Радуйся, образе истиннаго смирения. Радуйся, на земли и на небеси Богом прославленный. Радуйся, древним подвижником благочестия подражавый. Радуйся, земли Псковския прозябение пречестное. Радуйся, блаженне Корнилие, Крыпецкий молитвенниче и чудотворче. Кондак 7 Хотящу тебе благоугодити Творцу своему, не седмый токмо день освящал еси: но всю седмицу каждодневно жития твоего во благочестии и благоугождении Богу провождал еси и воспевал Ему: Аллилуиа. Икос 7 Новый воистину Даниил явился еси, преподобне Корнилие, провидевый грядущия судьбы державы Российския: сим и нас к покаянию возстави. Мы же, тайнозрению твоему дивящеся, со умилением тебе приносим сицевая: Радуйся, яко тобою дерзновенно Божия милосердия бездну призываем. Радуйся, будущая, яко настоящая прорицаяй. Радуйся, ведый и дальняя, яко близ сущая. Радуйся, провидче дивный. Радуйся, велений Божиих послушниче усердный. Радуйся, о спасении державы Российския богоугодный молитвенниче. Радуйся, прегрешений сокровенных обличителю прозорливый. Радуйся, смирением и покаянием от бед избавлятися научаяй. Радуйся, уныние от душ наших прогоняяй. Радуйся, надеждою на милость Божию окрыляяй. Радуйся, живый храме Духа Святаго. Радуйся, единаго Истиннаго Бога верный поклонниче. Радуйся, блаженне Корнилие, Крыпецкий молитвенниче и чудотворче. Кондак 8 Странному и неизреченному смирению воплотившагося Бога Слова подражая, блаженне, сам исполнился еси великаго смирения и незлобия. Испроси убо сию боголюбезную добродетель и нам, одержимим гордынею, яко и мы в смирении и кротости воспоим Богу: Аллилуиа. Икос 8 Весь всем, притекающым к священной раце мощей твоих, воистинну еси, ходатай и молитвенник, преподобне Корнилие, на похвалу всех воздвизая вопити тебе сице: Радуйся, свеще неугасимая, молитвою пламенеяй. Радуйся, горо, добродетельми до небес превознесенная. Радуйся, добротучная ветве лозы Христовы. Радуйся, злато, седмерицею от скверн греховных очищенное. Радуйся, источниче, скверны наша омываяй. Радуйся, яко тобою житие исправляем благонравное.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, яко веру непорочну соблюл еси. Радуйся, уста твоя от осуждения и клеветы обуздавый. Радуйся, сердце свое от зависти и злобы очистивый. Радуйся, руце свои от лихоимания и хищения удержавый. Радуйся, суетная и тленная поправый. Радуйся, пресветлая звездо в земли Псковстей просиявшая. Радуйся, от погибели избавляяй. Радуйся, сокровище нетленное подаваяй. Радуйся, от напастей и в брани помогаяй. Радуйся, враждующих благое примирение. Радуйся, блаженне Корнилие, Крыпецкий молитвенниче и чудотворче. Кондак 11 Пением всяким бо Христа и Его Пречистую Матерь живый на земли прославлял еси, всеблаженне, ведая день преставления своего, преселился еси от земной в вечную обитель небесную: тамо непрестанне ныне славословиши Святей Троице: Аллилуиа. Икос 11 Многосветлыми лучами сияет житие твое, отче Корнилие, блаженно успение твое, сокровен бысть девятьнадесят лет и четыре года в земли, не восхоте Господь оставити под спудом твоя мощи: еже исполнитися пророчеству твоему о скончании бедствий на Руси. Да тебе от Бога прославленнаго со тщанием дерзаем пети сице: Радуйся, яко суды Божии на земли Российстей тобою прореченные исполнились. Радуйся, тайнозрителю предивный. Радуйся, грядущаго предсказателю неложный. Радуйся, дерзновенный пред Богом ходатаю. Радуйся, яко течение добре скончал еси. Радуйся, друга Божия преподобнаго Саввы присный друже. Радуйся, достойный по благодати его преемниче. Радуйся, ко грядущему Граду Небесному верный путеводителю. Радуйся, заре, покаянием являющая ныне день спасения верным. Радуйся, чудесы множеством от Господа