Но не ошибся ли патриарх Каллист? Ведь хронологические ошибки так часты у людей средних веков! Ведь ошибся же переводчик грузинского номоканона, уверяющий, что патриарх Иоанн Постник после шестого собора (т.е. трулльского 692 г.) был долгое время добрым пастырем 109 ! Другими словами, не процветал ли тот второй Иоанн Постник , существование которого удостоверено патриархом Каллистом, раньше Николая Грамматика и раньше Никона Черногорца? Тогда мрак, нависший над вопросом об авторе восточно-покаянного устава, рассеялся бы. Иоанн, монах и диакон, чадо послушания, именем которого надписывается один из известных нам мориновских уставов, мог бы быть этим самым Иоанном Постником , авторский труд которого в свою очередь сводился бы лишь к пополнению и одобрению того, что было написано другим монахом, раньше жившим (мюнхенским Василием), как и этот последний переработал сложившееся до него в практике безымянное «учение отцов». Имя монаха Иоанна Постника, мало известного в местах, отдалённых от Константинополя, как напр. в глуби Сирии, где проживал Никон Черногорец, могло подавать повод к смешению этого монаха с соименником его, другим Иоанном Постником, патриархом, жившим за несколько столетий раньше. Если бы это объяснение оказалось невозможным, напр. потому, что самый монастырь св. Петры, основателем которого в похвальной речи Каллиста представляется монах Иоанн Постник , был основан не раньше царствования Алексея Комнина 110 , – тогда, разумеется, нужно прибегнуть к другому объяснению, хотя бы к тому, которое раньше предлагалось мною, т.е. искать ключа к разгадке в имени Иоанна Кассиана , с Sermo de poenitentia которого начинался мерзебургский пенитенциал 111 . Мне остаётся изложить кратко результаты моей настоящей работы. Древнейшим литературным памятником, содержащим в себе покаянно-исповедной устав греческого востока, я считаю мюнхенское «учение отцов» с тем продолжением его, которое сохранилось в первом из славянских переводных уставов, содержащихся в рум. кормч. 230 и мною в настоящий раз изданных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Гл. 42: Восемьдесят семь глав извлеченных из новелл Юстиниана Иоанном Схоластиком. Гл. 43: Три новеллы императора Алексея Комнина о церковном обручении и венчании браков. Гл. 44: От различных граней Иустиниана царя новых заповедей главы избраны различны. Это ссылки на Юстиниановы законы, которые в греческом Фотиевском номоканоне помещены вслед за правилами в различных главах различных титулов номоканона, но которые в славянской Кормчей выделены из органической связи с главами номоканона и помещены отдельно, в виде особой юридической статьи. Гл. 45. Извлечете из законов уголовных, данных Богом чрез Моисея Израильтянам. Гл. 47. Полемические сочинения против латинян Никиты Стифата  и неизвестного. Гл. 48: Прохирон Василия Македонянина. Гл. 51: О беззаконных браках – византийские статьи о браках, запрещенных по родству и свойству. Гл. 52: Том соединения или постановление Константинопольского патриаршего синода при Николае Мистике 920 г. о третьем и четвертом браке. Гл. 53: Канонические ответы патриарха Николая Грамматика на разные вопросы, предложенные Иоанном Молчалником и другими. Гл. 54: Канонические ответы Никиты митрополита Ираклийского на вопросы Константина епископа памфилийского из конца XI века. Гл. 69: Мнение Тимофея пресвитера Константинопольского VI в. о способа принятия в церковь еретиков различных наименований. Остальных статей из числа помещенных в печатной кормчей не было Рязанской рукописи, а именно не было: Гл. 46: Закон судный людем. Гл. 49: Эклога Льва Исаврянина. Гл. 50: О тайне супружества. Гл. 55: Правила Мефодия патриарха Константинопольского IX в. о способе принятия в церковь отпадших от православной веры в ересь или в нехристианскую веру. Гл. 56: Толкование о священнических одеждах. Гл. 57: Правила патриарха Константинопольского Никифора Исповедника IX в. Гл. 58: Отрывки из канонических ответов Иоанна епископа Китрского XIII в. Гл. 59: Архиерейское поучение новопостановленному иерею. Гл. 60: Канонические ответы Тимофея патриарха александрийского V в., составляющее дополнение к его ответам помещенным выше в гл. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

