Лит.: ИРИ. Ч. 2. С. 505-506; Травин В. Описание моск. Николаевского греч. мон-ря. М., 1876; Леонид (Кавелин), архим. Ист. заметки о моск. мон-рях: Спаса Старого (ныне Заиконоспасского) и Николы Чудотворца Старого (ныне Никольского Греческого) в связи с летописью моск. пожаров с XIV по XVIII ст.//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Смесь. С. 98-109; Каптерев Н. Ф. Рус. благотворительность монастырям Св. Горы Афонской в XVI-XVIII ст.//ЧОЛДП. 1882. Май. С. 445-461; он же. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 19142; Царский, патриарший, ставропигиальный Пречестный и священный мон-рь Иверской Богоматери-Портаитиссы, на Св. горе Афонской и зависимый от него моск. Николаевский греческий мон-рь: Сказание об иконе Божией Матери Иверской-Портаитиссы. М., 1894; Гавриил, архим. Моск. Николаевский греч. 2-кл. мон-рь, зависимый от Афонского ставропигиального Патриаршего и царского Портаитского Иверского мон-ря. М., 1900; Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916. С. 6-7; Синицына Н. В. Книжный мастер Михаил Медоварцев//ДРИ: Рукописная книга. М., 1972. [Вып. 1]. С. 286-317; Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. М., 1992; Сорок сороков. 1992. Т. 1: Кремль и мон-ри; Жилякова А. В. Местопребывание греков в Москве во 2-й пол. XVII в.//УЗ РПУ. 2000. Вып. 5. С. 159-174; Кусов В. С. Земли Московской губ. в XVIII в. М., 2004. Т. 1. С. 152; Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1; Фонкич Б. Л. Чудотворные реликвии Христ. Востока в Москве в сер. XVII в.: Икона Иверской Богоматери. М., 2004; Шахова А. Д. Никольский греч. мон-рь в Москве в XVII-XVIII вв.//3-и чт. пам. проф. Н. Ф. Каптерева (Москва, 26-27 окт. 2005 г.): Мат-лы. М., 2005. С. 96-100; она же. Никольский греч. мон-рь в Москве в XVII - 1-й пол. XVIII вв.//РиХВ. 2015. Вып. 4/5. С. 334-349; Романюк С. К. Москва, Китай-город: Путев. М., 2007; Ченцова В. Г. Икона Иверской Богоматери: (Очерки истории отношений Греческой Церкви с Россией в сер. XVII в. по док-там РГАДА). М., 2010. С. 246-247; Тимошина Л. А. Моск. Никольский («Большая глава») мон-рь во 2-й пол. XVII в.: Взгляд изнутри//Каптеревские чт. М., 2015. Вып. 13. С. 89-125.