прославленный. Радуйся, утешение и помоще всем требующым твоея помощи. Радуйся, безнадежных надеяние. Радуйся, блаженне Корнилие, Крыпецкий молитвенниче и чудотворче. Кондак 12 Благодать тебе дадеся от Бога, блаженне, яко еще сый на земли, помогал еси всем с верою к тебе притекающим, и нас не остави в нуждех, скорбех, болезнех и всякой потребе, яже ко спасению, верно вопиющих Богу: Аллилуиа. Икос 12 Поюще человеколюбие Божие на земли Российстей, явленное твоим неусыпным молитвенным предстательством ко Господу, буди же и нам всегда ко всякому благу скорый ходатаю, зовущим ти с любовию таковая:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Кажется, что и сам Самозванец, в начале появления своего в Полыне с именем Димитрия-царевича, не скрывал того, что он под именем Григория Отрепьева укрывался в России. Иначе для чего бы ему рассказывать свои похождения так, что в них повторилась история Отрепьева. Было много случаев, когда Самозванец мог и должен был бы для своей выгоды ясно выставить, что он не одно —55— лицо с Григорием Отрепьевым, но он этого не сделал. По крайней мере, ни один из дошедших до нас актов его царствования не содержит прямого опровержения наименования его Григорием Отрепьевым. Уведомляя из Путивля короля Польского и Бучинского о том, что войско русское прислало князя Ивана Голицына с заявлением покорности и объяснением, что против Гришки Отрепьева – расстриги присягали они стоять, а не против царевича Димитрия Иоанновича, Лжедимитрий ничего более не говорит относительно Отрепьева. Он как будто просит у них совета, как поступить ему. Очевидно представлялось опасным объявить теперь, что под именем Отрепьева скрывался именно он, Димитрий-царевич. Православные не могли примириться с той мыслью, что расстрига будет царем. Действительно Самозванец уже не повторяет тех вестей, какие рассказывал о себе в Польше. Он ограничивается неопределенными фразами о своем спасении в юности. Если когда, то теперь следовало ему уничтожить обнародованное Борисом известие, что он – Григорий Отрепьев, и в Путивле была сделана попытка указать на какого-то подставного Отрепьева. В ином сказании о Самозванце читаем 1285 : «Многие говорили, что идет Димитрий, а не расстрига, да и расстригу прямо с собой в Москву везет и покажет, чтобы не сомневались люди». Молва, таким образом, пущена была. Но когда пожелали подтверждения сему известию в Путивле, то объявили, что Отрепьев посажен в темницу за вину некую. Видно, что попытка показать подставного Отрепьева была не совсем удачна, и его постарались убрать. В известии о заключении в тюрьму Отрепьева, кажется скрывается та истина, что в Путивле, когда русские окружили Самозванца, при нем не видели никакого Григория Отрепьева. Польские спутники не упоминают об Отрепьеве. Может быть, со стороны Лжедимитрия то была не первая попытка показать подставного Отрепьева, ибо есть известие, что будто в Киеве монаху Леониду Крыпецкому он велел называться Григорием Отрепьевым 1286 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Чт. в Обществе Истории и Др. Р., 1884 г., кн. 4, стр. 33–35, между «Письмами разных ученых знаменитому Иннокентию Борисову , архиеп. Херсонскому»). 772 В библиотеке с. Синода (в С.-Петербурге) мы, однако, не нашли службы преподобному Савве Крыпецкому. Нет ее и в Императорской публичной библиотеке. 773 Копия с этих примечаний на 1, л. л. хранится в рукописном сборнике Киево-Софийской соборной библиот. 594 с пометою руки Евгения: «Послано к Сопикову 1814 г. в Гонваре». Замечания относятся к стр.: 46, 52, 57, 80, 90, 109 (введения), 59, 202, 579, 809, 901 и 1057, стр. 245, 272 и 274 (самой книги). Замечания эти опубликованы г. Шмурло в «Библиографе» 1889 г. 775 Две копии «Хождения» – одна с поправками руки преосвященного Евгения, справлявшего ее с оригиналом – хранятся теперь в библиотеке Киево-Софийского собора, за 155 и 156. 