В Атлас включены переводы и прориси многоличных икон, на которых изображения русских святых представлены в виде сложных многорядных композиций. Перечисление большого числа персонажей на таких иконах уместнее привести здесь, а не в подписях к рисункам. Первое из таких изображений (Атлас, 169 ) представляет собой выполненный В. П. Гурьяновым перевод с иконы второй половины XVII в. 48 «Московские святые». Здесь изображено 37 московских святых, окружающих фигуру Спасителя и расположенных от Него в семь рядов вправо и влево. В левой части изображены следующие святые (справа налево): 1-й ряд снизу – Василий Блаженный, Иоанн Большой колпак, преподобный Александр, 49 Адриан Сестринский; 2-й ряд снизу – князь Даниил Александрович, Андроник Московский, Варфоломей Симоновский; 3-й ряд снизу – Феодор Боярин, Михаил Черниговский, Иоанн Златый Симоновский; 4-й ряд снизу – Евфросиния (Евдокия) Московская; 5-й ряд снизу – Петр митрополит, Алексий митрополит, Иона митрополит; 6-й ряд снизу – Стефан Пермский, Феогност митрополит, Макарий митрополит; вверху – Иов патриарх. В правой части изображены следующие святые (слева направо): 1-й ряд снизу – Максим Блаженный, Андрей Рублев, Даниил Черный, Игнатий Симоновский; 2-й ряд снизу – князь Иоанн Данилович, Савва Андрониковский, царь Феодор Иоаннович; 3-й ряд снизу – князь Димитрий Юрьевич Красный, князь Димитрий Иоаннович Донской, Иаков Стромынский; 4-й ряд снизу – Елена игуменья московская; 5-й ряд снизу – митрополиты Киприан, 50 Фотий и Филипп (Колычев); 6-й ряд снизу – Филипп 1-й, Геронтий и Дионисий митрополиты; вверху – Гермоген патриарх. 51 В центре у подножия Спасителя – Димитрий царевич Угличский (см.: Гурьянов, 93, с. 117, 118). Н. В. Покровский , впервые опубликовавший прорись из Сийского лицевого подлинника (Атлас, 177 ), полагал, что на прориси изображены Леонтий и Исаия Ростовские и Петр, Алексий и Иона Московские. 52 Однако устойчивая иконография московских митрополитов (Атлас,   170 – 178 ) позволяет изменить первоначальную атрибуцию, предложенную исследователем. По нашему мнению, здесь изображены Филипп, Иона, Петр и Алексий митрополиты и чудотворцы московские с Иоанном Златоустом в центре. (Цареградский святитель имеет весьма характерный образ с непокрытой головой.)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

В самом начале XVIII века мастер Иван Моторин отлил для Троице-Сергиева монастыря колокол – второй по величине после московского гиганта, весом более 4000 пудов. Исторический памятник искусства русских литейщиков – исполинский Царь-колокол (12 000 пудов), перелитый в 1735 году мастерами Иваном и Михаилом Моториными из поврежденного при пожаре Царь-колокола XVII века, через 101 год он был поднят из земляной ямы, где его отливали, и установлен рядом с колокольней Ивана Великого. Стремление к созданию целостных колокольных ансамблей побуждало возводить многоярусные колокольни и звонницы, сооружаемые как монументальные инструменты звона. Начиная с XVI века строительство каменных колоколен и звонниц создавало условия для подбора и размещения колоколов, достижения ритмической согласованности звона и слышимости его на далеких расстояниях. Сооружение звонниц характерно для псковско-новгородского зодчества, по образцу их построены звонницы в Московском Кремле и Ростове Великом, в Костроме и древнем Суздале. Колокольни Ивана Великого, Троице-Сергиевой Лавры, Иосифо-Волоколамского монастыря (разрушена в годы Великой Отечественной войны), московского Новодевичьего монастыря, Великая лаврская колокольня в Киеве – выдающиеся образцы русского зодчества. Многоярусные колокольни и звонницы русских храмов – средоточие красочных звонов и многочисленных колоколов, собираемых иногда на протяжении нескольких веков, иногда в течение одного столетия. Среди множества колоколен России имеют особое значение как исторические и художественные центры звона колокольни и звонницы Московского Кремля, Троице-Сергиевой Лавры и Ростова Великого. Кремлевские колокола – красноречивые свидетели величия Руси и памятники ее многовековой культуры. Пятиярусная колокольня Ивана Великого (высота ее столпа достигает 81 м.), первоначально сооруженная в 15051508 годах на месте древней церкви Иоанна Лествичника «иже под колоколы», воздвигнутой великим князем Иоанном Даниловичем Калитой в 1329 году, и надстроенная в 1600 году при Борисе Годунове, составляет единый ансамбль с пятиярусной звонницей (15321543, зодчий Петрок Малый) и Филаретовской пристройкой XVII века (архитектор Важен Огурцов).

