10 ноября 1907 г. после малой вечерни перед всенощным бдением на обитель было совершено разбойное нападение в количестве 40 человек. Убито было 6 человек, некоторые были ранены. Нападение было совершено с целью ограбления настоятеля обители игумена Евстафия и разграбления монастырского имущества. По указу Синода от 15 июля 1911 г. на основании ходатайства бывшего настоятеля игумена Иоанникия монастырь был преобразован из штатного в общежительный. Настоятель Крыпецкого монастыря игумен Иоанникий 16 апреля 1912 г. спрашивал разрешение на то, чтобы обитель впредь именовалась " Крыпецкой Иоанно-Богословской общежительной третьего класса пустынью " . Псковская духовная консистория сообщила на эту просьбу архипастырскую резолюцию от 21 апреля: " Одно имя еще не дает гарантию, что насельники Крыпецкого монастыря действительно станут пустынножителями, когда их монастырь назовут " пустынь " . В ведомости Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря за 1915 г. описаны святыни этого храма: 1) В иконостасе Соборного храма по правую сторону царских врат на втором месте помещался чудотворный образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в возглавии у апостола образ Святой Троицы с предстоящими по сторонам: Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила; на правой стороне образ Успения Пресвятой Богородицы, на левой чудесное разорение артемидина капища, а внизу представление и погребение святого апостола Иоанна Богослова с предстоящими по сторонам святителями: Саввой Сербским и Иоанном Златоустом. Риза на иконе серебряная вся вызолочена, на венчике семь звезд из белых страз, в двух звездах разноцветные камни, в правой руке у апостола серебряное перо, в 1893 г. на эту икону был сделан киот из никеля. Икона эта по преданию была принесена преподобным Саввой Крыпецким из Сербии или Святой Афонской горы, как сказано в житие его и написано на кедровой доске. 2) В иконостасе теплого храма по правую сторону царских врат на втором месте помещался, по преданию, чудотворный образ святого преподобного Саввы Крыпецкого, написанный в прославление преподобного, еще имелась другая такая же копия в серебряных ризах, венчики вызолочены и сделаны в 1893 г. для обеих икон никелевые киоты. Эти иконы и икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова выносились во время крестного хода.

http://sobory.ru/article/?object=00281

Была изъята рака преподобного Саввы, а в соборном храме от местных икон: Спасителя, Божьей Матери и Всех Святых - серебряные ризы и сосуды, вес всего изъятого около 5 пудов серебра. На заседании Президиума Псковского губернского исполнительного комитета 19 декабря 1923 г. слушали доклад о закрытии Крыпецкого монастыря. Заседание постановило: " Ввиду того, что фактами установлена контрреволюционная агитация монашествующих среди окружающего населения и особая ненависть к Советской власти, наиболее ярко выявившаяся при изъятии церковных ценностей, а также, что, прикрываясь религиозным обществом монашествующие производят эксплуатацию трудящихся, признать необходимым закрыть монастырь " . Исполнение этого постановления было возложено на административный отдел Псковского уисполкома. После окончательного закрытия Крыпецкой обители в ней обосновался совхоз " Крыпцы " Торошинской волости. В 1930 г. монашеские могилы были срыты бульдозером. В нижнем подклете монастырского собора держали совхозный скот. В верхнем Иоанно-Богословском храме было обустроено жилье для рабочих совхоза. Монастырь стал быстро разрушаться, так что к концу 1950-х гг. от него остались только полуразрушенные собор и колокольня. Особенно сильно пострадал монастырь в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Несколько бомб попало в колокольню, сгорели кровли всех зданий. После войны руины монастыря - соборную церковь и колокольню - зафиксировала в выразительных рисунках и издала в серии послевоенных литографий 1946 г. архитектор-художник, жена Ю.П. Спегальского - О.К. Аршакуни. Судя по послевоенным изображениям и дневнику посещения монастыря О.К. Аршакуни и Ю.П. Спегальского, до 1960 г. от бывшего ансамбля сохранялись в руинах лишь собор апостола Иоанна Богослова, колокольня с трапезным корпусом и переход между ними в виде груды щебня. Руинированные памятники архитектуры служили пристанищем для скота. В 1950-х гг. обмеры руин с участием студентов Московского архитектурного института организовала архитектор Е.Н.

