Поэтому и проповедование Иоанна в стране Иорданской было частью истории Израиля. Более того, его проповедование совершенно очевидно показало, что народ Израиля стоит у входа новой истории: «приблизилось Царство Небесное» (Мф 3, 2), «Уже и секира при корне дерев лежит» (Мф 3, 10); правда, крещение при Иордане это еще только знак в покаяние (ср. Мф 3, 11), но вот явится Другой, который сильнее Иоанна и будет крестить «Духом Святым и огнем» (Мф 3, 11; ср. Мк 1, 8, Лк 3, 16, Ин 1, 33). Он идет, неся в руках лопату (которой веют хлеб – Т. М.), и ею «Он очистит гумно Свое», отделив пшеницу от соломы (ср. Мф 3, 12). Приближается время выбора, от которого никто не сможет уклониться, оказавшись пред лицем Мессии. Бессмысленно призывать Авраама, ибо «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф 3, 9). Если народ иудейский не примет Христа, тогда придут другие народы и займут его место, они станут детьми Авраама как продолжатели Союза-Завета с Господом. Проповедь Иоанна была настолько ясна и серьезна, что «спрашивал его народ: что же нам делать?.. Пришли и мытари креститься» и спрашивали: «что нам делать?.. Спрашивали его также и воины: а нам что делать?» (Лк 3, 10-14). Всем указал Иоанн, что они должны делать, дабы приготовиться принять Того, который уже здесь, Он стоит поблизости в ожидании Своего часа. Иоанн говорил с иудейским народом как глашатай новой истории.       И вот, «в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане» (Мк 1, 9), но не как один из толпы, а как Спаситель мира, ибо в это мгновение Иоанн указал на Него людям и сказал им, что это Агнец Божий, который берет на себя грех мира (ср. Ин 1, 29); это Тот, о Котором так много говорил Иоанн, и Который теперь будет строить Царство Божие на земле. И только после этого указания Иоанна – «вот Агнец Божий» – Иисус начал учить и совершать чудеса, следовательно, действовать в истории. Поэтому указание Иоанна и было не чем иным, как вводом Христа в человечество, то есть, в историю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В контексте беседы любовь Бога противопоставлена ненависти людей к свету и любви к тьме. В ст. 35 говорится, что «Отец любит Сына, и все дал в руку Его» 52 , то есть любящий всё отдаёт любимому, Сыну Бог отдаёт всё, что имеет Сам 53 , в то время как любовь мира – это замкнутость лишь на себе 54 , принятие и одобрение своей падшести. Свидетельство Иоанна Крестителя перед учениками Четвертое Евангелие содержит указания на ранние проповеди Иисуса Христа в Иудее. Согласно евангелистам–синоптикам ( Мк 1:14 ), в Галилее Он начал проповедовать только после заключения Иоанна в тюрьму. Путь из Галилеи в Иудею идёт сначала через равнины реки Иордан, где Иисус проводит некоторое время со своими учениками: «Там оставался с ними и крестил. Крестил и Иоанн в Еноне близ Салима, и приходили и крестились; ибо не был еще ввергнут в тюрьму Иоанн» (4:22 – 24). Есть основания полагать, что «Енон близ Салима», точное местонахождение которого неизвестно, был расположен то на полпути между Галилейским и мёртвым морем, километрах в пяти от Сихема. «Возник спор у учеников Иоанна с иудеями по поводу очищения» (3:25). «Очищение» относилось не к крещению, а к ритуальным омовениям (2:6). Иудеи, наверное, утверждали, что они и так выполняют различные ритуальные обряды омовения (см.: Мк 7:3 – 4 ). К чему им ещё новые? К тому времени группа последователей Иисуса, видимо, уже превзошла числом Иоанновых учеников. И те могли испытывать раздражение и зависть. Это чувствуется в их вопросе учителю: «Равви, Тот, Который был с тобой по ту сторону Иордана, о котором ты засвидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» (3:26). В ответе Иоанна открывается его духовное величие и благородство. Имея в виду в первую очередь себя, он сказал, что не может человек принять на себя больше того, что дано ему Богом. И если известность Иисуса растёт и ширится число его последователей, значит такова воля Божия (13:27). Далее Иоанн Креститель напоминает своим ученикам то, что говорил им прежде: он обещанным Мессией не является (3:28). Обращаясь к обычаю свадебной церемонии на Ближнем Востоке, Иоанн называет себя «другом жениха»: «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостию радуется голосу жениха. Эта радость моя теперь полна» (3:29). Ближайший друг жениха занимался приготовлением к свадьбе. Он должен был организовать церемонию так, чтобы в ходе свадьбы не возникло никаких осложнений. Друг жениха подводил к жениху невесту, после чего его роль в свадебном обряде прекращалась. Иоанн Креститель видит своё назначение в том, чтобы подобно другу жениха привести людей ко Христу: «Ему должно расти, а мне умаляться» (3:30).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