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

В свою очередь и сам митрополит Симон давал монастырям жалованные грамоты: 15 января 1496 г. он дал жалованную грамоту Спасо-Евфимьеву монастырю о приписном храме во имя святителя Василия Кесарийского 88 ; 18 июля 1496 г. Покровскому на Богоне в Переяславском уезде 89 , годом ранее он подтвердил грамоту, данную ранее митрополитом Зосимою Сновидскому монастырю во Владимирском уезде 90 . Давал он жалованные грамоты отдельным лицам 91 . Г.Н. Фомин, называемый в митрополичьих актах, происходил из рода святителя Алексия († 1378; пам. 12 февр.), потомки которого служили Всероссийским митрополитам 92 . Из рода же Сахарусовых, представители которого служили митрополиту, происходил преподобный Арсений Комельский († 1550; пам. 24 авг.) 93 . Глава Церкви традиционно принимал активное участие в жизни великокняжеской семьи. Венчание Димитрия внука было сколько семейным, столько и политическим деянием. В 1497 г. Иоанн III менял свои земли с владениями своих племянников, князей Волоколамских, о чем они просили митрополита Симона 94 . В 1500 г. Великий князь «дал дчерь свою Феодосию за князя Василия Даниловича Холмского, и венчал их митрополит Симон в церкви Пречистыа» 95 . Перед своей кончиной Великий князь Иоанн III «по благословению отца нашего Симона, митрополита всеа Русии», написал духовную грамоту 96 . 4 сентября 1505 г. Василий III вступил в брак с Соломоний Сабуровой, а венчал их «Пресвященный Симон митрополит всеа Русии в соборной великой церкви Успениа Пресвятыа Богородици в преименитом и славном граде Москве» 97 . Важным начинанием Великого князя Uoahha III было начало 21 мая 1505 г. строительства нового Архангельского собора в Кремле и церкви Иоанна Лествичника , «иже под колоколы», построенных ранее Иоанном Калитой в XIV веке и уже обветшавших к тому времени. В недостроенном Архангельском соборе был погребен его здатель – государь всея Руси Иоанн III. В 1507 г. митрополит Симон «со всем освященным Собором» совершили перепогребение Московских государей в новопостроенном Архангельском соборе 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В то время, как В. Князь, оградил Москву каменными стенами (в 1367 r.), вел непрерывные войны со своими врагами, и таким образом приготовлял себя к самой славной в его жизни борьбе за свободу Руси: св. Алексий, следуя благочестивым внушениям своего сердца, воздвигал храмы и монастыри для молитвенных подвигов за спасение той же Руси. Москва уже имела монастыри: Спасский в Кремле, основанный В. Князем Иоанном Даниловичем Калитою, Богоявленский и Петровский, в котором Архимандрит Иоанн, первый из настоятелей московских, ввел устав общежития. Св. Алексий основал еще два мужеских монастыря; Спасо-Андроников и Чудов, и один женский – Алексиевский. При нем же воздвигнут монастырь Симоновскии Еще во время последнего путешествия своего в Константинополь, св. Алексий подвергся на пути жестокой буре. Среди опасности он дал обет устроить Обитель в память того дня, в который достигнет пристанища. Судно вошло в пристань 16 августа, и Святитель положил основать монастырь во имя Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Коего нерукотворному образу совершается в тот день празднование. Долго другие дела святительские препятствовали св. Алексию приступить к исполнению своего обещания Наконец, улучив время, он отправился к пустынножителю радонежскому, преп. Сергию, и просил у него опытного в духовной жизни инока из его учеников, чтобы мог быть благонадежным руководителем и другим. Преп. Сергий посвятил ему зрелый плод своей Обители, любимого ученика своего, Андроника. Соотечественник преп. Сергия, с юных лет воспитывавшийся под его надзором, он усвоил себе правила своего великого наставника и уже имел желание, с его благословения, устроить для себя особую