35. Здесь на горе Елеонской жил Мельхиседек. Придя сюда Авраам остриг ему волосы и ногти, дал ему хлеб, ел и был им благословлен. Елеонская гора находится от Св. Гроба на разстоянии одной мили. 36. Оттуда идешь на восток на разстояние одной мили. Там находится Вифания, где Христос воскресил четырехдневного Лазаря. Там храм и в нем мраморная гробница Лазаря. Висят 3 лампады. 37. Там камень, на который сел Христос после своего путешествия и пришла Марфа и сказала: Господи, если бы ты был здесь, брат мой не умер и т.д 2411 . Сюда привели Св. Апостолы осленка и Христос сел на него. Отсюда Он благословил Св. Сион и сказал: Много радуйся, дщерь Сиона; се бо царь грядет к тебе кроткий сидя на молодом осле, сыне подъяремной 2412 . Находится от Св. Гроба на разстоянии 2 миль. 38. На восток дорога к Иордану и в Иерихон. На дороге источник Св. Апостолов и тут направо на горе монастырь великого Εвфимия. Находится от Св. Гроба на разстоянии 15 миль. 39. Тут впереди на дороге монастырь Богородицы и тут же Иерихон. Находится от Иерусалима на разстоянии 20 миль. 40. Там и гора, на которой Христос постился 40 дней, а затем взалкал, так как в нем проявилась человеческая природа, пришел диавол и искушал Его и сказал: если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни претворились в хлебы и т.д. И Христос сказал: иди за мною, сатана 2413 . 41. Там в Иерихоне те горькие воды, которые Елисей обратил в пресные. Там и место, где Иисус Навин увидел ангела и сказал: Наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: Я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. И возьми ковчег и заветы и иди на Иерихон, да падут стены его 2414 . Там и смоковница, на которую влез Закхей, чтобы увидеть Христа, потому что он был мал ростом. И Христос сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме 2415 . 42. Отсюда впереди на восток река Иордан. Она находится от Иерусалима на разстоянии 30 миль. Там монастырь Предтечи. Там Христос был крещен Иоанном Крестителем. Там и пещера, где находился Предтеча. Там гора Ермон, малая гора. Оттуда пророк Илия вознесся на небо и плащ свой дал Елисею. Там и гробница аввы Зосимы, где он нашел преподобную Марию Египетскую и похоронил ее в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

9:1-2).     В Галилее, особенно в северной ее части, было много язычников: здесь можно было встретить и диких арабов пустыни, и образованных греков, и промышленных финикиян, сириян и высокомерных римлян... Вот почему эта страна и называлась Галилеей языческой. Все эти язычники были погружены во тьму идолопоклонства: они не знали истинного Бога, и как ходящие во тьме не видят, куда идут, так и они, не зная пути — заповедей Божиих, находились в глубокой тьме и смерти. Поэтому-то пророк и называет их сидящими во тьме и тени смертной. Не искали они света истинного, Сам Свет истинный, просвещающий всякого человека, Сам Христос воссиял им, явился, пришел к ним и просветил их светоносной проповедью о покаянии. «В самом деле, — замечает святитель Иоанн Златоуст, — род человеческий, перед пришествием Христовым находился в самом бедственном состоянии: люди, объятые тьмой идолопоклонства, не зная, куда идти, уже не ходили, по выражению пророка, а «сидели во тьме»: это значит, что они даже и не надеялись освободиться от тьмы». «Сидели «в тени смертной», — говорит святитель Филарет Московский, — т. е. в грехе, который называется тенью смерти, потому что смерть разрушает тело, а грех лишает душу жизни, т. е. благодати Божией, но не разрушает ее, ибо она безсмертна. И им «возсия Свет», т. е. неожиданно для них явился Христос и просветил язычников, которые не ожидали Его так, как ожидали Евреи». С ТОГО ВРЕМЕНИ, как умолк призывавший к покаянию глас Вопиющего в пустыне и Иоанн был заключен в темницу, ИИСУС НАЧАЛ ПРОПОВЕДЫВАТЬ. Проповедовал Он и прежде, но не в Галилее, а только в Иудее, в Иерусалиме, на празднике Пасхи, и притом не столь усиленно, как с этого времени: теперь же Он яснее и чаще стал возвещать то же