Между тем греческий император Никифор Фока, прервав дружескую связь с Петром, занял войсками пограничные укрепления болгар, и пригласил к себе на помощь против болгар киевского князя Святослава. Святослав завладел северною придунайскою частию, и, по словам летописца Нестора, взял 80 городов по Дунаю 317 , но завоевания свои уступил Византии. По смерти (968 г.) Петра 318 все пространство между Балканами и Дунаем и за Балканами во Фракии стало принадлежать уже грекам. Сыновья Петра Симеоновича Борис П и Роман жили почетными узниками при Византийском дворе 319 . – Впрочем это торжество Византии над болгарами было очень не продолжительно. По смерти преемника Никифора, мужественного императора Иоанна Цимисхия (976 г.), на византийский престол взошел сын императора Романа, 20-летний юноша Василий с младшим братом своим Константином. В это время болгары подняли восстание против греков под предводительством Самуила, сына Шишманова, урожденца из города Тернова 320 . Одержав блистательную победу под Средцем, он освободил болгар в греческих областях, потом овладел всем Эпиром до Артского залива, а в сражении с сербами разорил Циоклею, и покорил себе Боснию и Расу. Сделавшись таким образом владетелем почти всего Балканского полуострова до Константинополя, он назначил две столицы своего государства – одну Пресп, другую Охриду. В продолжение 38 лет своего управления (976–1014 г.) он постоянно воевал с греками, хоть, и не всегда с равным успехом. Но когда привели к нему несколько тысяч ратников, ослепленных греками 321 , он не мог перенести этого горя и умер 15 сентября 1014 г. 322 . Его место занял сын его от жены, пленницы Лари- сянки, носивший три имени: ветхозаветное Гавриил, новозаветное Роман, и славянское Радомир. Он продолжал войну с греками и убит был на охоте двоюродным братом своим, сыном Аарона, Иоанном – Владиславом, который и взошел на болгарский престол. Владислав заключил (1015 г.) с греческим императором Василием. И невыгодный для Болгарии мир. Василий, прозванный Булгароктоном (Булгаро-бойцем), покорил (1018 г.) себе Болгарию, предоставив однако ей внутреннее самоуправление, так что болгары судились и управлялись по своим законам и обычаям, только должны были платить Греции дань 323 . Так окончилось существование первого болгарского государства. После того Болгария была под властию Византии более полутораста лет. Второе болгарское государство, и покорение его Турциею

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В расположенном к югу от Латакии Тартусе (Антарад, или Тортоса) находится крепость крестоносцев XII–XIII bekob с донжоном (главная башня в европейских феодальных замках) и часовней. В 100 м от нее сохранился лучший в Сирии готический трехнефный собор Нотр-Дам, заложенный в 1120-е годы на месте и с использованием стен византийской церкви. По преданию, первую церковь здесь освятил апостол Петр. В построенной при императоре Константине еще одной церкви хранилась икона Богородицы, вместе с апсидой чудом избежавшая уничтожения при землетрясении в 487 году, но утраченная после XIII века. Собор Нотр-Дам после 1188 года был укреплен башнями, некоторое время использовался как мечеть, а ныне действует как музей. В 1990-е годы близ Тартуса, в Блемане, построен православный Успенский монастырь. По дороге из Тартуса в Хомс, между горами Ливан и Нусария, расположена так называемая Долина христиан (Вади аль-Насара), в 27 из 32 деревень которой преобладает христианское население. Ставропигиальный мужской монастырь Святого Георгия (Мар-Джирджис аль-Хумайра) основан в V–VI веках, предположительно императором Юстинианом. В нем сохраняется небольшая церковь XII века с иконостасом XVIII века. Главная церковь на третьем ярусе построена в 1857–1860-е годы. Ее иконостас, написанный в Дамаске в конце XIX века, считается самым большим в Сирии. В 1995–2002 годах настоятелем монастыря был Иоанн (Язиджи) — ныне Патриарх Антиохийский Иоанн Х.В прямой видимости от монастыря на горе расположена крепость крестоносцев Крак-де-Шевалье (Калъат-эль-Хусн). Она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В той части его укреплений, которую построил орден госпитальеров между 1144 и 1267 годами, сохранилась готическая часовня с фресками XII века. Ближе к побережью расположены другие крепости: цитадель Салах ад-Дина (Калъат-Сайун), основанная византийским императором Иоанном Цимисхием около 975 года и укрепленная крестоносцами и Салах ад-Дином в XII веке. Крепость Маргат (Калъат-Маркаб) с готической часовней конца XII века, построенная в 1186–1270 годах госпитальерами, Белый замок крестоносцев (Сафита) с церковью Архангела Михаила XII века.