Почти в самом центре монастырского ансамбля над артезианским колодцем в 1911 году построена часовня, украшенная изображениями русских святых. Ежедневно с ранней весны и до поздней осени здесь совершаются панихиды. Неподалеку от часовни — другой монастырский колодец, издавна почитаемый паломниками и названный ими в честь преподобномученика Корнилия «корнильевским». Из него берут воду для водосвятных молебнов. Монастырская звонница, украшающая Успенскую площадь, была построена в 1523 г. на месте старой деревянной. Она имеет шесть разновеликих проемов — в соответствии с размерами колоколов. Все колокола изготовлены псковскими мастерами, украшены орнаментом, фигурками животных, рельефными надписями. Полиелейный колокол, подаренный Иоанном Грозным (1562 г.), весит три тонны, Будничный (часовой), подаренный Борисом Годуновым (1591 г.) — две тонны. Большой колокол — дар Петра Великого (1690) — четыре тонны. Большие колокола раскачиваются с земли с помощью коромысел. К колокольне примыкает часовая башня, построенная в начале XVIII в. Механизм часов соединен тросами с колоколами; каждые четверть часа раздается звон малых колоколов, а «годуновский» колокол отбивает часы. Обитель в наши дни Обитель продолжает благоукрашаться и в наши дни. В 1980-е гг. по благословению митрополита Иоанна (Разумова) наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко, 1975-1988), ныне епископом Благовещенским и Тындинским , были проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки. Усердием следующего настоятеля (1988-1992) архимандрита Павла (Пономарева) в обитель вернулась монастырская библиотека, хранившаяся в Тарту, построены новые здания лечебницы, иконописно-реставрационной и швейной мастерских, в городе устроен Дом милосердия для одиноких пожилых людей,  монастырю возвращены 100 га пахотной земли. Наместник архимандрит Роман (Жеребцов) продолжил реконструкцию монастырских построек и храмов, его заботами построен деревянный братский корпус и начато покрытие медью крепостных стен и башен.

http://patriarchia.ru/db/text/1249477.ht...

В 1956 г. был определен Псковским еп. Иоанном (Разумовым ; впосл. митрополит) в причт Свято-Троицкого собора г. Пскова. В 1958 г. по приглашению Рязанского еп. Николая (Чуфаровского) перешел служить 2-м священником в Троицкий храм с. Троица Спасского р-на Рязанской обл. С дек. 1959 г. на той же должности в храме во имя святых Космы и Дамиана с. Летова Рыбновского р-на. В июне 1962 г. переведен в храм Воскресения Христова с. Борец Сараевского р-на. В 1964 г. назначен настоятелем в ц. во имя свт. Николая с. Некрасовка Ермишинского района. С февр. 1966 г. настоятель Никольской ц. г. Касимова. Многочисленные перемещения с одного прихода на другой были связаны с вмешательством со стороны местных властей, к-рым не нравился активный священник, не только прекрасно проповедовавший, но и занимавшийся восстановлением и обустройством храмов, в к-рых он служил. И. посещал до закрытия в 1961 г. Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь , окормлялся у ее духовника схиигум. Серафима (Романцева), с которым поддерживал отношения и после закрытия Глинской обители. 10 июля 1966 г. негласно пострижен в г. Сухуми схиигум. Серафимом в монашество с именем Иоанн в честь св. Иоанна Богослова. По благословению Патриарха Алексия I направлен в Псково-Печерский мон-рь, в котором пребывал с 5 марта 1967 г. до кончины. Иоанн (Крестьянкин), архим. Фотогра-фия. Нач. XXI в. Иоанн (Крестьянкин), архим. Фотогра-фия. Нач. XXI в. В 1970 г. возведен в сан игумена, в 1973 г.- в сан архимандрита. Обладал даром подлинной христ. любви к ближним. Этот дар, к-рый он имел от рождения, приумножался в годы страданий в заключении. Кроме того, в пастырской деятельности ему сопутствовал дар рассуждения и постижения духовного состояния ближнего, особенно проявившийся в мон-ре. Одним из определяющих правил своей жизни он считал следование воле Божией, проявляющейся во всех обстоятельствах, если человек с терпением и с рассуждением воспринимает все, что происходит с ним в повседневности, следует Евангелию и исполняет заповеди Божии.