самое, что проповедовал и Его Предтеча, и уже не в пустыне, как это делал Иоанн, а повсюду, где находил слушателей: и в селениях, и в городах, и в синагогах, и в домах, и в поле, на горе, на берегу озера, с лодки — нигде не переставал Он учить И ГОВОРИТЬ: ПОКАЙТЕСЬ, ИБО ПРИБЛИЗИЛОСЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. Прежде было на земле царство греха, царство диавола: теперь настает Царство Божие, Царство Небесное. Кто хочет войти в это Царство, тот должен оставить все прежние греховные привычки, должен покаяться, перемениться. О Самом Себе Он еще не говорит ничего, а только продолжает проповедь Крестителя: пока народ не мог понять, Кто Он, хорошо было бы и то, если бы они приняли уже проповеданное Иоанном. Он как бы удерживал Себя от проповеди и не творил много чудес, пока Иоанн не был заключен в темницу, дабы не произвести, как замечает святой Златоуст, разделения в народе. И однако же Его проповедь отличается от Иоанновой уже и теперь: Он начинает радостным благовестием о небесах и Царстве Небесном, которое уготовано для слушающих Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    В скорбном чувстве негодования на такое упорство Своих современников, Иудеев, Господь воскликнул: НО КОМУ УПОДОБЛЮ РОД СЕЙ? Что это за странные люди! ОН ПОДОБЕН ДЕТЯМ, КОТОРЫЕ СИДЯТ НА УЛИЦЕ И, ОБРАЩАЯСЬ К СВОИМ ТОВАРИЩАМ, ГОВОРЯТ: МЫ ИГРАЛИ ВАМ НА СВИРЕЛИ, И ВЫ НЕ ПЛЯСАЛИ; МЫ ПЕЛИ ВАМ ПЕЧАЛЬНЫЕ ПЕСНИ, И ВЫ НЕ РЫДАЛИ. Эти люди похожи на тех своенравных детей, которые вышли на улицу вместе с другими детьми, и которым никак не могут угодить их товарищи. Начинают ли для них веселую игру в свадьбу, или печальную, в похороны, они недовольны ни тем, ни другим. Так и этот народ не хотел слушать ни строгого подвижника пустыни Иоанна, ни кроткого и смиренного сердцем Сына Человеческого — Господа Иисуса. ИБО ПРИШЕЛ ИОАНН, НИ ЕСТ, НИ ПЬЕТ, ни хлеба не ест, ни вина не пьет, как и подобало вести себя Назорею, строгому проповеднику покаяния, чтобы все видели в нем самом пример сетования и плача, но, вместо того, чтобы с благоговением внимать такому проповеднику, они укоряют его за строгость, И ГОВОРЯТ о нем: В НЕМ БЕС, он одержим духом нечистым, оттого он и ведет такой мрачный образ жизни. Но вот — ПРИШЕЛ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, ЕСТ И ПЬЕТ, Он вкушает обычную пищу и не уклоняется от вина; Он с любовью готов разделить умеренную трапезу с мытарями и грешниками, только бы их привлечь к Себе и спасти, но и Им недовольны, И о Нем ГОВОРЯТ: ВОТ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЛЮБИТ ЕСТЬ И ПИТЬ ВИНО, ДРУГ МЫТАРЯМ И ГРЕШНИКАМ. Чего еще не сделано для спасения этих людей? «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?»(Ис. 5:4). «Я и Иоанн пришли противоположными путями и поступили подобно ловцам, которые, желая поймать неудоболовимого зверя, с двух противоположных сторон становятся друг против друга, каждый на своем пути, и гонят его от себя, дабы таким образом он непременно попал в руки того или другого. Так поступили и Мы с Иоанном: «мы играли вам на свирели» - Я вел жизнь нестрогую, «и вы не плясали», и вы не покорились Мне; «пели вам печальные песни» - Иоанн проводил жизнь строгую и суровую, «и вы не рыдали», и вы не внимали ему. У Нас обоих была одна цель — ваше спасение, хотя Мы и шли к этой цели противоположными путями. Но вам не нравилась ни Моя жизнь, ни жизнь Иоаннова. Не удивляйся, — продолжает святитель Златоуст, — что Господь употребляет простые и неблагородные сравнения», т.е. Себя и Предтечу Своего приравнивает к детям, играющим на свирели или плачущим в игре: «Он говорит так, приспособляясь к немощам слушателей». И ОПРАВДАНАБожественная ПРЕМУДРОСТЬ ЧАДАМИ ЕЕ, — сказал Он в заключение: вы уже не можете теперь обвинять Меня, как и об Отец Моем говорит пророк Давид: «так что Ты праведен в приговоре Твоем» (Пс. 50:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Но что всего удивительнее, — в дальнейшем Евангелисты как будто молчат об этом основном деле Христа. Когда Он крестил Духом в течение Своей жизни на земле? Почему же все Евангелисты единодушно предваряют дело Христово указанием Предтечи?    