Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их — место неясное, потому что трудно сделать выбор из нескольких возможных аллюзий: 1) ученики посланы собрать урожай среди самарян, — хотя Иоанн здесь ничего не говорит об их деятельности, см. о самарянской миссии в Деян 8:4–25, а другие — Сам Иисус, возможно, также Иоанн Креститель и ветхозаветные пророки; 2) здесь говорится о миссии учеников в мире вообще, а не только у самарян, а слово другие понимается таким же образом; 3) речь идет о ранней Церкви времени написания Евангелия, а другие — Иисус и Апостолы. И многие самаряне из города того уверовали в Него — других сведений о вере большого числа самарян до Воскресения нет, и Лука, несмотря на свой пристальный интерес к самарянам, в рассказе о миссии Филиппа и последующей деятельности Петра и Иоанна (Деян 8:4–25) не упоминает об этих событиях. По слову женщины, свидетельствовавшей — можно заметить, что женщина второй, после Иоанна, свидетельствует об Иисусе, предшествуя даже Апостолам. Просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня — глагол me‹nai ‘оставаться, пребывать’ обладает в Ин богатым богословским содержанием (14:10; 15:4); такое пребывание Христа до Его прославления и пришествия Духа может быть только ограниченным во времени (14:25), как в данном случае. Сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира — самаряне используют выражения, характерные для Иоаннова богословия, ср. 1 Ин 4:14 (И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру); Иер 31:34. Человеческое свидетельство, в данном случае свидетельство самарянки, при всей своей ценности вторично. Верующий должен услышать за словом свидетеля слово Того, о Ком свидетельствуют. Возвещение, без которого никто не может прийти к Иисусу, само по себе незначительно и слабо, и опытное знание неизмеримо превосходит его. Спаситель мира — в ВЗ говорится, что Бог спасает Свой народ, Он иногда именуется Спасителем (mosia‘) или Заступником (go’el); в переводе Семидесяти первое, но не второе слово нередко переводится как swt»r — этим словом в эллинистической литературе обозначаются боги или полубоги в роли избавителей, чаще всего — Зевс, Асклепий-целитель, Исида и Серапис. Этим словом именовали и римских императоров: например, выражение спаситель мира встречается в надписях, посвященных Адриану (117–138 гг., то есть время, очень близкое к времени написания Ин). В позднейшей иудейской литературе Мессия иногда называется словом go’el, но одновременно под влиянием полемики с христианством иногда подчеркивается, что единственным Спасителем является Бог. Несмотря на то, что у Иоанна недвусмысленно говорится, что Иисус — Мессия, которого ждут иудеи (ст. 25–26), Евангелист придает Его мессианству более широкий смысл. 9. Исцеление сына царедворца (4:43–54)

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

3:3–17 ). Это Крещение по форме напоминало ритуальные омовения, распространенные в иудейской среде. По содержанию же оно было Крещением покаяния для прощения грехов ( Лк. 3:3 ). Оно имело приуготовительный характер, ибо Иоанн говорил приходившим к нему: Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Лк. 3:16 ; Мф. 3:11 ; Мр. 1:8 ). От Иоанна крестился и Сам Иисус ( Мф. 3:13–17 ; Мр. 1:9–11 ; Лк. 3:21–22 ). Насколько можно судить по Евангелию, Иисус, крестившись от Иоанна, тоже начал крестить. По крайней мере, в одном месте Евангелие от Иоанна прямо говорит о том, что Иисус жил с учениками в земле Иудейской и крестил, в то время как Иоанн крестил в Еноне, близ Салима ( Ин. 3:22–23 ). В другом месте того же Евангелия, правда, уточняется, что Сам Иисус не крестил, а ученики Его ( Ин. 4:2 ). Как бы там ни было, это первоначальное Крещение, вероятнее всего, и по форме и по содержанию напоминало Иоанново . Евангелие умалчивает о том, сопровождалась ли последующая проповедь Христа крещением уверовавших. Нам также ничего не известно о том, крестил ли Иисус Своих учеников . Возносясь на небо после Своего воскресения, Иисус заповедал ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ); кто будет веровать и креститься, спасен будет ( Мр. 16:16 ). По прямому повелению Учителя ученики стали проповедовать и принимать уверовавших в общину через Крещение. Именно Крещение – погружение в воду – стало тем актом, который знаменовал собой вступление в Церковь, именно Крещение открывало путь к участию в Евхаристии, к полноценному участию в церковной жизни. Уже в апостольские времена Крещению предшествовало оглашение. При жизни апостолов оно чаще всего было кратким и не продолжалось более нескольких часов или нескольких дней. В Деяниях рассказывается о евнухе, вельможе царицы эфиопской, который ехал на колеснице и читал книгу пророка Исаии в том месте, где говорится о Мессии ( Ис. 53:7–8 ). Апостол Филипп, подойдя к колеснице, спросил: Разумеешь ли, что читаешь? Евнух ответил вопросом на вопрос: Как могу разуметь, если кто не наставит меня? И попросил Филиппа сесть вместе с ним.

