В силу этого указа семинарское Правление представило новые, составленные архитектором Биллингом проекты и сметы на капитальный ремонт семинарских зданий с новыми к ним пристройками на сумму 898,000 р. Но и этот третий архитекторский проект постигла та же участь, как и первые два. Архитектор Хозяйственного Управления Люшин не одобрил проект и сметы Биллинга, и они были возвращены в 1882 году семинарскому Правлению с поручением войти вновь в тщательное обсуждение действительно необходимых исправлений и переделок в семинарских зданиях с соблюдением строгой экономии в исчислении потребных для дела материалов и работ. Вифанская семинария оставалась в запустении до вступления на Московскую кафедру недавно почившего приснопамятного митрополита Иоанникия. Посетив в первый раз семинарию, он, по собственным его словам, «до глубины души был поражён тою крайне неприглядною обстановкой, среди которой проходила жизнь воспитанников семинарии». Долго тянувшееся дело о перестройке семинарских зданий было им быстро приведено к окончанию. По его архипастырскому ходатайству Св. Синод указом 5 декабря 1883 года разрешил Правлению семинарии произвести работы по перестройке и расширению зданий семинарии согласно с проектами и сметами, составленными архитектором Зыковым на сумму 167,041 р. 85 коп. и отпуск денег из духовно-учебного капитала по строительной части определил начать с 1884 года. В мае этого года приступлено было к работам по перестройке семинарии, а к 30 сентября все работы были окончены. 30 сентября приснопамятный святитель Иоанникий совершил освящение обновлённых зданий семинарских и при этом даровал новую милость Вифансвой семинарии устройством безмездного общежития всех своекоштных учеников, принадлежащих к Московской епархии. С устройством епархиального общежития снята была тягота с воспитанников и их родителей, которая препятствовала детям беспрепятственно учиться, а родителям доставлять средства к образованию своих детей. Расширенные и благоустроенные семинарские здания, вмещающие до 300 воспитанников не только прилично, но вполне достаточно обеспеченных в средствах содержания, остались внешними памятниками столетнего исторического роста Вифанской семинарии. Новые обширные семинарские здания заслонили маленький корпус, в котором начала своё бытие небольшая Вифанская семинария в 1800 г., и перемены, происходившие в столетний период в её жизни, изгладили видимые следы жизни, существовавшей в ней во времена митрополита Платона. Но как новые здания тесно примкнули к старому Платонову корпусу и соединились с ним прочными связами, так внутренняя жизнь семинарии во весь столетний период её существования связана крепкою связью. Дух и предания великого иерарха сохранялись в его семинарии, и после его кончины из тесных, маленьких аудиторий четырёхбашенного корпуса вместе с их питомцами и их наставниками перешли и в эти просторные здания.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

65-й год жизни 1051 . В корзине ли, в другом ли каком вместилище оказался портрет с прерадостными чертами, напомнившими мне больше всего покойного о. Иоасафа Саввинского 1052 . Рассвело. Еду в Гефсиманию. Там уже Патриарх ожидает нас, и поется Параклис. Без часов. Служение со всем чином. Наверху у игумена чай. M-me Maz . Подъем на Св Гору с Патриархом. Осмотр Каллистратова места 1053 . У м Анны еще раз чай. Возвращение околичным путем по зною палящему. Дома письмо к брату. ΜΣ. Рассказы. 12 ч. Перечитывание «фельетона». В 3 ч. готова почта. КА. Подробности тамошние. Обед с тишайшим поздравлением. Аркадия неописуемая. La grande dame с cousinM. Подарки для Москвы. Г. консул. Докторская ужасающая сплетня. Чай. Данаф с К°. Комары. 2-й час. Было сегодня 31° в тени. Четверток, 13 авг Ранее обыкновенного разбужен был крепким стуком в двери. Оказался о. арх Виссарион, отправляющийся сегодня в Тифлис на должность и испрашивающий у меня письма к тамошнему экзарху. Лекарство. Жар. Чай. Вчерашняя конференция кончилась ничем. Право продажи места висит на волоске. Писание ко владыке владык, авве Иоанникию 1054 . Василий Ст с паспортом. Ненила тут же с мытьем, что ли. Свидетельство Людмиле Великой. Бетжальцы по своему нескончаемому «убийственному» вопросу. Анания советует всем их партиям подать прошение о примирении Патриарху, да такое же и... о. Бракко! О, шалопаи! Так-то вы сознаете свое патриаршеское значение в Палестине! На час водворение тишины в доме. В тени 30°. Воздух раскаленный. Чистка иконы 12-х праздников. Выдача Гуру 200 франков напутия под расписку. Обед с 7-ю кушаньями – от ослиной фантазии повара. Гур с женой за последним благословением и последний счетец в 1500 пиастр! Да убирайтесь вы поскорей, живодеры! 300 наполеонов взамен 300 полуимпериалов. Письмо от Евфимия александрийское. Г. Иванов 1055 принял его весьма ласково. Спасибо добряку. Чтение и сон и плавание в поту. Потемки. М. Самовар. Сие. Строчка статьи и дремание неодолимое, загнавшее меня на диван. Проспал до 3-х часов. Пятница, 14

