Но это ожидание имело недолгий срок. При помощи Божией и при содействии установившейся взаимной дружбы с Московским государством удельных князей татарские силы с течением времени ослаблялись и от русского оружия, и засеками 12 (мудрой выдумкой Великого князя Иоанна Даниловича Калиты) до покорения Иоанном IV главных татарских царств: в 1552 году Казанского и в 1557 году Астраханского. И только благодаря бдительной заботе московского правительства, край этот со второй половины XVI века постепенно начал заселяться русскими колониями, из коих впоследствии возникли города, которые по уничтожении местничества и с покорением Крыма в 1783 году уже окрепли и составляют ныне географическую область Воронежской губернии, в том числе и Задонский уезд. Уездный город Задонск (52° 23» с.ш. и 8° 35» долготы от Пулкова), получивший право так называться и быть уездным городом с Высочайшего соизволения императрицы Екатерины II 25 сентября 1779 года (а до того назывался Тешевской слободой), лежит на левом отлогом берегу реки Дон на расстоянии 84 версты (89 км) от губернского города Воронеж, в 38 верстах (40,3 км) от города Елец, и разделяется руслом почти высохшей речки Тешевки, впадающей в Дон, на две части: правая по течению Тешевки, лучшая часть города, называется дворянской, левая – мещанской. В самом центре города, на открытой полугоре, в дворянской части, расположен мужской прекрасной архитектуры Задонский Богородицкий первоклассный монастырь, придающий красу, значение и известность городу. Все каменные здания монастыря хотя построены не в одно, а в разное время, но с необычайным вкусом. Через город пролегает Московско-Черкасский тракт, по которому стелется белым полотном Московское шоссе до г. Воронеж. На расстоянии 3 верст (3,2 км) от города, при спуске от села Болховского, расположенного на горе за правым берегом Дона, путешественнику открывается вся картинно-приятная местность, занятая Богородицким монастырем, вокруг коего в тени садов и оставшихся участков пригородного леса раскинут на открытой полугоре за р. Дон скромный город Задонск с прилежащими селениями. И первым из этих селений с северо-восточной стороны примыкает слобода Тешевка, жители которой с самого основания монастыря составляли крестьян монастырских, с 1765 года при учреждении монастырских штатов отписана была от монастыря Задонского в казну и оставалась в числе экономических до открытия города в 1779 году, названного по монастырю Задонском.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Он стал родоначальником князей Мещерских. Царевич Берка, который приехал в 1301 году из Большой Орды и принял крещение в Москве от митрополита Петра с именем Иоанникия - родоначальник Аничковых. Царевич Аредич, неизвестно в каком году крестившийся - родоначальник Белеутовых. Чет-Мурза, пришедший из Орды в 1330 году к великому князю Иоанну Даниловичу Калите и названный в крещении Захарием - родоначальник Сабуровых и Годуновых, стал основателем Костромского Ипатьевского монастыря. Обитель он основал на месте, где ему явилась Богоматерь с предстоящими святыми, одним из которых был святой Ипатий Гангрский. После этого явления Захария получил исцеление от болезни. Царевич Серкиз, выехавший из Большой Орды к великому князю Димитрию Донскому и крестившийся вместе с сыном своим Андреем - родоначальник рода Старковых. Внук темника Мамая князь Алекса принял крещение в Киеве вместе с сыном своим Иоанном от самого митрополита, назван Александром - родоначальник князей Глинских. Широко известно, что антиордынское возмущение во Владимире при князе Андрее Ярославиче подавлял темник Неврюй. В 1296 году «была брань русским князем», «в то бо время был посол из Орды Алекса Неврюй» - он был уже православным христианином. Великим баскаком владимирским при трех первых золотоордынских ханах и при трех великих князьях владимирских был некто Амирхан. Православное имя его - Захарий, известно, что он являлся крестником самого Александра Невского. Праправнуком Захара-Амирхана был преподобный Пафнутий Боровский (иконография преподобного Пафнутия сохраняет азиатские черты). От родного брата преподобного Пафнутия пошли дворянские фамилии Баскаковых и Зубовых. Весьма частым явлением были браки между русскими и ордынцами. Особенно, чтобы обеспечить поддержку и благоволение хана русские князья женились на знатных ордынских женщинах. Ордынки принимали христианство при вступлении в брак с русскими князьями. Уже в 1257 году князь Глеб Васильковыч Ростовский женился у Великого хана в Монголии. Дочь хана Менгу-Тимура в 1279 году вышла замуж за святого князя Феодора Ростиславича Ярославского и Смоленского.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/17/...

