Но светские училища и по числу учащихся и по уровню образования решительно уступали ранее устроенным духовным школам. На государственную службу поступали многие выпускники духовных школ. Поэтому правительство не хотело оставить без внимания и эту ветвь народного образования. Духовная школа подвергалась основательной перестройке – происходила ее латинизация. Школа старого, греко-славянского типа, доживала последние дни, хотя именно в это время в Новгороде устроено было превосходное греческое училище. В 1706 году митрополит Иов вызвал к себе братьев иеромонахов Софрония и Иоанникия Лихудов и с их помощью открыл при архиерейском доме две школы: низшую – славянскую и высшую – греческую. Планы ученых греков были обширные: они собирались открыть в Новгороде типографию и подготовить новый, исправленный перевод Библии на славянский язык. Но этим планам не суждено было сбыться. Уже через год иеромонаха Софрония перевели в Москву в греческую школу при типографии, а иеромонах Иоанникий к тому времени был в преклонных годах. В 1716 году митрополит Иов скончался, через год умер и вернувшийся после кончины своего покровителя в Москву иеромонах Иоанникий. Созданная ими школа просуществовала ещё 10 лет. В Москве греческое образование сохранялось лишь в типографской школе иеромонаха Софрония Лихуда, пока её не соединили с Академией. Сама же Спасская академия уже в 1700 году была преобразована по киевскому образцу. Архиереи из киевских ученых монахов открывали латинские училища и в провинции. В 1700 году святым Иоанном (Максимовичем) открыта была школа в Чернигове, в 1702 году – святителем Димитрием в Ростове, в 1703 году – митрополитом Филофеем в Тобольске. Но священнослужители – великороссы не хотели отдавать в эти училища своих чад. Чтобы содействовать делу духовного образования, Петр I издал указ, по которому дети духовенства, не обучавшиеся в школах, не допускались к церковным должностям. Без аттестатов «поповичей» запрещено было принимать и в «чины гражданской службы», кроме «солдатского чина».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Я сам с детства воспитан в глубоком уважении к святительскому сану вообще, и к Св. Синоду, как сонму святителей, в особенности. Свое назначение присутствовать в Синоде я принял с трепетом и в залу синодальных заседаний вошел с благоговением. Но в своих воспоминаниях я должен писать то, что было, а не то, чего не было, и руководствоваться древним изречением: «amicus Plato, sed magis amica veritas». (Платон – друг мне, но еще более дорога мне истина). В утешение же тех, кто может огорчиться, я скажу, что, во-первых, сила Божия никогда не умаляется от немощи человеческой, а, во-вторых, – мои воспоминания относятся к наиболее печальному периоду истории Синода, когда конъюнктура складывавшихся в государстве событий требовала от Синода особой мощи и силы, а Св. Синод в своем составе, особенно в лице своих старших членов – митрополитов, голос которых имел наибольшее значение, как и в лице обер-прокурора, отличался беспримерною бесцветностью и слабостью. Нельзя, впрочем, не признать, что в самой структуре Св. Синода было нечто, обрекавшее его на слабость и, в известном отношении, бездеятельность. В Синоде не было хозяина, не было ответственного лица, которое бы чувствовало, что оно именно должно вести церковный корабль, и что на него прежде всего ляжет ответственность, если этот корабль пойдет по неверному пути. Во главе Св. Синода номинально стоял Первоприсутствовавший, почти всегда – Петербургский митрополит (В истории Синода, кажется, было всего два случая исключения из этого правила: с конца 1898 г. по 1900 г. Первоприсутствующим состоял Киевский митрополит Иоанникий, а с 1916 по 1917 г. Киевский митрополит Владимир.). В Петербургские митрополиты, – их назначал Государь по докладу обер-прокурора, – всегда назначались люди покладистые, спокойные, часто безынициативные, иногда беспринципные. Митрополиты Платон и Филарет Московские , Иоанникий Киевский, архиепископы: Херсонские – Иннокентий и Дмитрий (Ковальницкий), Харьковский – Амвросий, Литовский – Алексий и многие другие, блиставшие своими дарованиями, энергией и инициативой, не могли попасть на Петербургскую кафедру, в то время, как в наши дни, – не будем говорить о раннейших, – ее занимали: Палладий, Питирим... Митрополит Антоний попал в Петербургские митрополиты только потому, что, при многих блестящих дарованиях его ума и сердца, он отличался обидной безынициативностью и слишком большой покладистостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