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Служение его в храме было великолепно, величаво и молитвенно. Он очень воевал в Синоде с «чиновниками», в сущности вертевшими за спинами архиереев всеми делами Синода. Так как чиновники не желали выпускать из рук властное положение, то они весьма ловко выбирали архиереев, вызываемых в Санкт-Петербург, ссорили их между собою, награждали покорных и давали чувствовать более самостоятельным всю силу своего влияния. Таким образом более умные архиереи Иоанникий, Антоний (нынешний Санкт-Петербургский митрополит), Никанор Уфимский и другие занялись устройством ансамбля святителей и началом войны с весьма выдрессированным полчищем чиновников с ловким Саблером во главе их и с подставным добряком Победоносцевым, в которого, минуя Саблера, попадали все архиерейские стрелы и атаки. Будущему историку Синода придется написать про эту страстную и напряженную борьбу очень интересную страницу. Ума и ловкости с обеих сторон сколько угодно, но «святительство», «сосуд Святого Духа» и прочие воображаемые прерогативы архиереев оказались отжившими свое время среди тех же архиереев-людей, на которых наконец Саблер с К° стал разыгрывать всё надобное чиновникам, как на фортепианных клавишах. Самой несимпатичной, предсмертной страницею деятельности Иоанникия я считаю его настояние в деле тайной выходки Синода против писателя графа Л.Н. Толстого, о лишении которого христианского погребения я сам читал секретный указ Св. Синода в виде секретного же указа по церквам из Владимирской духовной консистории. Зачем это было нужно (1898), как и последовавшая гласная выходка (1901) против того же писателя – мне не понятно. 275 Я сужу об этом спустя почти два года, принимая во внимание и последствия всего бывшего. Жесточайшая, полная ненависти борьба Победоносцева с Иоанникием (то есть, в сущности, обоих их как подставных лиц) кончилась «повышением» последнего в Киевские митрополиты и сопровождалась в Москве рядом вполне неприличных выходок всякого рода всяких людей. После такого удаления главаря-святителя рушился их ансамбль, и опять началось обезличение Синода и торжество шайки дельцов, про которую как-то Победоносцев выразился: «Уж на что интендантство, но и там, кажется, нет такого воровства, как у нас в «святейшем, правительствующем» и в наших знаменитых консисториях».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вот другой — беглопоповец, рослый, дюжий мужчина: он более разговорчив и общителен, охотнее возражает, все ему хочется увидеть, осязать и испытать не осязанием только верующего сердца, но руками и глазами. Он усерднее всех обследовал состояние исцеленного Дионисия, успел подсмотреть разные сучки в глазу у сослужащего православного духовенства относительно исполнения устава. Кубанские казаки — люди более мягкого характера и искреннего чувства, более всех других соглядатаев алчущие и жаждущие правды веры и спасения. Долго бродили эти и прочие представители, и соглядатаи раскольничьих общин, как овцы, не имущие ни пастырей, ни пажити церковной, среди многочисленных тысяч православного народа. Детская, горячая вера, не поддающийся описанию религиозный энтузиазм (возбуждение), величие богослужений, наконец, народные рассказы и явные уверения в чудотворениях постепенно преклоняли их сомнение в веру. При посредстве православных миссионеров депутации раскольничьи обратились к преосвященному Антонию, епископу Черниговскому, и высокопреосвященному митрополиту Киевскому Иоанникию с просьбой открыть им мощи св. Феодосия для удостоверения в подлинности их нетления. Если Господь не возгнушался и Фоме неверному показать Свои язвы гвоздные и дозволил вложить в них персты усомнившегося, то, ради душевных немощей просителей и дабы стоящие за ними тысячи их братьев познали истину, владыка благословил удовлетворить просьбу на другой день открытия мощей угодника Божия. Настал этот вожделенный для мучившихся своим неверием и сомнением раскольничьих соглядатаев, но страшный час. 10 сентября после совершения литургии и молебного пения на площадку у подножия раки св. мощей стали упомянутые депутаты раскольничьи вместе с миссионерами. Толпа православных богомольцев была временно отстранена и едва сдерживалась. В полном облачении вошел епископ Питирим на возвышение, где установлена св. рака, и начал снимать покровы и разоблачать руки великого угодника Божия. Воцарилась мертвая тишина: страх и трепет прииде на присутствующих и на раскольников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