С селом Надовражино и его прежним храмом была связана жизнь поэта Сергея Михайловича Соловьёва - близкого друга Андрея Белого. Одно из первых упоминаний о населённом пункте Надовражино встречается в переписных книгах 1646 года. В то время это малолюдное селение относилось к числу владений Петра Даниловича Протасьева. При его сыне Дмитрии в 1678 году сельцо Надовражское было заселено крестьянами, свезёнными из Дмитровского и Ярославского уездов. В нач. XVIII века сельцо Надовражино принадлежало Михаилу Александровичу Протасьеву. В 1729 году его вдова Фёкла Афанасьевна задумала строительство деревянной церкви во имя Николая Чудотворца. Вот выдержка из её прошения, направленного в Синодальный казённый приказ: " В Московском уезде, в Горетове стане, имеется у меня вотчина сельцо Надовражное, в котором имеется крестьянских двадцать дворов, а оное сельцо обретается от других церквей в дальнем расстоянии в верстах в пяти и больше, от которого дально-расстояния крестьяном моим мужеска и женска полу имеется не малая нужда, а именно многие крестьяне без исповеди и без причастия помирают, а родильницы бывают долгое время без молитв, а младенцы без крещения... " Прошение помещицы было удовлетворено, и в 1730 году в Надовражино появилась первая Никольская церковь. Вскоре Фёкла Афанасьевна Протасьева принялась за устройство зимнего (тёплого) придела во имя мученицы Софии и её дочерей Веры, Надежды и Любови. По-видимому, посвящение этого придела было связано с именем её дочери - Любови Михайловны Протасьевой (в замужестве Юшковой). В 1731 году Никольская церковь была освящена протоиереем московского Успенского собора Иоанном Максимовым, однако зимний придел по какой-то причине так и остался неосвящённым. В середине XVIII века село Надовражино-Никольское перешло во владение семьи Дурново. Вдова коллежского советника Ивана Ивановича Дурново, Пелагея Павловна обратилась в сентябре 1756 года в Московскую духовную консисторию с просьбой переименовать неосвящённый придел Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=06763

Что при исчислении построенных Калитою храмов 14 не упоминается Переславского Успенского храма, в том нет ничего удивительного, когда в завещании Калиты не упоминается и самого города Переславля. Карамзин говорит: в завещании не сказано ни слова о Владимире, Костроме, Переславле и других городах, бывших достоянием Великокняжеского сана. Иоанн, располагая только своею отчиною, не мог отказать их своим сыновьям, ибо назначение его преемника зависело от Хана. 15 На основании вышеизложенных исторических данных мы должны придти к следующим заключениям: 1 . Горицкий монастырь основан Великим Князем Иоанном Даниловичем Калитою между 1337–1340 годами его княжения. 2 . После разорения и опустошения Переславля Тохтамышем Горицкий монастырь возобновлён супругою Великого Князя Дмитрия Донского Евдокиею в 1392-м году. Глава 2. Управление Горицкого монастыря На три периода разделяется управление Горицкого монастыря: в первом от своего основания, в первой половине XIV столетия, он управлялся архимандритами; во втором, по открытии Переславской епархии в 1744 году по 1788 год, он был сделан кафедральным и управлялся архиереями, которые имели в нём своё пребывание; в третьем, по закрытии епархии в 1788 году, обращён в градской собор и управлялся протоиереями, причём, кроме соборной церкви Успенской, все монастырские здания и кельи отданы были в светское ведомство. Архимандриты Полного хронологического списка архимандритов-настоятелей монастыря мы, к сожалению, дать не можем; никакого архива в Горицком монастыре не осталось. По упразднении Переславской епархии все жалованные царские грамоты и другие важные крепости вытребованы в Москву и Санкт-Петербург, а остававшиеся в монастыре крепости и письма истреблены пожаром в 1822 году июня 12-го. Остались только от времён монастырских два синодика да несколько церковно-богослужебных книг, которые поступили в общую библиотеку градского Преображенского собора. Единственными источниками остаются: списки иерархов и настоятелей монастырей г. Строева и те два синодика, в которых не указаны годы настоятельства архимандритов. По Строеву: 1 . Филимон – 1346 г.; после епископ Коломенский. 