Ответить на это — значит дать себе отчет, какое место в жизни христианства и в жизни мира принадлежит Пятидесятнице.    Время земной жизни Спасителя еще не было временем крещения Духом — оно его готовило и сделало возможным. Спаситель только еще провозглашал, как о будущем: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании (Ис. 12:3; Иоил. 3:18), из чрева потекут реки воды живой». «Сие сказал Он о Духе, — поясняет Евангелист Иоанн, — Которого имели принять верующие в Него... потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:38—39). На разные свойства этого будущего дарования Духа указывали притчи и учение Спасителя о Царствии Божием, которому преимущественно посвящена была проповедь Евангельская.    На это дарование Духа — сообщение иного Утешителя — Спаситель указывает в прощальной беседе как на высший Свой дар и обетование, высший даже по сравнению с земным, плотским пребыванием Своим посреди учеников: «Иду к Пославшему Меня... — говорил ученикам Спаситель перед крестной смертью, — но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам...» (Ин. 16:5—7).    Что лучше, что радостнее — слышать, видеть своими очами, рассматривать и осязать Самое Слово жизни — воплотившегося Бога, о чем пишет Апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 1:1)! Однако тот же Апостол свидетельствует о высшей радости и более совершенной, когда Бог являет Себя Сам и обитель Себе сотворяет у любящего Его — невидимо для мира, но даруя совершенную радость соблюдающему слово Христово: «да радость ваша будет совершенна» (Ин. 15, И; 16, 24).    Но только после Креста, Воскресения и даже Вознесения Господь ответил на надежду, возвещенную Предтечею Иоанном и Им Самим подтвержденную.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Апостол говорит: «Кто исповедует, что Иисус Христос есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге». «Бог есть любовь, и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее», а «в любви нет страха... совершенная любовь изгоняет страх», – свидетельствует нам ап. Иоанн, испытавший за Христа гонения и страшные мучения, пытки. Верующий человек, укрепленный доверием к Богу всегда возглашает: «Господь – Свет мой и спасение мое, кого мне страшиться? Господь – крепость жизни моей: кого мне бояться? Если я пойду и долиной смертной сени – не убоюсь зла, ибо Ты со мною» ( Пс. 26 и 22). С пришествием к нам Сына Божия страх остается уделом грешников, закоренелых во зле, в своем ожесточении. Аминь. Неделя 9-я по Пятидесятнице В прошлое воскресенье слышали мы Евангелие о умножении 5-ти хлебов и насыщении 5,000 человек, кроме женщин и детей. «Так умножить хлебы и две рыбы не менее значительно, чем произвести из земли плод и из воды живое существо», – воскликнули мы вместе со св. Иоанном Златоустом . Окончилась чудесная трапеза, собрали 12 полных коробов остатков. И пораженный чудесным умножением хлебов народ хотел силою взять Иисуса Христа и провозгласить Его царем. Зная намерения вождей народных, Иисус Христос тотчас, по совершении чуда, повелел ученикам войти в лодку и отплыть на другую сторону озера, пока Он отпустит народы. Господь хотел, чтобы ученики, оставшись наедине, глубже вдумались в то чудо, участниками которого они сами были. Сам же, отпустив народ, взошел на гору помолиться наедине. Услыхав об убиении Иродом Его возлюбленного Предтечи Иоанна, зная – что приближается и Его час страданий, Иисус укрепляет Свою человеческую природу в молитвенной беседе во Своим Отцом Небесным. Почти всю ночь проводит Он в молитве, научая и нас усердию в этом святом делании. А между тем поднялась буря, разбушевалось море, лодка с Апостолами готова опрокинуться от прибоя волн. До изнеможения работают веслами опытные рыбаки... а Господа все еще нет. Он попускает буре застигнуть их в бушующем море среди ночи, одних, раскрывая пред ними предстоящий им, полный бедствий, путь их Евангельской проповеди, и возбуждая в них желание всегда быть с Ним, необходимость непрестанного о Нем памятования.