http://sobory.ru/article/?object=00281

После прихода к власти большевиков Крыпецкая обитель какое-то время ещё действовала, правда, в начале 20-х годов над монастырём стали сгущаться тучи. В 1922 году из обители были вывезены все ценности (многие из них бесследно исчезли). 19 декабря 1923 года Псковский губисполком принимает решение о закрытии Крыпецкого монастыря; буквально несколько месяцев Иоанно-Богословский собор действовал как приходская церковь, после чего был закрыт и он. После закрытия этот монастырский храм очень быстро пришёл в запустение. В монастырских зданиях некоторое время располагался приют для беспризорников, а затем здесь обосновался местный совхоз. Вплоть до 50-х годов в нижнем храме располагались стойла для скота, а пол и стены сплошь были испачканы навозом. Хотя к концу 1950-х годов, когда руины Крыпецкого монастыря привлекли внимание реставраторов, именно он находился в наиболее сносном состоянии, сохранялась даже его барочная главка. Память о святой обители и её подвижниках в памяти народа искоренить было невозможно. В эпоху усиления богоборческих гонений верующие своими силами рядом с могилой блаженного Корнилия в мае 1958 года поставили деревянный храм и возвели часовню. В сентябре 1958 году председатель Торошинского сельсовета И. Денисов вместе с комсомольцами разобрали и сожгли остатки деревянных сооружений. Но поскольку паломничество не прекратилось, монастырские здания решено было взорвать, а кирпич использовать в хозяйственных целях. Спасла его известная защитница псковских памятников истории и культуры, кандидат искусствоведения Елена Морозкина. Именно она добилась в высших инстанциях, чтобы Крыпецкий монастырь не взорвали, а взяли под государственную охрану. 30 августа 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР ансамбль бывшего Крыпецкого монастыря объявили памятником республиканского значения и с тех пор он стал находится под охраной государства. На территории бывшего монастыря были проведены масштабные реставрационные работы... Эти работы производились под руководством советского архитектора Бориса Степановича Скобельцына реставраторами Псковской архитектурно-реставрационной мастерской. Увы, в 1983 году произошёл пожар, сведший на нет все усилия реставраторов, а довершили дело " кладоискатели " , с упорством, достойным лучшего применения, долбившие ломами стены древнего собора.

http://sobory.ru/article/?object=05401

В мае 1919 г. отступающими Красными войсками эта арка была опрокинута, икона с нее заброшена в лес, но впоследствии кем-то найдена и вделана в новый киот, а вместо прежней арки был вкопан столб. Вскоре икона эта была похищена. На Крыпецком подворье в г. Пскове находились: двухэтажный каменный дом, построенный из дикой плиты, два одноэтажных каменных флигеля; у церкви была устроена каменная сторожка, сараи, небольшой фруктовый сад. Дом с флигелями, сараями, садом и само это место были куплены по ходатайству бывшего игумена Николая с разрешения Святейшего Синода на монастырские средства за 6000 руб. в 1875 г. от крестьянина Петра Стекольникова. План на подворье был составлен в 1878 г. псковским уездным землемером Глаголевым, по этому плану земли значилось 536 квадратных сажень. На 1920 г. все имущество, кроме церкви, было в ведении домового комитета. С 1921 г. в каменном настоятельском двухэтажном доме располагался приют для голодающих детей. В 1921 г. при настоятеле иеромонахе Савватии к Крыпецкому монастырю был приписан самостоятельный приход, а преосвященным Геннадием епископом Псковским и Порховским даны все духовные права для совершения мирских треб. В феврале 1922 г. Крыпецкой монастырь был преобразован в приходскую церковь. 17 февраля 1922 г. причтом Крыпецкой Иоанно-Богословской церкви было получено предписание от заведующего совхозом " Крыпцы " В. Шаршнева, в котором предполагалось к 1 марта освободить все помещения, занимаемые личным составом причта. По ходатайству жителей деревень, окружающих обитель, 21 февраля 1922 г. был составлен договор на " бессрочное " пользование соборной 4-престольной двухэтажной каменной церковью, колокольней с подколокольней, малой Успенской церковью и нераздельно с ней двухэтажным каменным домом (трапезной), тремя часовнями и каменной оградой. 23 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих, в результате которого из Крыпецкого монастыря за время от 5 апреля по 30 июня было конфисковано 6 пудов 24 золотых различных ценностей.

