В переписи 1673 г. перечислены 26 монастырских старцев, но против 11 имен стоит помета «нет» (вероятно, так отмечали монахов, на которых не выдавалась государева руга). В 1683 г. в К. м. проживало 14 чел. В обитель дважды переводили монахов берёзовского в честь Воскресения Христова монастыря в связи с его закрытием (1656, 1723). В 1750 г. игум. Исаакий ходатайствовал перед митр. Сибирским и Тобольским Сильвестром (Гловацким) о пополнении братии вдовыми священно- и церковнослужителями. В 1757 г. в К. м. пребывало 17 монашествующих (игумен, 6 иеромонахов, иеродиакон, 9 монахов), из них 2 проживали на Кодской Николаевской (Никольской) заимке, в 1763 г.- 9 монашествующих (6 иеромонахов и 3 монаха), 18 служек-бельцов. Церковная реформа 60-х гг. XVII в. была неоднозначно принята братией мон-ря. Видную роль в истории старообрядчества Зауралья в кон. XVII - нач. XVIII в. сыграли строитель К. м. Иоанн (Иванище Кодский) и постриженик этого мон-ря инок Авраамий (Венгерский) , нек-рое время проживавшие на заимке К. м. на Исети. В 50-х гг. XVIII в. братия неоднократно получала порицания от митрополитов Сибирских и Тобольских за ненадлежащее поведение. С 1753 по 1762 г. обязанности игумена выполнял эконом Тобольского архиерейского дома архимандрит Междугорского Иоанновского мон-ря Иакинф, поэтому из иеромонахов назначался наместник. Монахини и их ученицы Кондинского во имя Св. Троицы мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. Монахини и их ученицы Кондинского во имя Св. Троицы мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. С основания К. м. старцам и церковному причту была установлена денежная, хлебная и соляная руга. До 1764 г. мон-рь содержал их только за счет собственного хозяйства. В 1662 г. К. м. были отведены земли на р. Исети, где была организована монастырская заимка, ставшая основной житницей К. м. (Кодская Николаевская заимка, Троицкая Кодская пуст., ныне с. Кодское Шатровского р-на Курганской обл.). В нач. 80-х гг. XVII в. там была построена ц. Преображения Господня с приделом свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/1841904.html

