Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАИСИЙ ВЕЛИКИЙ Прп. Паисий Великий. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 гг. Мастер Дзордзис Фукас Прп. Паисий Великий. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 гг. Мастер Дзордзис Фукас [Греч. Πασιος Μγας; копт. pi1wi и др.; араб.   и др.] (IV - нач. V в.), прп. (пам. 19 июня; пам. копт. 8 эпепа/абиба (2 июля)), егип. подвижник. Греч. Житие П. В. (BHG, N 1402-1403), согласно его тексту, было написано Иоанном Коловом. Если имеется в виду прп. Иоанн Колов (пам. 9 нояб.), вместе с к-рым подвизался П. В., то эта атрибуция ошибочна, т. к. прп. Иоанн скончался раньше своего сподвижника ( Evelyn-White. 1932. P. 111. Not. 3). Речь также может идти об Иоанне Колове , ученике прп. Евфимия Нового Фессалоникийского (кон. IX в.), но и это маловероятно. По мнению Х. Дж. Эвелин-Уайта, оригинал Жития предположительно был написан в VII в. или раньше, но вопрос датировки требует дальнейшего прояснения (Ibid. P. 111). Греч. версия была издана в 1803 г. прп. Никодимом Святогорцем в составе «Нового Эклогиона» ( Νικδημος Αγιορετης. Νον Εκλγιον. Αθναι, 1975r. Σ. 111-131), затем - И. В. Помяловским ( Помяловский. 1902 (с рус. пер.)). Известна араб. версия (или версии (?); не изд., о рукописях см.: Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 539; Эвелин-Уайт опирался на содержание рукописи Paris. arab. 4796. Fol. 119-169v, XIX в.). От араб. версии (или лежавшей, возможно, в ее основе коптской), очевидно, происходит сказание о П. В., вошедшее в копто-арабский Синаксарь (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версию. В копто-арабской традиции П. В. отождествляется с основателем мон-ря Дейр-Анба-Бишой в Ските (Вади-эн-Натрун). Некий авва Паисий фигурирует в нескольких апофтегмах как брат прп. Пимена Великого (Apophthegmata Patrum//PG. 65. Col. 317), однако Ж. К. Ги предлагает отличать его от П. В., как и Паисия, брата Исаии, о котором пишет в «Лавсаике» Палладий , еп. Еленопольский ( Pallad. Lausiac. 14; Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. Р. 53).

http://pravenc.ru/text/2578681.html

В наст. время не установлено, как соотносится с агиографической традицией П. В. сир. Житие егип. подвижника Бишоя (BHO, N 181-182; Bedjan. Acta. T. 3. P. 572-620), память к-рого отмечается в средневек. сиро-яковитских Минологиях 2 июля и 30 нояб. (PO. T. 10. Fasc. 1 (по указ.)). По мнению нек-рых исследователей, эти даты памяти могли перейти в сир. календарь вслед. близости основанного Бишоем мон-ря к мон-рю Сирийцев в Вади-эн-Натрун (см.: Fiey J.-M. Saints syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 56-57). Житие П. В. в переводе на слав. язык вошло в Соборник прп. Нила Сорского (Житие прп. отца нашего, Паисиа Великаго, списано бысть прп. отцем нашим Иоанном Коловом// Лённгрен Т. П. Сб. Нила Сорского. М., 2000. Ч. 1. С. 391-466) и в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 231. 2-я паг.). Ист.: BHG, N 1402-1403d; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 251-252; Житие прп. Паисия Великого и Тимофея, патр. Александрийского/Изд.: И. Помяловский. СПб., 1902. (ЗИФФ; Ч. 50. Вып. 2); ЖСв. Июнь. С. 419-451; SynAlex. Vol. 5. P. 630-634; Le synaxaire éthiopien. P., 1911. Vol. 2: Mois de hamlê/Éd., trad. I. Guidi. P. 270-276. (PO; T. 7. Fasc. 3). Лит.: Evelyn-White H. G. The Monasteries of Wâdi " n Natrûn. N. Y., 1932. Pt. 2: The History of the Monasteries of Nitria and of Scetis. P. 111-115; Cody A. Dayr Anba   Bishoi//CoptE. 1991. Vol. 3. P. 734-735; Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. P. 52-53; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 371; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 5. С. 685-689. А. Б. Ванькова, С. А. Моисеева Иконография Описание облика П. В. отсутствует в греч. руководстве для зографов, т. н. Ерминии иером. Дионисия Фурнографиота (ок. 1730-1733), к-рый при составлении своего труда основывался во многом на росписях, в т. ч. афонских, Мануила Панселина. В рус. иконописных подлинниках упоминание о П. В. встречается в XVIII в. под 19 июня. В происходящем из Палеха и принадлежавшем Г. Д. Филимонову подлиннике сводной редакции (нач. XVIII в.) рекомендации о том, как писать святого, расходятся с его ранними изображениями.