777 В переписи Евгения с Калайдовичем не нашлось этого письма и потому оно не обнародовано Бессоновым. 778 Эти многие: Софийский-Новгородский, Макарьевский-Патриарший, один из Синодальных, Новоспасский и пр См. Труды и Летописи Общества Истории и Древностей Российских, ч. VIII, стр. 346–347, Сахарова – «Сказания русского народа», т. II., книга 8, стр 8 и M Л. Веневитинова – «Хождение игумена Даниила в св. землю в начале XII в.» (Летопись занятий Археографической коммиссии. 1876–1877 г. Вып. 7, Спб. 1884 г., стр. 18). Последнее исследование – самое лучшее. Отчасти пользуясь им, мы имеем в виду сделать некоторые к нему дополнения. 780 Варианты эти едвали не тот самый сводный список, который с 1817 г. был у Тимковского а, может быть, передан им, пред своею смертию, Калайдовичу. (Веневетинов, стр. 19). 781 Копия его, с пометами руки Евгений, хранится теперь в библиотеке Киево-Софийского собора за 157. Так как, кроме Евгениевских, есть тут поправки (корректурные) руки Амвросия Орнатского , то, надо полагать, «Странствие» списано при участии последнего. – После «Странствия» помещено Стефаноно же «Сказание о пути от Царя-града к Иерусалиму»; но, замечает Евгений, «это все списано из Паломника Даниила игумена.» 783 Мы нарочно цитуем оба издания «Словаря духовных писателей» с целию показать, что взгляды Евгения на летопись была одни и теже в 1818 и в 1827 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

20 20 «Нынеча, в лета наша – писал к своей пастве один из тогдашних русских иерархов – и сами веете, како погаными турки и нужней одержим бысть великый царствующей прежде благочестием град Константинополь; не тоя ли же ради латынския прелести погыбе и от великаго благочестия истребися, еже царь и патриарх от латин прельстишась» (Послание м-та Филиппа к новгородцам в 1471 г., – Русск. Ист. Библ. VI, с. 728–9). Еще ранее, вслед за падением Константинополя, подобные мысли высказывал м-т Иона в двух своих грамотах к литовским епископам (там же, с. 623 и 648–9). 21       Житие Саввы Крыпецкого. – Ключевский, Древнерусские жития святых, стр. 228, М. 1871. – Подробнее о значении флорентийской унии и падения Константинополя для установления взгляда тогдашних русских людей на современных греков см. в исследовании проф. Каптерева – Патриарх Никон и его противники в деле исправления церк. обрядов, вып. 1, стр. 23 –32; ср. его же – Характер отношений России к правосл. востоку в XVI и XVII в., стр. 5–11, М. 1885, и проф. Е. Голубинского – К нашей полемике с старообрядцами (Богосл. Вест. за 1892 г., янв. стр. 62–74; 1895 г. март стр. 141 sq и апр. стр. 454–466); об ошибочности и неосновательности отрицательного древнерусского (а потом раскольнического) взгляда на греческое православие см. его же брош. под Тем же заглавием, М. 1896 (из Чтений в Общ. Ист. и Древн. Росс, за указ. год). 23 Эта мысль нашла себе одушевленное, не лишенное даже поэтических красок выражение в одном из сочинений, написанных по поводу флорентийской унии и по особенною много после нее, – разумеем «Слово избрано еже на латыню и сказание о составлении осмаго собора латыньскаго». «Ныне убо, в (последних) временах богопросвещенная земля русская святым правлением Божиих церквей, – читаем мы здесь – тобе подобает в вселенней и под солнечным сиянием с народом истиннаго в вере православия радоватися, одеявся светом благочестия, имея покров Божий на собе многосветлую благодать Господню, исполньшеся цветов богозрачне цветущих – Божиих) храмов, якоже