Почти в самом центре монастырского ансамбля над артезианским колодцем в 1911 году построена часовня, украшенная изображениями русских святых. Ежедневно с ранней весны и до поздней осени здесь совершаются панихиды. Неподалеку от часовни - другой монастырский колодец, издавна почитаемый паломниками и названный ими в честь преподобномученика Корнилия “корнильевским”. Из него берут воду для водосвятных молебнов. Монастырская звонница, украшающая Успенскую площадь, была построена в XVI в. на месте старой деревянной ( 1523 ). Она имеет шесть разновеликих - в соответствии с размерами колоколов-проемов. Все колокола изготовлены псковскими мастерами, украшены орнаментом, фигурками животных, рельефными надписями. Полиелейный колокол, подаренный Иоанном Грозным ( 1562 ), весит 3 тонны, Будничный (часовой), подаренный Борисом Годуновым ( 1591 ) - 2 тонны. Большой колокол - дар Петра Великого ( 1690 ) - 4 тонны. Большие колокола раскачиваются с земли с помощью коромысел. К колокольне примыкает часовая башня, построенная в начале XVIII века. Механизм часов соединен тросами с колоколами; каждые четверть часа раздается звон малых колоколов, а “годуновский” колокол отбивает часы. Обитель все эти годы продолжает благоукрашаться. В 80-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко) ( 1975 - 1988 ) были проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки. Усердием следующего настоятеля ( 1988 - 1992 ) архимандрита Павла (Пономарева) , вернулась в обитель монастырская библиотека, хранившаяся в Тарту, построены новые здания лечебницы, иконописно-реставрационной и швейной мастерских, в городе устроен Дом милосердия для одиноких пожилых людей, возвращены монастырю 100 га пахотной земли. Наместник архимандрит Роман (Жеребцов) продолжил реконструкцию монастырских построек, храмов, его заботами построен деревянный братский корпус и начато покрытие медью крепостных стен и башен.

http://drevo-info.ru/articles/2951.html

С 20 августа 1941 года служил солдатом, а затем сержантом в шестом запасном автомобильном учебном полку, где был батальонным, а затем полковым художником. Демобилизовался 20 октября 1945 года, вернулся в Москву. Учеба в Московских духовных школах В том же году поступил на второй курс Православного Богословского института в Москве , впоследствии реорганизованного в Московскую духовную семинарию . После окончания ее в 1947 году поступил в Московскую духовную академию . Перейти на церковное служение Голубцова благословил его старец - схиархимандрит Иларион (Удодов) (+ 1951). Отец Иларион, с которым Павел Александрович познакомился в конце 20-х-начале 30-х годов, оказал решающее влияние на духовное развитие и становление будущего архипастыря. В марте 1950 года Павел Александрович вступил в братство Троице-Сергиевой Лавры . 2 апреля того же года был пострижен в монашество архимандритом Иоанном (Разумовым) с наречением имени в честь преподобного Сергия Радонежского . 7 апреля 1950 года рукоположен во иеродиакона , а 28 мая - во иеромонаха патриархом Алексием I . В 1950 - 1953 годах - ответственный представитель от Московской Патриархии по реставрации Троицкого собора Лавры. В " Отзыве о П.А. Голубцове " от 11 августа 1949 года академик И.О. Грабарь писал, что " в его лице объединяются знающий археолог, и наделенный большой интуицией искусствовед, и практик-реставратор " . Иеромонах Сергий убедительно доказал государственной комиссии необходимость полной росписи стен Троицкого осбора в стиле сохранившихся фрагментов фресок XVII века. С 1951 года нес послушание духовника богомольцев Лавры и ежедневно проводил исповедь перед ранними литургиями. Кроме того, дважды в неделю и в воскресенье он служил молебны у мощей преподобного Сергия. На него было возложено также послушание экскурсовода иностранных гостей. Помимо реставрационных работ в Троицком соборе, иеромонах Сергий с группой семинаристов в конце 40-х-начале 50-х годов провел большую работу по реставрации иконостаса и росписи трапезного Успенского храма в Новодевичьем монастыре (1946), возглавлял группу по реставрации " Царских чертогов " Московской духовной академии (1946-1947), за что получил благодарность от академиков И.О. Грабаря и А.В. Щусева, возглавлял бригаду художников по реставрации живописи главного купола Богоявленского патриаршего собора в Москве (1947), вел ответственную работу в качестве помощника главного художника по реставрации настенной живописи Богоявленского патриаршего собора (1954), руководил написанием икон для иконостаса кафедрального собора в Ростове-на-Дону (1954).

