П.В. Долгоруков Болотниковы Предок их, Савлук Болотников, выехал из Литвы в Россию при великом князе Василие Иоанновиче, с сыновьями Фёдором и Иваном, в начале шестнадцатого века и жалован был поместьями в вяземском уезде. Фёдор Савлукович имел сына Фёдора, по прозвищу лобан, и внука Матвея Лобановича, который находился рындою при Иоанна Грозном в 1572 году. Борис, Никита и Андрей Болотниковы, дети боярские вяземского уезда, подписались, в 1565 году, у поручной записи по боярине Иване Петровиче Яковле-Захарьине, Андрей в 50, Борис в 25, Никита в 20 рублях. В 1572 году, Утеш Никитич находился рындою при Царе, а Фёдор и Алексей Кауровичи находились рындами при Царевиче Иоанне Иоанновиче. Иван Болотников, дворцовый дьяк, участвовал в избрании Царя Михаила Феодоровича; потом был судьёю в приказе казанского дворца. Двадцать двое Болотниковых владели населёнными имениями в 1699 году; один из них, Фёдор Сидорович, был стольником Петра Великого. Алексей Ульянович († 1828) был членом государственного совета, действительным тайным советником, сенатором, гофмейстером и кавалер Святого Александра Невского. Фамилия Болотниковых разделилась на две ветви, имеющие различные гербы: 1) Общий Российский Гербовник, часть VIII, 18: щит разделён горизонтально на два поля; верхнее голубое, и в нём золотая шестиугольная звезда; нижнее поле, красное; в нём латы, на который вкось положена шпага с золотым ефесом, остриём к правому нижнему углу. Ва гербе дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями. Намет красный, подложенный золотом. 2) Общий Российский Гербовник, часть IX, 14: щит разделён горизонтально на три части. В верхней части, в красном поле, всадник с подъятым мечём в правой руке, и со щитом в левой, скачет вправо на белом коне. Средняя часть герба разделена на три треугольника двумя линиями, идущими от нижней средины к верхним углам. В правом треугольнике, в голубом поле, рука в латах с мечём; в среднем треугольнике, в серебряном поле, стоит на земле золотой лафет; на нём чёрная пушка, дулом вправо; на пушке сидит райская птица, а над птицею видно титло голубого цвета (герб города Вязьмы). В левом треугольнике, в красном поле, крепость. В нижней части герба, в золотом поле, море; у берега шесть кораблей; седьмой корабль посреди моря. На гербе дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями; намет справа голубой, слева красный, подложен золотом. Щит держат два льва. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России Фрагмент статьи I тома «Православной энциклопедии», с.637-638 Житие Годы жизни: конец лета - осень 1304(?), Москва - 12.02.1378). Память совершается 12 февраля (ст.ст.), 20 мая - обретение мощей, 5 октября - в числе пяти святителей Московских. Митрополит всея России, государственный деятель, дипломат. Родился в семье боярина Федора Бяконта и его жены Марии, выходцев из Чернигова. Семейство будущего Первосвятителя занимало заметное место среди московского боярства конца XIII-XIV в. Боярами были его младшие братья - Феофан (Фофан), родоначальник Фофановых (при великих князьях Иоанне Иоанновиче Красном и Димитрии Иоанновиче Донском), и Александр Плещей, родоначальник Плещеевых (при великом князе Димитрии Иоанновиче). Ранние летописные источники (Рогожский летописец и Симеоновская летопись, отражающие Московский свод 1409) называют святителя Алексия в Крещении Симеоном, а житие, написанное в 1459 г. Пахомием Логофетом, и позднейшие летописи - Елевферием (разговорная форма Олфер (Алфер) начальной буквой соответствует монашескому имени); в некоторых списках XVII в. Никоновской летописи приводятся оба имени вместе. Не исключено, что источники отражают существование у святителя Алексия так называемого прямого имени (соответствующего святому, память которого приходится на день рождения) и крестильного (ситуация, хорошо известная на примере двойных христианских княжеских имен). Близкое соседство имен Елевферий и Симеон наблюдается в святцах дважды: Симеон Юродивый, память 21 июля, и мученик Елевферий, память 4 августа; Симеон, сродник Господень, память 18 сентября, и Елевферий, умученный с Дионисием Ареопагитом, память 3 октября; первые 2 памяти присутствуют и в самых кратких вариантах месяцеслова, известных в XIV в. Указания на дату рождения даже в древнейшем рассказе Свода 1409 г. весьма противоречивы. В достаточно подробных хронологических выкладках, на основании которых годом рождения считается 1293-й («в черньци пострижеся 20-ти лет, а в чернечестве поживе 40-те лет, а в митрополиты поставлен бысть 60-те лет, а пребысть в митрополитех 24 лета.

