадая молитвенно к старческим мощам. Раньше крестьянка жаловалась, что у нее дохнут индюшки. Сегодня все мы обращаемся к Оптинским старцам с множеством наших проблем и искушений, мелких и крупных, простых и очень тяжелых и запутанных! У каждого из нас – свои «индюшки», свои тупики, свои вопросы к Оптинским старцам! Золотой век Оптиной Пустыни, благословенное Старческое столетие – это время с 20-х годов XIX века, когда Промыслом Божиим по благословению святителя Филарета Киевского был основан Иоанно-Предтеченский Скит, и в нем поселились первые старцы – преподобные Моисей и Антоний Путиловы, и до 20-х годов безбожного русского лихолетья, когда старца Нектария увезли в Холмищенскую ссылку, отца Никона сослали в далекую Пинегу, а отца Исаакия расстреляли под Тулой... Как же так получилось, что маленькая обитель, затерявшаяся в Калужских просторах, вмещала в себя целую Вселенную человеческой боли? В чем загадка того, что в то время, когда многие представители русской интеллигенции отошли от Церкви, увлеклись гуманизмом и забыли дорожку в храм, сюда не оскудевал поток образованных людей, ищущих Смысл Жизни? Почему люди порою до недели ждали у старческого порога, чтобы услышать из святых уст несколько лаконичных простых слов? |
Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Севастьян Карагандинский, прп. - житие Блаженный старец схиархимандрит Севастиан (Стефан Васильевич Фомин) родился 10 ноября (28 окт.) 1884 г. в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. Отца звали Василием, мать — Матроной. Они имели троих сыновей. В 1888 г. родители возили детей в Оптину Пустынь к старцу Амвросию. На всю жизнь запомнил Стефан это посещение и ласковые глаза благодатного Старца. Когда Стефану было 4 года, умер отец, а через год умерла и мать. Главой семьи остался старший брат Иларион. Средний брат Роман избрал путь иноческой жизни и в 1892 г. был принят послушником в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной Пустыни. Рано узнал Стефан тяжесть сиротства. Учился он хорошо, любил чтение и молитву, был смирен и кроток, за что сверстники дразнили его «монахом». Радостным утешением было для Стефана посещение в свободное время среднего брата в Оптиной Пустыни. Укрепившись в своем желании иноческого жития, в 1909 г. с разрешения старшего брата Стефан приезжает в Оптину Пустынь, где становится келейником старца Иосифа. Находясь при старце, Стефан обрел в нем великого духовного наставника. Иеросхимонах Иосиф был ближайшим учеником великого старца Амвросия, ближайшим по духу, по силе послушания, преданности и любви. По кончине его Стефан перешел под духовное руководство старца Нектария и в 1912 г. был пострижен в рясофор. В о. Нектарии была прекрасная человеческая простота, и даже самое черствое сердце чувствовало искренность его великой любви. Так, под руководством старца, возрастал духовно его ученик и будущий старец о. Севастиан, впитывая в душу свою любовь, мудрость и смирение своего дивного наставника. Пострижение в мантию с именем Севастиан о. Стефан принял в роковом 1917 г. Прогремела революция, началось время гонений на Церковь Христову. 23 (10) января 1918 г. декретом СНК Оптина Пустынь была закрыта, но монастырь продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. |
Отец Макарий родился в дворянской семье Ивановых 20 ноября 1788 года, учился в приходском училище города Карачева. Осиротев, он, после попыток вместе с братьями заняться хозяйством по имению, ушел в монастырь, в Богородицкую Площанскую пустынь на Площанском озере, – это было в декабре 1810 года. Здесь, проходя разные послушания, он был учеником отца Афанасия, воспитанника преподобного Паисия. Старец Афанасий имел небольшую, но весьма весомую монашескую библиотеку, – это были переписанные и переплетенные рукописи, списки с переводов, сделанных преподобным Паисием с греческого языка. Здесь были самые основные аскетические труды православной древности: сочинения Макария Великого , Иоанна Лествичника , Исаака Сирина , Максима Исповедника , Феодора Студита и другие. Отец Макарий их не только изучал, но и усердно переписывал. В 1817 году отец Макарий