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Храм Протата - древнейший храм Афона   Храм Протата - древнейший храм Афона     Фото О. Г. Ульянова       Успенский собор Протата. Святая гора Афон       Фото О. Г. Ульянова    Успенский собор  является самым ранним из всех сохранившихся на Святой горе Афон храмов и расположен в центре Кареи — столицы этого единственного в своем роде монашеского государства.           Второе название собора — церковь Протата — связано со званием прота, который впервые упоминается в источниках в 908 году.               Уже в Первом Уставе Святой горы, утвержденном императором Иоанном Цимисхием в 972 г., прот признан главой всего Афона. По этому Уставу в престольный праздник главного храма — на Успение Пресвятой Богородицы — в столице Афона проходил ежегодный собор настоятелей всех святогорских обителей.        Следует заметить, что до этого афонские насельники стекались в Карею на общие празднования трижды в год — на Пасху, Рождество и Успение. В 964–969 гг. первое здание собора Протата, уже не вмещавшее всех участников карейского собора, было перестроено в значительно большую по размерам базилику с трансептом (19 м х 16,5 м при высоте 11 м) благодаря вкладу стратига Льва Фоки, брата императора Никифора Фоки.         В правление императора Михаила Палеолога VIII афонское монашество, несмотря на давление патриарха Иоанна (Векка), отказалось признать унию и решения Лионского собора 1274 г., в результате чего святогорцы были подвергнуты гонениям, а Успенский собор в Карее разрушен.     Его восстановление началось сразу же после интронизации императора Андроника II Палеолога (1282–1328), но не было завершено из-за каталонского разорения в начале XIV в. Об этом напоминает соборный кенотаф в северном нартексе (1534 г.) в память об иноках, замученных каталонцами.           Столь сильные испытания, которые выпали на долю столицы Афона, не могли не найти своего отражения в росписи Успенского собора, выполненной после каталонского нашествия на Святую гору Афон Мануилом Панселиносом.

http://isihazm.ru/?id=384&iid=251

Однако Святослав на пути к Киеву погиб от рук печенегов, которые подстерегли его у днепровских порогов. Гумилев даже делает совершенно фантастический вывод о том, что печенегов спровоцировали против Святослава именно киевские христиане. В это верится с трудом, особенно после приводимого Татищевым рассказа о том, с какой радостью христианские мученики из числа дружинников Святослава шли на смерть за Христа. " Повесть временных лет " ничего не сообщает об этих событиях. Подтверждений тому, что сказано у Татищева, в других источниках нет. Но возможно, что рассказа о гонениях при Святославе нет в Начальной летописи (также, как нет в ней, например, никаких сообщений о " Фотиевом крещении " Руси) потому, что предшествующие " Повести... " источники были тщательно отредактированы по соображениям политической конъюнктуры. Преподобный Нестор, правда, приводит под 971 г. договор Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием, в котором русский князь от лица всего своего народа клянется именами Перуна, " в его же веруем " , и " Волоса, скотья бога " . Ничего подобного договору Игоря с греками, где отдельно упоминаются христиане, мы не видим. Быть может, это косвенное подтверждение отрицательного отношения Святослава к христианам. Все же можно считать, что при Святославе действительно имела место реакция язычества против усиливающегося христианства. Приверженцы старой веры к этому времени весьма остро ощутили, что близится конец язычества на Руси, и нашли удобный момент, чтобы попытаться не допустить этого. Еще острее борьба агонизирующего язычества с христианством разгорелась при преемниках погибшего Святослава. Киевским князем после кончины отца стал старший сын Святослава - Ярополк. Другой сын - Олег - княжил в земле древлян. Оба старших сына Святослава были воспитаны святой Ольгой, то есть несомненно в христианском духе. Ярополк кроме того был женат на гречанке-христианке, бывшей монахине, которую Святослав взял в плен где-то на Дунае и прислал своему наследнику. Эти обстоятельства, безусловно, не могли не сделать Ярополка покровителем христиан.

