В 1997 году самарское издательство «Парус» выпустило книгу Владыки под названием « Ключи разумения епископа Феофана » в которой он систематизировал выписки из толкований святителя Феофана Затворника на послания св. апостола Павла. В этой книге Владыка Иоанн рассматривает наиболее важные материалы из толкований еп. Феофана по богословию и аскетике, истории и догматике, а также по различным духовно-нравственным вопросам. В 1998 году в издательстве «Царское Дело» вышла книга «Пою Богу моему», с подзаголовком: « Акафисты, портреты русских архиереев и дневниковые записи Владыки». В эту книгу вошли два составленные Владыкой Иоанном акафиста, а также его курсовая студенческая работа о прославленных Церковью древнерусских архиереях. В заключительной части книги опубликованы отрывки из дневников Владыки, в период 60-х-70-х годов прошлого века. В 2015 году вышла из печати книга Владыки Иоанна «Наука смирения. Письма монашествующим». Как пишут издатели, представляющие книгу «на этот раз его адресаты – люди не мирские, а монашествующие. И потому тон его писем звучит чуть строже, а наставления – чуть категоричней, чем обычно. Шаг за шагом ведет Владыка вверенных ему Богом детей к принятию иноческого чина и далее – к вечной жизни во Христе, обучая их в бесхитростных строках самому главному – спасению души, которое, по его глубокому убеждению, достигается терпением, смирением и молитвой ко Господу. «В обители есть только два слова, – учит Владыка, – " прости " и " благослови " ». «Друг друга тяготы носите», — напоминает он слова Апостола. «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими»... По сути, в письмах духовным чадам митрополит Иоанн не говорит ничего более того, что мы не читали бы в Новом Завете и у святых отцов. Но, преломленные сквозь конкретные житейские обстоятельства, старческие наставления как бы легче ложатся на сердце, оставляя там неизгладимую печать на долгое время». В 2019 году издательством «Царское Дело» была выпущена книга митрополита Иоанна под названием «И жива будет душа твоя. Выбранные места из переписки с духовными чадами » – с наставлениями к духовным чадам из писем Владыки, в которых содержатся советы опытного старца-архиерея в деле христианского подвижничества. В этих наставлениях говорится о смирении и послушании, о терпении скорбей, прощении обид, о любви, как основе духовного делания и православного подвижничества.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/05/pu...

Справедливости ради стоит отметить, что, по словам профессора-протоиерея Георгия Митрофанова, митрополит Иоанн (Снычев) был «лучше своей репутации». О нем отзываются как о мудром пастыре, и многие, служившие под его началом и в Куйбышевской, и в Санкт-Петербургской епархии, хранят о нем искренние добрые воспоминания, что для правящих архиереев Русской Церкви не частое явление. Очевидно, что с этой стороны Охлобыстину знать митрополита Иоанна не довелось. При жизни владыки они не встречались. Так что виртуальным «учителем» Охлобыстина Снычев стал опосредовано, через книги, написанные, вероятнее всего, вообще не им. Но у «Доктрины-77» есть и другие вдохновители. Принято считать, что духовником и покровителем Охлобыстина является протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной и храма Трех Святителей в закрытом доме отдыха Управления делами президента «Архангельское», духовник Светланы Медведевой. Волгин действительно близок к семье Охлобыстиных, но скорее через многолетнее окормление его жены Оксаны и детей. Сам же отец Иоанн до выхода за штат пользовался покровительством протоиерея Димитрия Смирнова. Смирнов – один из харизматических лидеров современного русского Православия. Его называют «настоятель всея Москвы» за то, что при Алексии II он был настоятелем одновременно восьми храмов в столице. В двух из них – Митрофания Воронежского и святителя Николая в Заяицком – служил священник Иоанн Охлобыстин. Смирнов руководит Синодальным Отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, ведет видеоблог и передачу на канале «Спас», издает огромными тиражами свои проповеди. Его главные социальные идеи – решение демографических проблем за счет запрета абортов и насаждения многодетности («у меня на приходе рождаемость, как в Бангладеш!»); захоронение Ленина и полный отказ от коммунистического наследия, включая переименование улиц (в этом его главное расхождение с Иоанном (Снычевым), который активно публиковался в газетах «Советская Россия» и «Завтра»); монархизм и усиление роли армии (поэтому он ратует за канонизацию современного «православного воина-мученика» Евгения Родионова). Как видим, и идеи своего настоятеля Охлобыстин активно использовал для «Доктрины».