небесных звезд сияющих св. церквей...» (Попов А. Историко-литерат. обзор древнерусск. полемич. сочинений, стр. 394–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Отыскали за комодом завалившийся лоскут дымчатого цветного атласу мерою два аршина четыре вершка, который нужно приписать к оставшимся в домовой реестр. Я его перешлю при обозе. Лещиков небольших сорок три завяливается, которые также можно будет послать в Петербург. Но лов во все в Заспе остановился, по причине большой воды 55 . Даже домик тамошний стоит в воде. Мелкой рыбы засушили четвериков с пять, которая теперь же и расходуется. Прося себе всенижайше Вашего Высокопреосвященнейший Владыко милостивейшего Архипастырского покровительства и благословения, остаюсь. – 25 Апреля 1825 года 25 Преподобнейший Отец Игумен Серафим. Возлюбленный о Христе брат! Письмо ваше от 22 Марта получил я 4 Апреля. Газеты московские стали мне из Москвы уже прямо присылать, а журналы здесь же получаю. Книги Лаврские до меня ещё не дошли, а потому и не знаю, найду ли между ими желаемый московский Регламент. Вестника Европы поищите у себя 1825 г., а вы прислали только 2-й. Книг моих читать никому уже не давайте, иначе распропасть могут по рукам. Бехтеевой 56 можно дать и портрет мой на месяц и жизнеописание, прибавив в оное и теперюшнюю мою перемену, то есть вызов меня в СПБ. для присутствования в Синоде по имянному указу 1824 декабря. Определение меня членом Комиссии духовных училищ указ. февраля 25 г, а членом Секретного Комитета о раскольниках 14 марта 57 . Над библиотекой работать не спешите. Ещё не вижу в том и надобности. А на досуге лучше осмотрите и опишете. – Чем кончите торг с Сериковым о кирпиче, уведомьте. Заплату за переплёт вычтите из моих у вас денег жалованных. План Крыпецкой ваш я получил, но ещё не рассматривал. По отделке доски вы сами отнеситесь к Типографу о напечатании сколько вам угодно. При сем в осторожность вашу делаю вам замечание. Нынешняя почта ваша, обернутая одною только бумагою, от сырой погоды и распутицы прорвалась и из неё видны были ваши письма. Счастье , что мой приятель Михайлов схватил к себе сию посылку. Вы не знаете ещё, какой штраф положен вкладывающим письма в казённые пакеты, да и мне бы за вас здесь нарекание. Почему впредь посылки обшивайте тряпицею и увязывайте бичевою, так чтобы в них и заглядывать было не можно. – Тоже скажите и секретарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

По всему видно, что между Евгением и его экономом с течением времени укрепились самые хорошие, почти дружеские и сердечные отношения. Первый ценил в своём, подчинённом его характер и способности, а этот последний тоже привязался крепкими узами благоговейной любви и благодарности к своему высокому Покровителю –Архипастырю. Но вот – в начале 1822 года– Евгений назначается на кафедру Киевской митрополии, и таким образом, ему предстояла необходимость разлуки со своим любимым экономом Серафимом. Вот тут-то и началась между ними живал переписка. До отъезда в Киев Евгению предписано было явиться в С.-Петербург. Отсюда он пишет Серафиму первое письмо – от 10 марта 1822 г., в котором назначает ему место для свидания в г. Порхов для того, чтобы по дороге в Киев, довольно с ним наговориться... Затем уже начинаются письма Евгения из Киева. Из них он уведомляет Серафима об обстоятельствах своего путешествия в Киев, а также о первых впечатлениях от Киева. Главная же забота Евгения в этих письмах – это безопасная перевозка его вещей и в особенности книг в Киев, устроить которую чрез наем надежных извозчиков он препоручил Серафиму. В то же время Евгений высказывает Серафиму свое сердечное желание перевести его к себе – в Киев, о чем он-де вошел в сношение с преемником своим на Псковской кафедре архиепископом Евгением Казанцевым. Согласие этого последнего было получено, хотя не особенно охотно. Ибо новому Псковскому владыке тоже очень понравился эконом Серафим, и он писал к одному из своих друзей от 4 поля 1822 года: «Эконома имею прекрасного; но просится к Киевскому. Это меня не мало печалит... Но довлеет дневи злоба его» 3 ). Хотя препятствий к перемещению Серафима не было уже никаких, – но всё-таки Евгений из Киева сначала не торопил его, а советовал ему докончить все постройки, начатые в Крыпецком монастыре, и вообще хорошенько обдумать свой решительный шаг, чтобы, как говорится, «10 раз омерить, а раз отрезать». Таким образом отъезд Серафима в Киев затянулся до начала 1824 года, и Евгений в письме от 26 сентября 1823 года высказывает уже своё нетерпение и скуку, ожидая Серафима... Последнее письмо Евгения

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Кириллу новоезерскому, 628. Козме игум. яхромскому (стихиры), 443. Константину с чады муромскому, 611, 619, 624. Корнилию комельскому, 625. Леонтию ростовскому, 268, 269, 313, 548, 551, 558, 559, 562–565, 597, 599, 600, 608, 611, 612, 613, 615–617, 619–621, 623, 626, 629, 630, 644, 646, 762. Макарию калязинскому, 264, 542, 611, 619, 622, 623, 624, 626, 651, 657, 802. Макарию желтоводскому, 301, 461, 625. Максиму Блаженному, 285, 461, 503, 604, 619, 622, 624, 625. Мартиниану белоезерскому, 628. Михаилу и Феодору черниговским, 466–471, 473–476, 478, 479, 597, 604, 617, 618, 620, 621, 623, 624, 626, 642, 643. Михаилу клопскому, 522, 622–624, 626, 629. Михаилу в. князю тверскому, 619, 625, 626. Михею радонежскому (канон), 662. Никите новгородскому, 341, 624, 629, 692. Никите переяславскому, 461, 562–565, 611, 612, 616–621, 623, 626, 644,646, 801. Николе Кочанову, 623, 624. Никону радонежскому, 31, 268, 283, 339, 499, 503, 604, 622, 624, 626, 647, 654, 659, 662, 699. Нилу столобенскому, 514. Ольге в. княгине, 625. Павлу обнорскому, 315, 522, 622–624, 626, 629. Пафнутию боровскому, 563, 565, 611, 619, 622–624, 627, 649, 791. Петру и Февронии муромским, 618, 619, 623, 624, 626. Петру царевичу ростовскому, 630. Петру митр. киевскому, 263–265, 268–270, 313, 505–513, 597, 598, 605–608, 614, 617–621, 623, 640, 643, 645, 646. Общая, Петру, Алексею и Ионе, 283, 625. Прокопию устюжскому, 619, 623, 624. Роману кн. угличьскому, 628. Савватию соловецкому, 622, 623, 624, 626, 633, 634, 788. Савве вишерскому, 488, 491, 590–594, 596, 623, 624. Савве сторожевскому, 234, 511, 622, 624, 626. Савве крыпецкому (канон), 305. Серапиону новгородскому, 283, 628, 636, 637. Сергию радонежскому, 116, 136, 263, 268, 269, 283, 315, 326, 380, 339, 466–470, 473–479, 568, 579, 583, 585, 597–599, 614, 617–621, 623, 624, 626, 627, 640, 641, 643, 645, 647, 656, 699, 762, 763. Канон общий Сергию и Никону радон., 351, 662. Тропарь первому, 308 и кондак, 363 особенные. Молитва, 698 и мн. др. Сергию обнорскому (стихиры), 443.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

– От 6 мая 1812 г.: «О Бояновом гимне и оракулах новогородских (кои все сполна у меня уже есть) хотя спорят в Петербурге, но большая часть верит неподложности их. Дожидаются издания. Тогда в публике больше будет шуму о них». Письма к В. Г. Анастасевичу 1. От 28 октября 1821 г. Отвечаю на ваши письма от 14, 18 и 21 октября. Добрый путь доброму Кеппену на чужбину. Он не возвратится тощ к нам и воспользуется более своего Телемака. В последнем своем ко мне письме он описал свои распоряжения о палеографических записках и надеется больше на Каченовского, нежели на Академию Р. – О куфической Печерской надписи