http://pravoslavie.ru/38316.html

(РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3) Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Портрет из «Царского Титулярника» 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3) Образ И. И. был представлен в стенописи Золотой палаты Московского Кремля (не сохр.), созданной в 1552 г., при царе Иоанне IV Грозном: «...слева от царского места был изображен Дмитрий Донской, а далее в третьем окне его отец, великий князь Иван Иванович» ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 2000р. Ч. 1. С. 177). К сер. XVI в. восходит иконография «исторического портрета» И. И. В Архангельском соборе Московского Кремля изображение И. И. находится над местом его захоронения, у юж. стены собора. И. И. представлен в рост вполоборота вправо, в княжеском одеянии - красном кафтане и синей шубе, руки в молении вытянуты вперед (см.: Коновалов И. В. Первая колокольня Св. Руси//Московский Кремль XIV ст.: Древние святыни и ист. памятники: [Сб. ст.]. М., 2009. С. 93. Ил. 7). Фрески выполнены в сер. XVII в. (работы закончены в 1666) артелью из 92 мастеров, среди к-рых были Симон Ушаков, Федор Зубов, Гурий Никитин и др., стенопись повторяет иконографию 1-й росписи Архангельского собора, созданной в 1564-1565 гг. при царе Иоанне Грозном. В Царском Титулярнике 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III) и в его копиях нач. 70-х гг. XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440; ГЭ. 28/78172; ГИМ. Муз. 4047; РНБ. F.IV.764) есть условный оплечный «исторический портрет», представляющий И. И. молодым мужчиной с вьющимися волосами и короткой прямой бородой. Фигура развернута вполоборота вправо, взгляд устремлен на зрителя, нос тонкий, с горбинкой, брови слегка нахмурены. И. И. изображен в княжеской одежде - хорошо видна меховая опушка ворота накинутой на плечи шубы. По обе стороны изображения надпись: «beлukiu кнзь иоан ioahhobiчь» (см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. 20). Заключение мира между вел. кн. Иоанном Иоанновичем и суздальским кн. Константином Васильевичем. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСИЙ свт. (кон. лета - осень 1304?, Москва - 12.02.1378), свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых), митр. Киевский и всея Руси, гос. деятель, дипломат. Род. в семье боярина Федора Бяконта и его жены Марии, выходцев из Чернигова. Семейство буд. Первосвятителя занимало заметное место среди московского боярства кон. XIII-XIV в. Боярами были его младшие братья - Феофан (Фофан), родоначальник Фофановых (при вел. князьях Иоанне Иоанновиче Красном и св. Димитрии Иоанновиче Донском ), и Александр Плещей, родоначальник Плещеевых (при вел. кн. Димитрии Иоанновиче). Ранние летописные источники (Рогожский летописец и Симеоновская летопись, отражающие Московский свод 1409 г.) называют А. в Крещении Симеоном, а житие, написанное в 1459 г. Пахомием Логофетом , и позднейшие летописи - Елевферием (разговорная форма Олфер (Алфер) начальной буквой соответствует монашескому имени); в нек-рых списках XVII в. Никоновской летописи приводятся оба имени вместе. Не исключено, что источники отражают существование у А. т. н. прямого имени (соответствующего святому, память к-рого приходится на день рождения) и крестильного (ситуация, хорошо известная на примере двойных христ. княжеских имен). Близкое соседство имен Елевферий и Симеон наблюдается в святцах дважды: Симеон , юродивый Палестинский, пам. 21 июля, и мч. Елевферий Кувикуларий , пам. 4 авг.; Симеон , сродник Господень, пам. 18 сент., и Елевферий, умученный с Дионисием Ареопагитом, пам. 3 окт.; первые 2 памяти присутствуют и в самых кратких вариантах месяцеслова, известных в XIV в. Указания на дату рождения даже в древнейшем рассказе свода 1409 г. весьма противоречивы. В достаточно подробных хронологических выкладках, на основании к-рых годом рождения считается 1293-й («в черньци пострижеся 20-ти лет, а в чернечестве поживе 40-те лет, а в митрополиты поставлен бысть 60-те лет, а пребысть в митрополитех 24 лета.