http://pravenc.ru/text/2578681.html

вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- в паре с прп. Харитоном среди др. преподобных; в нартексе собора мон-ря Хиландар на Афоне, 1319 г.; в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сере, Греция), между 1333 и 1345 гг.,- рядом с преподобными Макарием Александрийским, Макарием Египетским, Сисоем, Аммоном, Иоанном Коловом, Макарием Римским и др.; в трапезной ц. Великой Лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г.,- в рост, с развернутым свитком, рядом с прп. Евфимием Великим; в ц. Панагии Равиотиссы в Кастории, 1533 г. В минейных циклах Г. И. часто представлен и единолично: напр., во фресковых минологиях в ц. Успения Богородицы мон-рей Грачаница (Косово и Метохия), ок. 1320 г.,- оплечно в медальоне и Трескавец (Македония), между 1334-1343 гг.,- в рост; на миниатюре из греко-груз. рукописи XV в. Г. И. изображен на л. 47 - фронтально в рост, в красной мантии и зеленом подряснике, на л. 48 - оплечно в медальоне, мантия коричневая; в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг.,- в рост; на рус. минейных иконах на март (напр., XVI в., ВГИАХМЗ, кон. XVI в., КОХМ) и на минее годовой нач. XIX в. (УКМ). Прп. Герасим Иорданский. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗК) Прп. Герасим Иорданский. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗК) В нач. XIV в. появилось изображение житийного цикла Г. И., известного по изложенному в Синайском Патерике рассказу Иоанна Мосха. Самый ранний цикл жития представлен в росписи в ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- на сев. стене юж. части нартекса. Композиция читается слева направо и расположена в 2 не отделенных друг от друга регистрах (нижняя часть со значительными утратами). Среди сюжетов, представленных в верхней части: Г. И. извлекает из лапы льва занозу - святой без мантии, в хитоне и схиме, сидит на скамье с подножием, в его левую руку, к-рой опирается на колено, вложен посох (художник наделил льва трогательной чертой - ему боязно смотреть на врачевания Г. И. и он повернул голову от святого); лев ведет за узду осла с водоносами, слева его встречает Г.