Обитель. Святитель, с радостью встретив такого инока, взял его с собою в Москву и поручил ему избрать место для устроения обетной церкви и монастыря. Таким образом на избранном месте, с благословения св. Алексия, основан монастырь Спасо-Андроников, в котором первым настоятелем был преп. Андроник и по нем ученики его Савва и Александр 41 За двенадцать лет до кончины своей св. Алексий основал и другой монастырь, в самом Кремле, на месте, подаренном ему Тайдулою, которая чрез него получила чудесное исцеление 42 , на память чуда Архангела Михаила в Колоссаех 43 Преп. Иосиф Волоколамский, говоря о русских подвижниках своего века и предшествующего, пишет: «В Чудовском монастыре блаженный Митрополит Алексий посади старцы честны, и овех убо испроси у св. Сергия, овех же из иных монастырей, сущих под его рукою, та- ко же честны и святолепны, и иночески духовны живуще :якож и всем человеком приходити к ним, старым же и юным, и пользу от их приимати, якож и сам той Спиридон (в последствии Игумен Троицкого Сергиева монастыря 1467–1474), еще юн сый, сих поучением и наказанием отверже мирский мятеж и ко иноческому житию притече» 44 В сей Обители с самого начала было учреждено общежитие 45

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В то время, как В. Князь, оградил Москву каменными стенами (в 1367 г.), вёл непрерывные войны со своими врагами, и таким образом приготовлял себя к самой славной в его жизни борьбе за свободу Руси: св. Алексий, следуя благочестивым внушениям своего сердца, воздвигал храмы и монастыри для молитвенных подвигов за спасение той же Руси. Москва уже имела монастыри: Спасский в Кремле, основанный В. Князем Иоанном Даниловичем Калитой, Богоявленский и Петровский, в котором Архимандрит Иоанн, первый из настоятелей московских, ввёл устав общежития. Св. Алексий основал ещё два мужских, монастыря: Спасо-Андраников и Чудов, и один женский – Алексеевский. При нём же воздвигнут и монастырь Симоновский. Ещё во время последнего путешествия своего в Константинополь, св. Алексий подвергся на пути жестокой буре. Среди опасности он дал обет устроить Обитель в память того дня, в который достигнет пристанища. Судно вошло в пристань 16 августа, и Святитель положил основать монастырь во имя Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Коего нерукотворному образу совершается в тот день празднование. Долго другие дела святительские препятствовали св. Алексию приступить к исполнению своего обещания. Наконец, улучив время, он отправился к пустынножителю радонежскому, преп. Сергию, и просил у него опытного в духовной жизни инока из его учеников, чтобы мог быть благонадёжным руководителем и другим. Преп. Сергий посвятил ему зрелый плод своей обители, любимого ученика своего, Андроника. Соотечественник преп. Сергия, с юных лет воспитывавшийся под его надзором, он усвоил себе правила своего великого наставника и уже имел желание, с его благословения, устроить для себя особую Обитель. Святитель, с радостью встретив такого инока, взял его с собою в Москву и поручил ему избрать место для устроения обетной церкви и монастыря. Таким образом на избранном месте, с благословения св. Алексия, основан монастырь Спасо-Андроников, в котором первым настоятелем был преп. Андроник и по нём ученики его Савва и Александр 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В том же году великий князь московский Иоанн Даниилович ездил в Орду, хан которой по имени Узбек поручил ему великое княжение Владимирское и с великой честью отпустил в Москву. С тех пор татары перестали воевать с Русской землей, и была в ней тишина в продолжение сорока лет. Святитель Феогност радовался возвышению великого князя московского и во всех случаях был твердым его помощником, так как Господь благоволил перейти и утвердиться Киевской и Владимирской державе в боголюбивом граде Москве. На