http://pravenc.ru/text/81755.html

IV) Село Дмитриевское, Болото тож, где также бывает ярмарка июня 23 числа. Описание Воронежской епархии Историческое известие о Воронежской епархии В Историческом описании Воронежской губернии и города Воронежа сказано было, что издревле сии места принадлежали Рязанскому княжеству. По сему отношению издревле также и церковное ведомство половины сих мест принадлежало Рязанской епархии. Ибо по летописям значится, что Св. Алексий митрополит Московский, когда в 1354 году при Великом Князе Иоанне Иоанновиче Красном, а по другим при Симеоне Иоанновиче Гордом, учредил Рязанскую епархию, то разграничил ведомство епископов Рязанского и Крутицкого от Черного Яра по реке Хопру и по Дону, так, что левая сторона реки Дона принадлежала Рязанскому, а правая Крутицкому, иначе называвшемуся Сарскому и Подонскому епископу. После, однако же, когда начали вновь строиться города и за Доном на Крымской степи, то и оные, по близости их к епархиальным Рязанским, приписаны были к той же епархии. Но когда государь царь Феодор Алексеевич распространил от Воронежа далее к югу великороссийские селения, то по причине удаления сей Украины от Рязани, вознамерился основать в сем краю особенную и отдельную от Рязанской епархию. На сей конец в 1682 году, по согласию со Святейшим патриархом Иоакимом апреля 2 указал быть Воронежской епархии, сперва из семи только городов, отделенных от Рязанской, т.е. Воронежа, Ельца, Костенска, Орлова, Урыва, Коротояка и Землянска с уездами. На сию епархию того же числа хиротонисан в первопрестольного епископа игумен обители Преподобного Макария Унженского именем Митрофан, о коем ниже подробнее говорено будет. Для архиерейского содержания тотчас приписан был ему Боршевский монастырь со всеми вотчинами и многие другие угодья. В 1696 году Патриаршею грамотой от 30 января позволено было Воронежскому епископу ведать в своей епархии еще поселившихся по рекам Осереду, Битюку и Икорцу с верховья и до устья. А когда бессмертной памяти государь Петр I расселил еще более Воронежскую Украину и начал часто посещать город Воронеж, то не оставил без внимания и Воронежскую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Основание его восходит до XV века, и наши Державные всегда бывали благосклонны к сей обители. При Царе Иоанне заложен ее величественный собор, во имя Богоявления, как иссечено на камне у входа в храм: «Во дни Благочестивого и Благоверного Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича всея Руси, по благословению Макария Митрополита всея Руси, и во дни Царевичей Иоанна и Феодора, лета 7067, месяца Апреля в 23 день, заложена бысть сия церковь Святого Богоявления, Игуменом Исайею и яже о Христе с братиею, совершена же бысть сия церковь лета 7073 при том же Игумене Исайи». Великолепное здание, в два яруса, с широкими крытыми папертями, примыкает к теплому, не менее обширному храму Сретения Господня и трех Святителей, и достойно времен Иоанна. Храм сей видел в стенах своих Царя Михаила, когда он своеручно привесил Угорский червонец к храмовой иконе Богоявления; по его воле устроена была нынешняя обширная ограда, и сын его Царь Алексей пожаловал десять пушек для защиты монастыря. Драгоценно и другое воспоминание: в смутную эпоху Самозванцев, иноки Богоявленские лучше хотели погибнуть мученическою смертью , нежели присягнуть второму Лжедимитрию; в Синоде монастырском записаны имена избиенных: трех иеромонахов – Трифиллия, Макария и Савватия, иеродьякона Афиногена и простых монахов – Варлаама, Дионисия, Иова, Кирилла, Максима, Иосафа и Гурия: имена их дороги для Истории; гробы мучеников под сводами собора в открытом склепе, где погребался род Салтыковых, давних благодетелей обители. Царь Василий Иоаннович Шуйский послал от себя утешительную грамоту Игумену Арсению, ради того разорения, какое претерпел монастырь от злодеев. Не достаточно ли таких воспоминаний для его сохранения? Еще один мученик, за верность законным своим Государям, почиет тут же в родовой усыпальнице: это Стольник Феодор Салтыков, убитый Стрельцами на Красном крыльце, во время их возмущения, при малолетних Царях Иоанне и Петре. Доселе скорбит Православный народ о недавнем запустении древней обители, и грустно посещает обширный монастырский двор, усеянный остатками бури пожарной.