1. Сохранению христианского присутствия угрожает опасность из-за нападений исламских фундаменталистов на храмы и представителей духовенства. Примеров — немало. Прежде всего, это злодеяния против наших братьев и сестер во Христе, в масштабах геноцида осуществляемые в Сирии — на земле, по которой ходили апостолы, а также по всему ближневосточному региону; сюда же относятся нападения на коптов в Египте, разрушение сербских церквей и монастырей в Косово и Метохии, теракты в Нигерии, Пакистане, Индии, Китае и многих других местах на земном шаре. Осведомленные международные организации сообщают, что лишь за один год происходит около 3500-4000 инцидентов с нападениями на христиан, а также случаев осквернения христианских храмов и монастырей. Несомненно, самыми ужасными примерами таких нападений являются нападения албанских экстремистов на сербские святыни в Косово и Метохии во время мартовского погрома 2004 года. В то время была подожжена церковь святителя Николая, а также сербские деревни в Гнилане. Поджоги были также в Липляне, Урошеваце, Джаковице и других местах. Конак (монашеские кельи — прим.) монастыря Святых архангелов в городе Призрене был снесен до основания; в том же городе были сожжены церкви Богоматери Левишской (XIII век) и святого Георгия (XVI век). В ходе разгула албанских экстремистов была разрушена Призренская семинария и оказались осквернены многие сербские кладбища. Не пощадили даже монастырь Девич близ Србицы и находящуюся в нем гробницу преподобного Иоанникия Девичского. Кроме церковных реликвий, уничтожены бесчисленные церковные книги с именами крещеных, венчавшихся и умерших — и это сделано не случайно, а с целью стереть следы присутствия сербов и самого Православия в Косово и Метохии. Еще один пример варварского нападения — захват Святой Софии Константинопольской, самого известного храма православного мира. В этом контексте «Центр защиты христианской идентичности» направил письмо Президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану, которое я подписал и лично передал в Посольство Турции в Белграде, о чем мы проинформировали всех высших религиозных и политических лидеров мира, включая Вселенский Патриархат, Святой Престол, Московский Патриархат, а также все Поместные Православные Церкви.

http://pravoslavie.ru/146256.html

Когда человек находится в беде, тогда познаются его настоящие друзья. И сейчас на помощь приходят те, кто действительно любят сербский народ, и это, говорю с сожалением, немногие страны. Их можно пересчитать на пальцах одной руки. Среди них, что нас очень радует, великая страна — Российская Федерация во главе с ее президентом В.В. Путиным , который с правительством России поддерживал и поддерживает нас во всех наших страданиях и испытаниях. Московский Патриархат и другие Поместные Православные Церкви поддерживают нас. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий неоднократно высказывал свою поддержку, и в последний раз на Парламентской ассамблее выступил и сказал правду Европе о том, что происходит в Косове. Мы собрались сегодня в этом храме под покровом Божией Матери, под покровом первоверховных апостолов Петра и Павла, под омофором сербских угодников, косовских мучеников, святителя Саввы, святых сербских мучеников чьи мощи покоятся в Косове, святого Стефана Дечанского, преподобного Иоанникия Девичского помолиться Всемилостивому Богу и Пресвятой Богородице, чтобы разрешить эту несправедливость в отношении сербского народа, который живет в своих вековых домах. Уповаем, что Господь Своей рукой и Своим промыслом наставит светских властителей, дабы они отменили суверенитет Косова и вернули его Сербии и сербскому народу. Пусть Господь и Матерь Божия помогают нашему народу во веки веков. Аминь. После молебна епископ Антоний в комментарии порталу Патриархия.ru отметил, что сегодня сербский народ нуждается в молитвенной поддержке всех православных христиан. Текст комментария приводится ниже. Как православные христиане просим всех Поместных Церквей и у российских братьев, чад Русской Православной Церкви горячо вознести молитвы Всемилостивому Богу, чтобы справедливо разрешилась сложившаяся ситуация. Мы ожидаем молимся и ожидаем поддержки всех Поместных Православных Церквей. Мы знаем, что Русская Православная Церковь всегда с нами, всегда помогала в ситуациях, когда сербский народ страдал. Не только в Косове и Метохии, но и когда были бомбардировки Сербии 10 лет тому назад, когда была война в Хорватии, в Боснии — Русская Православная Церковь всегда горячо молилась о сербском народе (…).

http://patriarchia.ru/db/text/368883.htm...