http://sedmitza.ru/lib/text/436230/

В одном из стихотворений Иоанна Геометра , современника Василия Болгаробойцы и очевидца всех бедствий начала царствования этого императора, по мнению г. Васильевского, находится «намек на то, что первое обращение византийского двора к киевскому князю вызвано было опасным для империи развитием болгарского восстания, вероятно, после 986 года, после поражения при Сардике (Средце) и современно с первым взрывом и успехами возмущения Варды Фоки» 146 . Эти слова русского ученого мы имеем право считать решительным подтверждением высказанного нами положения о времени прибытия греческого посольства в Киев. Кроме того, в приведенных словах В. Г. Васильевского заслуживает полного внимания указание на сношения византийского двора с Владимиром по поводу болгарского восстания. Действительно, с полной вероятностью можно относить именно к этому времени начало дипломатических переговоров между Константинополем и Киевом. Мы уже говорили, что в августе 986 г. император Василий потерпел страшное поражение при Асарии-Средце. Есть достаточные основания предполагать, что русские тогда – в 986 г. – были союзниками болгар и поражение греков при Средце-Сардике было совершено при их помощи, – обстоятельство это, как увидим ниже, не лишено значения при обозрении известий арабских историков. Вполне естественно, что император Василий, потерпевший неудачу в Родопских проходах, понимая, что сила болгар основана на союзе с русскими, сделал попытку обратить последних из своих врагов в союзников. «Политика, обнимавшая своим кругозором Рим и Каир, Германию и южную Италию, говорит Васильевский, не могла упустить из виду столь важного фактора, каковым была Русь в делах болгарских» 147 . Следов., вполне возможно, что вскоре после поражения греков при Средце в Киев прибыло греческое посольство с целью отклонить русских от союза с болгарами. Греки даже имели некоторое право настаивать на заключении дружественных отношений между Византией и Киевом. По договору 971 г., заключенному между Святославом и Иоанном Цимисхием, киевский князь обязан был помогать византийскому императору против его врагов 148 . Переход Владимира на сторону греков составлял, таким образом, только исполнение обещания его отца. Однако, нужно думать, и болгары не желали лишиться такого сильного, надежного в предстоящей борьбе с Византией, союзника, как киевский князь. Услышав о попытках греков склонить на свою сторону Владимира, и они могли отправить в Киев свое посольство, чтобы не допустить опасного для них союза русских с константинопольскими императорами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

К этой же рукописи присовокуплены: Сказание о начале Москвы; Родословие московских князей, оконченное сказанием о Петре митрополите; Сказание о Ермаке, и Беседы Кирилла философа Константинопольского (το ωμαου) с великим князем киевским Владимиром, еще некрещеным 168 . Многосодержателен вышепомянутый рукописный кодекс Иерусалимских патриархов. Из него я выписал весьма многое. Например, о Грузии и России. Около 150 лет назад от нашего времени, в Грузии не крестили детей, а только миром помазывали; игумены же, попы и князи продавали христиан агарянам. В царствование Петра Великого Восточная церковь печалилась о нечистом православии Киевской академии, и в том же обличала Стефана Яворского не в бровь, а прямо в глаз, и напечатала опровержение его богословских уроков. Палестинские святители письмами благодарили Иоанна Стефановича Мазепу, кавалера ордена Андрея Первозванного и гетмана великия Казакии, за его усердие к Св. Гробу и за богатые пожертвования 169 . День 10-й. Неудобство наших помещений в посольском доме, где и почтамт наш, но нужно мне нанять две комнаты в частном христианском доме, близ реченного почтамта, на торной улице Перы. Сюда мы все перешли сегодня и прилежно занялись своим ученым делом. Я кроме выписок из помянутого кодекса, перевел с греческого два устава, данные Афонским монастырям греческими царями Иоанном Цимисхием в 970 году и Константином Мономахом в 1046 году 170 . День 13-й. Здесь со дня на день ожидают прибытия посла римского папы Пия IX. Султан выслал пароход навстречу ему; а в доме, где будет жить этот сановник римский, уже поставлена почетная стража. Sic fama clamat 171 . День 6-й. Сегодня константинопольский патриарх Анфим прислал мне обещанный им список иерархов Восточной православно-кафолической церкви. В этом списке верно показаны