http://pravmir.ru/warhammer-i-uchenie-io...

В Чебоксарах установлены памятники святителям, в ковчежцах имеются частицы их цельбоносных мощей. И почитание чудотворцев связано с почитанием архиепископа Вениамина. «Дела все хуже и хуже»... Многие фотографии свидетельствуют о том, что в Чебоксары к владыке Вениамину приезжал архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычев). Старые черно–белые фото говорят об их совместном служении у Престола Божия в Введенском кафедральном соборе и о духовном общении. Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Владыка Вениамин (Новицкий) с Владыкой Иоанном (Снычевым) и духовенством Чебоксарской епархии Архиепископ Чебоксарский и Чувашский Вениамин (Новицкий) и архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычев) Ежегодно Владыка участвовал в архиерейских богослужениях на праздник преподобного Сергия Радонежского в Троице–Сергиевой Лавре. В 1974 году он был в Лавре 18 июля, когда СССР посещала делегация Александрийской Православной Церкви. А в 1973 году он ездил в святую обитель на праздник 8 октября и вновь встретился с архиепископом Брюссельским и Бельгийским Василием (Кривошеиным). «С архиепископом Вениамином мне пришлось встретиться еще раз несколько лет спустя на всенощной в канун праздника преподобного Сергия в Успенском соборе в Троице–Сергиевой Лавре 24 сентября старого стиля 1973 года, – пишет в своих воспоминаниях архиепископ Брюссельский. Я подошел к нему в алтаре и спросил, как церковное положение в его новой епархии. (Он уже с мая был архиепископом Чебоксарским и Чувашским). «Все хуже и хуже», – ответил он, по обыкновению, шепотом. «А что? – спросил я. – Закрывают церкви?» «Нет, – ответил архиепископ Вениамин, – этого они сейчас не делают. Зато во все вмешиваются, ставят повсюду своих людей». – «А почему Вас перевели на новую епархию? Вероятно, власти были недовольны Вашей деятельностью?» – «Нет, – ответил архиепископ Вениамин. – По крайней мере никто мне об этом не говорил. Не знаю, почему меня перевели». К сожалению, метод разрушения организации изнутри, через внедрение «своих людей», апробированный на Западе, начал использоваться и для ослабления Русской Православной Церкви. И Владыка Вениамин это прекрасно почувствовал и понял опасность тенденции.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Его молитва согревала всех 2 ноября - день памяти митрополита Иоанна (Снычева) Марина Михайлова   01:10 02.11.2023 4929 Время на чтение 39 минут Фото: elabugablago.ru Эти рассказы записывались на протяжении нескольких лет, публиковались в разных изданиях (в частности, газетах «Православный Санкт-Петербург» , «Владимирский собор» , журнале «Град духовный» ). Пришло время собрать их воедино. О приснопамятном Владыке Иоанне, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском, вспоминают священнослужители и миряне, духовные чада и те, кто его видел однажды, и даже те, кто познакомился с архиереем только через его труды. Благодать этой редкой души коснулась всех. Протоиерей Иоанн Варламов «Его молитва согревала нас» Во время служения митрополита Иоанна (Снычева) на Санкт-Петербургской кафедре протоирей Иоанн Варламов являлся настоятелем Троицкого собора Александро-Невской лавры (которой позже был возвращен статус монастыря), где часто совершал богослужение Владыка Иоанн. Рядом с Владыкой Иоанном всегда было просто и молитвенно. Он ни на кого не повышал голоса, не возмущался никакими неполадками, он словно не замечал их, но на самом деле всему