http://sobory.ru/article/?object=00281

3) В непрерывной связи с колокольней, видимо, были построены каменные двухэтажные кельи. В верхнем ярусе располагались настоятельские кельи и трапезная зала со столпом по подобию древних трапезных и при ней трапезная Успенская церковь. В нижнем ярусе были разные службы. К 1875 г. этот корпус был переделан для настоятеля и всей братии. 4) Между соборной церковью и колокольней от настоятельских келий находились двухэтажные каменные переходы, под ними в нижнем этаже была устроена братская трапезная. 5) Около 1805 года были построены деревянные одноэтажные братские кельи. 6) Вокруг монастыря в 1817 году была построена деревянная ограда с шестью высокими башнями и шпилями. 7) Напор озерной и болотной воды производил во всех окрестностях топкие зыби, мхи и гниющую воду. В 1818 и 1819 гг. они были осушены многими каналами, соединенными в главный, до реки Торошинки. Согласно ведомости Крыпецкого монастыря за 1801 г., отмежеванной пашенной земли было 273 десятины 2186 сажень, сенокосной - 185 десятин 1140 сажень. На землю были планы и межевые книги. Частью земли и рыбной ловлей пользовался монастырь, а часть отдавалась с разного оброка посторонним людям с разрешения настоятеля. Согласно ведомости за 1813 г., у церкви Успения Пресвятой Богородицы во многих местах отпала штукатурка, из-за ветхости крыши была течь. В августе 1823 г. к архиепископу Евгению II Казанцеву с прошением возобновить иконостас в Успенской церкви и обновить некоторые иконы обратился игумен Серафим с братией. Кроме того, игумен испрашивал благословения архиепископа на выравнивание полов штукатуркой и сообщал, что на это потребуется не более 30 рублей. Разрешение архиепископа начать работы последовало 23 августа 1823 г.. С 20 марта 1858 г. по 20 мая 1864 г. настоятелем Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря был архимандрит Анатолий. Настоятель Крыпецкого монастыря игумен Николай в рапорте настоятелю Спасо-Елеазарова второклассного монастыря архимандриту Платону сообщал о произведенных в 1874 г. в монастыре постройках. В 10 верстах от монастыря на пустоши Кашин устроили сарай для склада сена. В ските Успения Божьей Матери была сделана новая железная печка, построен сарай для соломы. На все эти переделки была затрачена сумма в размере 214 руб. 15 копеек.

http://sobory.ru/article/?object=00281

В последующие века Иоанно-Богословский собор не раз подвергался ремонтам. Самым основательным из них был тот, который инициировал митрополит Евгений (Болховитинов) в первой трети XIX века. Правду молвить, к этому времени соборный храм Крыпецкой обители представлял собой вид крайней ветхости и запущенности. Нижний ярус его, где помещались мощи преподобного Саввы, напоминал более пещеру с печальными следами сырости на стенах (местность вокруг обители была болотистая, и это, пока владыка Евгений не позаботился о проведении мелиоративных работ, самым явственным образом отзывалось на состоянии монастырских зданий). Ремонт собора привел к его существенному видоизменению - прежде всего это касалось его интерьеров, поскольку большая часть " видимых " работ производилась внутри. Были заменены пострадавшие от сырости своды подклетов, фундаменты, части стен. Придельная Саввиновская церковь была расширена и продолжена на восток, до основных алтарных апсид. Везде заменили полы, во многих местах - рамы и двери. Следующий ремонт соборного храма относится к 1860-1870-м годам. Тогда собор покрыли листовым железом и покрасили " зеленою краскою медянкою " . " Возобновлен весь внутри " был придельный храм свт. Саввы, архиепископа Сербского, а также нижние тёплые храмы - преподобного Саввы Крыпецкого и Пяточисленных мучеников, причём последний был " соединён вместе с теплым храмом Преподобного Саввы Крыпецкого Чудотворца " . Последний дореволюционный ремонт Богословского собора произвели в 1912 году (до этого собор подвергался ремонту ещё один раз - в 1902 году). К сожалению, при последнем ремонте не была учтена необходимость соблюдать влажностно-температурный режим в помещениях собора. Стены его выкрасили изнутри масляной краской, а полы в нижних храмах сделали бетонными. Из-за этого в летние месяцы здесь царила ужасная сырость, " так что на полу приходится часто убирать воду, а рака Преподобного Саввы, простоявши в этом храме с 1855 года по 1918 год, всего 63 года, предалась тлению " .