был рукоположен в иеромонаха. Десять лет спустя отец Макарий уже и сам духовный наставник: 30 января 1827 года он был назначен духовником Севского Орловского девичьего монастыря. Отец Леонид прибыл в Площанскую пустынь 6 октября 1828 года. Сюда, вслед за ним, приехало несколько его учеников, среди которых был и Димитрий Брянчанинов, будущий святитель Игнатий, который занял вместе со своим сотаинником и другом Михаилом Чихачёвым отшельническую келию в глубине сада. Об этой келии и об этом саде он позднее написал духовно-художественный прозаический этюд «Сад во время зимы». В апреле 1829 года отец Леонид перешел наконец в Оптину пустынь, в Иоанно-Предтеченский скит. Послушники Брянчанинов и Чихачёв пока оставались в Площанской обители. Остался здесь и отец Макарий, который вскоре начал переписку с отцом Леонидом. Вскоре после отбытия отца Леонида приехал в Площанскую пустынь старец Василий (Кишкин), иеромонах, бывший настоятель Белобережской пустыни, некогда собеседник святителя Тихона Задонского и преподобного Паисия. Здесь он провел последние три года своей жизни. Отец Макарий получал большое утешение в духовных беседах с ним. А в скит Оптиной пустыни отец Макарий попадет только в 1834 году, так как ему пришлось по послушанию много времени провести в Севске: владыка Никодим послал его наблюдающим за постройкой училищного корпуса и каменной ограды. А оттуда тот же владыка повез его с собой в Петербург, где поручил ему исполнение должностей казначея и эконома при архиерейском доме. Выехал отец Макарий в октябре 1831 года и имел великое утешение в начале пути навестить в оптинском скиту отца Леонида, которому потом писал из северной столицы: «Хотя малое время сподобил меня Господь быть у вас и видеть вас, но я и сие приемлю за неизреченную ко мне милость Божию и благодарю Его благость. Молю, да и впредь сподобит меня не только временно, но и всегда быть при вас и вашими молитвами и наставлениями устроить мою жизнь» 92 . |
Святитель Антоний, митрополит Тобольский (1671–1740) — один из самых известных миссионеров и просветителей Сибири. Получив образование в престижном на тот момент учебном заведении — Киевской духовной академии, святитель принял монашеский постриг. По личному указу императора Петра I Антоний, будучи уже архиепископом, был возведен в сан митрополита Тобольского и Сибирского. Здесь святитель много потрудился на миссионерском поприще, направляя проповедников на Камчатку и в Китай. Также святой поднял общий образовательный уровень своей митрополии. В частности он реформировал Славяно-русскую школу в Тобольске, введя в число преподаваемых предметов латинский язык, на котором тогда писалось большинство научных трудов. Святитель Антоний был причислен к лику святых в 1984 году. Преподобный Антоний Оптинский (1795–1865) — один из основателей Иоанно-Предтеченского скита, чьим начальником он был 14 лет. Святой смог принять монашеский постриг не сразу после совершеннолетия: препятствовали семейные обстоятельства и сам юноша со всей обстоятельностью пытался обдумать свой будущий путь. Наконец он тайно покинул родительский дом и несколько лет прожил в Орловской губернии, в монастыре, где подвизался его старший брат (впоследствии - преподобный Моисей Оптинский). Позже он принял постриг и переселился в Иоанно-Предтеченсий скит Оптиной пустыни , который позднее возглавил и руководил его устроением. В 1839 году Антоний был назначен игуменом Свято-Никольского Черноостровского монастыря (город Малоярославец). Здесь трудами святого возродилась утраченная духовная жизнь монашествующих. Уйдя на покой в Оптину пустынь, незадолго до своей кончины преподобный Антоний принял схиму. Причислен к лику святых на Архиерейском соборе 2000 года. Великие и известные люди с именем Антон: Антонио Вивальди (1678–1741) — знаменитый итальянский композитор, родился в Венеции в семье скрипача. Первые уроки музыки он получил от отца, а позднее вместо него возглавил капеллу в соборе святого Марка. В 1703 году Антонио отказался от церковной карьеры и стал Maestro di Violino (мастером скрипки) в детском доме и музыкальной школе в Венеции — «Оспедале делла Пьета». Позднее композитор был назначен управляющим консерватории «Пьета» («Pietà») и приглашен в Мантую, где писал музыку для герцогского двора. В общей сложности Антонию Вивальди сочинил 90 опер, а также 517 концертов, один из которых — знаменитый цикл «Времена года». Всеми забытый и больной великий композитор скончался в Вене в возрасте 63 лет. |