В 1648 году Константинопольский патриарх Иоанникий пишет государю особую грамоту, «чтобы вам достоверно ведомо было о чудесех, что здесь сотворилось от Бога, – страшный трус, что николи такого не бывало и никто толь не помнит». Затем рассказывает, что от землетрясения разрушились многие дома, «и упали два столба пречудные, которые были поставлены в древние лета от добрых мастеров»; эти столпы всегда оставались целы и невредимы во все предшествующие землетрясения. Раз жиды дали туркам много денег и с их позволения обожгли кругом один из этих столпов, который был позолочен, «чая от него много злата снята», но ошиблись в расчетах. Столп от огня только расселся, и жидам пришлось скрепить его железными обручами; так столп и стоял до последнего времени, а теперь вместе с другим пал, чего никто не ожидал. Как видно, это землетрясение произвело сильное впечатление в Царьграде, так что и архимандрит Амфилохий счел нужным, со своей стороны, уведомить о нем царя, причем он замечает, что сами турки считают это явление недобрым знаком для их царства 401 . В 1653 году халкидонский митрополит Гавриил между другими вестями сообщает государю и следующее: «Учинилось некакое чудо здеся в турской земле, в арцком епископстве, а писал нам о том некоторой священноинок, имянем Евгеней: в прошлом-де году, месяца сентября в 9 день, часу дни, источила земля кровь горячую красную, и наполнилися места и хоромы, и мир устрашился и прибегли к церквам и учали петь молебны, и та кровь во всю ночь источила, а наутре та кровь ухронилась, только земля и стены остались окровяны; и о сем чудесе многие, с той стороны приходящие, сказывали патриарху, что видели сами оковидно, и яз, раб твой, дерзнул еси писати и ведомо учинити великому вашему царствию» 402 . Не без интереса русские могли читать и следующий рассказ из местной жизни янинского митрополита Каллиника, написанный им в 1650 году 5 мая и присланный в Москву с архимандритом Нектарием. «Слышал я от агарян, – писал митрополит, – как они говорили о великом вашем царствии: в нашей янинской области, по той стороне озера, есть село, называемое Струны, и близ него большой куст (именем Пурнарий), из-под корня его от камня выходит вода, «аки происходящая река», и та вода так холодна, что невозможно вложить в нее руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Димитрию Васильевичу Адинцову со всем его благоприятным семейством от нас поклонись, пожалуйста, всеуниженно, а Михаилу Дмитриевичу – особенно. 1 октября 1823 г. М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н. Пречестнейший и прелюбезнейший наш о Господе собрат отец Иоанникий! Всеусердно желаем тебе о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе Христе радоватися и в находящих благодушествовати. Благоприятное ваше писание с достопочтеннейшею благодетельницею Ак[илиною] Ив[ановною] исправно получили и содержанию по скудоумию нашему вняли… Гвоздья и навертку при посылках от лодочника Балашева исправно получили; а равно и портрет Батюшки о. Феодора, мало похожий впрочем. О худом своем здоровье не скорби, ниже малодушествуй, но мужественно при помощи Божией терпи со благодарением, благословляя Премилосердаго Господа, попустившаго нам таковую слабость к чувствованию о своей неизбежной и неминуемой смерти, ибо мы с тобою и биемы – не чувствуем, ниже умиляемся и не поощряемся к покаянию. Сие нечувствие существует в нас наиболее от разсеянности нашего ума, молв и попечений о делах внешних, ибо худо стараемся хотя часно поуединиться и наедине помолиться; а по тому самому и пребываем, яко безплодныя смоковницы, не творящия ни малаго плода. Но что же будем делать?.. Да смирим себя и да восприимем мытарев образ покаяния, повсечасно внутрь нас вопия: „Боже! Милостив буди мне грешному и по всем частям непотребному, и не яко же аз хощу, но яко же Ты, Господи, хощеши, устрой о мне вещь ко спасению“. И за молитвы нашего всеобщаго Батюшки о. Феодора Всемилостивый и Всесильный Господь, яко чадолюбивейший отец, негли и отмстит нашим всеобщим врагам, пленяющим наши чувства и ума движения, и воскресит плененныя наши души от падения, всячески устрояя нашу участь во благопотребный и спасительный конец. Итак, когда Премилосердый Бог по нас, кто тогда дерзнет на ны?.. …Слава Великодаровитому Господу Богу нашему Иисусу Христу, вот уже мы на сем свете шестой десяток годов доживаем, но никогда ни единаго безпризреннаго больного, по улицам валяющагося, не видали, но все милосердием Его, Создателя нашего и Искупителя, приняты христолюбцами под кровы и по достоянию упокоеваемы. Вы для утешения своей немощи вспоминайте Василия, „злонравнаго раба“, изгнаннаго господином из дому во время глада, како терпением спасеся; о чем написано в житии святителя Нифонта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