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Богоявление I. Каков смысл праздника? Праздник Богоявления, или Крещения Господня, – одни из самых чтимых в православной Церкви, по крайней мере в Русской: народа в храмах бывает столько, что обычно люди стоят еще и на дворе. А когда бывают крестные ходы на реку, то прибавляются еще тысячи. А впереди несут крест, иконы, хоругви. И освящают воду. Отчего это? Ведь почти все не отдают себе отчета, в чем смысл праздника, почему такое торжество? Даже и мы, проповедники. Припоминаю из прошлой моей жизни весьма характерный факт. Я был ректором Духовной семинарии. Инспектор, иеромонах И., назначен был очередным проповедником в кафедральном соборе. Готовя свое слово, он никак не мог найти удовлетворявшей бы его темы. Приходили мысли о смирении Господа пред Иоанном Крестителем, а следовательно – и о необходимости смиряться и нам… Помнилось, вероятно, школьное объяснение – об открытом Господом, доселе неизвестным народу, общественного служения Его; этого не знал даже сам Предтеча: в Евангелии говорится про фарисеев: стоит среди вас Некто, которого вы не знаете ( Ин. 1:26 ). И даже про самого себя Креститель говорит: я не знал Его, то есть лично, до крещения; но для того я и пришел крестить Его в воде, чтобы Он явлен был Израилю (ст. 31), то есть еврейскому народу; и вторично говорится: я не знал Его; но Пославший меня крестить Его в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающею на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (ст. 33–34). Да, этот смысл свидетельства Иоаннова имел больше значения для отца инспектора. Но и он не удовлетворял его. Ведь народ и ученики почитали Крестителя большим, чем Христа: того уже знали как необычайного, невиданного пустынника, к тому уже шли народные массы исповедовать свои грехи и креститься. А о «Плотнике из Назарета» они ничего подобного не знали; знали некоторые, что Он – сын такого же плотника Иосифа ( Мф. 13:55 ), что Он – Сын Марии ( Мк. 6:3 ), – и только! Можно было бы припомнить про 12-летнего Отрока, изумлявшего в Иерусалиме ученых старцев Своими ответами и вопросами (см.: Лк. 2:41–50 ). Но то уже было 18 лет тому назад, и едва ли теперь кто-нибудь знал и помнил даже имя Его. Да и теперь знали ли Его имя? Ведь креститься к Иоанну приходило множество людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В день рождения Ирода, когда он устроил большой пир для своих приближенных и начальников еврейского народа, дочь Иродиады плясала перед царем. Ее танцы так понравились Ироду, что он перед всеми приглашенными обещал ей дать все, что она захочет, даже до половины царства. Дочь не знала, что просить и пошла посоветоваться к своей матери. Иродиада сказала ей: – проси голову Иоанна Крестителя. Дочь пошла сейчас же к царю и сказала: «Хочу, чтобы ты мне дал теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь очень опечалился этой просьбой. Ему не хотелось убивать Иоанна Крестителя. Ирод знал, что он праведный и святой, и что это убийство будет очень нехорошим делом. Но царю очень стыдно было отказаться от своего царского обещания, которое он дал при своих подчиненных. Ложный стыд перед людьми заглушил его внутренний голос совести. Царь послал оруженосца отсечь голову Иоанна Крестителя. Голову принесли на блюде. Ирод отдал ее дочери, а дочь матери своей. Ученики Иоанна Крестителя услышали об этом, пришли, взяли тело его и похоронили. Иоанн Креститель, не боясь ни страданий, ни даже смерти, бесстрашно говорил правду перед царем Иродом и за это был предан смерти. Церковь прославляет подвиг Иоанна Крестителя и день его кончины (11 сентября по-новому стилю или 29 августа по-старому) отмечает праздником, который называется Усекновением Главы Иоанна Крестителя . В этот день в церкви молятся также и за всех тех, кто, по примеру Иоанна Крестителя, пострадал за правду. Церковь установила