http://pravenc.ru/text/469498.html

    Афанасий (Мартос). Беларусь. С. 271.     Регельсон. Трагедия Русской Церкви. С. 510.    Там же.     Афанасий (Мартос). Беларусь. С. 291.    Heyer. Die Orthodoxe Kirche. S. 174.    Ibidem. S. 176.     Феодосий (Процюк), архиеп. Обособленческие движения в православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 г. [Машинопись]. Смоленск, 1978—1979. Т. 4. С. 607.    Цит. по: Heyer. Die Orthodoxe Kirche. S. 175.     Феодосий (Процюк). Обособленческие движения Т. 5. С. 254.    Правда о религии. С. 129—135.    Там же. С. 137—140.    Там же. С. 141—142.     Феодосий (Процюк). Обособленческие движения. Т. 4. С. 685.    Там же. С. 690—691.    Цит. по: Heyer. Die Orthodoxe Kirche. S. 184—185.    Ibidem.     Феодосий (Процюк). Обособленческие движения. Т. 4. С. 701—703.    См.: Heyer. Die Orthodoxe Kirche. S. 208.     Афанасий (Мартос). Беларусь. С. 288.     Регельсон. Трагедия Русской Церкви. С. 511. Глава VII. Русская Православная Церковь при патриархе Сергии...    В конце августа 1943 г. гражданская власть предложила Местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Сергию (Страгородскому) возвратиться в Москву. На вокзале митрополита Сергия, который выехал из Ульяновска вместе с протоиереем Николаем Колчицким и архимандритом Иоанном (Разумовым), встречали митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), срочно приехавший для этого в Москву, и митрополит Киевский Николай (Ярушевич).    4 сентября в Патриархию позвонил представитель Совнаркома Союза и сообщил о желании правительства принять высших иерархов Русской Православной Церкви. Встреча может произойти в любое удобное для них время в течение недели. Митрополит Сергий поблагодарил за внимание к нуждам Церкви и выразил пожелание, чтобы визит состоялся безотлагательно. Звонил в Патриархию начальник 4 отдела III управления НКВД по борьбе с церковно-сектантской контрреволюцией полковник Г. Г. Карпов после беседы со Сталиным и по его приказу.    Позже Карпов записал содержание беседы и те вопросы, которые задавал ему Сталин: «а) Что из себя представляет митрополит Сергий (возраст, физическое состояние, его авторитет в Церкви, его отношение к властям); б) краткая характеристика митрополитов Алексия и Николая; в) когда и как был избран в Патриархи Тихон; г) какие связи Русская Православная Церковь имеет за границей; д) кто является Патриархами Вселенским, Иерусалимским и другими; е) что известно о руководстве Православных Церквей Болгарии, Югославии и Румынии; ж) в каких материальных условиях находятся сейчас митрополиты Сергий, Алексий и Николай; з) количество приходов православной Церкви в Советском Союзе и количество епископата».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

93 Епископ Борис (Скворцов Борис Гаврилович) родился 30 сентября 1895 г. в селе Стрешнево Рязанской губернии, в семье священника. В 1917 г. окончил Рязанскую духовную семинарию и в сентябре того же года рукоположен в сан диакона, а затем во священника. Около 50 лет священствовал в храмах города Рязани, был благочинным, членом епархиального совета. 16 февраля 1965 г. в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита. 21 февраля в Борисоглебском соборе Рязани хиротонисан во епископа Рязанского и Касимовского. Скончался 11 августа 1972 г., похоронен на Скорбященском кладбище города Рязани, у алтаря храма. 94 Архимандрит Алипий (Воронов Иван Михайлович) родился в 1914 г. в деревне Торчиха Московской губернии, в бедной крестьянской семье. В 1927 г. переехал в Москву, где окончил среднюю школу в 1931 г. С 1933 г. трудился на строительстве метро и одновременно учился в художественной студии при Московском союзе художников. После службы в армии окончил в 1941 г. художественную студию при ВЦСПС. С 1942 по 1945 г. – на фронте. По окончании войны была организована выставка его фронтовых работ, и он был принят в члены Союза художников. С 1948 г. работал в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре художником-реставратором. В феврале 1950 г. вступил в число братии Лавры, а в августе наместником архимандритом Иоанном (Разумовым) пострижен в монашество с именем Алипий в честь прп. Алипия иконописца Печерского. В сентябре того же года рукоположен во иеродиакона, а на Покров Божией Матери – во иеромонаха и назначен ризничим монастыря. В 1953 г. возведён в сан игумена. Руководил художниками и мастерами по реставрационно-восстановительным работам в Лавре. В 1959 г. назначен наместником Псково-Печерского монастыря. В 1961 г. возведён в сан архимандрита. Много потрудился над восстановлением монастырских построек, разрушенных войной, над реставрацией монастырских храмов. Управлял монастырём до самой своей кончины 27 февраля 1975 г. 97 Схиархимандрит Пимен (Гавриленко Иван Петрович) родился 23 сентября 1883 г. в Черниговской губернии, в крестьянской семье. В 1901 г. поступил в Глинскую пустынь. С 1911 г. проходил послушание в Юрьевом монастыре Новгорода. В том же году пострижен в мантию с именем Иоасаф. В 1913 г. рукоположен во иеродиакона, а в 1916 г. – во иеромонаха. С 1919 г. пустынножительствовал в горах Кавказа. В 1951 г. пострижен в схиму с именем Пимен. Вскоре определён на служение в кафедральный собор города Сухуми. В 1953 г. возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем собора. В 1958 г. поступил в число братии Псково-Печерского монастыря. Много лет был духовником обители. Скончался 17 мая 1976 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