внимал. Владыка никого не обижал, никому не досаждал, но призывал нас достойным образом совершать свой пастырский подвиг и давал этому должный пример. Самое главное - его молитва согревала всех так, что разные мелочи переставали иметь значение. В присутствии Владыки горнее настолько покрывало низменное, что становилось очевидно, что оно не стоит нашего внимания. Владыка всегда был лишь телом здесь, рядом с нами, а душой - на небе. Его проповеди были одновременно краткими и содержательными. И особо необходимы в тот час, в который он говорил. Они питали каждого, нуждающегося в благодати Господней, нуждающегося во спасении. Слушая его проповедь, с подтверждением мыслей ссылками на творения святых Отцов, каждый получал ту крупицу для жизни вечной, которая необходима каждому из нас. ...Никогда не думали мы, что Владыка так скоро уйдет от нас. Хоть и знали его немощи, недуги, переживания, но видя его бодрый дух, мы не допускали и мысли о том, что его пребывание с нами будет столь кратким. Светлая память о Владыке - в каждом из нас. Каждый из нас жалеет о том, что не насытился достаточно в те дни, когда Владыка так усердно питал каждого из нас.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/02/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Просвещение для возрождения 06.11.2017 766 Время на чтение 16 минут Сергей Игоревич Астахов В нынешнем году исполнилось 90 лет со дня рождения нашего выдающегося иерарха митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) († 1995). Владыка был воистину пастырем добрым, и теперь, спустя время, все отчетливее проявляется великое благотворное значение его слов и деяний, посеянное им семя веры и правды приносит драгоценные плоды. Одно из таких плодотворных начинаний, у истоков которого стоял приснопамятный архипастырь, - уникальное издательство «Царское Дело», книги которого давно стали любимым чтением многих верующих. Милостью Божией, побывав в Санкт-Петербурге, мы познакомились и побеседовали с его директором - Сергеем Игоревичем Астаховым. «ПРАВИЛЬНЫЕ» КНИГИ - Сергей Игоревич, расскажите, пожалуйста, о Вашем издательстве. Когда и как оно возникло, откуда такое название - «Царское Дело», что издаете? - Основано «Царское Дело» было в конце 1994 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Название нам дал Леонид Евгеньевич Болотин, с которым мы давно знакомы и сотрудничаем. Инициативная группа по созданию издательства состояла из нескольких человек. В частности, туда входил Константин Юрьевич Душенов, руководитель пресс-службы Владыки. А я на тот момент был одним из ее сотрудников. Основное направление деятельности, определенное изначально - выпуск православно-патриотической литературы. Т. е. не просто православных, святоотеческих или богослужебных, а именно православно-патриотических книг. - Такой курс Владыка задал? - Да, это линия была избрана именно владыкой Иоанном. И мы стараемся ее неизменно придерживаться. - А с помощью каких ориентиров, авторов? Как Вы выбираете «правильные» книги? - Любая подлинно православная литература, безусловно, полезна. Мы сотрудничаем со многими издательствами и видим, что на этом поприще далеко не одиноки. И слава Богу! Но у каждого при этом есть свои отличительные черты. В частности, нашей особенностью стала разработка серии «Духовное возрождение Отечества», в основу которой легли в первую очередь труды самого митрополита Иоанна. И до сего дня они остаются для нас приоритетными.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/6/pro...