подведомые престолу его епархиальные архиереи, кроме ионических, сербских и еллинских в царстве Греческом и святители самостоятельного архиепископства Кипрского. Что же касается до прочих трех патриархатов, то в список внесены только одни епархии их без показания имен архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Любимым героем, своего рода идеалом правителя и полководца, был для Геометра император Никифор Фока, которому поэт посвятил несколько похвальных сочинений. Тяжёлым ударом для него стало коварное убийство Никифора и захват трона Иоанном Цимисхием, после недолгого правления которого к власти пришёл следующий император – Василий Болгаробойца. Борьба за власть и несправедливость, царящая в мире, привели Иоанна к разочарованию в существующем порядке вещей. Он удаляется от мира, становится монахом и, продолжая сочинять, теперь обращается в своих стихах к иным темам и иным – христианским – идеалам. Меняются и герои Иоанна, теперь это подвижники, святые, Пресвятая Богородица. К этому периоду творчества Кириота относятся гимны, посвящённые Приснодеве Марии, большое произведение аскетического характера «Рай», поэтическое переложение библейских песен, и, наконец, самое большое из надписанных его именем сочинений – поэма о святом великомученике Пантелеимоне. Название этого произведения в разных рукописях различно. В двух парижских манускриптах и основанных на них изданиях Мореля и Миня сочинение в честь св. Пантелеимона озаглавлено как «похвала». Однако, как замечает в своей статье, посвящённой этому произведению, K. Demoen, поэма по своим художественным и композиционным особенностям не соответствует распространённому в Византии жанру энкомия (хвалебного слова или песни), поэтому это название следует считать ошибочным. Гораздо более адекватным, хотя и не вполне точным, мне кажется заголовок афонской рукописи, в которой сочинение названо «Переложением в ямбах мученичества святого великомученика Пантелеимона». Однако поэма описывает не только мучения, но и предысторию обращения, и само обращение ко Христу юноши Пантолеона, который затем, мужественно претерпев все страдания и обратив своей стойкостью и чудесами многих язычников, был увенчан Богом и получил свыше новое имя Пантелеимон. Описание мученического подвига Пантолеона в собственном смысле занимает последнюю треть сочинения, начиная с 737 стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Geometr/...

Впрочем, мне понравились два изображения его: это – радостное круглое лице архангела, благовествующего радость велию Пресвятой Деве, и Афанасий Афонский , жезлом своим изводящий воду из утёса. Кроме церкви Кукузелиссы в лавре есть другая хорошенькая церковь , отдельно стоящая на другом дворе её по левую сторону алтаря соборного храма. Она во имя св. исповедника Михаила Синадского, построена светлейшим Господарем Иоанном Матфеем воеводой Угровлахийским по старанию игумена Иосифа в 1643 году, а по прошествии десяти лет при игумене Иоасафе расписана (1653 г.) иждивением того же Господаря. Тут на стене изображены в рост оный Матфей и его супруга Елена с платочком в руке и в шапочке с кисточкой над правым глазом. Изображение её помещено в моём живописном обозрении Афона. (надпись). Подле соборного храма Лавры на южной стороне его в каменных гробницах под приземистыми сводами почивают три благодетеля Лавры – три вселенские патриарха: 1) Анфим, ктитор большой трёхъярусной башни лаврской, в которой находится церквица во имя св. великомученика Димитрия (1623 г.), 2) Дионисий Андросец, уплативший долги Лавры и пособивший ей устроить больницу, а скончавшийся и погребённый 27 августа 1696 года, и 3) Иеремия Патмосец так же ктитор той же больницы, почивший в 1735 или 9 году. Гробницы их требуют возобновления и лучшего присмотра. Лавра должна помнить своих благодетелей. В этой обители, по счету Барского и Макария Кидониата, находится шестнадцать Параклисов, именно: 1) Успенский над третьими входными воротами лавры, 2) св. архидиякона Стефана в башне Цимисхия, 3) св. Троицы в ближней башне малой, 4) поодаль от сей башенки прекрасный параклис честнаго Предтечи с кельей, в которой шьются рясы, 5) св. великомученика Георгия близ башни, возобновлённой Константином Русом из епархии Сервионской, 6) св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова с помещением для уставщика, τυπικρης, и для литья восковых свечей, 7) всех святых в башне Цангарийской, 8) св. великомученика Димитрия в девятой