«За мною грядущий»: к вопросу об экзегезе Евангелия от Иоанна 1:30 в контексте христологических споров Источник Содержание 1. Примеры экзегезы Ин. 1:30 в греческой христианской письменности (Ориген, Аполлинарий, свт. Иоанн Златоуст) 2. Ин. 1:30 в контексте антинесторианской полемики (свт. Кирилл Александрийский, Феодор Мопсуэстийский, Несторий) 3. Ин. 1:30 в контексте антимонофизитской полемики (свт. Фотий Великий, Степанос Сюнеци)     Настоящий доклад посвящен святоотеческой экзегезе слов св. Иоанна Крестителя из 1 гл. Евангелия от Иоанна ( Ин. 1:30 = Ин. 1:15 ), произнесенных перед крещением Господним во Иордане. «26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня (πσω μου ρχεται νηρ δς μπροσθεν μου γεγονεν, τι πρτος μου ν)» ( Ин. 1:26–30 ). Последний стих данного фрагмента, понимавшийся как пророчество, духовное прозрение, откровение, позволял предлагать разные богословские интерпретации, которые оказались учтенными и востребованными в христологических спорах IV-V вв. Уже в древности христианские экзегеты констатировали неоднозначность Ин.1:30 1 . Толкование Ин. 1:30 содержится прежде всего у тех схолиастов, которые комментировали и истолковывали Евангелие от Иоанна – у Оригена , Аполинария Лаодикийского, Феодора Мопсуэстийского, свт. Иоанна Златоустог о, свт. Кирилла Александрийского , в некоторых катенах 2 (и в том числе у блаж. Феодорита 3 ). Другая группа памятников – это соборные акты (III и IV Вселенских Соборов), а также позднейшая полемическая письменность, которая в нашем докладе будет представлена одним из посланий к армянам свт. Фотия Великого. Надо отметить, что Ин. 1:30 толковался, как правило, профессиональными экзегетами Писания; у известнейших греческих отцов, писавших в разных богословских жанрах (таких как прпп. Максим Исповедник , Симеон Новый Богослов , Никита Стифат , свт. Григорий Палама ), толкование данного стиха не встречается или встречается крайне редко.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Значит, Иоанн еще продолжает свою деятельность, продолжает призывать к покаянию, и продолжает, в знак очищения, вернее, как прообраз истинного очищения, омывать водой. Интересно, что к этому же делу подключается и Иисус со Своими учениками, а точнее, «Сам Иисус не крестил, а ученики Его» ( Ин.4:2 ). Вспомним, кстати, что первые ученики Христовы и были прежде учениками Иоанна Крестителя. «Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении». В чем конкретно был спор, можно только догадываться, но, несомненно, были затронуты личность и дело Иоанна Крестителя. Потому что потом ученики «пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане, и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему». Мы помним, что Иоанн с Андреем сразу оставили Иоанна Крестителя и пошли за Иисусом, тем самым показав, насколько точно они усвоили его учение. А сейчас перед нами те ученики, которые так и не смогли предпочесть учение – личности учителя. И они недоумевают: как это люди могут предпочесть того, о ком свидетельствуют, – тому, кто, по данной ему премудрости, сам свидетельствует? И как можно предпочесть того, кого крестили, – тому, кто сам крестил? Формально они правы. Иоанн и сам это понимал, когда со страхом говорил Иисусу: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко Мне?» ( Мф.3:14 ). Но именно таким путем надлежало «исполнить всякую правду» ( Мф.3:15 ), а ученики так и не смогли вместить. Уход Иисуса в Галилею и кончина Иоанна Крестителя Итак, о Иисусе распространяется слава, и ученики Иоанна Крестителя жалуются, что все идут к Иисусу. Крестителю же, как истинному «другу жениха», напротив, радостно узнавать об этом. Но вдруг Иисус оставляет Иудею. Лука говорит об этом просто как о факте: после искушения в пустыне, «возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране» ( Лк.4:14 ). Матфей и Марк связывают уход Иисуса с дошедшей до Него вестью, что Иоанн взят под стражу ( Мф.4:12 ). А по свидетельству Иоанна Богослова, Иисус оставил Иудею именно потому, что видел, как растет Его слава, и повсюду идет слух, «что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн» ( Ин.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