http://pravenc.ru/text/2564226.html

Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы (расписана в 1771-1774). В 1907-1908 гг. мон-рь опустел. В 1926 г. отреставрирована церковь (открыта в 1937). Мон-рь реставрировали в 1956-1958 и в 1962 гг. Жен. мон-рь Динтр-ун-Лемн (букв.- Из одного дерева) в коммуне Фрынчешти по традиции был основан в нач. XVI в.: церковь была вырублена из дуба, на к-ром пастух нашел икону Божией Матери «Одигитрия» (сохр., датируют нач. XV или 2-й пол. XVI). Каменная ц. Рождества Пресв. Богородицы построена Матеем Басарабом, колокольня 1715 г. Святыни - 36 икон 1833-1840 гг., созданных Г. Геронтием. Реставрирован (1938-1940), считается «алтарем летчиков и моряков». Муж. мон-рь Корнет в с. Кэлинешти в коммуне Брезой (29 авг. 1666) с ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (расписана: алтарь и неф - в 1761, нартекс - в 1835). Пострадал от пожара (1808) и от артобстрела (1916), церковь реставрировалась в 1923-1925 и в 1960 гг. Муж. мон-рь Турну в г. Кэлимэнешти основан как скит на месте древнерим. башни (румын. turnul) в сер. XVI в. На месте деревянной Введенской ц. построена каменная (1676). В 1893-1901 гг. в мон-ре устроена летняя резиденция епископа Арджешского с Преображенской ц. (освящена 28 окт. 1901, скит получил статус мон-ря). Пострадал от пожара (6-7 февр. 1932), восстановлен (1933-1936), церковь расписана. Закрыт в 1959 г., в 1961 г. преобразован в дом отдыха клириков Рымникско-Арджешской епископии. В 1982 г. возрожден (официально открыт в 1988). Мужской скит Козия-Веке (Старая Козия; также - св. Иоанна «Ла Пьятра» (У камня)) в 1 км от мон-ря Козия основан при ц. Рождества св. Иоанна Предтечи (XIII-XIV) как метох Козии (1-е упоминание 8 нояб. 1601). Церковь перестроена (1670). После землетрясений (1802 и 1838) скит пришел в запустение. Возобновлен в 1986 г., построена и расписана новая церковь. Женский мон-рь Маму в коммуне Лунджешти основан при деревянной церкви XVI в. (в 1696 на ее месте выстроена каменная Никольская ц., расписана). Пострадал от землетрясения 1838 г. (реставрирован в 1842-1843, 1910-1915, 1989, 2004).

http://pravenc.ru/text/2578355.html

Монастырь Стеля В непосредственной близости от центра Тырговиште находится мон-рь Стеля, основанный во 2-й пол. XVI в. греч. купцом Стелей. Впервые упомянут в грамоте 1582 г. В 1636-1637 и 1644-1645 гг. молдав. господарь Василе Лупу в знак примирения с валашским господарем Матеем I Басарабом перестроил мон-рь, а Матей I построил церковь в Совеже в Молдавском княжестве, в к-рой был похоронен его отец. Воскресенская ц. мон-ря была построена по образцу церкви Трех святителей в Яссах. Молдав. господарь возвел также монастырские стены, игуменский дом и кельи. От прежних построек сохранилась только колокольня. В архитектуре церкви декоративные элементы, типичные для молдав. зодчества, сочетаются с валашскими. Архидиак. Павел Алеппский назвал церковь «величественной и высокой» и отметил, что иконостас «русской работы». Позже он описал осаду мон-ря турками и татарами, в результате к-рой мон-рь был сожжен, в т. ч. полностью был утрачен иконостас. Обитель пришла в упадок и стала преклоненной бухарестской церкви во имя свт. Георгия Нового, которая в свою очередь была преклонена иерусалимскому Гроба Господня (Воскресения Христова) храму . С кон. XVIII в. до 1840 г. в Стеле функционировала греч. школа. В 1832 г. мон-рь посетил рус. ген. П. Д. Киселёв, к-рый отметил его бедность. После секуляризационных реформ Кузы церковь мон-ря стала приходской, др. строения были использованы для разных нужд. Восстановительные работы в церкви проводились в 1865-1876, 1879, 1943-1947 гг. Фрагментарно сохранились росписи. Мон-рь открыт с 1990 г. Подвизаются 7 монахов, настоятель - протосинкелл Викентий (Багу). Мон-рь Буня (Вулкана) в 20 км от Тырговиште расположен на холме Вулкана. Он был основан в 1654 г. Буней Грэдиштяну как скит. Обитель неоднократно поновлялась и реставрировалась (1785, 1789, 1880, 1976). Статус мон-ря скит получил в 1992 г. Рядом с древней Архангельской ц. в 1988-2001 гг. была построена ц. во имя прп. Марии Египетской и вмч. Пантелеимона. В 2003 г. было начато строительство нового келейного корпуса. Община состоит из 8 монахов, настоятель - протосинкелл Зосима (Петру-Власе).