http://azbyka.ru/katehizacija/kak-prijti...

– По свидетельству Философумен, даже еретики офиты (2 стол) приводили места из этой беседы, именно: 1–3 ст., 6 и 8 ст. Таким образом, наряду с внутренними доказательствами и внешние свидетельства неоспоримо говорят в пользу несомненной подлинности и исторической достоверности беседы Господа с Никодимом. 6) Пребывание И. Христа в Иудее и последнее о нем свидетельство И. Предтечи ( Ин.3:22–36 ) Повествование Евангелиста Иоанна о пребывании Иисуса Христа в Иудее, в связи с последним о Нем свидетельством 377 Иоанна Предтечи, принадлежит к числу замечательнейших эпизодов евангельской истории. В этом повествовании, что особенно для нас дорого, сохранилось единственное известие о мессианской деятельности Иисуса Христа в иудейской земле и притом в то время, когда Иоанн продолжал еще свое служение. Деятельность эта обнимает довольно значительный период времени, от первого дня после первой пасхи до заключения Предтечи в темницу, приблизительно около девяти месяцев. 378 Несмотря на то, что И. Христос только что начинал тогда Свое служение, а Иоанн уже оканчивал, деятельность Господа имела такой успех, что возбудила зависть в учениках Иоанна. „Тот, говорили они своему учителю, Кто был с тобою по ту сторону Иордана и о Ком ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» ( Ин.3:26 ). Это собственно обстоятельство и дало Иоанну случай высказать торжественно свое последнее свидетельство о Христе, – свидетельство полное глубокого прозрения в тайны царства Мессии. В самом начале этого свидетельства, как бы в ответ на завистливое чувство своих учеников к успеху крещения и проповеди И. Христа, Иоанн заявил, что „не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» ( Ин.3:27 ); затем он напомнил им о своем клятвенном заверении, что он не Христос, а только вестник, посланный пред лицом Его ( Ин.3:28 ); далее Иоанн трогательно сравнил свое отношение ко Христу с отношением друга к жениху после обручения его с невестой. Как друг жениха – Христа, в таинственном союзе Его с Церковью , Иоанн явился ближайшим и довереннейшим Его служителем и посредником. И теперь, по исполнении этого дела, он радостью радуется, слыша голос „жениха» ( Ин.3:29 ). Продолжая это сравнение, Иоанн прибавил: „Ему подобает расти, а мне умаляться» ( Ин.3:30 ). В конце свидетельства Иоанн объяснил ученикам, почему расположение народа ко Христу, доверие к Нему и слава Его возрастает? – потому, говорит он, что И. Христос по природе Своей неизмеримо выше всех людей, Он не просто человек, но принявший природу нашу – Сын Божий, и поэтому вера в И. Христа, как истинного Бога, есть необходимое условие и единственный путь нашего спасения: веруяй в Сына, имать живот вечный, а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