152 Вернее, что надобно разуметь Новые-Патры, город в Фессалии, называемые попросту: Патраджик, или по-ученому: Ипати ( πτη). 153 Эта вторая Анна должна быть дочь упомянутого выше Иоанна Севастократора, Михайлова брата. Надобно представлять это потому, что у обоих братьев было по дочери Анне. Множество тожественных имен в фамилиях Комниных и Палеологов вносит крайнюю сбивчивость в изложение событий времен тех. Образчик сего нам представляет ученый и осторожный Дю-канж, утверждающий, что Анна, по смерти мужа, вышла за убийцу его Фому, Кефаллинийского графа! См. XL. Stemma Palaiologorum. 154 В сем пункте исторического каталога Деспотов, мы следуем исключительно «Хронографии Эпира», ставящей две пары Фом и Иоаннов, одну вслед за другою. Но надобно признаться, что у современных историков (Акрополита, Пахимера, Григоры и Кантакузина) дело представляется весьма неясным. Они говорят об одном Фоме, сыне Никифора и об одном Иоанне, называемом ими то Дукой ( δοξ, а по Кантакузину – Δοκας, т. е. из фамилии Дука), как-бы князем или, по-теперешнему, герцогом, то Контом ( Κντος – граф, comte) – по Григоре. Он самый (Кантакузин) и был женат на Анне (Андрониковне) и имел сына Никифора. Умер же в 1335 г. Чей сын был, историк не говорит. Но упоминает также вскользь и о Деспоте Фоме, женатом на дочери императора Михаила II, Анне, которого (Фому) называет сыном Деспота Никифора. Выходил бы по сему ряд Деспотов следующий: Никифор I, Фома, Иоанн, Никифор II. Иоанн этот совпадал бы с нашим Иоанном II (Ивановичем). По историку же Никифору Григоре, дело представляется в таком виде: Анна (Михайловна) выходит замуж за Фому и ее же имеет потом, убивший Фому Конт (без имени), названный племянником ( δελφιδος – сын сестры или брата) убитого. При вторичном упоминании о случае (убийстве) Конт (опять без имени) называется Кефаллинийским. Наконец, безымянный убийца является у писателя уже прямо Деспотом Этоло-Акарнатийским Иоанном! Умирает же он насильственною смертью , «служившей ему, равно как и бывшему перед ним Деспоту, казнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН IX АГАПИТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иоанн IX Агапит (Возлюбленный) , Иеромнемон (греч. Ιωννης Θ Ιερομνμων Αγαπητς; + 1134 ), патриарх Константинопольский (1111 - 1134), святитель Память 18 июля (Греч. ) и в Соборе Константинопольский святителей (Греч.) Родился в Халкидоне , племянник митрополита местной кафедры. 24 мая 1111 года поставлен Константинопольским патриархом . О церковной жизни в патриаршество Иоанна Агапита известно мало; деятельность патриаршего ведомства и Священного Синода осталась почти не зафиксированной в источниках. Пребывание Иоанна Агапита на престоле характеризовалось отсутствием крупных инициатив в управлении Церковью, особенно после смерти византийского имп. Алексея I Комнина в 1118 году. По всей видимости, Иоанн Агапит не принимал активного участия и в богословских диспутах в Константинополе в 1112 - 1113 годов, в которых участвовали послы папы Пасхалия II и несколько византийских богословов (в т. ч. митр. Евстратий Никейский , Никита Сеид , Иоанн Фурн ). В патриаршество Иоанна Агапита в Церкви разгорелся спор о мнении митр. Евстратия Никейского о том, что человеческая природа Христа " рабски почитает " (προσκυνε δουλικς) Его Божество, причем не только на земле, но и на небе (т. е. после Воскресения). По мысли Евстратия, сотворенная человеческая природа Спасителя устремлена к своему Создателю и совершенствуется Им, поклоняется Ему, воздерживается от зла, хотя и способна на него. Свою точку зрения митр. Евстратий отстаивал в двух трактатах (Словах) со ссылками на свт. Кирилла Александрийского . С письменным опровержением его мнения выступил мон. Никита Сеид . 26 апреля 1117 года состоялся Собор в Константинополе архиереев во главе с Иоанном Агапитом . На нем митр. Евстратий отрекся от некоторых выраженных им мнений, назвав их следствием незнания, невнимания и поспешности; было решено уничтожить оба его сочинения. В выступлении на Соборе Иоанн Агапит предложил оставить Евстратия в сане, но запретить в служении до того времени, пока последующий Собор архиереев во главе с патриархом не снимет это наказание. О сочинениях Евстратия Иоанн Агапит сказал, что " некоторые из них содержат проявление еретической мысли, нек-рые являют неправильное мнение, другие и явно чужды Церкви " . Из сохранившейся речи на Соборе митр. Никиты Ираклийского (Никиты из Серр) известно, что ряд участников Собора хотели лишить Евстратия сана. Согласно же сохранившемуся протоколу голосования, 8 из 22 присутствовавших архиереев высказались за пожизненное запрещение его в служении, в то время как остальные поддержали предложение Иоанна Агапита.