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Благовещения Пресв. Богородицы. Ок. 1270 г. жен. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Находится в с. Горни-Градац, на правом берегу р. Брвеница, впадающей в р. Ибар, в 12 км от Брвеника (Сербия). Основан во 2-й пол. XIII в. кор. Еленой , супругой кор. Уроша I, вероятно, еще до свержения Уроша с престола в 1276 г., т. к. на ктиторской композиции в соборном храме изображены Урош и Елена, подносящие модель храма Христу. Собор был достроен и расписан кор. Еленой, погребенной в 1314 г. в юго-зап.части храма в двойной гробнице (очевидно, предназначалась для супружеской четы). Вскоре после смерти кор. Елена стала почитаться святой, ее мощи были извлечены из гробницы и помещены в мощевик перед иконостасом. В Житии Елены, составленном архиеп. Даниилом II , содержатся сведения о несохранившейся дарственной грамоте заказчицы и строительстве мон-ря. Наивысшего расцвета мон-рь достиг в кон. XIII–XIV в., когда занимал 5-е место среди серб. мон-рей. В XVI в. мон-рь пережил упадок; монахов не было, служил 1 священник, церковь не имела кровли. В 1589 г. митр. Рашский Виссарион возобновил Г., построил новые кельи, обеспечил мон-рь книгами и богослужебной утварью. Во время австрийско-тур. войны в 1689–1690 гг. мон-рь вновь опустел и до 2-й пол. ХХ в. находился в руинах. Благодаря многолетним реставрационным работам Ин-та по охране памятников получила первоначальный вид соборная церковь мон-ря; с поселением в мон-ре монахинь (в 2006 во главе с игум. Евфимией) начался новый расцвет обители. Мон-рь основан на месте раннехрист. культового сооружения. Его комплекс составляли: соборная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы — в центре, небольшая ц. во имя свт. Николая — возле монастырских стен, в юго-вост. углу двора на каменистом возвышении, а также трапезная с кухней, многочисленные кельи и др. здания. Церковь Благовещения построена по образцу ц. Богородицы мон-ря Студеница (кон. XII в.): это 1-нефное здание с куполом на 8-гранном световом барабане, с 3-частным алтарем, с 2 прямоугольными певницами, примыкающими к наосу с севера и юга, и с 2 парекклисионами, южный из к-рых посвящен св. Симеону Немане, по сторонам притвора. Перспективный портал и обрамление сдвоенных окон выполнены из тонко вытесанного белого мрамора. Храм декорирован аркатурой под карнизами, в интерьере — скульптурой. В его архитектуре, в целом следующей романскому стилю, заметно влияние готики (контрфорсы у апсиды, стрельчатые очертания портала и окон-бифориев).