http://drevo-info.ru/articles/13672114.h...

24 июня 1921 года Василий Федорович был рукоположен во диакона, а 26 июня, в неделю Всех святых, – во иерея к церкви во имя святителя и чудотворца Николая у Соломенной Сторожки 6 . Никольский храм – единственное место священнического служения отца Василия до дня его ареста в 1929 году – был построен усердием офицеров расквартированной в Петровско-Разумовском 675-й пешей тульской дружины и освящен епископом Можайским Димитрием (Добросердовым) в 1916 году. Церковь была построена на земле Сельскохозяйственного института и приписана к институтской Петропавловской церкви. Институтский храм, как и все храмы при учебных заведениях, после революции был закрыт, и прихожане его перешли в Никольскую церковь . К 1924 году в южной части летнего неотапливаемого храма был устроен теплый придел. Приход Никольской церкви в основном составляла научная интеллигенция, жители поселка при Сельскохозяйственном институте. Группа профессоров института после закрытия институтского храма обратилась к отцу Василию Надеждину с просьбой заняться христианским просвещением их детей. Отец Василий с радостью принял это предложение. Он сумел привлечь к участию в богослужении приходскую молодежь, и таким образом из юношей и девушек составился прекрасный церковный хор. Вел с духовными детьми беседы об основах православного вероучения, посещал с ними концерты классической музыки, разбирал литературные произведения. Просветительскую деятельность среди молодежи вели по благословению отца Василия и некоторые члены приходской общины. За год до ареста у отца Василия началось обострение туберкулеза, и ему пришлось летом уехать в Башкирию на лечение кумысом. В отсутствие отца Василия в Никольском храме по его просьбе служил священник Владимир Амбарцумов, впоследствии мученической смертью засвидетельствовавший верность Христу. Находясь на лечении, отец Василий молился за богослужением в местной церкви и сблизился со служащими в ней священниками Иоанном и Сергием. Как пастырь, он не мог обойти вниманием особенностей местной церковной жизни. «Служат здесь хорошо. Уставнее нашего. Это очень приятно, когда духовенство на высоте… Местный архиерей обязал священников всякое Таинство предварять объяснительным поучением… Вот это правильно, а мы еще не додумались до этого…»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Кирилл (Павлов). Фотография. Кон. ХХ в. (Павлов Иван Дмитриевич; 8.09.1919, дер. Маковские Выселки, ныне Михайловского р-на Рязанской обл.- 20.02.2017), архим., духовник братии ТСЛ, один из почитаемых старцев РПЦ. Из крестьянской семьи. В 12 лет осиротел. Жил в семье брата, воспитывался бабушкой. В 1933-1937 гг. учился в Касимовском индустриальном техникуме, который окончил по специальности «техник-технолог по холодной обработке металлов резанием». Работал на заводе в пос. Катав-Ивановский (ныне г. Катав-Ивановск Челябинской обл.). В 1939 г. был призван на срочную военную службу, отправлен на Дальн. Восток. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, служил в разное время в минометной роте, танковых частях. Участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле оз. Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Был дважды ранен. К. вспоминал, что в апр. 1943 г., неся караульную службу в разрушенном Сталинграде, среди развалин дома нашел Евангелие. Это событие изменило его жизнь, и он обратился к вере. Всю войну он прошел с образом Иверской иконы Божией Матери, к-рый надела на него бабушка, когда провожала на военную службу. Иногда его отождествляют со знаменитым сержантом Я. Ф. Павловым, также участвовавшим в Сталинградской битве и оборонявшим знаменитый дом Павлова, но это был его однофамилец. Был награжден боевыми орденами и медалями. Демобилизован в 1946 г. Работал в Москве на топливной базе на ул. Рогожский Вал. В том же году поступил в Московскую ДС. На каникулах, с 27 июня по 27 авг. 1947 г., жил в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре , исполнял клиросное и др. послушания. В 1950 г., окончив семинарию, поступил в МДА. В 1954 г. окончил ее со степенью кандидата богословия за соч. «Учение о Таинствах в творениях отцов Церкви I-II вв. христианства». 25 авг. 1954 г. был пострижен в монашество с именем Кирилл в честь прп. Кирилла Белозерского архим. Пименом (Извековым ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 8 окт. того же года в Успенском соборе ТСЛ Ростовским и Каменским митр. Вениамином (Федченковым) рукоположен во диакона. 30 нояб. в Трапезном храме ТСЛ рукоположен во иерея Псковским и Порховским еп. Иоанном (Разумовым ; впосл. митрополит). К. был пономарем в Троицком соборе, затем лаврским кассиром, помощником казначея, а потом казначеем ТСЛ. В 1965 г. был возведен в сан архимандрита и назначен духовником братии ТСЛ. В 1984 г. был в составе делегации РПЦ, посетившей Св. землю в день престольного праздника в Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1986 г. был освобожден от обязанностей казначея, смог больше времени уделять духовному окормлению братии монастыря и богомольцев.

http://pravenc.ru/text/1840335.html

Многочисленные документы датируют строительство каменной церкви в Черкизове 1789 годом и называют имя храмоздателя графа К.Г. Разумовского. Изначально церковь была однопрестольной с иконостасом “каменным с лепными гипсовыми украшениями , двухъярусным, царские двери, состоящие из двух створов, гладкие, верхушки имеют вид полукружий”. Известны габариты главного иконостаса : длина 4 сажени, высота 15 аршин. 31 мая 1855 года о. Васили Надеждин и церковный староста крестьянин Андрей Романов обратились к митрополиту Филарету с прошением разрешить расширить Христорождественский храм двумя теплыми пределами. В 1857 году митрополит рассмотрел и утвердил рисунок иконостаса придела в честь Казанской иконы Божьей Матери с правой стороны трапезы. О дате устройства и освящения придела Святителя Николая с левой стороны трапезы сведений не найдено. О жизни черкизовского прихода в 1930-х годах никаких архивных свидетельств не сохранилось. Последний священник церкви Рождества Христова Голубев, судя по материалам следственных дел НКВД, в 1938 году был арестован и расстрелян. Следствие вел оперуполномоченный уголовного розыска, сержант милиции А.Т. Климов. Ныне выяснилось , что этот палач сфабриковал 11 дел, по которым были расстреляны 8 человек , в том числе 2 священника и одна монахиня. Во время Великой Отечественной Войны Христорождественский храм был обезглавлен и приспособлен под мельницу, позже- под склад, клуб и мебельный магазин. В 1991 году при церкви Рождества Христова была вновь образована и зарегистрирована православная община . С августа 1992 года начались работы по расчистке церковного помещения и демонтажу чердачных перекрытий. Первая литургия была совершена настоятелем о. Иоанном Кочкиным в Великий Четверток 1993 года. Храм входит в состав Знаменского благочиния Москвы. Деятельность прихода [ править править код ] Воскресная школа действует с 5 октября 1996 года. С 1 сентября 1999 года на базе Воскресной школы проводятся занятия с детьми по программе начальной школы (1-4 класс). Предметы Закон Божий и Основы Православной культуры включены в сетку учебных часов. Организованы занятия с детьми по подготовке к школе и с детьми младшего дошкольного возраста (3-5 лет).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

