Святитель Иоанн Златоуст говорит: " Разве прилично было бы Иоанну взять за руку Иисуса и повести по городам и весям, приводить Его в отдельные дома и представлять как Спасителя мира? " Конечно, так не могло быть: нужна была совершенно исключительная по торжественности обстановка, чтобы явить Господа Иисуса Христа, Спасителя мира, Мессию. Это и исполнил великий Предтеча Господень. Только ли к народу иудейскому перед Крещением Христовым относится призыв Иоанна Предтечи к покаянию? Только ли древним говорил святой Иоанн: Сотворите плоды достойные покаяния (Мф. 3; 8)? А нам, приближающимся к великому празднику Богоявления, разве не надо об этом подумать? Покаяние есть сокрушение о содеянных грехах, но одного сокрушения недостаточно, надо, чтобы покаяние было не пустым, а плодотворным. Надо, покаявшись в том, что мы жили не так, как велит Христос, начать жить по Его заповедям, принести плоды добра, плоды исполнения Его заповедей. Святой Иоанн Предтеча говорил пришедшим к нему на Иордан креститься и спрашивавшим, что надо делать: У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же (Лк. 3; 11). Эти слова относятся прямо к нам. Святой Предтеча произнес и другие страшные слова, которые, безусловно, тоже относятся к нам: Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее плода, срубают и бросают в огонь (Лк. 3; 9). Возле каждого из нас лежит секира, которая, если не покаемся и будем бесплодны, тотчас посечет нас. Будем помнить о св. Иоанне Предтече, о гласе вопиющего в пустыне, ибо и мы - в духовной пустыне и одиночестве, и в этой пустыне и доселе слышится глас его. Будем достойны того, чтобы встретить великий праздник, как добрые христиане. И да поможет в этом всем нам Господь наш Иисус Христос, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь. 15 января 1950 г. Хвала Богу Слово в день Сретения Господня Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, Свет во откровение языков и слава людей Твоих Израиля (Лк. 2; 29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