В 60-х гг. XVII в. для укрепления стен теплой ц. прп. Сергия в Иоанновском мон-ре потребовалось возвести контрфорсы. Строились в камне новые службы: во 2-й пол. XVII в. над Казенной палатой - каменное «сушило», прежняя каменная «солодовня» («солодежное сушило») находилась на территории Острога ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 274). Храмы монастыря в Новое время В нач. XVIII в. сложился известный ныне общий облик мон-ря, запечатленный на гравюрах, напр. работы А. И. Ростовцева (1720, медная доска - в собр. КБМЗ; см.: Никольский. 1897. Прил. 8. С. XCIV-XCV; Бабушкина. 2001. С. 127). архитектурный ансамбль мон-ря был также воспроизведен с исторической достоверностью на лицевом шитье этого времени, особенно на пеленах с сюжетом «Явление Пресв. Богородицы прп. Кириллу в Симоновом монастыре» (КБМЗ; см.: Бабушкина. 2001. С. 132). Вид Успенского собора и ц. свт. Епифания Кипрского. Копия акварели из альбома Н. А. Мартынова. Копиисты Г. И. и М. И. Билибины (КБМЗ) Вид Успенского собора и ц. свт. Епифания Кипрского. Копия акварели из альбома Н. А. Мартынова. Копиисты Г. И. и М. И. Билибины (КБМЗ) Многие средневек. постройки претерпели изменения. В 1757-1761 гг. была перестроена ц. арх. Гавриила: ярус звона был превращен в 2-этажную высокую колокольню, ставшую доминантой окрестностей (каменщик вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря Федор Жуков). Тяжеловесное здание сочетает традиции архитектуры XVII в. и барокко. Над 3-ярусным массивным четвериком, прорезанным многочисленными окнами, возвышается восьмерик звона с фигурным куполом и главой на световом барабане-восьмерике. В 1759 г. на колокольню были повешены колокола, в т. ч. самый крупный, новоотлитый (1200 пудов; см.: Виденеева А. Е. Большой колокол Кирилло-Белозерского мон-ря в XVIII ст.//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2001. Вып. 4. С. 81-88). К кон. XIX в. на колокольне было 17 медных колоколов (о них подробнее см.: Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Кирилло-Белозерского мон-ря. 1897. С. 64-66; Никольский. 1897.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ (XVI в.), прп. (память в Соборе Новгородских святых - в 3-ю неделю по Пятидесятнице), Важский, игум. архангельского Варлаамиева Важского во имя апостола Иоанна Богослова мужского монастыря . Источником кратких сведений о П. является Житие прп. Варлаама Важского, основателя монастыря Иоанна Богослова, составленное иером. Ионой из Антониева Сийского мон-ря в 1589 г., спустя более 100 лет после преставления прп. Варлаама. В основе Жития - местные монастырские предания ( Филарет (Гумилевский). Обзор. С. 163; Дмитриев. 1988. С. 429; Рыжова. 2000. С. 70). Иона оказался в обители Иоанна Богослова по поручению братии своего мон-ря, а игумен Иоанновского мон-ря Даниил (1589, 1596) ( Строев. Списки иерархов. Стб. 829) попросил его записать свидетельства о святом и его чудеса (РГБ. Унд. 291. Л. 37 об.- 39; кон. XVI - нач. XVII в.). П. упоминается в Житии, в рассказе о том, как прп. Варлаам, явившись, приказал П. всегда давать милостыню в день его памяти - 19 июня («О явлении святаго Варлама, а како явися на память свою игумену Паисеи з братиею и прещаше им о недании милостыня во время глада» (РГБ. Унд. 291)). Описание этого чуда содержится во всех 19 списках первоначальной Основной редакции Жития Варлаама Важского: ИРЛИ. Кол. Гемп. 1, XVII в.; БАН. Арханг. Древлехран. 235, XVII в.; 351, XVII в.; 408, XVII в.; РНБ. Погод. 702, XVII в.; 703, XVII в.; РГИА. Син. 3922, XVII в.; РГБ. Егор. 297; Унд. 291, XVII в.; Троиц. I. 677, XVII в.; Муз. 6059; Собр. Прянишникова. 47, XVIII в.; Никиф. 337, XVII в.; Собр. Единичных поступл. ОР. 427; ГИМ. Увар. 386, XVII в.; 781, XVII в.; Син. 619, XVII в.; Забел. 508, XVII в.; Муз. 2208, XVIII в. и в более поздних переработках памятника ( Рыжова. 2005. С. 616, 626). Все чудеса Основной редакции, в т. ч. и находящееся в ИРЛИ, не датированы. В тексте есть указание на то, что явление прп. Варлаама произошло в ночь накануне дня празднования его памяти: «Приспе абие память чюдотворца Варлама», «приспевши убо нощи, ея же заутра память святаго будет». В справочнике П. М. Строева отмечено, что П. был игуменом мон-ря с мая 1551 по 1552 г. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 829). Чудо свидетельствует о сформировавшейся к этому времени монастырской традиции подавать милостыню нуждающимся 19 июня, отмеченную в уставе Богословского мон-ря. Текст написан как видение: основатель обители прп. Варлаам является в ночном «сонном» видении почивающему в келье игумену, который из-за голода на Ваге и в Двинском крае хотел нарушить завет «на всяку память чюдотворцеву и на всяко лето кормити нищих доволно, колико их обрящется». Прп. Варлаам потребовал от игумена накормить нищих, иначе обитель оскудеет. Наутро наказ святого был в точности исполнен П.