http://pravenc.ru/text/164611.html

Прп. Иоанн Кассиан подчеркивал, что этого дара И. Л. удостоился благодаря добродетели послушания, приводя в качестве одного из примеров неоднократно встречающийся в патристической лит-ре сюжет о том, как ученик поливал по приказу своего аввы сухую палку, посаженную тем в землю. Все детали этого рассказа напоминают аналогичную историю с аввой Аммоем и прп. Иоанном Коловом, с тем только отличием, что в данном случае сухая палка, несмотря на регулярный полив, так и не принялась, а авва, приведенный в изумление послушанием своего ученика, выдернул ее из земли и приказал более не поливать. И. Л. также отличался прозорливостью, видя людские помыслы. Он стяжал дар исцелений, но никогда не совершал их явно, избегая мирской славы, а благословлял масло и отдавал его просителям. Преподобный не принимал женщин, однако иногда, снисходя к их просьбам, давал им наставления, являясь во сне, как это произошло с женой трибуна. Аскетическое учение И. Л. достаточно традиционно для егип. отцов того времени. И. Л. считал, что смирение есть первейшая из заповедей Спасителя. Помимо приводимых прп. Иоанном Кассианом примеров послушания И. Л. наиболее полно воззрения этого святого сформулированы в беседе с 7 иноками, приведенной в «Истории египетских монахов». И. Л. подчеркивал необходимость молитвы и предостерегал от рассеяния в мыслях, к-рое препятствует ищущим совершенства приближаться к Богу. Инок должен бороться с помыслами, мешающими его общению с Богом, в свою очередь эти помыслы свидетельствуют о том, что монах не окончательно отрекся от мира. Во избежание тщеславия И. Л. советовал монахам удаляться в безлюдные места. В подкрепление своих слов он приводил 3 примера, 2 из к-рых касались отшельников, достигших высот духовного совершенства, но поддавшихся искушению и падших. Один из 2 иноков, не веря в силу покаяния, вернулся в мир, а другой смог преодолеть искушение и, возвратившись в свою пещеру, продолжил подвиги. В заключение этой беседы И. Л. сравнивал 2 типа подвижников, отдавая предпочтение ведущим созерцательную жизнь: «...прекрасен тот подвижник, который постоянно подвизается в миру, совершает добрые дела, являет братскую любовь и упражняется в подвигах странноприимства, любви и милосердия… и ведет жизнь, чуждую соблазнов. Хорош такой человек и даже прекрасен, ибо он на деле исполняет заповеди, однако он заботится о земном. Воистину лучше него и более велик человек созерцательный, который от практических дел поднялся к умозрению, представив другим думать о насущном, а сам, отвергшись себя и забыв о себе, печется о небесном; он, свободный от всего, предстоит перед Богом… Достигнув такого состояния, человек проводит всю свою жизнь с Богом, по Божией воле живет и непрестанно воспевает Бога» (цит. по: История египетских монахов. 2001. С. 22).

http://pravenc.ru/text/471358.html

Несмотря на относительно богатую источниковую базу, воссоздать биографию И. Л., как и мн. др. подвижников этой эпохи, достаточно сложно. Даже наиболее подробные описания в «Истории египетских монахов» и «Лавсаике» зачастую противоречат друг другу. Более того, источники иногда смешивают И. Л. с прп. Иоанном Коловом , делая их героями одних и тех же событий. В 394 г., согласно «Истории египетских монахов», И. Л. было ок. 90 лет (т. е. он род. ок. 304), а по свидетельству Палладия, ему в это время было 78 лет (в таком случае датой рождения является 316). И. Л. происходил из г. Ликополь (копт. Сиут, ныне Асьют) в В. Египте. В юности он работал плотником, а его брат выучился ремеслу красильщика, к-рое, по свидетельству копт. Жития, было семейным. В возрасте 25 лет И. Л. отрекся от мира и 5 лет провел в различных мон-рях. Коптская традиция называет местом его первоначальных подвигов Скит , однако упоминаемые в качестве его наставников некие Исидор и Пимен не могут быть отождествлены с известными одноименными подвижниками, поскольку 1-й вряд ли был значительно старше И. Л., а 2-й был намного младше его. Впосл. И. Л. возвратился в родной город и поселился в 5 милях от него в гористой и труднодоступной местности. Согласно Палладию, ему было в этот момент ок. 30 лет, согласно Руфину - 40. Здесь он соорудил себе келью, состоящую из 3 помещений: для молитвы, для житейских нужд и для работы. В копто-араб. Синаксаре сообщается, что келью И. Л. построили монахи соседнего мон-ря Эль-Ханада, к-рые также приносили подвижнику еду. Косвенное подтверждение тому, что вокруг И. Л. постепенно сложилась община нуждающихся в его духовном руководстве, можно найти в рассказе Палладия об особом, выстроенном братией помещении для ожидающих встречи с ним. И. Л. провел в затворе всю оставшуюся жизнь, принимая посетителей лишь по субботам и воскресеньям и беседуя с ними через небольшое окошко. Более всего И. Л. прославился пророческим даром, о котором сообщают все без исключения источники. Этого дара он удостоился, проведя в затворе 30 лет. Наиболее известны пророчества, данные им имп. Феодосию I Великому о победе над узурпаторами Максимом (388) и Евгением (394). Согласно Созомену, к преподобному в Ликополь ездил могущественный фаворит имп. Феодосия евнух Евтропий, чтобы узнать, будет ли побежден Евгений. И. Л. предсказал Феодосию не только победу, но и скорую смерть. Преподобный открывал будущее военачальникам, приходившим к нему, чтобы получить совет о ведении военных действий против совершавших набеги кочевников, а также жителям округи, в т. ч. относительно разлива Нила и предстоящего урожая.