13 . Так вот что там происходило. Между тем Вильгельм, поднявшись со всем войском, из Мизии спешил к Брундузию, а флот его стал в гавани одного островка, лежавшего в нескольких стадиях против Брундузия, потому что положено было сделать нападение на римлян в одно время с обеих сторон. Дать сицилийцам морское сражение, прежде чем появится перед ними Вильгельм,– для этого у римлян тогда не достало догадки, как будто было уже решено, чтобы они испытали бедствие. Допустив нападение на себя с обеих сторон, римляне расстроили дело царя. Слишком понадеявшись на то, что идет войско из Византии, они, в ожидании скорого его прибытия, откладывали нападение на неприятелей; а когда получили известие, что Вильгельм уже близко, тогда должны были поневоле принять битву с обеих сторон. Итак, избрав двух опытнейших в воинском деле мужей, Иоанникия Критопла и Перама, родом перса, они послали их с иверцами и массагетами завязать перестрелку. Те тотчас же схватились с неприятелями, которые расположились лагерем в сорока пяти стадиях, и, полагаясь на краткий путь отступления, забежали им в тыл, побили много людей в их арьергарде, угнали от них много вьючных лошадей и, отбив знамя, ушли к Брундузию. Но сицилийцы мало заботились об этом, ибо, при великом множестве всего, для них такая потеря не была нисколько чувствительна: они лишь несколько отдалили от римлян свой лагерь, чтобы не сталкивались между собой пастухи с той и другой стороны, и стали приготовляться к бою. Недалеко уже от гавани стоял и флот их. В таком положении были сицилийцы. Что же касается до римлян, то они и прежде были гораздо малочисленнее войска неприятельского, а теперь из их сил убыло еще более. От них отделилось как весьма много других союзников, так в особенности немалая дружина кельтов, которые, служа римлянам за деньги, самым неприметным образом перешли к Вильгельму. Видя это, Вильгельм решился воспользоваться благоприятным временем, пока ни Роберт не явился еще к ним на помощь,– ибо слышно было, что он возвращается с многочисленными силами,– ни подошло к ним от царя какое-нибудь сухопутное или морское войско.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никита говорит, что Игнатий в течение целых одиннадцати лет своего первого патриаршества – ν λοις νεκα χρνοις τς πρτης ατο εραρχ ας – не мог примириться с сиракузским архиепископом Григорием, которому он не позволил участвовать в своей хиротонии. 6 Затем, тот же Никита, говоря о вторичном избрании св. Игнатия на престол в 867 году, замечает, что оно состоялось в воскресенье 23-го ноября, в тот именно день, когда он в первый раз и был лишен престола – κυριακ τν μερν ν, εκδα δ κα τρ την ε χε νομβριος, σπερ κα τε πρτον ξωρζετο. 7 Далее, в недавно опубликованном житии византийского подвижника св. Иоанникия, составленном монахом Саввой, содержится ясное указание на год кончины патриарха Мефодия, предшественника Игнатия. В житии говорится, что св. Иоанникий скончался с 3-го на 4-е ноября 846 года, а патриарх Мефодий умер 14-го июня, спустя восемь месяцев после кончины Иоанникия, т.е. 14-го июня 847 года. 8 Если же патриарх Мефодий скончался в 847 году, а его преемник Игнатий в первый раз занимал престол одиннадцать лет, если, затем, иметь в виду 23-е ноября, как день низложения Игнатия с престола, то ясно, что св. Игнатий оставил в первый раз патриаршество 23-го ноября 858 года. Значит, к концу 858 года, а не к 857, – как полагает проф. Дмитриевский, – следует относить и первое избрание на патриарший престол святейшего Фотия. Затем, датировав кончину патриарха Фотия 887 годом, проф. А.А. Дмитриевский воспроизвел старую и забытую дату, вместо которой давно уже принимается 891 год, как время смерти Фотия. 9 Но и эта дата в последнее время отвергнута и вместо нее указывается новая – 6-го февраля 897 года. Это хорошо известно и проф. А.А. Дмитриевскому , который на 268 стр. своей книги говорит: «Кончина знаменитого константинопольского патриарха Фотия, последовавшая, как полагают некоторые ученые, 6-го февраля 897 года, записана в Синаксаре» и пр. Таким образом, в рассматриваемом исследовании мы имеем две даты относительно кончины Фотия, разделенные между собой целым десятилетием (887 и 897 гг.), при чем первую дату никак нельзя считать опечаткой, потому что она воспроизведена из другой книги проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/r...