2 . Пимен – 1380 г.; после митрополит Всероссийский 16 . 3 . Досифей. 4 . Сергий. Оба между 1448–1454 г. 5 . Антоний. 6 . Исаия. 7 . Даниил – 1520 г. 8 . Иона – 1521 г. 9 . Ферапонт – 1543 г. 10 . Димитрий – 1564. 11 . Иосиф – 1580. 12 . Тит – 1584. 13 . Феодосий – 1598. 14 . Алимпий – 1608–09. 15 . Пимен – 1624–34. 16 . Иов 1635–44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Гедимин, убитый на войне с рыцарями Тевтонского ордена в 1328 году, ещё при жизни своей разделил, по обычаю того времени, своё государство между семью сыновьями, назначив младшего, Великим Князем Литовским. Но не прошло двух лет, как Явнут согнан был с великого княжения братом своим Ольгердом, преемником гения Гедиминова. Ольгерд, в полувековое владычество своё, распространил пределы Государства своего до устья Днепровского, овладел Киевом, Черниговым, Брянском и землёю Подольскою; сын и преемник Ольгердов, Ягайло, на короткое время согнанный с престола дядею своим Кейстутием, по смерти Кейстуля, в 1381 году, вновь возсел на престол Литовский, а в 1386 году, чрез брак с польскою королевою Ядвигою, перешёл на престол Польский. После краткого владычества Казимира I (Коригайло), на престол литовский вступил достойный внук Гедиминов, сын Кейстутиев Витольд: он покорил княжество Смоленское, и распространил владычество своё до Вязьмы, Калуги, Курска и Ворсклы. По кончине Витольда, в Литве владычествовали несколько лет, сперва Болеслав-Свидригайло, потом брат Витольдов Сигизмунд I, а в 1440 году на престол Литовский вступил сын Ягайлов Казимир II, семь лет спустя вступивший и на престол Польский под именем Казимира IV, родоначальник Королей Польских и Великих Князей Литовских династии Ягайловой, вообще известной под названием: «династии Ягеллоновой», пресёкшейся в 1572 году, с кончиною короля Сигизмунда-Августа II. Вторый сын Гедимииов, Наримунд-Глеб, удельный князь Пинский и Мозырский, негодуя на брата своего Ольгерда за свержение с престола брата их Явнута, а может быть и теснимый Ольгердом, уехал в Орду, к Хану Чаныбеку, чтобы возстановить его против Ольгерда. Задержанный в плену Чаныбеком, он был выкуплен Великим Князем Московским Иоанном Даниловичем Калитою, и примирился с Ольгердом, но не возвратился в Литву, а получил от Новгородцев, в кормление, города Ладогу и Орехов (нынешний Шлиссельбург), Карелию и половину Ингрии, с обязанностию защищать Новгород от набегов ливонских рыцарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В хронографе Синод. библиотеки 151, довед. до 1705 года, на л. 783, сказано: «Великий князь Иоанн Данилович Калита положен бысть в другой соборной церкви святого Архистратига Михаила, юже сам создал. Прежде бо сего великого Иоанна в той церкви никтоже положен был». В летописи Пискар. собр. в Рум. муз. XVIII в. 614 на л. 148 сказано: «В лето от Создания мира 6848, Рождества же Христова 1340 месяца марта в 31 день положен бысть в другой соборной церкви святого Архистратига Михаила юже сам созда. Прежде бо сего великого князя Иоанна в той церкви никтоже положен бысть в великом соборе Пресвятой Богородицы честнаго и славнаго Ее Успения, первый положен святый Петр митрополит, а в другом соборе сей великий князь Иоанн Данилович, по реклому Калита». Из этих двух летописных сказаний видно, что святой великий князь Даниил Александрович не был похоронен в каменном Архангельском соборе, построенном в одно лето 8 великим князем Иоанном Даниловичем в 1833 году, спустя 30-ть (лет) по его преставлении, когда