http://pravenc.ru/text/471358.html

П. В. род. в егип. дер. Шанша (совр. мухафаза Дакахлия к северо-востоку от Каира). После того как его мать овдовела, ей явился ангел и повелел посвятить Богу младшего сына. Всего у П. В. было 6 братьев. Из послания Аммония известны имена 2 из них - Павел и Псой ( Ammonis Epistola//Sancti Pachomii Vitae graecae/Ed. F. Halkin. Brux., 1932. P. 120). П. В. был зачислен в клир, позже удалился в Скитскую пустыню, где стал учеником аввы Амоя (в арабской версии; в греческой - прп. Памвы Нитрийского (пам. 18 июля)) и подвизался у него вместе с прп. Иоанном Коловом (пам. 9 нояб.). Главными добродетелями П. В. на раннем этапе монашеской жизни были послушание и смирение. Однажды, услышав слова наставника о том, что новоначальный инок не должен поднимать глаз на собеседника, он в течение 3 лет ни на кого не смотрел. После смерти аввы Амоя П. В. и Иоанн Колов нек-рое время жили вместе. Затем П. В. решил, что ему необходим еще более суровый образ жизни. Иоанн, узнав об этом, понял, что не сможет выдержать такую строгую аскезу и им предстоит расставание. Однако окончательное решение подвижники договорились принять, положившись на Божию волю. После продолжительной молитвы явившийся ангел повелел Иоанну Колову остаться в Скитской пустыне, а П. В. устроить келлию в 2 милях к северу (в греч. Житии - к западу). В новой келлии П. В. стал молиться с небывалым усердием, пищу вкушал, как правило, раз в неделю и ел только хлеб с солью. Иногда после причащения Св. Таин П. В. оставался без пищи в течение 70 дней. Не раз ему являлся Сам Христос и беседовал с ним. За мужественное противостояние искушениям и духовную ревность Господь обещал П. В., что исполнит любую его просьбу. Это обещание не раз спасало души грешников, на покаяние к-рых, казалось, не было никакой надежды. Так, по молитвам П. В. раскаялся инок, к-рый нарушил монашеские обеты, женился на иудейке, отрекся от христианства и богохульствовал. Вскоре после начала уединенной жизни к П. В. стали приходить желавшие подвизаться под его руководством. Они составили братию буд. мон-ря Дейр-Анба-Бишой. Этот мон-рь, расположенный к северо-западу от руин мон-ря Иоанна Колова, был основан позже, чем Дейр-эль-Барамус и Дейр-Абу-Макар, но до смерти основателя Скита прп. Макария Великого (Египетского) (ок. 390) ( Cody. 1991. P. 734; Evelyn-White. 1932. P. 113).

http://pravenc.ru/text/2578681.html

Скоро ниспослан был сей дар, как открыто было тому же прозорливому старцу, который извлек св. Ефрема из города, в видении светлого Ангела, вложившего некую таинственную книгу в уста св. Ефрема. С сего времени душа его, напоенная живою водою ведения Бога и Божественных вещей, начала изливаться неудержимым потоком умилительных наставлений. Согретые живым чувством, и исходившие от полноты сердца, освященного благодатью Божией, слова его были исполнены помазания духовного. Чудно плодились в устах его самые убедительные увещания, трогательные обличения самому себе и другим, мудрые правила и советы, и часто вдруг неожиданным полетом благоговейная мысль его возносилась к Богу, чтобы исповедать славу Его любви беспредельной, или просить у Него прощения грехов. Примеры и изречения Библейские, опыты из жизни подвижнической, притчи и сравнения из царства природы, все было готово и являлось само собою в его простых, безъискусственных беседах. Но не одни только нравственно-духовные и подвижнические уроки составляли предмет его творений. Не мало потрудился он и в истолковании Св. Писания, и еще более в изложении догматов, преимущественно с тех сторон, против которых погрешали современные и предшествовавшие еретики. В таких трудах прошла вся его жизнь, – и уже приближалась к концу, когда пришло ему желание повидать Египетских подвижников, и посетить великого Архипастыря Каппадокийского Василия Великого . Взяв с собою ученика, умевшего говорить по-гречески, он достиг Средиземного моря и сел в корабль. Молитва и упование на Бога избавили его и плывших с ним от потопления. Гора Нитрийская приняла его, как желанного гостя, и доставила ему утешение видеться с великим Паисием, с которым провел он в беседе шесть дней, – с Иоанном Коловом и другими старцами. Кроме Нитрии он посетил и другие места, подвижниками населенные, и везде оставил по себе память сердечную, как о муже Богопросвещенном, и сам вынес оттуда поучительные уроки о жизни и правилах скончавшихся и еще живых подвижников Египетских.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