Словам: Аз успокою выравносильны дальнейшие слова: обрящете покой душам вашим (ст. 29). 29. возмите иго мо на себ и начитес к кротокъ и смиренъ срцемъ: и брщете покой дшамъ вашымъ: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим Под игом и бременем (ст. 30) разумеется здесь иго учения и бремя заповедей Христовых: потому что религия Христова, как и всякая другая религия, обыкновенно налагает на человека известные обязанности, которые составляют для него как бы иго и бремя. Возьмите иго Мое на себе, это значит сделайтесь Моими учениками. Господь присовокупляет, что Он кроток и смирен сердцем, частью для нашего ободрения и поощрения, чтобы мы не усомнились приступить к Нему, Учителю, частью указуя на смирение, как на один из важных предметов учения, которое должны принять от Него для обретения покоя душам (Филар.). 30. иго бо мо блго, и брем мо легко ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко Иго Христовой религии благо и бремя её легко, т. е. если сравнивать их с игом ветхозаветного Моисеева закона и преданий старцев, с игом языческих религий и с бременем, которое налагает на человека грех . Благо и легко, потому что 1) облегчается любовью Бога к человеку верующему и самого человека к Богу; 2) человек, приходящий к Богу, получает прощение грехов, и таким образом наслаждается миром ( Фил. 4:7 ) и не терпит мучений совести. Легко и благо еще тем, что верующий имеет благодатную помощь от Бога к совершению заповедей. Наконец, благо и легко по причине надежды и воздаяния в будущей жизни. Если иго Христово благо и легко, то как согласить с этим сказанное И. Христом прежде: Как тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь вечную (7:14)? Св. Златоуст отвечает на это так: «Шествие по такому пути и такими вратами Господь всячески облегчает и обещаемою пользою: найдете покой душам вашим, и щедротами Своими: Я упокою вас, и облегчением ига: иго Мое благо. Труден путь добродетели, но знай, что порок еще тягостнее, ибо ничто так не обременяет душу, как сознание греха». Читать далее Источник: Толкование на Евангелие от Матфея/Сост. свящ. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : кн. маг. В.В. Думнова п/ф " Насл. бр. Салаевых " , 1899. - 306, IV с. : карт. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Случается даже так, что и того, кто не только колебался, но уже падал и подвергался опасности, прежде чем совсем опуститься, Бог не отвергает: «Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня» ( Пс.117:13 ). А тот, кто пал, неужели погиб совершенно? Никогда. И для него есть утешение: " когда, – сказано, – он будет падать, не упадет». Почему же так? «Ибо Господь поддерживает его за руку» ( Псал. 36:24 ). Случается еще так, что человек падает легко, но дальше по пути падения не идет. Да и те, которые пали глубоко, разве они совсем погибли? И здесь мы видим тоже милосердие Господне: «Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных» ( Пс. 144:14 ). Псалмы, прекрасно доказывая это, мне кажется, не приводят нас к отчаянию в покаянии, потому что о Боге они говорят так: «Бог – судия праведный» ( Пс. 7:12 ). Не пренебрегай этим изречением: справедливость каждому воздаст по заслугам. Сначала выслушай, что значит быть справедливым, и приготовься к защите; часто ведь является такое предположение: если Бог справедлив, то почему Он не тотчас воздает грешникам? Такой-то несправедлив, и процветает; какой-нибудь грабит, и богатеет; иной – наглец, и господствует; как же это согласуется с правдой Божией? Если Бог справедлив, почему Он не тотчас посылает наказание грешникам? Неужели Он справедлив, но не имеет силы тотчас воздать наказание грешникам? Ведь бывает иногда, что судья справедливо судит, но не может привести в исполнение свое решение. Итак, неужели наказание отстрачивается вследствие бессилия? Да не будет этого! Потому-то и пророк тотчас прибавляет: «Бог – судия праведный, и Бог , всякий день строго взыскивающий»( Пс. 7:12 ). Как справедливый, Он знает, что справедливо, а как крепкий, Он может привести в исполнение то, что думает. Но где же причина отсрочки грехов? Для чего эта отсрочка наказания? Как справедливый, Он знает согрешающего; как крепкий, Он имеет силу довести решение до конца. Итак, какая же причина медлительности? «Бог – судия праведный, и Бог , всякий день строго взыскивающий».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Спасшись, праведная Елисавета, сокрытая Богом, нашла приют вместе со своим сыном в удобной горной пещере. Внизу этой пещеры струился источник прохладной воды, а вверху росло густое, покрытое плодами финиковое дерево… Но недолго наслаждался младенец Иоанн нежной заботой матери. Елисавета скончалась через сорок дней после мучительной смерти Захарии. Таким образом суждено было святому Иоанну с раннего детства остаться сиротою в этом мире. Но Господь повелел Своему ангелу питать и хранить сироту-младенца в пустынной пещере, «…он ни земли не обрабатывал, ни бразд не рассекал, ни хлеба не ел в поте лица, но стол имел готовый, одежду находил скорее чем пищу, а о жилище ещё менее заботился, нежели об одежде. Он, нося плоть, вёл какую-то ангельскую жизнь», — пишет святитель Иоанн Златоуст об Иоанне Крестителе. По приказу Ирода в Вифлееме и его окрестностях было уничтожено 14 тысяч невинных младенцев. Это страшное избиение было одним из знаменательных событий, сопровождавших рождение Спасителя. Он начал страдать поначалу страданиями ради Него избиенных, а сами младенцы, крещенные не водою, а кровию, явились в преддверии христианской Церкви, предтечами тех мучеников, которые своею кровию освятили оскверненную землю, чтобы она сделалась достойною к восприятию Божественного учения. Но и великая власть и великий гнев не выше Божественного Промысла. Ангел Господень известил Иосифа во сне: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Каким путём добиралось в Египет Святое Семейство, неизвестно. Есть предположение, что праведную чету с Богомладенцем сопровождал старший сын Иосифа Иаков. Предание говорит, что в одном месте Святое Семейство окружили разбойники, хотели отнять осла и все бедные пожитки путешественников. Но один из разбойников, глянув на Младенца Иисуса, сказал: «Если бы Бог принял на себя тело человеческое, то не был бы красивее этого малютки». И не допустил сотоварищей, особенно одного, который настаивал на грабеже, сделать что-либо плохое путникам. «Этот Отрок воздаст тебе воздаянием», — благодарно ответила ему Мария. Якобы это был тот самый разбойник, который потом, будучи распят по правую сторону Спасителя, услышал от Него благодатное обетование: «Днесь со Мною будеши в раи».

