Слово Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Кирилла в день памяти святителя Московского Филиппа Код плеера Livejournal Liveinternet 22 января 2009 г. 16:23 22 января, в день памяти святителя Московского Филиппа, всея России чудотворца , Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля. Владыке сослужили архиепископы Истринский Арсений , Орехово-Зуевский Алексий , епископы Филиппопольский Нифон (представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском), Читинский и Забайкальский Евстафий , Венский и Австрийский Иларион , Моравичский Антоний (представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском), а также представители московского духовенства. По окончании Божественной литургии митрополит Кирилл совершил славление и прочитал молитву перед мощами святителя Филиппа, покоящимися в Успенском соборе Кремля. В своем слове владыка сердечно поздравил всех собравшихся с днем памяти святителя Филиппа. Патриарший Местоблюститель рассказал о жизни и подвиге московского святителя. Несмотря на то, что будущий митрополит происходил из знатной боярской семьи и его ждала блестящая светская карьера, он удалился в далекий Соловецкий монастырь, став там простым монахом. За ревностное служение Богу и братии обители будущего святителя спустя некоторое время назначили игуменом. Во время его настоятельства Соловецкий монастырь приобрел то благолепие, которое мы видим и сегодня. Игумен Соловецкий прославился мудростью, силой слова и силой молитвы и по стечению этих обстоятельств был приглашен Иоанном IV Грозным в Москву, чтобы занять митрополичий престол. «Он обладал такой внутренней силой, что притягивал к себе людей. Он не раз беседовал с Иоанном Грозным, уговаривая его изменить отношение к людям, — отметил Патриарший Местоблюститель. — И здесь, в стенах Московского Кремля, в этом великом историческом соборе происходило нечто особенное. Когда после очередного рейда опричников царь Иоанн, облаченный в монашеские одежды, подошел к митрополиту под благословение, в этом самом соборе он получил не благословение, а грозное обличение святителя».

http://patriarchia.ru/db/text/535360.htm...

Церквей в монастыре четыре: а) соборная Успенская, б) теплая Введенская, в) Богословская и г) Троицкая. Три церкви – соборная, теплая и Богословская замечательны и древностью и архитектурными особенностями, а все вместе характеризуют разные эпохи существования монастыря. а) Соборный Успенский храм каменный, весь из белого тесаного камня, с пятью большими главами, с кирпичною папертью, покрыт листовым железом; построен Старицким князем Андреем Ивановичем в 1530 годах, по образцу храма, стоящего на Синайской горе. Храм этот одно престольный, во имя Успения Божией Матери, холодный. Внизу его устроен большой подвал из белого тесаного камня. В древнее время из этого подвала был подземный ход под Волгу, с выходом в городской Борисоглебский собор, стоявший против монастыря на городище. Проход этот в настоящее время закрыт и засыпан землею. Бывший настоятель Старицкого монастыря архимандрит Агафангел, любитель древностей, делал попытку открыть этот проход; отрыл несколько ступеней, ведущих под землею, но выступившая с сильным напором вода понудила его снова засыпать отверстие землею из опасения, чтобы не затопить весь церковный подвал водою. Надобною полагать, что своды туннеля от давности времени осыпались и вода, из Волги залила весь проход. Кем и когда устроен был этот ход, положительных сведений не сохранилось. Достовернее других предположение, что ход этот устроен Иоанном Грозным. Он долго жил в Старице, особенно во время войны с Польским королем Стефаном Батырем; он строил Старицкую крепость; он же строил и Борисоглебский собор, в который проведён был выход из туннеля; к его времени естественнее всего отнести и устройство этого подземного хода. б) Другой храм Введенский теплый, каменный, двухэтажный, шатровый, с остроконечным верхом; конус и крыша покрыты железом и окрашены медянкой на масле, а глава и крест обиты белым железом. С северной стороны пристроена к нему в 1802 году большая каменная паперть. В нём два престола: на правой стороне во имя святителя Арсения Тверского, а на левой – Введения во храм Пресвятой Богородицы. На южной стороне алтаря находится ризничная палатка, каменная. Храм этот построен Царём Иоанном Васильевичем Грозным в 1570 году. При нем была трапеза для братии, которая в 1761 г. обращена в церковь . Внизу церкви первоначально были поварня и хлебна и погреб, а ныне помещаются хлебные амбары.