http://pravenc.ru/text/2578643.html

М., 1991р. СПб., Христианская философия. СПб., 1902, 2004. М., 1992; Мысли во время войны. [М.], Братское обращение к доблестным войскам нашим на полях далекой Маньчжурии: Слово в Неделю о Страшном суде. Тула, 1905; Проповеди, произнесенные в С.-Петербургском Иоанновском жен. мон-ре. СПб., 1907; То же. СПб., 1909 (продолж.: Последние проповеди в Иоанновском мон-ре, 1906-1908 г. СПб., 1911; То же. Пг., 1915. Вып. 2: 1906-1908); Созерцательное подвижничество: Выписки из дневника за 1906-1907 г. СПб., 1907, 1909 (то же, в сокр.: Избранные места из «Созерцательное подвижничество». СПб., 1914); «Во свете Твоем узрим свет»: Извлеч. из дневника за 1894-1899 гг. СПб., 1908, 1910, 1911; Беседы с настоятельницею Иоанно-Предтеченского Леушинского 1-классного мон-ря игум. Таисиею: С присовокуплением описания некоторых особенных событий из жизни игум. Таисии. СПб., 1909; То же. Пг., 1915. М., 1995, 2006; Письма к настоятельнице Иоанно-Предтеченского Леушинского 1-классного мон-ря игум. Таисии. СПб., 1909; Венок на свежую могилу кронштадтского пастыря: 148 кратких поучений-экспромтов, произнесенных покойным в последний год его жизни. СПб., 1909. Вып. 1; Новые слова и поучения, произнесенные в кронштадтском Андреевском соборе в 1907-8 гг. СПб., 1909; Отец Иоанн Кронштадтский в своих письмах к родным. СПб., 1909; Последние минуты жизни имп. Александра Александровича: Письмо о. Иоанна Кронштадтского// Побединский-Платонов И. И. Имп. Александр III. М., 1912. С. 14-17; Евангелия Страстной седмицы: С поучениями и разъяснениями. СПб., 1913; О кончине мира: Выписки. М., Проповеди о царском самодержавии. СПб., 1914; Война - суд Божий: Выписки из поучений. М., Мысли христианина о покаянии и причащении. Таллин, 1936 (то же. М., 1990р); То же. М., 1998, 1999 (то же, изм. загл.: Мысли о покаянии и святом причащении: Из дневника. СПб., 2001); В мире молитвы. СПб., 1991 (то же, доп. изд.: В мире молитвы: Сб. размышлений и поучений о. Иоанна Кронштадтского, а также воспоминаний о нем. М., 1994, 2008); Великий пост.

http://pravenc.ru/text/471321.html

пророков, обычно изображали в куполе и в вост. части храма: в алтаре кафоликона (мон-рь вмц. Екатерины на Синае, 550-565), как один из больших пророков И. часто представлен в ряду пророков в куполе и барабане главы (мон-рь Хора; ц. Панагии Аракос близ Лагудеры на Кипре, 1192; Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в Студенице; ц. Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте; монастырь Паммакаристос в К-поле, ок. 1315; ц. св. Апостолов в Фессалонике, 1312-1315; ц. Богородицы Одигитрии в Пече, ок. 1337), в центральной апсиде на арке (Токалы-килисе в Гёреме), в парусах (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо), на склоне подпружной арки (ц. Рождества Христова на Красном поле в Вел. Новгороде, 90-е гг. XIV в.), на стене в пресбитерии рядом с композициями «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Авраама» (ц. Сан-Витале в Равенне). В базиликальных постройках фигура И. помещалась в среднем поясе на сев. и юж. стенах между окнами (ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520; ц. Сант-Анджело ин Формис, Капуа, между 1072 и 1087). Рельефная фигура И. украшала «Портик славы» собора в Сантьяго-де-Компостела, Испания (1166-1190), сев. портал в Шартрском соборе (ок. 1210), зап. портал в Амьенском соборе (1225-1236). Пророки Аввкум, Иеремия, Иона. Икона. Ок. 1497 г. (ГРМ) Пророки Аввкум, Иеремия, Иона. Икона. Ок. 1497 г. (ГРМ) Изображение И. включалось в пророческий ряд высоких иконостасов на Руси: иконы «Прор. Иеремия» из т. н. Кашинского чина (2-я четв. XV в., ГРМ), из главного иконостаса Софийского собора в Вел. Новгороде (XVI в.), из новгородского Антониева в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря (60-е гг. XVI в., НГОМЗ) и из московского Иоанновского монастыря (2-я пол. XVI в., СПГИАХМЗ); икона «Пророки Иеремия и Гедеон» из Троицкого собора ТСЛ (1425-1427); иконы «Пророки Аввакум, Иеремия, Иона» (ок. 1497, ГРМ) и «Пророки Даниил, Иеремия, Исаия» из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (ок.

