Вероятно здесь речь идет о злоупотреблениях некоторых господ относительно кабальных холопов. Последние (в отличие от старинных или полных холопов) по закону служили только тому господину, которому дали на себя служилую кабалу, до своей и до его смерти, так что наследники господина не имели прав на его кабальных холопов. Между тем, некоторые владельцы, вопреки закону, оставляли своих кабальных холопов своим наследникам. Г. Лебедев переводит указанное место так: «Обращение в холопство робят (т. е. ребят, детей) и передача их по смерти владельцев детям» (н. с. стр. 61). Этот перевод неверен: слова «безкончины» не переведены, а в них-то и заключается смысл всей фразы. – О злоупотреблениях, указанных здесь, на Стоглавом соборе не было речи. – Г. Лебедев видит в словах Кассиана о холопстве намек на воззрения заволжских старцев, разделяемые Кассианом. Но последний, по мнению г. Лебедева, в этом отношении идет еще далее заволжских старцев в отрицании права монастырей владеть недвижимыми имениями: он совершенно отрицает рабство как следствие вреда, причиняемого монастырскими владениями (н. с. стр. 62). – Очень может быть, что Кассиан, который, как нам известно, был человек, склонный к отрицанию и критике существующего порядка вещей, действительно держался такого образа мыслей, но из слов его «заметки» о холопстве еще не следует тот вывод, который сделан г. Лебедевым. Здесь речь идет не о монастырях и не о монастырских властях и имениях, а о том, что вообще владельцы кабальных холопов оставляются последних своим детям после своей смерти, т. е. по духовным завещаниям или другим подобным актам. А дела о духовных завещаниях, как известно, и в XVI в. (Стоглав, гл. 68, стр. 302) и в XVII (Перов, н. с., стр. 152) подлежали суду епископскому. Этим и объясняются слова «заметки»: «а архиепископы приписывают», т. е. утверждают подобные незаконные распоряжения. – Все прочие дела о холопах ведались в Холопьем Приказе, учрежденном, вероятно, при царе Иоанне Васильевиче (О холопах см. у Беляева «Лекции по истории русского законодательства», М., 1879 г., стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр I никогда не преклонялся бездумно перед Западом и не унижал Россию. Вся его деятельность была направлена на то, чтобы, заимствовав в Европе передовые технологии и достижения науки, Россия перестала нуждаться в иностранных специалистах и наемниках. Ради этого он направлял на учебу заграницу русских людей, буквально заставляя дворянских недорослей учиться. Государь Петр Алексеевич любил Россию и верил в русского человека. Александр Сергеевич Пушкин с полным правом написал о Петре Великом: «Не презирал страны родной, Он знал ее предназначенье». Александр Сергеевич как-то сказал о Петре I: «Я утверждаю, что Петр был архирусским человеком, несмотря на то, что сбрил бороду и надел голландское платье». А тем, кто все же осуждает деятельность царя Петра I, предлагаем ответить на главный вопрос: выполнил ли государь свой долг перед Богом за врученный ему народ?   К концу царствования императора Петра I Россия сумела одержать победу над самой грозной и совершенной военной силой Западной Европы. Задача, которая была поставлена еще при государе Иоанне Васильевиче Грозном, была блестяще выполнена. Россия вернула свои владения в Прибалтике, получила выход к морю. За двадцать лет была создана самая современная в мире, прекрасно обученная и закаленная в огне победоносных сражений с сильнейшим врагом армия и могучий военно-морской флот. В России была создана мощная промышленность, как сегодня бы сказали, современный военно-промышленный комплекс, способный обеспечить армию и флот всем необходимым. С этого времени планы установить господство над территорией «от Москвы до Амура» надолго будут забыты в Европе.   Если позволить себе сравнение с нашим временем, то что бы мы сказали о правителе, усилиями которого страна за двадцать лет из государства, обладающего устаревшими танками и самолетами, превратилась в могущественную державу с ядерным оружием, военно-космическими войсками, океанским флотом, современными ВВС, стратегической авиацией и подводным флотом, мощными сухопутными войсками.

http://radonezh.ru/2022/06/10/gosudar-im...