За кладбищем к юго-востоку виден небольшой одноэтажный деревянный домик настоятеля пустыни. Далее, вдоль монастырских стен тянутся корпуса монастырских зданий, в которых помещаются трапезная, мастерская и келии монастырских братий. Весь монастырь окружен выбеленною кирпичною оградою с башнями по углам... Через восточные ворота мы выходим в чащу окружающего Оптину пустынь леса и по узенькой дорожке, проходящей между огромными соснами, доходим до скита во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи... Переступив порог Святых врат, мы сразу проникаем в мир особенного глубокого безмолвия, как будто бы здесь, за этим порогом, нет ни одной живой души человеческой. В то же время нас поражает богатство разнообразных цветов, которые широкими лентами тянутся вдоль всех дорожек скита... Мы идем к небольшой деревянной церковке, стоящей прямо против Святых врат. Церковь эта отличается особенною простотою. В сенях стоит ведро со свежею, чистою водою и около него кружка. Внутри скит имеет следующее расположение. Направо от Святых врат находится знаменитая келья старца иеросхимонаха Амвросия. Это – небольшой домик, выходящий окнами в цветник. Такой же точно домик находится и по левую сторону от Святых врат, и в нем обычно проживали начальники скита... По всему скиту между деревьями разбросаны другие небольшие домики... В конце скита находится небольшой пруд с кое-какой рыбой, а дальше – пчельник. Литургия в скиту совершается только по субботам, воскресеньям и праздникам, в остальные же дни только вечернее правило. Братьям предоставляется совершать молитвенное правило по своим кельям. Здесь же, в скитской ограде, находится и братское кладбище скитян. Таковы внешний вид и расположение Оптиной пустыни и принадлежащего к ней Иоанно-Предтеченского скита. Прибавим еще, что этот монастырь как бы притиснут огромным, густым и тенистым лесом к берегу Жиздры, на противоположной стороне которой расстилается ровный, светлый и веселый луг. В Оптинском лесу имеется неисчерпаемое богатство разного сорта грибов и ягод, особенно земляники и брусники, протекает источник железистой воды и имеется сернистый Пафнутиевский колодезь, при котором устроен бассейн, где купаются богомольцы. В Оптинском лесу водятся и волки, которые по зимам иногда появляются около самого монастыря» 8 . Теперь, когда читатель хотя и бегло, но познакомился с расположением Оптиной пустыни и ее скита, как бы приехав сюда вместе с протоиереем Сергием Четвериковым , перейдем собственно к истории любимой в России обители, к истории, складывавшейся трудно, но давшей столь благодатные плоды в период существования в ней старчества. Господи, благослови. 8 Четвериков С., прот. Оптина пустынь//Четвериков С., прот. Правда христианства. М., 1998. С. 341–347. Читать далее Источник: Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители/Сост. монах Лазарь (Афанасьев).– М.: Изд-во Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2016.– 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное |
В новую историю Оптиной болью и кровью вписаны имена её трёх подвижников, принявших мученическую кончину в монастыре в первый день Пасхи 1993 года. Видимо, тёмным силам было неугодно возрождение монашеской жизни в этой прославленной обители. И тогда их орудием стал поклонявшийся сатане и потерявший разум преступник, совершивший ритуальное убийство трёх оптинских монахов. Впоследствии убийца рассказал, что бесовские голоса внушали ему убить священнослужителей. Невинная кровь мучеников пролилась на святые для России и для всего православного мира могилы великих старцев. Вот как произошла эта трагедия. Пасха 1993 года в Оптиной пустыни началась, как обычно, с пасхальной полунощницы, за ней, по установившейся традиции, был крестный ход в