в этот день пост. Вопросы: Что говорил Иоанн Креститель про самого себя? Почему царь Ирод приглашал к себе Иоанна Крестителя? Что он говорил царю? Почему Иродиаде не нравились слова Иоанна Крестителя, и чего она добилась? Как произошло убиение его? Почему Ирод согласился убить Иоанна Крестителя? Как Церковь прославляет подвиг его? Самостоятельная работа: Написать почему Иоанна Крестителя называют: 1) святым, 2) пророком, 3) Предтечей, 4) Крестителем, 5) Иоанном. Исцеление десяти прокаженных Евангелие рассказывает о многих, но не о всех чудесах, которые Спаситель совершил на земле. Евангелист Иоанн говорит, что если бы описать все чудеса, то все книги мира не могли бы вместить их. Спаситель исцелял больных, воскрешал мертвых, оказывал всякую помощь людям в несчастьях.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В повествовании фигурируют два ученика Иоанна Крестителя. Один, Андрей, далее ( Ин. 1:40 ) будет назван по имени, другой так и останется неназванным. Кто этот другой ученик? Согласно церковной традиции, это сам Иоанн, автор четвертого Евангелия. Для такого предположения есть несколько причин. Во-первых, рассказ написан с подробностями, выдающими очевидца событий. Два ученика появляются в самом начале рассказа. Они слышат, чтó говорит об Иисусе Предтеча. Они идут за Иисусом и задают ему вопрос, не несущий, казалось бы, никакой богословской нагрузки. Сами по себе ни этот вопрос, ни ответ Иисуса, ни упоминание о том, что какие-то два ученика зашли к Нему в дом, не заслуживали бы включения в Евангелие, если бы весь рассказ не был для автора повествования драгоценным воспоминанием о своей первой встрече с Учителем. Замечание «было около десятого часа» выдает человека, который помнит весь эпизод до мельчайших подробностей. Во-вторых, анонимный ученик впоследствии не раз появляется в Евангелии от Иоанна. Как мы говорили выше, церковная традиция отождествляет безымянного ученика ( Ин. 1:40; 19:35 ), он же «другой ученик» ( Ин. 20:2–4, 8 ), он же ученик, «которого любил» Иисус ( Ин 13:23; 19:26; 20:2; 21:7, 20 ), с Иоанном Зеведеевым, братом Иакова. 5. Первая встреча Иисуса с Петром 40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. 41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; 42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). Если считать, что двумя учениками Иоанна Крестителя, которые последовали за Иисусом, были Андрей и не названный по имени Иоанн, то вполне понятным становится рассказ о том, как Андрей привел своего брата Петра к Иисусу. Первой встречей с Иисусом тот, кто станет главой апостольской общины после Его смерти и воскресения, обязан своему брату. О том, что Симон получил от Иисуса новое имя, упоминают и синоптики, но происходит это, согласно их повествованиям, при иных обстоятельствах. Марк повествует о том, как Иисус, будучи в Галилее, «взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать» ( Мр. 3:13–14 ). Поименный список двенадцати открывается словами: «И поставил Симона, нарекши ему имя Петр» ( Мр. 3:16 ). Лука упоминает о переименовании Симона также в связи с избранием двенадцати ( Лк. 6:12–14 ). Матфей же увязывает наречение Симону нового имени с эпизодом, происходившим в Кесарии Филипповой, когда Петр единственный из учеников исповедал Иисуса Сыном Божиим ( Мф. 16:13–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Введение во храм Пресвятой Девы Марии мы празднуем 21 ноября (4 декабря). Что сделали родители святой Девы Марии, когда Ей было три года? Куда ввел первосвященник святую Деву Марию? Где Она стала жить? Чему Она училась? Какое обещание дала святая Дева Мария? Кому обручили Ее священники? Из какого рода происходил Иосиф? Где стала жить святая Дева Мария после обручения с Иосифом? Когда мы празднуем Введение во храм Пресвятой Девы Марии? Предсказание о рождении Иоанна Предтечи (Лк.1:5–25) В одном иудейском городе жил священник Захария с женою Елизаветою. Они были добрые, благочестивые люди. Долгое время у них не было детей; они горевали об