VII-VIII в. (Vat. gr. 797. Fol. 292) После очередного упадка Ж. л. в XII - нач. XIII в. в палеологовскую эпоху происходит новое возрождение жанра. Противодействие лат. напору вызвало к жизни появление кружка Феодоры Раулены, ставшей, по-видимому, 1-й женщиной-агиографом. В эту эпоху создавали произведения свт. Григорий II Кипрский , патриарх К-польский, и Константин Акрополит . Ж. л., как и в иконоборческую эпоху, активно использовалась в церковно-политической полемике (Жития Никейского имп. Иоанна III Дуки Ватаца, патриархов К-польских Арсения, Иосифа, Афанасия и др.). Новый импульс к развитию визант. агиографии дало исихастское движение (см. ст. Исихазм ), важными документами к-рого являются Жития прп. Григория Синаита, прп. Ромила и прп. Максима Кавсокаливита, а также Житие свт. Григория Паламы, написанное патриархом К-польским свт. Филофеем Коккином, и др. Тур. завоевание прервало органическое развитие визант. Ж. л. Зарождение научного подхода к исследованию Ж. л. связано с деятельностью болландистов (последователей Ж. Болланда), к-рые в XVII в. предприняли монументальное издание полного годового круга житий святых на лат. и греч. языках под названием «Acta Sanctorum» (продолжалось до сер. XX в., последние тома (янв.-нояб.) вышли в свет в 1940). Помимо издания текстов болландисты сопровождали источники краткими историко-географическими исследованиями. Т. о., ими был выработан особый подход к Ж. л., не только как к душеполезному чтению, имевшему отношение исключительно к церковной сфере, но и как к важным историческим источникам. В кон. XIX - нач. XX в. благодаря работам И. Делеэ , Ф. Алькена , А. П. Рудакова и др. Ж. л. окончательно заняла принадлежащее ей по праву место среди источников по истории и культуре Древнего мира, Византии и средневек. Европы. Делеэ впервые предпринял классификацию Ж. л., применив к ней понятие «жанр» и уделив особое внимание лит. специфике агиографического памятника. Большую роль в систематизации греч. Ж. л. сыграли справочники Алькена (Bibliotheca hagiographica Graeca) и А.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Впрочем, его отдых был недолог: вскоре василевс опять направился против венгров, по-прежнему интригующих с сербами против Римского государства. Время было выбрано удачно – сам Венгерский король Теза II (1141–1162) в те дни воевал в далекой Руси с детьми князя Владимира Мономаха . Не теряя темпа наступления, Мануил I Комнин не стал ожидать подхода флота, а на небольших лодках переправил армию через Дунай. Своего зятя Феодора Ватаца он оставил для осады сильной крепости Зевгмин, а сам с оставшимся войском двинулся в глубь Венгрии. Его поход был сверхуспешен: он взял венгерскую столицу и даже разрушил королевский дворец, а многие венгерские роды перешли на римскую службу и присягнули царю. На обратном пути василевс захватил Зевгмин, гарнизон которой, не получив поддержки от соотечественников, сдался на милость победителей. В знак благодарности василевс всем им оставил жизнь 583 . Римская армия уже подходила к границам Византии, когда стало известно, что, завершив войну с русскими князьями, Венгерский король возвращается обратно с большим войском. Любой другой поспешил бы закончить поход, но только не Мануил I Комнин. Он немедленно повернул армию обратно, дабы сразиться с венграми в открытом сражении. Император столкнулся с авангардом противника под командованием Белосиса, разбил его и начал преследование, надеясь столкнуться с основными силами врага. Дела византийцев шли успешно, и Геза II не решился на бой, вместо этого направив василевсу посольство с предложением мира. Царь вместе с войском триумфально вошел в Константинополь 584 . Правда, вскоре венгры вновь решили напасть на римские земли и отвоевать ранее утраченные области. Однако византийская разведка работала по обыкновению блестяще – царь своевременно предпринял меры предосторожности и выдвинул армию на Дунай. Устрашенные такой оперативностью греков и их мощью, венгры вновь запросили мира и пролонгировали прежний договор. 