еще не было каменной церкви св. Архангела Михаила 9 . Летопись Троицкая имела ошибки хронологические. Приводя из нее места ошибочные, Карамзин исправлял их, сказание же о смерти св. князя Даниила от детей Кучковых он назвал сказочным. Подобный рассказ помещен в летописи 1694 г. 784 собр. Ундольского. В ней сказано, что св. князь убит Кучковыми детьми близ реки Оки, а на листе 172 об. просто сказано: преставися марта в 4 день и положен на Москве в церкви Собора Архангела Михаила. В Лаврентьевской летописи XIV в. по списку Моск. дух. академии, ни слова не сказано, где погребен св. князь Даниил. Позднейшие летописцы, говоря о погребении св. Даниила в церкви св. Архангела Михаила, никак не могли отделаться от той мысли, чтобы отец Иоанна Даниловича не был погребен со своим сыном вместе. Если предположить на основании некоторых летописцев, что св. великий князь Даниил погребен был в Архангельском соборе, то представляется сам собою вопрос: когда же он был перенесен в Данилов монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

К концу XIII и в 1-й четверти XIV столетий возникли еще монастыри: а) в Москве: Даниилов, созданный московским князем Даниилом Александровичем († 1303), и, как некоторые думают, Богоявленский, основанный тем же князем, а оконченный (1304) сыном его — Иоанном Даниловичем Калитою ; б) в Ярославле: Спасо-Преображенский — из прежних, где погребен святой ярославский князь Феодор Черный († 1299) и откуда взят (1311) на Ростовскую епископию архимандрит Прохор, и Толгский, основанный (ок. 1314 г.) в семи верстах от города на месте, где явилась икона Божией Матери епископу Ростовскому Прохору (в схиме Трифону), известная под именем Толгской ; в) в Твери: Отрочь-Успенский, построенный (ок. 1265 г.) отроком, или одним из придворных, тверского великого князя Ярослава Ярославича Григорием; Богородичный на Шеше, из которого (1289) игумен Андрей возведен был на кафедру епископии Тверской, и Архангельский, где встретили жители Твери (1319) тело убитого в Орде своего святого князя Михаила Ярославича ; г) в Юрьеве Польском: Архангельский, в котором погребен (1269) местный князь Димитрий Святославич . Во второй, более легкий период монгольского ига над Россиею, когда достоинство великого князя перешло в Москву и утвердилось в потомстве Иоанна Даниловича Калиты, когда Москва, постепенно возвышаясь над другими городами, сделалась постоянным местопребыванием и Русских митрополитов, средоточием духовной власти, число обителей начало быстро возрастать в средней полосе России, особенно в Москве и ее окрестностях. Сам Иоанн Данилович, едва сделавшись великим князем русским (1328), нарочно отправлял посольство к митрополиту Феогносту, находившемуся тогда в Волыни, чтобы испросить у него благословение на создание Спасского монастыря в Москве. Как большой любитель иноческого жития, князь назначил место для обители на собственном великокняжеском дворе, чтобы постоянно видеть ее, чаще посещать и удобнее иметь общение с ее черноризцами. Через год каменная церковь во имя Спаса-Преображения была уже окончена, монастырь сооружен и в него была переведена архимандрития из Данилова московского монастыря, из Заречья. Первым архимандритом в новом монастыре был Иоанн, «муж сановитый, словесный, любомудрый, учительный и добродетельный», который впоследствии (1346) за свои достоинства поставлен был епископом Ростову. Иоанн Данилович любил свою обитель более всех монастырей, наделил ее иконами, книгами и священными сосудами, постоянно снабжал пищею и одеждою, обогатил вкладами и доходами. Сын его великий князь Симеон расписал монастырскую церковь, и хотя обитель в нашествие на Москву Тохтамышево была предана огню, но вскоре была возобновлена попечением Димитрия Иоанновича Донского и продолжала пользоваться вкладами как великих, так и некоторых удельных князей .

