Мон-рь Пантократора в Константинополе. Фото: А. Скроботов П. м. расположен на Четвертом холме К-поля, в визант. р-не Зевгмы, над высоким обрывом долины Оксия; в ранневизант. период здесь было кладбище (см. Четинкая. 2020 (в печати)); по предположению П. Магдалино (The Pantokrator Monastery in Constantinople. 2013. P. 33-56), на этом месте была усадьба дочери имп. Маврикия Иларии. П. м. основан в 1118 г. имп. Иоанном II Комнином (1118-1143; Типикон П. м.; Nicet. Chon. Hist. 66); Иоанн Киннам ( Cinnam. Hist. 10) назвал ктитором мон-ря его 1-ю жену Ирину; архитектором был некий Никифор. П. м. задумывался как новый погребальный мон-рь Комнинов: здесь были похоронены императоры Иоанн II (1143) и Мануил I (1180), их супруги по имени Ирина (1134 и 1159), в поздневизант. период - Ирина, 2-я жена Андроника II (1317), Мануил II Палеолог (1425), его жена Ирина (1450), его сын Андроник, постригшийся в П. м. с именем Акакий (1426), Евгения Гателуцци, жена деспота Димитрия Палеолога (1440), и имп. Иоанн VIII (1448). До смерти имп. Ирины в 1134 г. была возведена Южная ц., затем к северу от нее - доступная для мирян Северная ц. Богоматери Елеусы. Между ними была построена Средняя ц. (вероятно, погребальный храм во имя арх. Михаила). Согласно Типикону П. м., в обители, где должны были жить не менее 80 монахов (Ансельм Хафельбергский в 1136 упом. 700 - The Pantokrator Monastery in Constantinople. 2013. P. 98), были б-ка, больница, старопитательница и баня. Ему принадлежали также лепрозорий и многочисленные имения, пожертвованные имп. Ириной, севастом Мануилом Вотаниатом, Иоанном Арватином и др. Это были 6 монастырей, преимущественно на азиат. берегу Босфора и Мраморного м.: Носсийский (18 монахов), Монокастанский (16), Анфемиев (12), Мидикарийский (за Золотым Рогом, с кладбищем для монахов П. м.) и Галакринский (вместе 6), Сатиров (18), подчинявшихся игумену П. м. и управлявшихся экономами. П. м. были также подчинены Ноатский и Вордский мон-ри. Собственно имения П. м. находились преимущественно во Фракии, но также в Македонии, на Пелопоннесе, островах Эгеиды и в М. Азии. После 1204 г. часть этих владений (напр., с. Вари около Смирны) была передана Лембскому монастырю, но затем вернулась к П. м.