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Николай Степанович Вельяминов († 17 февраля 1853), был артиллерии генерал лейтенантом. Герб (Общий Российский Гербовник, часть II, 22): щит разделён перпендикулярно на два поля. В правом, золотом поле, до половины выходит, слева, белый орёл с дворянскою короною на голове. В левом, красном поле, крестообразно поставлены три палицы с золотыми рукоятками и оконечностями. На герб дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями. Намет красный, подложенный золотом. 336 В некоторых родословных книгах сказано, что Василий был не внуком, а сыном Протасия Фёдоровича. Это опровергается древними нашими летописями, в коих сказано, под 1375 годомъ: «побежал с Москвы Иван, Васильев сын тысяцкаго, внук Васильев, правнук Вениаминов», а под 1380 годом сказано: «прииде к нему воевода Тимофей Васильевич тысяцкаго, внук Васильев, правнук Вельяминов». И в синодике московского Успенского Собора (Древняя Российская Вифлиотека, часть IV), вписано, на вечное поминовение имя: «Василия Веньяминовича тысяцкаго». 337 У него были: сын Иван, внук Никита, правнуки Иван и Тимофей, и праправнук Семён Иванович, бывший боярином при Иоанне великом и при сыне его великом князе Василие Иоанновиче, и умерший в 1518 году. Он имел четырёх сыновей: 1) Михайло Семёнович был боярином и умер в 1539 году; все три сына его были также боярами: Василий Михайлович († 1546); Юрий Михайлович († 1558) и Иван Михайлович († 1587); с кончиною сего последнего пресеклась эта фамилия Воронцовых; 2) Дмитрий Семёнович имел сына Ивана, по прозвищу чуха; 3) Иван-Фока Семёнович был боярином и умер в 1561году; 4) Фёдор-Демид Семёнович также был боярином и умер в 1546 году; у него было два сына: Иван Фёдорович, по прозвищу женя, и Василий Фёдорович, бывший окольничим и умерший в 1578 году. В бархатной книге (часть II) сказано: «Василия тысяцкаго и Воронцова колены пресеклись». Из этого видно, что князья и графы Воронцовы не имеют ничего общего с древним боярским родом Воронцовых. 338 В бархатной книге у него показаны: сын Микула; два внука: Пётр и другой, по прозванию кречет (а собственного имени не упомянуто). У Петра Микулича показаны четыре сына: Дмитрий, Иван, Григорий и Василий, и далее сказано: «Василия тысяцкаго и Фёдора Воронцова колены пресеклись».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Герб (Общий Российский Гербовник, часть I, 43): щит разделён горизонтально на две неравные части. В верхней, меньшей части, в красном поле серебряная стрела, острием вправо. Нижняя, большая часть, разделена перпендикулярно на два поля: в правом, голубом поле, золотое копье, острием вверх; в левом, серебряном поле, выходить слева орлиная лапа, держащая меч. На гербе шлем и корона дворянские. Намет голубой, подложенный серебром. 367 Один из братьев Фёдора Ивановича сабура, Иван Иванович, по прозвищу годун, был родоначальником Годуновых, угасших в царствование Петра Великого. 368 У него было четыре сына: Константин, Дмитрий, Фёдор, по прозвищу муса, окольничий при великом князе Василие Иоанновиче († 1519) и Даниил, по прозвищу чурка; пять внуков: Юрий Константинович, Иван Дмитриевич , Семён Дмитриевич, окольничий при Царе Иоанне IV († 1561), Никифор Дмитриевич и Михайло Фёдорович, и четыре правнука: Иван Юрьевич, Дмитрий Семёнович, Михайло и Пётр Михайлович. С ними и пресеклась эта фамилия Пешковых-Сабуровых. 369 У него было пять сыновей: 1) Юрий (см. далее); 2) Борис; 3) Тимофей, по прозвищу замятня, имевший сына Фёдора; 4) Даниил, имевший сына Ивана, и 5) Иван, имевший сына Якова. Старший из пяти, Юрий Константинович († 1512), боярин при великом князе Василие Иоанновиче, имел четырёх сыновей: Ивана-Василия, Андрея, Фёдора и Афанасия, и дочь Соломониду Юрьевну, бывшую первою супругою великого князя Василия Иоанновича. Из четырёх сыновей боярина Юрия Константиновича, один только старший сын Иван-Василий, крайчий при великом князе Василие Иоанновиче, имел потомство: у него было три сына: Фёдор, по прозвищу поп, Андрей, по прозвищу кривый, и Яков, по прозвищу замятня. Из трёх, один старший, Фёдор, имел сына Никифора, внука Ивана и правнука Алексея, со смерию коего пресеклась фамилия Сверчковых-Сабуровых. 