30 и 31 мая 1992 года митрополит Иоанн находился в Пскове по случаю юбилейных торжеств, приуроченных к 750-летней годовщине Ледового побоища на Чудском озере (1242). Ехали в Печоры с трепетом. Я волновалась: сбывалась мечта посетить могилку митрополита Вениамина (Федченкова), оставившего тёплый отпечаток в моём сердце. Великий был архипастырь! По пути молилась, чтобы увидеться с отцом Иоанном (Крестьянкиным). Владыка тоже желал увидеть старца и надеялся, что тот обличит мои грехи. Приехали. Братия обступили моего святителя для благословения и зашушукались: мол, не на покой ли он прибыл? Отец Пахомий объяснил, что мы приехали в Псков на празднование 750-летия Ледового побоища. Братия Псково-Печорского монастыря очень простосердечные и открытые. Мне казалось, что я попала в какой-то другой мир… Очень ощущалась святость места. Пошли к старцам. Отец Иоанн встретил нас радостно и пригласил в свою келью. Меня посадил с о.Адрианом. Он мне сказал, что я такая близкая и родная, и обещал молиться за нас: «Хоть бы Владыка пожил ещё два-три года!» Отец Иоанн спросил меня: «Вы сопровождающая?» Я ответила, что я послушница Владыки. «Ну как же, послушание превыше всего, тебе легче всех спасаться», — заметил отец Иоанн. Владыка приблизился к нему и начал просить: «Вот скажите ей, батюшка, а то я ей без толку что-то говорю, поучите её, как нужно жить и слушаться духовного отца!» Батюшка взял Святителя за плечо: «Владыка, я не своими словами говорю, а словами пророка Сираха: врач — дар Божий, и лекарства тоже, ко врачу нужно прислушиваться. Я начну не с обвинения, а с защиты!..» А когда я осталась с отцом Иоанном одна, он, прижав мою голову к своей груди, сказал: «Хотели сделать из меня прокурора, а я оказался адвокатом… Сейчас не думай ни о чём, а только о том, как выжить…» Спаси его Господи! Я ощутила такой прилив сил за его молитвы! Владыка поговорил с отцом Иоанном наедине. Схимонахиня Варвара (Дюнина) «Прежде научи своих прихожан любви» 31 июля 1992 года под председательством Владыки Иоанна в покоях митрополита в здании Петербургских Духовных школ состоялось заседание Епархиального совета, на котором среди прочих вопросов было решено подготовить и провести в храмах епархии цикл проповедей, направленных против сектантов, о чём поручено сообщить в каждый храм.

http://pravoslavie.ru/37837.html

Епископ Назарий указал на некоторое внешнее сходство митрополита Иоанна (Снычева) и святого праведного Иоанна Кронштадтского, выражающееся в ореоле любви и света, распространяемом этими людьми. Он напомнил, что, когда митрополит Иоанн взошел на Санкт-Петербургскую кафедру, многие думали, что этот скромный, небольшого росточка, тихий с виду провинциальный архиерей и управлять будет так же тихо и незаметно, но оказалось, что Бог в лице владыки явил настоящего великого святителя, а время его управления епархией стало самым благодатным и созидательным для Церкви. Настоятель Свято-Троицкого Мартирие-Зеленецкого мужского монастыря игумен Пахомий (Трегулов), поведал, что ему выпала честь быть рядом с владыкой Иоанном на протяжении всего его архипастырского служения на Санкт-Петербургской кафедре. Он привел два примера, когда митрополит Иоанн проявился как «алмаз веры», бескомпромиссный, твердый и мощный в своем стремлении отстоять храмы Божии и сохранить их в благочестии. Из Уфимской епархии на встречу приехала Игуменья Иоанна (Смолкина), настоятельница Богородице-Табынского женского монастыря, которая в 1979-1999 годах была насельницей Пюхтицкой Свято-Успенской женской обители и знала владыку Иоанна, когда тот еще занимал Уфимскую кафедру. Мать Иоанна вспоминала, какой горькой утратой стала для нее смерть владыки, который « был для своих духовных детей всем: и врачом, и пастырем, и мамой и папой ». Увидев его во сне, она спросила: « Владыка, почему Вы нас так рано оставили? » И архипастырь ответил: « Я не оставил вас, а наоборот. Ты хочешь видеть меня на земле, но ты должна духовными очами созерцать мое отшествие ». Забота владыки о своих духовных чадах была безгранична, и ей не стала помехой его физическая смерть. Игуменья рассказала, как после похорон митрополита Иоанна она с сестрами получила весточки от него - письма, которые были заблаговременно написаны их духовным отцом и переданы в утешение уже после его гибели. Сердечные слова в адрес митрополита Иоанна сказал член партии «Единая Россия», депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Валентинович Милонов : « Я искренне преклоняюсь перед духовным наследием, оставленным владыкой Иоанном в его трудах, перед его видением будущего, в котором мы живем сейчас, а он созерцал его еще 20 лет назад. Он предупреждал, что грех - путь в бездну, куда мы свалимся, если последуем призывам «демократического» Запада. Мы тогда обольщались надеждой, что обретем спасение в «свободной» Европе, а оказались на пороге гибели, так как, где нет Духа Божия, там нет жизни ».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/03/ge...