http://pravenc.ru/text/2578892.html

Впрочем, интрига на этом не завершилась. Пока шли предварительные дебаты, император Иоанн VIII переехал в монастырь, расположенный неподалеку от Ферраро, а членам византийской делегации запретил покидать город без его особого разрешения. Через некоторое время несколько епископов обратились к патриарху с требованием, суть которого сводилась к срочному отъезду на родину, в свои епархии, либо немедленное возобновление соборных заседаний. Василевс возразил, что еще не все европейские монархи съехались на Собор, а потому в нынешнем виде Вселенское собрание едва ли может считаться легитимным. Узнав об этом, папа поспешил воспользоваться этим поводом и заявил: «Где я, император и патриарх, там и Вселенский Собор!» Все же, от греха подальше, решили возобновить соборные заседания 6 октября 1438 г. Все же несколько противников унии попытались незаметно уехать из Италии, в том числе св. Марк Эфесский , его брат Иоанн Евгеник и митрополит Ираклийский. Но беглецов спешно вернули слуги царя, поскольку без них, как местоблюстителей патриарших кафедр Востока, никакой Вселенский Собор становился невозможным. В результате святитель был обязан присутствовать на Соборе, но каждое его выступление предварительно обсуждалось с Иоанном VIII Палеологом 846 . Проблема усугублялась известием о готовящемся нападении турок на Константинополь. Из византийской столицы пришли панические слухи, вынудившие царя обратиться к папе с просьбой о военной помощи. Положение греков было отчаянным, и император поставил ультиматум: если нападение турок будет отбито, то он подпишет соединительную грамоту, в противном случае данный результат для папы не гарантирован. По счастью, падения Константинополя не произошло, и Собор продолжил свою работу 847 . Новое заседание открыли не в храме Св. Георгия Победоносца, а в папских палатах. Кардиналы объяснили, что в противном случае (почему-то) честь и достоинство понтифика пострадают. Выступили первые ораторы, и слово вновь предоставили св. Марку Эфесскому . Тот без обиняков начал речь с обсуждения вопроса о Filioque и потребовал публично зачитать определения Вселенских Соборов, в которых звучала истинная редакция Символа Веры . Возникла длительная дискуссия – латиняне никак не желали читать вселенских определений, что вполне понятно. У пап уже настолько укрепилась мысль о непогрешимости Римского епископа и его главенстве даже над Вселенскими Соборами, что обращение к ним, как последним критериям истины, в значительной степени подрывало тот авторитет Апостольского престола, каким его желал видеть сам папа и Римская курия 848 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Феолипт не признал этого акта и прекратил церковное общение с Константинопольским патриархом. Сложно сказать что-то определенное об этом эпизоде жизни святителя, поскольку имеющихся источников недостаточно для того, чтобы вполне понять позицию святителя. Очевидно, что он воспринимал участие Нифонта в устроенном императором акте как ошибку и как грех патриарха. Очевидно также, что разрыв отношений с ним он предпринял в качестве выражения своего категорического неприятия этого акта. Но было ли это лишь жестом протеста, подобным прекращению в 1993 году патриархом Московским Алексием II молитвенного общения с Константинопольским патриархом в качестве протеста против незаконного посягания на приходы в Эстонии, или же здесь было полное непризнание легитимности патриарха как вступившего в унию с раскольниками – сложно сказать. О том, что этот жест протеста не был расколом и не воспринимался как таковой даже в Константинополе, свидетельствует то, что святитель Феолипт не порывал общения со всей Церковью и со стороны патриарха не подвергался никаким прещениям за свою позицию. Можно с уверенностью говорить о том, что принятая им мера была направлена только лично против действий патриарха Нифонта, поскольку уже со следующим патриархом, Иоанном XIII, святитель Феолипт пребывал в церковном общении, что видно из его участия в работе Константинопольского Синода в 1317–1318 годах. До нас дошли два слова против арсенитов, произнесенных святителем Феолиптом, по-видимому, в конце XIII века. Прежде, чем обратиться к их содержанию, следует вкратце рассказать о житии святителя. Святой Феолипт Филадельфийский Святитель родился в 1250 году в Никее, тогдашней столице Византии, поскольку Константинополь до 1261 года находился во власти латинян. Император Михаил VIII Палеолог, освободивший Константинополь, из политических соображений предпринял попытку унии с католиками. Уния была заключена на так называемом «II Лионском Соборе» 1274 года, но Православная Церковь в Византии единодушно отвергла ее, несмотря на настойчивость Михаила VIII, который даже проводил гонения против несогласных. От этих гонений пострадал и святой Феолипт. В то время он служил диаконом в Никее, был женат. Из-за непризнания унии его лишили дома и имущества и подвергли изгнанию. Будущий святитель нашел прибежище на Афоне, где принял решение посвятить себя подвижнической жизни (хотя не сразу принял собственно постриг). В скором времени он стал известен и как добродетельный подвижник, и как яркий обличитель унии.