В порядке этих четырех положений, и мы будем рассматривать доказательства, или свидетельства, на которых основал их автор. Но прежде нежели говорить о том, насколько основательны эти основания, сделаем еще неко­торые предварительные замечания о теории г. Каптерева, изложенной в восходящем и нисходящем порядке ее главных положений. Читатели могли уже видеть, что содержание этих положений в кратком и пространном изложении теории представляет некоторые несходства, – автор допускает или неточности, или противоречия 7 . Мы упоминали также, что представленная г. Каптеревым теория непрерывного и всеобдержного у нас существования двуперстия совсем не новая, что она давно существует у раскольников и с особенной решительностью проведена Денисовым в его Поморских Ответах. Любопытно, что у Денисова указан сам рецепт, или план, как по­строить эту теорию и в восходящем и в нисходящем порядке ее главных положений. Мы не намерены утвер­ждать, что г. Каптерев воспользовался именно этим рецептом для своей теории; но не можем не указать самого близкого между ними соответствия. В начале своего знаменитого пятого Поморского Ответа Денисов пишет: «Якоже лествицею по степенем аще от Никоновых времен до князя Владимира право посмотрим, усмотрим отсюду при пяти православных российских патриарсех всецерковне, и при царе Иоанне Васильевиче и при прочих державных князех двема персты знаменовахуся, и тако по степенем усмотряя до князя Владимира той не прерван обычай храним бяше, право уразумеем. Аще от князя Владимира по степенем княжения и великих святителей воззрим, даже до царя Ианна Васильевича и до Никона патриарха , тако непрерывне обычай содержащся, еже двема персты креститися, право усмотрим». Мы видели, что г. Каптерев именно так, в восходящем и нисходящем порядке положений, построил свою теорию непрерывного существования двуперстия в русской церкви. Итак, есть несомненное сходство и его теории с теорией Андрея Де­нисова и самих способов ее изложения. Но относительно последовательности, полноты и, так сказать, выдержанности в исполнении этой теории мы по справедливости должны отдать предпочтение раскольническому «ученому».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Благочестивые пастыри тщетно вопили против таких увеселений и забав и грозили епитимией не только тем, которые их устраивали, но и тем, которые смотрели на них: «Аще кто медведя или иная животная различная игралища прехищряя, и глумы бья, и на позоры человеки собираяй, и ловитвам прилежаяй, и ристания творяй на конях и колесницах, и самоборства, и прочая борения и всякие скоморошества – и не токмо сам кто сия творяй, но и слушая, и то сих в слабость едино запрещение имать, еже сих с епитимиею каятися и престати от таковых» . Соколиная и кречетная охота издавна считалась благородной забавой князей и царей. Птицы ловились в Сибири и на берегах Печоры посредством сетей, к которым привязывали для приманки голубей. Кречеты ценились в особенности; этот род соколов был огромного роста – до двух футов, с необыкновенной легкостью в полете, цветов: бурого, пестрого, серого, красноватого и белого; белые кречеты ценились выше всех по достоинству. Птиц этих следовало приучать и сделать ручными, то есть, чтобы они, по желанию охотника, слетали с его руки, хватали на лету добычу и возвращались к нему с ней. Чтобы довести их до такого состояния, несколько суток (трое или четверо) не давали им спать: для этого надевали им на ноги путы и сажали на кольцо, повешенное на веревку. Как только птица начинала засыпать, сокольник потрясал кольцо; от этого беспокойства она забывала прежнюю свободу и впадала в беспамятство. Однако после некоторого времени птица опять дичала и снова надо было ее приучать. У царей этим занимались сокольники, составлявшие особый отдел в числе царской дворни. Звание это существовало в старину при князьях. Еще в XIV веке великие московские князья по договорам с Великим Новгородом посылали в Двинскую землю своих сокольников на промысел за птицами. Василий Иоаннович, любитель охоты, брал вместе с собаками на охоту и кречетов. При Иоанне Васильевиче сокольники получили правильную организацию; учреждено было звание сокольничего, начальника сокольников. Из северо-восточной Руси привозили царю ежегодно кречетов в больших коробах, обитых в середине овчинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Людмила. Д. 4. Л. 35. Подлинник. Автограф. 