Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни 23 октября 2013 г. 17:03 23 октября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении митрополита Калужского и Боровского Климента и губернатора Калужской области А.Д. Артамонова посетил Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни. В храме в честь Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна от лица насельников скита Его Святейшество приветствовал скитоначальник Тихон (Борисов), который преподнес Предстоятелю картину с изображением преподобного Амвросия Оптинского, принимающего верующих. Святейший Владыка обратился к собравшимся со словом: «Отец Тихон, скитоначальник! Дорогие отцы и братья! Хотел бы сердечно поблагодарить вас за братский теплый прием, за молитву. Всякий раз, когда вступаешь на землю, отмеченную подвигами святых угодников, сердцем чувствуешь, что это особая земля. Можно совсем ничего не говорить об этом месте, но по мере приближения к святым вратам, по мере приближения к святому храму чувствуешь сердцем, что это особое место. Оно отмечено духовным подвигом святого Амвросия и практически всех оптинских старцев. Все это свидетельствует о том, что духовная энергия, которую создают люди через общение с Богом, не умирает, как не умирает человеческая душа; и чем мощнее эта энергия, тем сильнее она влияет на жизнь людей. Никакое пространство, никакое время не могут быть средостением для действия этой духовной силы, которая ведь не с неба падает на человека, а является результатом духовного опыта людей, их подвига в сочетании с Божественной благодатью. Эту духовную силу старцев мы и сегодня чувствуем — не только в их творениях, не только в их письменах, не только в их последователях, но и от соприкосновения с тем местом, где они жили. Как иконы несут на себе благодать Божию, будучи материальными предметами, точно так же несут благодать в себе храмы, кельи, дома, даже природа, в которой жили, трудились, молились, несли свои подвиги святые люди, которая облагодатствована свыше.

http://patriarchia.ru/db/text/3318879.ht...

Арх.: Архив Оптиной пуст. Фонд новомучеников и исповедников; НИОР РГБ. Ф. 214. Опт-352, 367, 368; ОПИ ГИМ. Ф. 521; УФСБ России по Калужской обл. Д. П-16298. Лит.: Червяков А. Д. Собрание Оптиной Введенской пустыни: Ф. 214//Рукописные собрания ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 272-287; Варсонофий (Плиханков), схиархим. Беседы схиархим. оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СПб., 1991; Юхименко Е. М. История музея «Оптина пустынь» (1919-1928) и обзор его архива//Письменные источники в собрании ГИМ. Ч. 2: Мат-лы по истории культуры и науки в России. М., 1993. С. 75-87. (Тр. ГИМ; Вып. 84); Житие схиархимандрита Варсонофия/Сост. В. Афанасьев. Козельск, 1995; Житие оптинского старца Никона/Сост.: мон. Мария (Добромыслова). Козельск, 1996; Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1997; Неизвестная Оптина. СПб., 1998; Амвросия (Оберучева), мон. История одной старушки: Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостию. М., 2005; Прп. Варсонофий Оптинский: Духовное наследие/Св.-Троицкая Сергиева Лавра. Серг. П., 2005; Каширина В. В. Лит. наследие Оптиной пуст. М., 2006; Жизнеописание схиигум. Павла (Драчёва)//Оптинский альманах: 20-летию открытия Оптиной Пустыни посвящается. Козельск, 2007. С. 31-39; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Козельск, 2013; Прп. Никон исповедник/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2014; Симеон (Кулагин), иером. Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни в нач. ХХ в. (1900-1923 гг.). 2015. Маш.; Жизнеописания почивших скитян. Козельск, 2016; Насельники Оптиной пустыни XVII-XX веков: Биогр. справ./Сост.: иером. Платон (Рожков). Козельск, 2017. В. В. Каширина Иконография Преподобноисп. Никон (Беляев) среди монахов Оптиной пуст. Фотография. Нач. 1920-х гг. Преподобноисп. Никон (Беляев) среди монахов Оптиной пуст. Фотография. Нач. 1920-х гг. Житие Н., составленное его духовной дочерью мон. Марией (Добромысловой), содержит описание внешности преподобного в детском возрасте: «…имел весьма привлекательную наружность - овальное, белое, с нежным румянцем лицо, ясные голубые глаза и густые светло-русые волосы» ( Мария (Добромыслова), мон. Житие оптинского старца Никона/Изд. Св.-Введенской Оптиной пуст. Козельск, 1996. С. 33. (Преподобные Оптинские старцы)). В письме встретившего Н. на этапе в Соловецкий концлагерь неизвестного лица к сщмч. Павлину (Крошечкину) охарактеризован внешний облик святого в 1928 г.: «…на вид здоровый человек, не худощавый, волосы и борода русые, роста среднего; лицо открытое, приятное... в монашеском одеянии... Всегда с книжкой в руке, всегда спокойный, тихий, молчаливый, уравновешенный…» (Прп. Никон исповедник: [Житие. Письма]/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский), иеродиак. Платон (Рожков). Козельск, 2014. С. 341. (Жития Оптинских святых)).