http://pravoslavie.ru/43329.html

Под давлением герм. кор. Сигизмунда (31 мая 1433 Е. короновал его в Риме как императора) и др. государей буллой «Dudum sacrum» от 15 дек. 1433 г. папа отменил роспуск Собора, признав как сам Собор, так и принятые на нем решения, и направил на его заседания легатов. Но это не привело к завершению конфликта. В 1433-1436 гг. на Соборе был принят ряд декретов по реформе католич. Церкви: о возобновлении регулярного проведения провинциальных и диоцезальных Соборов, против симонии, об ограничении прав апеллировать к папскому суду. 9 июня 1435 г. Собор вотировал отмену налогов, взимаемых в пользу папской курии (см. Аннаты ). Из-за того что часть этих декретов ограничивала власть папы, они так и не были официально признаны Римской курией, но нашли применение в национальных Церквах (так, 7 июля 1438, опираясь на решения Базельского Собора, франц. кор. Карл VII издал Буржскую прагматическую санкцию , где утверждались приоритет церковных Соборов над властью папы и автономия галликанской Церкви). В 1434 г., в ходе Ломбардских войн, миланский герц. Филиппо Мария Висконти вторгся в Папскую область, т. к. Е. принял сторону его соперников - Венеции и Флоренции. Е. призвал на помощь кондотьера Франческо Сфорца, передав ему власть в Анконской марке. 29 мая 1434 г. в Риме при поддержке рода Колонна вспыхнуло восстание и была провозглашена республика. Ночью 4 июня 1434 г. папа, переодевшись бенедиктинским монахом, был вынужден бежать из охваченного беспорядками Рима в Пизу, а затем во Флоренцию, где его резиденцией стал бенедиктинский мон-рь Санта-Мария Новелла. В апр. 1436 г. папа переехал в Болонью. Между тем папский кондотьер Джованни Вителлески отвоевал большую часть Папской области, в авг. того же года был разрушен оплот рода Колонна - крепость Палестрина. В сент. 1437 г. Е. объявил о переводе заседаний Собора в подконтрольную ему Феррару. Хотя участники Базельского Собора отказались это сделать (за что папа отлучил их), часть католич. иерархов, имп. Фридрих III и ряд зап. государей признали Собор в Ферраре (Е. открыл заседания Собора 8 янв. 1438). Главным вопросом на Соборе должно было стать заключение унии между Зап. и Вост. Церквами. Успеху папы содействовали его длительные переговоры с визант. имп. Иоанном VIII Палеологом и К-польскими иерархами об объединительном Соборе. Первоначально этот Собор планировали созвать в К-поле, но папе, обещавшему Византийской империи помощь Запада в борьбе с османской экспансией, удалось убедить имп. Иоанна VIII и К-польского патриарха Иосифа II прибыть в Италию. В состав греч. делегации вошли также представители Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского патриархов, митр. Киевский грек Исидор , митр. Никейский Виссарион , послы и митрополиты Трапезундской империи, Грузии, Валахии, др. правосл. гос-в. Грекам была обещана (и впосл. оказана) материальная помощь для прибытия в Италию и пребывания в стране, фактически визант. делегация оказалась в финансовой зависимости от папской курии.

http://pravenc.ru/text/187009.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИССАРИОН (2.01.1403 (?), Трапезунд - 18.11.1472, Равенна), митр. Никейский (К-польский Патриархат), кард. и титулярный лат. Патриарх К-поля, греч. писатель, гуманист, активный сторонник унии. Род. в многодетной семье среднего достатка. В крещении Василий (или Иоанн?). В Трапезунде обучался под рук. митр. Досифея, к-рый при отъезде в К-поль (1416) взял его с собой, определив в обучение к известному визант. интеллектуалу Иоанну Хортазмену . 30 янв. 1423 г. был пострижен в монахи, приняв имя в честь мч. Виссариона Египетского . Через 2 года имя В. встречается среди учеников ритора и грамматика Мануила Хрисококка, где вместе с ним обучались итал. гуманист Франческо Филельфо, убежденный латинофил Константин Ласкарис и Иоанн Аргиропул . Здесь у В. пробудился интерес к итал . культуре и зап. гуманизму; к этому времени относится начало его лит. творчества. В К-поле В. был рукоположен во диакона (кон. 1425) и иерея (1430/31), в 1436 г. стал игуменом столичного мон-ря св. Василия. Будучи близок к придворным кругам, В. активно участвовал в политической жизни империи. В 1426-1427 гг. он был направлен с дипломатическими поручениями на родину в Трапезунд; его участие в переговорах между имп. Иоанном VIII Палеологом и трапезундским имп. Алексеем IV Василием Великим Комнином о союзе против турок свидетельствует о его возросшем влиянии при дворе. С 1431 г. неск. лет жил в Мистре, изучая философию Платона и др. науки под рук. Георгия Гемиста Плифона ; здесь В. глубже познакомился с лат. культурой, окунулся в атмосферу зап. влияний и религ. терпимости к латинянам. В 1434-1435 гг. В. принял активное участие в подготовке Собора по объединению Церквей. За большие заслуги в этом деле по настоянию имп. Иоанна VIII он получил сан митрополита Никеи (нояб. 1437); в следующем году он был назначен также проэдром (управляющим епископом) Сардской кафедры. Эти назначения были призваны повысить авторитет одного из главных сторонников унии. На Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1439) В., возглавлявший латинофильское крыло визант. делегации, играл одну из ключевых ролей и вел ожесточенную полемику с митр. Эфесским свт. Марком Евгеником и др. противниками унии. Большое значение в ходе догматико-полемической борьбы на Соборе имели его речи на открытии Собора в Ферраре (8 окт. 1438) и догматическая к Флорентийскому Собору (13 апр. 1439). Однако Флорентийская уния, подписанная греч. стороной благодаря усилиям В., не была принята подавляющим большинством духовенства и народа Византии. После возвращения на родину В. был обвинен в измене Православию и в мае 1440 г. навсегда покинул Византию, переселившись в Италию.