2)       Св. же Лука намерен был написать по порядку, о чем и говорит он в начале: «Поскольку уже многие начали составлять повествования о совершенно известных нам событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен». Св. Лука желал, значит, описать по порядку, а потому и делает он, по возможности, указания на главные хронологические черты. В евангелии его находим мы ясных и отличительные группы событий, и только при некоторых подробностях употребил он, подобно первым двум евангелистам, общие выражения. 3)       Часто говорят, что св. Иоанн, писавший после всех, желал пополнить прочих евангелистов, но не замечают того, что он преимущественно пополняет св. Луку не только в событиях и словесах Иисуса Христа, неизвестных тому евангелисту, или о которых он не имел достоверного свидетельства, чтобы их написать, но пополняет его и в порядке хронологическом. Это чрезвычайно важно и полагаем, что не станут того оспаривать, когда рассмотрят прилагаемые при этом синоптические таблицы: От Рождества до первой Пасхи, которую Иисус праздновал после Его крещения. (от 1 до 30 года). Луки Иоанна глава I глава I Предвечное рождение Слова и Его воплощение. Чудесное зачатие Иоанна Крестителя. Послание Ангела Гавриила в Назарет к Марии Чудесное зачатие Иисуса. Мариино посещение Елисаветы, матери Иоанна, и пророчество Марии. Рождество Иоанна – Пророчество отца его, Захарии. глава II Путешествие Марии в Вифлием. Рождество Иисуса в Вифлиеме. Поклонение пастырей. Обрезание Иисуса. Местом жительства избирают Назарет. Путешествие двенадцатилетнего Иисуса в Иерусалим. глава III глава I (продолжение) Проповедь Иоанна Крестителя Крещение Иисусово; свидетельство Иоанна. Богоявление Отца и Святого Духа. Иоанн в Вифаваре. Его свидетельство о Иисусе. Богоявление Отца и Святого Духа. Некоторые из учеников следуют за Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

опечалился (λυπ) стал печален (περλυπος γενμενος) царь; по причине (δια) клятвы и для гостей своих (=пировавших с ним, τος νακειμνους), не захотел отказать ей, – велел дать ей (чего просила). 3. Мученическая кончина св. Иоанна Крестителя. а. Отсечение головы. тотчас послав (πμψας), усекнул (πεκεφλισε) Иоанна (=отсек Иоанну голову) в темнице, – царь, послав стража (ποστελας σπεκουλτορα), велел принести голову его. Он же (страж) пошел, и усекнул его в темнице, и принес голову его. [И принесена голова его] на блюде, [и подана] и подал ее девице; и девица отнесла (и) отдала ее матери своей. б. Погребение мощей Иоанна Крестителя. И услышав ученики его, пришли, приступив, взяли тело его, и положили и погребли оное (ατ) во гроб. в. Уведомление Спасителя о кончине Иоанна. И пришедши, возвестили Иисусу. 1. Второе прохождение Галилеи. а. Иисус Христос, проходя города и селения, благовествует и исцеляет. После сего, (ближайшим образом по удалении из Назарета и после усекновения главы Иоанна Крестителя), Он (Господь) проходил по городам и селениям (διδευεν κατα­ πλιν κα κμην), – обходил (περιγεν) Иисус все города (τς πλεις) и селения окрестные (κκλψ) в синагогах их, и проповедуя Евангелие царствия, – и благовествуя царствие Божие, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. б. Кто постоянно следовал за Иисусом Христом. И с Ним (проходили) двенадцать (Апостолов), и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, И Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и другие многие (в последствии названные Мироносицами), которые служили Ему имением своим. 2. Послание двенадцати Апостолов на проповедь. а. Изъявление сожаления о народе. Видя же людей, (Иисус Христос) жалел о них, что они изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. б. Возбуждение учеников к молитве о явлении делателей сей духовной жатвы. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а жнецов (ργτας) мало. И так молите господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