http://sobory.ru/article/?object=05401

Часовен при Крыпецком монастыре было четыре, одна каменная и три деревянные. Каменная часовня была при входе в монастырь слева у Святых ворот. Деревянные часовни были на монастырском кладбище, здесь совершались литии по умершей братии в храмовые праздники и в понедельники на Пасхальной неделе. На четвертой версте от монастыря по дороге, ведущей в г. Псков, была часовня в память исцеления Саввой Крыпецким княгини Оболенской и часовня во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, на станции Торошино северо-западнее железной дороги. Часовня построена в 1913 г. на земле, пожертвованной дворянкой Анной Робертовной Стольгане. Колокол весом 5 пудов 14 фунтов стоимостью 114 руб. для этой часовни был пожертвован крестьянином Жуковской волости деревни Подвязье Андреем Васильевичем Гущей. 9 августа 1916 г. обитель посетила великая княгиня Мария Павловна-младшая. 15 июля 1918 г. все монастырское имущество как движимое, так и недвижимое было конфисковано у монастыря государством. 4 марта 1918 г. во время первой реквизиции монастырского имущества рака преподобного Саввы Крыпецкого была скрыта в малой ризнице под полом, в вырытой яме, но она была обнаружена красноармейцами; лик преподобного Саввы с правой стороны в трех местах они прокололи штыками и саблей. В апреле рака оказалась вся в воде и ее пришлось вытащить из ямы и поставить в передней части верхнего храма при открытых окнах для просушки, а потом в этом же храме позади правого клироса была устроена сень, куда и поставили раку. С того времени раку преподобного Саввы стали переносить весной в верхний храм, а осенью в нижний его имени. 15 июля 1918 г. все монастырское имущество, в том числе неприкосновенный капитал в сумме 33235 руб., лес и земля в количестве 3357 десятин 2233 квадратных сажень конфисковало государство, кельи тоже все были отобраны. В 1919 году завязалась перестрелка красноармейских разведчиков, находившихся в монастыре, с отрядами Балаховича. Это продолжалось с промежутками три дня. О землях, находящихся во владении Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря, есть сведения в клировых ведомостях за 1920 г.

http://sobory.ru/article/?object=00281

В Крыпецком Иоанно-Богословском монастыре находились следующие строения: 1) Соборная двухъярусная четырехпрестольная церковь, построенная в 1555 г. во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, каменная, с приделом вверху с южной стороны во имя Святителя Саввы архиепископа Сербского Чудотворца. Соборную церковь и, вероятно, все каменные здания построили при игумене Феоктисте. С северной стороны была устроена ризница, где хранились священные облачения, сосуды, кресты, евангелия, библиотека, планы и межевые книги на монастырские земли. С запада собора был притвор и деревянная лестница, ведущая в верхний храм, которая была увенчана небольшой главкой и крестом. Внизу, при гробнице преподобного Саввы Крыпецкого, во имя него располагался храм с приделом с северной стороны во имя пяти святых мучеников: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. При входе в нижний храм имелся небольшой деревянный дощатый тамбур, увенчанный главкой и крестом. Дальше при входе в храм по левую сторону была устроена небольшая ризница, где хранилась часть библиотеки и церковных вещей. Храм был построен из дикой плиты, покрыт листовым железом и увенчан куполом с крестом и еще одной главой с крестом над теплым нижним храмом во имя Саввы Крыпецкого. 2) Каменная колокольня четырехъярусная, по фасаду древней архитектуры, не была окончена, в 1820 г. надстроена еще одним ярусом со шпилем наверху и крестом и покрыта листовым железом. Во втором ярусе колокольни находилась церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, алтарь которой был увенчан главкой с крестом, а в третьем раньше был храм во имя Преображения Господня. Когда он был устроен и до какого времени существовал - неизвестно. Следы этого храма были видны после бывшего там пожара в остатке жертвенника и особого бокового входа из колокольни. В пятом ярусе располагалось 9 колоколов. Престолов в соборном храме во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова было четыре и пятый престол - во втором ярусе колокольни. Во втором ярусе соборного храма деревянный престол, на нем антиминс, освященный 6 августа 1886 г., антиминс в придельном храме Саввы Сербского был освящен 28 декабря 1869 г. В нижнем ярусе в теплой церкви во имя Святого преподобного Саввы Крыпецкого Чудотворца антиминс освящен 2 февраля 1904 г., в приделе пяти святых мучеников: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста антиминс освящен 28 декабря 1889 г. В колокольне в церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы антиминс освящен 14 марта 1871 г.