http://pravenc.ru/text/158772.html

Одна из них посвящена описанию возвращения И. Е. из Италии и спасению от бури во время этого опасного путешествия ( Λμπρος. 1912. Σ. 271-314). Помимо того, что речь содержит важную биографическую информацию, она является благодарственным обращением к Богу за спасение и размышлением о Его Промысле. Две другие относятся к основной теме И. Е.- борьбе с унией. Одна из них адресована императору от лица всей правосл. партии (Ibid. Σ. 151-153). Она была произнесена И. Е. после Ферраро-Флорентийского Собора и скорее всего перед имп. Константином XI, а не перед имп. Иоанном VIII. М. М. Бандиленко предполагает, что эта речь посвящена имп. Иоанну VIII и была произнесена И. Е. во время Ферраро-Флорентийского Собора ( Бандиленко. 2000. С. 71). Однако данное предположение представляется не вполне правдоподобным. Речь разделена на 4 части: краткое изложение правосл. учения об исхождении Св. Духа; опровержение Filioque; обвинение латинян в нежелании идти навстречу церковному Преданию, к-рое отстаивается православными; отлучение униатов от общения за согласие с неправильным учением. Еще одна богословская речь адресована деспоту Димитрию Палеологу. Она является благодарением Богу и отчасти деспоту за «исправление церковных дел», т. е. за победу над сторонниками новшеств в Морейском деспотате. Кульминация речи - описание небесного торжества по поводу возвращения отпавших от Церкви. Затем восхваляется семья деспота Феодора, И. Е. призывает его и впредь следовать акривии в церковных делах. Утешительные речи И. Е. по лексике и содержанию близки к монодиям и эпитафиям и являются, по выражению А. Сидераса, «траурными произведениями» ( Sideras. 1994). И. Е. утешает своих друзей в смерти жены (речь к деспоту Константину) или матери (речи к Феодоре Асанине и деспоту Димитрию). В них содержится множество библейских цитат и аллюзий. Восхваляется родственная любовь, и значительная часть текста передается как бы от лица покойного. И. Е. выражает свое отношение к смерти, к-рая является для него частью Промысла Божия, следствием греха Адама и одним из законов природы, оплакивать к-рую без меры вряд ли имеет смысл.

http://pravenc.ru/text/471171.html

Др. линия отражает характер конфликта М. П. с Иоанном VII и проблему тур. опасности. М. П. дает оценку длительной конфронтации со своим племянником и последствиям альянса Иоанна VII с турками. Он отмечает, что перед ним как правителем стоит задача обеспечения мира в империи, преемственности власти и стабильности политического курса в условиях тур. агрессии. В 1414-1415 гг. ( Dabrowska. 2007) или между 1417 и 1425 гг. ( Manuel Palaiologos. 1991) М. П. переработал «Диалог о браке» с целью убедить своего наследника Иоанна VIII в необходимости задуматься о будущем династии. «Диалог с неким Персом» (Διλογος, ν οισατο μετ τινος Πρσου τν ξαν Μουτερζη ν Αγκρα τς Γαλατας), дошедший в 4 рукописях (Ambros. gr. L 74 sup.; Paris. gr. 1253; Coislin. 130; Paris. Suppl. gr. 169), является наиболее значимым произведением М. П. и выдающимся образцом византийско-ислам. полемики. Диалог составлен между 1392 и 1394 гг. ( Reinert. 1991. P. 41). В период пребывания в лагере под Анкарой в 1391 г. М. П. вступил в дискуссию по вопросам веры с группой мусульман во главе с их мударрисом (учителем). Их споры и подвигли М. П., питавшего интерес к богословию и религ. полемике, написать «Диалог...». Трактат, содержащий 26 диалогов, представляет собой беседу 2 богословов (в этих ролях М. П. изображает себя и некоего мударриса), последователей христианства и ислама, к-рые рассуждают о тонкостях своих вероучений. М. П. развенчивает доводы собеседника в защиту Мухаммада, подвергает критике мусульм. представления о рае, бессмертии ангелов, душе у животных, отстаивает христ. учение о Св. Троице, Спасении, искупительной жертве Христа. М. П. выступает как апологет христианства, стремящийся обратить в истинную веру собеседника. К концу полемики «перс» (этот антикизирующий этноним М. П. использует для обозначения турок) оказался настолько потрясен доводами собеседника, что испытал желание отказаться от собственной религии и перейти в христианство. «Диалог с неким Персом» издан Э. Траппом ( Manuel II. Palaiologos. 1966), позже переиздан и переведен на немецкий язык ( Manuel Palaiologos. 1993-1996). Среди религ. сочинений М. П.- гомилия на канон Пресв. Богородице, трактат об исхождении Св. Духа, проповеди (в Великую субботу, на Успение Богородицы, о грехе, о св. Марии Египетской), молитвы (молитва перед Причастием) и литургические гимны. Нек-рые сочинения остаются не изданы. По античным канонам М. составил адресованные Иоанну VIII наставления в имп. управлении (PG. 156. Col. 313-384) и 7 этико-политических речей (Ibid. Col. 385-561). М. П. также был автором многочисленных риторических упражнений: вымышленные ответы Антенора Одиссею, Тамерлана Баязиду, обращение правителя к его подданным и др. К риторическому жанру относится и описание весны, составленное во время пребывания М. П. в парижском дворце Лувра, где его внимание привлек гобелен с весенними сценами (PG. 156. Col. 577-580, рус. пер.: Васильев. 1912. С. 58-60). Изображения