http://pravenc.ru/text/2566252.html

Начиная с лета минувшего, 2021 года, в Свято-Введенской Оптиной пустыни отмечали исторические юбилейные даты, связанные с основанием Иоанно-Предтеченского скита. 200 лет назад Преосвященный владыка Филарет (Амфитеатров), управлявший в то время Калужской епархией, решил обустроить в лесу рядом с Оптиной уединенное место для особых молитвенных подвигов. Под Оптинский покров он призвал монахов, которые вели жизнь отшельников в глуши Рославльских лесов. Среди этих пустынников находились будущие преподобные Моисей и Антоний (Путиловы), они приняли самое деятельное участие в планировке и возведении первых построек скита. Отца Моисея владыка назначил скитоначальником, вручив ему одновременно и духовное попечение над всем монастырем. Несколько лет спустя, по прибытии в Оптину старца Льва (Наголкина), игумен Моисей передал ему духовное окормление братии и мирян-богомольцев. Тем окончательно было положено основание Оптинскому старчеству, оказывавшему затем в течение десятилетий такое мощное влияние на всю верующую и мыслящую Россию. 30 июня 2021 года в монастыре вспоминали 200-летие благословения на основание скита, затем 200 лет закладки скитского храма в честь святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Грядет празднование 200-летия освящения этого храма – оно состоялось 5/18 февраля 1822 года. В преддверии знаменательного события мы побеседовали с насельником скита иеромонахом Никоном (Скаргой).      Отец Никон, говоря о череде нынешних юбилейных дат, можно еще вспомнить не столь большую по числу лет, но очень важную: два года назад прошли торжества в честь 30-летия возрождения Предтеченского скита, который, как и весь монастырь, был закрыт и разорен при советской власти. Чтó же значит сам факт его существования в современной жизни Оптиной? С момента полной передачи в 1990 году Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни скит начал играть самую существенную роль в организации духовной жизни монастыря. Это событие можно приравнять к обретению потерянной драхмы (Лк. 15:8) или драгоценной жемчужины (Мф. 13:44), как говорится в Евангелии. В скит переселилась тогда старшая братия, духовники отец Илий, отец Антоний. Иеромонах Василий (Росляков), убиенный в Пасху 1993-го, тоже был принят в братство скита в первую очередь; жил он тогда в хибарке старца Амвросия. С этого момента в скиту начались ночные службы, которые задали особый духовный настрой всей братии. Впоследствии, когда братство монастыря умножилось, духовникам – отцу Илию, отцу Антонию пришлось переселиться из скита в саму обитель. Но тот духовный тон, который вначале был задан их подвигом, их усердием, остался в скиту до настоящего времени.