К. был председателем Верховного церковного совета и Культурно-просветительской и богословской комиссии БПЦ. Неоднократно представлял БПЦ на международных форумах, встречался с папой Римским Павлом VI и с папой Римским Иоанном Павлом II. В 1989 г. организовал в епархии праздничные и научные мероприятия в честь 250-летия со дня рождения свт. Софрония , еп. Врачанского. Опубликовал посвященные святителю статьи в ряде журналов и в сб. «Богослужебно последование и житие на св. Софроний Врачански (1739-1813) с исторически очерци за неговата Врачанска епархия и за Черепишкия манастир: Юбил. сб. по случай 170 г. от блажената кончина на светителя» (София, 1983). Неск. публикаций К. посвятил рассмотрению церковно-правовых условий провозглашения церковной автокефалии (Автокефалията: Характер на църковното единство//Църковен вестник. София, 2000. 4. С. 4; То же: Канонически анализ//Там же. 5. С. 5; То же: Граници на самостоятелност на автокеф. църкви//Там же. 7. С. 5; То же: Основни факти на автокефалията//Там же. 11. С. 5). Особое внимание К. уделяет катехизации, по его инициативе во Врачанской епархии стали действовать первые в Болгарской Церкви катехизаторские группы для молодежи. Также владыка оказывает содействие развитию церковного пения, созданию новых хоров на приходах и проведению церковнопевч. конкурсов. Лит.: Ефремов С. Достоен духовен пастир: Преди 30 г. Величкият еп. Калиник бе избран за Врачански митропополит//Дума. София, 2004. Год. 14. 298, 22 дек. С. 13; Цацов Б. Архиереите на Българската Православна Църква. София, 2003. С. 84-85; Летопис на Българската Православна Църква. София, 2010. Т. 1: История и личности. С. 336. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/1320037.html

Введение Пролог. «Словесная служба» Сущность православного богослужебного пения очень хорошо выражена преподобным  Иоанном Дамаскиным  в первом воскресном песнопении 8-го гласа, завершающего наше осмогласие – основной закон богослужебного пения Святой Православной Церкви: наша богослужебная песнь – это песнь вечерняя по характеру и словесная по содержанию. Вечер – направляющее начало духовной жизни на земле и богослужебной жизни Церкви ( Быт. 1:5 ). Господь наш Иисус Христос , неоднократно уподоблявший в Своих притчах Царствие Божие вечери, то есть вечерней трапезе, благоволил и сам залог Царствия – Евхаристию преподать на Вечери же. Вечернее состояние природы гармонирует с нашими чувствами, активно вступающими в эту пору в духовную жизнь: день клонится к вечеру, а душа – к Богу. Солнце медленно склоняется к Западу. Опускается на землю тихий свет, умиротворяющий душу. Спадает зной напряженного дня, и на земле водворяется прохлада – глас хлада тонка – то самое состояние природы, в котором некогда повелено было пророку – ревнителю ощутить благостное Пришествие Божие (З Царств. 19, 12). Благоухают растения. Вкушают пищу в первый и единственный раз в сутки пустынники и постники. Неодушевленная тварь как бы в смиренном славословии преклоняется пред своим Создателем, а верующая душа, познав в этом преклонении тихий свет святыя славы безсмертнаго, явленный миру под сенью Воплощения, начинает в эти благословенные часы славословить преподобными гласы своего Жизнодавца – Господа. Это время, – время вечерней песни и словесной службы – дышит Божественной любовью, кротостью, миром и «ночной» строгостью, побуждающей каждого из нас оглянуться на прожитый день. Именно такой и создали святые отцы-песнотворцы нашу богослужебную мелодию – вечерней по духу и словесной, выразительной по содержанию. И какие бы разнообразные оттенки ни изображались этой мелодией в частности, – в основном она всегда остается вечерней. Задачи настоящего исследования О церковном пении у нас в России написано много, особенно за истекшие сто лет, с тех пор как профессор-протоиерей Димитрий Васильевич Разумовский создал и выпустил в свет свой капитальный труд «Церковное пение в России» (1867–1869) За это время создано немало важных трактатов по данному вопросу: научные труды И.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

     Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) родился 11 апреля 1910 года в Орле. В этот день Церковь прославляет Псково-Печерских преподобных Марка и Иону. Огромная часть жизни отца Иоанна связана с Печорами. После нескольких лет тюрьмы, куда отец Иоанн попал по надуманным обвинениям (потом реабилитировали), его, священника, известного своим ревностным служением у Престола Божия, освободили досрочно, но без права проживания в Москве и Подмосковье. Служить батюшку направили в Псковскую епархию. Отец Иоанн (Крестьянкин) в 1955 году освободился из лагеря и после краткого пребывания в Москве уехал в Псков. В конце 1954 года Псковскую епархию возглавил епископ Иоанн (Разумов). Псковская епархия долгие годы оставалась без присмотра; формально ею управлял митрополит Григорий (Чуков), но епархия находилась в запущенном состоянии в виду того, что митрополит Григорий исполнял церковно-дипломатические обязанности по линии Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) и был занят более необходимыми для Церкви делами. Уполномоченный по делам Русской Православной Церкви по Псковской области А.И. Лузин в докладе 1954 года писал: «При встрече со мной [епископ Иоанн] заявил, что такой бедности церквей еще не встречал. Отметил, что духовенство Пскова нерадиво относится к своим обязанностям. В церквях грязно, нет облачений, плохо производят ремонт». Однако владыку ждали и более тяжкие скорби. Трое настоятелей из четырех действующих в Пскове церквей покинули свои места из-за ужесточения контроля за финансово-экономической деятельностью приходов. Через небольшое время в Троицком соборе возникли проблемы с сотрудниками. Несколько семей, которые «кормились» при главном соборе Пскова и области и привыкли извлекать большие прибыли от неучтенных средств, поступающих в собор, устроили бойкот и даже прямо угрожали владыке и новому настоятелю собора тем, что они не простые работники, а имеют непосредственную связь с карательными органами и воспользуются этими возможностями в борьбе с владыкой Иоанном. Отец Иоанн (Крестьянкин) прибыл в Псковскую епархию в один из самых непростых периодов ее современной истории. Старец недолгое время служил в Псково-Печерском монастыре, а затем переехал в Псков для службы в Троицком соборе.

http://pravoslavie.ru/138579.html

Отец Василий, всегда носивший в душе радость о Господе Иисусе, имел особый дар сообщать ее своей пастве. Крестный ход в День Святой Пасхи начинался с того, что отец Василий выходил из царских врат и один запевал: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». За ним уже стихиру пел весь собравшийся на пасхальное богослужение народ. Священномученик Василий Надеждин. 1920-е гг. Никольский храм в Петровско-Разумовском. Цветной стеклянный диапозитив. За год до ареста у отца Василия началось обострение туберкулеза, и ему пришлось летом уехать в Башкирию на лечение кумысом. В отсутствие отца Василия в Никольском храме по его просьбе служил отец Владимир Амбарцумов . Священномученик Владимир Амбарцумов Священномученик Василий Надеждин передает свою паству священномученику Владимиру Амбарцумову. Клеймо иконы священномученика Владимира Амбарцумова, Зачатьевский монастырь. Находясь на лечении, отец Василий молился за богослужением в местной давлекановской церкви и сблизился со служащими в ней священниками Иоанном и Сергием. Как пастырь, он не мог обойти вниманием особенностей церковной жизни за пределами его епархии и прихода: «Служат здесь хорошо. Уставнее нашего. Это очень приятно, когда духовенство на высоте. Местный архиерей обязал священников всякое Таинство предварять объяснительным поучением.… Вот это правильно, а мы еще не додумались до этого… Стоял и вспоминал мою церковку. Как-то у вас там все?» Из Башкирии отец Василий писал письма своим духовным чадам, и, подобно тому как в древние времена апостольские послания прочитывались в домашней церкви, письма отца Василия читались вслух в кругу его духовной семьи, которую он, как истинный пастырь, никогда не оставлял без отеческого попечения. Священномученик Василий Надеждин,29 августа 1928г. Вдохновенное служение и проповеди отца Василия, активная пастырская деятельность не остались незамеченными гонителями Церкви, понимавшими, что семена веры, посеянные в юных сердцах добрым пастырем, могут принести духовные плоды.