http://pravenc.ru/text/Мануила II ...

В 20-х гг. XV в. Османская империя, оправившись от поражения в битве при Анкаре (1402), нанесенного войсками Тамерлана , вновь стала угрожать Венгрии и Византии. В 1421 г. тур. войска вторглись в Трансильванию, а в мае 1428 г. имп. Сигизмунд I Люксембург потерпел поражение у замка Галамбоц (ныне Голубац, Сербия). В 30-х гг. XV в. войска султана Мурада II (1421-1444, 1446-1451) неск. раз вторгались в Сербию. В 1439 г. после 3-месячной осады они взяли серб. столицу Смедерево, а в 1440 г. осадили Белград. В это время в Венгрии обострились династические конфликты: после смерти кор. Альбрехта Габсбурга (1439) началась борьба за трон, в которой участвовали вдова короля Елизавета Люксембургская, дочь Сигизмунда I, и польский кор. Владислав III (1434-1444), избранный представителями венг. сословий. В 1440 г. он был коронован под именем Ласло (Уласло) I. В 1441-1442 гг. венг. военачальник Янош Хуньяди одержал в Сербии неск. побед, которые дали надежду на освобождение Балкан. Кроме того, визант. имп. Иоанн VIII Палеолог (1425-1448), находившийся в Италии после заключения Флорентийской унии , вел переговоры с европ. государями о союзе против турок. За активную борьбу с Османской империей выступала Венеция. Интерес к вост. политике проявлял и Филипп III Добрый, герц. Бургундии (1419-1467), еще в 1438 г. принесший обет отправиться в поход против турок. 1 янв. 1443 г. папа Римский Евгений IV (1431-1447) издал буллу с призывом к походу против турок. Венгерский военачальник Янош Хуняди. Гравюра. 1499 г. Венгерский военачальник Янош Хуняди. Гравюра. 1499 г. Весной 1443 г. против Мурада II восстал Ибрагим, бейлербей эмирата Караман, подстрекаемый визант. имп. Иоанном VIII Палеологом. 9 июля кор. Владислав III, папский легат кард. Джулиано Чезарини и серб. деспот Георгий (Гюрг) Бранкович приняли решение о начале военной кампании. Успех похода зависел от согласованности действий войск Владислава III и Ибрагима и флота Папского гос-ва и Венеции, к-рый должен был воспрепятствовать переправе тур.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