6) Даниил 2-й, архиепископ сербский (1323 – 1337). Он написал жития королей и архиепископов сербских, которые вместе с дополнениями неизвестных продолжателей составляют так-называемый сербский Цароставник или Родослов и которые напечатаны г. Даничичем под заглавием: «Животи кральева и архиепископа српских написао архиепископ Данило и други», у Загребу, 1866 303 . Мы уже говорили выше, что книга весьма скудна историческими положительными известиями и что она имеет цену только за отсутствием других памятников лучших, но она весьма замечательна в другом отношении. Если бы справедливо было по одной книге заключать о характере целого народа, то это заключение было бы в высшей степени невыгодное для сербов. Такой ужасной риторики, или даже и более чем риторики, и такой, не знающей совершенно никакой меры хвалебной лести и лжи, мы уверены, не найдешь даже ни у кого из византийцев, как известно, великих мастеров этого дела. Древние сербские государи никак не могут быть похвалены за свои нравы, – почти ни один из них не умирал на престоле, а был сгоняем следующим, не однажды было, что даже сын поднимал руку на отца; и однакож по изображению Даниила все они оказываются такими прекрасными людьми, что не знавши дела придешь в умиление и с недоумением подумаешь, откуда это такой рай на земле. Наша Степенная книга, как известно, тоже не свободна от упрека в риторике и панигиризме, но до сербского Родослова ей еще чрезвычайно далеко (в Родослове описаны жития 4 королей: 1) Уроша Великого или 1-го, 2) Стефана сремского или Драгутина, 3) Уроша 2-го или Милутина, 4) Уроша 3-го или Стефана Дечанского, – одного царя – Стефана Душана и одной кралицы – Елены жены Уроша 1-го; жития архиепископов: 1) Арсения, 2) Саввы 2-го, 3) Иоанникия, 4) Евстафия 1-го, 5) Иакова, 6) Евстафия 2-го, 7) Саввы 3-го, 8) Никодима, 9) Даниила 2-го, и патриархов: Иоанникия и Саввы). По свидетельству Родослова, изд. Данич. стр. 367, архиепископ Даниил «книги многочисленные составлял и изобретал, прежде небывшие николиже», но других книг его, кроме самого Родослова, пока неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сейчас в бывших югославских республиках модно возвеличивать коллаборационистов и военных преступников вроде кровавого диктатора Анте Павелича, любовавшегося выколотыми глазами сербов, которого в Хорватии многие считают национальным героем. Это связано с процессом их мнимой самоидентификации, попытками отринуть общеюгославское наследство и, разумеется, с действием западной пропаганды, этого технотронного фашизма. Предпринимается фальсификация истории Второй мировой войны, чему, разумеется, надлежит давать отпор. Это духовное помрачение, которое, будем надеяться, пройдет, когда «народы, распри позабыв, в единую семью соединятся». Рейтинг: 10 Голосов: 28 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ульяна 21 октября 2014, 20:34 Владимир, спасибо за комментарий!!! На эту тему есть фильм " Голова в облаках " (французская девушка отказалась от легкомысленной великосветской жизни ради борьбы с фашизмом, а в итоге ее убил французский партизан, сестру которого замучили гестаповцы). Есть также фильм " Черная книга " , где один немец в оккупированных Нидерландах порвал с фашизмом, стал участником Сопротивления, а в итоге его расстреляли американцы. Тогда не только коммунисты были жестоки по отношению к мнимым коллаборационистам и мнимым фашистам! Владимир 21 октября 2014, 09:14 Владимир Небольшая корректива к словам о. Игнатия - расстреливали не не там,где считали это нужным, а там, где считали, что имели место факты коллаборационизма с немцами и итальянцами. В частности - уход с немцами и коллаборационистами. Чем и объясняется гибель владыки Иоанникия. Кстати, в сегодняшней статье. " После войны митрополит Иоанникий (Липовац), сейчас он канонизирован, колебался: бежать ли от коммунистов и потом, возможно, когда-нибудь вернуться или остаться. Владыка Николай (Велимирович) к этому моменту покинул страну и не он один. Митрополит колебался, а профессор Аджич, его близкий друг, уговаривал его остаться. Он считал, что даже если коммунисты их арестуют, то отпустят, так как на них нет никакой вины. Но капитан Джуришич, четницкий воевода, настаивал на уходе. К сожалению, никто из них не вернулся, митрополит Иоанникий мученически погиб " . Оправдывать коммунистов никто не собирается. Их интернациональная жестокость известна. Но не стоит отказывать им в логике и понимании целесообразности.