3. (от Л. И. Синицкой). Около 10 февраля 1955 г. Дорогой, родной наш Владыка! За это время я имела две большие радости. Сообщение о ваших надеждах и отличное окончание полугодичных экзаменов внука. Дай Господи, чтобы и в дальнейшем все в жизни и настроении мальчика было так благообразно и спокойно. Надеюсь на Ваши святые молитвы и других родных и живых и уже отошедших ко Господу. За эти недели дважды болела ангиной и зубами. Это очень расшатало меня. Лечили меня уколами пенициллина, средство очень действительное 656 против болезней, но в конечном результате отражается на нервах и, отчасти, на сердце. Сейчас пишу Вам лежа. Никогда никому не писать для меня большое лишение. В памяти моей встают то одни то другие добрые люди. Иван Вас[ильевич] Сол[ертовский?] не был ли Вашим учеником в юности? В Сев[ерном] Крае мы с отченькой с большой симпатией и уважением относились к нему. Должно быть он тоже † . Простите мои каракульки. Храни вас Господь. Л[юдмила]. Д. 5. Л. 69–69 об. Подлинник. Автограф. 4. (от Л. И. Синицкой). Около 7 июля 1955 г. Дорогой, родной наш Владыка. Я глубоко Вам благодарна за Вашу молитвенную память о всех нас, грешных, и очень огорчена, что физические силы Ваши так слабы. Маю ли было пережито Вами за столь долгие годы! Может быть, врачи что-либо дельное посоветуют для поддержания сердечной деятельности. Ведь есть в вашем городе хорошие врачи? Одно могу сказать с уверенностью, что далеких прогулок никакой врач Вам не разрешит. Можно ли делать такие насилия над уже больным организмом? Известно ли Вам, Владыка, что батюшка Александр Васильевич 657 уже недели две серьезно болен язвой желудка? Говорят, сейчас состояние лучше. О. Павел получил Ваше письмо, всегда спрашивает о Вас, но не писал, т. к. я не считала себя вправе сообщать адрес. Прошу Ваших св[ятых] молитв о болящих р[абе] Б[ожием] Иоанне и прот[оиерее] Александре. Низко кланяюсь. Людмила. Д. 7. Л. 71–71 об. Подлинник. Автограф. 5. (от Ф. Г. Синицкой). Около 9 июля 1955 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Другую отличительную черту самоистреблений составляет то обстоятельство, что они всегда совпадали с какими-либо особенными событиями церковной жизни. Так, частые массовые самоистребления при Алексее Михайловиче, при царях Федоре, Иоанне и Петре Алексеевичах соответствовали времени появления раскола . В это время в русской жизни самоистребления были чрезвычайно часты . Но и эта связь не противоречит предположению, что в самоистреблениях мы имеем дело с явлениями, не лишенными, между прочим, и болезненного оттенка. В самом деле, с психиатрической точки зрения можно считать вполне доказанным, что политические перевороты и религиозные события всегда оказывали влияние на увеличение числа душевных заболеваний или на более резкие проявления тех болезненных состояний, которые до этого времени были выражены слабо или оставались скрытыми. Этот факт, конечно, необходимо понимать в том смысле, что всякого рода преобразования и перемены в жизни политической или в вопросах совести и т. п., составляя успех жизни, требуют напряжения и подъема сил. На такой подъем способны только лучшие люди, но не те, кто слаб душой и телом. Прогресс жизни подвигает вперед лучших людей и выбивает из строя или оставляет за флагом неподготовленных и слабых. В вопросах умственного или нравственного прогресса такими слабыми обыкновенно являются субъекты с так называемыми болезненными и неправильными характерами. Возникшее в недавнее время в психиатрии учение об этих характерах должно быть принято во внимание при объяснении исключительных явлений, о которых у нас идет речь. Болезненные характеры, менее заметные при обычном течении жизни, могут резко проявиться в ту пору, когда жизнь делает поворот, к которому эти натуры не могут так легко приспособиться, как натуры нормальные. В таком случае эти натуры обнаруживают странную деятельность, и даже заболевают психически в эпидемических размерах. Таким образом, преобразования или реформы отделяют здоровое от болезненного и являются той силой, которая увлекает за собой все здоровое и ломает все болезненное и слабое .

http://predanie.ru/book/219720-v-temnyh-...

