«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Коем всё Мое благоволение». ( Мт.3:17 ). Так Предтеча и Креститесь Христов Иоанн сподобился быть свидетелем Богоявления на Иордане; Бог Сын был на бреге; Бог Дух Святый пребывал на Нем в виде голубином, знаменуя окончание потопа греховного, как Ноев голубь окончание потопа водного; Бог Отец глаголал с неба. По крещении Христос был отведён Духом в пустыню искуситься от дьявола. «Со времени Крещения Иисуса Иоанн применил пророчество своё о грядущем на проповедь о пришедшем уже Мессии» 11 . В то время, когда Христос постился в пустыне, а Иоанн крестил в Иордане при Вифаваре, Иудеи прислали из Иерусалима спросить Иоанна: кто ты? Иоанн прямо объявил им: «Я не Христос». – Кто же ты? Илия? Снова вопросили посланные. «Нет», отвечал Иоанн. – Пророк? Был снова вопрос их. И опять: «нет» – отвечал Предтеча Христов. Кто же ты, чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь сам о себе? – сказали посланные. И отвечал им Иоанн: «Я глас вопиющего в пустыне; исправьте путь Господу», как сказал пророк Исайя. Посланные были Фарисеи, и сказали Ему: – Что же ты крестишь, ежели ты не Христос, ни Илия, ни Пророк? – Иоанн отвечал: «я крещу в воде; а стоит среди вас некто, Которого вы не знаете. Он-то идущий за мною, но Который оказался впереди меня. Я недостоин развязать ремень у сапога Его». На другой день утром Иоанн, видя идущего к нему Иисуса, вероятно, возвращающегося из пустыни, сказал: «Се Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который оказался впереди меня; потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю; и свидетельствовал Иоанн, говоря: Я видел Духа сходящего с небеси, как голубя, и пребывающего на Нём. Я не знал Его: но пославший меня крестить в воде сказал мне: на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на нём, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий ( Ин.1:19–34 ). Снова на другой день Иоанн, стоя с двумя учениками своими, Андреем и другим, которого некоторые почитают Иоанном Богословом, опять увидел идущего Иисуса, и сказал: «Вот Агнец Божий!». Услыша от Иоанна слова эти, оба ученика пошли вслед за Иисусом, и соделались Его учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тропарь праздника Святой Троицы Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе. Перевод: Ты, Христе Боже, сделал премудрыми простых рыбаков, когда послал им Святого Духа. Апостолы научили весь мир. Слава Тебе за такую любовь к людям. Рождество Иоанна Предтечи, Крестителя Господня Празднуется 7 июля Событие Рождества Иоанна Крестителя отражено в первой главе Евангелия от Луки, в которой рассказывается о том, как священник Захария и его супруга Елисавета, жившие в одном из городков иудеи, состарились, но Елисавета так и оставалась бездетной. Однажды во время богослужения в Иерусалимском храме Захарии явился Архангел Гавриил, который предсказал священнику, что скоро у него родится сын, который станет предтечейпредшественником, который своей деятельностью подготовит путь ожидаемого Мессии. Захария, слыша слова Архангела Гавриила, усомнился в них и попросил знамения . На это Архангел Гавриил ответил: ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока ее не посетила ее родственница Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость, ибо после Благовещения тоже ожидала рождения Своего Сына. Елисавета, по внушению Духа Святого, узнала в гостье Матерь Божию. И святой Иоанн, находившийся в утробе своей матери, воскликнул радостно, приветствуя Богородицу. Спустя три месяца после встречи праведная Елисавета родила сына. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Когда мать назвала его Иоанном, все родственники были удивлены, так как никто в их роду не носил этого имени. Об имени для новорожденного сына спросили святого Захарию. Он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Как только Захария это сделал, речь вернулась к нему, по предсказанию архангела, его речь. Исполнившись Духа Святого, он прославил Бога и произнес пророческие слова о том, что в мир вскоре придет Спаситель, а сын его Иоанн будет Предтечей Господа.После Рождества Господа Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