http://pravoslavie.ru/144539.html

Во время настоятельства отца Авраамия значительно увеличились доходы Оптиной пустыни, были расширены ее имения, развернулось строительство. Построены новая каменная колокольня со святыми вратами, два братских корпуса, возведена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, больничная церковь в честь Владимирской иконы. В 1809 году по ходатайству игумена число братии было увеличено до 30 человек. По смерти игумена Авраамия на должность строителя монастыря был избран помощник его, иеромонах Маркелл. Более 20 лет прожил он в обители, но управлял Оптиной только два года и был освобожден от сего послушания согласно его желанию. В 1819–1825 годах настоятелем был игумен Даниил . Он ввел в Оптиной устав Коневского монастыря. Святитель Филарет (Амфитеатров) и основание скита Своим духовным возвышением Оптина пустынь особенно обязана святителю Филарету, митрополиту Киевскому и Галицкому (Амфитеатрову; †21 декабря 1857/3 января 1858). В бытность свою Калужским епископом (1819–1825), в 1821 году, в настоятельство оптинского игумена Даниила, святитель Филарет основал Иоанно-Предтеченский скит (1820–1821) и положил начало старчеству в Оптиной пустыни, для чего привлечены были туда братья-подвижники — преподобные Моисей и Антоний (Путиловы), подвизавшиеся до того в рославльских лесах. Святитель Филарет сам лично имел беседу с отцом Моисеем, в которой и пригласил его в Оптину для строительства скита, а 17 июня 1821 года лично же утвердил план строительства скита, представленный ему отцом Моисеем и игуменом Даниилом, после чего и началось возведение первой келлии и постройка домовой церкви для архиерейского приезда во имя Собора святого Иоанна Предтечи Господня. Скит был устроен в 360 метрах к востоку от обители. Традиции старчества и умной молитвы были положены в основание духовной жизни скита, а потом и всей обители. Освящение храма в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни святитель Филарет совершил 3 июня 1822 года и в том же году возвел монаха Моисея в сан иеродиакона и иеромонаха, назначив его духовником обители. В дальнейшем перед началом Великого поста в понедельник сырной недели Преосвященный каждый год уезжал из Калуги в Оптину пустынь, в устроенный им же самим скит, и возвращался оттуда в субботу вечером. Как известно, святитель Филарет вел строго подвижническую жизнь и, несмотря на свои архипастырские труды, до конца своих дней оставался истинным монахом. Когда в Оптинском скиту ему пытались оказывать архиерейские почести, он возражал: " Митрополит там — в другом месте, а здесь, в ските, я просто инок " . Во время посещений владыкой " своего скита " настоятель скита отец Моисей заменял ему келейника, считая за честь послужить своему архипастырю в его невзыскательных и несложных нуждах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