1673 Но он понимает не в смысле определенной ветхозаветной личности, а частью в смысле указания на участие ангелов в деяниях Божиих, частью же в смысле пророчества об Иоанне Крестителе, 1674 т. е. примыкает по интересующему нас вопросу к толкованиям 2 и 6. Что же касается толкования Греца, то оно допустимо только при одном из двух предположений: 1, – что Малахия знал Неемию, т. е. жил и действовал незадолго до его прибытия, или 2, – что Неемия либо кто-н. из его соучастников, для придания себе авторитетности, интерполировал пророчество Малахии настоящим указанием на Божественное посланничество штатгальтера. Оба эти предположения – в одинаковой мере неудобоприемлемы. 6. Последний вид толкования представляет догматико-мистическое объяснение из предполагаемых иудейских представлений о способах и приемах Божественного промыслительного отношения к миру. Представителями этого толкования являются; из древних Феодор Мопсуестский, а из новых Зенгер. Первый не согласен понимать слова: «δο γ ξαποστλλω τν γγελν μου» в буквальном смысле, как указание на некоторое действительное посольство, подготовляющее путь к пришествию Господа и, след., предшествующее ему. Он, напротив, видит в послании «ангела» лишь явление сопровождающее обнаружение суда Божия, подразумеваемое в нем: «Я пошлю, толкует он слова Божии, ангела, который будет прислуживать при осуществлении того, что Мне угодно; ибо слова призрит на путь пред лицем Моим говорят именно это, т. е., – что он постарается, как бы (sic!) некоторый предтеча, совершить угодное Мне. Вместе с тем (θρον) явлюсь в нем (ν ατ) и Я, являя Себя делами в храме». 1675 Здесь, по его словам, как и «во всем, что совершается по Божественному определению, мыслится соучастие и прислуживание ангелов, а Бог действует в них посредством того, чему Он повелевает совершиться (επει εν απασι τοις γιγνομενοις ορω Θεου η μεν υπουργια νοειαι των αγγελων, Θεος δε εν αυτοις εργαζομενος δι ων επιταττει γιγνεσθαι)». 1676 Зенгер на вопрос, кого разуметь под , отвечает, что «согласно с значением имени , надо сказать, что это – Сам Бог, Который говорит Израилю, посылая ему напоминание и увещание в самом ходе истории, и собирается прийти для грозного суда над грешниками, остающимися глухими к Его напоминаниям и увещаниям». 1677 Недостаток обоих этих толкований (Феодора М. и Зенгера), представляющих собою как бы смесь иудейских толкований с Генгстенберговым 1 и 4), состоит, главным образом, в крайней отвлеченности устанавливаемого ими понятия о » и в невозможности сколько-нибудь убедительно оправдать его библейскими данными. Делаемое Феодором сопоставление мест ψ.77:25 и 77:23 и ссылки Зенгера на места, будто бы не позволяющие под » разуметь Илию, нам кажутся слишком слабыми доводами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Село Усть - Вымь - раньше назывался «Владычний городок», здесь была ставка епископов, так как вокруг этого, крупного в старину центра, жили в основном русские. В 1570 году при первом русском Царе Иоанне Васильевиче Грозном большие территории вдоль реки Вычегды, также около Усть-Выми и до Яренска вошли в состав опричнины - то есть под прямое управление центральной власти - Царя. Уместно будет коснуться вопроса, откуда пошли сами русские Но а сами русские откуда пошли? М.В. Ломоносов в своей книге «О начале Руси» научно доказывает, что древние троянцы, которые воевали с греками - это одно из русских племен. Так что, знаменитый Ахиллес, из древнего греческого эпоса, - русский, точнее, древний славянин. Действительно, у болгар (славянский народ) любимое чтение - это сказания о древней Трое. А было это аж в 5 веке до нашей эры! Русские жили от чёрного моря до северного моря. Была Русь Новгородская, или северная, которая жила во всему европейскому Северу России вплоть до выходов к северным морям (а также и там, где сейчас располагается республика коми). Новгородцы называли себя славянами, чтобы отличаться от Киевлян. Киевския славяне первые стали называть себя Русью, как самое боевое славянское племя. А была еще Тмутараканская Русь, русские, которые жили на Тамани и Таврии, они были позднее оттеснены от основного анклава Русских степными кочевниками - половцами, печенегами, предшественниками монголов. В древности русских византийцы называли роксоланами - то есть росами - аланами, видимо в той далёкой древности русские и аланы (современные осетины) были этически близкими народами. В дальнейшем, смешавшись с разными народами, обрели совершенно разный облик и язык. Были еще русские, которые прозывались венедами, они основали знаменитую Венецию. Есть мнение, что древние этруски тоже являются русскими, древние надписи этрусков, например, надгробные, написаны на древнерусском языке. Поэтому культурное наследие этрусков, в частности, их письменность, тщательно в настоящее время скрывается, так как это доказательство, что русские - также коренные жители и Европы. Удивительно, что даже некоторые византийские императоры, например Юстиниан, были русскими (по Иловайскому).

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/22/...