25 августа 1954 г. был пострижен в монашество с именем Кирилл в честь прп. Кирилла Белозерского архимандритом Пименом (Извековым). 8 октября того же года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры Ростовским и Каменским митрополитом Вениамином (Федченковым) рукоположен во диакона. 30 ноября в Трапезном храме рукоположен во иерея Псковским и Порховским епископом Иоанном (Разумовым). Отец Кирилл был пономарем в Троицком соборе, затем лаврским кассиром, помощником казначея, а потом казначеем. В 1965 г. был возведен в сан архимандрита и назначен духовником братии Троице-Сергиевой Лавры. В 1971 году архимандрит Кирилл был удостоен ордена Князя Владимира III степени. В 1973 году к празднику Святой Пасхи последовало награждение Патриаршей грамотой. В 1979 году в связи с 60-летием был награжден правом ношения второго креста с украшением. В 1984 году произошло важное событие – на праздник Святой Троицы отец Кирилл в составе делегации Русской Православной Церкви совершил поездку во Святую Землю на празднование престольного праздника в Русской духовной миссии в Иерусалиме. Патриарх Алексий II в 1999 году удостоил архимандрита Кирилла ордена Преподобного Сергия I степени, а позднее наградил Патриаршим наперсным крестом. В 1986 г. был освобожден от обязанностей казначея, смог больше времени уделять духовному окормлению братии монастыря и богомольцев. Архимандрит Кирилл часто проповедовал во время богослужений в праздники и будние дни, после акафистов. Его проповеди были проникновенны и отличались большой насыщенностью текстами из Священного Писания. Его духовный опыт, кротость и смирение позволяли ему быть наставником многих епископов, священников, монахов и мирян. У него исповедовались Святейшие Патриархи Алексий I, Пимен и Алексий II. К нему обращались за советом братия лавры, монашествующие, духовенство и миряне. После закрытия Глинской пустыни ее старцы многих благословляли обращаться к отцу Кириллу за советами и приходить к нему на исповедь. Архимандрит Кирилл отвечал ежедневно на большое количество писем.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Иванов Иван Спиридонович; 6.02.1912, Псков - 17.11.1966, Киров), еп. Кировский и Слободской. Из семьи ремесленника. С 1926 г. псаломщик в псковской ц. во имя святых Константина и Елены, позднее служил в других храмах Пскова. В 1927 г. окончил неполную среднюю школу, в 1933 г.- муз. школу по классу скрипки в Пскове, в 1936-1938 гг. учился 2 курса на вокальном отд-нии Ленинградского муз. техникума им. П. И. Чайковского. Окончил бухгалтерские курсы, с кон. 1938 г. работал бухгалтером в городском жилищном управлении. Во время Великой Отечественной войны после оккупации Пскова нем. войсками 30 июля 1941 г. стал певчим, а 2 июля 1942 г.- псаломщиком в псковском Троицком кафедральном соборе. 6 июня 1943 г. рукоположен целибатом во диакона Патриаршим экзархом Прибалтики Виленским и Литовским митр. Сергием (Воскресенским) , служил в псковском Троицком соборе. 22 авг. 1943 г. митр. Сергием рукоположен во иерея к храму свт. Николая погоста Любятово под Псковом. Активно помогал партизанам. 