Традиции средневековой болгарской культуры сохранялись последователями Патриарха Евфимия, эмигрировавшими в Сербию, на Афон, а также в Восточную Европу: митрополитом Киприаном († 1406), Григорием Цамблаком († 1420), диаконом Андреем († после 1425), Константином Костенецким († после 1433) и другими. В самой Болгарии оживление культурной деятельности происходило в 50–80-е годы XV века. Культурный подъем охватил запад бывшие территории страны, центром стал Рильский монастырь. Он был восстановлен в середине XV века стараниями монахов Иоасафа, Давида и Феофана при покровительстве и щедрой финансовой поддержке вдовы султана Мурада II Мары Бранкович (дочери сербского деспота Георгия). С перенесением туда мощей преподобного Иоанна Рыльского в 1469 году обитель становится одним из духовных центров не только Болгарии, но и славянских Балкан в целом; сюда стали прибывать тысячи паломников. В 1466 году между Рильской обителью и русским монастырем Святого Пантелеимона на Афоне (населенном в то время сербами — см. ст. Афон) был заключен договор об оказании взаимной помощи. Постепенно в Рильском монастыре возобновилась деятельность книжников, иконописцев и странствующих проповедников. В монастырях Западной Болгарии и Македонии работали книжники Димитрий Кратовский, Владислав Грамматик, монахи Мардарий, Давид, Пахомий и другие. В Сборник 1469 года, написанный Владиславом Грамматиком, был включен ряд сочинений, связанных с историей болгарского народа: «Пространное житие св. Кирилла Философа», «Похвальное слово святым Кириллу и Мефодию» и другие, основу «Рильского панегирика» 1479 года составляют лучшие произведения балканских писателей-исихастов 2-й половины XI- начала XV века: («Житие св. Иоанна Рыльского», послания и другие сочинения Евфимия Тырновского, «Житие Стефана Дечанского» Григория Цамблака, «Похвальное слово св. Филофее» Иосафа Бдинского, «Житие Григория Синаита» и «Житие св. Феодосия Тырновского» Патриарха Каллиста), а также новые сочинения («Рильская повесть» Владислава Грамматика и «Житие св. Иоанна Рыльского с малой похвалой» Димитрия Кантакузина).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Иоанновский монастырь на Карповке — ставропигиальный женский монастырь Русской Православной Церкви, расположенный на набережной реки Карповки в Санкт-Петербурге. Основан праведным Иоанном Кронштадтским и назван в честь преподобного Иоанна Рыльского, его духовного покровителя. Содержание История [ править править код ] В честь своего небесного покровителя, преподобного Иоанна Рыльского, святой праведный Иоанн Кронштадтский на набережной реки Карповки в Санкт - Петербурге основал монастырь. Здание было построено в 1900-1902 гг. по проекту архитектора Никонова. В честь Иоанна Рыльского освящен нижний храм монастыря, верхний собор освящен в честь Двенадцати Апостолов. Первой настоятельницей обители была духовная дочь о. Иоанна, игумения Ангелина (Сергиева) (1867-1927). Отец Иоанн с самого основания монастыря лично заботился о его благоустроении и застал при жизни его расцвета. Сам о. Иоанн любил называть себя «Божией милостью строитель Иоанновского монастыря». Здесь располагались его покои, в которых он останавливался во время посещения Северной столицы. Батюшка завещал похоронить себя в монастыре - в монастыре устроили храм-усыпальницу, где и был погребен 22 декабря 1908 года. Усыпальницу освятили во имя пророка Илии и царицы Феодоры, небесных покровителей родителей о. Иоанна. К 1917 году в монастыре проживало уже 350 сестер. Они вели собственное хозяйство и практически полностью обеспечивали свою жизнь. Обитель имела свое подсобное хозяйство, мастерские, больницу. Сестры оказывали благотворительную помощь нуждающимся, открыли приют для сирот. Во время I Мировой войны в монастыре был открыт лазарет для раненых солдат и офицеров. После революции монастырь закрыли (в 1923 году), а имущество вывезли и разграбили, здание монастыря занияли множество организаций. В последующие годы почти все сестры подверглись арестам и были сосланы в тюрьмы и лагеря. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанновский_ст...