Игумения Анастасия: было такое чувство, что сами горим в этом огне Беседа с игуменией косовского монастыря Девич Игумения Анастасия (Билич)      Монастырь Девич был разорен и осквернен албанскими экстремистами в июне 1999 года, а в марте 2004-го албанцы сожгли монастырь, и его насельницы чудом остались в живых. Сейчас монастырь частично восстановлен, и монашеская жизнь в нем продолжается, хотя монахини и сам монастырь находятся в постоянной опасности, так как сейчас отсюда ушли силы КФОР, и эта территория стала полностью албанской. Монастырь Девич, расположенный среди густых лесов, в пяти километрах от города Србица, принадлежит к числу величайших сербских святынь на территории Косово и Метохии. Он был основан в 1434 году в том месте, где в пустом стволе букового дерева подвизался исихаст XV века святой Иоанникий Девичский. Ктитором монастыря был деспот Джурдж (Георгий) Бранкович, который решил построить в этом святом месте обитель в знак благодарности за исцеление больной дочери, отсюда и произошло название – Девич. О жизни девять монахинь и двух послушниц, подвизающихся в обители, рассказывает игумения монастыря Анастасия (Билич). Разговор с матерью игуменией состоялся в канун монастырской Славы: праздника святого Иоанникия Девичского, на которую за последние пять лет приезжают несколько сот сербов, что почти невероятно. Монастырь Девич    – Матушка Анастасия, до тех пор, пока не прибыли французские солдаты КФОР из Девича приходили трагические известия, собщения об издевательствах над сестрами… Расскажите, как все это было? – До прибытия армии КФОР мы находились в окружении, многое нам пришлось пережить, в нас стреляли, подстерегали по дороге в Србицу, угрожали. Были и ложные слухи, писали, например, что одна монахиня изнасилована, но настоятель монастыря Высокие Дечаны владыка Феодосий (Шибалич) опроверг эту информацию. Он первым узнал, что это неправда. Что было действительно – это огромное психологическое давление: выстрелы над головой, устраивали расследования, заставляли писать отчеты. Один раз закрыли нас в помещении, врывались туда, щелкали затворами… Для беспомощных сестер было достаточно уже того, как погромщики вламывались в помещение… В основном это были шиптары из окрестностей, некоторых из них мы лично знали.

http://pravoslavie.ru/73145.html

Древняя служба Г. Л. находилась в дополнении к Минее служебной (Л. 230-233) серб. извода на сент.-дек., переписанной в 1342 г. в Лесновском мон-ре для вел. воеводы Иоанна Оливера (т. н. Оливерова минея) тем же дьяком Станиславом, к-рый написал Лесновский Пролог 1330 г. Рукопись входила под 62 в состав старого собрания НБС (см.: Каталог Народне б-ке у Београду. Београд, 1903. (1982р. 4. С. 58-59, 191). Кроме того, память Г. Л., возможно сопровождавшаяся песнопениями (см.: Там же. С. 62, 209), читалась в болг. пергаменной Минее праздничной на дек.-февр. XIV в. того же собрания 15. Л. 204-204 об.). Оба кодекса пропали во время австро-венг. оккупации Сербии в 1915 г. (Поговор// Каталог Народне б-ке у Београду. Београд, 1982р. С. 10). Текст службы не исследован и не опубликован. Служба Г. Л. сопровождает пространное житие в списке 1868 г. (Л. 5-31 об.; частично опубл.: Иванов Й. Северна Македония. София, 1906. С. 105). Похвала Г. Л. («Звезде просиявше в Болгарской земли») и Илариону Мегленскому, Иоанну Рильскому, Максиму Средопольскому, Прохору Пшинскому, Петру Коришскому, Иоанникию Девичскому и царю Урошу содержится в серб. сборнике XVII в. ( Каталог рукописа и старих штампаних Српске Akaдeмuje. Београд, 1901. С. 5, 3; Култови лица. 1965. С. 33) и завершает цикл тропарей и кондаков серб. святым в рукописном Молитвослове XIX в. (НБКМ. 1000. Л. 49; Стоянов, Кодов. Опис. С. 157). Иконография Ранние изображения Г. Л. сохранились в росписях ц. арх. Михаила Лесновского мон-ря (1346): фигура в рост - в диаконнике и сцена погребения - в наосе. На них Г. Л. изображен фронтально в преподобнических одеждах, с длинной, темной бородой, сужающейся книзу. Изображения Г. Л. имеются также в росписи паперти соборов: Богородицы Одигитрии в Пече (ок. 1337), Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (1570), Ораховице в Славонии (1596) и Журче близ Битолы (1617) (см.: Култови лица. С. 33). На ростовой миниатюре, сопровождающей службу и житие Г. Л. в списке 1868 г. (Л. 4 об.), он изображен в рясе и клобуке, держащим в правой руке большой крест, а в левой - развернутый свиток (см.: Поповска-Коробар .