http://pravenc.ru/text/590597.html

Житие служит ценным источником сведений о роли магии в быту византийцев в сер. IX - сер. X в. Хрисовалантский мон-рь (от греч. χρυσς - золото и βαλντιον - кошелек) получил свое название в связи с легендой о его основании. Согласно преданию, некий знатный человек по имени Николай или Никита, занимавший должность доместика схол, нашел кошелек с золотом и решил построить мон-рь на месте чудесной находки. Время основания мон-ря неизвестно. Главный храм обители был посвящен арх. Гавриилу (в нек-рых источниках - арх. Михаилу, а в Житии прп. И. упом. ц. Чиноначальников), др. храм - вмч. Пантелеимону. В часовне главного храма находилось погребение И. Мон-рь, по-видимому, располагался недалеко от цистерны Аспара, по словам Жития, в живописном, удаленном от многолюдных кварталов месте. Агиограф сообщает, что ранее мон-рь был мужским, но, как и мн. др. мон-ри, вслед. политики преследования монашествующих в эпоху иконоборчества пришел в упадок и опустел. Незадолго до описываемых в Житии событий обитель была восстановлена как женская. Почитание И. в XX в. Икона И. была написана на Афоне мон. Нектарием. Святая изображена между 2 кипарисами держащей в руке 3 яблока. В 1920 г. Нектарий, сопровождаемый мон. Кириллом (Лемониасом), принял мученическую кончину от турок в Смирне (ныне Измир, Турция). Икона И. была вывезена с Афона архим. Паисием (Филиокалиотакисом), духовным отцом женщины по имени Лемония. В 1926 г. 20-летняя Лемония приняла монашеский постриг с именем Мелетия и решила основать мон-рь. Был приобретен участок земли в мест. Ликовриси (ныне в черте Б. Афин). Когда началось строительство церкви, И. явилась во сне рабочему Михаилу Герасимосу. Святая указала ему др. место, где должна быть построена церковь. Такое же видение было и одной из монахинь, и план строительства был изменен. Архим. Паисий посоветовал Мелетии († 1977) освятить храм во имя И., чтобы святая стала покровительницей обители. Рядом с церковью была построена часовня, посвященная 2 великомученикам Феодорам. Строительство обители было закончено в 1930 г. Мозаики кафоликона мон-ря прп. И. выполнены мастером В. Цоцонисом в 1985-1989 гг. Эта обитель стала 1-м мон-рем, посвященным И., кроме Хрисовалантского мон-ря в К-поле. Мон-рь принадлежит старостильной «Церкви истинных православных христиан». От иконы, написанной Нектарием, происходят чудеса, что стало привлекать к ней паломников со всего мира. Описания чудес публикуются в периодическом издании, выпускаемом мон-рем.

http://pravenc.ru/text/673927.html

д., ипподрома и собора Св. Софии. Обычно рассматривается отдельно от Б. д., однако, безусловно, являлся частью большого дворцового района в прибрежной вост. части города. Основан ок. 1043 г. имп. Константином IX Мономахом вместе с больницей и имп. дворцом как часть нового дворцового комплекса; его покровительницей стала фаворитка императора севаста Мария Склирена. Мон-рь пользовался правом покровительства монахов с Олимпа Вифинского и из мон-ря Неа-Мони на Хиосе, приезжавших в К-поль. В 1055 г. в мон-ре св. Георгия был похоронен его основатель имп. Константин Мономах. Мон-рь и дворец были одной из важнейших резиденций императоров 2-й пол. XI-XII в. В 1118 г. в Манганах скончался и был похоронен имп. Алексей I Комнин. У Никиты Хониата ( Nik. Chon. P. 580) есть сообщение о том, что в кон. XII в. имп. Исаак II Ангел разрушил комплекс для строительства храма арх. Михаила, однако в 1200 г. Антоний Новгородский упоминает о его богатстве и красоте. Вероятно, деятельность Исаака II коснулась только собственно дворцовых построек, а мон-рь остался нетронутым. В 1207 г. папа Иннокентий III утвердил права еп. Нивелона Суассонского на владение мон-рем и всеми его богатствами. В обители разместилась община регулярных каноников, однако затем мон-рь стал объектом многолетнего спора между канониками и госпитальерами. Возможно, мон-рь был переименован латинянами в честь св. ап. Андрея, т. к. в грамоте папы Иннокентия IV от 1244 г. он указан под этим названием. Сохранился ряд свидетельств о регулярных богатых пожалованиях мон-рю от императоров и Патриархов в XIV в. Игумены имели титулы архимандритов и протосинкеллов, т. е. были постоянными членами Патриаршего синода. В 1279 г. здесь состоялось рассмотрение вопроса об объединении Церквей в присутствии имп. Михаила VIII Палеолога и Патриарха Иоанна Векка. В 1320-1321 гг. к-польский Патриарший престол занимал монах мон-ря Герасим. В 1327 г. в мон-ре отрекся от престола имп. Андроник II и в 1328 г. был здесь же пострижен. В 1351 г. в этот мон-рь удалился имп.