112 Намек на общеизвестный сюжет о двух купцах, обманувших друг друга. Полностью он приводится в Большой хронике (Б. х., с. 294). 113 Одна из кратких хроник сообщает, что с разрешения Мануила II, прибывшего в 1415 г. в Пелопоннес, Карло Токко был провозглашен деспотом Янины (Эпирский деспотат),. См.: Barker J. W. On the Chronology..., p. 40. 115 См.: Bees N. A. Ein verkannter Dorfname in der Chronik des Georgios Phrantzes. – BNJ. 8, 1929–1930, s. 261–265. 118 Племянник Карло Токко, брат жены Константина Палеолога, и незаконные сыновья Карло (см.: М. х., с. 49. 2). 119 В марте 1430 г. произошло окончательное завоевание турками Фессалоники, которую в 1423 г. деспот Андроник Палеолог продал Венецианской республике. 120 Целью посольства было согласовать место  проведения собора (см.: Dolger F. Regesten. 3425). 125 Макарий Макрис – участник делегации, посланной Иоанном VIII к Мартину V для переговоров относительно собора, вопреки надеждам патриарха согласился на проведение собора в Италии, а не в Константинополе (см.: Balfour D. Ор. cit., р. 227–228). 130 Афинский герцог Антонио I Аччайуоли (1403–1435) носил титул dominus Athenarum et Thebarum. Представитель флорентийской династии (Setton К. М. The Catalans and Florentines in Greece, 1380–1462.– In: A History of Crusades, III, p. 268). 134 О жене Антонио Аччайуоли Марии см.: Setton К. М. The Florentines... р. 269–271) В Большой хронике она фигурирует под именем Марии Мелиссины (Б. х., с. 302, 18). 135 Грамота, скрепленная серебряной печатью, выдававшаяся деспотами (в отличие от хрисовула – императорской грамоты с золотой печатью). 137 Пролив между восточным побережьем Греции и островом Эвбея. Так же называлась и столица острова – ныне Негропонт. В данном случае имеется в виду мост через ров, окружающий стены города Эврипа (см. примечание В. Греку – М. х., с. 55, 1). 141 Иеромонах Дионисий – Иоанн VIII сделал его митрополитом Сард, чтобы укрепить авторитет сторонников унии на Ферраро-Флорентийском соборе (см.: Удальцова 3. В. Жизнь и деятельность Виссариона Никейского – ВВ, 37, 1976, с. 80).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн Милостивый, свт. † 619 г. (Болланд.). Происходил из Амафунта на Кипре от знатных родителей (житие стр. 108). В 611−618 был Александрийским патриархом, умер на Кипре. Житие, написанное Леонтием Неапольским († 668 г.) на основании личного знакомства со святым при посещении Александрии в форме рассказа Мины, Иоаннова эконома, с внесением поучительных эпизодов, рассказанных самим Иоанном. Издал с комментарием Gelzer («Leontios von Neopolis Leben des heiligen Johannes des barmherzigen» в «Sammlung ausgewählter Kirschenmund dogmengeschichtlichen Quellenschriften», 1893 г.). Отрывок из жития, составленного Иоанном Мосхом и Софронием, которым пользовался Метафраст, изд. Гельцером на стр. 108−112. Метафрастова переработка у Migne, P.G., 114, 896−965. Память 12 ноября. Иоанн Молчальник, прп. † 558 г. (Болланд.). Происходил от знатного вельможи из Никополя Армянского. Был епископом Колонийским, потом ушёл в Палестину. Точное и прекрасное житие, написанное ещё при жизни святого Кириллом Скифопольским , на основании рассказов самого святого и его учеников (см. стр. и Издано в AASS, май, III, Память 3 декабря. Иоанн Постник , прп., игумен монастыря Петры, основанного им в Константинополе при Алексее Комнине. Происх. из Каппадокии. Житие-энкомия, произнесённая на празднике монастыря патриархом Каллистом (XIV в.), и рисующая реформу монастырской жизни при Комнинах и Палеологах. Издано Gelzer’oм с комментарием в «Zeitschrift für Wissenschaft Theologie», 1886, 59−89. Иоанн Постник , свт., патриарх Константинопольский, † 595 г. (Krumbacher, 1149). Отрывки современного жития, читанные на VII соборе, напечатаны у Mansi («Conciliorum ampl. collectio», 80−85 ст.). Память 2 сентября. Иоанн Предтеча. Обретение главы. Ряд преданий с трудно, или почти вовсе неопределимой хронологией (VIII–IX вв.). Издан в AASS, июль V, 615−631. Иоанн Психаит, прп., † при Михаиле II около 820 г. (Болланд.). Сын сельского священника, из местности на границе фемы Вукелляриев и Галатии, игумен Исихаитской обители в Константинополе. Житие, составленное во 2 половине IX в. одним из иноков (Лопарев, Греческие жития, 231). Издано Van den Ven’oм (в «Museon», 1902 г. стр. 11−32). Память 26 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010