3:3). Оно имело приуготовительный характер, ибо Иоанн говорил приходившим к нему:  Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк. 3:16; Мф. 3:11; Мр. 1:8). От Иоанна крестился и Сам Иисус (Мф. 3:13–17; Мр. 1:9–11; Лк. 3:21–22). Насколько можно судить по Евангелию, Иисус, крестившись от Иоанна, тоже начал крестить. По крайней мере, в одном месте Евангелие от Иоанна прямо говорит о том, что Иисус жил с учениками в земле Иудейской и крестил, в то время как Иоанн  крестил в Еноне, близ Салима (Ин. 3:22–23). В другом месте того же Евангелия, правда, уточняется, что  Сам Иисус не крестил, а ученики Его (Ин. 4:2). Как бы там ни было, это первоначальное Крещение, вероятнее всего, и по форме и по содержанию напоминало Иоанново . Евангелие умалчивает о том, сопровождалась ли последующая проповедь Христа крещением уверовавших. Нам также ничего не известно о том, крестил ли Иисус Своих учеников . Возносясь на небо после Своего воскресения, Иисус заповедал ученикам:  Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19);  кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мр. 16:16).  По прямому повелению Учителя ученики стали проповедовать и принимать уверовавших в общину через Крещение . Именно Крещение – погружение в воду – стало тем актом, который знаменовал собой вступление в Церковь, именно Крещение открывало путь к участию в Евхаристии, к полноценному участию в церковной жизни. Уже в апостольские времена Крещению предшествовало оглашение. При жизни апостолов оно чаще всего было кратким и не продолжалось более нескольких часов или нескольких дней. В Деяниях рассказывается о евнухе, вельможе царицы эфиопской, который ехал на колеснице и читал книгу пророка Исаии в том месте, где говорится о Мессии (Ис. 53:7–8). Апостол Филипп, подойдя к колеснице, спросил:  Разумеешь ли, что читаешь? Евнух ответил вопросом на вопрос:  Как могу разуметь, если кто не наставит меня? И попросил Филиппа сесть вместе с ним. Тогда Филипп  отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

О мытарях чит. в объясн. 12 ст. 3 гл. О крещении Иоанновом чит. в объясн. 3 ст. 3 гл. Оправдиша Бога – воздали хвалу Богу – за то, что Он послал народу великого пророка, – предвозвестителя и Предтечу обещанного Мессии, так что крестились его крещением. О фарисеях и законниках чит. в объясн. 7 ст. 3 гл. Совет Божий отвергоша (отвергли волю Божию) о себе – совет или волю Божию, выражавшуюся в проповеди Предтечи и состоявшую в том, чтобы все покаялись и крестились и тем приготовили себя к принятию явившегося Мессии (Сл. Мф.3:2 и дал.). У еванг. Матфея сказано, что фарисеи приходили к Иоанну, чтобы креститься ( Мф.3:7 ), а у Луки прямо говорится, что фарисеи не крестились. Это нужно понимать так, что не многие из них приняли Иоанна за Предтечу и крестились, большинство же их не сделало этого. Зач. 32-е. Вопрос к Иисусу Христу от Иоанна Крестителя из темницы и ответ Христов и речь Его об Иоанне. (Окончание). Лк.7:31 . Речé же Госпóдь: комý ýбо уподóблю человеки рóда сегó, и комý сýть подóбни? Лк.7:32 . Подóбни сýть óтрочищем седящым на тóржищих и приглашáющым дрýг дрýга, и глагóлющым: пискáхом вáм, и не плясáсте: рыдáхом вáм, и не плáкасте. Лк.7:33 . Прииде бо Иоáнн креститель ни хлеба ядый, ни винá пия, и глагóлете: беся имать. Лк.7:34 . Прииде Сын человеческий ядый и пия, и глагóлете: сéй человек ядца