Признание законных прав разума сказывалось еще в стремлении излагать догматический материал систематически: в данный период богословия мы находим опыты систематического изложения как учения о Боге в Себе Самом (главы 56–70 великого катехизиса Лаврентия Зизания 809 ), так и всего богословия (“Зерцало богословии” Кирилла Транквиллиона 810 ), хотя обыкновенно употребляемым способом изложения в данный период богословия мы находим способ изложения по трактатам, не имеющим между собой внутренней связи (по такому способу изложены, например, все известные четыре книги о вере – острожская, киевская, Кириллова и московская). Что же касается употребления частных логических приемов изложения, в которых также обнаруживается признание прав разума, то относительно этого нужно заметить, что в рассмотренных нами богословских произведениях чаще встречаются – форма вопросо-ответов на возражения (в “Послании многословном” Зиновия Отенского , великом катехизисе Лаврентия Зизания, «Nowa miara starey wiary» Лазаря Барановича, «Stary kosciol zachodni» etc. Иоанникия Галятовского и др.) и форма беседы (например, в сочинении Галятовского “Мессиа правдивый”), чем форма строго логического рассуждения (примером чего могут служить трактаты, составляющие “слово на латинов” Максима грека 811 . Сравнивая (на основании сказанного) Феофана с предшествовавшими ему богословами с методологочиской стороны изложения догматического материала, мы находим, что по вопросу об отношении между верой и знанием он вполне согласен с ними. Главное различие Феофана от них, и вместе с тем заслуга его, состоит 1) в том, что он внес в отечественное богословие строго научное отношение к св. Писанию (но не к преданию, которое и раньше его было разрабатываемо научно) и 2) в том, что он дал отечественному богословию новую лучшую систему, выработанную в лучшем римско-католическом богословии (Беллярмина) и в богословии протестантской схоластики (тогда как до него в московской академии и киевской коллегии господствовала римско-католическая система).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

По некоторым вопросам я не был согласен с прочими членами комиссии и просил свои мысли представить на благоусмотрение Святейшего Синода, но мое заявление оставлено было без внимания. По окончании заседаний в конце сырной недели предложено было еще раз собраться на второй неделе Великого поста для окончания суждения о сделанных нами замечаниях на проект Устава; но это, неизвестно мне почему, осталось без исполнения. Между тем в конце поста составленный нами проект Устава академий внесен был митрополитом Иоанникием в Святейший Синод для подписания. Митрополиты Исидор и Платон подписали, не заглянувши даже в переписанную набело тетрадь; преосвященный Ярославский Ионафан, не участвовавший в нашей комиссии, хотел бы прочитать этот проект, но ему это не удалось (? — И. С.). Таким образом подписанный членами Синода проект представлен был чрез обер–прокурора на Высочайшее воззрение и 20 апреля 1884 г. был утвержден. Так–то совершаются у нас столь важные церковно–государственные реформы»  . Затем, 22 августа 1884 г., император подписал и новый Устав семинарий  . Вместе с новыми уставами канцелярия обер–прокурора опубликовала «Разъяснения к проекту Устава православных духовных академий» (СПб., 1884). На первой же странице объявляется, что цель нового Устава состоит в упрощении порядка управления академиями, более целесообразном разграничении сфер деятельности органов управления и упрочении административной власти каждого из них. Это означало возврат к известным взглядам митрополита Филарета. Такую же тенденцию, направленную на упразднение самоуправления и выборного начала в духовных учебных заведениях, обнаруживает и Устав семинарий 1884 г.  По сравнению с Уставом 1867 г. здесь значительно расширены полномочия епархиальных архиереев по отношению к семинариям. Кроме того, в § 14 добавлено, что епископ «имеет высшее наблюдение за направлением преподавания, воспитанием учащихся и вообще за исполнением в семинарии сего Устава». § 23 отменяет выборность ректоров, которые теперь снова назначаются; инспектор также не избирается, а назначается Святейшим Синодом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010