http://drevo-info.ru/articles/13679410.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Варнакова [греч. Βαρνκοβα; Βαρνακβης], принадлежит Фокидской митрополии Элладской Православной Церкви . Расположен в 25 км от г. Нафпактоса, на горе св. Арсения, на высоте 800 м. Один из монашеских центров, сыгравших значительную роль в духовной и культурной истории Греции. По одной версии, название В. м. восходит к слав. топонимике данной местности, по др.- связано с чтимой иконой Божией Матери, к-рая происходит из болг. г. Варна. В 1077 г. в Варнакове прп. Арсением Верниковитом был основан муж. мон-рь и построен соборный храм, расписанный фресками между 1084 и 1111 гг. В 1148 г. мон. Иоанном был сооружен большой храм, о чем свидетельствует ктиторская надпись над входом из нартекса в основной храм. В 1151 г. был пристроен и расписан нартекс. Визант. императоры Алексей I, Иоанн II и Мануил I Комнины делали в В. м. драгоценные вклады и земельные пожалования. Аскитирий прп. Арсения Верниковита Аскитирий прп. Арсения Верниковита Позднее В. м. находился под особым покровительством деспотов Эпира. В 1229 г. эпирским деспотом Константином был пристроен экзонартекс. В мон-ре находятся погребения мн. членов династии Ангелов Комнинов. Ок. 1520 г. игуменом мон-ря стал знаменитый старец прп. Давид , к-рый позднее подвизался на о-ве Эвбея. В 1530 г. мон-рь посетил К-польский Патриарх Иеремия I. С 1550 г. в В. м. действовала школа - единственное греч. учебное заведение в Дориде. Преподавателями этой школы были известные своей ученостью монахи Христофор (1595), Каллиник (1600-1648) и Никодим Кавасила (1648-1652). Мон-рь был разграблен в 1690 г. в ходе турецко-венецианской войны. Во время греч. восстания 1821 г. В. м. являлся одним из главных центров освободительного движения. В 1826 г. осажден и разрушен турками. Восстановлен в 1831 г. при поддержке И. Каподистрии за особые заслуги во время освободительного восстания. И. Каподистрия считается новым ктитором этого мон-ря. Соборный храм, построенный в 1831 г. на развалинах и воспроизводящий древнюю церковь, представляет собой трехнефную базилику с куполом, нартексом и экзонартексом. Сохранились фрагменты мозаичного пола XI-XII вв. Из визант. росписей уцелело только изображение Богоматери с Младенцем и склонившимися архангелами над входом из нартекса в основной храм. Неподалеку, к северо-западу от В. м., находится аскитирий прп. Арсения - пещера, в к-рой первоначально подвизался святой.