и винопийца, дрýг мытарéм и грешником. (Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.) В этих словах Господь от речи об Иоанне, Своем Предтече, и о высоком его служении (о чем говорил выше), переходит к изображению того, как относился народ к Иоанну и к Нему Самому, – т. е. что народ, в большинстве случаев, не довольствовался ни служением Иоанна, ни делами Его Самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Иоанна 3 марта 2016, 11:31 Бедные мы, бедные! Уже 25 лет прошло, как сдали экзамены по марксизму-ленинизму, а всё ещё продолжаем мыслить категориями какой-то " борьбы " за какие-то " права " ! И ничего другого в жизни видеть не желаем... Ни в своей жизни, ни в чужой! Р.Д. 2 марта 2016, 21:08 Иоанна 2 марта 2016, 12:00 " Церковь РАЗРЕШАЕТ развод в некоторых случаях " . Иоанна, на самом деле Вы оказываете российским женщинам медвежью услугу. Потому что теперь миллионы мужчин, бросающих жен будут апеллировать к тому, что " Церковь РАЗРЕШАЕТ развод в некоторых случаях " . Потому что послабление для одной стороны всегда влечет за собой послабление и для другой стороны. По другому не бывает. А учитывая тот факт, что именно мужчины у нас чаще бросают семьи и уходят из семьи (т.е. женщины и дети являются страдающей стороной), то в результате борьбы женщин " за право на развод " именно они же больше всех и пострадают... Василий 2 марта 2016, 20:53 Евгения писала: " МУЖАМ отвечал Господь (Мф.19:3), что единственным поводом для развода может быть прелюбодеяние... А развод по инициативе жены... возможен " . Ну вот уже и получилось что сам Господь разрешил женщине разводиться, а мужчинам строго-настрого это запретил)). Теперь убедился что тысячу раз прав отец Андрей в том, что он говорил о женщинах! Смирять и вразумлять безусловно нужно, для их же блага! " Женское богословствование " до добра не доводит. Недаром Апостол Павел заповедовал отвращаться " бабьих басен " (1 Тим. 4:7-8). С. 2 марта 2016, 20:40 Для Евгении. Евгения, вот вы приводите цитату из Евангелия и толкуете её ка хотите. А вот этих слов вы как бы не заметили: " не я повелеваю, а Господь: ЖЕНЕ НЕ РАЗВОДИТЬСЯ С МУЖЕМ " ? Из последующего " если же разведется " вовсе не значит что развод позволителен. Там лишь говориться о том, если женщина уже согрешила, то " должна оставаться безбрачною " . Так что не подтасовывайте, пожалуйста! Евгения 2 марта 2016, 12:43 Для С. (02.03.2016, 01:00) Никто не стремится к достижению одобрения Церковью развода. Говорится лишь о взвешенной оценке каждого случая развода. Потому что женщине, решившейся на развод ради блага детей (детям нельзя ждать, когда пьющий отец исправится, покой им нужен немедленно!), нужен все-таки какой-то позитив и утешение. МУЖАМ отвечал Господь (Мф.19:3), что единственным поводом для развода может быть прелюбодеяние жены (МФ.19:9). А развод по инициативе жены, безусловно, не приветствуется, но возможен. " А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,- если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей. " (1Кор.7:10-11). Не подтасовывайте, пожалуйста!