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

Станислав Агафоподов 29 октября 2019, 17:14 Почитал комментарии и понял, что большинству женщин, которые пишут, стоило бы повнимательнее читать отца Андрея. И священное писание конечно. Ибо подчинение жены мужу Новым Заветом не устраняется. " Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло " 1Кор.14:34-36 Рекомендую почитать толкование этих стихов св.Иоанном Златоустом. Там вы много еще для себя откроете. Наталья 29 октября 2019, 14:13 На НН28 октября 2019, 20:10 Вы не можете жить одновременно по Новому Завету и по Ветхому. Ветхий Завет прошел. От воскресения Христа и до скончания мира есть только Новый Завет. Поэтому понимаете Вы неверно. < < " Грубо говоря, на Суде женщин спросят.... " > > Да, грубо и дерзко Вы о Страшном Суде говорите. Предваряя Бога.. У Вас есть страх Божий? Как бы не пришлось таким как Вы удивиться. " Последние станут первыми, а первые последними " ... Вадим К. Иоанне 29 октября 2019, 13:11 Конечно под природными я имел ввиду не одни телесные различия и главным образом не их. Эти различия должны естественным же образом проявляться. Далеко же мы зашли, что и в православной среде это стало уже неочевидным и требует дальнейших пояснений. Именно, что жена должна быть второй после мужа, что ее основное место дома и заниматься она должна им, а не самореализацией где-то вне него. Вы скажете, что это в наше время едва ли возможно в большинстве случаев. Не буду отрицать, но и Вы тогда не отрицайте, что ненормальным сейчас такое положение считает подавляющее меньшинство даже православных женщин, а для других дико и слышать совет ап. Петра подражать Сарре, называвшей мужа господином. НН 28 октября 2019, 20:10 Я понимаю так: отношение к женщине в храме - по Новому Завету, дома - по Ветхому. Жена ДОЛЖНА слушаться мужа - и всё тут! Берём среднюю семью, крайности отбрасываем, иначе случаи набегут как в одну, так и другую сторону. Грубо говоря, на Суде женщин спросят, почему не слушала мужа и плохо выполняла женские обязанности, а мужчин-почему не взял власть в свои руки, плохо управлял женой и не привёл детей в храм Божий. Есть знакомые семьи, где жена " довела " детей до ВУЗа и потом вышла на работу. Кому-то пришлось переучиваться. А одна мама работает дистанционно, но пришлось сменить профессию. Важно понимание, что мужчина- ГЛАВНЫЙ, его Господь сотворил ПЕРВЫМ! А женщина - впридачу, чтоб не скучал.