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д)  С другой стороны, дела, начинаемые без благословения Божия, имеют иногда успех ; но такие случаи довольно редки, и самый успех есть только мнимый или кажущийся, а мы по своей недальновидности принимаем его за действительный. Мы видим только настоящее, и притом всегда почти одну его внешность. Мы видим иногда успешное начало дела, но конец его большей частью сокрыт от нас. (См. проповеди, изд. журналом «Странник»). III. Как бы то ни было, должно признать за несомненную истину, что без благословения Божия всякий успех или неверен, или непрочен, а благословение Божие, как роса небесная, нисходит на все наши начинания и делает их плодотворными как для нас самих, так и для ближних наших. (Составлено по указанным источникам). Восьмой день Поучение 1-е. Явление Казанской иконы Божией Матери (Божия Матерь есть охранительница и поборница истинного учения православной церкви) I. Korдa и как явилась в Казани св. икона Пресвятой Богородицы, явление коей св. Церковь ныне светло празднует? В XVI cmoлemuu, именно в 1579 году, при царе Иоанне Грозном Пресвятая Богородица три раза являлась в сновидении одной девице г. Казани и повелевала возвестить духовенству и светским начальникам того города, чтобы они взяли икону Ее из земли, и указывала самое место, где сокрыта была икона. Сначала мать, потом начальники города не верили видению. Наконец, девица, копая землю, скоро нашла св. икону Богоматери, как будто только что написанную, а не бывшую в земле. Икона стала источать чудеса, при виде коих множество татар обращались к православной вере и утверждались в ней. Извещенные об обретении иконы, архиепископ, градоначальник и народ, с крестным ходом, взяли и поставили икону в ближайшем храме. На месте явления иконы вскоре построен был монастырь Богородицкий и 8-го июля, в день обретения иконы, установлен праздник. Явление чудотворной иконы Божией Матери в г. Казани было весьма благотворно и спасительно . В Казани, до завоевания ее Московским царем Иоанном Грозным, все жившие там татары блуждали во мраке ложной веры магометанской. Когда Казань была взята нашим царем Иоанном Грозным, жители ее мало-помалу стали принимать христианство. Но вновь крещеные татары были еще не тверды в новой для них вере и могли легко отпасть от Христовой веры и возвратиться в магометанство. Господь же наш Иисус Христос не хощет смерти грешника (Иез. 33, 2), но хощет всем спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4). О том же и Владычица наша Пресвятая Богородица неусыпно печется. Чтобы не допустить вновь просвещенных св. крещением Казанских татар до совращения в прежнюю их магометову веру, Она, наша усердная Заступница, и благоволила явить в это время в Казани Свой образ и на всех, с молитвою и верою притекающих к Ее иконе, излить чудеса, через которые маловерные и новопросвещенные могли бы воочию убедиться в правоте святой православной веры Христовой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (Алатырь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи - древнейший, вероятно самый первый храм города Алатыря, заложенный, по преданию, царем Иоанном Васильевичем. Каменный теплый собор был сооружен на месте деревянной церкви в 1703 году. Храм расположен в историческом центре города на высоком левом берегу реки Сура. Содержание История [ править править код ] Датой основания города Алатыря принято считать издание царем Иоанном Грозным указа о построении города и Соборного храма от 4 августа 1552 года. Внутри города была выстроена церковь святого и праведного Алексия, человека Божия, с приделом во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Построена она была на том месте, где сейчас стоит каменный собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Деревянная церковь святого и праведного Алексия, человека Божия, с приделом во имя святого пророка Иоанна Предтечи несомненно являлась древнейшим храмом города, так как основание собора соответствует дате основания города — 1552 