http://pravoslavie.ru/90882.html

И это потому, что его судьба предусмотрена в предвечном Совете. При посещении Марией Елизаветы «взыграл младенец во чреве ее» ( Лк.1:41 ); он уже пророк и «друг жениха» ( Ин.3:29 ); Ангел Воплощения, он переступает границы времени. Выбор имени Иоанна подчеркивает, что Бог познал Иоанна, как Он познал Иеремию: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя» ( Иер.1:5 ); для него нет другого пути, так как он – Вестник. В имени судьба дана в зародыше, потеп est omen [имя есть предзнаменование]. «И ...не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» ( Лк.1:20 ). «И был страх на всех ...что будет младенец сей?» ( Лк.1:65–66 ). Знамения сопутствуют ему, «И рука Господня была с ним» ( Лк.1:66 ); он сам становится этой рукой, перстом Господним, чтобы указать на Него и сказать: «...вот Агнец Божий» ( Ин.1:36 ). Захария ( Лк.1:67–79 ) воспел мессианскую хвалебную песнь. Рождение Иоанна возвещает об имеющем быть рождении Другого. В лице Захарии – священника храм Ветхого Завета преклоняется перед Пришествием этого Другого и приветствует Предтечу – того, кто приходит, чтобы: «Дать уразуметь народу Его спасение» ( Лк.1:77 ), возвестить посещение Востока свыше ( Лк.1:78 ). В богослужебных текстах он именуется «многосветлой звездой солнца», появление которой предшествует Утренней заре. «Младенец же возрастал и укреплялся духом» ( Лк.1:80 ), так же как и Другой Младенец: «Младенец же возрастал и укреплялся духом» ( Лк.2:40 ). Линии этих двух судеб пересекутся. «Он был в пустынях до дня явления своего Израилю» ( Лк.1:80 ), «...был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» ( Лк.3:2 ). Пребывание в страшных местах предшествует пребыванию там Господа Иисуса Христа, который также «поведен был Духом в пустыню» ( Лк.4:1 ). Именно в пустыне Иоанн начинает свою проповедь ( Мф.3:1 ), крестит своих учеников ( Мк.1:4 ), и его глас вопиет в пустыне ( Ис.40:3 ). Все его существо откликается на зов пустыни; эта единственная в своем роде величественная фигура являет человека, как бы высушенного и выжженного внутренним пламенем аскетического очищения: «Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед» ( Мф.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Еще один рассказ, относящийся к особому материалу Л., повествует о паломничестве 12-летнего Иисуса с семьей в Иерусалимский храм. Его находят «в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк 2. 41-47). На слова удивленной Марии Иисус отвечал: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2. 49-51). II. Начало земного служения Иисуса Христа (Лк 3. 1 - 4. 13). Евангелист указывает точное время начала проповеди Иоанна Предтечи: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе...» (Лк 3. 1-2). (О проповеди Иоанна см. в ст. Иоанн Предтеча ). Иисус перед выходом на проповедь отправляется в Иудейскую пустыню к Иоанну и принимает от него крещение на Иордане. В этом рассказе подчеркивается, что Иоанн и Иисус тесно связаны: Креститель есть «приготовляющий путь» (Лк 3. 1-6; ср.: Ис 40. 3-5), а Иисус - «Грядущий» Мессия (Лк 3. 15-17). Крещение Иисуса сопровождается голосом с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение», утверждающим Его мессианское достоинство, и явлением Св. Духа в образе голубя (Лк 3. 21-22; ср.: Ис 42; Пс 2). Родословие Иисуса в Евангелии от Луки (Лк 3. 23-38) призвано подтвердить Его Богосыновство. Но т. к. перед утверждением веры в девственное рождение Иисуса (Лк 1. 26-38) Его родословие по человечеству нуждается в комментарии, евангелист указывает: «Иисус... был, как думали, Сын Иосифов» (Лк 3. 23). При этом подчеркивается, что Иисус связан со всем человечеством: Он - Сын Адамов и Сын Божий (Лк 3. 38). Родословие у Л. отличается от родословия в Евангелии от Матфея рядом особенностей. Если Матфей проводит его от Авраама до Иосифа, то у Л. оно ведется от Иосифа до Адама и Бога. При этом в обеих генеалогиях имена совпадают лишь частично. Отличаются оба варианта и по их структуре: у Матфея - число поколений 3 раза по 14, у Л.- 3 раза по 7 поколений от Иосифа до Салафиила, 3 раза по 7 поколений - от Нирия до Давида, 2 раза по 7 поколений - до Авраама и 3 раза по 7 поколений - до Адама и Бога.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