Митрополит Варсонофий: владыка Иоанн по духовному складу мне близок октября 2017 9 октября исполняется 90 лет со дня рождения приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) . В связи с этой годовщиной " Русская народная линия " осуществляет проект " Владыка Иоанн: каким он был... " В его рамках публикуются воспоминания и размышления собратьев-архипастырей, помощников и духовных чад, людей, знавших владыку. Воспоминаниями о владыке делится митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков) : С митрополитом Иоанном я познакомился в Пюхтицком монастыре, будучи студентом Московской духовной академии и насельником Троице-Сергиевой лавры. Я проводил в обители летние каникулы, когда прибыл владыка со своей многочисленной командой. Помню, мы вместе служили в Успенском соборе. Он произнес прекрасную проповедь сестрам на трапезе, учил монашеским добродетелям: смирению, послушанию и молитве. Все слушали его, как старца, затаив дыхание. Каждое слово владыки ложилось на сердца монашествующих. Затем мы поехали с владыкой Иоанном, матушками Варварой и Георгией на Финский залив. Гуляли, собирали камни на берегу. Вдруг нас остановили пограничники и приказали: всем лечь на землю! Оказывается, мы зашли не в ту зону. Владыка, конечно, не лег, а матушки-игумении стали недоумевать: почему мы должны ложиться на землю? Разве мы что-то нарушали? " Нарушили, - последовал ответ, - вы очень долго пребываете в приграничной зоне. Кто вы? " Стали разбираться... Вот такой у нас произошел казус. По окончании академии я прибыл в Пензу. У меня стало больше контактов с владыкой. Мы ездили к нему в Димитровград. Я в первый раз увидел, как освящают новый, возведенный уже в перестроечное время храм. Затем владыка Иоанн с большой делегацией приезжал к нам в Пензу на празднование 1000-летия Крещения Руси. Во время его приездов владыка Серафим поручал мне за ним ухаживать и опекать его. Я сопровождал его до границы Кузнецкого района, где он был у меня в гостях. Неоднократно бывал и у него в Самаре, вместе ходили на рыбалку. Заставал его за работой в мастерской - он столярничал и делал какие-то произведения искусства, мастерил шкафы. Много раз мы вместе с ним служили.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Игнатий, епископ (Бузин Константин Юрьевич) Дата рождения: 21 июня 1973 г. Дата хиротонии: 13 апреля 2014 г. Дата пострига: 22 января 1994 г. День ангела: 13 мая Страна: Россия Биография: Родился 21 июня 1973 г. в г. Кривой Рог Днепропетровской области УССР в семье служащих. В 1980 г. семья переехала в г. Геленджик Краснодарского края. В 1980-88 гг. обучался в средней школе 1 г. Геленджика, в 1988-91 гг. — в Новороссийском медицинском училище. В 1987-91 гг. исполнял различные послушания в храмах г. Геленджика и г. Новороссийска. В 1991-95 гг. обучался в Санкт-Петербургской духовной семинарии . В 1993 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым) назначен казначеем Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни г. Санкт-Петербурга. 22 января 1994 г. в храме Санкт-Петербургских духовных школ архимандритом Кириллом (Начисом) пострижен в мантию с наречением имени Игнатий в честь святителя Игнатия Брянчанинова (день памяти 13 мая). 3 февраля 1994 г. в храме Александра Невского в Красном Селе епископом Тихвинским Симоном рукоположен во иеродиакона. 