6 и 21), записано в святцах мосхопольского издания служб болгарским святым (у Мартынова под 28 ноября, у преосвящ. Филарета под 28 марта). 39)    Царь Петр, сын Симеона и внук Бориса-Михаила 369 . Странным образом он пропущен у Паисия, и в Царственнике. На листке месяцеслова, находящемся у Григоровича под неизвестным месяцем и числом (вместе с Ипполитом, папою римским, Св. Савлиром и Святым муч. Феофилом) записано: «в той же день память преподобного отца нашего Петра царе болгарского» (см. книжку Григоровича: Статьи, касающиеся древнего словянского языка, Казань, 1852, стр. 92). Равным образом имя его читается в болгарском синаксаре 1330 г. (под 30 января: Св. мученика Ипполита папы римского «и Петра царе Бльгарьска», см. статью В. Ламанского «О некоторых славянских рукописях» и пр., стр. 120. То же в Румянцевском южно-славянском Прологе XIV в., у Восток. 319, стр. 449, гл. 30). Фабриций в своей Bibliotheca Graeca, по изданию Гарлеса VII, 598, основываясь на Монфоконовой Bibliotheca Bibliothecarum MSS. I, 505, сообщает странное известие, будто в одном Медиоланском амброзианском кодексе есть сочинение Феофилакта, архиепископа бoлrapckoro. «Dialogus de rebus naturalibus ad Petrum Bulgariae regem, item vita ejusdem». 40) Николай Воин. Память его под 24 октября в одной харатейной болгарской Минее (Прологе). По краткому житию, помещенному в той же Минее (и напечатанному в Известиях Акад. Наук VIII, 154), он подвизался при греческом императоре Никифоре, под которым, вероятно, разумеется Никифор Фока. 41) Лука, племянник Иоанна рыльского, сын его брата, тайно ушедший к нему из дома и подвизавшийся вместе с ним в пустыне (Евфимиево житие Иоанна рыльского, Гласн. XXII, 269 sqq. О постнице или ските Св. Луки, находящемся близь Рыльского монастыря, у Григоровича в Путешествии стр. 156). 42) Параскева терновская, Параскевия, Петка или Пятница, Неделя. Родом из Епиват, в южной Фракии, на берегу Средиземного моря; подвизалась подвигами девства и сурового пустынного жития в конце X или в начале XI века 370 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

И. Лейбович, Сводная летопись, составленная по всем изданным спискам летописи, СПб, 1876; Иеромонах Амвросий, История русской иерархии, M., 1807, ч. I). После покорения Болгарии в 20-е годы XI в. из Болгарии на Русь отправились и другие представители болгарского духовенства. Так, еще в конце X в. перед перенесением мощей св. Иоанна Рыльского в гор. Средец (София) в 980 г., часть монахов Рыльского монастыря бежала на Русь, неся с собой правую руку и покров с раки мощей св. Иоанна Рыльского и основали гор. Рыльск вблизи Курска. (Диссертация архимандрита, позднее Епископа Смоленского, Нестора «Рыльский монастырь и Россия (Х–ХХ вв.)», Московская Духовная Академия, 1975; Архимандрит Нестор, Преподобный Иоанн Рыльский, ЖМП, 1976, ср. малоубедительную критику проф. M. Н. Дылевского «Легенда или историческая правда?», Etudes balkaniques, 2, 1991; Μ. Н. Дылевский, Избранные сочинения, C., 2003). Крещение Руси и христианизация русского народа является делом Византии, однако оно было осуществлено болгарским духовенством и болгарским книжным наследием, что, впрочем, вполне естественно. Есть и другая версия христианизации Руси и при том достаточно хорошо аргументированная сведениями из неперелицованных русских летописей, в сопоставлении с независимыми латинскими источниками, а также подтверждаемая болгарскими летописными заметками о том, что крещение Руси было совершено Болгарской Церковью во времена Царя Симеона в конце IX в. после Преславского собора (893 г.), что Царь Симеон послал на Русь не только болгарское духовенство, но и болгарские книги (Иоакимовская летопись – В. Н. Татищев, История Российская, т. I, с. 112), что св. Княгиня Ольга была болгаркой и что ее личным духовником был болгарский пресвитер Григорий (Лаврентьевская летопись, Константин Багрянородный. Критический разбор и анализ источников об этом см. Всеволод Николаев, Славянобългарският фактор в кръщавансто на Русия, София, 1949). Диоцезы Болгарской Церкви существовали на Руси и в южной Польше до конца X века (akad.