http://sedmitza.ru/lib/text/435891/

Архиепископ проводил активную внешнюю политику, отстаивая интересы Новгорода в отношениях с западноевроп. гос-вами, рус. великими княжествами, а также с «младшим братом» Новгорода Псковом. В 1333 г., во время боевых действий московского и новгородского войск под Торжком (начавшихся из-за обострения вопроса об уплате «выхода» в Орду), В. К. вел в Переяславле мирные переговоры с московским вел. кн. Иоанном Даниловичем Калитой , к-рые, несмотря на предлагаемый новгородцами откуп (500 р.), не привели к заключению мира. Сразу после окончания переговоров В. К. поехал в Псков, где был принят «с великою честью» (до этого визита Новгородские епископы не были в городе 7 лет). В Пскове В. К. крестил св. Михаила , сына блгв. тверского вел. кн. Александра Михайловича , в 1341 г. мальчика привезли к архиепископу «грамоте учится». В июне 1334 г. во Владимире В. К. участвовал в хиротонии Сарайского еп. Афанасия. 16 февр. 1335 г. в Новгород приехал вел. кн. Иоанн Калита и был заключен мир; в том же году В. К. со знатнейшими боярами нанес ответный визит в Москву, где «чести великои много видел». После заключения новгородско-московского союза обострились новгородско-псковские отношения. «Подъезд» В. К. в Псков в 1337 г. закончился разрывом: псковичи не позволили архиерею вершить суд в городе, В. К. покинул Псков, «прокляв» горожан. В 1340 г., во время конфликта между Новгородом и московским кн. Симеоном Гордым из-за «черного бора» (дани Орде), В. К., прибыв в Торжок во главе новгородской делегации, способствовал заключению мира. В 1341 г. он принимал в Новгороде митр. Феогноста с многочисленной свитой, при этом «тяжко же бысть владыце и монастырем кормом и дары». В 1346 г., во время визита В. К. в Москву для приглашения в Новгород вел. кн. Симеона, митрополит наградил архиепископа крещатыми ризами (полиставрием). В 1339 г. новгородские послы, в т. ч. от владыки (его племянник Матфей), заключили договор со Швецией «по старым грамотам». 6 янв. 1342 г. в Юрьеве (Дерпте) был заключен договор с Ригой, Готским берегом и нем. городами, урегулировавший торговлю воском; с рус. стороны «владыка Новгородский» в договоре был назван первым. В 1348 г. на предложение швед. кор. Магнуса Эриксона прислать своих «философов» для диспута о вере В. К. с посадником и тысяцким от имени всех новгородцев ответили: «Аще хощеши уведати, коя вера лучши, наша ли или ваша, пошли к Цесарьскому граду к Патриарху, занеже мы прияли от гричь правоверную веру, а с тобою не спираемся про веру». Шведы начали принудительно крестить в католичество ижорян и захватили крепость Орехов, вскоре они были разбиты новгородцами в Ижорской земле, Орехов после осады был освобожден.