7 марта 1944 г. вместе с прихожанами вывезен немцами в Шяуляйские трудовые лагеря (Литва), но вскоре был освобожден по ходатайству митр. Сергия. С кон. марта до 11 окт. 1944 г. в составе «Внутренней православной миссии в Литве» (см. Псковская миссия ) окормлял рус. беженцев в г. Кретингене (Крятинге). После прихода советских войск вернулся в кон. окт. 1944 г. в Псков. В 1945 г. был арестован, но после проведенной проверки освобожден. За участие в партизанском движении награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Был одним из организаторов восстановления разрушенного во время войны Троицкого собора Пскова, стал в 1946 г. его настоятелем. С 1948 г. служил в храмах Ленинграда, был благочинным одного из городских благочиннических округов. В 1950 г. окончил заочно Ленинградскую ДС. С 1953 г. священник Спасо-Преображенского собора Ленинграда. В 1954 г. окончил заочно Ленинградскую ДА со степенью кандидата богословия, был возведен в сан протоиерея. С 1957 г. ключарь Троицкого собора Александро-Невской лавры. 7 июня 1958 г. по благословению Патриарха Алексия I Псковским и Порховским еп. Иоанном (Разумовым ; впосл. митрополит) в пещерной Успенской ц. Псково-Печерского мон-ря пострижен в монашество с именем Иоанн в честь св. прор. Иоанна Предтечи. 22 нояб. назначен настоятелем храма во имя св. Иова на Волковом кладбище Ленинграда. В 1959 г. возведен в сан игумена, 20 нояб. 1962 г.- в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/469480.html

В эти годы священников было очень мало, многие приходы пустовали. Поэтому, проучившись всего два года, в 1955 году Евгений Федорович Пелешев возводится в священный сан епископом Псковским и Порховским Иоанном (Разумовым) для служения в приходе Залесье, в семи километрах от Печор. Семь окрестных деревень были эстонскими. Отец Евгений освоил службу на двух языках, русском и эстонском, и прослужил здесь двадцать лет, сроднившись со своими прихожанами. Приход был бедным, так что священник и его матушка, Татьяна Васильевна, содержали храм на деньги, вырученные от продажи яблок. Отец матушки был известным на всю область садоводом, которому принадлежали пять гектаров яблоневых садов. «Мы там трудились, — вспоминает батюшка, — этим и жили. Яблок десятками тонн собирали, с одной яблони до полтонны антоновки, сдавали их машинами». Так прошло двадцать лет. В это время в Печорах умер настоятель церкви Святой великомученицы Варвары, приходского храма сету — православной этнической группы эстонцев. И отец Евгений, как знающий эстонский язык богослужения, с февраля 1975 начал служить в этом храме, где и прослужил до самой своей кончины. 13 декабря 2020 года отцу Евгению исполнилось 90 лет. За время своего служения он обвенчал более 900 пар, окрестил тысячи младенцев и взрослых, внес огромный вклад в ремонты и украшения не только Варварьинской церкви и церкви в деревне Залесье, но и оказывал весомую помощь другим храмам. За свою деятельность протоиерей Евгений Пелешев награжден тремя орденами Русской Православной Церкви: св. равноап. кн. Владимира III степени, св. блгв. кн. Даниила Московского III степени, прп. Сергия Радонежского III степени. В 2002 году отцу Евгению было присвоено звание «Почетный гражданин города Печоры». 16 января 2021 г. скрыть способы оплаты Комментарии Наталья 20 января 2021, 19:18 Господи,упокой душу новопреставленного протоиерея Евгения! Чудный батюшка! Настоящий духовник! Неземные службы! Счастлива, что была знакома. Отец Евгений навсегда останется в сердцах очень многих людей! Царствие небесное!