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 941 году преподобный Иоанн избрал своим преемником любимого ученика Григория, сам же ушел в пещеру в затвор. Последние пять лет земной жизни преподобный Иоанн провел в безмолвии и молитве. Он мирно преставился ко Господу 18 августа 946 года, семидесяти лет от роду, и был погребен в притворе монастырского храма в каменной гробнице, которая сохранилась до нашего времени. Приблизительно тогда же была составлена первая служба преподобному, известная под названием «Рыльской». Отдельные фрагменты ее вошли в тексты позднейших служб. Примерно через 30 лет преподобный Иоанн явился игумену Рыльского монастыря и повелел перенести его мощи в г. Средец (Софию). 18 октября святые мощи были открыты и обретены нетленными. Их перенесли в Средец и положили сначала в кафедральном соборе во имя святого апостола и евангелиста Луки и наконец в XII веке в новом храме во имя преподобного Иоанна Рыльского. При храме его имени был основан монастырь. Ко времени обретения мощей относится канонизация преподобного Иоанна. В 1183 году венгерский король Бела (1172–1196) захватил Средец и перенес святые мощи в свою столицу – город Гран (слав. Остригом, ныне г. Остергом). Однако через четыре года король по некоторым знамениям у гробницы святого понял, что преподобному не угодно пребывание в Остригоме, и возвратил святые мощи в Средец, богато украсив гроб золотом и серебром. 19 октября 1195 года, после освобождения Болгарии от византийской зависимости Асеном I (1187–1196), царь перенес святые мощи в новую столицу – Тырново. На холме Трапезица воздвигнули храм, в котором и были положены мощи преподобного Иоанна. В Тырново честные мощи находились и после взятия его турками в 1393 году, и лишь в 1469 году, по просьбе братии Рыльского монастыря и благодаря помощи вдовы султана Мурада II Марии (дочери сербского деспота Георгия Бранковича), были возвращены в обитель преподобного Иоанна, где и почивают доныне. 30 июня 1469 года, при игумене Давиде, святые мощи были торжественно положены в новой гробнице в храме Рыльской обители. Празднование возвращения мощей было установлено 1 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Германия – Γερμα’ νεια. О городе Γερμαν ( Γερμανς) в средиземной Дакии, которой главным городом была Сардина, нынешняя София, упоминают грамматик Гиерокл и Прокопий Кесарийский в шестом веке (первый в Синекдеме или Дорожнике, ed Bonn., р. 393, второй в De aedificiis lib IV, сар. 1 и 4) и Константин Порфирогенит в десятом веке (De thematibus, ed. Bonn., р. 56). Вероятно, он находился на р. Герман, о которой упоминается в Евфимиевом житии Св. Иоанна Рыльского (см. Гласника XXII, 298 и Мартынова Annus Eccles. под 19 октября, стр. 251) и которая впадает или в верхний Стримон, с левой стороны, между рр. Дубницей и Рилчицей, или в которую-нибудь из этих последних (cfr. Гласн. VII, 186 нач., в хризовуле Шишмана о Германчице). Григорович упоминает о селе Герман, находящемся в окрестностях Софии (Путеш. стр. 160); если слово окрестность понимать у него не слишком в тесном смысле, то вероятно, что это село и есть наш бывший город Германия (если не ошибается Барт, то Djerman’oм, что есть то же, что Герман, у него, в Reise на 2-й карте, названа та самая река, на которой стоит Дубница, а село Djerman или Герман поставлено на одном из южных притоков р. Djerman’a, недалеко на юго-восток от Дубницы). Теример ( Τερ’ μερος) – пока нигде не встречали никаких указаний. Стоб – Ζτο’ βος, имевший у греков свою епископию (Lequien II, 75), ныне в развалинах, находился недалеко от Рыльского монастыря, на запад или юго-запад от него, см. хризовул Шишмана в Гласнике VII, 186 нач. и Григоровича Путеш. 148 (Ган, в Reise стр. 175 fin., и другие определяют место развалин Стоба неладно). Като-Сундеаск – Κατω– Ζουδε’ ασκος (Нижний Сутеск) остается пока неизвестным. Раслога – Πασλο’ γα, в настоящее время Раслог (Разлук) – верстах в 30–40 на юго-восток от Рыльского монастыря, в верховьях р. Месты или Карасу, см. о нем Барта Reise S. 68 нач. 16) Враняцкая, браницкая – браничевская. По хризовулам импер. Василия ее города: Βρα’ νιτζα Μορο’ βισκος, Ζφεντε’ ρομος, Προ’ τος, Διβι’ συσκος, στρααγλα’ γγα и Βροδα’ ρισκος.