И, как сказано, «нижнее платье льняное да будет на теле его» (ср. Лев.16:4 ). «Нижнее платье» – одежда, которой обычно покрывают и стягивают непристойные части тела. И если ты признаешь, что Спаситель наш воистину воспринял человеческое тело и, находясь в этом теле, делал все, что свойственно человеку, то есть ел, пил и тому подобное, но не делал лишь того, что относится к определенным частям тела, и не предавал Свое тело ни браку, ни порождению сынов, то поймешь, в каком смысле Он освятил «нижнее платье льняное», о чем должно сказать: «Членам, которые нам кажутся менее благородными в теле, возлагаем большую честь 58 » ( 1Кор.12:23 ). И взгляни внимательно на сам облик этого Первосвященника: то, что в Нем видится менее благопристойным по природе, облачено в «платье льняное» и затянуто поясом в соответствии с буквой закона, и подобает сказать о Нем: «Члены, которые нам кажутся менее благородными в теле, им возлагаем большую честь». И поэтому тот, кто живет целомудренно, также подражает Христу – Тому, Кто из свойственного человеку не знал только этого, но и Он надел «нижнее платье льняное» и воздал менее благородным членам «большую честь». Итак, «священный льняной хитон» и «нижнее платье льняное» надеты на его тело. Но чтобы как-нибудь случайно льняное платье, покрывающее непристойные части тела, не развязалось, обнажив стыд, – ибо сказано: «Не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя» ( Исх.20:26 ), – дабы не ниспало нижнее платье и «не открылась при нем нагота», опоясан он «льняным поясом». Как-то мы рассказывали об Иоанне Крестителе, а в другой раз об Иеремии, что у него был пояс, а об Иоанне сказано, что имел он «пояс кожаный на чреслах своих» (ср. Мф.3:4 ), и мы достаточно ясно показали, как этим обозначено, что данная часть тела была в этих людях настолько умерщвлена, что невозможно было представить хоть малейшее легкомыслие или что подобное «в чреслах» их (ср. Евр.7:5,10 ) – одно лишь целомудрие и совершенную скромность. Итак, первосвященник «льняным поясом опоясывается, и льняной кидар надевает». (ср. Лев.16:4 ). Все льняное. «Кидар» представляет собой надеваемое на голову украшение, которое первосвященник и прочие священники надевают во время жертвоприношений. Однако священническими украшениями должен украшать свою голову каждый из нас. А так как «всякому мужу глава Христос» (ср. 1Кор.11:3 ), то украшает свою голову всякий, кто поступает так, чтобы делами своими прославить Христа, «Который есть глава» (ср. Еф.4:15 ) его. Украшение головы можно понимать и по-другому. Так как первым и высшим в нас, главой всего является ум, возводит свою голову к достоинству первосвященника тот, кто украшает свой ум наставлениями мудрости. Вот в какие одежды надлежит облачиться первосвященнику, а до этого он не «должен входить во святилище» (ср. Лев.16:3 ), чтобы не умереть ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Иоанн Предтеча «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал.4:5–6), — так за 400 лет до пришествия в мир Спасителя свидетельствовал о святом Иоанне Крестителе пророк Малахия. Подтвердил исполнение этого пророчества и Сам Господь, когда на вопрос учеников об Иоанне сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя… И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф.11:11,14). Как видим, евангельский образ святого Предтечи исполнен духа и силы пророка Илии, то есть с ним связывают мужество и ревность ветхозаветного праведника, явленные во времена пришествия в мир Спасителя. Однако мужество новозаветное имеет иную форму, нежели это было во времена борьбы пророков с нечестием ветхозаветного Израиля. Христос ясно указывает на это, когда запрещает апостолам Иакову и Иоанну, стремившимся подобно Илии низвести огонь с неба на отвергнувших Господа самарян. Спаситель говорит Своим ученикам: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9:55–56). Об этом же новом взгляде на мужество свидетельствует и сам Предтеча. Своим ученикам, возревновавшим о славе их учителя, умаленной проповедью Иисуса Христа, он говорит: «Ему [то есть Христу] должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Также и в другом месте мы читаем, что Иоанн Креститель, «великий и страшный» пророк (Мал. 4:5), которому не было равных среди рожденных женами (см. Мф. 11:11), «услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11:2–3). Неужели такой великий пророк не узнал Спасителя даже после крещения? Мы не можем такого допустить! Об этом говорят и все толкователи. Святой Иоанн Креститель, конечно же, знал о Христе, он не нуждался в каких-либо дополнительных свидетельствах. Однако ради своих учеников, чтобы они еще раз убедились в истинности Мессии, он умаляет себя, делается слепцом перед очевидной для него Истиной, отвергается себя и посылает своих последователей посмотреть на дела Христовы! Вот в чем проявляется новозаветное мужество и ревность — в решительности отвергнуть себя перед Истиной!