http://pravenc.ru/text/154301.html

трапезундский имп. (февр. 1222-1235). Муж Анны, дочери Алексея I Великого Комнина , основателя Трапезундского гос-ва. Единственный из Великих Комнинов , занявший имп. трон не по прямой линии из-за малолетства наследника престола (буд. имп. Иоанна I ). С большой долей вероятности А. В. К. можно отождествить с полководцем никейского имп. Феодора I Ласкаря Андроником Гидом, разгромившим в 1207 г. при Трахее отряд франков, выступивший из Никомидии в помощь Давиду Комнину, брату Алексея I. На 2-м году своего царствования А. В. К. возобновил договор 1214 г., согласно к-рому Трапезунд должен был выплачивать дань и послать отряд воинов Иконийскому султанату (см. Рум ). В дальнейшем мирные отношения с сельджуками были прерваны из-за захвата последними трапезундского судна. Это и др. события подробно излагаются в Житии св. вмч. Евгения , покровителя Трапезунда, написанном Трапезундским митр. Иоанном Лазаропулом . Согласно Житию, после успешного нападения трапезундцев на Синоп некий «султан мелик», личность к-рого достоверно не отождествлена ни с одним из сельджукских правителей, вторгся на территорию Трапезундской империи и осадил ее столицу. После усердных молитв А. В. К. вмч. Евгений явился императору и обещал ему помощь от Бога в отражении сельджуков. В эту же ночь во время бури вражеское войско в панике бежало, а их предводитель был пленен. Впосл. отпущенный на свободу «султан мелик» стал данником А. В. К. и посылал щедрые пожертвования трапезундским мон-рям. Вероятно, в Житии нашли отражение события, действительно имевшие место в царствование А. В. К., но происходившие с нек-рым промежутком во времени. Если разграбление трапезундского судна и поход на Синоп следует отнести к 1225-1228 гг., то вторжение «султана мелика», наиболее вероятно, связано с войнами хорезмийского шаха Джелал ад-Дина и коалиции, возглавляемой иконийским султаном Ала ад-Дином Кей-Кубадом I. В этом конфликте А. В. К. принял сторону хорезмшаха. После поражения Джелал ад-Дина в долине Яссычаман в 1230 г., вероятно, и произошел поход «султана мелика», описанный у Иоанна Лазаропула.

http://pravenc.ru/text/115412.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Три Святителя в богослужебных книгах: Минеях, Синаксарях, Типиконах Память Трех Святителей отмечается в греческих богослужебных книгах с 1-й половины XII в. – напр., в Уставе константинопольского монастыря Пантократора (1136 г.), основанного императором Иоанном II Комнином и его супругой Ириной, сообщается о правилах освещения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В мире сохранилось несколько десятков греческих рукописных Миней XII–XIV вв., содержащих службу Трем Святителям; в некоторых из них также помещена и «Похвала» Мавропода. Синаксарь встречается лишь в двух, относящихся к XIV в. Изображения Трех Святителей Изображения Трех Святителей известны с XI в. Одна из эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей, подаренную некому архиерею Григорию. Еще одна икона Трех Святителей упоминается в Уставе константинопольского монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII в. Первое из сохранившихся изображений Трех Святителей находится в Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Федором в 1066 г., ныне входящей в состав коллекции Британского Музея. Ко второй половине XI в. относится миниатюра Лекционария (книги библейских чтений) из монастыря Дионисиу на Афоне, на которой Три Святителя предводительствуют сонму святых. В византийской храмовой декорации встречаются изображения Трех Святителей в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055): напр., в церкви Софии Охридской (1040-1050), в Палатинской капелле в Палермо (1143-1154). С распространением синаксарной легенды в XIV в. связано появление уникального иконографического сюжета «Видение Иоанна Мавропода» - Иоанн Евхаитский перед сидящими на тронах Тремя Иерархами в церкви Одигитрии, или Афендико, в Мистре (Пелопонесс, Греция), роспись которой датируется 1366 г. Три святителя на славянской почве В месяцесловы южнославянских, т.е. болгарских и сербских, Евангелий память Трех Святителей входит с начала XIV в., а в древнерусские — с конца XIV в. «Похвала» Мавропода и служба с синаксарем попадают на южнославянскую почву в XIV в., а на русскую - на рубеже XIV-XV вв. Тогда же появляются первые изображения - псковская икона Три Святителя с св. Параскевой (XVb.). В XIV-XV вв. возникают посвящения храмов Трем Святителям на Руси (напр., первый храм Трех Святителей на Кулишках существовал с 1367 г. с этим посвящением).

http://pravoslavie.ru/40001.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010