По мнению Давуда, это пророчество Иоанна Крестителя не может относиться к Христу и должно относиться к Мухаммеду (Dawud, 157). Иоанн сказал: «Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф.3:11 ). Давуд доказывает, что «сам предлог “за” явным образом исключает для Иисуса возможность быть этим предреченным пророком», так как «Он был современником Иоанна и родился с ним в один год». Далее, «отнюдь не Иисус Христос мог подразумеваться здесь Иоанном, потому что в таком случае тот сам бы следовал за Иисусом и подчинялся Ему как ученик — Учителю и младший — старшему». Более того, «если бы Пророком из прорицания Иоанна действительно был Иисус […] не было бы никакой необходимости и никакого смысла в том, чтобы Он крестился от меньшего пророка в реке, словно самый обычный кающийся иудей!» Действительно, Иоанн «не знал о пророческом даре Иисуса, пока не услышал — находясь в темнице — о Его чудесах». И наконец, поскольку Пророк, предреченный Иоанном, должен был принести еще больше славы Иерусалиму с его храмом (ср. Агг.2:8-9 ; Мал.3:1 ), это не мог быть Христос; в противном случае имело бы место «признание абсолютного провала всего замысла» (Dawud, 158–60). В Своем общественном служении Иисус шел именно «за» Иоанном Крестителем, как тот и сказал. Иисус сначала принял Крещение от Иоанна ( Мф.3:16-17 ) и претерпел искушение ( Мф.4:1-11 ). Во-вторых, Иоанн сам признал превосходство Иисуса, сказав, что не достоин нести даже обувь Его ( Мф.3:11 ). Собственно, в тексте отмечено, что «Иоанн же удерживал Его [Иисуса] и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» ( Мф.3:14 ). Втретьих, Иисус указал причину Своего крещения, а именно, оно было необходимо, чтобы «исполнить всякую правду» ( Мф.3:15 ). Ибо, как провозгласил Иисус, «не нарушить [закон или пророков] пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ). Он должен был выполнить соответствующие требования. Иначе Он не был бы так совершенно праведен, как Он был (ср. Рим.8:1-4 ). Вчетвертых, Иоанн ясно осознавал, Кто есть Иисус, когда крестил Его, ведь он назвал Его: «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). И он вместе со всеми крестившимися видел, как «Дух Божий» ниспускается на Иисуса, и слышал «глас с небес», провозгласивший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:16-17 ). Хотя позднее у Иоанна действительно были некоторые вопросы, Иисус сразу дал на них ответ, указав на Свои чудеса ( Мф.11:3-5 ) в подтверждение того, что Он — Мессия, предреченный Исаией ( Ис.35:5-6; 40:3 ).

http://azbyka.ru/muhammed-predpolagaemye...

Песн. – Книга Песни Песней Соломона Ис. – Книга Пророка Исайи Иер. – Книга Пророка Иеремии Пл. – Книга Плач Иеремии Иез. – Книга Пророка Иезекииля Дан. – Книга Пророка Даниила Ос. – Книга Пророка Осии Иоил. – Книга Пророка Иоиля Am. – Книга Пророка Амоса Авд. – Книга Пророка Авдия Ион. – Книга Пророка Ионы Мих. – Книга Пророка Михея Наум. – Книга Пророка Наума Авв. – Книга Пророка Аввакума Соф. – Книга Пророка Софонии Агг. – Книга Пророка Аггея Зах. – Книга Пророка Захарии Мал. – Книга Пророка Малахии Книги Нового Завета Мф. – От Матфея святое благовествование Мк. – От Марка святое благовествование Лк. – От Луки святое благовествование Ин. – От Иоанна святое благовествование Деян. – Деяния святых Апостолов Иак. – Послание Иакова 1 Пет. – Первое послание Петра 2 Пет. – Второе послание Петра 1 Ин. – Первое послание Иоанна 2 Ин. – Второе послание Иоанна 3 Ин. – Третье послание Иоанна Иуд. – Послание Иуды Рим. – Послание к Римлянам 1 Кор. – Первое послание к Коринфянам 2 Кор. – Второе послание к Коринфянам Гал. – Послание к Галатам Еф. – Послание к Ефесянам Флп. – Послание к Филиппийцам Кол. – Послание к Колоссянам 1 Фес. – Первое послание к Фессалоникийцам 2 Фес- Второе послание к Фессалоникийцам 1 Тим. – Первое послание к Тимофею 2 Тим. – Второе послание к Тимофею Тит. – Послание к Титу Флм. – Послание к Филимону Евр. – Послание к Евреям Отк. – Откровение Иоанна Богослова Апокрифы 1 Мак. – Первая книга Маккавейская 2 Мак. – Вторая книга Маккавейская 3 Мак. – Третья книга Маккавейская 2 Езд. – Вторая книга Ездры 3 Езд. – Третья книга Ездры Тов. – Книга Товита Иудифь – Книга Иудифи Прем. – Книга Премудрости Соломона Сир. – Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова Посл. Иер. – Послание Иеремии Вар. – Книга пророка Варуха Об авторах Джон X. Уолтон – профессор Ветхого Завета и древнееврейского языка в Библейском институте Мооди (Moody Bible Institute) в Чикаго. Он автор ряда книг, посвященных Ветхому Завету. Виктор X. Мэтьюз – профессор религии в Юго-Западном университете штата Миссури (Southwest Missouri State University). Им написано несколько книг о Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   20     2-е посл Тимофею     67 г    21     2-е посл Ап. Петра     67 г    22     Посл Ап. Иуды     80 г    23     1-е посл Ап. Иоанна Богослова     90 г    24     2-е посл Ап. Иоанна Богослова     90 г    25     Апокалипсис (откровение) Ап. Иоанна     95 г    26     Евангелие Ап. Иоанна Богослова     98 г    27     3-е посл Ап. Иоанна Богослова     98 г Неужели же Новозаветное св. Писание не может быть основанием для утроения Церкви   Нет, оно не может быть таким основанием. Писание есть только документ, принадлежащий Церкви.    