Иоанно-Предтеченский скит. Затем началась пасхальная заутреня, переходящая в раннюю литургию. Служба закончилась в шестом часу утра. После праздничной трапезы иноки Трофим и Ферапонт вернулись на монастырскую звонницу, чтобы возвещать всем людям радость о Христе Воскресшем. Через какие-то десять минут пасхальный звон оборвался. В монастырский медпункт и в келью наместника прибежали встревоженные паломники и сообщили, что звонарей не то избили, не то убили. Выбежавшие насельники в предрассветных сумерках увидели на помосте звонницы двух иноков. Оба лежали неподвижно. Понять ничего было невозможно: наверное, кто-то их так сильно ударил, что они потеряли сознание, а может быть, сильно ушиблись, когда падали. Какая-то женщина вдруг воскликнула: «Смотрите, вон ещё третий!..» На дорожке, ведущей в скит, увидели ещё одного лежащего на земле монаха. Это был иеромонах Василий, отправлявшийся исповедовать богомольцев на скитской литургии, которая началась в шесть утра. Он не проронил ни единого стона, и только по его глазам можно было догадываться о той боли, которую он испытывал. Отца Василия на руках перенесли во Введенский собор и положили напротив раки с мощами Амвросия Оптинского . Брат Владимир начал делать перевязку – рана была ужасной, сквозной. |
Разделы портала «Азбука веры» ( 41 голос: 4.3 из 5) Владыка оптинского духа Оптинские связи епископа Михея (Алексеева) (1851–1931) Каждую неделю причащался Святых Христовых Тайн в Андреевском соборе Кронштадта командир 7-го флотского экипажа капитан 1-го ранга Михаил Федорович Алексеев, морской офицер из дворян. Он в течение почти двадцати лет, с 1872 года, был духовным чадом протоиерея Иоанна Ильича Кронштадтского и считался своим человеком в соборе – батюшка разрешал ему прислуживать в алтаре. И вот Великим постом 1890 года, ненастным мартовским днем пришел он к отцу Иоанну с горестным известием о скоропостижной кончине своей молодой супруги. Сразу же после похорон потрясенный горем капитан по благословению своего духовного отца подал рапорт об отставке и вскоре получил ее. Судьба его резко изменилась, на взгляд посторонних людей – неожиданно и лишь по поводу постигшего его горя, а на самом деле закономерно: отец Иоанн, зная его благочестивое устроение и превышающую всякие земные привязанности любовь к Богу, благословил его вступить на путь монашества, идти послушником в Иоанно-Предтеченский Скит Оптиной пустыни под руководство великого старца Амвросия. Михаил Федорович увидел в этом волю Божью, оставил все и 30 марта уже был в обители, о которой он знал и раньше и всегда считал, что этот монастырь «самой строгой жизни». Старец Амвросий с любовью принял его под свое крыло. «Я здесь укрепился, – писал впоследствии владыка, – оставил земную суету и, вдумываясь в свои дела, исправлял свои недостатки под руководством старцев. Там я думал остаться навсегда». Два с половиной года пробыл Михаил Федорович в Скиту. Осенью того же, 1890 года, 13 октября, старец Амвросий послал двух скитян в Петербург – монаха, заведовавшего рыбной ловлей на реке Жиздре, и с ним послушника Михаила, как знакомого и с городом, и с обычаями в свете и при Дворе. Дело это происходило следующим образом. «В предшествовавшее этой осени лето, – писал архимандрит Агапит (Беловидов) в своем Жизнеописании старца Амвросия, – на Оптинской монастырской даче такой был удачный лов стерлядей в реке Жиздре, какого никто из старожилов не помнил. |
В 1865 году о. Карп, чувствуя приближение решительного часа, по благословению настоятеля принял пострижение в схиму. Совершенно ослабев, он слег. Болезни у него, кажется, никакой не было. Когда его спрашивали, где и что у него болит, он отвечал, что у него ничего не болит. Сознание он имел ясное и все время молился. 