http://pravenc.ru/text/149715.html

Скальный мон-рь во имя М. М. (Дайр-Мар-Муса-эль-Хабаши) расположен в Сирии на плато Каламун, близ Эн-Набка. Первые упоминания о нем относятся к VI в. В средние века мон-рь принадлежал Сирийской яковитской Церкви , его история хорошо известна по многочисленным настенным надписям в церкви и по рукописям, происходящим из скриптория обители. Согласно этим источникам, мон-рь был первоначально посвящен прор. Моисею . Изменение посвящения, возможно, связано с прибытием в обитель в XV в. группы эфиоп. монахов из мон-рей св. Георгия в Ихдине (Эхдене) и св. Иакова в Бшарри; оба мон-ря носили эпитет «Эль-Хабаш» ([мон-рь] эфиопов), который, вероятно, был сначала усвоен мон-рю в Эн-Набке, а затем - его эпониму (в форме «эль-Хабаши» - эфиоп). Вместе с тем местное предание говорит о том, что монастырь обязан своим наименованием мон. Моисею Эфиопу, который пришел сюда из мон-ря св. Иакова близ Кары, подвизался здесь и принял мученическую кончину при имп. Ираклии (610-641). В. Г. Григорович-Барский , посетивший мон-рь в 1728 г., свидетельствовал, что обитель принадлежит сиро-яковитам, но находится в запустении; в его время было живо предание о том, что обитель основал мон. Моисей ( Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока. М., 2005. Ч. 2. С. 98-99). В 1991 г. мон-рь был возрожден итальянским иезуитским свящ. Паоло Даль " Ольо в юрисдикции Сирийской католической Церкви , были проведены восстановительные работы при участии сир. и итал. специалистов. Особую ценность представляют росписи XI-XII вв. в ц. М. М., считающиеся одними из лучших сохранившихся произведений христ. искусства Леванта того времени. В ц. Пресв. Богородицы в Эн-Набке хранится реликвия, подаренная мон-рю в 1817 г. неким еп. Илией и почитаемая как рука Моисея Эфиопа ( Cruikshank Dodd. 2011. P. 297). В Ливане полуразрушенный монастырь во имя М. М. находится близ сел. Мазраат-эд-Дахр в р-не Эш-Шуф. Святой также особо почитается в селениях Мар-Муса-эд-Даввар и Баабдат в р-не Матн ( Fiey J.-M. De quelques saints vénérés au Liban//POChr. 1978. T. 28. P. 35). В рукописях (Mingana. Syr. 190, 495 и др.) сохранился устав монашеского братства им. М. М. на каршуни , составленный в XVIII в. свящ. Михаилом Джарве (впосл. сиро-католич. патриарх Игнатий Михаил III) (см.: Graf. Geschichte. Bd. 4. S. 63; Kaufhold. 1995. S. 91).