370 У него были сыновья: Андрей и Степан; внуки: Яков и Юрий Андреевичи и Григорий Степанович. Со смертию сыновей сего последнего, Богдана и Дмитрия, пресеклась фамилия Пильемовых-Сабуровых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В 1261 г. Подонье перешло под управление новоучрежденной епископской кафедры в Сарае. В кон. XIII в. между Сарайским митр. Максимом и Рязанским митр. Петром начался спор из-за Червлёного Яра - территории между реками Воронеж и Дон, Ворона и Хопёр, достаточно плотно населенной правосл. татарами. Хотя Червлёный Яр входил в Золотую Орду, он считался частью Рязанской епархии. В относящихся к данному спору документах, свидетельствующих о развитой церковной жизни в Придонском крае, упоминаются диаконы, священники, монахи, игумены. Притязания Сарайского владыки были положительно решены в 1342 г., с этого времени епископы Сарайские стали именоваться также и Подонскими. Однако в кон. 40-х гг. XIV в. из-за протеста Рязанского владыки и давления вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого митр. Феогност (по др. сведениям, митр. свт. Алексий при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче Красном в сер. 50-х гг. XIV в.) вновь передал Червлёный Яр в ведение Рязанских архиереев. Правая сторона Дона осталась у Сарайских епископов, граница между епархиями проходила от Червлёного Яра по рекам Дон и Хопёр. С нач. XV в. резко уменьшилось слав. население в Ср. и В. Подонье, превратившемся в Дикое поле, где кочевали орды татар. В сер. XVI в. возобновилась рус. колонизация Ср. Подонья, восстанавливались старые города, строились новые. В 1585 г. была поставлена крепость Воронеж, по-видимому, в том же году в крепости возвели соборную Благовещенскую ц. с приделом во имя свт. Николая. В 1594 г. в Воронеже был учрежден воронежский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . Вскоре после основания города начали строиться храмы по инициативе горожан. Так, в 1587 г. свящ. Никита переселился в Воронеж из Ряжска и на собственные средства поставил Никольскую ц. в Стрелецкой слободе, снабдив ее необходимой утварью. Дозорная книга Воронежского у. 1615 г. содержит сведения о построенных в слободе полковых казаков священниками Афанасием и Космой Павловым на свои средства церквах в честь Рождества Христова, во имя вмч. Георгия (теплая), во имя вмц.

http://pravenc.ru/text/155256.html

Б. Н. Флоря Иконография Изображения Д. И. известны с XV в. в основном в памятниках московской иконописи. Наиболее ранний образец - в житийном цикле свт. Алексия, митр. Московского, на иконе 80-х гг. XV в. письма иконописца Дионисия из Успенского собора Московского Кремля (ГТГ), в 12-м клейме изображена встреча вернувшегося из Орды святителя с «князем всея Руси», т. е. с Д. И., если мастер опирался на редакцию Жития свт. Алексия, составленную Пахомием Логофетом (см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 340. Примеч. 8; Моск. патерик. С. 187). Вел. князь представлен средовеком в княжеских одеждах, с непокрытой головой, без нимба, в поясном поклоне перед благословляющим его крестом святителем. Сюжет сохраняется и в более поздних житийных иконах свт. Алексия, напр. кон. XVI в. из Благовещенского собора в Сольвычегодске (СИХМ; см.: Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв.: Кат.-альбом/ВХНРЦ. М., 2003. С. 32-33. Кат. 13). На иконе святителя с 12 клеймами жития 2-й пол. XVII в. (ГТГ) композиция с участием Д. И. перемещается в конец житийного ряда - святитель перед смертью благословляет блгв. вел. князя и дает «последнее целование бывшим у него» ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 299. Кат. 768). Вел. кн. Димитрий Иоаннович и прп. Димитрий Прилуцкий. Клеймо иконы " Прп. Димитрий Прилуцкий, с 16 клеймами жития " . Ок. 1503 г. Мастер Дионисий (ВГИАХМЗ) Вел. кн. Димитрий Иоаннович и прп. Димитрий Прилуцкий. Клеймо иконы " Прп. Димитрий Прилуцкий, с 16 клеймами жития " . Ок. 1503 г. Мастер Дионисий (ВГИАХМЗ) Др. пример разработанной в мастерской Дионисия иконографии Д. И. встречается на иконе «Прп. Димитрий Прилуцкий, с 16 клеймами жития» 1503 г. работы Дионисия (ВГИАХМЗ) - в 5-м клейме запечатлена встреча Д. И. (с посохом в руке) и прп. Димитрия Прилуцкого, приглашенного в Москву стать крестным отцом одного из сыновей вел. князя ( Смирнова Э. С. Моск. икона XIV-XVII вв. Л., 1988. С. 292-293. Ил. 148). Высказано предположение об изображении Д. И. (в красном корзне) на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя» 50-х гг. XVI в. из Успенского собора Московского Кремля (ГТГ) в числе др. рус. князей-всадников, во главе переднего отряда верхнего ряда, с нимбом ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 128-134. Кат. 521. Ил. 37, 39).

http://pravenc.ru/text/178205.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010