http://pravoslavie.ru/74429.html

В декабре 1891 года скончался профессор философии в Академии В. Д. Кудрявцев. Кончина его повлекла перемены в замещении кафедр, имевшая своим последствием освобождение кафедры нравственного богословия. На эту кафедру Совет Академии ещё 24 февраля 1892 года избрали о. Григория, который, по прочтении пробных лекций 24 и 25 апреля того же года, от 27 апреля и был назначен, по резолюции покойного митрополита Леонтия, исправляющим должность доцента по этой кафедре. Одновременно с теми другая, произшедшая в Академии, перемена повлекла за собою новую перемену в служебном положении о. Григория. Инспектор Академии архимандрит Пётр (ныне епископ Сухумский) был назначен на должность ректора Киевской духовной семинарии, а на его место, указом св. Синода от 20 мая того же 1892 года, назначен был исправляющим должность инспектора о. Григорий. Заняв так скоро такое выдающееся положение в родной Академии, о. Григорий, пользуясь наступившим вакационным временем, ближе всего решил покончить с делом соискания учёной степени магистра. Он летом того же 1892 года напечатал, а 31 августа защитил свою диссертацию, под заглавием: Третие великое благовестническое путешествие св. Апостола Павла ( Дeяh. XVIII, 22 – XXI, 16 и Гaл. II, 11–21 ). Опыты историко-экзегетического исследования. Сергиев посад, 1892. Согласно удостоению Совета, 12 ноября того же 1892 года он и утвержден был св. Синодом в искомой степени, а затем, в связи с тем, и в звании доцента; вскоре же после того, именно 25 марта следующего 1893 года, утвержден был и в должности инспектора. – В связи с тем шло возвышение о. Григория и по степеням священства. Уже 16 марта 1891 года, т. е. меньше нежели чрез месяц после своего пострижения в монашество, молодой инок, преосвященным Виссарином, епископом Дмитровским (ныне Костромским), был рукоположен в иеродиакона; за тем 12 июня того же года, в день исполнившегося 30-летия епископского служения владыки митрополита Московского (ныне Киевского) Иоанникия, самим владыкою митрополитом, был посвящен в иеромонаха; 11 января следующего 1892 года, преемником владыки Иоанникия на Московской кафедре, покойным митрополитом Леонтием, удостоен набедренника и наконец в 1893 году, по утверждении в степени магистра и в звании доцента, вместе с утверждением в должности инспектора, возведен был и в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

217) Каллиник , митрополит проилавский, родом фессалиец (из Загоры, что на Пилийской горе), муж, обладавший греческим образованием, доброго нрава и вполне преданный церкви. Но друзья Кирилла и против него вооружили народ, который почитал Кирилла, помня свидетельство о нем Авксентия как о едином богоугодном. Между тем случилось и следующее обстоятельство: Каллиник предложил архиереям вопрос: не считают ли они приличным назначить для Петрова поста определенное число дней так, чтобы продолжительность этого поста, как и других постов, была неизменная и не зависела от переходного праздника Пасхи. Предложение патриарха одними отвергнуто, как совершенно бесполезное, а другие и разгласили еще о нем, как о безрассудном еретическом нововведении. В следствие этого патриарх был обвинен в ереси и однажды толпа народа бросилась на него при выходе из церкви, бесчеловечно избила и изгнала из патриархии. Немедленно после этого Каллиник отрекся от престола, который занимал 6 месяцев и восемь дней, и удалился на свою родину в Загору, где жил, занимаясь науками, углубляясь в божественные писания и составляя церковные и исторические сочинения в прозе и стихах. Между прочим, он написал и историю бывших до него по взятии Константинополя патриархов, которая остается еще неизданной. После этого, по общему приговору, патриаршество принял 1757 г. 218) Серафим , митрополит филиппопольский, человек преданный церкви, но надменный. Поэтому-то его и возненавидели, и через три года он был изгнан на Афон. Оттуда в последствии он отправился в Россию, где получил большую честь и гостеприимство от Императрицы Елисаветы Петровны; умер и погребен близ Киева, в котором жил. Преемником ему избран 1760 г. 219) Иоанникий , прежде бывший митрополит ипекийский и потом халкидонский, родом из Константинополя, знатного происхождения, человек умный и обходительный. Но тогдашние политические обстоятельства, беспорядок в делах церковных, обычные раздоры архиереев и в особенности чрезвычайно тягостные долги церкви делали патриаршество в