http://pravenc.ru/text/150805.html

Данилов мужской монастырь — древнейшая обитель Москвы — был основан благоверным князем Даниилом Московским не позднее 1282 года. Князь на свои средства содержал монастырь, посвященный его святому покровителю, преподобному Даниилу Столпнику, с самого начала обитель имела статус архимандритии. Около 1330 года сын князя Даниила, великий князь Московский Иоанн Калита выстроил в Кремле на Боровицком холме, на месте древней деревянной церкви Спаса на Бору, каменный Преображенский храм и основал первый на великокняжеском дворе монастырь, собрав братию из разных обителей. Даниловских монахов он также перевел в Кремль, а вместе с тем и архимандритию во главе с настоятелем Иоанном (впоследствии епископом Ростовским). С этого времени до конца XV века монастырь Преображения Господня был главной обителью московской великокняжеской семьи. Здесь представители этой семьи, в том числе и сам великий князь Иоанн Данилович, принимали постриг перед кончиной, здесь совершались их погребения. Возможно, в те времена монастырь был «общим», то есть предназначенным для проживания как иноков, так и инокинь. В придворной обители образовался центр московского летописания, управлявшие ею архимандриты нередко становились духовниками великих князей Московских. По свидетельству летописей, в 1345 году на средства супруги князя Симеона княгини Анастасии Гедиминовны Литовской монастырский храм был расписан русскими мастерами — учениками греческих изографов Гойтаном, Семеном, Иваном; в работе участвовали «прочие их ученицы и дружина». Позже в монастыре нашла свое упокоение и княгиня Анастасия. В 1396 году в соборе был погребен скончавшийся во время приезда в Москву святитель Стефан Пермский, просветитель зырян. Его мощи, находящиеся под спудом, стали главной святыней собора. В конце XV века в связи с расширением территории дворца монастырь по распоряжению великого князя Иоанна III Васильевича был переведен «близ Крутицы» — на берег реки Москвы, за Яузу, — так началась история Новоспасского ставропигиального мужского монастыря .

http://patriarchia.ru/db/text/6040441.ht...

Княжение Г. принесло также значительное усиление литов. влияния в Сев.-Зап. Руси, прежде всего в Пскове, к-рый, не получая поддержки из Новгорода в борьбе с нем. рыцарями, обратился за помощью к наместнику Гродно кн. Давиду. В 1323 г. он отправился в поход с псковичами «и плени землю Немецькую до Колываня», затем освободил Псков от осады нем. войск. В 1327 г. на княжение в Пскове сел спасавшийся бегством от татар вел. кн. мч. Александр Михайлович Тверской. Под давлением Орды и выполнявших ее волю рус. князей Александр Михайлович уехал в 1329 г. в Литву, а через полтора года (1331) снова сел в Пскове «из литовския руки». Он занимал псковский стол в течение 10 лет (с перерывами). Утверждение литов. влияния в Пскове вызвало враждебную реакцию в Новгороде, к-рый в 1323 г. даже заключил договор с Ливонским орденом, направленный против Литвы и Пскова. Дело дошло до войны между Новгородом и Литвой, к-рая завершилась миром в 1326 г., когда литов. посольство во главе с Воином посещало Новгород. В нач. 30-х гг. XIV в., в условиях обострения отношений между Новгородом и московским вел. кн. Иоанном I Даниловичем Калитой, дело дошло до сближения Новгорода с Литвой и Псковом. Архиеп. Василий Калика в 1333 г., после 7-летнего перерыва, посетил Псков и крестил сына вел. кн. Александра - буд. вел. кн. Михаила Александровича . В том же году в Новгород приехал Наримант Гедиминович, к-рому передали в управление зап. пограничные земли Новгородского гос-ва - Ладогу, Орешек, Корельскую землю. Литов. князь должен был защищать эти владения от возможных нападений шведов. Хотя позднее и происходили какие-то столкновения, в 1335 г. вел. кн. Иоанн Калита собирался из Новгорода идти походом на Псков, а литовцы «воеваша» в районе Торжка, выделенные пригороды вплоть до 1338 г. оставались под властью Нариманта, державшего в качестве наместника в Орешке старшего сына - кн. Александра. На северо-востоке Г. стремился вовлечь в орбиту своего влияния Тверскую землю. Первым шагом в этом направлении стал заключенный зимой 1319/20 г. брак вел. кн. тверского мч. Димитрия Михайловича Грозные Очи и дочери Г., в крещении названной Марией. Поддерживал связи с Литвой и брат Г. Александр, укрывшийся там от татар после восстания 1327 г. Г. стремился установить связи с Москвой, к-рая после событий 1327 г. стала самым сильным из княжеств Сев.-Вост. Руси. В 1333 г. был заключен брак между старшим сыном Калиты Симеоном Иоанновичем Гордым и дочерью Г. кнж. Айгустой (в крещении Анастасией).

http://pravenc.ru/text/161885.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010