http://pravenc.ru/text/2564010.html

Этот процесс был общим для иконографии воинов-мучеников и отражал веру в их могущество и почитание как предводителей небесного воинства, «изгоняющих врага души» (эпиграмма Мануила Фила, обращенная к «великому Георгию воину, сидящему перед городом и извлекающему наполовину меч из ножен»). Однако тронные изображения Д. С. количественно превосходят аналогичные произведения с фигурами др. св. воинов. К числу ранних примеров подобной иконографии относятся: визант. рельеф на фасаде собора Сан-Марко в Венеции (XII в.); костяная иконка из Херсонеса (рубеж XII и XIII вв., Национальный музей-заповедник «Херсонес Таврический»); рус. икона из Успенского собора в Дмитрове (нач. XIII в., ГТГ) - везде Д. С. представлен с наполовину извлеченным из ножен мечом. В палеологовскую эпоху этот тип приобретает тесную связь с почитанием Д. С. как покровителя Фессалоники: в росписи новгородской ц. Спаса на Ковалёве (1380), исполненной балканскими мастерами, и на иконе 1-й пол. XV в. из мон-ря прп. Дионисия на Афоне Д. С. представлен сидящим на фоне городских стен. Впосл. иконография Д. С. на престоле получила широкое распространение в рус. и балканском искусстве, при этом в иконах поствизант. периода меч обычно изображается вложенным в ножны и поднятым острием кверху, в правой руке святого появляется копье, отсутствовавшее в ранних памятниках такого типа (икона XVII в., Иверский мон-рь), иногда меч не изображается (икона 1507 г., мон-рь Пантократор на Афоне; икона кон. XVIII в., мон-рь Ставроникита). Детализированное изображение доспехов и оружия на таких иконах следует традиции, общей для палеологовского и поствизант. искусства. Образ Д. С.- полководца-триумфатора в ряде случаев подчеркивается надписями: Μγας Δοξ и Απκαυκος. На нек-рых иконах XVI-XVIII вв. восседающий на престоле Д. С. как победитель попирает ногами и поражает копьем царя Калояна, что придает триумфальный характер иконографии (средник житийной иконы XVI в., мон-рь Каракал; икона 1-й пол. XVII в., мон-рь Пантократор на Афоне; икона рубежа XVII и XVIII вв., мон-рь Варлаама в Метеорах,- под ногами Д.

http://pravenc.ru/text/178231.html

Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 616, 691; Ч. 4. С. 141, 869; 1815. Ч. 6. С. 1000-1001; Описание мон-рей в Рос. империи находящихся. М., 18174. С. 63; Ист. описание находящихся в России епархий, мон-рей и церквей. СПб., 1819. С. 55; Мельников П. И. События, случившиеся в Н. Новгороде от 1462 до 1600 г.//Новгородские ГВ. 1846. 51. Ч. неофиц. С. 200; Макарий (Миролюбов), архим. Зачатейский жен. мон-рь в Н. Новгороде//Там же. 1849. 11. Ч. неофиц.; он же. История Нижегородской иерархии// Он же. Памятники церк. древностей. Н. Новг., 1999. С. 46; Храмцовский Н. И. Нек-рые сведения о состоянии нижегородских церквей и мон-рей в 1-й четв. XVII ст. Н. Новг., 1865. С. 23, 25; он же. Краткий очерк истории и описание Н. Новгорода. Н. Новг., 2005. С. 328-349, 566-570; СИСПРЦ. С. 242; Четыркин И. Н. Ист.-стат. описание нижегородского Печерского Вознесенского муж. мон-ря//Нижегородские ЕВ. 1886. 15. Ч. неофиц. С. 7-8; Соловьёв И., свящ. Нижегородский Крестовоздвиженский жен. мон-рь: История и совр. его состояние. Н. Новг., 1887; он же. Больничный храм при Нижегородском Крестовоздвиженском мон-ре//Нижегородские ЕВ. 1905. 2. Ч. неофиц. С. 61-63; Зверинский. Т. 1. 261. С. 168, 396. С. 213; Т. 2. 804. С. 136-137; Т. 3. 1529. С. 48; Добровольский М., свящ. Краткое описание нижегородских церквей, мон-рей и часовен. Н. Новг., 1895. С. 72-75; Денисов. С. 539-441; РБС. Т. 3. С. 219; Православные русские обители. С. 365; Альбицкий П., прот., Мамонтов Н., свящ., Крестовоздвиженский 1-кл. жен. мон-рь в Н. Новгороде: Столетие его существования (1813-1913 гг.). Н. Новг., 1913; Филатов Н. Ф. Н. Новгород: Архитектура XIV - нач. XX в. Н. Новг., 1994. С. 41-42; Галай Ю. Г., Галай О. Ю. Нижегородский Крестовоздвиженский жен. мон-рь//УЗ Волго-Вятского отд. Междунар. Слав. академии наук, образования, искусств и культуры. Н. Новг., 1998. Вып. 2. С. 80-92; Гациский А. С. Нижегородка// Он же. Нижегородский летописец. Н. Новг., 2001. С. 55. Примеч.; Сойкин И. Нижегородский Крестовоздвиженский жен. мон-рь//ЖМП. 2006. 9. С. 62-75; Крестовоздвиженский жен. мон-рь в Н. Новгороде//Рус. мон-ри и храмы: Ист. энцикл. М., 2010. С. 269; Снежницкий А., свящ. Крестовоздвиженская часовня в Нижегородской ярмарке// Он же. Святыни Нижегородской ярмарки. Н. Новг., 2012. С. 272-287; Шумилкин М. С., Шумилкина Т. В. Купольные монастырские храмы 1-й пол. XIX в. Н. Новг., 2012. С. 28-30; Петряев С. В. Теплый свет из глубины веков: К 200-летию перенесения нижегородского Крестовоздвиженского жен. мон-ря на новое место//Нижегородская коллекция. 2013. 3(7). С. 4-6; Сероглазова Т. Тихое пристанище//Там же. С. 7-11; Шумилкин М. С. Особенности архитектуры нижегородских мон-рей XVIII - нач. XX в.//Приволжский науч. журнал. Н. Новг., 2012. 3. С. 146-152; он же. Архитектура нижегородских мон-рей XVIII - нач. XX вв.: Канд. дис. Н. Новг., 2013. Ркп.; Филарета (Гажу), игум., Мацина Л. Е. История нижегородского Крестовоздвиженского жен. мон-ря. Н. Новг., 2014.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