высшей степени тяжелым. Поэтому Иоанникий через четыре года отрекся и, удалившись, покоился на острове Халки, где наконец отошел ко Господу. На его место возведен избранный единогласно 1764 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В «Достопамятных сказаниях... » можно найти немало подобных сюжетов    «Два брата, монахи, пришли в соседний город, чтобы там продать работу свою целого года, и остановились в гостинице. По продаже рукоделия один пошел закупить нужное для них, а другой остался в гостинице и по наущению дьявола впал в любодеяние. Уходивший брат, возвратясь, сказал оставшемуся: «Вот, мы запаслись всем нужным, возвратимся в келию». Другой брат отвечал: «Я не могу возвратиться». Когда же брат стал упрашивать его, чтобы он возвратился, «... », этот исповедал ему грех свой. Я, сказал он, когда ты ушел от меня, впал в любодеяние, и потому не хочу возвратиться. Брат, желая приобрести и спасти душу брата, сказал ему с клятвою: «И я, отлучившись от тебя, подобным образом впал в любодеяние; однако воротимся в келию и предадимся покаянию. Богу все возможно: возможно Ему даровать прощение за покаяние наше... » Они возвратились в келию свою... Потом пришли ко святым отцам, пали к стопам их, стеня и воздыхая, проливая обильные слезы, исповедали им падение, которому подверглись. Святые старцы наставили их на делание покаяния и дали заповеди, которые они исполнили тщательно. Несогрешивший брат приносил покаяние, как бы сам согрешил, за согрешившего, по великой любви, которую имел к нему. Господь призрел на подвиг любви: открыл святым отцам тайну, и что за любовь того, кто не согрешил, а подверг себя труду покаяния для спасения брата, даровано прощение и согрешившему. Вот что означает «полагать душу свою за брата». Для нас особенно значима последняя фраза, поскольку именно она говорит о том, что мученичество немыслимо без сопричастности.    Живший в IX веке св. Иоанникий Великий идет еще дальше – он принимает на себя не только покаяние, но и искушения ближних. Встретив однажды совсем юную монахиню, обуреваемую «плотскими похотями», св. Иоанникий зазвал ее к себе и велел положить руку ему на шею. Когда девушка сделала так, как он просил, святой стал молиться о том, чтобы мучительное искушение оставило монахиню и перешло на него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

Но светские учили­ща и по числу учащихся и по уровню образования решительно ус­тупалиранее устроенным духовным школам. На государственную службу поступали многие выпускники духовных школ. Поэтому правительство не хотело оставить безвнимания и эту ветвь народного образования. Духовная школа подвергалась основа-тельной перестройке – происходила ее латинизация.    Школа старого, греко-славянского типа, доживала последние дни, хотя именно в это время в Новгороде устроено было превосходное греческое училище. В 1706году митрополит Иов вызвал к себе братьев иеромонахов Софрония и Иоанникия Лихудов и с ихпомощью открыл при архиерейском доме две школы: низшую – славянскую и высшую – греческую. Планы ученых греков были обширные: они собирались открыть вНовгороде типографию и подготовить новый, исправленный перевод Библии на славянский язык. Но этим планам не суждено было сбыться. Уже через год иеромонахаСофрония перевели в Москву в греческую школу при типографии, а иеромонах Иоанникий к тому времени был в преклонных годах. В 1716 году митрополит Иовскончался, через год умер и вернувшийся после кончины своего покровителя в Москву иеромонах Иоанникий. Созданная ими школа просуществовала ещё 10 лет. ВМоскве греческое образование сохранялось лишь в типографской школе иеромонаха Софрония Лихуда, пока её не соединили с Академией. Сама же Спасская академияуже в 1700 году была преобразована по киевскому образцу.    Архиереи из киевских ученых монахов открывали латинские училища и в провинции. В 1700 году святым Иоанном (Максимовичем) открыта была школа в Чернигове, в1702 году – святителем Димитрием в Ростове, в 1703 году – митрополитом Филофеем в То­больске. Но священнослужители – великороссы не хотели отдавать в этиучилища своих чад. Чтобы содействовать делу ду­ховного образования, Петр I издал указ, по которому дети ду­ховенства, не обучавшиеся в школах, недопускались к церковным должностям. Без аттестатов «поповичей» запрещено было принимать и в «чины гражданской службы», кроме «солдатского чина».