http://pravenc.ru/text/161373.html

Из тех же времен и характеристика Сербии как одного большого монастыря, которую дал Григорий Цамблак, а она особенно важна потому, что указывает на значение монастырей и монашества для сербского Православия и сербской духовной жизни. Об этом тоже можно было бы говорить пространнее, но на данный момент подчеркнем лишь значение того продолжительного и в течение веков непрерывного опыта влияния на сербов Афонской Святой Горы, особенно сербского монастыря Хиландар, который был и остается питомником сербской духовности вплоть до наших дней (сейчас у сербов вновь оживились и участились паломничества в Хиландар и на Святую Гору, равно как и в Иерусалим и на Святую Землю, где сербы веками имели свои монастыри, а из монастыря Святого Саввы Освященного перенимали иерусалимскую духовность и богослужебную традицию). То же самое можно сказать о прочном влиянии сербских монастырей в отечестве (Жича, Студеница, Печ, Дечаны, Милешево, Тврдош, Раваница, Крка, Крушедол, Лепавина, Морача, Острог и др.), так что прав Владыка Николай, когда говорит, что “сербское Православие невозможно представить без монастырей, ибо в них сербский народ испокон веков учился правилу веры и образу кротости”. Поэтому не удивительно, что большинство сербских святых были монахами – как в давние времена (начиная со Святого Саввы, Святого Симеона, Святого Гавриила Лесновского, Иоанникия Девичского и иных), так и позднее (Святой Стефан Пиперский, Василий Острожский, Рафаил Банатский, игумен Паисий и диакон Аввакум и другие). Эта сербская верность и родственность восточному Православию, как своей Церкви и своим монастырям, была и поныне есть и у самого простого человека-серба, который “беднее всех, но и тверже всех в вере”, как говорил далматинец Пилипенда (герой писателя Симы Матавуля): “Помоги, святое и прекрасное мое Православие! Мне бы о тебе позаботиться, насколько могу. Когда околею, по мне все же зазвонит мой колокол и проводит меня мой (православный) священник”. ВЕРНОСТЬ ЕВАНГЕЛИЮ И ЧЕСТНОМУ КРЕСТУ Особый вид и вершина сербской верности Православию, т.е.

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov...

Когда человек находится в беде, тогда познаются его настоящие друзья. И сейчас на помощь приходят те, кто действительно любят сербский народ, и это, говорю с сожалением, немногие страны. Их можно пересчитать на пальцах одной руки. Среди них, что нас очень радует, великая страна - Российская Федерация во главе с ее президентом В.В. Путины м, который с правительством России поддерживал и поддерживает нас во всех наших страданиях и испытаниях. Московский Патриархат и другие Поместные Православные Церкви поддерживают нас. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий неоднократно высказывал свою поддержку, и в последний раз на Парламентской ассамблее выступил и сказал правду Европе о том, что происходит в Косове. Мы собрались сегодня в этом храме под покровом Божией Матери, под покровом первоверховных апостолов Петра и Павла, под омофором сербских угодников, косовских мучеников, святителя Саввы, святых сербских мучеников чьи мощи покоятся в Косове, святого Стефана Дечанского, преподобного Иоанникия Девичского помолиться Всемилостивому Богу и Пресвятой Богородице, чтобы разрешить эту несправедливость в отношении сербского народа, который живет в своих вековых домах. Уповаем, что Господь Своей рукой и Своим промыслом наставит светских властителей, дабы они отменили суверенитет Косова и вернули его Сербии и сербскому народу. Пусть Господь и Матерь Божия помогают нашему народу во веки веков. Аминь. После молебна епископ Антоний в комментарии порталу Патриархия.ru отметил, что сегодня сербский народ нуждается в молитвенной поддержке всех православных христиан. Текст комментария приводится ниже. Как православные христиане просим всех Поместных Церквей и у российских братьев, чад Русской Православной Церкви горячо вознести молитвы Всемилостивому Богу, чтобы справедливо разрешилась сложившаяся ситуация. Мы ожидаем молимся и ожидаем поддержки всех Поместных Православных Церквей. Мы знаем, что Русская Православная Церковь всегда с нами, всегда помогала в ситуациях, когда сербский народ страдал. Не только в Косове и Метохии, но и когда были бомбардировки Сербии 10 лет тому назад, когда была война в Хорватии, в Боснии - Русская Православная Церковь всегда горячо молилась о сербском народе (...).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