31 мая 1162 г. умер Венгерский король Геза II, и престол занял его несовершеннолетний сын Иштван III (1162–1172). Дядя юного короля Ласло Владислав отправился в Константинополь с просьбой восстановить свои права на власть в обмен на признание своей ленной зависимости от Римской империи. Мануил внял его просьбам и поставил Ласло Владислава (1162–1163) на королевство. Но в 1163 г. его отравили и, поразмыслив, Византийский император поставил на престол Иштвана IV (1163–1165), сына покойного Венгерского короля Белы II Слепого (1131–1141), хотя оставил в Константинополе второго сына Гезы II, королевича Белу (1148–1196), будущего короля Венгрии, как заложника. Он задумал обручить его со своей 10-летней дочерью Марией (1152–1182) в обмен как минимум на передачу Византии Далмации 585 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это был настоящий самодержец, «народный царь», воля которого являлась безусловной по всем вопросам. Он имел непререкаемый авторитет среди всех слоев населения, но никогда не злоупотреблял своим правом царя творить суд и закон 183 . Как говорили, «мировой столп, который поднял власть ромеев на поднебесную высоту и сделал ее известной всем, покачнулся и разрушился. Упало высокое дерево с широкой кроной, которым осенялись все земли во вселенной. Погасло славное и светлое солнце, благодаря которому мы избежали камней преткновения, благодаря которому нам был приятен свет и при котором мы достойно совершали путь как днем» 184 . Память о нем долго жила в Византии, и с его личностью в устных преданиях связывались многие чудотворения. Как рассказывают, спустя 50 лет, в 1307 г., когда турки начали наступление на границы воссозданной Византийской империи, местный правитель Атталиоты приказал перенести мощи св. Uoahha III в Магнезию. И, действительно, туркам не удалось взять штурмом этот город, что отнесли к заступничеству и помощи святого императора. «Призрак Ватаца» вносил сумятицу и страх в ряды турок, и позднее, когда город был все же взят, мстительные мусульмане сбросили мощи св. Uoahha III Дуки в овраг 185 . LXX. Император Феодор II Ласкарис (1254–1258) Глава 1. «Певец царской власти» и византийский «просвещенный абсолютизм» Новый Римский император Феодор II Ласкарис , сын св. Uoahha III Дуки Ватаца, вступил на престол в возрасте 33 лет, избранный после смерти отца на общем собрании войска и вельмож и поднятый на щит по старинному обычаю. Интересно, что при жизни Ватац решительно не желал объявлять Феодора II своим соправителем, как это было обыкновенно принято. На это имелись свои причины. Во-первых, обычная неспешность и вдумчивость мудрого царя, во-вторых, более веские соображения. Своим приближенным св. Иоанн III Ватац объяснял, что опасается, как бы после объявления сына соправителем к тому не прильнули молодые повесы, способные сбить царевича с праведного пути. Смиряя горячего сына – а это качество в Феодоре II отмечали практически все современники, св. Иоанн III Дука не спешил с решением. Однако при этом втайне сделал все для того, чтобы после его смерти Феодор II смог по праву стать новым Никейским императором 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как полагают, был даже подготовлен проект договора на этот счет. А примиряющая политика Ватаца привела к тому, что стал возможным Вселенский Собор, на котором мог бы быть решен вопрос о примирении Церквей. К сожалению, ранняя смерть Римского папы Иннокентия IV оборвала эту перспективу. А затем вмешались иные, трагичные обстоятельства 181 . Согласно преданию, окончив дела в Македонии и Фракии, царь распустил войско по домам и возвращался в любимую им Никею. По дороге ему сделалось дурно – очень болела голова; некоторые даже думали, будто у св. Uoahha III открылась эпилепсия. Три дня он был недвижим, и только искусство врачей вернуло его к жизни. Почти год болезнь медленно одолевала закаленное тело царя-воина, причиняя ему нестерпимые боли. Наконец, 3 ноября 1254 г. св. Иоанн III Дука Ватац скончался. Похоронили императора в монастыре Спасителя