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Нам не надо забывать: только сатана дает внезапно и вдруг, чтобы человек незаметно для себя возгордился и впоследствии погубил свою душу. Мы описали достаточно примеров, от которых ясно видно как святые лечили: Божьей благодатию, призыванием Божьего имени, в один миг, не отвергая и самых тяжелобольных людей – больных раком и даже слепых; видим и как Божии угодники всегда направляли людей к Богу, а не к себе, и как они заботились о славе Божией, а не о своей. Никто из них не использовал сахара (или другие подобные предметы), чтобы лечить или диагностировать болезнь. Это было им совсем не нужно, так как они находились в благодатном и прямом общении с всеведущим Богом и им не приходилось доверяться таким странным “посредникам”. Итак, существует ли и малейшее сходство между колдовскими “исцелениями” и “предсказаниями” Ванги и благодатной, смиренной деятельностью Божиих угодников? Но поскольку и до сих пор есть люди, которые шумно (и безумно) настаивают, чтобы Ванга была канонизирована как святая, и даже ставят ее имя в один ряд с именем св. Иоанна Рыльского , может быть уместно здесь рассказать небольшую часть многочисленных чудес и этого великого болгарского святого, совершенных как при жизни, так и после его успения. Таким образом можем еще лучше увидеть огромную разницу между пресветлой Иоанновой святостью и темной Вангиной бесноватостью. Искренне надеемся, что это сравнение отрезвит некоторых поклонников гадалки, по молитвам святого Рыльского Чудотворца. Об успении св. Ивана Рыльского и некоторых его посмертных чудесах. “… И как узнал он о своем переселении к Господу, святой предался молитве и, проливая горячие слезы из очей своих и на коленях на земле стоя, говорил: “Боже Вседержителю, прими меня, грешного и недостойного раба Твоего, и причисли меня по милости Своей к ликам Твоих избранников, потому что ничего доброго я на земле не соделал, благий мой Боже! Поэтому молю Твою благость послать мне благого Ангела, чтобы лукавые духи не помешали восходу моему!” Позвал и своих учеников, и дал им многие поучения, наставляя их неотступно соблюдать сей устав: “И по смерти моей да не будете страдать безутешно, так как я не оставлю вас, а невидимо буду с вами!”. Повелел им прилежными быть в трудах постнических, всех подряд расцеловал, причастился Божественными Христовыми Тайнами, просто лег на землю, воздел руки к небу и сказал: “Господи, в руки Твои передаю свой дух” и сразу передал дух свой в руки Божии. Случилось это в 946 году от воплощения Бога Слова, 18-того августа, во время царствования благочестивого болгарского царя Петра и византийского императора Константина Багрянородного.

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

В 922 г. по инициативе Вселенского Патриарха римский папа Иоанн X через своих послов Феофилакта и Карра попытался посредничать между Болгарией и Византией (Письмо Патриарха Николая Мистика 228). Чтобы добиться признания своего самозванного титула «Василевс», Царь Симеон завязал связи с Римско-католической Церковью. Во второй половине 926 г. в Великий Преслав прибыли послы римского папы – Епископ Мадельберт и Иоанн, дюк Кумский, посредничать о заключении мира между Болгарией и Хорватией. В начале 927 г. болгарские войска потерпели поражение в Хорватии. Как видно, связи с римскими еретиками были предосудительными и даже далеко до их добровольного отпадения от соборного единства Церкви в 1053 г. Царь Симеон пошел против Божией воли. В 927 г. он внезапно умер. Но военные победы Царя Симеона и устрашающая мощь Болгарского государства заставили Византийскую империю в 927 г. подписать мирный договор с Болгарией, признать автокефалию и патриаршеское достоинство Болгарской Церкви, как и преподтвердить во второй раз, после Кана Тервеля, царский титул болгарского государя как равнозначный титулу ромейского василевса. Титанические усилия болгарских Царей увенчались успехом и с тех пор, несмотря на все исторические превратности, Болгарское государство и Болгарская Церковь обладают высшим достоинством Царства и Патриархии. В Болгарии снова расцвело, после раннехристианской эпохи, монашество. Восстанавливались старые монастыри, в старых отшельнических пещерах селились болгарские монахи, воздвигались новые обители. В середине X в. воссиял строгий монашеский подвиг отшельника св. Иоанна Рыльского, небесного покровителя болгарского народа († 946 г.). В лоне самых высоких на Балканском полуострове Рыльских гор он основал болгарскую национальную святыню Рыльский монастырь. Св. Иоанн Рыльский оставил после себя «Завть» не только для рыльских монахов, но и для болгарского народа, который является его путеводной звездой. " Завет» св Иоанна