год, что подтверждается грамотой о передаче соборной церкви Иваном Грозным образа, который в 1706 году все еще находился в храме. В 1703 году собор Усекновения главы Иоанна Предтечи был воссоздан в камне из бывшего деревянного предела после пожара, устроенного сподручным Степана Разина атаманом Осиповым при штурме города в 1670 году. Храм был построен в московском стиле (двухсветный куб и красочное пятиглавие над ним) присланными из столицы мастерами каменного дела. Это была зимняя с толстыми стенами отапливаемая церковь. Несколько севернее возведен соборный храм во имя Рождества Богородицы. Оба здания обнесены одной оградой. Службы стали совершать в Богородице-Рождественском летом (он был холодным), в Предтеченском — зимой. На территории восточнее храмов, ближе к обрыву, предавались земле тела умиравших священнослужителей Соборного храма. Для обоих храмов был один клир: протоиерей, дьякон и дьячок. Вплоть до 1929 года в соборе продолжались службы. После революции дважды проводилось изъятие церковных ценностей из собора — в 1918 и в 1921 годах. С 1929 года церковные службы были прекращены и собор закрылся. Илюшкина Анна Ильинична (1911 г.р.), жительница города Алатыря, вспоминает следующие события, связанные с закрытием храма: «Собор Иоанна Предтечи действовал до 1933 года. А потом из этого храма забрали и расстреляли последнего епископа Владимира (Юденича) и протоиерея Константина (Соловьева). Они жили под горой в небольшом доме у Романовых». Такая судьба была у многих храмов и священников в годы советской власти.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

Острота духовной брани за русское православное царство была столь высока, что один из ее участников - святой преподобный Корнилий, игумен Псково-Печерского монастыря, дерзал называть в монастырской летописи Помазанника Божьего - Царя Иоанна Васильевича Грозного " антихристом " . Посмел бы сегодня настоятель любого монастыря сказать публично нечто подобное в адрес Святейшего Патриарха... Вполне возможно, что нынешние средства массовой информации, враждебные Церкви, вылепили бы из такого игумена, если таковой и отыскался бы вообще, образ мученика, как, впрочем, они и поступают, всячески превознося современных еретиков и раскольников. История же собственноручного убиения Царем Иоанном Васильевичем Грозным преподобного Корнилия помещена в " Описании Псково-Печерского Монастыря " , напечатанного в Дерпте в 1832 году, куда попала якобы из древней рукописи, хранившейся в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры. Перекочевала она затем в более поздние издания по истории обители вплоть до третьего, дополненного, увидевшего свет в 1995 году в Великих Луках (ответственный за выпуск архимандрит Сергий, благочинный Великолукского округа). Однако уже во втором издании данной книги - " Первоклассный Псково-Печерский монастырь " , осуществленном в 1893 году, утверждалось, что лучшее и почти единственное пособие для первой половины истории обители - это монастырская летопись, полууставом списанная иеродиаконом Питиримом в 1692 году, т.е. спустя более ста лет после кончины Царя Иоанна Васильевича Грозного. Публикуя список лиц, особенно известных в истории Псково-Печерского монастыря по своим иноческим подвигам и высокому служению Церкви и Отечеству, составителя второго издания 1893 года (оно вошло и в третье, 1995 года), берут его из " Истории княжества Псковского " , напечатанного в Киеве в 1831 г. Под 20-м номером в списке значится Вассиан Муромцев, о котором сообщается, что он " известный по истории Российского государства Карамзина (Т. 9, стр. 308, изд. 1831 г.), как смиренный ученик Преподобного Корнилия, по приказанию Иоанна Грознаго будто бы раздавленный вместе с Преподобным в один день каким-то мучительным орудием; но в древних монастырских рукописях он нигде не упоминается, хотя фамилий Муромцевых встречается в древнем синодике немало. Да и о Преподобном Корнилии более достоверно известно то, что он был усечен собственноручно Иоанном Грозным, как сказано и в 471 примечании того же историка Карамзина (Т. 9, примеч., стр. 52, 53 по изд. 1831 г.) ( " Первоклассный Псково-Печерский монастырь " . Изд. 3-е, допол., Великие Луки, 1995. С. 141).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/1...