Тут же была Анна пророчица, восьмидесятичетырехлетняя вдова, которая жила при храме и постом и молитвой служила Богу. Подойдя к Младенцу Иисусу, она стала славить Бога и говорить всем, что Младенец этот есть ожидаемый Спаситель. Годы Своей юности Иисус Христос жил в городе Назарете, в доме Своих родителей – Иосифа и Марии – и был у них в повиновении. С возрастом Он преуспевал в мудрости, и благодать Божия была на Нем. День Сретения Господня празднуется Святой Церковью 2 февраля (15 февраля) . Глава 5. Иоанн Предтеча и его проповеди Иоанн Предтеча был сыном благочестивых родителей, родственников Пресвятой Девы Марии, священника Захарии и жены его Елисаветы. Они дожили до глубокой старости, а детей у них не было. Однажды Захария, отправляя свою службу в Иерусалимском храме, вошел в святилище для каждения и увидел по правую сторону алтаря Ангела, который сказал: я возвещаю тебе, Захария, радость великую: жена твоя Елисавета родит сына, и ты назовешь его Иоанн; он будет велик пред Господом, исполнится Святого Духа с самого рождения своего и станет приготовлять людей к принятию Спасителя. Захария усомнился, чтобы у него с женой, при их старости, мог родиться сын, и за свое неверие был наказан немотой. После этого благовестия Елисавета, жена Захарии, действительно зачала и родила сына. По случаю семейного торжества собрались к Захарии родственники и соседи. Они советовали назвать младенца Захарией, но Елисавета желала назвать его Иоанном. Спросили отца. Захария взял дощечку и на ней написал: Иоанн – имя ему. В то же время отверзлись у него уста, и он начал славить Бога и пророчествовать. Иоанн был человек строгой и святой жизни. Лишившись родителей, он в юных летах ушел в пустыню и там проводил время в посте и молитве. Одежду носил из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным поясом; пищей ему были акриды и дикий мед. Когда ему исполнилось тридцать лет, он вышел к реке Иордан и начал там проповедовать: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Более четырехсот лет у иудеев не было пророков. Они охотно приходили к Иоанну слушать его проповедь, каялись в своих грехах и крестились от него в реке Иордан.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Фрагмент иконы святого Иоанна Предтечи, предстоящего Господу Иоанн, будучи духовно сильнее всех окружающих его смертных людей, вдруг узнает во Христе Сильнейшего себя. И прежде нежели увидеть Его, Иоанн уже ведал, что Он пришел на землю и находится среди людей. «Но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете» (Ин. 1:26). Однако только встав с Ним лицем к лицу, Иоанн познал Его и указал на Него перстом людям: вот Агнец Божий. Узрев Его, святой Иоанн мог подумать, что его роль как Предтечи завершена, и сказать, как некогда праведный Симеон: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» (Лк. 2:29); или как он сам скажет позднее, в другом случае: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Но нет; вместо того, о чем думает Иоанн и чего он ожидает, Христос ставит пред ним неожиданную задачу. Присоединившись к грешным людям, безгрешный Христос требует от Иоанна, чтобы последний сделал с Ним то же, что и с другими, то есть крестил Его в реке, как и прочих. Возражения Иоанна совершенно понятны смертным людям. Ах, страшно, братия, ввести в воду Чистейшего воды! Страшно-престрашно творению опустить руку свою на главу Творца. Как дерзнет человек из праха и пепла возложить руку на Того, для Кого херувимы – подножие ног Его! Но Христос быстро заканчивает разговор с Иоанном кратким, но решительным высказыванием: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн допускает Его. Этим Господь хочет сказать: «Оставь теперь слова о Моем и твоем достоинстве и о том, кто из нас двоих больший и сильнейший. День сей не для того предопределен, но для иного. Придет время, когда явится и то, о чем говоришь ты. Мы не можем научить людей ничему, чего прежде не исполнили сами. Иначе кто нам поверит? И чем иначе мы отличались бы от законников и книжников иерусалимских, кои учат, но не делают? Весь закон должны мы исполнить, дабы всему закону дать высший, духовный смысл и значение. И Мне надлежит сперва креститься водою, чтобы затем крестить Духом Святым и огнем. План спасения раскрывается самим своим воплощением. То, что тебе ныне не ясно, скоро станет ясно. Небеса отверзнутся и оправдают то, чего Я требую от тебя».

http://pravmir.ru/kreshhenie-hristovo-pr...