http://sobory.ru/article/?object=00281

Федеральное агентство по туризму совместно с Патриаршим советом по культуре запускает проект «Святыни России» 26 июня 2018 г. 13:50 Федеральным агентством по туризму совместно с Патриаршим советом по культуре и первым общественным православным телеканалом «Спас» при поддержке Общественного совета при Ростуризме дан старт федеральному проекту «Святыни России». 23 июня 2018 года начались съемки первого сезона одноименной телепрограммы «Святыни России», знакомящей телезрителей с уникальными памятниками религиозной истории России, объектами духовного наследия, туристическими и паломническими маршрутами в субъектах Российской Федерации. Ведущими программы выступили Антон и Виктория Макарские. Первыми регионами для съемок стали Новгородская и Псковская области. Съемки начнутся в городе Валдай Новгородского района, где группа посетит Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь и Валдайский музей колоколов. В Великом Новгороде съемки будут проводиться в Новгородском кремле и Юрьевом мужском монастыре. Один из съемочных дней будет посвящен изучению культурного и духовного наследия в г. Старая Русса, где расположены Спасо-Преображенский Антониево-Леохновский мужской монастырь, Воскресенский кафедральный собор и храм Георгия Победоносца. Объектами для съемок в Псковской области станут Псковский кремль и известный своим иконостасом Троицкий собор, Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь, а также Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь. Ведущие побывают в Успенском Псково-Печерском мужском монастыре и на Талабских островах. Особенностью телепроекта является совмещение повествования о православных святынях с рассказом о туристических возможностях территорий, на которых они расположены, с освещением вопросов транспортной логистики, размещения, питания и т.п. Задача проекта — не только заинтересовать зрителей, побудить их к поездке и знакомству с объектами культурно-религиозного наследия России, но и обеспечить информацией, необходимой для организации путешествия.

http://patriarchia.ru/db/text/5227930.ht...

В 1875 г. по ходатайству бывшего настоятеля Крыпецкого монастыря игумена Николая к монастырю была приписана Псковская церковь во имя Святителя Василия Великого на Горке для помещения в ней икон, приносимых из Крыпецкого монастыря во время крестного хода в Псков с 29 августа по 7 сентября и для свершения в ней богослужения в эти дни. Церковь была каменная, холодная, построенная в 1415 г., с приделом во имя Святого Алексея человека Божьего. В 1896 г. церковь была перекрыта листовым железом, увенчана куполом и крестом. На северо-западной стороне была устроена каменная колокольня в три яруса, увенчанная главой и крестом с пятью колоколами. По данным за 1886 г., Крыпецкому монастырю принадлежало 3600 десятин земли, из которых 2500 десятин занимали мхи и болота, которые не приносили никакой пользы монастырю. Остальная часть земли в количестве 1100 десятин частично сдавалась в арендное содержание и приносила ежегодно дохода до 1200 руб., а частью сенокосной, пахотной землей и дровяным лесом монастырь пользовался сам. Кроме земли, монастырь имел в г. Пскове каменный дом с таким же флигелем и надворными пристройками, отданными в арендное содержание с ежегодной платой в 500 рублей. Монастырь владел пятью небольшими озерами, которыми пользовался. В 1902 г. соборный храм во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова отремонтировали. В нижнем храме во имя Святого преподобного Саввы Крыпецкого и пяти мучеников выстлали мозаичные полы, сделанные в 1895 г. при игумене Александре, а в алтаре и на солеях такие же полы были постелены в шашку. Снаружи храм ремонтировался в 1912 г. В 1902 г. в главном храме Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и в приделе Святителя Саввы архиепископа Сербского иконостасы были выкрашены белой масляной краской, а колонны и вся разная уборка вызолочены. На основании ведомости Крыпецкого монастыря за 1915 г. известно, что к этому времени соборному храму требовался наружный ремонт, а нижнему храму во имя Святого преподобного Саввы Крыпецкого и внутренний. Помимо этого в ведомости сообщается, что неизвестно, когда ремонтировались иконостасы в других храмах монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00281

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010