он только сообщил мне Френово сказание, что она арабская, а не татарская; ибо де тут есть член al, коего в татарском нет. Если он успел прочесть только член, то редкий он ориенталист. Немецкую и вами по догадке с голландского толкованную надпись Аделунг протолковал: помяните Якова Голстефера и Гертруду жену его. Мне это надобно передать в Дерпт. Болезнь хилого ипохондрика Перевозчикова остановила печатание моих книжонок, но пишут, что уже отпечатаны монастыри Святогорский и Крыпецкий, а печатается Печерский. Как скоро получу, то пришлю вам, чтобы и вы поскорее окончили описание своей прогулки. Кажется нет нужды умалчивать и о Снежной горе, а только хозяина именовать безымянно хозяином. – Вы спрашиваете о библиотеке Никандровой пустыни. Она больше состоит из церковных книг; а гражданские по милости вашей с Плавильщиковым я уже завел. Но пора кончать расчет. Доплатите хоть журналами. Лучше что-нибудь, нежели ничего. Посылаю вам при сем биографию Сопикова, мною написанную для Словаря. Прочтите, и если что знаете, приправьте, прибавьте, убавьте и возвратите. По вашей задаче думал было я тут включить историю библиографии русской, но увиделъ, что сим рассказом надобно будет отнять у покойника честь первенства; ибо первый систематический у нас библиограф – Бантыш Каменский, а первый алфавитный и обстоятельный – Новиков. Ho к числу библиогностов или рецензентов нельзя Сопикова и причитать. В этом у нас честь первенства принадлежит Миллеру в Ежемес. Сочин.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Три уже письма ваши от 5 и 19 февраля и 19 марта я имею и теперь на все оные вместе отвечаю. Благодарю за две книжки Крыпецкие с житием преподобного, и за восемь отдельных. Получены и концерты. За всё спасибо. Я не отрицаюсь принять вас и ныне же пишу к вашему Владыке, чтобы уволил вас хотя посмотреть пока Киев. Но пока вы не найдете на место свое економа, то сомневаюсь, чтобы вас совершенно уволил. Да и в Крыпцах вы завязались многими постройками, которые без вас не будут кончены. Людей ныне везде мало. Я с нынешней весны опять поднялся на постройки, да и зимою не переставал помаленьку. Здесь также все ветхо, как было и во Пскове. Да поможет Бог и здешнее возобновить. Охоты много, да денег мало. Иждиваю и своё на постройки. Естьли приедете, то увидите мои затеи. Писал я к Ивану Ивановичу Шарину о высылке мне в прошлую зиму снятков; но ни ответа, ни снятков, не получил. Призывая на вас благословение Божие, есмь всегда с истинною к вам любовию ваш усерднейший слуга Евгений м, Киевский. Киев, 11 Апреля 1833 г. 15 Преподобный Отец Игумен Возлюбленный о Христе брат! Письмо Ваше от 29 апреля я получил и усердно благодарю за Ваше усердное меня поздравление Монаршею милостию 27 . Благодарю и за присылку плана решётки. Прилагаю вам подлинное письмо ко мне вашего Архипастыря. Из него увидите, что делать вам следует. А его точно с июня позовут на чреду в С.-Петербург. Желая вам доброго здоровья и призывая на вас, благословение Божие, есмь всегда доброжелательнейший вам, Евгений м. Киевский. Киев, Мая 26 1823г. Помета: Получено июня 6 дня 1523 г. От Ивана Ивановича Шарина. 16 От 8 Августа 1823 г. Киев. Преподобный Отец Игумен Возлюбленный о Христе брат! Письмо ваше я получил и буду ждать вас самих. Но возьмите отпуск только временной и не отрицайтесь наперед от Крыпец, пока полюбится Киев. Время не уйдёт отказаться: но уже по разсмотрении. Приложенные письма разошлите. А Преосвященному стороною доставьте. Доброжелательнейший вас Е. М. К. Помета: Получено 20 Августа 1823 года от Консисторского приказного Тимофея Николаевича Ширяева. 17

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010