http://pravoslavie.ru/124961.html

Так как последние были более высокого мнения о Петре и Иоанне и думали, что он не согласуется с ними, так как проповедовал Евангелие без обрезания, а те допускали таковое, и так как они думали, что в этом случае он поступает против закона и напрасно подвизается, то он и говорит поэтому: «Я ходил и сообщил им благовествование не для того, чтобы самому научиться чему-нибудь от них, – о чем яснее говорит ниже, – но для того, чтобы вразумить тех, которые подозревали это, что я не напрасно подвизаюсь». А Дух, предвидя это состязание, и расположил его идти (в Иерусалим) и сообщить там свое учение. Вот почему он и говорит: «ходил по откровению», и взял с собою Варнаву и Тита, чтобы они был свидетелями его проповеди. «И предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам», – т. е. без обрезания ( «И предложих им благовествование, еже проповедую во языцех наедине же мнимым»). Что значит – «особо» ( «наедине»)? Ведь кто желает исправить общие догматы, тот не наедине, но пред всеми излагает их. Но не так поступил Павел, так как он желал не научиться чему-нибудь или исправить, но отнять повод к обману у тех, которые хотели обмануть других. Так как в Иерусалиме все соблазнялись, если кто допускал отступление от закона и возбранял употреблять обрезание, – вот почему (Иаков) и сказал: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они... о тебе наслышались, что ты всех... учишь отступлению от Моисея» ( «видиши ли, брате, колико тем... веровавших, и вси они... увестишася... о тебе, яко отступлению от закона учиши») ( Деян.21:20–21 ). Так как, повторяю, соблазнялись, то он и не решился придти открыто и изложить пред всеми свою проповедь, но предложил «особо знаменитейшим» ( «наедине мнимым»), при Варнаве и Тите, чтобы они были достоверными свидетелями пред обвинителями его, что и апостолы не нашли противною проповедь его, но напротив, подтвердили ее. Когда же говорит: «знаменитейшим» ( " мнимым»), то говорит это не для того, чтобы лишить их принадлежащего им достоинства, так как и о себе говорит: «думаю, и я имею Духа Божия» ( «мнюся бо и аз Духа Божия имети») ( 1Кор.7:40 ), что означает просто умеряющего свое достоинство человека, а не отрицающего в себе то, что имеет точно так же и здесь: говоря – «знаменитейшим» ( «мнимым»), говорит это по общему о них мнению и своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Термин «истина» (λθεια) является одним из ключевых в Евангелии от Иоанна 1158 . В беседе с самарянкой Иисус говорит об истинных поклонниках, которые поклоняются Богу «в духе и истине» ( Ин.4:23–24 ). Свой суд и Свое свидетельство Иисус называет истинными ( Ин.8:13–16 ). Наконец, дважды Иисус отождествляет с истиной Самого Себя. Один раз в беседе с иудеями, когда говорит об Иоанне Крестителе: «Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине» ( Ин.5:32–33 ; здесь «свидетельство о Мне» идентично «свидетельству об истине»). Второй раз – в беседе с Фомой, которому говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). В свете этих высказываний Спасителя познание истины должно пониматься как познание Его Самого. Речь идет не о рациональном познании. На вопрос Пилата: «Что есть истина?» ( Ин.18:38 ) Иисус ничего не ответил, потому что Истина – это Он Сам, воплотившийся Сын Божий, пришедший в мир, чтобы указать людям путь к Богу и повести их этим узким путем, через тесные врата ( Мф.7:13–14 ) в дом Своего Отца. И познание истины происходит не через разум, а через принятие человеком внутрь себя Тела и Крови Христа. Но Пилат не смог бы этого вместить, как не вместили этого иудеи, слышавшие беседу Иисуса о небесном хлебе. В заключительном сегменте рассматриваемой части анафоры («И кто доволен возглаголати силы Твоя…») продолжается тема, звучавшая в молитве Херувимской песни («Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми…»): прославление Бога и предстояние престолу Божию превосходят возможности человеческого языка и разума. О Боге Отце Следующая часть анафоры имеет тринитарный характер и основана на перечислении имен, относящихся к каждому из Лиц Святой Троицы. Молитва соткана из библейских аллюзий, наполнена цитатами из псалмов, пророческих книг, посланий апостола Павла. Первая часть молитвы посвящена Богу Отцу: Владыко всех, Господи небесе и земли и всея твари, видимыя же и невидимыя, Седяй на престоле славы и призираяй бездны, безначальне, невидиме, непостижиме, неописанне, неизменне, Отче Господа нашего Иисуса Христа…

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тогда заградятся их уста. В самом деле, если ты не веруешь Христу, то тем более не должен верить антихристу. Первый говорил, что Он послан Отцом, а этот последний [будет говорить)совсем другое. Потому-то Христос и говорил: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете ( Ин.5:43 ). Но мы, скажут, видели знамения. И от Христа совершено было много великих [чудес]; потому гораздо более следовало бы уверовать в Него. Кроме того, об антихристе много было предсказано — что он безбожник что он сын погибели, что пришествие его по действию сатаны; тогда как о Спасителе — [что Он] принесет бесчисленные блага. За то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но благоволившие неправде (2:10–12).(2) Да будут осуждены (2:12). Не сказал: да получат наказание, так как и без того их ожидало наказание, но: да будут осуждены, то есть подвергнутся осуждению на том страшном судилище, чтобы им быть безответными. Кто же это будет? [Апостол] сам изъяснил это, говоря: не веровавшие истине, но благоволившие неправде. А любовью истины он называет Христа. За то, говорит, что они не приняли любви истины для своего спасения (2:11). Христос был и тем и другим (=любовью и истиной) и приходил ради того и другого: по любви к людям и чтобы открыть истинное значение всего. Но благоволившие, говорит, неправде. Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего он не сделает в это время? все приведет в смятение и замешательство как посредством своих повелений, так и посредством страха. Он будет страшен во всех отношениях — и своей властью, и жестокостью, и беззаконными повелениями. Но не бойся: он будет иметь силу, говорит [апостол], только над погибающими. И Илия тогда придет, чтобы поддержать верующих. Об этом говорит Христос: Илия придет и устроит все ( Мф.17:11 ). Поэтому об Иоанне сказано, что он [предъидет пред Господом] в духе и сипе Илии ( Лк.1:17 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-svya...