http://pravoslavie.ru/76631.html

– Итак, если слово Божие побуждает нас признать, что по пророчествам имеют быть два пришествия Христа, одно, когда Он явится страждущим, бесславным и не имеющим вида, другое, когда придет во славе, как Судия всех, – как доказано это из прежде приведенных мест Писания – то не должны ли мы признать, что слово Божие предвозвестило Илию предтечею страшного и великого дня, то есть второго Его пришествия? – Да, отвечал Трифон. – И наш Господь, – сказал я, – в Своем учении преподал, что будет то же самое, когда сказал, что и Илия придет 342 ; и мы знаем, что это исполнится, когда Господь наш Иисус Христос со славою придет с небес. Первому явлению Его также предшествовал вестник, т. е. бывший в Илии Дух Божий, который действовал потом через Иоанна Пророка из вашего народа, после коего у вас не являлось никакого другого пророка. Он, сидя при реке Иордане, восклицал: «… я крещу вас водою для покаяния, но придет Сильнейший меня, у Которого я недостоин носить сапоги, Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. У Него лопата в руке Его, и Он очистит гумно свое и соберет пшеницу в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» 343 . Этого самого пророка царь ваш Ирод заключил в темницу, и когда во время празднования дня его рождения дочь брата его угодила ему пляскою, то дозволил ей просить, чего только хочет. Мать внушила девице просить голову Иоанна, находившегося в темнице; и вследствие ее просьбы царь послал и велел принести на блюде голову Иоанна. Посему и наш Христос, когда еще жил на земле, так говорил тем, которые утверждали, что прежде Христа надлежит прийти Илии: «Илия придет и устроит все: но Я вам сказываю, что Илия уже пришел и не узнали его, а поступили с ним, как хотели». А далее написано: «… тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» 344 . – Странным мне кажется то, что ты говоришь – сказал Трифон, – именно, что пророчественный Дух Божий, бывший в Илье, был также и в Иоанне? – Но разве ты не думаешь – отвечал я, – что, то же самое было с Иисусом, сыном Навина, принявшим начальство над народом после Моисея, когда сам Бог повелел Моисею возложить руки на Иисуса и сказал: «И Я возьму от Духа, который в тебе, и перенесу на него» 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Иуст.: «не говорит ли слово Божие чрез Захарию, 2248 что Илия придет пред великим и страшным днем Господним?» Триф.: «Конечно, так.» – «Итак, если слово Божие побуждает нас признать, что по пророчествам имеют быть два пришествия Христа, одно, когда Он явится страждущим, бесславным и не имеющим вида, другое, когда придет во славе, как Судия всех, – как доказано это из приведенных мест Писания: то не должны ли мы признать, что слово Божие предвозвестило Илию предтечей страшного и великого дня, т. е. второго Его пришествия?» – «Да». – «И наш Господь в Своем учении преподал, что будет то же самое, когда сказал, что и Илия придет ( Мф.17:11 ); и мы знаем, что это исполнится, когда Господь наш Иисус Христос со славою придет с небес. Первому Его явлению также предшествовал вестник, т. е. бывший в Илии Дух Божий, который действовал потом чрез Иоанна пророка из вашего народа, после коего у вас не являлось никакого другого пророка... Посему и наш Христос, когда еще жил на земле, так говорил тем, которые утверждали, что прежде Христа надлежит прийти Илии: Илия придет и устроит все; но Я вам сказываю, что Илия уже пришел и не узнали его, а поступили с ним, как хотели. А далее написано: тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе». – «Странным мне кажется, что ты говоришь, – именно, что пророчественный Дух Божий, бывший в Илие, был также и в Иоанне.» – «Но разве ты не думаешь, что то же самое было с Иисусом, сыном Навина, принявшим начальство над народом после Моисея, когда сам Бог повелел Моисею возложить руки на Иисуса и сказал: И Я возьму от Духа, который в тебе, и перенесу на него»? 2249 – «Конечно, думаю». – «Итак, если Бог еще при жизни Моисея взял от Духа, который был в Моисее, и перенес на Иисуса, то также мог перенести его и с Илии на Иоанна, для того, чтобы как Христос во время первого своего пришествия явился бесславным, так и первое явление Духа, который в Илие всегда пребывал в чистоте, представлялось, подобно пришествию Христову, бесславным» 2250 . Св. Ефрем Сирин в толковании на Малахию, не колеблясь, разумеет под Илией Иоанна Крестителя 2251 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