Рыльского выдает его как высокообразованного и начитанного духовника. Из монашеской школы св. Иоанна Рыльского вышли его последователи препп. Прохор Пшинский вв.), Гавриил Лесновский (XI в.), Иоаким Осоговский вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Волоколамский Иларион посетил монастырь святого Иоанна Рыльского 19 декабря 2014 г. 12:33 18 декабря 2014 года в продолжение поездки в Болгарию председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил паломничество в ставропигиальный Рыльский мужской монастырь. Архипастыря сопровождали настоятель подворья Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Софии архимандрит Филипп (Васильцев), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, генеральный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви архимандрит Герасим (Георгиев), иеродиакон Николай (Оно). В обители гостей встречал наместник епископ Адрианопольский Евлогий. В соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы у гробницы с мощами преподобного Иоанна Рыльского паломники пропели величание святому. Другой особо чтимой святыней монастыря является икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» с частицами мощей святых. В храме находится захоронение болгарского царя Бориса III, очень любившего эту обитель. Затем наместник показал митрополиту Илариону монастырский музей, собрание которого насчитывает 35 тысяч экспонатов, в том числе иконы, книги, ценные исторические документы, произведения прикладного искусства, предметы церковной утвари. Главным экспонатом является крест работы инока Рафаила (1802 г.) — уникальный образец резьбы по дереву, содержащий 104 иконографических сюжета и 650 миниатюрных фигур. Далее паломники были приглашены на трапезу, по окончании которой епископ Евлогий преподнес на молитвенную память митрополиту Илариону образ основателя Рыльской обители. Председатель ОВЦС подарил свою книгу «Таинство веры», переведенную на болгарский язык, диски с ораторией «Страсти по Матфею». Митрополит Волоколамский Иларион также оставил запись в Книге почетных гостей. В этот же день состоялся телефонный разговор председателя ОВЦС с главой Царского Дома Болгарии Симеоном II Сакскобургготским. Митрополит Иларион передал царю Симеону приветствие и благопожелания от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://patriarchia.ru/db/text/3882802.ht...

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Иоанновском монастыре ноября 2014 Митрополит Варсонофий поздравил сестер святой обители, отцов-священнослужителей и прихожан с престольным праздником - днем перенесения мощей преподобного Иоанна Рыльского и передал им благословение Святейшего Патриарха Кирилла, который в этот день прибывает в Санкт-Петербург и будет в воскресенье совершать Божественную литургию.  " Желаю помощи Божией и процветания этой святой обители. Она находится под покровительством святых небесных сил, угодников Божиих, а также под попечением Святейшего Патриарха " , - сказал архипастырь. " Сегодня быть монахом трудно, как никогда. В житии преподобного Иоанна Рыльского рассказывается о том, какие подвиги он совершал. Подвиг монашества приравнивается к подвигу мученичества. Такова борьба со страстями, которые живут внутри человека от самой юности его и до самого конца. И все это монах должен преодолевать ради Господа, ради любви ко Христу Спасителю, чтобы исполнять Его святую волю. Для того монашествующие и идут в монастырь, чтобы исполнять волю Божию. Пусть Господь помогает вам в несении подвигов ради Церкви, ради спасения души, ради процветания святой обители по молитвам таких великих святых, как преподобный Иоанн Рыльский и праведный Иоанн Кронштадтский " , - отметил владыка. Иоанновский женский ставропигиальный монастырь был основан в 1900 году святым Иоанном Кронштадтским и назван в честь небесного покровителя батюшки - преподобного Иоанна Рыльского. В годы богоборчества монастырь был закрыт. Главный престол посвящен Собору 12-ти апостолов, приделы - Казанской иконе Божией Матери и святому Андрею Критскому. В храме-усыпальнице находится гробница " всероссийского пастыря " , прославленного в 1990 году.   " Вода живая " , 01.11.14 Поделиться 14 января 2020 14 июня 2019 11 июля 2018 2 января 2016 7 апреля 2024 24 марта 2024 17 марта 2024 10 марта 2024 9 марта 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010