в Созандрах, который они возвели с царицей Ириной близ Нимфеи, где находится резиденция дома Ласкарисов 182 . Результаты многолетнего царствования св. Uoahha III Дуки Ватаца громадны. Прекрасно ориентируясь в тонкостях дипломатических игр, чувствуя нюансы отношений между своими противниками и замечательно используя их, св. Иоанн III уберег Никейскую империю от многих неприятностей. Более того, император разгромил Фессалоникийское царство, смирил болгар, собрал под свое знамя большинство греческих земель – причем наиболее богатых и густонаселенных. Ватац полностью обессилил Латинскую империю, и, как справедливо говорят, просто случайность, что он не овладел Константинополем. Внутри государства он усмирил аристократию, навел порядок в финансах, причем без возложения на рядовых обывателей дополнительных тягот и налогов. Действительно, царь был несколько подозрителен – объяснимая черта характера для человека, в отношении которого дважды как минимум устраивали заговоры со стороны самых близких товарищей и даже родственников. Но при всем этом св. Иоанн III никого не отправил на эшафот ради подозрений, всегда считая за необходимость устроить публичное судебное разбирательство и дать возможность подсудимому оправдаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем не менее ситуация для Никейской империи оставалась весьма тревожной. Было очевидно, что союз с болгарами ненадежен, а латиняне и турки, с двух сторон нависавшие над последним очагом византийской государственности, в любой момент могли начать (или, вернее, продолжить) экспансию. Это был, без сомнения, самый сложный момент в царствовании св. Uoahha III Дуки Ватаца. Хорошо еще, что в данный момент времени ему удалось установить добрые отношения с сельджуками, но оставался Запад, с которым бороться можно было только через Рим. И император тут же предпринял необходимые меры. Еще в 1232 г., словно предчувствуя грядущие события, св. Иоанн III дал поручение своему патриарху Герману вступить в переговоры с Римским престолом о возможности заключения унии. Правда, это письмо, переданное папе Григорию IX (1227–1241) с проезжими францисканскими монахами, было написано с позиции равноправного собеседника и вовсе не производило впечатления капитуляции. При всем изобилии почтительных фраз и дружелюбных выражений, оно довольно остро ставило вопрос о некоторых латинских новшествах, не приемлемых для греков. Именно этот термин вместо традиционного «ромеи» использовал восточный архиерей, и это – верное свидетельство тому, что Восточная церковь стала считать себя национальной, греческой. Довольно смелая дипломатия царя с Римской курией кажется невероятной на фоне почти абсолютного могущества папства в XIII веке и не очень стабильной власти Никейского императора. Но следует учесть то немаловажное обстоятельство, что новый Крестовый поход против никейцев, которым понтифик мог напугать св. Uoahha III Ватаца, все более и более становился фикцией. Со временем сама крестоносная идея стала получать все более расплывчатое содержание. Да и силы Западной Европы начали отвлекаться на другие цели, кроме Иерусалима. Например, очень много сил отняла Реконкиста в Испании, где сражалось не менее 50 тысяч вооруженных паломников-рыцарей из всей Европы. Сам папа в 1207 г. объявил крестовый поход против альбигойцев, что проживали в Южной Франции. И поход занял с перерывами несколько десятилетий. Другие направления движения, никак не сходные с прежними крестоносными маршрутами, демонстрировали германские рыцари. Около 1230 г. они начали свой знаменитый «Drang nach Osten» и почти полностью свернули операции в Палестине. Поэтому папы нередко оказывались бессильными против этого распыления крестоносного движения, не имея под рукой наличных сил для войны с греками 112 . Естественно, никейцы этим активно пользовались, что и отразилось на характере переписки между царем и апостоликом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И в то же время выбил из рук врагов дипломатическое оружие, продемонстрировал