http://pravenc.ru/text/293630.html

Во 2-й группе можно выделить: групповые постановочные фотографии, снятые во время путешествий и офиц. встреч (на приеме у с.-петербургского губернатора, во время встречи с духовенством Важеозерской пуст., в усадьбе ген.-губернатора Н. И. Бобрикова в Ульянове, после освящения благотворительных об-в и др.); репортажные фотографии, как правило во время поездок по России (на родине в Суре, в Леушинском мон-ре, в Вауловском скиту, в Ферапонтове и др.); фотографии в семейном кругу (с супругой, с племянником, на даче в Мартышкине); небольшое количество снимков, запечатлевших И. К. в богослужебном облачении (при закладке или освящении храма, во время проповеди, крестного хода и т. п.). За единичным исключением, отсутствуют снимки И. К. за богослужением в Андреевском соборе, что объясняется цензурным запретом на съемку внутри храмов. Наконец, значительная часть снимков выполнена во время траурной процессии и погребения И. К. (эти события запечатлены также на кинопленку; прижизненные кинокадры с И. К. не обнаружены). Прав. Иоанн Кронштадтский. Икона. 2008 г. (ц. ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря) Прав. Иоанн Кронштадтский. Икона. 2008 г. (ц. ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря) Главным фотолетописцем И. К. был кронштадтский фотограф П. П. Шауман. Святого снимали известные с.-петербургские мастера К. Булла, А. А. Оцуп, Ф. Ф. Осипов, И. Яковлев, Везенберг, И. Ленис, фотограф и худож. С. В. Животовский, московский мастер М. Б. Тулинов и др. Фотографии И. К. хранятся во мн. архивах, в музейных и библиотечных фондах, в частности в ЦГА кинофотодокументов С.-Петербурга, ГАРФ, РГБ, ГИМ, ГМИР, в Мемориальном музее-квартире И. К. в Кронштадте, в Иоанновском мон-ре на Карповке в С.-Петербурге, в Пюхтицком мон-ре в Эстонии, в Митрополичьих (Патриарших) палатах ТСЛ, в частных коллекциях. Благодаря совместной работе сотрудников музея-квартиры и с.-петербургского фотографа Д. Н. Горячева снимки из коллекции ЦГА кинофотодокументов С.-Петербурга были отпечатаны непосредственно со стеклянных негативов, неоднократно экспонировались, публиковались и т. о. введены в научный оборот.