7 апреля 1994 г. митрополитом Санкт-Петербургским Иоанном в Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположен во иеромонаха. С 1995 г. — благочинный Приморской пустыни. 10 сентября 2002 г. освобожден от должности благочинного Приморской пустыни и назначен штатным клириком Александро-Невской лавры г. Санкт-Петербурга. 15 октября 2002 г. назначен управляющим подворьем Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря г. Приозерска Ленинградской области. 29 марта 2004 г. в Казанском кафедральном соборе г. Санкт-Петербурга митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром возведен в сан игумена. 21 апреля 2005 г. назначен благочинным Успенского Тихвинского Богородичного мужского монастыря г. Тихвина Ленинградской области. В 2005 г. окончил пятый класс СПбДС и зачислен на 1-й курс СПбДА. В 2004-2007 гг. — член епархиального совета Санкт-Петербургской епархии . 5 мая 2008 г. назначен настоятелем Антониево-Дымского мужского скита Бокситогорского района Ленинградской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3611295...

— Они, наверное, боялись за вас? — Нет, нисколько не боялись. В то время уже не страшно было. Раз открыли Духовные школы, значит можно учиться. — Но ведь в любой момент их могли закрыть, могли с новой силой начаться репрессии… — Конечно, все могло быть. Мы тогда не думали о том, закроют или нет. Мы радовались, что можно учиться… В 1947 году я принял решение, а в 1948 году поступил в Одесскую Духовную семинарию. Меня приняли сразу на второй курс. Так что я за три года окончил обучение, несмотря на то, что был не из взрослых. В семинарию принимали тех, кто уже войну прошел, и более старшие были. Их принимали на первый курс, а меня сразу на второй… То были трудные годы, время неурожая, голод. Мы жили на карточки. По ним в семинарии нам выдавали хлеб. Обычная буханка хлеба весила, наверное, килограмма три, потому что была какая-то водянистая и оттого тяжелая. Ее можно было за один раз съесть, а нужно было разделить на шесть дней… Помню, большую радость, когда карточки отменили и на столах появился хлеб. Его резали кусками, и он лежал на тарелках. Это было что-то необыкновенное! Просто замечательный праздник! Приходилось, конечно, и подрабатывать. В то время дома еще были на дровяном отоплении, для того, чтобы немножко подзаработать, мы с товарищами пилили и кололи дрова. Я получал стипендию, но ее нужно было уделять, сестра училась, надо было ей тоже помочь. Это было трудное время, но благодатное… — В академические годы стало легче? — Да, конечно! Это уж 1951 год был, когда я окончил Одесскую семинарию. Приехали мы в Ленинград, пять студентов, на приемные экзамены. Некоторых приняли на заочный сектор, меня — на стационар. Здесь все было, слава Богу. И условия очень хорошие… — В академии вы учились вместе с отцом Василием Лесняком и будущим митрополитом Иоанном (Снычевым)? — Да, учились мы вместе и с отцом Василием, и с иеромонахом Иоанном, и с отцом Михаилом Сечейко, который сменил отца Василия, стал настоятелем Спасо-Парголовского храма. Тоже недавно скончался… А митрополита Иоанна уже нет двадцать лет, как и протоиерея Василия.

http://azbyka.ru/fiction/beseda-s-protoi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010