П. посетил почти все Православные Поместные Церкви, участвовал в различных межцерковных ассамблеях и торжествах, напр. в праздновании 1900-летия пророческого Откровения ап. Иоанну Богослову на о-ве Патмос, в праздновании 2000-летия Рождества Иисуса Христа в Вифлееме, присутствовал на канонизации новомучеников и исповедников Российских в Москве (2000) и на торжествах по случаю 100-летия прославления прп. Серафима Саровского в Дивеево (2003). Помимо церковного служения П. занимался научной работой. Он подготовил исследования «Девич, монастырь св. Иоанникия Девичского» (Девич, манастир св. Joahukuja Девичког. Београд, 1989, 19972) о древнем монастыре Девич , «Молитвы и просьбы» (Молитве и молбе. Београд, 1990), «Вопросы (и ответы) чтецу перед поставлением» (и одговори) чтецу пред производство. Београд, 1988). Более 20 лет публиковал статьи в виде вопросов по церковному богослужению и ответов на них в ж. «Гласник Сербской Православной Церкви» (см. в ст. «Гласник» ): впоследствии эти статьи вошли в 3-томный сб. «Пусть будут ясны некоторые вопросы о нашей вере» (Да нам буду jachuja нека наше вере. Београд, 1998). Усилиями П. были напечатаны 300 экз. Октоиха (Београд, 1970), вышло 2-е издание, с дополнениями «Србляка» (Београд, 1986) и др. Много лет он был председателем Комиссии Архиерейского Синода СПЦ по переводу НЗ, итогом работы к-рой стало 1-е офиц. издание серб. перевода НЗ (Нови Завет. Београд, 1984) и 2-е, исправленное, издание (Нови Завет. Београд, 1990). Также он был председателем Литургической комиссии при Архиерейском Синоде, подготовившей к печати «Служебник» на серб. языке (Служебник. Београд, 1986). Доктор богословия Белградского богословского фак-та (1988) и почетный доктор наук Свято-Владимирской ДС в Нью-Йорке (1992). Награжден орденом Св. Гроба Господня с лентой (Иерусалимской Православной Церкви; 1994), премией Фонда единства православных народов (2002), звездой Карагеоргия 1-й степени (2007) и др. П. очень любил богослужения и ежедневно служил литургию, где бы он ни находился. Отличался крайней скромностью, отказался от положенной патриарху зарплаты, получал от Синода только пенсию как бывш. Рашско-Призренский епископ, сам себе шил одежду и обувь, чинил часы и церковную утварь, переплетал книги, занимался уборкой и приготовлением пищи, никогда не имел прислуги, по Белграду часто передвигался на общественном транспорте или пешком.

http://pravenc.ru/text/2581921.html

Монастырь был ограблен, подожжен и полностью уничтожен взрывчаткой, подложенной албанскими боевиками, после прихода немецкого контингента KFOR. 4.Монастырь св.Архангела Гавриила (неподалеку от г.Витина) Монастырский храм до разрушения Храм и братский корпус после нападения экстремистов Монастырь св. Архангела Гавриила (XIVb.), известный под названиями «Бинач» и «Бузовик», находится в 5 км южнее от г.Витина у истока реки Сушица. Монастырский храм – прямоугольный в основании, с полукруглой абсидой и полуцилиндрическим сводом – сохранил два живописных слоя. НА более позднем слое фресок (XVIb.) были изображены лики архиереев. В 1867г. в этом монастыре албанцами был зарезан священник, после чего братский корпус опустел. В начале XX в. монастырь был восстановлен. В храме хранились сосуды XIVb. Албанские экстремисты ворвались в монастырь сразу после заключения так называемого «мира», во второй половине июня 1999г. Храм был осквернен и разорен. Затем был сожжен внутренний интерьер церкви. Братские корпуса были ограблены и подожжены. После передислокации на новое место американского отряда KFOR храм был взорван до основания. 5.Монастырь Девич село Дреница, г.Србица Монастырь Девич Гроб прп Иоанникия разбитый экстремистами Монастырь Девич находится вблизи села Дреница (южнее г. Србица). Храм Введения Богородицы выстроил деспот Джурдж Бранкович около 1434 г. в память о выздоровлении его дочери; монастырь назван в честь этого события (слово «девич» образовано от «девица»). Храм воздвигли на месте старой церквушки, выстроенной первым благодетелем монастыря св. Иоанникием (Яничием). Монастырь несколько раз реконструировался, на сегодняшний день в нем несколько храмов: Введения Богородицы, св. Иоанникия и св. Георгия. В 1941 г., во время итальянской оккупации Оскверненная икона четыре храма и братский корпус были разграблены, осквернены, взорваны и разрушены албанскими нацистами. В монастыре, имевшем ранее свою переписную мастерскую, находилось богатое собрание рукописных и печатных книг. В пожаре 1941 г. сгорели все старинные книги и иконостас с древними и новыми иконами. Тогда же была разрушена и пещера св. Иоанникия Девичского, находившаяся на холме, севернее от монастыря.