110 Разумеется, силе сверхфинансов соприсутствуют в этих центрах и все прочие виды силы и влияния, институционально и структурно оформленные: экономические, административно-ресурсные, информационные, силовые, м. б., даже оккультные и т. д. В контексте последнего предположения очень характерно, что, в отличие от дракона 12, 3, диадимами у зверя увенчаны рога, а не головы, и это может означать, что реальной властью в эпоху глобального государства будут обладать именно финансовые структуры, а не правительственные институты (ср. 18, 23). Однако при воцарении зверя возглавители этих структур передадут лжемессии то, чем они до этого ни с кем не делились: свои власть и силу и на этом условии приобретут статус официальных правителей – вассалов зверя (см. 17, 12–13).  «на головах его имена богохульные» – если говорить о Римской империи, то богохульные имена могут означать обожествление римских императоров и те титулы, которые они себе присваивали. Императоры официально именовали себя: «божественный», «сын божий», «бог», «господь» («dominus»), «спаситель мира» и др. Домициан требовал, чтобы к нему обращались «Государь наш и бог». (См. комм. на 2, 13.) Что же касается антихриста, то он будет действовать точно так же, как его римские предтечи: припишет себе Божественное достоинство, объявит себя Богочеловеком. 2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. «подобен барсу» – то есть леопарду (πρδαλις).  В Книге пророка Даниила под видом зверей изображаются языческие мировые державы: вавилонская, персидская, греческая и римская. 111 111 Согласно толкованию святого Ипполита Римского, блаженного Иеронима и др.  Первые три – под видом льва, медведя и барса, а четвертая – Римская империя – под видом зверя «страшного, ужасного, весьма сильного и отличного от всех остальных» (см. Дан. 7, 3–7). Этот последний зверь, как и зверь, описываемый святым Иоанном, имел 10 рогов. 112

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

11). Но Христос, не обращая внимания на усиливающуюся против Него вражду, неуклонно продолжал Свое дело искупления человечества и основания царства Божия на земле: Он избрал учеников (ст. 13 –16), раскрыл перед ними, что Его царство – не чувственное, а духовное, и что они не должны бояться неприязни плотского израиля, равно как и грубого язычества, что не израиль только войдет в Его царство, но и язычники, потому что у язычников (сотник капернаумский) иногда бывает такая горячая вера, какой нельзя найти и у самого израиля (7: 9), хотя, конечно, и израиль верующий не лишается благодати и помощи Божией, способной воскрешать даже мертвых (11–16). Впрочем оппозиция против Христа тогдашних иудейских авторитетов – явление совершенно понятное. Трудно было иудею сразу освободиться от формализма и обрядности, освященных „преданиями старцев“; трудно было ему понять ветхозаветный теократизм только как вид приготовлений к великому будущему, только как ,,сень грядущих благ“, а еще труднее было для него выработать себе понятие о духовном, истинном Мессии в то время, когда он сам находился под тяжелым политическим гнетом римского владычества; даже Иоанн Предтеча посылал двух учеников своих спросить Иисуса Христа: „Ты ли тот, который должен приити, или ожидать нам другого?“ (7: 19). Поэтому глубокий смысл заключают в себе слова Христа, сказанным по поводу этого же посольства Иоаннова: „блажен, кто не соблазнится о Мне!“ (ст. 23). Такой блаженной Лука выставляет именно ту женщину, которая, не соблазнившись о Христе, „принесла алавастровый сосуд с миром и, ставши позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его и мазала миром“ (ст. 38). Здесь кстати заметить, что после рассказа о посольстве, Лука уже не говорит более об Иоанне Крестителе; паралель между Христом и Иоанном окончена; ни слова и о противоположности между самооправданием иудея и жаждой искупления у язычника. С этих пор Лука обращает свой взор лишь ко Христу и Его первым последователям.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