В 1960 г. мон-рь преобразован в приют для престарелых, монашеская жизнь возобновлена в 2007 г. Муж. мон-рь Фрэсиней (от румын. frasin - ясень) в коммуне Муеряска основан в ясеневом лесу в 1710 г. 2 болг. монахами (официально как скит открыт в 1718). В 1764 г. на месте деревянной выстроена каменная церковь. В 1780 г. мон-рь разграблен австрийцами, запустел. Возрожден в 1845 г. мон. Акакием из Черники, возведена новая Успенская ц. (1859-1860, расписана в 1860-1863, освящена 12 мая 1863). Благодаря усилиям свт. Каллиника Черникского стал единственным в Румынии мон-рем, избежавшим секуляризации монастырских владений (1864). Муж. мон-рь Команка в одноименном селе близ г. Бэиле-Олэнешти (1736) со Всехсвятской ц. (расписана; повторно - в 1785-1786). Действовала школа писцов. В 1997-2007 гг. проведены реставрационные работы. Заново освящен 22 июня 2008 г. Муж. мон-рь Пэтрунса в коммуне Бэрбэтешти (1740, перестроен во 2-й пол. XVIII и в XIX). В 2006 г. построена новая ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Муж. скит Троян в Рымнику-Вылча (XVIII) с ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (перестроена в 1840-1843). В 1864 г. стал метохом монастыря Хурези, в 1949 г. закрыт. В 1972-1975 гг. отреставрирован, открыт музей «Генерал Георгий Магеру» (до 1990). 29 авг. 2008 г. заложена новая ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Женский скит Браду в с. Гургьята (1766) основан на месте древнего скита. Совр. Предтеченская ц. построена в 1784 г. В 1854-1855 гг. объединен со скитом Сэрэчинешти, в 1904 г. окончательно запустел. В 1994 г. возобновлен. Муж. монастырь Берислэвешти в одноименной коммуне (как скит освящен 4 июня 1753). В 1762-1864 гг. при нем функционировала школа для детей-сирот и детей из бедных семей. Реставрационные работы проводились в 1949, 1966 и 1976 гг. Церковь пострадала от бури 6 авг. 2006 г., возведена новая Георгиевская ц. С 2008 г. мон-рь приписан к Козии. В комплекс входят также ц. Трех святителей (1754-1762), колокольня (1754) и др. постройки.

http://pravenc.ru/text/2578355.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010