http://pravoslavie.ru/136752.html

А вскоре (осенью 1953 г.) меня исключили из института, и я уехала в Кострому. Писала письма о. Николаю и очень ждала писем от него, но он писал очень редко, т.к. не имел времени для этого. И я, конечно, очень стремилась вернуться в Москву. В Костроме меня взяли в Епархиальное управление архивариусом при владыке Антонии (Кротевиче 350 ). Потом вместо него назначили владыку Иоанна (Разумова), и я уехала в Москву, проработав ровно год. Благодаря вл. Антонию меня приняли на работу в фотоцех мастерской церк. утвари, которая размещалась в моек. Новодевичьем монастыре, поскольку я еще с 8–го класса школы увлеклась фотографией (имела сначала «Фотокор», а затем и более современные аппараты) и стала заниматься пересъемкой иконочек и затем их раскраской. О. Николай был доволен, что я стала там работать, а я тем более. Жить устроилась на квартире у знакомых на Софийской набережной и жила там 6 лет, каждый год продлевая свою временную прописку, пока совсем не отказали, т.к. я работала в церковной организации. Тогда я стала снимать комнату в Тайнинке, и когда я стала там сильно мерзнуть, то о. Николай купил мне ватное голубое одеяло. С работы пришлось уйти и с помощью Данилы Андреевича устроиться на время в Академии, в Церковно–Археологический Кабинет, а затем – вернуться в Кострому, где стала работать в Епархиальном управлении. С отцом Николаем, как оказалось, была знакома и моя тетя (жена упомянутого мною профессора). Он приходил ее причащать и крестил на дому их внука – Диму. Ходил он и к другой моей тете, жившей на Цветном бульваре, причащать, и, когда у меня были именины, то у нее я устраивала угощение и приглашала о. Николая. Эта моя тетя была духовной дочерью о. Иоанна Крылова, который служил в храме Пимена и был духовным отцом о. Николая. Он раньше был репрессирован. Потом вернулся, и ему нельзя было жить в Москве – его семья жила в Быково. Ночью он приходил к о. Николаю и его пускали переночевать. Первый раз я пришла к о. Николаю домой именно с о. Иоанном. Я была знакома и с о. Сергием Голубцовым . И когда я обижалась на о. Николая, то ехала рассказывать об этом или к о. И. Крылову, или к о. Сергию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Старец тихо отошел ко Господу 17 июля 1983 года в воскресный день. Соборное отпевание в Покровском храме села Акулова возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В отпевании принимали участие сыновья отца Владимира Недосекина – иподиаконы Николай и Павел. Похоронили старца в Акулове за алтарем Покровского храма. Для многих, в том числе учащих и учащихся Духовной академии и семинарии, по сей день чтущих память старца, он был и остается «батюшкой Тихоном», родным, близким, все видевшим наперед, готовым разделить с каждым бремена невзгод и тревог... Но вернемся к годам учения Владимира Недосекина в Духовной семинарии. Из характеристики, данной наместником Лавры архимандритом Иоанном (Разумовым) семинаристу Недосекину, мы видим его благочестие и особые свойства характера: «Недосекин Владимир Парменович состоит, согласно благословению Святейшего Патриарха Алексия I, с 18-го октября 1948 года в числе братии Троице-Сергиевой Лавры. За этот период времени послушник Владимир Недосекин проявил себя с хорошей стороны – исполнителен, аккуратен, уживчив и уважителен с братией. К курению табака и к спиртным напиткам навыка не имеет и ни в чем другом предосудительном замечен не был. Нес различные послушания: алтарное, по двору и ухаживал за тяжелобольными. Посещал все церковные богослужения. Любит говорить правду в глаза. Имеет непреклонное желание посвятить себя изучению богословских наук...» 23 Архимандрит, впоследствии митрополит Псковский и Порховский Иоанн (Разумов), также остался в сердцах и памяти всех, кто под его водительством проходил в юности путь духовного возрастания в стенах Лавры. В слове на погребении митрополита Иоанна 2 /15 января 1990 года чтимый всеми старец Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Сегодня мы с вами собрались помолиться, оплакать и похоронить дорогого для многих здесь присутствующих человека – архипастыря и отца, старца, нашего руководителя и молитвенника на протяжении долгих и трудных лет жизни – монаха Иоанна, милостью Божией митрополита. Его белоснежный омофор покрывал нас в течение тридцати трех лет. И в течение такого длительного времени нес он нас, овец стада Христова, на вые своей к Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010