желание идти на разумные компромиссы. Глава 2. Возрождение Византийской империи Все же объективно положение Никейской империи оставалось очень тревожным. Продолжалась война за Балканы, и в 1239 г. Асень вместе с французами и половцами начал осаду крепости Цурула. Правда, вскоре болгарин получил известие о смерти своей жены, сына и патриарха Иоакима от моровой язвы. Посчитав это Божьей карой за свои вероломства в отношении византийцев, Асень тут же сжег осадные машины, отвел войско обратно и заключил новый мирный договор с Ватацем 118 . Естественно, соглашение с французами было аннулировано, а дочь Болгарского царя вернулась в Никею, к своему юному супругу. Увы, это была не последняя дипломатическая комбинация Асеня. Вскоре, испугавшись союза св. Uoahha III Ватаца с Германским королем и нарастающей мощи Никеи, Болгарский царь тайно помог пройти через свои земли в Константинополь Балдуину II с армией из 700 рыцарей, набранных в Европе, и 20 тысячами вспомогательных сил. В 1240 г. Асень женился на дочери ослепленного им Феодора Ангела Комнина Дуки, освободил тестя и при его помощи взял Фессалоники, захватив в плен Мануила. Для поддержания внешней преемственности Эпирский трон был передан сыну Феодора Ангела Комнина Дуки Иоанну (1237–1244). Свергнутый правитель Фессалоники Мануил добрался до Никеи, где принес клятву верности св. Иоанну III. При его помощи он соединился с братьями Константином и Феодором и покорил Фарсал, Лариссу и Платамот. Но тут же решил, что не имеет смысла выполнять слова присяги Никейскому царю, и отложился от св. Uoahha III , заключив мирный договор с латинянами в Пелопоннесе. Впрочем, вскоре он умер, горько раскаиваясь в своем клятвопреступлении 119 . А тем временем Иоанн II Асень в очередной раз действовал по-своему: презрев договоренности с византийцами, он присоединился к латинянам Балдуина II, осадившим многострадальную крепость Цурула. Ее гарнизон возглавлял великий хартулларий Иоанн Петралифа – мужественный и опытный военачальник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В богословских трудах Георгий Акрополит доказывал, что все христианские народы являются членами одного тела с единой главой – Иисусом Христосом; а греки и латиняне связаны еще и общим историческим прошлым, поэтому нет никаких преград для воссоединения церквей. Его стихотворные произведения были написаны по поводу рождения или смерти василевса и членов его семьи, строительства новой церкви или монастыря. В пронизанной лиризмом эпитафии на смерть жены Uoahha III Дуки Ватаца Ирины, поэт воспевает земную и духовную любовь и счастье брака. В надгробном слове императору Иоанну III Дуке Ватацу он излагает свою программу укрепления государственной власти, основанной на законе и справедливости, во главе с неподкупным монархом. Не менее важным для ромеев является установление мира и возрождение Византийской империи. До наших дней дошла автобиография Георгия Акрополита, в которой большое место уделялось системе обучения в Никейской империи: в элементарной школе (с 78 лет, 3 года) учили орфографии (чтению и письму), в школе грамматиков – фонетике, морфологии, синтаксису и стилистике греческого языка. Заканчивалось обучение в школе риторов, где изучались логика, предметы квадривиума, философия (труды Аристотеля, Никомаха, Евклида, Григория Кипрского и др.) и физика. Истории Никейской империи посвящен главный труд Георгия Акрополита – «Хроника», рассказывающая о событиях 12031261 гг. Первая глава открывается портретом идеального историка, излагающего «дела людские» «не по пристрастию или ненависти, не по зависти или злому расположению», а для того, чтобы не забыть «дела минувших дней». Однако сам Акрополит не всегда объективен, особенно в описании царствования Феодора II Ласкариса, пороки которого он преувеличивает и, напротив, замалчивает неблаговидные поступки Михаила VIII Палеолога в борьбе за императорскую корону. Основное содержание «Хроники» составляет хронологически последовательное повествование о возвышении Никейской империи, о брачных