другой год после своего прибытия святой митрополит Феогност озаботился благоукрашением стольного города своей митрополии, построил в Москве каменную церковь во имя прп. Иоанна Лествичника и создал придел к храму Успения Божией Матери, во имя св. апостола Петра (поклонения честным его веригам), знаменуя сим почитание святой памяти своего предшественника, митрополита Петра, почивающего в сем Успенском храме. В 1329 году блаженный митрополит отправился из Москвы осматривать обширную паству свою. Прежде всего, по примеру своих предшественников Кирилла, Максима и святого Петра, святитель Феогност посетил Новгород. В это время в Пскове княжил Александр Михайлович Тверской, укрывшийся сюда из Орды, где он умертвил убийцу отца своего. Хан Узбек настоятельно требовал, чтобы Александр явился на суд в Орду, но тот не решался ехать к татарам. Зная неистовство хана Узбека, который не пощадит земли Русской за непослушание Александра Михайловича, братья его соединились с великим князем Иоанном Даниловичем, чтобы принудить псковского князя исполнить волю хана. Ни владыка Моисей, ни посадник, прибывшие из Новгорода во Псков, не убедили псковичей отпустить Александра в Орду. Тогда братья его и московский князь подошли ко Пскову со своими войсками и, чтобы избежать пролития крови христианской, упросили преосвященного Феогноста, чтобы он отлучением и запрещением связал князя Александра и послал его в Орду. Святой Феогност положил отлучение и проклятие на псковского князя, на весь город Псков и на всю область их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Во 2-й пол. XII в. местные мастера полностью освоили колокололитейное дело, и по размеру отдельные отечественные К. того времени (напр., К. кон. XI - нач. XII в. из Михайловского собора Переяславля Русского) соответствовали средним западноевроп. памятникам литейного искусства романского периода. Вместе с тем продолжался импорт К., и рус. мастера могли быть в курсе развития западноевроп. литейных технологий. За счет местного производства количество К. значительно увеличилось, но по причине высокой стоимости они были не во всех церквах. К. были желанной добычей при захвате городов в ходе княжеских междоусобиц. Их перемещение из одних земель в другие содействовало дальнейшему распространению К. Этому же способствовала феодальная раздробленность: князья соперничали друг с другом в сооружении каменных церквей и в оснащении их дорогой утварью, в т. ч. К. Уровень колокольного ремесла был показателем степени экономического и политического развития региона. В результате монголо-татарского вторжения в кон. 30-х - нач. 40-х гг. XIII в. Русь лишилась большого количества К. Тем не менее уже в 40-х гг. XIII в. изготовление К. возобновилось (см. выше свидетельства отливки К. для церквей в Холме и Любомле). Со 2-й пол. XIII в. К. изготавливали в столицах наиболее развитых княжеств Сев.-Вост. Руси. Во 2-й пол. XIII - нач. XIV в. таким центром был Ростов, откуда в 1290 г. для освящения Успенского собора в Устюге был послан еп. Ростовский и Ярославский Тарасий , «а с ним образ пресвятой Богородицы Одигитриа да колокол Тюрик» ( Карамзин. ИГР. Т. 4. С. 252. Примеч. 182). Между 40-ми и 90-ми гг. XIII в. в Ростове были отлиты 2 «великих» К. Колокольное производство не прекращалось в этом городе и в XIV в. В 30-40-х гг. XIV в. лидирующее положение в изготовлении К. занимала Москва. Возглавлявший московскую литейную мастерскую Борис Римлянин в 1342 г. по просьбе Новгородского архиеп. Василия († 1352) ездил в Вел. Новгород, где изготовил большой благовестный К. для Софийского собора. В 1346 г. Борис отлил «три колокола великиа, а два малыя» в Москве по заказу кн. Симеона Иоанновича Гордого для построенной в Кремле в 1329 г. вел. кн. Иоанном Даниловичем Калитой Иоанна Лествичника преподобного церкви (ПСРЛ. 1885. Т. 10. С. 217).