У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя», так Христос поручил Иоанну заботиться о Богородице. С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. По Воскресении Своем Иисус сказал апостолу Петру об Иоанне: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» ( Ин.21:22-23 ). Блж. Феофилакт Болгарский толкует это место Евангелия так: «Некоторые же так понимают: Петр, услышав, что он умрет за Христа, сказал: что же Иоанн? не умрет ли и он? Христос не отверг этого, ибо всяк, кто родился, тот и умрет, а сказал: если Я хочу, чтобы он пребыл, то есть жил до кончины мира и тогда соделался мучеником за Меня. Отселе и говорят, что он жив, а будет умерщвлен антихристом, когда вместе с Илиею станет проповедывать Христа. Если указывают гроб его, что до того? он вошел в него живой, а потом преставлен, как Енох и Илия. Итак, евангелист опровергает ложное мнение тех, кои подумали, что ученик сей не умрет, а будет бессмертен: ибо сущая ложь, чтобы человек был бессмертен. Хотя Енох и Илия не умирали, однакож они смертны. Так и он, хотя не умер, но умрет. Посему понимание слова: не " умрет " , в том смысле, что будет бессмертен, ложно. Иные утверждают, что он умер, а слова: " если Я хочу, чтобы он пребыл " , понимают так, как мы выше изъяснили. Мы высказали все мнения, чтобы для любопытных ни одно не было безызвестно. По нашему мнению, слова: " чтобы он пребыл, пока приду " , лучше понимать не о жизни, а о разлуке с Петром, как понимал это достославный и златоустый Иоанн». Из Священного Писания мы также знаем, что по Вознесении Господнем Иоанн Богослов вместе с Петром совершил при храме чудо исцеления хромого.

http://azbyka.ru/test/apostol-ioann-bogo...

Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь». И спрашивал его народ: что нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же. Пришли также и мытари креститься у него и сказали ему: Учитель! Что нам делать? Он ответствовал им: не берите больше надлежащего. Спрашивали его также и воины, говоря: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте; не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием. Когда же народ был в недоумении, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне: не Христос ли он? Ответствовал Иоанн всем, говоря: «Я крещу вас водою; но грядет Сильнейший меня, Которому я не достоин развязать ремень у сапога; Тот будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата в руке Его; и Он вывеет хлеб на гумне Своем, и соберёт пшеницу в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым». Много и другого благовествовал он народу, увещевая его. Назидательные размышления Взгляд на множество народа, собравшегося вокруг Св. Иоанна, представляет действительную пользу; когда вникнем какой был плод его пришествия. Иоанн желает не нравиться, но только приобретать души Иисусу Христу; с другой стороны к нему приходят не удивляться ему, но пользоваться его учением и примером. Крещение, совершаемое Иоанном Крестителем, не имело силы таинства отпущать грехи, это было не более, как известный, употреблявшийся под сим именем у иудеев, обряд очищения законных нечистот. Впрочем, крещение Иоанново было замечательно тем, что ему предшествовало покаяние, то есть, скорбь о грехах и отвращение от них, дела удовлетворения за неправды и перемена жизни, и что оно сопровождалось исповеданием грехов. Оно было совершеннее иудейского: это, по мнению Св. Иоанна Златоустаг о, был как бы мост, проводящий от крещения иудейского к крещению Иисуса Христа, высший первого и низший второго. Заметим мимоходом, против нечестивцев, утверждающих, будто священники установили исповедь, что Евангелие здесь очень ясно говорит o исповеди, не беглой и кое-какой, не о признании себя только грешником вообще, не о неопределённом признании в проступках и неисполнениях закона мыслию, словом и делом; нет, это было ясное и подробное открытие своих прегрешений, противных закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010