«Кто ты?» Вопрос этот предполагает собою, что об Иоанне в то время ходили слухи, в которых слишком преувеличивалось его значение. Как видно из Евангелия Луки, на Иоанна в народе стал устанавливаться взгляд как на Мессию ( Лк.3:15 ). Ин.1:20 .  Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. Иоанн понял предложенный ему вопрос именно в том смысле, что вопрошавшие ничего бы не имели против того, если бы он признал себя Мессией. Поэтому-то он с особенной силой отрицается от достоинства Мессии: «он объявил, и не отрекся», – сообщает евангелист. Но едва ли можно думать, что священники признали бы в Иоанне действительного Мессию. Им, конечно, было известно, что Мессия должен родиться в потомстве Давида, а не Аарона, от которого происходил Креститель. Более вероятным является предположение Златоуста и других древних толкователей, что священники, выпытав у Иоанна признание в том, что он Мессия, арестовали бы его за присвоение не принадлежащего ему достоинства. Ин.1:21 .  И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Второй вопрос иудеев задан был Иоанну ввиду того, что иудеи ожидали перед пришествием Мессии Илию пророка ( Мал.4:5 ). Так как Иоанн по своей пламенной ревности о Боге напоминал собой Илию (ср. Мф.11:14 ), то иудеи и спрашивают его, не есть ли он пришедший с неба Илия? Иоанн таким Илией не был, хотя и был послан «в духе и силе Илии» ( Лк.1:17 ), почему и дал отрицательный ответ на вопрос священников и левитов. Точно так же ответил Иоанн и на третий вопрос иудейской депутации, не пророк ли он. Иудеи предложили ему этот вопрос потому, что ожидали, что перед пришествием Мессии явится пророк Иеремия или какой-либо другой из великих ветхозаветных пророков (ср. Мф.16:14 ). Понятно, что на такой вопрос Иоанн мог ответить только отрицательно. Ин.1:22 .  Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Ин.1:23 .  Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мк.1:2 . как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. ( Мал.3:1 ). Мк.1:3 . Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему ( Ис.40:3 ). Пророки – это особенные, благочестивые люди, в древнем еврейском народе, которых Господь посылал открывать людям Свою волю и исполнял Духом Святым так, что они могли предсказывать будущее ( 2Пет.1:21 ). У пророков. Евангелист приводит вслед за сим предсказание двух пророков Иудейских Малахии и Исаии. Се Аз (вот Я) посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит (который приготовит) путь Твой пред Тобою. Это – слова пророка Малахии об Иоанне Предтече ( Мал.3:1 ), их отнес к Предтече Сам Господь Иисус Христос ( Мф.11:10 ). Иоанн именуется Ангелом за его как бы ангельскую, почти бесплотную жизнь и за возвещение и указание им грядущего Христа. Иоанн уготовлял путь Господень тем, что своей проповедью и крещением приготовлял иудеев к принятию Мессии. Глас вопиющего в пустыни и пр. Это – слова пророка Исаии о Иоанне Крестителе ( Ис.40:3 ), их относит к себе сам Иоанн ( Ин.1:23 ). В этих словах под Господом разумеется Мессия, Иисус Христос , явившийся освободить людей из плена греха, проклятия и смерти, подобно, например, освобождению иудеев из Вавилонского плена; под вестником – Иоанн Предтеча, предвозвещавший пришествие Христово и приготовлявший Иудеев к принятию Его, как Царя, Мессии своего. Выражения: Я посылаю Ангела Моего, который приготовит путь Твой, и глас вопиющего в пустыни, приготовьте путь Господу, прямыми сделайте (правы творите) стези (Ему) Его, взяты от обычая, когда царь, предводительствуя войском и находясь в походе, посылал вперед вестников, чтобы объявлять приближение его, приготовлять все нужное для него и устроить дороги. Приготовьте путь Господу, т. е. будьте готовы к новой благодатной жизни по заповедям Господа – Спасителя; прямыми сделайте стези Его, т. е. понимайте закон ветхозаветный не по букве его, а по духу – по внутреннему духовному смыслу его. (См. объяснен. Мф.3:3 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мф.17:11–12 .  Иисус же отвещав рече им: Илиа убо приидет прежде и устроит вся: глаголю же вам, яко Илиа уже прииде, и не познаша его... Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его... Илия первый, или Фесвитянин, еще не пришел; он придет около второго Моего Пришествия и «устроит» всякого, кто поверит ему, т.е. обратит сердце отца к сыну, как говорит пророк Малахия. Но Я говорю вам, что Илия второй, или Креститель, уже пришел пред этим первым Моим Пришествием, как говорят Писания. И книжники не знали, что и он – Илия, потому что был предтечей, – они не узнали его, так как худо разумеют Писания. Мф.17:12 .  Но сотвориша о нем, елика восхотеша. ...а поступили с ним, как хотели. Разумеется – приверженцы Ирода, так как они много сделали ему: ввергли в темницу, обезглавили и принесли голову его на блюде. Мф.17:12 .  Тако и Сын Человеческий имать пострадати от них. Так и Сын Человеческий пострадает от них. Так и Он, потому что также не узнали, что Он – Христос, – не узнали по злонамеренности. Но если теперь евреи не поверили Христу, то почему же тогда поверят Илии? потому что они признают его и будут знать, что о нем предсказал Малахия; кроме того, столь великий промежуток времени и такая сила проповеди смягчит ожесточение сердец их. Мф.17:13 .  Тогда разумеша ученицы, яко о Иоанне Крестители рече им. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. Потому что говорил им еще прежде ( Мф.11:14 ), что он есть долженствующий прийти Илия. Исцеление бесноватого Мф.17:14–15 .  И пришедшым им к народу, приступи к Нему человек, кланяяся Ему и глаголя: Господи, помилуй сына моего, яко на новы месяцы беснуется и зле страждет... Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает... О лунатизме с физиологической стороны сказано уже в четвертой главе, а теперь скажем точнее, что некоторые демоны в нападениях своих на людей наблюдали известные времена луны, и именно тогда нападали на них, чтобы причиною несчастья казалась луна и поэтому был поносим Творец ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Мф.17:11—12.   Иисус же отвещав рече им: Илиа убо приидет прежде и устроит вся: глаголю же вам, яко Илиа уже прииде, и не познаша его … Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, Илия первый, или Фесвитянин, еще не пришел; он придет около второго Моего Пришествия и «устроит» всякого, кто поверит ему, т. е. обратит сердце отца к сыну, как говорит пророк Малахия. Но Я говорю вам, что Илия второй, или Креститель, уже пришел пред этим первым Моим Пришествием, как говорят Писания. И книжники не знали, что и он — Илия, потому что был предтечей, — они не узнали его, так как худо разумеют Писания. Мф.17:12.   Но сотвориша о нем, елика восхотеша …, а поступили с ним, как хотели; разумеется — приверженцы Ирода, так как они много сделали ему: ввергли в темницу, обезглавили и принесли голову его на блюде. Мф.17:12.   Тако и Сын Человеческий имать пострадати от них …, так и Сын Человеческий пострадает от них. так и Он, потому что также не узнали, что Он — Христос, — не узнали по злонамеренности. Но если теперь евреи не поверили Христу, то почему же тогда поверят Илии? потому что они признают его и будут знать, что о нем предсказал Малахия; кроме того, столь великий промежуток времени и такая сила проповеди смягчит ожесточение сердец их. Мф.17:13.   Тогда разумеша ученицы, яко о Иоанне Крестители рече им , Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. потому что говорил им еще прежде (Мф. 11:14), что он есть долженствующий прийти Илия. Исцеление бесноватого Мф.17:14—15.   И пришедшым им к народу, приступи к Нему человек, кланяяся Ему и глаголя: Господи, помилуй сына моего, яко на новы месяцы беснуется и зле страждет … Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, О лунатизме с физиологической стороны сказано уже в четвертой главе, а теперь скажем точнее, что некоторые демоны в нападениях своих на людей наблюдали известные времена луны, и именно тогда нападали на них, чтобы причиною несчастья казалась луна и поэтому был поносим Творец ее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мы видим, что Ветхий Завет завершается пророчеством о служении Иоанна Предтечи, проповедью которого начинаются Евангелия от Марка и Иоанна. Ученики спрашивали Господа: « Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17: 10–13). Однако поскольку святой Иоанн Предтеча