http://pravenc.ru/text/1841774.html

Дайте же и в нынешнем году возможность выполнить этот обычай простому русскому народу, которого Вы не должны быть чужды и душу и сердце которого Вы, комиссары народные, не можете не понять» (ГА РФ Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 161. Л. 4–4 об.) 675 Спасо-Преображенский (Спас на Бору на Царском дворе) собор в Московском Кремле был построен в 1328 г. великим князем Иоанном Даниловичем Калитой на месте деревянного храма. Вскоре здесь был учрежден Спасоборский монастырь. В 1490 г. монастырь был переведен за р. Яузу и назван Новоспасским. Храм Спаса на Бору стал придворным. В начале XX в. он был приходским храмом дворцовых служащих. В 1933 г. был разрушен вопреки протестам известных искусствоведов и архитекторов. 676 Помимо списка членов прихода, пожелавших взять в пользование храм Спаса на Бору «с приписанными к нему дворцовыми храмами», в деле имеются еще два списка прихожан от 23 апреля 1918 г. общей численностью около 100 человек, пожелавших взять в пользование эти храмы (ГА РФ. Ф. Р-410. Оп. 1. Д. 79. Л. 22–23а об.). К дворцовым храмам относились: Спасо-Преображенский храм (Спаса на Бору), церковь Ризоположения (возле Успенского собора), церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях, церковь Воскрешения Лазаря, а также в Теремном дворце: церковь св. великомученицы Екатерины, церковь Воскресения Словущего, Верхоспасский собор, называвшийся Спас за Золотою решеткой, церковь Распятия Христова. 677 Храм великомученика Георгия Победоносца в Грузинах был построен в 1750 г. на средства грузинского царевича Георгия Вахтанговича. В 1788–1806 гг. на его месте на пожертвования купца С.П. Васильева был построен новый храм, освященный в 1800 г. В конце XIX в. была построена и освящена новая большая кирпичная церковь (арх. В Е. Сретенский), примыкающая к старому зданию с востока. Храм был закрыт в 1929 г. В 1993 г. древняя часть храма была возвращена Церкви, новая часть храма и поныне занята техникумом. 678 Основываясь на заключении церковного отдела Комиссии по охране памятников искусства и старины Московского совета, Комиссариат имуществ Республики 27 апреля 1918 г. сообщил приходскому совету «московского Георгиевского в Грузинах храма, что пребывание святынь Успенского собора в храме в течение двух первых дней Пасхи не встречает препятствий со стороны комиссариата» (ГА РФ. Ф. Р-410. Оп. 1. Д. 79. Л. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее Мекензи Уоллес говорит: «В то же самое время каждый из колоколов Москвы, которым имя легион, казалось бешено желал заглушить своего соседа; рев большого колокола над нашими головами смешивался с тонкими и острыми звуками своих тщедушных соперников. Если демоны живут в Москве и не любят колокольного звона, как это предполагают, то в эту ночь у темного царства должен был происходить настоящий погром с поголовным бегством. Всему этому оглушающему шуму вторили частые пушечные выстрелы с Тайницкой башни» 543 . Колокольня Иван Великий была издревне общею колокольнею всех кремлевских храмов. Первоначально создана в 1329 году великим князем Иоанном Первым Даниловичем Калитой, с церковью во имя св. Иоанна Лествичего или Списателя Лествицы в память рождения сына Иоанна, в день, празднуемый этому святому. В 1508 году, эта церковь , называвшаяся Иоанн Святый иже под колоколы, перестроена при великом князе Василии Иоанновиче, Алевизом 544 . Колокольня же в том виде, как она есть, довершена надстройкою во второе лето