http://pravoslavie.ru/40101.html

Мой отец воспитывал меня на «Горном венце», Косово с детства у меня в крови. Не только у меня, у сербского народа! Это вертикаль нашей жизни, моей жизни. И вдруг мы видим, что власти Сербии, а до этого, к сожалению и Черногории, — под давлением, конечно, не по доброй воле, при насилии, насилии невиданном в истории, отказались от Косова. Это последствия бомбардировок 1999 года, когда 19 вооруженных стран — никогда в истории не было такой мощной армады — двинулись на Косово и Метохию, Сербию и Черногорию. Таким образом, все что происходило и происходит — последствия насилия. И до такой степени это насилие дошло, что сейчас удалось добиться того, что сначала власти Черногории, которую обвели вокруг пальца, отказались от Косова. Ладно от части Косово, но Метохия! Метохия — главная артерия древней Зеты, с времен чья столица была в Призрене. Немногие это знают. Следовательно, то, что сейчас произошло, подписание так называемого соглашения, в сущности, не соглашение, это насилие, диктат насилия. Это плод бомбардировок — насилия невиданного в истории. А Церковь хранит историческую память о том, чем было Косово. Чем было Косово, если не церковью? И народ, оставшийся там это — церковь. Не я церковь и не патриарх Ириней или какой-то другой владыка. Мы просто несем особую службу в этой церкви, в этот момент. А Церковь — это мощи святого царя Дечанского, Церковь — мощи святых патриархов архиепископов печских, Церковь — святой Иоанникий Девичский, Церковь — моя дивная игумения Анастасия Девичская, вот Церковь. И я как человек этой церкви, этого народа, могу ли не сказать свое слово, свой вопль?! Они думают, что если сейчас всплыла на поверхность монополия на царя Николу, на Иоанникия Девичского? Я не вмешиваюсь в их политику и в их выбор, но я обязан как тот, кто должен хранить вековую память и бытие народа, сказать: подожди, ты избран для того чтобы защищать конституцию Сербии, ты выбран хранить границы Сербии такими, с какими она вошла в  ООН . И что это за государство, что это за власть, которая войдя в  ООН с Косово и Метохией и признана таковой двумя сотнями государств, сейчас отказывается от нее?

http://pravmir.ru/mitropolit-amfiloxij-r...

Как-то раз патриарх летел куда-то с визитом на самолете. Когда они пролетали над морем, самолет попал в зону турбулентности и стало трясти. Молодой архиерей, сидевший рядом с патриархом, спросил, что он думает о том, если самолет сейчас упадет. Святейший Павел невозмутимо ответил: «В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня». Может быть, не лишним будет также привести отрывок из беседы Николая Кокухина с диаконом Небойшей Тополичем: «По милости Божией у нас есть такой духовный пастырь, как Святейший Патриарх Павел… Он ведет аскетическую жизнь и является для нас живым примером евангельского пастыря. Он живет во Христе в полном смысле этого слова… Как православный монах он постится, то есть не кушает мясо, а в понедельник, среду и пятницу у него очень строгий пост… Он каждое утро служит литургию в маленькой часовне, которая находится в здании Патриархии. Там нет хора, а поют только прихожане… Он сам облачается перед службой и сам разоблачается после службы, он сам исповедует прихожан и сам причащает их. Подрясник и рясу он носит с тех пор, как постригся в ангельский чин (а это произошло пятьдесят лет назад). И не меняет их. Он сам стирает, гладит и чинит их. Он сам себе готовит пищу. Однажды он рассказал мне, как из женских сапог сшил себе хорошие ботинки, у него есть все сапожные инструменты, он может отремонтировать любую обувь. Он часто служит в разных храмах, и если увидит, что у священника порвана ряса или фелонь, он говорит ему: «Принеси, я починю ее»… Пребывание рядом с таким человеком – это большое благо для воспитания собственной души, для духовного возрастания». При этом патриарх Павел является доктором богословия (это звание ему было присвоено еще до патриаршества), он автор нескольких книг – монографии о монастыре святого Иоанникия Девичского и трехтомника «Да станут нам яснее некоторые вопросы нашей веры», некоторые выдержки из которого недавно были опубликованы в переводе на руский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010