союзах и договорах, о борьбе ее правителей с внутренней оппозицией и внешними врагами: латинянами, туркамисельджуками, эпирскими греками, болгарским царем Калояном-Ромеобойцем (по аналогии с Василием II Болгаробойцем). Герои «Хроники» лично участвуют в сражениях: Феодор I Ласкарис одолел в единоборстве султана Кей-Хюсрева I в 1211 г., Иоанн III Ватац возглавил отряд в решающем сражении с латинянами, Михаил VIII Палеолог и его 50 воинов одержали победу над целым войском эпирских греков. Постепенно вырисовывается образ идеального правителя – мужественного, умного и образованного человека, наделенного полководческим и дипломатическим талантом. Именно таким императором, по мнению историка, был Иоанн III Ватац, «тихо и мирно» присоединивший к Никейской империи обширные территории. «Хроника» пользовалась большой популярностью у историков второй половины XIIIhaчaлa XIV вв.: Георгия Пахимера, Никифора Григоры и др. Георгию Акрополиту был посвящен энкомий, написанный Феодором II Ласкарисом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН III ДУКА ВАТАЦ [греч. Ιωννης Δοκας Βαττζης] (ок. 1192, Фракия? - 3.11.1254, Нимфей, близ Смирны), никейский имп. (с 15 дек. 1221), св. (пам. греч. 4 нояб.). В офиц. документах именовал себя Иоанн Дука, двойная фамилия Дука Ватац в источниках встречается редко. Предположительно И. Д. В. был сыном Василия Дуки Ватаца и Ангелины, близкой родственницы визант. имп. Исаака II Ангела (1185-1195). Род Ватацев известен с X-XI вв., принадлежал к военной знати Фракии. Ряд его представителей в XI-XII вв. были членами синклита, находились в родстве с др. знатными фамилиями: Дуками, Ангелами и Ласкарями. Имя Ватац, вероятно, происходит от фракийского варианта греч. слова βτος (куст, кустарник). Семья И. Д. В. имела владения во Фракии, в районах Адрианополя или Дидимотиха. Возможно, дедом И. Д. В. был Константин Ватац, к-рый занимал пост стратопедарха при визант. имп. Мануиле I Комнине (1143-1180). Отец И. Д. В. Василий Дука Ватац благодаря талантам, а затем и женитьбе на родственнице императора быстро сделал карьеру и стал доместиком Востока (главнокомандующим на вост. границе Византии); он погиб в бою с болгарами ок. 1193 г. После захвата К-поля крестоносцами в 1204 г., когда значительная часть визант. знати переехала в Никею и поддержала образование Никейской империи , И. Д. В. удалось добиться высокого положения при дворе имп. Феодора I Ласкаря . После 1212 г., когда умер Андроник Палеолог и овдовела средняя дочь императора Ирина, Феодор выдал ее за И. Д. В., к-рый получил титул протовестиария. В браке у И. Д. В. родился сын - его наследник Феодор II Дука Ласкарь (никейский император в 1254-1258). Вероятно, незадолго до смерти Феодор назначил И. Д. В. своим соправителем и преемником. На протяжении всего правления И. Д. В. противостоял сразу нескольким небольшим соседним гос-вам на Балканах и в Анатолии, к-рые вели борьбу за главенство в регионе, провозглашая исключительные права на наследство распавшейся в 1204 г. Византийской империи. Взаимоотношения этих гос-в характеризовались быстрой сменой непрочных союзов и постоянным обменом военными ударами с переменным успехом. Несмотря на ряд неудач, политика И. Д. В. предопределила возрождение Византии на основе Никейской империи, к-рое произошло после освобождения К-поля в 1261 г.

http://pravenc.ru/text/469756.html

А.М. Величко Династия Палеологов LXXII. Император Михаил VIII Палеолог (1261–1282) Глава 1. «Новая Византия» и ее окружение Родоначальник знаменитой династии Палеологов родился в 1224 или 1225 г. Все отмечают, что Михаил VIII Палеолог соединял с природной красотой лица быстрый и острый ум, скорость реализации собственных решений, энергию, отвагу, щедрость и деловитость. Как уже говорилось, он происходил из знатной семьи, состоявшей в родстве с царями. Не случайно Михаил VIII Палеолог подписывался: «Михаил Дука Ангел Комнин Палеолог» 252 . Его дед Алексей Палеолог был женат на дочери императора Алексея III Ангела, имел титул деспота, а бабушка Ирина, как