В Оптиной пустыни находятся книжная лавка и книжный склад пустыни, издающей с 1889 года разные духовные книги, а преимущественно святоотеческие писания в славянском и русском переводах, гостиница для богомольцев, странноприимный дом, больница для иноков, черепичный и свечной заводы. Управляет пустынью игумен. Иоанно-Предтеченский скит при Оптиной пустыни. Этот скит основан схимонахом Иоанникием в начале XIX столетия. В скиту три храма: деревянный, в честь собора Иоанна Предтечи, трапезный Казанский и новый, недавно заложенный. В Предтеченской церкви помещается местночтимый образ Знамения Божией Матери. Скитская библиотека замечательна своими рукописями, из которых обращают внимание 80 постнических слов Св. Исаака Сирина в болгарском переводе, писанные на Афоне, в 1389 году. Иоанно-Предтеченский скит отстоит от Оптиной пустыни весьма недалеко: в 170 саженях. Тихонова пустынь близ Калуги. Общежительная Тихонова обитель находится при селе Трехсвятительском, при станции «Тихонова пустынь» Московско-Киево-Воронежской жел. дороги. Расположен монастырь на правом берегу реки Вепрейки. От Калуги пустынь отстоит в 18 верстах. Тихонова обитель основана в XV веке преподобным Тихоном Калужским. В Смутное время монастырь подвергался разгрому. Некоторое время он был приписным к Донскому монастырю в Москве и самостоятельным стал лишь с 1764 года. В Тихоновой пустыни три каменных храма: соборный Преображенский, Успенский и больничный. В соборной монастырской церкви почивают под спудом моща прп. Тихона Калужского. Против северо-восточного угла обители находится построенная в 1888 году часовня в виде столба, в которой сохраняю остатки сломанного грозой в 80-хъ годах прошлого столетия векового дуба, в дупле которого уединялся прп. Тихон. В 3 верстах от обители, на истоке реки Вепрейки построена деревяная церковь в честь иконы Богоматери «Живоносный Источник». Храм устроен над колодцем Св. Тихона. При Тихоновой пустыни существуют свечной завод, странноприимный дом и гостиница для богомольцев. Управляет обителью архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Козельск (Оптино). Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Иоанно-Предтеченский скит, основанный в 1821 году Филаретом, архиепископом Калужским, впоследствии митрополитом Киевским. Сюда им вызваны были из глубины Смоленских лесов знаменитые отшельники того времени Моисей, Антоний и другие ученики Паисия Величковского. Здесь хранится чудотворная Казанская икона Божией Матери. В этом же ските находится белый каменный домик, в котором жил старец Амвросий более 50 лет; в нем все хранится в том самом виде, как было при жизни старца. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Центром Оптиной пустыни, ее сердцем, принесшим ей широкую духовную славу, был скит Иоанна Предтечи. Это было место пребывания святых оптинских старцев. Это к ним шли паломники за духовной поддержкой, мудрым советом, молитвенной благодатью. Строительство скита в Оптиной пустыни было одобрено митрополитом Филаретом, который благословил его. По прибытию в Оптину пустынь отец Моисей с братией взялись за расчистку местности. Пришлось рубить и выкорчевывать вековые деревья, все делалось в ручную. Скит решили построить поблизости от обители - не более полукилометра. Сначала построили дом для насельников, затем скитскую церковь и кельи. Были посажены плодовые деревья, кедровые орехи, которые превратились в стройные деревья и дали плоды через 25 лет. Также было посажено множество ягодных кустарников. Было выкопано 2 пруда. 1840 год можно считать началом серьезного укрепления старчества. В 1918 году скит был закрыт, но не разрушался. Здесь поочередно был то музей, то дом отдыха, то жилье. Заново его открыли и отремонтировали в 1990 году. За оградой находятся 2 храма, колокольня, 11 жилых и хозяйственных помещений. В настоящее время скит для мирян недоступен. Посетить его можно только по двум престольным праздникам – в июле и сентябре. Оптинский скит св. Иоанна Предтечи Господня находится на восточной стороне обители, в глубине монастырского леса. От монастыря ведет к нему небольшая, усыпанная песком тропинка, извиваясь на расстоянии 170 сажен, под природным навесом вечно зеленеющих сосен и елей; она приводит прямо к благолепным скитским св. вратам; еще издали виднеется позлащенный крест устроенной над ними колокольни. – Здесь благоговейное внимание посетителя невольно останавливается на святых изображениях, которыми украшены св. врата извне и извнутри. – И точно, эти изображения, как плод благочестивой мысли блаженного Старца иеросхимонаха Макария, стоют того, чтоб подолее заняться ими:

http://sobory.ru/article/?object=05225

И это действительно так. Свято-Введенская Оптина Пустынь — это золотая чаша, в которую сливалось лучшее духовное вино России. Кроме того, эта обитель и ее преподобные старцы вобрали в себя духовный опыт прежде них идущих святых отцов. От преподобного Паисия Величковского , великого подвижника XVIII века, через его учеников и последователей с их подвигами старчества и нравственного просветительного служения народу Оптина Пустынь впитала в себя дух и Афона, и Греции, и Синая, и Киева. Первыми этот дух принесли в обитель преподобные Моисей и Антоний, братья Путиловы, которые общались с учениками старца Паисия и, вдохновленные ими, основали Иоанно-Предтеченский скит, как место сугубой духовной молитвы. Иеросхимонах Лев (Наголкин) , ученик учеников преподобного Паисия, в этом скиту ввел старчество и при ем мирян для духовного наставления, что стоило ему тяжелой борьбы и неприятностей от тех, кто подозрительно смотрел на эти новшества. В Евангелии есть такие слова, сказанные Спасителем: Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его ( Лк.6:40 ). Этим Христос передал своим последователям силу воскрешать людей, не телесным образом, а воскрешать их покалеченные грехом души. Именно этот дар Господа — дар воскрешающей любви — унаследовали преподобные и богоносные Оптинские старцы, которые воскрешали души приходящих к ним людей. Недаром в дореволюционной Оптиной на выходе из монастыря над вратами висела икона Воскресения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, как символ воскрешения человеческих душ. Это прямо относится к тем людям, которые побывали в Оптиной пустыни, исповедовались и причастились Святых Животворящих Таинств и ушли, одаренные благодатным оптинским духом. Надо и нам постараться не забывать слова старца Варсонофия: «Пребывание в Оптиной Пустыни есть величайшая милость Божия, которой еще надо сподобиться, живя соответственно заветам великих Оптинских старцев». Когда архипастырь митрополит Филарет освящал Иоанно-Предтеченский скит, он в духовном восторге воскликнул: «Да пребудет на месте сем благословение Пустыни Иордановой и всех в ней подвизавшихся». Действительно, этот скит стал духовным оазисом, где возрастали и подвизались Оптинские старцы.

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

От составителя Публикуемая в настоящем издании переписка К. Зедергольма и старца Макария Оптинского – уникальный памятник взаимоотношений духовника и духовного сына, а также ценный источник, характеризующий систему высшего управления Русской Церкви середины 19 в. Переписка также существенно дополняет сложившееся мнение о значении оптинского старчества в жизни России 19 в.: старцы не только просвещали русское общество, но и оказывали существенное влияние на деятельность высшего управления Русской Церкви. Оптина пустынь еще в 19 в. получила всероссийскую известность вследствие преемственно сменяющих друг друга в течение десятков лет великих оптинских старцев. Словно со страниц древних патериков сошли эти дивные угодники Божии, для того чтобы вести своих духовных чад ко спасению. Духовное преемство смиренных аскетов зиждилось на том, что каждый последующий старец был не только духовным сыном, но и сотаинником предыдущего. Старчество в Оптиной пустыни началось с прибытия в 1829 г. в Иоанно-Предтеченский скит 1 преподобного Льва (Наголкина) . Вслед за ним в скит переселился преподобный Макарий (Иванов) , по происхождению дворянин, до своего поступления в скит Оптиной пустыни подвизавшийся под руководством старца Афанасия (Захарова), ученика преподобного Паисия Величковского 2 . После кончины старца Льва в 1841 г. отец Макарий сделался его преемником, признанным старцем. К нему притекало множество людей из всех сословий, ищущих духовного совета и утешения. Некоторые из них делались духовными чадами преподобного подвижника. Духовным сыном старца стал и новообращенный из лютеранства русский немец Константин Зедергольм, который после окончания университета по благословению своего духовного отца занял должность чиновника по особым поручениям при обер-прокуроре Святейшего Синода 3 . В 1860 г. последовала блаженная кончина отца Макария, и его место занял самый известный старец Оптиной – преподобный Амвросий (Гренков) . К отцу Амвросию перешли духовные чада старца Макария и среди них К. Зедергольм, поступивший в 1862 г. в Иоанно-Предтеченский скит после выхода в отставку. В скиту Зедергольм принял монашество с именем Климент и подвизался под руководством старца Амвросия до своей кончины в 1878 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