подчашие светлое, 9) стрела поводная с облачком, 10)голубчик борзой, 11) подчашие мрачное. разводе поводной фиты, первый звук стрелы поводной с облачком имеет два вида: переводку и подчашие светлое. Вот закон в пении, по которому один крюковый знак, в замкненном виде, разлагается на два, на три и более при знаке , смотря по его сложиости 30 . Такие указания ο разводах встречаются только в крюковых азбуках. Учение ο разводах есть самая затруднительная часть в крюковом пении. Наши современные певцы заучивают готовые разводы по пометам иаизустъ, не вникая в их происхождение и законы. Попевка. Этим словом называлось: особенное пение певца, как метода его, или напев Греческий, Болгарский, Киевский, Московских певцов. говорили: в этом-то Христианская попевка несходна с Усольским. Строка. Строки были: октойная, ирмолойная, праздничная. Этим словом выражалось: пение, взятое целиком из Октоиха, или сочиненное вновь на тон известной строки в Октоихе, или целая линия крюковых нот, каковые строки в разводах. Строки, как образцы пения, входили в состав азбук. Признак. Признаком называлось: прибавок ноты к основному знаку; пение на известный глас по указанию Устава; помета, указывавшая особенное значение крюкового знака. Певцы говорили: такая-то нота поется с признаком, или без признака. Перевод. Переводом пазывалось особенное нотное сочинение известного певца, или книга. Переводы бывали: старые и новые. Певцы говорили: в старых харатейных переводах это знамя пелось так-то, а в Усольском переводе иначе. Степенногласное пение. Оно пелось без всяких украшений по известной, определенной мере, или по принятому образцу. Таково пение столповое. Русские певцы в XVI и XVII столетии удалялись от этого пения, прибегали к украшениям, вводили свои новизны. В эпоху преобразования при Царе Иоанне Васильевиче, степенное, строгое пение пришло в упадок. Новогородские певцы явались с своими переводами в Москву и увлекли многих своих красивым пением. Греческие и Болгарские образцы были забыты. Скорогласное пение употреблялось в простые дни, без всяких украшений, едва ли не речитативом, в напевах простых. В последствие певцы начали отправлять его по наслышке. Его иногда называли ликословным пением. В упадке пения и оно вредило пению, совершавшемуся не всегда по нотным правильным книгам. В правильном скорогласным пении, сложитие малое с чашкою пелось в 3 степени скорогласно. Осмогласное пение, заключавшееся в пределах осьми церковных гласов, было основано на Греческой диатонической системе, имело пространство и движение тонов в естественном расположении, отличалось прямым и обратным соединением тетрахордов. На нем основано наше Столповое пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Помимо грандиозной стратегической цели, руководителям «экспедиции» было поставлено практически мыслящим Государем и несколько конкретных задач, выполнение любой из которых с лихвой оправдывало все расходы на ее проведение. Большинство из которых и было, как мы видели блестяще выполнено. А пополнение царских кладовых «сокровищами Эльдорадо», извлеченных из трюмов «золотых караванов», позволило Царю, несмотря на поражение в Ливонской войне сохранить и власть, и династию, и царство. При Грозном Царе Русь расправила плечи от Балтики до Сибири, и встала в рост от Антарктики до Северного Ледовитого океана. Вступив на престол Иоанн унаследовал 2,8 млн. кв. км. В результате его правления территория государства увеличилась почти вдвое – Грозный царь оставил нам в наследство уже 5,4 млн. кв. км – чуть больше, чем вся остальная Европа. В это же время население страны выросло по различным оценкам на 30-50% и составило 10-12 млн. человек . И это при непрерывных войнах и пресловутых “жестокостях” Великого Государя! А оставленные в секретных кладовых богатства позволили быстро восстановить и уровень жизни населения при Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове, а также быстро воспрянуть под скипетром Романовых после трагедии Смутного времени. (Продолжение следует) Иван III даже писал как-то по схожему поводу рязанской княгине: “Ан повесь их, матушка”. Нечволодов А.Д. Указ. соч. Ч. 4. С. 173-174; Богданов А. Удивительные приключения русского посланника.//Разведка была всегда. - М.:АРМАДА, 1998. С. 175-192. “Переходя в Польшу, он [Курбский] являлся честолюбивым карьеристом. Король предоставил ему Кревскую старостию, десять сел с 4 000 десятин земли в Литве, город Ковель с замком и 28 селений на Волыни”.//Валишевский К.. Иван Грозный. - М.: ИКПА, 1989. С. 259. Манягин В.Г. Апология Грозного Царя. Критический обзор литературы о Царе Иоанне Васильевиче Грозном. - М.: Русский Вестник, 2002. С. 49-52. Отметим, что оба руководителя экспедиции были еще незаурядными полиглотами, что и сделало возможным эту, кажущуюся фантастической и предвосхищающую подвиги незабвенного капитана Блада, акцию.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/02/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010