12) Как прошло сорок дней от рождения, святою Матерью принесен во храм Господень, дабы «по закону Моисееву представить Его пред Господом». В то время, по смотрению Божию, пришел в храм Господень Симеон праведный, муж престарелый, которому было обещано, «что он не увидит смерти, пока не увидит Христа Господня». Как только он увидел младенца Иисуса, принесенного в храм Божий, Духом Святым узнал, что младенец Тот есть Мессия, Богом обещанный и пророками проповеданный. И взяв Его с благоговением на свои руки, благословил Бога и с радостью воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов», и прочее ( Лк.2:22–31 и след.). И это отмечает праздник Сретения Господня, 2 февраля (15 февраля по новому стилю. – Прим. ред.)). 13) Будучи двенадцати лет, Иисус, Сын Божий, в праздник Пасхи взошел в храм Божий, и сев посреди учителей, слушал и вопрошал их. «Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» ( Лк.2:42–47 ). Хотя по возрасту был и отроком, но в таком возрасте действовала и показывалась ипостасная премудрость Божия, ибо Он есть Божия сила и Божия премудрость ( 1Кор.1:24 ). 14) Лет около тридцати жития Своего на земле ( Лк.3:23 ), Христос крестился в реке Иордане пророком и Предтечей Иоанном (о котором упомянуто в пункте 8. Тогда явился над Ним Дух Святой в виде голубине, и Отец Небесный гласом с небес засвидетельствовал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:16–17 ; Мк.1:9–11 ; Лк3:21–22 ). Здесь явно нам открылась тайна Пресвятой Троицы. Сын во плоти крестился, Дух Святой на Него сошел, Отец свидетельствовал с небес. Так Триипостасный Бог – Отец, Сын и Святой Дух, Создатель наш, о спасении нашем промышляет! Это спасительное Богоявление празднуется 6 января (19 января по новому стилю). Примечай здесь, православный христианин, Христос крестился не так, как мы крещаемся. Мы крещением омываемся от скверн греховных и освящаемся. Христос не имел греха, и потому Ему не было нужды омываться от греха, но Своим крещением Он освятил и установил наше крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

13) Будучи двенадцати лет, Иисус, Сын Божий, в праздник Пасхи взошел в храм Божий, и сев посреди учителей, слушал и вопрошал их. Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его (Лк. 2:42-47). Хотя по возрасту был и отроком, но в таком возрасте действовала и показывалась ипостасная премудрость Божия, ибо Он есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1:24). 14) Лет около тридцати жития Своего на земле (Лк. 3:23), Христос крестился в реке Иордане пророком и Предтечей Иоанном (о котором упомянуто в пункте 8). Тогда явился над Ним Дух Святой в виде голубя, и Отец Небесный гласом с небес засвидетельствовал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:16-17;Мк1:9-11;Лк. 3:21-22). Здесь явно нам открылась тайна Пресвятой Троицы. Сын во плоти крестился, Дух Святой на Него сошел, Отец свидетельствовал с небес. Так Триипостасный Бог – Отец, Сын и Святой Дух, Создатель наш, о спасении нашем промышляет! Это спасительное Богоявление празднуется 6 января . Примечай здесь, православный христианин, Христос крестился не так, как мы крещаемся. Мы крещением омываемся от скверн греховных и освящаемся. Христос не имел греха, и потому Ему не было нужды омываться от греха, но Своим крещением Он освятил и установил наше крещение. 15) После крещения Сын Божий возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола, и был им искушаем, и победил искусителя (Мф. 4:1-11). Постой и здесь, и подивись благости и смирению Сына Божия. Будучи Богом, попустил злому и нечистому духу приступить к Себе и различно искушать. И так показал, что каждому рожденному водой и Духом и начинающему служить Господу следует искушение, как говорит Сирах: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2:1). Победил Он искусителя, – для нас победил, чтобы мы Им побежденного силой Его побеждали. 16) После претерпленного искушения и победы Христос вышел из пустыни и пошел на проповедь святого Евангелия, которое из недр Своего Небесного Отца принес на землю, и с ним открыл нам всю Его благость и человеколюбие, говоря: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