Пермская земля неоднократно страдала от опустошительных набегов вогулов, остяков и сибир. татар (в 1481, 1505, 1531, 1539, 1547, 1572, 1573, 1581, 1582). Во время набега пелымского кн. Асыки погиб кн. Михаил Ермолич, ему наследовал его сын, Матвей Михайлович. Коми-пермяки принимали участие в походах московских воевод на югру (1482, 1485, 1499) и вогулов (1484). Окончательное присоединение Пермской земли к Русскому гос-ву произошло в 1505 г., после того как вел. князь Московский Иоанн III Васильевич назначил туда наместником кн. Василия Андреевича Ковра, сумевшего в том же году отразить нападение сибир. татар. В это же время вел. кн. Василий III Иоаннович выдал т. н. Великопермскую уставную грамоту (подтверждена и дополнена царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в 1553), утвердившую полномочия наместника и волостелей на Пермской земле. В 1535 г. в Чердыни возведен деревянный кремль, к нач. XVII в. мощная деревянная крепость существовала также в Соли Камской. Пермь. Фотография. Нач. XX в. Пермь. Фотография. Нач. XX в. Освоение территории совр. П. к. ускорилось после выдачи в 1558 г. царем Иоанном IV Грозным жалованной грамоты Строгановым на их пермские вотчины, центром которых сначала была Пыскорская слобода (ныне с. Пыскор Усольского р-на; в 1560 Строгановы основали там Преображенский монастырь), а затем Орёл-городок (ныне пос. Орёл Усольского р-на), построенный в 1564 г. в устье р. Яйва. С 70-х гг. XVI в. в городах региона действовало воеводское управление. Летом 1582 г. объединенное татаро-вогульское войско под командованием сибир. царевича Али и пелымского кн. Аблегирима разграбило Соль Камскую и вырезало все ее население, Чердынь была взята в осаду. Эти события стали одной из причин похода в Сибирь отряда Ермака Тимофеевича. В 1606 г. Строгановы приступили к возведению на Каме между Орлом-городком и Пыскорским Преображенским мон-рем слободы Нов. Усолье (ныне г. Усолье) - нового центра своей вотчины. На Пермской земле развивались солеварение, охота, рыболовство, судостроение, кузнечное и гончарное производство. Жители активно участвовали в защите и освоении вновь вошедших в состав Русского гос-ва территорий на вост. склоне Урала и в Зап. Сибири. Из районов раннего рус. заселения (Чердынского и Соликамского уездов) шел отток населения на Ср. Урал и в Зап. Сибирь. Наряду с этим в XVI-XVII вв. происходило масштабное переселение в регион из районов бассейна Сев. Двины и Заонежья. С XVII в. широкое распространение в регионе получила пермская деревянная скульптура. В 1708-1727 гг. территория совр. П. к. входила в состав Сибирской губ., в 1727-1781 гг.- Казанской губ.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

На другом саккосе Фотия Митрополита вышиты, также шелками и золотом: Распятие Господне, Сошествие Иисуса Христа во ад; пророки: Исаия, Иеремия, Моисей, Софония, Изекииль, Иисус Навин, Иона, Елисей; святые: Василий, Николай, Афанасий Александрийский , Спиридон, Иоанн Златоуст , Григорий Богослов , Пётр митрополит русский, Кирилл Александрийский , Павел, Марк, Лука, Димитрий и т. д. Посреди саккоса вышит также греческий Символ веры . Изображения на этом саккосе размещены в таком же почти порядке, как и на первом. Саккос святого Петра митрополита (1308–1325), из лазоревого атласа; с вытканными в кругах четвероконечными крестами. Этот саккос устроен был в то время, когда святой Пётр был ещё во Владимире, откуда и привёз его в Москву в 1325 году. Это священное одеяние первосвятителя Московского возлагаемо было на Всероссийских патриархов, при вступлении их на Патриарший престол. Саккос митрополита Макария (1543–1564), бархатный, украшенный жемчугом, и серебряными дробницами. Он сделан был царём Иоанном Васильевичем Грозным в соборную церковь Успения Богородицы. Саккос митрополита Дионисия; на нём выткано золотом шелками Знамение