http://pravenc.ru/text/471321.html

прп. Иоанна Лествичника, 3 яруса кокошников сплошь украшены традиционным для местных памятников декором из рядов поребрика, прямоугольных нишек и бегунца. В кон. XVI в. на ц. арх. Гавриила соорудили «боевые часы». В нач. XVII в. была возведена новая колокольня, примыкающая к зап. стене ц. арх. Гавриила; под колокольней в 2 «палатках» одна над другой располагалась б-ка. Крепостные стены Внутренний двор и Ферапонтовская (Московская) башня Нового города. Фотография. Нач. XXI в. Внутренний двор и Ферапонтовская (Московская) башня Нового города. Фотография. Нач. XXI в. Время появления 1-й каменной ограды К. Б. м. неизвестно. Организатором строительства новых каменных стен вокруг обители в 80-90-х гг. XVI в. был старец Леонид (Ширшов); в описи 1601 г. довольно много упоминаний о том, что «каменное городовое дело» было связано с его именем ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 273). Были построены Конюшенные ворота и 4 многоярусные (преимущественно 4-ярусные) башни на углах с большим количеством бойниц (до 60) и высокими деревянными шатрами: Круглая (Мельничная) - на вост. углу, за р. Свиягой (сохр. только фундаменты), Свиточная, южная,- на мысе Сиверского оз. (декорирована 3 лентами поребрика, нишек и бегунца), Чёрная (Малая Мереженная) - также на берегу озера, Грановитая (Часовая), с часами наверху,- в сев. части мон-ря. Двухъярусные стены имели высоту до 5,2 м и ширину 1,5 м. В результате строительства Старого города на берегах Сиверского оз. возникла мощная крепость, периметр стен к-рой достигал ок. 1 тыс. м. По их протяженности мон-рь уступал тогда лишь Троице-Сергиеву и почти равнялся Соловецкому мон-рю. Основная часть стен была снабжена верхним ярусом боя с боевым ходом. Стена, выходившая к озеру, имела еще «подошвенный» бой. Одновременно были сооружены более тонкие каменные стены Иоанновского мон-ря, а также башни: Ловецкая (на стыке 2 мон-рей, со стороны озера), Глухая (Вощёная или Котельная), Кузнечная, Вологодская. К кон. XVI в. в ограде было 8 башен. В 1611 г. построили оружейный «чулан», в связи с военной опасностью производилась реконструкция стен и башен.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Троицы и Тихвинская икона Божией Матери). Наиболее ранние сохранившиеся изображения М. датированы XVIII в. На иконе «Вмч. Димитрий Солунский, свт. Иоанн Златоуст, прп. Мартирий Зеленецкий» (ЦАК МДА) преподобный изображен в рост, благословляющим, с недлинной округлой бородой; в левой руке свернутый свиток, куколь лежит на плечах. На иконе новгородского свящ. Георгия Алексеева «Образ Новгородских чудотворцев» (1728, ГТГ) М., как и др. святые, показан по пояс, в чашечке цветка, 2-м справа в нижнем ряду. Его руки обращены в молитвенном жесте к центральному образу Богоматери «Знамение». Поясной образ XVIII в. (?), обретенный в 1992 г. в храме 12 апостолов Иоанновского жен. мон-ря в С.-Петербурге, находится у раки с мощами святого в Зеленецком мон-ре: преподобный благословляет двуперстно, в левой руке держит развернутый свиток, над его главой изображена Св. Троица в образе 3 ангелов. Ростовое изображение М. имеется на гравюре Г. А. Качалова «Вид Тихвинского монастыря» (1759), святой показан внизу справа, в картушном обрамлении, на фоне Троицкой Зеленецкой пуст. Вмч. Димитрий Солунский, свт. Иоанн Златоуст и прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Нач. XVIII в. (ЦАК МДА) Вмч. Димитрий Солунский, свт. Иоанн Златоуст и прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Нач. XVIII в. (ЦАК МДА) В местном ряду иконостаса (1818) Троицкого собора Зеленецкого мон-ря находилась большая икона М. «старого времени», в Благовещенской ц.- икона с видом Зеленецкой обители и стоящим рядом с ней М., в верхней части - Тихвинский образ Божией Матери, к-рый несут ангелы. Скорее всего эта композиция восходила к гравюре Качалова. В росписи (1908) Троицкого собора Зеленецкого мон-ря М. показан старцем с округлой седой бородой, непокрытой головой, стоящим на облаке и благословляющим, с развернутым свитком в левой руке. Прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) Прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) М. присутствует на иконах с образами новгородских или российских чудотворцев.