20. На день собора св. Крестителя Иоанна Посреди вас стоит, Его же вы не весте. ( Ин. 1:26 ). Святый креститель Иоанн говорит, что Господь наш Иисус Христос стоял на берегу реки Иордана; но иудеи, хотя видели Его телесными очами, но не знали Его: кто Он таков? Достоверно знали, что Он из Назарета – сын Иосифа и Марии; но о предвечном Его рождении по Божеству, этого они не знали, – не знали того, что Он есть Мессия, посланный для искупления и спасения рода человеческого. Христиане! то неудивительно, что иудеи не знали Господа: они смотрели на Него плотскими очами и думали, что Мессия должен быть земной царь над Иерусалимом и иудеями, по примеру Давида и Соломона; тому надобно удивляться, что мы христиане, просвещенные святыми Таинствами и светом учения Евангельского, мы, или многие из нас, к прискорбию, не знают Его. Он часто стоит между нами, и мы веруем этому; ибо Он Сам сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них 27 ; – а нас не два и не три, но часто многие сотни собираются сюда на молитву, и Он стоит среди нас, но мы Его не знаем: посреди вас стоит, Его же вы не весте. Знать может Его только тот, кто живет свято и благочестиво, а кого грехи ослепляют, тот не знает Бога; даже тот Его не может знать, кто не любит своего ближнего – по словам апостола Иоанна Богослова. Одна мысль, что Господь стоит среди нас, должна приводить нас в страх и благоговение на молитве. Подумай: как ты должен стоять перед лицом земного царя? А ты стоишь перед лицом Царя Небесного: посреди вас стоит, Его же вы не весте. Скорблю я, когда вижу тебя нерадиво кланяющегося, нерадиво полагающего на себя крест; скорблю, когда ты без страха Божия стоишь на молитве, озираешься; особенно страшусь за тех, которые не знают о чем думают, стоя во храме Божием. Бог всеведущ: Он видит и знает все, все твои мысли и чувствования. Страшусь за тех жен и дев, которые для соблазна надевают на себя чудовищные наряды, – это крайне оскорбительно для Бога, ибо служит к соблазну ближнего. Ты приходишь в церковь выпросить у Бога себе какую-либо милость, выпросить прощение грехов; просишь Его о ниспослании тебе благодати и всяких земных благ, – а между тем огорчаешь Его, стоишь перед Ним горделиво, без всякого страха и смирения. Как же мне не сказать тебе с Иоанном: посреди вас стоит, Его же вы не весте? Тем с большим страхом молись, что ты Его видишь на престоле, в виде святого Агнца. Почему ты не размышляешь о Его бесконечном милосердии и благоснисхождении к нам? Но если ты не веришь присутствию Бога во храме, то ты слепец – ты несчастнейший из христиан. Гнев Божий поразил иудеев за то, что они видели Его и не познали, потому что знать не хотели; – видели как человека, а не признали как Бога; страшись, чтоб и тебя не постиг гнев Божий. Он долго терпит грехам твоим, но до времени. Слова Предтечи: покайтеся, приблизилось бо к вам Царствие Небесное 28 – непрестанно да раздаются в пустыне души твоей, опустошенной плотью, страстями, соблазнами и диаволом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

(21) В Писании показаны два явления Христа и Спасителя. При этом первое, по плоти, было бесславным по причине того, что Он показал Себя уничиженным. Так и второе Его пришествие возвещено в славе, когда Он придёт с небес с силою ангелов и славою Отчею. Первое Его пришествие имело предтечей Иоанна Крестителя; второе же, когда Он придёт во славе, покажет Еноха, Илию и Иоанна Богослова. Обрати же внимание на человеколюбие Владыки, как Он в последние времена будет заботиться и сжалится над родом смертных, как Он даже и тогда не оставит нас без пророков, но пошлёт их для нашего наставления и уверенности, а также и для того, чтобы мы обратили внимание и на пришествие противника, как это ещё и Даниил предсказал. Ведь он говорит: и  утвердит завет многим одна седмина, а в половине седмины отнимется жертва и возлияние (9:27). Под одной седминой, которая будет в позднейшие времена, он показывает обозначение семи годов. И вот половину седмины займут два пророка вместе с Иоанном [Богословом], чтобы проповедовать во всем мире о пришествии Антихриста, а именно тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище ( Отк. 11:3 ). Они-то и совершат знамения и чудеса, чтобы этим путём тронуть и обратить людей к раскаянию ввиду усилившегося бесчестия и беззакония их. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрёт врагов их; если кто захочет их обидеть, тому таким образом надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шёл дождь на землю во дни явления Антихриста, и имеют власть над водами, превращая их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят ( Отк. 11:5–6 ). И когда возвестят всё это, они падут от меча, будучи убиты диаволом. И исполнят свидетельство своё, как говорит об этом и Даниил, наперёд увидевший, что зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, то есть с Енохом, Илией и Иоанном, и победит их, и убьёт их ( Отк. 11:7 ) за то, что они не пожелают воздать славу диаволу, то есть этому возросшему малому рогу, который, окончательно возгордившись в сердце, начнёт себя возносить и прославлять как Бога, и преследовать святых, и хулить Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010