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Уходивший брат, возвратясь, сказал оставшемуся: «Вот, мы запаслись всем нужным, возвратимся в келию». Другой брат отвечал: «Я не могу возвратиться». Когда же брат стал упрашивать его, чтобы он возвратился,/…/, этот исповедал ему грех свой. Я, сказал он, когда ты ушел от меня, впал в любодеяние, и потому не хочу возвратиться. Брат, желая приобрести и спасти душу брата, сказал ему с клятвою: «И я, отлучившись от тебя, подобным образом впал в любодеяние; однако воротимся в келию и предадимся покаянию. Богу все возможно: возможно Ему даровать прощение за покаяние наше… " Они возвратились в келию свою… Потом пришли ко святым отцам, пали к стопам их, стеня и воздыхая, проливая обильные слезы, исповедали им падение, которому подверглись. Святые старцы наставили их на делание покаяния и дали заповеди, которые они исполнили тщательно. Несогрешивший брат приносил покаяние, как бы сам согрешил, за согрешившего, по великой любви, которую имел к нему. Господь призрел на подвиг любви: открыл святым отцам тайну, и что за любовь того, кто не согрешил, а подверг себя труду покаяния для спасения брата, даровано прощение и согрешившему. Вот что означает «полагать душу свою за брата». [  ] Для нас особенно значима последняя фраза, поскольку именно она говорит о том, что мученичество немыслимо без сопричастности. Живший в IX веке св. Иоанникий Великий идет еще дальше — он принимает на себя не только покаяние, но и искушения ближних. Встретив однажды совсем юную монахиню, обуреваемую «плотскими похотями», св. Иоанникий зазвал ее к себе и велел положить руку ему на шею. Когда девушка сделала так, как он просил, святой стал молиться о том, чтобы мучительное искушение оставило монахиню и перешло на него. Так монахиня освободилась от терзавшей ее похоти и вернулась к своей обычной жизни; но ужасное искушение мучило теп ерь святого. Этот сюжет также упоминается в связи с матерью Марией[  ]. Мысль о том, что христианин способен, в самом прямом и неискаженном смысле этих слов, «нести бремена» искушений и страхов другого, составляет центральную идею романа Чарльза Уильямса «Сошествие во ад».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Крушение югославской монархии в апреле 1941г. и немецко-итальянская оккупация положили начало тяжелым испытаниям для православных в Черногории. Часть черногорских земель была включена в состав Великой Албании, албанские бандиты изгоняли и убивали православное население, особенно священников. По соглашению с оккупационными властями группа черногорских федералистов провозгласила в Петровдан 12 июля 1941г. возрождение Черногорского королевства под итальянским протекторатом. Это событие вызвало общенародное восстание против оккупантов и их марионеток. В восстании участвовали все политические силы: от роялистов (сторонников югославской монархии) до коммунистов. В ответ в Черногорию из Албании были введены 6 итальянских дивизий, которые пытались сломить сопротивление массовыми репрессиями. Пострадали многие храмы и монастыри: Режевичи, Градиште на побережье, Ждребаоник в Даниловграде, Жупа в Никшиче, Пива. Осенью 1941г. произошло политическое размежевание в рядах восставших. Группа офицеров-роялистов в конце 1941 - начале 1942г. образовала " Черногорское национальное движение " , в которое вошли и черногорские федералисты. Массовые убийства политических оппонентов, осквернение церквей, другие бесчинства, творимые коммунистами на занятых ими территориях, вызвали объединение всех некоммунистических сил. Митрополит Иоанникий выразил поддержку антикоммунистическому блоку. Хорошо зная о коммунистических гонениях против Русской Православной Церкви в Советском Союзе, черногорский владыка понимал, что ждет православных клириков и мирян с приходом к власти людей типа Иосипа Броз Тито и Моше Пияде. Только за период с конца 1941 до середины 1942г. коммунисты убили 14 черногорских священников. Всего в 1941-1945гг. в Черногории погибли 100 священников, из которых 12 убиты оккупантами, а остальные 88 - коммунистами. Как духовный глава православных и председатель Общества Красного Креста Черногории митрополит Иоанникий неоднократно требовал от итальянских оккупационных властей освобождения черногорцев, посаженных в тюрьму или интернированных в Албанию и Италию. Из своих скромных средств Цетиньская митрополия помогала беженцам, пострадавшим от албанского, хорватского и немецкого террора.

http://pravoslavie.ru/39485.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010