1870-е – учение в Оренбургском военном училище и в Петербурге на высших офицерских штабных курсах. Конец 1870-х – назначение в штаб Казанского военного округа, начальником отдела мобилизации. 1889, 26 или 28 августа – впервые прибыл в Иоанно-Предтеченский Скит к старцу Амвросию. 1891, лето – у старца Амвросия в Шамордине. 1891, 25 декабря (Рождество Христово) – поступил послушником в Иоанно-Предтеченский Скит. 1893, 26 марта – пострижен в рясофор. 1900, декабрь – пострижен с мантию с именем Варсонофий. 1902, 29 декабря – рукоположение во иеродиакона. 1903, 1 января – рукоположение во иеромонаха. В этом же году – назначение помощником скитоначальника, духовником Скита и Шамординской женской обители. 1904, 9 апреля – отбыл в Маньчжурию, будучи назначен военным священником при полевом госпитале для солдат. 1905, 1 ноября – по окончании русско-японской войны возвратился из Маньчжурии в Оптину Пустынь. 1906, 9 января – назначение братским духовником Оптиной Пустыни. 1906, 21 апреля – назначение исполняющим обязанности скитоначальника в связи с болезнью скитоначальника о. Иосифа. 1907, 14 мая – посвящение в сан игумена. 1907, 29 июня – назначение скитоначальником. 1909, июль – присутствие в Троице-Сергиевой Лавре на монашеском съезде. 1910, 11 июля – постриг в схиму. 1910, 5–6 ноября – на станции Астапово под Москвой с целью исповедовать умирающего Л.Н. Толстого. Не был допущен. 1912, 2 апреля – отбыл в Старо-Голутвин монастырь Московской епархии, куда переведён настоятелем в сане архимандрита. 1912, 5 апреля – возведён в сан архимандрита. 1913, 1 апреля – кончина Старца. 1913, 9 апреля – похороны в Оптиной Пустыни. 527  Слова старца Александра Гефсиманского. Иеросхимонах Александр (Стрыгин: † 09.02.1878), старец Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры, первоначально – духовный сын и воспитанник преп. Старцев оптинских Льва и Антония. 550  Возможно, автором является Василий Тарасов, духовно близкий Оптиной Пустыни (см. о нём в воспоминаниях о. Василия Шустина). Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

1870-е – учение в Оренбургском военном училище и в Петербурге на высших офицерских штабных курсах. Конец 1870-х – назначение в штаб Казанского военного округа, начальником отдела мобилизации. 1889, 26 или 28 августа – впервые прибыл в Иоанно-Предтеченский Скит к старцу Амвросию. 1891, лето – у старца Амвросия в Шамордине. 1891, 25 декабря (Рождество Христово) – поступил послушником в Иоанно-Предтеченский Скит. 1893, 26 марта – пострижен в рясофор. 1900, декабрь – пострижен в мантию с именем Варсонофий. 1902, 29 декабря – рукоположение во иеродиакона. 1903,1 января – рукоположение во иеромонаха. В этом же году – назначение помощником скитоначальника, духовником Скита и Шамординской женской обители. 1904, 9 апреля – отбыл в Маньчжурию, будучи назначен военным священником при полевом госпитале для солдат. 1905, 1 ноября – по окончании русско-японской войны возвратился из Маньчжурии в Оптину Пустынь. 1906, 9 января – назначение братским духовником Оптиной Пустыни. 1906, 21 апреля – назначение исполняющим обязанности скитоначальника в связи с болезнью скитоначальника о. Иосифа. 1907, 14 мая – посвящение в сан игумена. 1907, 29 июня – назначение скитоначальником. 1909, июль – присутствие в Троице-Сергиевой Лавре на монашеском съезде. 1910, 11 июля – постриг в схиму. 1910, 5–6 ноября – на станции Астапово под Москвой с целью исповедовать умирающего Л. Н. Толстого. Не был допущен. 1912, 2 апреля – отбыл в Старо-Голутвин монастырь Московской епархии, куда переведен настоятелем в сане архимандрита. 1912, 5 апреля – возведен в сан архимандрита. 1913, 1 апреля – кончина Старца. 1913, 9 апреля – похороны в Оптиной Пустыни. 550 Возможно, автором является Василий Тарасов, духовно близкий Оптиной Пустыни (см. о нем в воспоминаниях о. Василия Шустина). Читать далее Источник: Беседы ; Келейные записки ; Духовные стихотворения ; Воспоминания ; Письма ; " Венок на могилу Батюшки "/Преп. Варсонофий Оптинский. - Козельск : Свято-Введенская Оптина пустынь, 2005. - 688, с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010