13 марта 1866 года, в воскресенье пятой недели Великого поста, будучи напутствован всеми таинствами, о. Карп скончался. Это совершилось в час пополудни. Глядя на новопреставленного, братия удивлялись, – лицо о. Карпа, при жизни самое простое и ничем не примечательное, стало так чисто и благообразно, так светло и даже прекрасно, что явно это было делом благодати Божией. На третий день его кончины не ощущалось от его тела никакого запаха. Вот так прославил Господь смиренного простеца-труженика, скромнейшего из монахов. Строгий инок Иеросхимонах Флавиан, оптинский казначей Феодосий Матвеевич Маленьков (в монашестве о. Флавиан) родился 24 марта 1823 года в Орле в семье купца Матвея Матвеевича Маленькова, у которого было, кроме Феодосия, еще двое сыновей и две дочери. «Моя матушка Прасковья Александровна, – рассказывал о. Флавиан, – была благочестивая и богобоязненная женщина; вставала рано и подолгу молилась. Потом, бывало, всех нас разбудит и заставит тоже молиться. Держала нас строго, не допускала с нашей стороны никаких шуток и грубых, неприличных слов». Не менее благочестивым был и отец Феодосия, – он часто бывал в монастырях, особенно в Оптиной Пустыни, где его духовником был старец Леонид. После смерти супруги Матвей Матвеевич оставил всю торговлю сыновьям и ушел в Оптину в Иоанно-Предтеченский Скит, где помогал о. Илариону и по его должности келейника старца Макария, и по уходу за цветами и плодовым садом. Потом он был переведен в обитель и нёс послушание гостинника. В монашество он был пострижен с именем Мелетия. Сын его Феодосий несколько раз приходил в Оптину и останавливался у него в келлии. Феодосия дома называли «монахом», так как он мало внимания обращал на торговлю, а всё молился, даже ходил в Киев для поклонения святыням и на пути побывал во многих обителях. Отец в монастыре! Отец не звал Феодосия туда, не тянул но Феодосии стал Оптину Пустынь считать как бы своим домом, тем более, что дома-то ему было весьма холодно: никто его не любил, да и больше того – им пренебрегали, даже часто издевались над ним, особенно жены братьев, а братья не защищали его. Впрочем, он не обижался и всё переносил с большим смирением и молился за всех. |
В конце апреля одна из его духовных дочерей видела сон, поразивший ее своей отчетливостью. Она описала его в письме преп. Никону. Виделось ей, что оптинский старец Варсонофий пришел на квартиру преподобного в Козельске и начал выносить вещи из комнаты. Когда же он взял кровать, чтобы ее вынести, она сказала: «Батюшка, зачем кровать-то выносить? Ведь о. Никону негде будет спать». Старец на это ответил: «Он собирается ко мне, и ему кровать не нужна. Я ему свою дам кровать». Страдания его к последним дням жизни уменьшились. Он не страдал умирая. Оставалась только слабость. Вспоминал он оптинских старцев и братий, приводил к покаянию своих духовных детей, называл их по именам, крестил воздух, как бы благословляя кого-то. Однажды увидел он почившего оптинского старца Макария: «А, всечестнейший батюшка, о. Макарий. Ирина, подай стул… К нам пришел старец Макарий, а ты не видишь». Сестра Ирина медлила исполнить приказание, думая, что преп. Никон бредит. «Простите, батюшка, ведь она неопытная», – тихо произнес преп. Никон и затих. До последних дней он едва слышным голосом диктовал о. Петру ответы на письма. В среду 25 июня он ослабел до такой степени, что и говорить не мог. Видя его тяжелое состояние, о. Петр поспешил пригласить архимандрита Никиту, который причастил его Святых Тайн и прочитал канон на исход души. Вечером того же дня он мирно почил о Господе в возрасте 43-х лет. В последние дни своей жизни он часто молил Господа о ниспослании ему христианской кончины. Господь услышал его молитву и даровал ему кончину праведника, безболезненную, тихую, непостыдную, мирную. Казалось, что он не умер, а заснул спокойным сном до общего воскресения. В пятницу 27 июня состоялись похороны. По словам старца Варсонофия: «Вся наша жизнь есть дивная тайна, известная одному Богу. Всегда и во всем есть некое сцепление обстоятельств, но цель этого сцепления нам не известна. Замечайте события вашей жизни. Впоследствии многое откроется». Таким промыслительным образом Господь Бог связал начало и конец духовного пути преп. Никона. Юноша Николай Беляев впервые вошел в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной Пустыни в день празднования Обретения главы Иоанна Крестителя 24 февраля. А скончался он на другой день храмового праздника скита – Рождества Иоанна Предтечи. |
| |