http://pravoslavie.ru/59545.html

Веснои 1950 года в Псково-Печерском монастыре состоялся монашескии постриг священника из Эстонии Романа Танга (1893–1963), которыи через несколько днеи после этого был возведен в сан епископа Таллинского и Эстонского. Постриг совершил тогдашнии наместник, архимандрит Пимен (Извеков), будущии патриарх. Новыи владыка Роман предложил послушнику Евгению поступить к нему иподиаконом и келеини- ком. Но кроме этих послушании был Евгении у владыки и поваром, и шофером. В эти годы он гото- вился к поступлению в Ленинградскую семинарию, куда поступил в 1953 году. Имея опыт почти десятилетнеи монастырскои жизни и многое зная из служб наизусть, он учился с повышеннои стипендиеи. В эти годы священников было очень мало, многие приходы пустовали. Поэтому, проучившись всего два года, Евгении Федорович Пелешев священноархимандритом Псково-Печерского монастыря и епископом Псковским и Порховским Иоанном (Разумовым) возводится в священныи сан для служения в приходе Залесье, в семи километрах от Печер. Приход был двуязычным, семь деревень — эстонскими. Отец Евгении освоил службу на двух языках и прослужил здесь двадцать лет, сроднившись со своими прихожанами. Приход был бедным, так что священник и его матушка, Татьяна Васильевна, содержали храм на деньги, вырученные от продажи яблок. Отец матушки был известным на всю область садоводом, которому принадлежали пять гектаров яблоневых садов. «Мы там трудились, — вспоминает батюшка, — этим и жили. Яблок десятками тонн собирали, с однои яблони до полтонны антоновки, сдавали их машинами». Так прошло двадцать лет. В это время в Печерах умирает отец Петр, настоятель церкви Святои великомученицы Варвары, приходского храма сету — православнои этническои группы эстонцев. И отец Евгении, как знающии эстонскии язык богослужения, с февраля 1975 начинает служить в этом храме. И служит до сего дня. Отец Евгении — стареишии священник Псковскои епархии — за усердное многолетнее служение награжден орденом Святого князя Владимира, а к 75-летию со дня рождения и 50-летию служения в священном сане награжден орденом Святого благоверного князя Даниила Московского третьеи степени...

http://pravoslavie.ru/67944.html

Телефон : 255-65-72 +7 (495) 255-65-72 Электронная почта: info@ioannpr.ru Сайт: http://ioannpr.ru/ Подробнее... Храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском (Москва) [ править править код ] Храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском (Москва). В XVII столетии, а именно к этому периоду относят первое документальное упоминание о храме, Ивановское являлось частью дворцового хозяйства царя Алексея Михайловича в Измайлово — бывшей вотчине бояр Романовых. В середине XVI века Измайлово было пожаловано царем Иоанном Грозным воеводе Никите Романовичу Захарьину – Юрьеву, брату супруги государя — царицы Анастасии. С начала XVII века Измайловым владел дядя Михаила Феодоровича боярин Иван Никитич Романов. В период тяжелейших в истории Русской Православной Церкви богоборческих гонений храму Рождества Иоанна Предтечи, удалось избежать участи большинства московских церквей – он никогда не закрывался, хотя попытки сделать это предпринимались не раз. Адрес: 111531, г. Москва, ул. Сталеваров, д. 6 Телефон : +7 (495) 300-70-90 Телефон дежурного священника: +7 (916) 229-27-39 Электронная почта: info@i-hram.ru Сайт: http://i-hram.ru/ Подробнее... Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине (Москва) [ править править код ] Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине (Москва). Первая церковь в честь Рождества Богородицы (взамен обветшавшей Никольской церкви) построена здесь около 1627 года когда владельцем села был князь Иван Иванович Шуйский. В 1653 году село стало патриаршей вотчиной и получило название Владыкино. 19 мая 1690 года Владыкино посетил царь Петр Алексеевич и вместе с патриархом Адрианом молились за литургией в храме села. Первый каменный храм был построен в 1770 году; колокольня была возведена графом К.Г. Разумовским, владельцем соседнего села Петровское. Адрес: 127106 г. Москва, Алтуфьевское шоссе, стр. 4, стр. 1 Телефон: +7 (499) 20-151-66 , +7 (499) 903-88-18 Электронная почта: rpb-v@yandex.ru Сайт: http://www.rpb-v.ru/ Подробнее... Храм Рождества Христова в Измайлово (Москва) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Москвы,_...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010