688. (1870.) Жития свв. Варлаама и Иоасафа индийских и Иоанна Дамаскина с прибавлением, полууст., XV века, в четверть, 327 листов. л. 3. Заглавие: Житие и жизнь преподобных отець наших Варлаама и Иоасафа, душевныя ради ползы списано от препод. отца нашего Иоана Дамаскина. См. предыд. 687. Впереди отрывок: Златоустово еже от Матфеа еуангелиа, слово 11. л. 271 об. Житие и жизнь препод. отца нашего Иоанна Дамаскина , списано Иоанном патриярхом антиохийскым. Нач. Иже по образу Божию схранившиим и сблюдшимь нетленно и неврежденно. л. 315 об. Препод. и богоносн. отца нашего Ефрема Сурина Слово о Отцех скончавшихся, иже в посте просиавших, в суботу сыропустную. Нач. В сий день прьвый и благознаменитый таинства Сына единороднаго славне поюще, взпиим песньми в церкви невесте Христове. 689. (1871.) Жития свв. Варлаама и ИоасаФа индийских и Иоанна Дамаскина с прибавлением, XVII века, в четверть, 314 листов. Три статьи те же, что выше под 688, писаны скорописью бойкою, но неразборчивою и без надписей. По листам внизу: Лета 7173 (1665) дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу царевича Иоасафа келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. 690. (1849.) Житие св. Варлаама и ИоасаФа индийских, полууст., XVI века, в лист, 321 лист, заглавная заставка с красками. Заглавие. Се писание душеполезно от внутреннее ефиопьскые страны, глаголемые Ендиа, в святый град пренесеном Иоанном мнихом, мужем честном и добродетелным монастыря св. Савы, в немже житие Варлаама (и) Иоасафа приснопамятною и божественою. Редакция другая. На верхней доске: Сия книга препод. отец наших Варлаама (и) Иоасафа царевича индийских Живоначалныа Троицы Сергиева Киржатцкаго монастыря. 691. (1887.) Житие св. Паисия Великаго, полууст., XVII века, в четверть, 85 листов. Заглавие: Мес. августа в 10 день (сверху: июня 19), житие препод. отца нашего Паисея Великаго. Списано препод. отцем нашим Иоанном Коловом. См. 685 л. 347. 692. (1619.) Жития Святых русских и Апокалипсис толковый, полууст. тщательный, исх. XVI века, в лист, 728 листов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Кроме того, во время дневных забот не может не быть мыслей о них. Не могу же я не думать о том, что делаю! По словам преподобного Нила Сорского , от таких мыслей были несвободны даже великие угодники Божии. Ведь и сам Антоний Великий , который занимался плетением корзин, думал, где ему взять для них пальмовые ветви. Не нужно искать такого безмолвия, чтобы никогда ни о чем не заботиться, как ангелы. Здесь уместно вспомнить то, что произошло с преподобным Иоанном Коловом. Однажды он решил молиться, как ангел, не развлекаясь никакими заботами, никакой суетой, в том числе и рукоделием. Скинул с себя одежду и ушел в пустыню в надежде, что Господь о нем попечется. Ему оказалось достаточно одной ночи. В Египте очень резкие перепады температуры: днем жара, а ночью очень холодно. И вот, когда наступила ночь, он не выдержал, пришел к келье, в которой подвизался вместе с родным братом, и стал стучать в дверь. Брат его спрашивает: «Кто это?» – «Это я, твой брат Иоанн». «Нет, – отвечает тот, – мой брат молится вместе с ангелами, а ты демон, уходи отсюда». Иоанн просил его пустить, а тот говорил: «Нет, ты демон, не искушай меня». Но в конце концов брат (а он решил нарочно его проучить) утром принял его и сказал: «Ты человек и поэтому должен трудиться, чтобы иметь пропитание». Тогда Иоанн стал действительно более благоразумен. Рассказываю это для того, чтобы и с нами не случилось такого, как с Иоанном Коловым. Я живу одна и боюсь будущей старости. В храм хожу редко, устаю стоять на службах. Скажите что-нибудь в утешение. Старости бояться – это, с одной стороны, естественно, с другой – нужно положиться на волю Божию. Если мы будем молиться и каяться, то Господь как-нибудь все устроит: может быть, найдутся люди, которые будут нам помогать и утешать нашу старость. Но даже если случится так, что за нами некому будет ухаживать и нам придется терпеть лишения, то нужно будет отнестись к этому с верой и считать, что эти скорби попущены Богом ради нашего спасения. Давайте вспомним евангельского Лазаря, который лежал перед вратами богатого дома и мечтал, чтобы со стола богача ему упали хотя бы крошки. А псы облизывали гной с его ран. Но Лазарь после смерти был восхищен на лоно Авраама, а богач, который имел полное довольство во всем, попал в преисподнюю. Даже лишения часто бывают средством для нашего спасения, поэтому мы должны думать о вечности и все упование возложить на Бога. Пошлет Господь утешение в старости – возблагодарим Его. Не пошлет утешения – будем считать, что эти скорби мы терпим за наши грехи, и главное, чтобы в будущей жизни Господь нас помиловал.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