башне, благоустроенной вселенским патриархом Кир Анфимом Константинопольцем, 9) св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Бедственное состояние её продолжалось до XVI или даже до XVII столетия, в котором она, пользуясь щедротами и благодеяниями Господарей Валахских, возстала из своего унижения и бедственного состояния и пришла опять в цветущее положение. Особенными благодетелями её были в XVII веке Воевода Унгровлахийский Дионисий и бывший Патриарх Цареградский Дионисий, живший и скончавшийся в её стенах. В последний раз Лавра была возобновлена в исходе минувшего столетия. Внешний вид Лавры и здания. Лавра св. Афанасия представляется в виде гранитного замка, увенчанного башнями. Со стороны моря сторожит её высокая зубчатая башня, стоящая на самом берегу морском и охраняющая малую пристань, окруженную утесами. Глубокий ров с подъемным мостом отделяет башню от утесов; в ней два придела: Преображения Господня и Просветителя Армении, св. Григория. От этой башни ведет к монастырю крутая тропинка, извивающаяся между виноградниками и масличными деревьями. Монастырь окружен высокими каменными стенами в десять и более саженей; из массивных стен, увенчанных деревянными келлиями, выдается около десяти башен, наподобие бойниц, и величественно возвышается так называемая башня Цимисхиева, построенная Греческим Царем Иоанном Цимисхием и находящаяся над главными вратами; она сторожит монастырь со стороны земли. В него ведут двое ворот – врата малые и главные. Малые врата ведут из сада с южной стороны; а главные тройные находятся в углу северной. Соборный храм, посвященный вначале Благовещению Пресвятой Богородицы, а ныне в честь и память основателя Лавры св. Афанасия. Он находится ближе к восточной стене монастыря; построен весь из дикого камня, и увенчивается тремя главами: средняя возвышается над куполом, лежащим на четырех массивных столбах и покрывает главный храм; две меньшие возвышаются над двумя приделами, находящимися по обеим сторонам его. Форма храма крестообразна; в него ведет внешний притвор, украшенный мраморными колоннами, в котором прежде на хорах находилась келейная церковь св. Афанасия, его библиотека и сама келлия, где еще видны были на мраморе глубокие следы его коленопреклонений.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

3 Св. Савва в житии своего отца пишет: «и воздвиже погибшую свою, дедину, и приобрете от Поморские земле Зету и с градовы, а от Рабна Пилота оба, а от Гречьские земле Патково, Хвостно все и Подримие, Кострьц, Дрьжьковнну, Ситннцу,Лаб, Лнп- лян, Гльбочнцу, Реке, Ушку и Поморавие, Загрьлату, Левче, Белицу. То вса мудростию и трудом своим сия вся приобрете, погибшую некогда от насилия своее ему дедииы».(Слав. Древн. Шаф. Ч. II. к. I. стр. 351). Из жития св. Саввы, писаннаго Дометианом, видим, что под дединою разумеются Дуклянские и ИИоморские Жупы (Там же, стр. 352, 412, 418, 453.). 5 Супруга Стефана была дочь Бана Боснийскаго Стефана Борича нли Борилия. Раич. Истор. Слав. нар. Ч. II. 327. 7 Со времени царя Алексея Комнина (1080–1118 г) Русские имели на Афоне в своем владении монастырь Ксилургу. Одно сказание приписывает основание русскаго монастыря на Афоне даже Ярославу В. К. Киевскому(Рк. Сбор. Погодина 94). В 1169 г. Русские получили себе монастырь св. Пантелеимона, который и стал именоваться русским(Журн. М. Н. П. 1848 г. май. 133. 135.). 9 Устав, введенный св. Афанасием на Афоне, встретил противоречие вскоре после; введения. ИИрисланный императором Иоанном Цимисхием игумен студитского монастыря, для соглашения спорящих сторон, опредилил 28 правил, которые составляют древнейший Афонский типик, называемый Трагос. Второй типик дан был императором Константином Мономахом в 1046 г. Большое число игуменов (150), подписавшихся под этим типиком, доказывает, что общежительность и в XI в. не была еще упрочена. «На Афоне не беху монастыри, но беху игуменаре», говорит Хризовул Андроника (1237 г.). Очерк путешествия по Европ. Турции Григоровича. Казань. 1848 г. 87–90. 11 Барский пншет: « св. Савва Сербский купно с отцем своим Симеоном создаш в сем монастыре Ватопеде паракльсов шесть: 1) во имя Спасителя, 2) св. Безсребренннк, 3) св. Великомученика Георгия, 4) св. Феодора, 5) св. Предтечи, 6) св. Николая, и быша новые ктиторы и празднуются тамо от иноков 12 января. Путешеств. ко св. мест. стр. 660. Тоже пишет Досифей о Патр. Иерус. к. II, 814.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010