не был собственно Илией, но пришел « в духе и силе Илии» (Лк. 1: 17), мы ожидаем и пришествия самого Илии с проповедью покаяния перед Вторым пришествием Спасителя (ср. Откр. 11: 3–12). Комментируя это пророчество, блаженный Феодорит говорит, что отцы – это иудеи, первые принявшие боговедение, а дети – это язычники, вшедшие в Церковь, в которой в последние дни объединятся и те и другие ч. 4, с. 201]. Таким образом, последняя пророческая книга Ветхого Завета пророчеством об Иоанне Предтече поставляет нас уже на пороге Нового Завета, а пророчеством о Дне Господнем указывает на грядущее восстановление всей твари. На этом глас пророческий в Израиле умолкает. Возможная для Ветхого Завета полнота откровения дана, и Иерусалиму остается только узнать « день посещения своего» (Лк. 19: 44).   ПРИЛОЖЕНИЯ К Введению Прп. Симеон Новый Богослов «Так и те, которые находятся во тьме страстей, у которых ум омрачен неведением о вещах духовных, – или, прямо говоря, те, которые не имеют ума Христова (а умом Христовым я называю Дух Христов, т. е., благодать Всесвятаго Духа, просвещающую и подающую духовное божественное ведение) извращают и вкривь перетолковывают все Божественное Писание по похотям своим, и некоторым образом растлевают его страстями своими, хотя при сем не Божественное Писание растлевается, а растлеваются они сами – кривотолкователи его. Итак, эти, не имеющие правого суждения о вещах, но омраченные страстями и по гордости не принимающие наставления от других, как возможно, скажи мне, чтоб они сами собою постигли и уразумели божественное и духовное? Как слепой и невидящий света солнечнаго не может читать писмен, светом освещенных, так и тот, кто слеп умом и не имеет ума Христова, никак не может понять и уразуметь вещей, кои суть во свете Христовом, и хоть бы он тьмы раз перечитывал написанное о них в Божественных Писаниях, невозможно, как думаю, чтоб он усмотрел что-нибудь и что-либо понял в духовном, невещественном и световом, будучи сам овеществлен и омрачен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Но это понятно нам, когда мы издали смотрим на великие совершившиеся события. Чувствовалась ли эта сила, собиравшаяся в св. Иоанне, его современниками? Для них молодой человек, в пустынях ищущий себе спокойного места для самовоспитания, мог казаться юношей мечтательных увлечений, который удаляется от мира, – потому что он охлаждает его мечты и требует от него дела, а не праздных созерцаний. Но нет, не такая молва ходила об св. Иоанне. Он же обращался среди людей, знакомился с их учением и обычаями, и везде, где был, он оставил впечатление силы и решительности. С его именем, с самых первых дней проявления его самостоятельной личности, соединяли настойчивую, непреклонную волю, огненную, сильную душу, крепкую, сосредоточенную мысль. Знавшие его говорили о нем, что в нем воплотилась сила и дух Илии, и в нем они ожидали такого же исполина, как Илия, готового, подобно ему, бороться и с небом и с землею, с величием и малостью этого грешного мира. Потому, когда св. Иоанн жил в пустыне, он не терялся и не исчезал для общества; из тех мест, где знали его, расходилась по народу молва о нем, как о человеке необыкновенном. IV. В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четверовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четверовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий ко Иоанну, сыну Захарии, в пустыне ( Лк.3:1,2 ). Ни евангелист, ни сам Иоанн не говорят нам, в чем состоял этот глагол Божий. Он звал Иоанна на публичную всенародную проповедь : упомянувши об этом глаголе Божием к Иоанну, евангелист тотчас же прибавляет: и он проходил по всей стране иорданской, проповедуя крещение покаяния во оставление грехов ( Лк.3:3 ). Чувствуется необычайная важность глагола Божия, позвавшего Иоанна на проповедь, когда вы читаете у евангелиста подробное определение времени этого события (что бывает обыкновенно при описании происшествий особенного исторического значения), и когда вы видите еще, что он представляет его исполнением пророчества Исаии, который, предвозвещая о необыкновенном проповеднике, сказал: глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень; правы творите стези его ( Лк.3:4 ; Ис.40:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010