правления Бориса Годунова, и без сомнения начата в царствование боголюбивого и богомольного царя Феодора Иоанновича 545 . Таким образом, распространившееся предание о постройке этой колокольни Борисом Годуновым, во время голода, для прокормления народа, есть мнимое. Колокольня закончена в 1600 году, за год до неурожайного года (1601) и за два и более до совершенного голода или меженины, когда Борис по преданию, основанному на следующих строках Николаевской 546 летописи: «Видяж царь Борис такое Божие прогневание и повеле делати каменное дело многое, чтобы людям питатися и сделаша каменныя палаты большия, на взрубе, где были царя Ивана хоромы» 547 , предпринял каменное дело для прокормления рабочего народа в Москве. Под главой Ивановской колокольни находится следующая подпись: «Изволением Св. Троицы, повелением великаго государя и царя В. К. Бориса Феодоровича всея России самодержца, и сына его благовернаго великаго государя цесаревича князя Феодора Борисовича всея России, храм совершен (т.е. окончен), позлащен во второе лето государства их 108 (1600) году» 548 , 549 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если, как сказано, храм этот построен на дворе княжеских теремов и, по переславскому преданию, никем другим, как великим князем Иоанном Даниловичем, то год построения его будет 1339, - год канонизации святого Петра, во всяком случае, не позднее 1340 г., - года смерти великого князя. Есть точные, впрочем, указания на то, что Петромитрополитская церковь в 1420 г. уже существовала. Киевский митрополит Фотий в грамоте своей 1420 года на село Славитино Переславского уезда с деревнями упоминает о Петромитрополитской церкви как о давно уже существующей, которой идёт оброк с означенного села. Вся в совокупности внешняя архитектура Петромитрополитской церкви довольно проста и несложна, она не типична, а оригинальна. Основанием церкви положен четырёхконечный крест. Вся церковь сложена из хорошо обожжённого кирпича, с заложенными в стенах дубовыми брусьями - связями, с фундаментом из того же кирпича. Карнизообразным обрезом церковь разделена на два неодинаковые по величине яруса. Каждая оконечность креста разделена на три отделения лопатками, сведёнными кверху в три арки, образующие собою три углубления. Основанием арок служат плоские колонны с пилообразным карнизом, вытянутым по всей окружности церкви. В каждом среднем отделении имеется по одному щелеобразному окну, за исключением восточной стороны, в северном отделении которой сделано одно небольшое продолговатое окно, для освещения жертвенника в алтаре. Над верхним карнизом каждой средней арки имеются квадратные углубления - вместилища, может быть, для икон. Своды арок, углубляясь внутрь церкви, дали возможность зодчему основать на них невысокий, но изящный восьмигранный фонарь с небольшим щелеобразным окном в каждой грани. По всему верху этого фонаря вытянут карниз с - двумя кронштейнами на каждой грани, послужившими основанием для теремков, которыми увенчан фонарь. Изящные теремки эти дают вид фонарю зубчатой башни. Фонарь, в свою очередь, послужил основанием пирамидальному осмигранному верху с валикообразным карнизом. Благодаря такому устройству верха, внутри церкви образовался не свод или потолок, но так называемый в описях древних церквей «верх холодный без подволоки». На пирамидальном верхе основан небольшой семигранный фонарь с грушевидною главой, покрытой кафлей.

http://sobory.ru/article/?object=00435

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010