Божией Матери. Это облачение было устроено царём Иоанном Васильевичем Грозным в память по сыне его, царевиче Иоанне Иоанновиче. Саккос патриарха, Иосифа (1642–1652). На нём с обеих сторон выткано золотом и серебром изображение Спасителя сидящего на престоле и благословляющего. Замечательно, что на древних облачениях, хранящихся в Патриаршей ризнице, святые встречаются благословляющими. Поэтому, когда приходят в Патриаршую ризницу старообрядцы и рассматривают святительские облачения, в особенности саккосы святого Фотия митрополита, то нередко приходят к убеждению в истине крестного перстосложения, употребительного в православной христианской церкви. Кресты. Крест из частей Животворящего Древа Креста Господня, Этот Крест устроен Германом митрополитом Андрианопольским. В большие праздники: в Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста и в неделю Крестопоклонную этот Крест выносится в церковь Двунадесяти Апостолов, для поклонения

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

На другом саккосе Фотия Митрополита вышиты также шелком и золотом: Распятие Господне, Сошествие Иисуса Христа во ад; пророки: Исаия, Иеремия, Моисей, Софония, Иезекииль, Иисус Навин, Иона, Елисей; свв. Василий, Николай, Афанасий Александрийский , Спиридон. Иоанн Златоустый , Григорий Богослов , Петр, Митрополит Русский, Кирилл Александрийский , Павел, Марк, Лука, Димитрий и т. д. Посреди саккоса вышит также греческий Символ веры . Изображения на этом саккосе размещены в таком же почти порядке, как и на первом. Саккос св. Петра Митрополита (1308–1325), из лазоревого атласа, с вытканными в кругах четвероконечными крестами. Этот саккос устроен был в то время, когда святой Петр был ещё во Владимире, откуда и привёз его в Москву, в 1325 г. Это священное одеяние первосвятителя Московского возлагаемо было на Всероссийских Патриархов при вступлении их на патриарший престол. Саккос Митрополита Макария (1543–1564), бархатный, украшенный жемчугом и серебряными дробницами. Он сделан царём Иоанном Васильевичем Грозным в соборную церковь Успения пресвятой Богородицы. Саккос Митрополита Дионисия; на нём выткано золотом и шелками Знамение Божией Матери. Это облачение было устроено Царём Иоанном Васильевичем Грозным по сыну его, Царевичу Иоанну Иоанновичу. Саккос Патриарха Иосифа (1642–1652). На нём с обеих сторон выткано золотом и серебром изображение Спасителя, сидящего на престоле и благословляющего именословно. Замечательно, что на древних облачениях, хранящихся в Патриаршей Ризнице, святые встречаются благословляющими. Поэтому, когда приходят в Патриаршую Ризницу старообрядцы и рассматривают святительские облачения, в особенности, саккосы св. Фотия Митрополита, то нередко приходят к убеждению в истине крестного перстосложения, употребительного в православной христианской церкви. Кресты. Крест из частей животворящего древа Креста Господня. Этот крест устроен Германом Митрополитом Адрианопольским. В большие праздники: в Воздвижение Честного и Животворящего Креста и в неделю Крестопоклонную, этот Крест выносится в церковь 12-ти Апостолов для поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

– На другом саккосе Фотия митрополита вышиты также шелками и золотом: Распятие Господне, Сошествие Иисуса Христа в ад; пророки Исайя, Иеремия, Моисей, Софония, Иезекииль, Иисус Навин, а, Елисей; свв.: Василий, Николай, Афанасий Александрийский , Спиридон, Иоанн Златоуст , Григорий Богослов , Петр, Митрополит Русский, Кирилл Александрийский , Павел, Марк, Лука, Дмитрий и т. д. Посреди саккоса вышит также греческий Символ Веры . Изображения на этом саккосе размещены в таком же почти порядке, как и на первом. – Саккос св. Петра Митрополита (1308–1325), из лазоревого атласа, с вытканными, в кругах, четвероконечными крестами. Этот саккос устроен был в то время, когда Святой Петр был