этом и просили Бога дать им дитя. Потом они стали уже стары. Один раз Захария совершал богослужение в иерусалимском храме и вошел в святилище кадить. Вдруг он увидел пред собою Ангела Божия и очень испугался. Но Ангел сказал: «не бойся, Захария; твоя молитва услышана; жена твоя Елизавета родит тебе сына и ты назовешь его Иоанном». Потом Ангел сказал Захарии, что сын его будет угоден Господу: Дух Святой будет с ним, и он будет приготовлять людей к принятию Спасителя. Но Захария не поверил Ангелу и подумал, что он и жена его стары и не могут уже иметь детей. Он сказал Ангелу: «почему я узнаю это?» Ангел сказал: «ты будешь нем до тех пор, пока не сбудется то, что я говорю тебе». Ангел скрылся. Захария вышел к народу и не мог сказать ни слова. Народ понял, что Захария видел Ангела. Кто был Захария? Как звали жену его? О чем молились они Богу? Кто явился Захарии? Что сказал Ангел Захарии? Какой знак дал ему Ангел? 66. Благовещение Деве Марии (Лк.1:26–56) Однажды, когда святая Дева Мария жила у Иосифа в Назарете, явился к Ней от Бога Ангел Гавриил и сказал Ей: «радуйся, благодатная (получившая большую милость), Господь с Тобою! Благословенна (прославлена или возвеличена) Ты между женщинами!» Мария смутилась и раздумывала, что это значит. Ангел сказал ей: «не бойся, Мария! Ты заслужила милость у Бога. Ты родишь Того Человека, Которого Бог обещал послать для спасения людей, и назовешь Его Иисусом». Мария сказала Ангелу: «как же это будет, если у Меня нет мужа?» Ангел сказал Ей: «Дух Святой сойдет на Тебя; потому и Святой Сын Твой назовется Сыном Божиим. У Бога все возможно». – «Я – раба Господня, – отвечала Мария Ангелу; – пусть будет со Мною так, как ты сказал». И Ангел отошел от Нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Виталий 8 июля 2014, 18:13 Иоанн Креститель не сомневался в том, что Христос " тот, который должен придти. " Вот как об этом говорит Феофилакт Болгарский: " Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников Своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? " Не потому, что не знает Христа, спрашивает Иоанн, ибо как он мог не знать Того, о котором свидетельствовал: " вот Агнец Божий " . Но так как ученики завидовали Христу, то он посылает их, чтобы, видя чудеса, они уверовали, что Христос больше Иоанна. Поэтому и принимает вид, будто не знает и спрашивает: " Ты ли Тот, который должен придти, Тот, которого ожидают на основании Писаний, что придет во плоти? " . Некоторые же говорят, что выражением: " который должен придти " Иоанн спрашивал о сошествии в ад, будто бы не зная об этом и как бы так говоря: " Ты ли Тот, который должен сойти в ад, или мы будем ждать другого? " . Но это неразумно, ибо каким образом Иоанн, больший из пророков, не знал бы о распятии Христа и Его сошествии в ад, и это - после того, как он сам назвал Его Агнцем, потому что Он имел быть закланным за нас? Итак, Иоанн знал, что Господь сойдет с душою в ад, чтобы и там, как говорит Григорий Богослов, спасти тех, которые могли уверовать в Него, если бы Он воплотился в их дни, и спрашивает не потому, что не знает, но потому, что желает убедить учеников своих относительно Христа силой чудес Его. Ирина 8 июля 2014, 04:30 Отец Тихон, кажется, сегодня я поняла, в чём секрет Ваших светоносных проповедей. Именно светоносных, потому что всегда их начало - это поток света в двухтысячелетнюю глубину истории, который являет нам события и людей, изменивших мир, и который, отразившись от некоего глубинного зерцала (в сегодняшней проповеди это - водная гладь Иордана, купели, уготованной Иоанном Предтечей для человечества), возвращается к нам, в наше сегодня, и высвечивает нам нас самих. Завершение Ваших проповедей - это размышление. Какие мы, знающие Евангелие, мировую историю? Что поняли о своём земном назначении, меньше ли у нас грехов, стали мы совершеннее? Это шаги к самопознанию, к покаянию. Вы избраны Богом для пастырского служения.

http://pravoslavie.ru/72045.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010