75 Juliani Ep. XLIII, ed. 1630. В сем письме Церковь Едесская называется арианскою, вероятно, для того, чтобы православным нанести новое оскорбление. Епископом тогда в Едессе был Варса, которого Имп. Констанций (в 361 г.) перевёл из города Карр. Chronic. Edess. ар. Assem. Bibl. Or. Τ. I, p. 396. Так как Констанций покровительствовал арианам: то, может быть, и Варсу считали единомышленным с ними. Но он был ревнителем Православия, как доказывает его изгнание при Валенте и письма к нему Василия Великого . Тв. св. Вас. Вел. Ч. VII. Письм. 256 и 259. Сирский жизнеописатель пр. Ефрема говорит и о прямом предложении Юлиана жителям Едессы относительно перемены веры, которое однако же они отвергли, и свидетельствуется в сем похвальною песнею Едессе, будто бы написанною Ефремом. Но из обстоятельств, здесь рассказываемых, видно, что жизнеописатель смешал событие времени Юлианова с Валентовым, и так как гонение Валента на православных в Едессе, по свидетельству хроники едесской, случилось после кончины пр. Ефрема: то и стихотворение, вероятно, писано кем-нибудь другим. См. Assem. Bibl. Or. Τ. I, p. 50. пр. 1. 79 Житие Паисия, написанное Иоанном Коловом, помещено почти без всякой перемены в наших Четьих Минеях, под 19 числом июня. Пр. Паисий был ученик Великого Памвы. О Памве и Иоанне Колове см. Достопамятные Сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцов. 80 См. краткие известия о нём, помещённые между сказаниями о подвижниках египетских – в «Достопамятн. Сказаниях о подвижнич. св. и блаженных Отцов». Между сочинениями Ефрема есть беседы, в некоторых рукописях надписанные так: «к монахам египетским», но не во всех. Орр. Græc. Т. I, p. CXV. 81 См., напр., послание Ефрема к Иоанну монаху о терпении (Орр. Græc, p. 186.), где приведены примеры преп. Антония и Макария, если только Ефрему принадлежит сие послание, а не другому подвижнику, наравне с другим посланием также к Иоанну, писанным уже во времена несторианские. Вернее можно указать здесь на упоминаемое пр. Ефремом житие пр. Антония (сконч. около 355 г.), в десятой главе поучения на: внемли себе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010