еще во Владимире, откуда и привез его в Москву в 1325 г. Это священное одеяние Первосвятителя Московского возлагаемо было Всероссийских патриархов, при вступлении их на патриарший престол. – Саккос митрополита Макария (1343–1364), бархатный, украшенный жемчугом и серебряными дробницами. Он сделан был Царем Иоанном Васильевичем Грозным в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы. – Саккос митрополита Дионисия; на нем выткано золотом и шелками Знамение Божией Матери. Это облачение было устроено Царем Иоанном Васильевичем Грозным, в память о сыне его, Царевиче Иоанне Иоанновиче. – Саккос патриарха Иосифа (1642–1632). На нем с обеих сторон выткано золотом и серебром изображение Спасителя, сидящего на престоле и благословляющего именословно. Замечательно, что на древних облачениях, хранящихся в Патриаршей Ризнице, святые встречаются благословляющими именословно. Поэтому, когда приходят в Патриаршую Ризницу старообрядцы и осматривают святительские облачения, в особенности, саккосы Фотия митрополита, то нередко приходят к убеждению в истинно–крестного перстосложения, употребительного в православной христианской церкви. 7. Кресты. Крест из частей животворящего древа Креста Господня. Этот крест устроен Германом митрополитом Адрианопольским. В большие праздники: в Воздвижение Честного и Животворящего Креста и в неделю Крестопоклонную, этот Крест выносится в церковь 12-ти Апостолов, для поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

439 «Подвиг патриарха Гермогена, последнего святителя московского, канонизованного в наши дни, соединяет исповедничество Филиппа с национальным служением Петра, Алексия, Ионы. Святой Гермоген был замучен как исповедник польско-русской властью, оккупировавшей Москву, но содержанием его исповедничества было не слово правды, как у Филиппа, а стояние за национальную свободу России, с которой была связана и чистота православия». ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 126–127) Патриарх Гермоген был канонизован в 1913 году, когда широко отмечалось трехсотлетие дома Романовых. До этого времени он почитался как местно чтимый святой. Император Николай II почитал патриарха Гермогена, как одного из покровителей императорской семьи. Ведь именно он выдвинул на российский престол в период Смуты молодого Михаила Романова. Сведения о жизни патриарха Гермогена весьма скудны. Накануне его канонизации профессором А. Дмитриевским было произнесено похвальное слово, которое впоследствии было издано отдельной брошюрой – «Святейший патриарх Гермоген и русское духовенство в их служении отечеству в Смутное время». (С.-Петербург, 1912 г.) 440 Казанский святитель Герман – жизнь будущего архиепископа протекала в основном в монастырях. Из последнего, Свияжского, в котором он трудился, стремясь просвещать иноверный казанский край, был возведен на Казанскую кафедру. В Казани пробыл недолго – всего три года. Был вызван Иоанном Грозным в Москву, где царь заставил его принять митрополичий престол. Князь Курбский вспоминал, что уже состоялось избрание на Соборе и святитель жил два дня на митрополичьем дворе. Но между ним и царем произошел разрыв из-за опричнины. После разговора с митрополитом Грозный отказался от мысли увидеть его на митрополичьем престоле. Святитель Герман скончался 6 ноября 1568 г. от моровой язвы. Неизвестно, провел ли он последние годы своей жизни в заточении или на свободе. Современники были уверены, что Грозный отравил его. 441 Архиепископ Гурий – после завоевания Казани Иоанном Грозным был назначен в Казань. Бывший игумен Селижарова монастыря. В феврале 1555 г. отправился в новую епархию. Много содействовал просвещению края. Вместе с ним трудился архимандрит Варсонофий, первый настоятель Казанской обители. Оба были канонизованы в 1595 г. по повелению патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010