первенец семьи Ангелов, еще в детстве получила право носить пурпурную обувь. Если бы смерть не прервала жизненный путь ее мужа, то Алексей Палеолог имел все основания заявить права на царскую власть после кончины Алексея III. Их дочь впоследствии была выдана замуж за Андроника Палеолога, которого император Феодор I Ласкарис почтил саном великого доместика. Конечно, эти обстоятельства, положенные на честолюбивую душу Михаила VIII Палеолога, предопределяли его будущие планы. Кроме того, по неопределенным свидетельствам современников, еще в ранней юности Палеолог получал неоднократные знамения и пророчества о грядущем царском сане, что, конечно, только усилило в нем желание стать Римским императором 253 . Честолюбие Михаила VIII Палеолога не было «тайной за семью печатями». Еще во времена царствования императора св. Uoahha III Дуки Ватаца, в 1252 г., на Михаила был сделан донос о попытке составить заговор с целью захвата императорской власти. Правда это или нет – достоверно неизвестно. Характерно другое – как Михаил VIII Палеолог держался на допросе, который был учинен при производстве следствия. Поскольку обвинения против Палеолога казались малоубедительными, ему предложили пройти испытание «Божьим судом» – взять в руки раскаленное железо. Считалось, что если руки останутся целыми, то обвиняемый невиновен; в противном случае его признавали преступником.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никифор Хумн (ок. 12551327 гг.) – византийский ученый, занимавший высокие придворные должности при императорах Михаиле VIII Палеологе (12611282) и Андронике II (12821328), автор трактатов, декламаций и писем. Он учился у Григория Кипрского , увлекался сочинениями Никифора Влеммида, в Константинополе входил в окружение Феодора Метохита и Никифора Григоры. В риторическом трактате «О том, как судить о речах, и как они воздействуют» Никифор Хумн называл в качестве образцовых ораторов основоположника позднеклассической прозы Исократа (436338 до н.э.), крупнейшего представителя второй софистики Элия Аристида (ок. 117/129187) и своего учителя Григория Кипрского , знатока аттикизма (направления в древнегреческой культуре, зародившегося в I в. до н.э. и стремившегося подражать творчеству аттических писателей VIV вв. до н. э.). В философских трактатах о природе мира, о первичных и простых телах ученый пытался примирить Платона с Аристотелем, а их теории с христианством. Феодор Метохит, с которым Хумн дискутировал по астрономическим, философским и физико-математическим вопросам, освещенным в теоретических работах древних греков, упрекал своего оппонента в незнании Платона и в недооценке значения математики и астрономии. Николай Ириник (XIII в.) – уроженец Никеи, хартофилак (хранитель архива при императорском дворце), поэт, автор эпиталамиев (свадебных песен). Он принимал участие в бракосочетании (1244 г.) никейского императора Uoahha III Дуки Ватаца (годы правления 12221254) с дочерью императора Священной Римской империи Фридриха II Гогенштауфена Анной. Эпиталамий Николая Ириника, посвящённый этому событию, имеет общие черты с ритуальными свадебными песнями: два хора, которые стояли по обеим сторонам свадебной процессии, попеременно воспевали жениха и невесту, выходивших из церкви; использовались народные повторы и традиционные сравнения невесты с пальмой, розой и луной, а жениха с обвивающим ее «зеленым плющом», лотосом, солнцем. После каждого четверостишия хор повторял первые две строфы стихотворения. Николай Ириник подробно описал церемонию венчания, выход новобрачных из церкви, их восшествие на специальный помост, сооружённый на соборной площади, путь во дворец в сопровождении свиты и народа, прощание императора с народом в воротах дворца. Иоанн III в эпиталамии предстает в образе «отважного воина», сменившего «кольчугу, меч, походный плащ» на свадебный наряд. Его «прелестнейшая из девушек прелестных» невеста, «тростинка тонкая, слабая», как магнитом, притягивает своего жениха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010