37. 29)». (Август.). г. И вскъ имй надежд нань, чищаетъ себ, коже нъ чистъ есть. (ст. 7. 2, 1… 29. Мф. 5, 8 . Дян. 3, 14. 7, 52. 22, 14. Евр. 12, 14 ). 3. И всякий, имеющий надежду на Него, очищает себя, так как Он чист. 3 . И всякий имеющий сию надежду и пр: подобное говорят Апостолы Петр и Павел: мы по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, в которых обитает правда. И так возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире ( 2Петр. 3. 13. 14 ). Не прикасайтесь к нечистому и Я приму вас; и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь вседержитель ( Ис. 52, 11 . Иерем. 3, 19. Ос. 1, 11 ). И так, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор. 6, 17. 18. 7, 1 ). Но, у Иоанна другая мысль: он высказывает, что имеющие надежду быть причастниками Божеского естества ( 2Петр. 1, 4 ), когда увидят Бога лицом к лицу (2 ст.), – уже здесь делаются детьми Божиими и именно этою самою надеждою. – Стих этот служит у Иоанна объяснением предыдущего 1-го стиха, в котором прямо сказано, что мы и теперь дети Божии и не только по названию, но и на самом деле. – «Вся жизнь истинного христианина есть блаженное пламенное желание и ожидание ( 2Кор. 5, 7 . Рим. 8, 24. 25 ). Чего желают, того еще не видят; но чрез сильное желание ты расширяешься (как вообще душа в радостном состоянии), чтобы ты мог исполниться тем, чего желаешь, когда оно откроется и будет видимо. Когда ты берешь плу одежды твоей и замечаешь, что она длинна, то чтобы она не влачилась за тобою, ты расширяешь ее и таким образом еще более охватываешь ею тело свое; так расширяет Бог замедлением желания наши и, чрез желания, дух наш, и чрез это расширение делает нас способными все более и более принимать то, к чему мы стремимся. Так, жизнь наша есть постоянное расширение желания» (Август.). Имеющие истинную надежду на то, что будем (2 ст.) все более и более воспламеняются желанием скорейшего открытия сего и тем постоянно усовершаются – очищаются, делаясь чрез это детьми Божиими, так как – сообразно с тем как (καϑς –см.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Уже из того, что говорят об эсхатологии Иоанна – Евангелиста Köstlin и H. Holtzmann, видно, что в этой области учения у него не проводится последовательно тот взгляд, какой считают для него характерным. Это является достопримечательным фактом, свидетельствующим, что Евангелист совсем не относился отрицательно к общехристианским идеям второго видимого пришествия Господа, воскресения мертвых и последнего суда. Если же наряду с этим у него выдвигаются на видное место и духовные точки зрения на суд и вечную жизнь, то это не служит исключительным достоянием 4 Евангелиста, но нечто подобное можно усмотреть и в других новозаветных писаниях. Когда Предтеча и Сам Христос, по синоптикам, говорит о приближении Царства Небесного или Царства Божия ( Мф.3:2; 4:17; 10:7 ; Лк.10:9 ), то они имеют в виду, конечно, не события, связанные со вторым пришествием Господа, но то же самое, что Иоанн обозначает термином „вечная жизнь“. Такой же смысл имеет и совет искать прежде Царствия Божия, а не мирских благ: „Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам“ ( Мф.6:13 ; Лк.12:31 ). Затем, когда Христос в притчах раскрывает тайны Царствия Небесного и говорит, что оно, это Царство Небесное, – подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; подобно, далее, зерну горчичному, закваске и проч. ( Мф. 13 ), то Он имеет в виду Царство Небесное не потустороннее, а в условиях настоящей действительности. Но особенно замечательны в этом случае следующие слова Господа: „не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть“ ( Лк.17:20:21 ). Идея духовного пришествия и суда Господа сказалась и в самом Апокалипсисе. В послании к ангелу Ефесской церкви Христос угрожает: „скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься“ ( Откр.2:5 ; ср. Откр.2:16 ). В послании в Фиатиру Он обещает воздать каждому по делам ( Откр.2:23 ). В послании к ангелу Сардийской церкви говорится: „Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя“ ( Откр.3:3 ). Лучше всего, более всего в духе Иоанна идея духовной парусии выражена в следующих словах Господа: „Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною“ ( Откр.3:20 ). Естественно, что такая точка зрения заметна только в апокалипсических посланиях, ее напрасно искать в остальном Апокалипсисе ввиду характера книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010