http://pravenc.ru/text/2562456.html

Ист.: НПЛ. С. 79, 297, 451; ПСРЛ. Т. 15. Стб. 384-385; Т. 21. Ч. 1. С. 277. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 311; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Иоанно-Предтеченского мон-ря. Дерпт, 1821. С. 4; СИСПРЦ. С. 87-88; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 175; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 64-65; Зверинский. Т. 2. 841. С. 152-153; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 100-101; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 11, 219-221; Православные рус. обители. СПб., 1910. С. 178; Карамзин. ИГР. 1991. Т. 2/3. С. 500, 629. Примеч. 341; Макарий. История РЦ. Кн. 3. Отд. 1. С. 128-129; Флоря Б. Н. Историческая традиция об общественном строе средневекового Полоцка//ОИ. 1995. 5. С. 110-116; Назарова Е. Л. Князь Ярослав Владимирович и его роль в Ливонской политике Новгорода//Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков, 2000. С. 44; Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь, кон. XII в.- 1270 г.: Тексты, пер., коммент. М., 2002. С. 238, 321. М. В. Печников Иконография Св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный и прмц. Евпраксия Псковская. Фрагмент иконы. Нач. XVIII в. (ПИАМ) Св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный и прмц. Евпраксия Псковская. Фрагмент иконы. Нач. XVIII в. (ПИАМ) Несмотря на существование данных о почитании Е. в Пскове сразу после ее кончины в 1243 г., изображения княгини-инокини и даже упоминания о них отсутствуют до XVIII в. Иконописные подлинники, древние и новые, о ней умалчивают. В наст. время все сведения об образах Е. связаны в основном с местом ее иноческого подвига и погребения - собором Рождества св. Иоанна Предтечи в Пскове, что нашло отражение в опубликованных описаниях Иоанновского мон-ря кон. XIX - нач. XX в., к-рые носят поверхностный характер и не дают представления об облике святой. К этому времени в соборе над гробницей Е. еще находилась древняя чудотворная святыня мон-ря - образ Иисуса Христа на престоле в окружении святых (вариант «Седмицы»), прославленный мироточением. На 2 приделанных к иконе Спасителя досках были представлены Е. и блгв. кнг. Мария, супруга блгв. кн. Довмонта Псковского, в молении в рост, а в нижнем регистре - св. Нифонт, мученицы Анисия и Иулиания (Там же. С. 24; Дмитриев. 1913. С. 28, 40 (фотография)). Под иконой была надпись о «починке» образа в 1723 г. Тогда же по указу вдовствующей царицы Прасковьи Феодоровны и по благословению архиеп. Псковского Феофана (Прокоповича) был устроен новый иконостас. Когда точно были приписаны к чудотворному образу Спасителя избранные святые, неизвестно, возможно в период работ над убранством храма в 1723 г. М. В. Толстой заметил, что «молящиеся княгини изображены также древним письмом», но на «двух приделанных досках» ( Толстой. 1861. С. 71).

http://pravenc.ru/text/187266.html

свт. Василия Великого при подворье Коневского Рождество-Богородицкого мон-ря (Среднеохтинский проспект, 21) (1906-1908, снесена в 1932-1933; РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 678); ранее, в 1896 г., в том же стиле Н. создал проект деревянной часовни для Коневского мон-ря (часовня ныне находится в г. Куопио, Финляндия). Компактная композиция расположенного на небольшом участке неправильной конфигурации Иоанновского мон-ря с внутренним двором напоминает как характерный для С.-Петербурга доходный дом с двором-колодцем, так и дворцовые или монастырские комплексы Византии. Декор (имитация в облицовочном кирпиче кладки со скрытым рядом, отделка оконных проемов, фасадный орнамент), единый на всех фасадах, соответствует визант. традиции и придает целостность композиции. При этом храм завершен «русским» пятиглавием со шлемовидными куполами и с высокой, асимметрично расположенной колокольней. Н. принадлежат проекты устройства в Иоанновском монастыре: 3-престольного 2-светного соборного храма во имя св. Двенадцати апостолов (на 1 тыс. чел.) с 2-ярусными дубовыми иконостасами, полом из цветных керамических плиток и оконными витражами; нижней ц. прп. Иоанна Рильского (1901); церкви-усыпальницы св. Иоанна Кронштадтского во имя прор. Илии и царицы св. Феодоры с мраморной отделкой и иконостасом в визант. стиле (1908); однокупольной Серафимовской часовни в визант. стиле на кладбище (1909-1911; Там же. Д. 665). В дальнейшем комплекс был дополнен 5-этажным домом, хозяйственными постройками, мастерскими. Н. также участвовал в устройстве на новом месте ц. блгв. кн. Александра Невского при Ин-те инженеров путей сообщения имп. Александра II, возведенной в романо-визант. стиле архит. А. А. Докушевским (Московский проспект, 9) (1885, полностью перестроена). В С.-Петербурге ему также принадлежат проекты исправления колокольни и расширения за счет Всехсвятского придела Георгиевской ц., главной на Большеохтинском кладбище, с сохранением ее классицистического стиля (1887-1890, уничтожена в 1938); пристройки к деревянной Сретенской ц.

http://pravenc.ru/text/2577581.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010