Церковь основана на Самом Христе, а не на Писании (ред.)    По Писанию можно только проверять устроение Церкви, но устроить все в Церкви по одному Св.Писанию нельзя. Поему же нельзя?   Потому что Новозаветное св. Писание не заключает в себе всего научения, которое дал Своей Церкви Христос Господь. В чем же заключается научение Христа и Церкви?   Оно заключается в св. Писании и св. Предании. Так и Ап. Павел научает нас, говоря: «братья, стойте и держите предания, которыми вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фессал. 2:15), то есть значит, устно и письменно. Нужно ли нам св. Предание, если теперь у нас есть уже Новозаветное св. Писание?   Конечно, нужно. Иначе Апостол не приказывал бы хранить переданное словесно (2 Фессал. 2:15).    Апостолы научали христиан Вере Божией преимущественно словесно, устно. Ап. Павел говорил Ефесским пресвитерам: «я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:31). Этого, переданного устно, научения Апостолы и требуют держаться: «Держись, — говорит Ап. Павел, — образца здравого учения, которое ты слышал от меня, верою и любовию во Христе Иисусе» (2 Тим. 1:13). «О Тимофей, — просит Апостол, — храни переданное тебе» (1 Тим 6:20). Хвалят ли Апостолы христиан за сохранение предания?   Да. Вот слова Ап. Павла: «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор.11:2). Итак, что же должно считать св. Преданием?   Все те истины Божии, которые не записаны в Писании, но сохранены Церковью от Христа и Апостолов и, под руководством Св. Духа (Ин.14:26, 16:13—14), изложены в определениях и указаны в правилах Святыми Отцами на Святых Соборах Церкви Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

      Это означает: Иоанн Креститель не стал Предтечей, осмелившись им стать или, скажем, добившись этого своими добродетелям и своим трудом, онродился Предтечей Христа. Быть предтечей – сущность и смысл бытия Иоанна. Это сокровеннейшее и единственное его призвание. Пророк Исаия, утешая народ Израиля от имени Бога, говорит, что Израиль не должен печалиться, ибо «явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40, 5), об этом возвестит глас вопиющего в пустыне, который пришел, ибо был послан, «чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин 1, 7). В Божественном домостроительстве спасения Иоанну было предназначено и особое место и особенная миссия. Иоанн – предтеча Христа не потому, что он несколько раньше, нежели Христос, появился на берегах Иоардана и начал крестить людей, не потому, что он крестил и Самого Иисуса. Значение Иоанна как Предтечи намного глубже. Это нечто совершенно иное, нежели всего лишь то, что по времени он появился в мире несколько раньше Христа.       Иоанн удивительно похож на Христа. Его рождение, как и рождение Христа, возвестил архангел Гавриил, который сказал Захарии: «жена твоя Елисавета родит тебе сына» (Лк. 1, 13). Его имя, также как и имя Христа, тоже было возвещено заранее: «и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1, 13). Его посланничество, как и миссия Христа, тоже было предопределено: «И предъидет пред Ним … дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1, 17). Иоанн, как и Христос, готовится к своей деятельности в пустыне (ср. Лк. 3, 2-3). Он провозглашает приближение Царства Божьего, произнося те же слова, что и Христос: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, Именно поэтому и неудивительно, что люди «помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он» (Лк. 3, 15). Даже Ирод, обезглавивший Иоанна, услышав о деяниях Иисуса, сказал своим слугам: «это Иоанн Креститель: он воскрес из мертвых» (Мф 14, 2). Подобное смешение Иоанна и Христа в сознании людей могла вызвать только их глубокая похожесть. Иоанна и Христа соединяет некая внутренняя связь, которая рождает общность и обоих приводит к спасительному подвигу, погружая в него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010